так много думано исполнено так мало какая фигура речи
Так много думано исполнено так мало какая фигура речи
Онлайн тесты, дистанционное обучение запись закреплена
Культура речи и деловое общение (онлайн-тест)
1. Согласно нормам литературного языка, принятым в условиях официального общения, ударение падает на второй слог в слове…
со-бра-ла
пре-ми-ро-вать
(ты) вклю-чишь
о-бле-гчить
2. Согласно нормам русского литературного языка, согласный звук перед е произносится мягко в слове «…»
фонетика
реквием
дефис
декольте
3. Согласно нормам литературного языка, принятым в условиях официального общения, ударение падает на первый слог в слове…
на-верх
до-чи-ста
до-тем-на
жа-лю-зи
4. В выделенном фрагменте из тексте н.гоголя используется такое выражительное средство как Эй борода! А как проехать отсюда к Плюшкину
метонимия
5. В предложении «До чего может снизойти человек!» нарушено такое коммуникативное качество речи, как…
точность
уместность
выразительность
чистота
6. Синтаксические нормы – это правила…
образования форм различных частей речи (рода, числа, падежа и др)
передачи звукового языка на письме
постановка знаков препинания
построения словосочетаний и предложений
7. Ошибка в выборе синтаксического управления допущена в конструкции…
памятник Пушкина
памятник известного скульптора
хранитель музея
сочувствие чужой беде
8. Слова расходник («расходный ордер) безнал (безналичный расчёт),нал («наличные деньги) часто используемые в устной деловой речи, относятся к
Литературной книжной лексике
Профессионализмам
Литературной разговорной лексике
Диалектизмам
9. Форма родительского падежа множественного числа существительного … является нормативной
татаров
калмыков
башкиров
лезгинов
11. Согласно нормам современного русского литературного языка, сочетание звуков [шн] произносится в слове «…»
рюмочная
закусочная
очечник
сливочный
12. Нормативным является построение предложения с деепричастным оборотом…
Освоив наш видеокурс, языковой барьер перестанет Вас беспокоить
Записываясь на приём в городскую администрацию, граждане получают пропуска
Вглядываясь в далекие звёзды, суета будней начинала понемногу отпускать меня
Подъезжая к дачному посёлку, детские воспоминания начали оживать в моей памяти
13. В отрывке из стихотворения В.Брюсова используется такая фигура речи, как …Так много думано, исполнено так мало.
14. В деловых бумагах уместно использовать языковую конструкцию…
безналичный расчет
живые деньги
единым росчерком пера
власти предержащие
15. Синтаксическая норма нарушена в предложении
Как складывалась Ваша жизнь в первый год по приезду
По достижении совершеннолетия подросток становится полноправным гражданином
Познакомившись с трудами известного биолога, я по-настоящему увлёкся биологией
Заведующий кафедрой консультирует студентов и аспирантов по понедельникам с 12 до 15 часов
16. Согласно нормам литературного языка, принятым в условиях официального общения, ударение падает на второй слог в слове…
за-гну-тый
пра-вы
шар-фы
влю-че-ный
17. Функциональная разновидность русского литературного языка, которая обслуживает неформальное общение носителей литературного языка в условиях межличностной коммуникации называется
Разговорной речью
Научным стилем
Публицистическим стилем
18. Существительным мужского рода является слово…
мозоль
гастроль
лебедь
бандероль
19. К литературной разговорной лексике относится словосочетание…
Отреагировать на просьбу
Подытожить сказанное
Дать о себе знать
Облечь в нужную форму
20. Форма именительного падежа множественного числа существительного … является нормативной
корректоры
профессоры
слесаря
инженера
21. В приведённом ниже предложении из текста делового письма нарушены … нормы Требование по сокращению штата чиновников должно быть выполнено не позднее 20 декабря 2011 года
акцентологические
лексические
морфологические
синтаксические
22. В выделенной части отрывка из стихотворения М.Цветаевой используется такая фигура речи, как … Терпеливо, как щебень бьют, Терпеливо, как смерти ждут, Терпеливо, как вести зреют, Терпеливо, как месть лелеют, Буду ждать тебя
23. Культура речи – это…
раздел языкознания, изучающий общение между представителями разных национальностей на региональном и мировом уровнях
раздел языкознания, занимающийся проблемами нормализации речи, разрабатывающий рекомендации по умелому пользованию языком
имитация определенного стиля речи путем использования характерных для него средств выражения (слов, оборотов, синтаксических конструкций)
совокупность наук, изучающих духовную культуру какого-либо народа, выраженную в слове и закрепленную в письменном тексте
24. Согласно нормам русского литературного языка, согласный звук перед «е» произносится твёрдо в слове…
федеральный
шинель
стресс
музей
25. Функциональная разновидность русского литературного языка, обслуживающая сферу науки и образования, называется…
научным стилем
разговорной речью
официально-деловым стилем
публицистическим стилем
26. Согласный звук [н] произносится в слове…
Дерма[н]тин
Прете[н]дент
Инци[н]дент
преце[н]дент
27. В выделенном фрагменте из стихотворения М.Светлова используется такое выразительное средство, как … Траурный Шопен громыхал у заказа
28. Нормативным является согласование прилагательного с несклоняемым существительным в конструкции «…»
военный атташе
талантливая маэстро
забавное шимпанзе
финское салями
29. Лексические нормы русского литературного языка нарушены в предложении …
На крутых склонах с каменной почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.
Рекламации могут быть заявлены не позднее 120 дней после прибытия товаров на место назначения.
Мы готовы предоставить Вам образцы нашей продукции в ближайшее время.
Покупатель имеет право заявить претензию на основании акта экспертизы.
30. Подлежащее и сказуемое правильно согласованы в предложении…
Большинство были настроены решительно
Пролетели несколько месяцев
Небольшая часть учеников справилась с заданием
Студентов выступили пятеро
32. Функциональный стиль русского литературного языка, реализуемый в документах(административных актах, инструкциях, распоряжениях, договорах, уставах, гражданских актах, кодексах, меморандумах и пр.), называется…
33. вместо слова реальный нужно употребить слово реалистический в словосочетании реальное направление в живописи
добиться реальных успехов
решать реальные задачи
реальная действительность
34. Орфоэпические нормы регулируют
образование форм слов
правила построений словосочетаний и предложений
произношение гласных и согласных звуков
35. Одна из форм существования языка, служащая средством общения в основном малообразованной части городского населения
социальный диалект
территориальный диалект
просторечие
литературный язык
36. коммуникативное качество, заключающееся в разнообразии используемых в речи слов словосочетаний предложений
Богатство
Правильность
Выразительность
45. Деловой телефонный разговор должен начинаться фразой «. »
Говорите!
Слушаю Вас!
Компания NN, добрый день!
Кто это говорит?
46. Если телефонный разговор прервался
48. Тактический прием, применяемый, когда необходимо отложить рассмотрение проблемы, перенести его на другое время или вообще игнорировать проблему называется
52. Барьер установки в деловом общении возникает, когда одни из
53. Постоянные элементы содержания документа называются
54. После обращения возможна постановка одного из двух следующих знаков препинания:
55. При направлении делового письма должностному лицу реквизит «сведения об адресате» оформляется в следующей последовательности
И.А.Васильеву, Начальнику ИТО АГО
Начальнику ИТО АГО И.А.Васильеву
Васильеву И.А.начальнику ИТО АГО
Начальнику ИТО АГО Васильеву И.А.
56. Неверным является утверждение:
Речевое воздействие во время презентации должно усиливаться от начала к концу выступления
Чем больше аудитория, тем меньше она реагирует на то, что презентуется и тем больше на человека, который всё это презентует
Деловую презентацию рекомендуется проводить после 18 часов
Важной задачей презентации является необходимость так подать информацию, чтобы вызвать к ней интерес и привлечь внимание к предмету
презентации
57. Умение передавать чужую речь своими словами с целью пояснения и уточнения информации это
резюмирование
тезирование
конспектирование
перефразирование
58. Деловая бумага, оформленная с учетом соответствующих правил, служащая доказательством чего-либо, официально информирующая о чем-либо, подтверждающая право на что-либо и имеющая юридическую силу
59. Неверным является утверждение…
60. Ортологический аспект культуры делового общения – это
использование этикетных языковых средств
соблюдение норм русского литературного языка
учет обстановки общения (неофициальной/официальной)
умение убеждать в своей правоте, используя богатый арсенал языковых средств
61. Коммуникативное качество, учитывающее использование в речи изобразительно-выразительных средств языка, употребление пословиц, поговорок, фразеологизмов, – это …
выразительность
уместность
логичность
богатство
62. Деловые переговоры – это
встреча государственных, общественных, научных деятелей с представителями средств массовой информации для информирования по актуальным вопросам
публичное представление заинтересованной аудитории чего-либо нового
процесс взаимодействия сторон предполагающий совместный анализ проблем и достижение согласованного решения
форма организации делового общения коллектива с целью обмена информацией и принятия коллективного решения по актуальным для данного коллектива проблемам
63. Фонетический барьер в деловом общении возникает когда
64. Для того чтобы деловая беседа состоялась, коммуниканты должны владеть умением
Молчать
Одеваться
Говорить
Критиковать
65. Деловая беседа, вызванная необходимостью решения различных конфликтных ситуаций, возникающих в организации, называется
66. Внутренним документом является…
67. Если собеседники используют разную лексику, не понимая друг друга, возникает…
Барьер отрицательных эмоций
Мотивационный барьер
Семантический барьер
Барьер установки
68. Камерной (по Л.Аррендондо) называется презентация, предназначенная для…
1-2человек
15-50 слушателей
Аудитории от 50 человек до 200 и более
Небольшого количества слушателей (до 15человек)
72. Ошибка в образовании формы числительного допущена е конструкции «. »
с пятидесятью рублями
более полутораста человек
с трёхстах метрах
две тысячи восьмого года
92. Умение сделать краткий вывод, подвести заключительный итог речи, доклада и т.п. – это …
резюмирование
перефразирование
тезирование
конспектирование
93. Вид слушания, предполагающий минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней, называется …
рефлексивным
нерефлексивным
эмпатическим
направленным,критическим
94. Совещанием называется …
публичное представление заинтересованной аудитории чего-либо нового (идеи, продукта, услуги) межличностное речевое общение двух (и более) собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений
встреча государственных, общественных, научных деятелей с представителями средств массовой информации для информирования по актуальным вопросам
форма организации делового общения коллектива (группы) с целью обмена информацией и принятия коллективного решения по актуальным для данного коллектива (группы) проблемам
95. Когда взаимодействию с партнёром мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей, возникает … барьер
семантический
эстетический
мотивационный
этический
97. Правила постановки знаков препинания устанавливают … нормы
морфологические
лексические
пунктуационные
синтаксические
98. Согласно нормам русского литературного языка, под ударением произносится [о] в слове «…»
афера
опека
недоуменный
никчемный
99. Согласно нормам русского литературного языка, согласный звук перед «е» произносится мягко в слове «…»
детектив
нонсенс
реквием
компетенция
100. Коммуникативный признак, предполагающий употребление слов в строгом соответствии с обозначаемыми предметами, явлениями действительности, – это …
логичность
выразительность
точность
уместность
Орфоэпические нормы регулируют
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
отреагировать на просьбу
(облечь в нужную форму)
Согласно нормам литературного языка, принятым в условиях официального общения, ударение падает на второй слог в слове.
Согласно нормам русского литературного языка, согласный звук перед е произносится мягко в слове
Согласно нормам литературного языка, принятым в условиях официального общения, ударение падает на первый слог в слове.
В выделенном фрагменте из тексте н.гоголя используется такое выражительное средство как Эй борода! А как проехать отсюда к Плюшкину
В предложении «До чего может снизойти человек!» нарушено такое коммуникативное качество речи, как.
образования форм различных частей речи (рода, числа, падежа и др)
передачи звукового языка на письме
постановка знаков препинания
построения словосочетаний и предложений
Ошибка в выборе синтаксического управления допущена в конструкции.
памятник известного скульптора
сочувствие чужой беде
Слова расходник («расходный ордер) безнал (безналичный расчёт),нал («наличные деньги) часто используемые в устной деловой речи, относятся к
Литературной книжной лексике
Литературной разговорной лексике
Согласно нормам, современного русского литер. языка, сочетание звуков [шн] произносится в слове
Нормативным является построение предложения с деепричастным оборотом.
Освоив наш видеокурс, языковой барьер перестанет Вас беспокоить
Записываясь на приём в городскую администрацию, граждане получают пропуска
Вглядываясь в далекие звёзды, суета будней начинала понемногу отпускать меня
Подъезжая к дачному посёлку, детские воспоминания начали оживать в моей памяти
В деловых бумагах уместно использовать языковую конструкцию.
единым росчерком пера
Синтаксическая норма нарушена в предложении
Как складывалась Ваша жизнь в первый год по приезду
По достижении совершеннолетия подросток становится полноправным гражданином
Познакомившись с трудами известного биолога, я по-настоящему увлёкся биологией
Заведующий кафедрой консультирует студентов и аспирантов по понедельникам с 12 до 15 часов
Согласно нормам литературного языка, принятым в условиях официального общения, ударение падает на второй слог в слове.
Функциональная разновидность русского литературного языка, которая обслуживает неформальное общение носителей литературного языка в условиях межличностной коммуникации называется
Существительным мужского рода является слово.
раздел языкознания, изучающий общение между представителями разных национальностей на региональном и мировом уровнях
раздел языкознания, занимающийся проблемами нормализации речи, разрабатывающий рекомендации по умелому пользованию языком
имитация определенного стиля речи путем использования характерных для него средств выражения (слов, оборотов, синтаксических конструкций)
совокупность наук, изучающих духовную культуру какого-либо народа, выраженную в слове и закрепленную в письменном тексте
Согласно нормам русского литературного языка, согласный звук перед «е» произносится твёрдо в слове.
Функциональная разновидность русского литературного языка, обслуживающая сферу науки и образования, называется.
Согласный звук [н] произносится в слове.
В выделенном фрагменте из стихотворения М.Светлова используется такое выразительное средство, как. Траурный Шопен громыхал у заказа
Нормативным является согласование прилагательного с несклоняемым существительным в конструкции «. »
На крутых склонах с каменной почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.
Рекламации могут быть заявлены не позднее 120 дней после прибытия товаров на место назначения.
Мы готовы предоставить Вам образцы нашей продукции в ближайшее время.
Покупатель имеет право заявить претензию на основании акта экспертизы.
Орфоэпические нормы регулируют
произношение гласных и согласных звуков
образование форм слов
правила построения словосочетаний и предложений
Средство выразительности ЕГЭ русский язык
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Тренажер к заданию 24 ЕГЭ по русскому языку 2015
Учитель русского языка и литературы Ильинова Лариса Ивановна
МБОУ «Сусловская средняя общеобразовательная школа» с.Суслово
Описание слайда:
Важная информация
2015 ЕГЭ русский язык
Изменилась концепция экзамена.
Заданий стало меньше на 14! Раньше было 39 заданий, в этом году будет 25.
Исключили задания, которые были объёмными и сложными. Но грамотность и работа с текстом поднялись на ступень выше по важности.
Есть задания, как и прежде, где очень важна правильность речи.
В заданиях изменены формулировки, а верных ответов будет не один, а несколько!
В большинстве заданий формулировки изменены, и выбор ответа не ограничивается теперь 4-мя вариантами ответа. Это сделано сознательно, чтобы снизить процент вероятности угадать верный ответ.
Также добавили несколько заданий, совершенно новых по форме.
Раньше было три части: А, В, С.
Теперь две: часть 1 и часть 2. В экзамене 2015 только нумерация по порядку, убрали буквенные индексы.
Лишь несколько заданий совпадают с прошлогодними полностью.
Например, раньше было задание В8, сейчас будет 24.
ВАЖНО! Как и раньше за это задание можно получить сразу 4 балла!
Описание слайда:
Задание 24 предлагает найти в тексте и определить средства языковой выразительности.
За это задание можно получить сразу 4 балла!
Необходимо разделить текст на отдельные вопросы и последовательно на них ответить. Для ответов на вопросы нужно знать значения терминов.
Тропы — это слова и выражения, использованные авторами текстов в переносном значении. Это лексические средства художественной выразительности. Например, метафора, метонимия, синекдоха, синонимы и др.
Также в текстах встречаются фигуры речи, то есть синтаксические средства, делающие речь выразительной. Это, к примеру, парцелляция, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, эллипсис, однородные члены предложения, инверсия и др.
Значение терминов нужно понять, сами термины запомнить.
Описание слайда:
Задание1
1. Я обручился с тишиной,
Всегда безмолвием поющий. (К.Бальмонт)
2. Так вокруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как растет трава. (А.Ахматова)
3. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.
(А. Пушкин)
4. Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин)
5. И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.(А.Блок)
а)гипербола;
б)антитеза;
в)метафора;
г)метонимия;
д)оксюморон.
Описание слайда:
Задание 2
1. Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов)
2. И вы подобно так падете
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин)
3. Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной. (А.Пушкин)
4. Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна! (Н.Некрасов)
5. Изначальней всего остального – любовь,
В песне юности первое слово – любовь,
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа – любовь
а)сравнение;
б)инверсия;
в)эпифора;
г)гипербола
д)перифраза.
Описание слайда:
Задание 3
1. Как ночи Украйны
В сиянии звезд незакатных,
Исполнены тайны
Слова ее уст ароматных. (М.Лермонтов)
2. В темной роще на поляне
Плачет смехом бубенец. (С.Есенин)
3. Эх, суконная, казенная
Военная шинель,
У костра в лесу прожженная,
Отменная шинель.
Знаменитая, пробитая
В бою огнем врага
Да своей рукой зашитая,
Кому не дорога! (А.Твардовский)
4. Красною кистью
Рябина зажглась.
Подали листья
Я родилась. (М.Цветаева)
5. Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная… (Н.Некрасов)
а)метафора;
б)антитеза;
в)сравнение;
г)оксюморон;
д)эпитет.
Описание слайда:
Задание 4
1. Звуки виолончели вились, переплетались,
Росли и наполняли замерзшую залу. (В.Гаршин)
2. Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин)
3. И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком. (С.Есенин)
4. Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте. (Б.Пастернак)
5. Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь. (Басе)
а)антитеза;
б)градация;
в)олицтворение;
г)перифраза;
д)парцелляция.
Описание слайда:
Задание 5
1. Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек,
Ветер, ветер-
На всём белом свете. ( А. Блок)
2. Голос безгласия;
Чтоб он молчаньем
Славу пел мою. ( К. Бальмонт)
3. Война –жёстче нету слова.
Война- печальней нету слова.
Война- святее нету слова. (Твардовский)
4. Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит. ( А. Пушкин)
а) метонимия
б) олицетворение
в) оксюморон;
г) параллелизм,анафора,эпифора
д) гипербола
Описание слайда:
Задание 5
«клетушка», «помаленьку», «парень»
«кровавые бои, «отвратительными подходами
«даже в голову не могло прийти»
«землянка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель»
Фразеологизм
Разговорная лексика
Эпитеты
Профессиональная лексика
Описание слайда:
Задание 6
1. За ним во след неслись толпой
Сии птинцы гнезда Петрова…
Его товарищи, сыны:
И Шереметьев благородный,
И Брюс,и Боур, и Репнин,
И,счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин. (А.С. Пушкин)
2. Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений-
Возникнет праведная Русь. (М. Волошин)
3. Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый. (И. Крылов)
4.Будет льдом покрываться река,
Будут ночью поскриповать двери,
Будет грязь во дворе глубока. (Н. Рубцов.)
5. Мне грустно… от того что весело тебе. (М. Лермонтов)
а) метонимия;
б) антитеза;
в) оксюморон;
г) перифраза;
д) анафора
Описание слайда:
Задание 7
1. Ты, брат,- это батальон.
Полк.Дивизия. А хочешь-
Фронт. Россия. (А.Твардовский)
2. В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)
3. Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков. (А.С. Пушкин)
4. Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег. (С. Есенин)
5. Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.
(А. Чехов)
а) Гипербола;
б) Метафора;
в) Инверсия;
г) Градация;
д) Ирония.
Описание слайда:
Задание 8
1. Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна. (М. Исаковский)
2. Старик с морозца вносит в дом
Охапку дров продрогших. (Д. Самойлов)
3. Ночь стелет тень и влажный берег студит,
Ночь тянет вдаль свой невод золотой.(И. Бунин)
4. Собирались на работу ночью, Читал
Донесенья, справки, дела.
Торопливо подписывали приговоры.
Зевали. Пили пиво. (М. Волошин)
5. Земля дымилась, словно щей горшок. (Б. Пастернак)
а) Парцелляция;
б) Метафора;
в) Сравнение;
г) Лексический повтор;
д) Эпитет.
Описание слайда:
Задание 9
1. Тогда ночной фиалкой пахнет все:
Лета и лица. Мысли. Каждый случай,
Который в прошлом может быть спасён. (Б. Пастернак)
2. Око зрит- невидимейшую даль,
Сердце зрит- невидимейшую связь.
Ухо пьёт – неслыханнейшую молвь. (М. Цветаева )
3. Но степь поёт. (И. Бунин)
4. Светила нам только зловещая тьма. (А.Ахматова)
5. День был горяч, душен, как воздух над раскаленной плитой. (А. Грин)
а) метонимия;
б) оксюморон;
в) сравнение;
г) параллелизм;
д) парцелляция.
Описание слайда:
Задание 10
1. Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою. (А. Блок)
Белая акация и сирень пахнут так сильно, что кажется: воздух и сами деревья стынут от своего запаха. (А. Чехов)
3. Так много думано, исполнено так мало. (В. Брюсов)
4. Пусть громы небо потрясают,
Злодеи слабых угнетают,
Безумцы хвалят разум свой!
Мой друг! Не мы тому виной. (Н. Карамзин)
5. Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночей, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица. (А. Фет)
а) градация;
б) бессоюзие;
в) гипербола;
г) антитеза;
д) анафора.
Описание слайда:
2. Он человек! Им властвует мгновенье,
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей. (А. Пушкин)
3. Золотое сердце России
Мерно бьётся в груди моей. (Н. Гумилёв)
4. О бард любви, далёкий соловей. (В. Брюсов)
Вся жизнь, ненужно изжитая.
Пытала, унижала, жгла. (А. Блок)
а) перифраза;
б) метафора;
в) метонимия;
г) градация;
д) эпифора.
Описание слайда:
Задание 12
1. Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветёт. (А. Фет)
4. И сразу дают понять, что они- власть. Они- то и есть.
Истинная, стальная.
( Ю. Трифонов)
5. Гремят отдвинутые стулья;
Толпа в гостиную валит;
Так пчел из лакомого улья
На ниву шумный рой летит. (А. Пушкин)
а) градация;
б) звукопись;
в) сравнение;
г) метафора;
д) парцелляция.
Описание слайда:
Задание 13
1. Таскали –то кирпичик, то полено,
То брёвнышко. И прятались. (А. Блок)
2. Снег, словно мед ноздреватый,
Лег под прямой частокол. (С. Есенин)
3. Двери вдруг заляскали,
будто у гостиницы
не попадают зуб на зуб. (В. Маяковский)
4. Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома. (М. Цветаева)
5. Бесконечность немых голосов. (К. Бальмонт)
а) сравнение; б) парцелляция;
в) оксюморон; г) звукопись;
д) метонимия.
Описание слайда:
Задание 14
1. Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье. (И. Бунин)
2. На улице в шагах в пяти,
Стоит, стыдясь, зима у входа
И не решается войти. (Б. Пастернак)
3. Мы- из Вильяма Шекспира
Два стиха. (М. Цветаева)
4. Забуду год, день, число.
Запрусь одинокий с листом бумаги я. (В. Маяковский)
5. Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнём в очах, с гитарой сладкогласной. (А. Пушкин)
а) метонимия;
б) эпитет;
в) градация;
г) метафора;
д) перифраза.
Описание слайда:
Задание 15
1. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
(А. Грибоедов)
2. Спит земля в сиянье голубом. (М. Лермонтов)
3. И на извёстку колоколен невольно крестится рука.
(С. Есенин)
4. Я с восторгом сердце баюкаю. (В. Брюсов)
5. Меж тем как сельские циклопы
Перед медлительным огнём
Российским лечат молотком
Изделье лёгкое Европы. (А. Пушкин)
а) олицетворение;
б) метонимия;
в) литота;
г) перифраза;
д) метафора.
Описание слайда:
Задание 16
1. Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок. (М. Лермонтов)
2. И раб судьбу благословил. (А. Пушкин)
3. Придёт шарманщик хмурый,
Заплачет на дворе…
О той свободной доле,
Что мне не суждена. (А. Блок)
4. Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Б. Пастернак)
5. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома.
(А. Грибоедов)
а) лексический повтор;
б) перифраза;
в) градация;
г) синекдоха;
д) парцелляция.
Описание слайда:
Задание 17
1. Младший сын был ростом с пальчик-
Как тебя унять,
Спи, мой тихий, спи мой мальчик,
Я дурная мать. (А. Ахматова)
2. Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю.
Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю. (М. Цветаева)
3. В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез. (Басё)
4. Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви. (А. Блок)
5. Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза. (О. Мандельштам)
а) литота;
б) метафора;
в) градация;
г) сравнение;
д) метонимия.
Описание слайда:
Задание 18
1. Одноэтажные дома,
Где однодумы- генералы
Свой коротают век усталый,
Читая « Ниву» и « Дюма». (О. Мандельштам)
2. Ещё недавно ласточкой свободной
Свершала ты свой утренний полёт,
А ныне станешь нищенкой голодной,
Не достучишься у чужих ворот. (А. Ахматова)
3. И путешествия ему,
Как все на свете, надоели,
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал. (А. Пушкин)
4. Река раскинулась. Течёт, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной жёлтого обрыва
В степи грустят стога. (А. Блок)
5. Легче весеннего дуновения
Прикосновение
Пальцев тонких. (М. Кузмин)
а) антитеза;
б) гипербола;
в) олицетворение;
г) метонимия;
д) сравнение.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.