тактильные дети какие они
Тактильный и ласковый ребенок. Учить ли сдержанности?
Фотография: Marta Everest
Дорогие друзья, сегодня мы предлагаем вам тексты из рубрики «Вопрос — ответ» от психолога Лёли Тарасевич. Как быть, если у вас очень общительный, ласковый и тактильный ребенок? Ведь на его пути будут встречаться разные люди. И не всем, к сожалению, будут приятны объятия. Что делать? Учить ребенка сдерживаться и подавлять эмоции? Отвечает Лёля Тарасевич.
Лёля, здравствуйте! Прошу совет. Дочь, почти 5 лет, обнимает своих друзей и знакомых, которые ей приятны, прям висит на них и тискает. Без меры. Такие у неё эмоции. Не задумываясь об их чувствах и желаниях. Я принимала такое поведение, но сейчас вижу это детям не всегда нравится. Кто-то стесняется отвергнуть, кто-то явно убегает. Стала ее тормозить. Дома ей обнимашек достаточно, кот ею тоже затискан, но он лоялен, безотрывно с ней ходит. Как Вы смотрите на такую ситуацию? Я теряюсь, нужно ли учить ее сдержанности, загоняя свои чувства внутрь? Заранее спасибо за ответ. Я не против публикации.
Так прекрасно иметь ласкового, общительного и тактильного ребенка, особенно уж дочку. И всё было в описании прекрасно ровно до того момента, когда внимательный и думающий взрослый замечает, что «это детям не всегда нравится». А значит нарушаются их границы. А значит именно тут заканчивается свобода нашего ребенка, и родительская задача — ему об этом рассказать.
Конечно, можно забить и не рассказывать – мир довольно быстро восполнит это за нас. Например, лопаткой в лоб за то, что полезла обниматься не вовремя. Но зачем нам лишние удары по голове, ей-богу?
Каждый раз, когда мой сын падает и бьется обо что-то головой, я прагматично озвучиваю «минус одна нормальная профессия». Не хочу, чтобы их количество сокращалось ещё и из-за чьей-то лопатки. Или лопаты — зависит от возраста, силы и ума второй стороны.
Итак, отчего это бывает и как поправить?
1️⃣ Недостаток ласки, тактильного контакта. Бывает такое: вот уже все затроганы до нервного тика, а ребенку мало. Это не означает, что он неправильный и надо его ограничить. Это говорит о том, что пора придумывать способы напитать дитё иными путями. Спорт, песочная анимация, сенсорная интеграция, тяжелое одеяло на сон, игры с родителями на протискивание — типа «выбраться из кольца рук». Прижимаете дочку, обхватываете, а она старается ужиком выползти. Собака, как вариант, кстати, — более контактный зверь, но тут надо взвесить все за и против в конкретной семье.
2️⃣ Недостаток безусловного принятия. Тут очень важно, чтобы обнимая ребенка, мы были с ним и эмоционально, а не гладили его, кошку и складки на платье одинаково безучастно. Включаемся! Лучше меньше, но качественнее.
3️⃣ Нехватка поддержки и одобрения. Любому человеческому детенышу оно необходимо, и он будет добиваться похвалы всеми доступными способами. Я сейчас девочку соседскую обниму, а взрослые как начнут умиляться и говорить, что я прекрасная, ласковая, добрая. Ну тут понятно, наверное, запасаемся кляпами и затыкаем рот каждому взрослому в радиусе 100 метров. Ладно, шучу, даем одобрение собственному ребенку на другое поведение, а данное игнорируем. Не ругаем, не отчитываем, а именно игнорируем.
5️⃣ Копирование поведения своих взрослых. Если мама постоянно обнимается с подругами, знакомыми и даже малознакомыми, то не стоит удивляться привычкам ребенка. Осинки, апельсинки, яблоньки – ну вы поняли. Вряд ли у нее, конечно, вообще такой вопрос возникнет про дочку, но тем не менее должна же была я об этом упомянуть.
В общем и целом, мы обязаны научить детей переходить дорогу на зеленый свет вместо красного, ходить в туалет на унитаз вместо собственных штанишек, уважать границы чужого тела вместо собственных сиюминутных желаний. Мы можем подчеркивать каждый раз, что только сам человек решает, как распоряжаться своим телом, что мы обязаны спросить, прежде чем обнимать его, целовать или бить лопаткой. Можно предложить вообще на выбор эти три альтернативы – и велики шансы, что обнимашки точно состоятся. Вместо лопатки-то!
Тактильные дети какие они
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Самые маленькие дети еще не освоили ни речь, ни язык невербального общения, поэтому тактильный контакт с окружающими занимает в их жизни особое место.
Статья:
Самые маленькие дети еще не освоили ни речь, ни язык невербального общения, поэтому тактильный контакт с окружающими занимает в их жизни особое место. Как его правильно организовать, рассказывает Анна Павлова — психолог, научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики.
Теория естественного родительства — «ровесница» сегодняшних мам и пап
Телесный опыт — это, по сути, первый опыт ребенка, который он получает, еще находясь в утробе матери. Часто можно слышать о развивающем потенциале первых прикосновений, телесной близости новорожденного и младенца с мамой. Или о том, что телесный опыт — это первая ступень самопознания ребенка, которая ведет к появлению у него телесного «Я». Также распространено мнение, что телесный контакт необходим для эмоционального благополучия ребенка. Как и когда возникла такая точка зрения, а главное — оправданна ли она?
В 1980-х годах американские педиатры супруги Уильям и Марта Сирс предложили так называемую теорию естественного родительства, которая понимает младенчество ребенка как период, когда малышу нужно напитаться телесным взаимодействием со взрослым. Ощущение близости мамы, согласно этой точке зрения, закладывает основы мироощущения ребенка, дает ему уверенность, ощущение безопасности сейчас и в будущем.
Результатом распространения такого подхода стало то, что педиатры и родители на Западе стали пропагандировать совместный сон с ребенком, одобрять ношение его на руках или в слинге.
В России девиз «Маленький ребенок должен иметь постоянный контакт с близким взрослым» распространился в 1990-х. Сегодня мы видим отцов и матерей с младенцами в кафе, в музеях, на спортивных мероприятиях и даже на рок-концертах. Многие родители рады продолжать вести привычный образ жизни, активно подключая подрастающих малышей к своей активности. Постоянный контакт с родителями, по их мнению, — залог эмоционального благополучия и полноценного психического развития ребенка.
Качество контакта важнее его количества
Стало ли меньше эмоциональных проблем у детей, выросших в слинге? Нет, не стало. Пятилетний Петя прижимается к маме, стоит чужому взрослому подойти, и требует немедленно взять его на руки. Родители уже два раза пытались отправить его в детский сад, но не смогли оставить его там ни на минуту, он капризничал и требовал немедленно забрать его домой.
Повышенную привязанность к маме он проявляет и дома: плачет, когда она уходит, требует, чтобы только она укладывала его спать. Родители в недоумении: они ни разу не оставляли его на чужих руках, постоянно были рядом и выполняли все его желания, даже работала мама, только когда маленький Петя засыпал в слинге. Что же пошло не так? Он ведь имел телесный контакт в избытке и вроде бы должен был эмоционально окрепнуть. Почему получилось наоборот?
Можно возразить, что Петя — просто крайне тревожный ребенок. Скорее всего, так и есть. Только в этом случае его тревожность была усугублена в раннем детстве. Опыт ранней близости может перейти в «слитость», неразделенность матери и ребенка. В этом случае малыш воспринимает взрослого как часть себя.
Такой опыт не дает ему возможности научиться важным вещам: адаптироваться к новой ситуации и развивать коммуникацию. И когда дело дошло до выхода за пределы дома и общения с другими, Петя оказался не готов к новым условиям. Эти размышления наводят на мысль, что дело, возможно, не в количестве телесного контакта, а в его качестве.
Природа и «язык» тактильного контакта
Что вообще такое телесный контакт, каково его место в жизни младенца? Ответы на эти вопросы дают понять, почему он так нужен малышу, в чем его целительная сила и, с другой стороны, почему иногда его недостаточно, чтобы обеспечить условия для развития ребенка.
Телесные ощущения сопровождают малыша еще с внутриутробного периода. Ощущения от своего тела и от собственных движений доставляют удовольствие большинству детей. Родители знают, как проще воздействовать на ребенка, чтобы успокоить или взбодрить его, — надо погладить или потеребить малыша.
Когда мы с нежностью гладим ребенка, обнимаем, ласкаем его или, наоборот, когда в гневе сжимаем его ручку, резко поворачиваем, хватаем или трясем, мы передаем малышу сигналы: либо «Я люблю тебя», либо «Я недовольна тобой». Ребенок отвечает на этот сигнал, даже если мы не замечаем или не понимаем его.
В ответ на ласку младенец затихает и прислушивается или улыбается и смеется; в ответ на грубые и гневные действия взрослого он сжимается, хмурится, плачет. Получается, что с помощью телесного контакта мы общаемся с ребенком, который еще не умеет говорить.
Если телесный контакт — это пребывание на руках у мамы, которая в этот момент говорит по телефону, или совместный сон, или кормление грудью перед экраном компьютера, то такой телесный опыт не будет развивать ребенка, даже если его очень много.
Но когда телесное взаимодействие — это обмен сообщениями, когда оно сопровождается зрительным контактом, обращением мамы к ребенку, интонацией, мимикой — оно начинает развивать возможности малыша. Сосредоточение мамы и малыша друг на друге — вот что необходимо телесному контакту, чтобы он обрел развивающее воздействие.
Вот мама Марина делает шестимесячному сыну Ванечке игровой массажик. Малыш лежит на спинке, Марина и Ванечка видят друг друга. Мама обращается к малютке, ловит его взгляд, напевает потешку, ласково называет части тела, поглаживает, целует их. Ванечке нравится эта игра: он улыбается, тянется ручками к маме, хватает ее за волосы.
И тут мама останавливается: зазвонил телефон. Ваня сначала напрягается, смотрит на маму, потом начинает сердито кряхтеть: он пытается воздействовать на нее, чтобы она продолжила приятную игру. Она не обращает внимания на действия малыша, и тогда он начинает размахивать руками и ногами, покрикивает все громче. Марина, наконец, смотрит на ребенка, откладывает разговор и возвращается к приятной для ребенка телесной игре.
В этом примере телесный контакт — это то, что ребенок желает получить, это его потребность и удовольствие. Такая повседневная житейская ситуация на самом деле несет большой развивающий потенциал: малыш учится справляться с переживанием, что желаемого больше нет; получает опыт того, что он может влиять на ситуацию и возвращать желаемое; осваивает разные способы воздействия на маму. Таким образом он развивает навыки коммуникации, тренирует настойчивость и умение адаптироваться к обстоятельствам.
Как правильно организовать телесное взаимодействие с ребенком
Еще один пример: папа играет с годовалым Васей на гимнастическом мяче: придерживая мальчика сзади под мышками, он высоко подбрасывает его вверх. Мальчику очень нравится так высоко прыгать. Однако у него нет никакой возможности показать, что он хочет завершить игру. В какой-то момент Вася устает или внезапно пугается высоты и начинает громко плакать — к неудовольствию папы.
Эта телесная игра не развивает коммуникацию между папой и ребенком, хотя поначалу и приносит обоим удовольствие. Дело в том, что папа действует по своему усмотрению и закончит играть, когда решит сам, не учитывая желания сына. Ведь он не видит выражения лица ребенка, так как находится позади него.
Вместе с тем есть коммуникативные позиции, которые облегчают общение ребенка и взрослого и дают младенцу необходимую телесную близость, удовольствие и ощущение безопасности. Это, прежде всего, положение «лицом к лицу» — как в примере с Ванечкой, когда малыш лежит на спинке на пеленальном столике или другой поверхности и поддерживает зрительный контакт со взрослым. Но есть и другие варианты.
В таких положениях с малышом удобно играть, петь ему песенки и потешки. Вот лишь несколько примеров самых популярных игр и сопровождающих их потешек (можно также найти множество других или придумать собственные):
Помочь ребенку развиваться и вырабатывать навыки взаимодействия с миром помогут не только игры и массаж. Даже такие ежедневные бытовые процедуры, как купание, умывание, одевание, имеют огромное значение, ведь они напрямую связаны с прикосновением и целенаправленным контактом «кожа к коже».
Качественное тактильное взаимодействие — с играми и зрительным контактом — улучшает поведение ребенка, его самоощущение, влияет на рост и дальнейшее развитие. Прикосновения родителей дают малышу ощущение значимости, он понимает, что его любят, — а это одна из самых важных потребностей любого человека на протяжении всей жизни.
Тактильная гиперчувствительность у детей
Объяснение парадокса избегания\поиска прикосновений у детей
Дети с тактильной гиперчувствительностью часто избегают прикосновений. Когда кто-то прикасается к ним, они защитно отстраняются, сопротивляются во время процедур ухода за ними, отказываются носить определенную одежду, избегают касания определенных материалов и ощущают потребность контролировать все взаимодействия с ними. Однако, как это ни парадоксально, эти же дети могут демонстрировать сильную потребность в глубоком давящем воздействии, часто жаждут его. Они могут быть очень цепкими, могут всё время хвататься и держаться за маму или папу. Эти два состояния кажутся противоречащими друг другу, ведь ребенок чувствителен к прикосновению.
Если Вы приглядитесь к многим тактильно-защищающимся детям, то заметите, что-то, к чему они особенно чувствительны, — это легкое прикосновение. Именно нервные окончания поверхности кожи оказываются наиболее чувствительны и запускают реакцию борьбы или бегства. Однако, нервные рецепторы глубже в мышцах обычно не являются гиперчувствительными, так, что глубокое давящее воздействие устраняет негативный эффект поверхностного. Глубокое воздействие проникает за поверхность, активируя рецепторы мышц и связок. Глубокое прикосновение оказывает успокаивающий эффект на нервную систему и помогает снизить тревогу и нервную дезорганизацию тактильно-избегающих субъектов. Поэтому, прикасаясь к детям с тактильным избеганием, используйте твердое касание, чтобы избежать реакции борьбы или бегства.
Что касается цепляющихся, хватающихся детей, то они могут испытывать постоянную потребность в прикосновениях. Они хватаются за вас, крепко держатся и прижимаются. Они могут, исследуя, прикасаться ко всему, что видят, чтобы получить тактильную обратную связь. Опять же, если Вы присмотритесь, здесь можно выделить два момента:
(1) ребёнок контролирует прикосновение — он касается вас, а не вы — его, и
(2) это обычно твердое, а не легкое прикосновение. Ребенок может выдержать легкое прикосновение, если только он сам контролирует его.
Эти же дети могут демонстрировать потребность в успокаивающей тактильной стимуляции, размазывая по коже фекалии или слюну. Такая контролируемая стимуляция может успокаивающе действовать на их тревожную нервную систему.
Прикосновение является базовой человеческой потребностью, и сенсорно-чувствительный ребенок будет жаждать прикосновения, но будет вынужден (1) контролировать его и (2) хотеть, чтобы оно было твердым. Дети могут быть тактильно-избегающими, с одной стороны, и тактильно-ищущими, с другой. Это часто кажется парадоксальным.
Ручной ребенок. Контакт мамы и малыша в первые месяцы жизни
Ребенок все время просится на руки? Как только мама отошла хнычет и не любит ездить в коляске?
С большой долей вероятности окружающие будут называть его «ручным ребенком», недовольно цокая на маму, что так разбаловала новорожденного.
Однако, давайте разбираться, действительно ли телесный контакт так плох для мамы и малыша, как это нам привыкли преподносить.
О важности прикосновений
Кожа – самый большой и тяжелый орган нашего тела. Она имеет тесную связь со многими системами организма, особенно нервной. У них одно происхождение (из наружного зародышевого листка) и тесное рецепторное взаимодействие. Именно от кожи центральная нервная система получает самое большое число импульсов. Эти импульсы тренируют и развивают межнейронные взаимодействия. Связи между клетками формируют опыт и навыки. Без них развитие замедляется.
Прикосновения также стимулируют кровообращение, участвуют в регулировании работы эндокринной и иммунной систем. В Институте тактильных исследований при Майамском университете изучают воздействие контактов на ребёнка и выделяют их в отдельный раздел «тактильной терапии». По их данным она помогает при коликах, расстройствах сна, повышенной возбудимости и даже способствует увеличению весовых прибавок.
Ребенок сразу после рождения. Первый контакт мамы и малыша.
С первой вашей встречи начинает формироваться сенсорный опыт малыша и новый опыт материнства. Контакт важен для обоих, и для мамы и для ребенка:
Ручной ребенок. Почему тактильный контакт действительно важен?
Для новорожденного очень важен тактильный опыт, причем это не только ношение на руках и контакт «кожа к коже». Это любые прикосновения, любой физический контакт: прикосновения, поглаживания, похлопывания, поцелуи, укачивание и прочее.
Контактов не бывает слишком много!
Трогайте щёчки, пальчики, ручки, стопочки, ушки. Гладьте по головке, плечикам, животику, спинке, ягодицам. Всё тело малыша в ваших руках. Гормоны радости выработаются у обоих участников этого процесса.
Во время общения с малышом он ощущает не только прикосновения, но воспринимает звуки и запахи. Это неотъемлемые компоненты любого физического контакта, а значит, стимулы для развития головного мозга и формирования новых нейронных связей.
Впечатление о мире
Окружение малыша, наличие или отсутствие постоянного контакта с матерью (или взрослым её замещающим) формируют у новорождённого представление о мире его окружающем.
Если с малышом взрослые всегда в контакте, берут на руки, при общении смотрят в глаза и разговаривают, озвучивают свои действия, удовлетворяют базовые потребности, формируется позитивное впечатление о мире. В противном случае – негативное.
Эти впечатления оказывают огромное влияние на формирование его личности.
Тактильный контакт с ребенком
Содержание:
Это любые прикосновения. От поглаживания по голове до объятий и тисканий. Дети в первые месяцы ориентируются больше на ощупь. Буквально «видят руками». Это важный и неотъемлемый процесс развития и познания мира.
Зачем нужен тактильный контакт?
Есть причины медицинского и психологического характера. Тактильный контакт с мамой:
Нормализует температуру тела новорожденного.
Нормализует сердечный ритм и артериальное давление.
Повышает уровень сахара в крови малыша.
Успокаивает ребенка, дает ему ощущение безопасности.
Снижает уровень гормонов стресса ребенка в крови.
Помогает проще наладить грудное вскармливание.
Хочу на ручки!
Даже будучи взрослыми, мы редко отказываемся от объятий. Это успокаивает и утешает нас. Только представьте, насколько это важно для ребенка! До того как малыш начнет уверенно ползать, он считает место на руках своей законной территорией. Родители просто обязаны взять его «на ручки» по первому требованию. Как правило, дети «виснут на руках» из-за недостатка прикосновений в другое время или раздражения. Оно может быть вызвано не только болезнями, но и просто складом характера ребенка.
Большинство детей сами прекращают требовать постоянной переноски, как только начинают самостоятельно передвигаться. Любопытство побеждает желание прикосновения.
Есть простые правила для того, чтобы ребенок не привык к рукам:
Существует множество средств, чтобы кроха не чувствовал маму так близко: рюкзачки-«кенгурушки», переноски и слинги создадут барьер между вами и ребенком, но при этом он все равно будет чувствовать заботу и проводить время с самым любимым человеком.
Зовите помощников. Бабушки, папы, другие родственники или даже няни освободят вам руки (и время). Его можно потратить не только на мытье полов, но и на столь необходимый мамам отдых.
Завлекайте. Музыкальная игрушка, мультфильм или домашнее животное станут прекрасным «раздражителем» для маленького исследователя. Ребенок с удовольствием переключится на них.
Отсутствие или недостаток тактильного контакта
Дети воспринимают отсутствие близкого человека по-другому. Вы занимаете очень большое место в его жизни. Поэтому для него неважно, ушли вы на минуту или на час. Малышу не просто плохо без вас, он не может понять, сколько вас не было и сколько еще не будет. Такой образ мысли длится первые полгода. Отучать ребенка от себя (да, это тоже придется сделать) лучше только после этого периода.
Все советы формата «не приучайте к рукам» лучше игнорировать. Малыш, которому уделяется достаточно внимания гораздо легче «отпускает» родителей. Дело в уверенности малыша в том, что его не оставили навсегда и мама вернется.
Считается, что быть с мамой — это врожденная потребность ребенка. Это не признак «разбалованности» и не следствие того, что ребенка «приучили к рукам». Это внутренняя потребность, свойственная всем детям без исключения. Просто одни — более требовательны, чем другие.
Тактильный контакт — это одна из вещей, на которых не советуют экономить время. Оставляя ребенка долго без своего присутствия, вы можете подвергать его постоянному стрессу. Такое напряжение может вылиться в психологические травмы и комплексы. Те малыши, которым не хватает внимания, ведут себя по-другому. Они часто бывают напряжены и проявляют агрессию. Это не злоба, просто так компенсируется недостаток прикосновений.
Наблюдение на прогулке за своим малышом может помочь вам определить, хватает ли тактильного внимания вашему малышу. Если ребенок не боится отойти далеко от вас, охотно общается или взаимодействует с другими детьми, то все хорошо. Что-то в поведении не понравилось? Подумайте, как можно восполнить такой недостаток внимания: развивающие игры с касаниями, массаж, просто выделить больше времени для того, чтобы побыть с малышом.