талак в исламе какие можно отметить
Вопросы, связанные с талаком
The Council of Muslim Theologians
Исламский информационно-образовательный портал
Введение
Талак, или развод, является очень деликатным вопросом. В Исламе он описан как самое отвратительное из всех дозволенных вещей. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Перед Аллахом самым отвратительным из всех разрешённых вещей является развод» (Абу Дауд).
Однако несмотря на то, что талак отвратителен, в Шари’ате он является дозволенным. Иногда, когда брак распался безвозвратно, исключая любую надежду на примирение, лучшим вариантом является развод, чтобы стороны могли с достоинством расстаться и пойти своими путями, чтобы начать все заново.
Прежде чем брак достигнет данной точки, должны быть предприняты все усилия на то, чтобы проконсультироваться с учёными и разрешить проблемы и препятствия, которые могут привести к разводу. Следование законам Шари’ата и практическое соблюдение сунны являются жизненно важными факторами в любом браке, способствующими сохранению спокойствия, гармонии и любви.
Несмотря на решающую природу развода, большинство мусульман не понимают этого. Как и в любой другой составляющей религии, мусульманам необходимо изучать и понимать законы, регулирующие расторжение брака. Невежество является одной из основных причин импульсивного и непреднамеренного развода, что приводит к разбитию сердец для многих пар.
Что такое Талак?
Талак — это исламский эквивалент развода. В Исламе, мужчина может развестись со своей женой, используя слова «талак» или «развод».
Кто может выдать талак?
Талак является правом мужа. Женщина не может выдать талак. Если же она даст его, то он будет недействительным. Как только муж выдаёт талак, он становится обязательным и действительным.
Женщина, желающая развестись, может потребовать того же от своего мужа. Если он отказывается, она может обратиться в исламский суд/организацию учёных для расторжения её брака (фасх).
Когда происходит талак?
Как только муж обращается к своей жене со словами талака (развода) в таком тоне, что он сам может услышать эти слова, то развод вступает в силу. Это независит от того, произнес он их наедине или публично, слышала ли его жена эти слова или нет. Также не будет иметь значения, было ли его высказывание преднамеренным или непреднамеренным, произнёс ли он это в шутку или в гневе. Во всех случаях происходит развод. Развод может также вступать в силу в некоторых ситуациях с некоторыми другими высказываниями, помимо слов о разводе. (См. «Талак Ба’ин» ниже)
Виды талака
Талак Радж’и (обратимый развод)
Талак радж’и — это когда развод дан словом/словами, выражающими смысл развода, например «Талак» или «Я развожусь с тобой». Следствием такого развода является то, что развод происходит, но его полный эффект не реализуется сразу же. Талак может быть расторгнут мужем (без согласия или одобрения жены) в течение периода идды. Человек может выдать два талака таким образом и оба будут радж’и. Если период идды подходит к концу и талак не был отозван, вступает в силу полное действие талака и брак расторгается.
Талак Ба’ин (безвозвратный развод)
Талак ба’ин — это когда развод, выданный с четким указанием на то, что развод не подлежит отмене, или словами, имеющими ориентировочное значение развода, когда произносятся с намерением расторгнуть брак, например «Ты больше не моя жена». Данный вид развода является решающим и никях расторгается с немедленным вступлением развода в силу. Он не может быть отозван даже в течение периода идды. Для воссоединения необходимо повторное возобновление никяха.
Талак Мугалляза (необратимо обязывающий и решающий)
Если муж выдал три развода одновременно или раздельно, будь то в одном маджлисе или в разных маджлисах, то все три развода будут действительны, и брак расторгается немедленно и безвозвратно. Воссоединение будет невозможным. Даже если пара снова заключит брак, то брак будет считаться недействительным.
Единственное исключение — если женщина выходит замуж за другого мужчину, между ними происходит [интимная] близость, а затем этот брак заканчивается либо разводом, либо смертью мужа. После этого ей дозволено повторно выйти замуж за мужа, который развёлся с ней трижды.
Важно отметить, что недопустимо планировать второй брак с намерением на то, чтобы женщине было дозволено выйти замуж за своего первого мужа. Поступать так — большой грех и унизительно для жены и института никяха.
Каким образом талак вступает в силу
Другими словами, он выдаёт развод такими словами, что невозможно подобрать никакое другое значение. Такой развод известен как талак сарих (развод в ясной форме).
Т.е. муж говорит: «Собирай свои вещи и уходи!». Эти и другие подобные заявления могут подразумевать развод или означать обратное. Когда такие заявления сделаны с намерением на развод, то это известно как талак кинайя (развод в неясной форме).
Другие примеры талака кинайя: «Найди себе другого мужа!» и «Наш брак окончен».
В вышеперечисленных случаях, если муж намеревается на талак, то происходит талак ба’ин, и не происходит в противном случае.
Важные правила
Правила развода сложны. Незначительные вариации в формулировках могут изменить правила. Решение всегда следует запрашивать у компетентного органа (алима/муфтия), изложив дело честно и добросовестно.
Основные причины свирепствующего развода носят двоякий характер: невежественность и неконтролируемый гнев. Невежество и гнев — две опасные болезни, от которых каждый мусульманин должен искать убежища. Получение знаний и тщательное обдумывание являются лекарством от этих болезней.
Распространённые заблуждения
Несколько распространённых заблуждений, касающихся талака:
Заблуждение №1
Талак происходит только при выдаче трёх талаков.
Из приведенной выше информации легко сделать вывод, что это неправда. На самом деле, выдача трех разводов ставит пару в такое положение, когда она не может повторно заключить брак, и является самым глупым поступком.
Каждый выданный развод засчитывается, и к его выдаче следует подходить с особой осторожностью.
Заблуждение №2
Когда муж выдаёт первый талак, остальные два развода происходят автоматически.
Ни один талак не происходит автоматически. Талак происходит только при его выдаче.
Заблуждение №3
Если муж и жена разлучены более чем на три месяца, то они разводятся автоматически.
Разлука, независимо от её длительности, не аннулирует никях. Даже если бы пара была разлучена на 100 лет, их никях остался бы цел.
Заблуждение №4
Муж вербально выдаёт один, два или три талака, но заявляет, что он не намеревался на них или произнёс их в гневе, поэтому талак не происходит.
Выдача развода путём произнесения слов развода в здравом уме, с намерением или без намерения приведет к тому, что развод будет действительным. Развод происходит как в состоянии спокойствия, так и в состоянии гнева.
Заблуждение №5
Существует общее заблуждение, что талак всегда запрещён и является грехом. Это не верно. Талак является запретным тогда, когда выдаётся необоснованно. Однако, в случаях, когда талак обоснован, то его выдача может быть рекомендуемой или даже необходимой. Преимущества и недостатки развода следует понимать с их правильной точки зрения. Необходимо прибегнуть за советом к опытному алиму.
Развод в исламе
Расторжение брака или развод в Исламе называется «талак» (talaq) и означает, что муж и жена прекращают семейные отношения, либо же решение о разводе вынес суд по той причине, что между супругами наладить отношения не представляется возможным или они имеют какую-то другую проблему, которая не может быть решена.
Как мусульманская религия подходит к вопросу развода
Если в Католицизме развод после заключения брака невозможен, то Ислам такого положения не имеет и не удерживает вместе тех людей, которые несчастливы друг с другом, характеры которых не сходятся и затрудняют их семейную жизнь, даже если в этой семье есть ребенок. Развод в Исламе – это предупреждение возникновения греховных ситуаций и поступков у людей, которые вынуждены оставаться вместе из-за ребенка, но вынуждены искать на стороне того, чего в семейной жизни им не хватает: если люди в браке совершенно чужие друг другу, совершенно по-разному смотрят на мир, если вместе они ужиться не могут, то от необходимости сохранять этот никому не нужный брачный союз Ислам их освобождает.
Великим благом для мусульман является дозволенность развода в Исламе, поскольку дарит возможность двум людям найти для себя подходящую пару еще раз, дает второй шанс на счастливую семейную жизнь. Сказано Всевышним Аллахом: «Если разведутся супруги, то Всевышний Аллах обеспечит каждого из них из Своей Милости, ибо Аллах – Объемлющий и Мудрый» (сура Ан-Ниса | Женщины, 130 аят).
Расторжение брака или талак в Исламе разрешен, в аятах Священной Книги Коран и в хадисах дается разъяснение порядка совершения развода по Шариату. Однако дозволенность развода не означает, что развестись можно просто и легко в любую минуту.
Мусульмане понимают, что талак – это самое крайнее средство для решения семейных проблем, и Пророк Мухаммад ﷺ назвал талак самым неприятным для Всевышнего Аллаха из дозволенного, однако этот хадис считается слабым.
Развод без причины
Для развода в Исламе должна быть веская причина, только тогда он будет дозволен. Ислам порицает желание женщины развестись со своим мужем, если у нее нет достаточных на то оснований или серьезных причин, и даже Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что «женщина которая желает развестись со своим мужем, но причин для этого серьезных нет, не почувствует даже запаха Рая».
Процедура
Для того, чтобы состоялся развод, в Исламе достаточно только слов мужчины, поэтому муж мусульманин должен следить за тем, что он говорит, поскольку слова, которые положат конец семейной жизни, могут быть как прямыми, так и иносказательными – к разводу могут привести слова, сказанные случайно, в гневе.
Муж-мусульманин может давать развод жене всего два раза, после каждого раза он должен прерывать с ней интимные отношения, талак данный три раза с коротким промежутком времени или даваемый в течении всей супружеской жизни является окончательным. Наличие свидетелей при даче развода не нужны.
У каждого народа – своя традиция и культура, и если у мусульманских народов произнесение слов «Я развелся с тобой» означают развод, то у некоторых других мусульманских народностей могут стать сигналом к завершению семейной жизни даже такие слова, как «Иди, куда хочешь, ты свободна!». И если у семейной пары действительно было намерение прекратить свои супружеские отношения, то эти слова сделают развод действительным. Также могут стать свидетельством состоявшегося развода объявление об этом, сделанное мужем жене по телефону или посредством интернета.
Виды разводов в Исламе
Развод в Исламе может быть двух видов: талак баин и талак ар-радж‘и, то есть талак без права возврата и талак с правом возврата.
Если мужчина развелся с женой, сказав ей слова, указывающие на развод, такие, как «Ты мне не жена!», то вернуть жену такой мужчина может, не дожидаясь окончания идды – нового заключения брака в таком случае по Шариату не требуется, махр выплачивать не нужно. В таком случае желание женщины не принимается во внимание.
Также этот вопрос поднимается в истории, описывающей определенный эпизод из жизни Пророка Мухаммада ﷺ: риваят от Умара ибн Хаттаба гласит, что со своей женой по имени Хафса Пророк Мухаммад ﷺ развелся, но после этого явился ангел Джибрил и сказал Пророку Мухаммаду ﷺ: «Верни свою жену Хафсу, поскольку она часто держит пост и совершает много намазов«. И Пророк Мухаммад ﷺ после этого вернул свою жену Хафсу.
Условия талак ар-раджи
Для совершения развода талак ар-радж‘и Ислам требует соблюдения нескольких условий:
Если все эти условия соблюдены, то развод будет относиться к типу талак ар-радж‘и, и тогда мужчина свою жену может вернуть без того, чтобы повторно заключать брак и выплачивать махр.
Положения при разводе талак ар-радж‘и (с правом возврата)
Малое расставание
Байнуна ас-сугра или малое расставание представляет собой такой вид развода, при котором мужчина может вернуть свою жену путем заключения повторного брака и выплаты махра. Если развод имеет вид байнуна ас-сугра, то брак считают не расторгнутым окончательно, и если мужчина развелся со своей женой по типу развода талака ар-раджи один раз или дважды, но вернуть жену до идды он не смог, то у него остается еще третий шанс на то, чтобы вернуть жену с помощью заключения повторного брака и выплаты махра. В такой ситуации у мусульманского мужчины еще не израсходовано третье супружеское право на развод.
Этот вид развода не дает права мужчине вернуть назад свою жену и продолжить семейную жизнь этим супругам. Разведенная женщина должна выйти замуж за другого мужчину и в случае ее непреднамеренного развода с ним, она может выйти повторно замуж за прежнего мужа, который ей должен будет также выплатить брачный подарок (махр).
Большое расставание
Байнуна аль кубра или большое расставание представляет собой такой вид развода, когда расставание супругов считают окончательным, а супружеское право мужчины на трехкратный развод исчерпано. Мужчина каждый месяц после месячных дает развод или за один раз дает трехкратный развод (тройной талак). После байнунат аль кубра воссоединиться супруги уже не могут. Чтобы сделать это, им нужно выполнить все, поставленные для данного случая шариатом, условия о которых речь пойдет ниже.
Как вернуть жену после тройного талака (окончательного развода)?
В Исламе для тех мужчин, которые со своей женой развелись окончательно, но все еще хотят ее вернуть, условия ставятся достаточно жесткие, поскольку для Ислама брак – это святое и серьезное дело, и к нему следует относиться ответственно. Для мужчины, который свою жену любит, но позволил браку прекратить свое существование, в исламе уготовано тяжелое испытание – видеть, как его жена выходит замуж за другого мужчину, с которым живет полноценным браком. Но Всевышний Аллах оказал милость мусульманам, и окончательного запрета на брак для бывших супругов не существует в Исламе – если они все-таки хотят воссоединиться, у них такой шанс остается.
Доказательством этому служат слова Всевышнего Аллаха в Суре «Аль-Бакара» 230 аяте, где сказано: » Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они (бывшие супруги) не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих«.
Условия воссоединения после окончательного талака:
Результаты от малого и большого расставания
Малое (байнуна ас-сугра) и великое расставание (байнунат аль кубра) предполагают определенные результаты.
Результаты байнуна ас-сугра или малого расставания:
Результаты байнунат аль кубра или большого расставания:
Тройной талак
В Исламе различают развод, который соответствует Сунне, и такой, который противоречит Сунне.
Талак ас-сунни – развод, который совершают в соответствие с Сунной и Священной Книгой Коран. Такой развод происходит тогда, когда мужчина дает женщине однократный талак после того, как окончится каждый менструальный цикл, но в интимную связь с ней не вступает – то есть трехкратный талак будет израсходован не сразу, а постепенно, за три месяца. О том, что разводиться нужно в соответствие с этими правилами, говорил и Пророк Мухаммад ﷺв риваяте от Махмуда ибн Лябида, где рассказывается о том, как Посланник Всевышнего ﷺ, узнав, что мусульманин со своей женой развелся сказав талак сразу три раза подряд, разгневался и сказал: «Разве можно играть Писанием Аллаха в то время, как я нахожусь среди вас». (Ан-Насаи).
Развод во время месячных у женщины
Также существует хадис, где сообщается о беседе Пророка Мухаммада ﷺ с Умаром, отцом Абдуллаха ибн Умара. Когда Пророк ﷺ узнал, что Абдуллах ибн Умар также своей жене дал развод во время месячных, он повелел его отцу передать сыну, чтобы вернулся и подождал, когда у жены пройдут месячные, а потом подождал, пока пройдут еще одни месячные, и если желание дать ей развод у него останется, то тогда он сможет это сделать, но не прикасаясь к ней все это время. В хадисах сказано, что во время месячных мужчине будет неправильным дать развод жене или дать ей трехкратный талак за один раз.
Талак аль бид‘и
Такой развод противоречит всем тем принципам, которые содержатся в священной Книге Коран и Сунне Пророка ﷺ. Неправильным согласно Сунне и Корану будет считаться развод, при котором муж за один раз расходует трехкратный талак. Также противоречит Сунне развод, при котором муж решит разводиться с женой после интимных отношений в срок чистого периода, а также, если талак дается во время менструального периода. Большинство ученых считает, что это грех, но такой вид развода является действительным. В доказательство этому можно привести риваят от Махмуда ибн Лябида ﷺ, где сказано, что один из сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ совершил трехкратный талак за один раз, и Пророку ﷺ не понравилось это, но Посланник Всевышнего ﷺ, по одной из версий, все равно посчитал действительным этот развод. Однако существует группа ученых, которые считали такой развод недействительным среди них, шейхуль-Ислам ибн Теймия, его ученик ибн аль-Кайим, из современных ибн Баз, ибн Усеймин и другие.
Один из самых частых вопросов – почему именно мужу принадлежит право развода. Для этого существуют неоспоримые причины, среди которых и то, что женщина является более эмоциональной по своей натуре, а мужчина отличается более рациональным и практичным подходом к жизни.
Поскольку развод является шагом очень серьезным, его следует обдумать и не действовать под влиянием эмоции. Муж способен подойти к этому вопросу более взвешенно, поскольку после развода последует целый ряд неприятных моментов, которые он будет обязанным решить: необходимо позаботиться о материальном обеспечении женщины и детей, выплате махра и алиментов, определению дальнейшей судьбы несовершеннолетних детей, их воспитанию и возможности видеться со своим отцом или матерью, поэтому муж отнесется к вопросу развода серьезно, а женщина может принимать решения под влиянием эмоций.
Развод по инициативе женщины
Ислам дает и женщине право получить развод, но при определенных условиях. Это могут быть такие случаи:
Женщина в таких случаях может подать на развод в суд. Муж может сам наделить женщину правом принимать решение о разводе, тогда это будет называться «тафуид».
Муж может передать жене право на развод либо по своей воле, либо по просьбе самой супруги. И если муж такое право жене передал, то отменить свое решение он уже не сможет.
Развод в чрезвычайных и критических ситуациях
Муж является обладателем права на развод, он может воспользоваться этим правом в критических или чрезвычайных ситуациях. Это такие ситуации, как развод под влиянием выпитого алкоголя или данный в шутку, в состоянии болезни или под угрозой увечья или смерти.
Пошутил о разводе
Случай, когда развод сделан в шутку, сурово порицается Исламом, как и любое пренебрежительное отношение к заповедям Всевышнего Аллаха. Мусульманин должен быть рассудительным и серьезным в своей повседневной жизни, и если муж позволяет себе шутки в отношении вопросов религиозных, то это легкомысленное отношение к заповедям Аллаха, будет засчитано как пренебрежение самой к Исламу. Талак – религиозная заповедь, переданная через хадисы и аяты Корана, и если такое случилось, то такой развод ислам считает действительным. Пророк Мухаммад ﷺ сказал об этом: «Есть 3 вещи, которые серьезны и всерьез, и в шутку: заключение брака, развод и возвращение жены после развода с возвратом или талак ар-радж‘и».
Дал развод будучи в алкогольном опьянении
Случай, когда развод сделан в пьяном виде, тоже Ислам считает действительным, поскольку для развода мужу достаточно сказать одно или несколько слов, а Всевышний Аллах не снимает с пьяного ответственности за его дела и поступки. Обращаясь к мусульманам, Всевышний Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что говорите» (4:43). По словам Пророка Мухаммеда ﷺ, любой развод является действительным, «кроме развода несовершеннолетнего и умалишенного».
Развод данный по принуждению
Развод данный при смерти
Случай. Когда развод сделан в состоянии болезни, если муж находится в здравом уме, будет считаться действительным. Этот вопрос рождает также вопрос о том, может ли лишить наследства развод, который был дан в болезни. Если идда женщины не закончилась до того, как умрет муж, то она может получить наследство. Если же причина была лишить наследства жену, то такой развод не будет считаться действительным.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Развод в Исламе (талак)
Так, большую известность получили следующие хадисы:
Передается от Мухариба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: « Из того, что дозволил Аллах, нет ничего более ненавистного для Него, чем развод » (Абу Дауд 2177, хадис слабый ).
Передается от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк ﷺ сказал: « Самое ненавистное для Всемогущего и Великого Аллаха из дозволенного — развод » (Абу Дауд 2178, хадис слабый ).
Мусульмане единогласны, что пророк ﷺ никогда не совершал грехов, а ведь ‘Умар, да будет доволен им Аллах, рассказал:
أن رسول الله صلى الله عليه و سلم طلَّقَ حَفصةَ ، ثمَّ راجعَها
« Однажды посланник Аллаха ﷺ дал один развод Хафсе, а потом вернул её » (Абу Дауд 2283, Ибн Маджах 2016, Ибн Хиббан 4275).
Из этого хадиса понимается, что в случае необходимости развод дозволен и, более того, является облегчением от Аллаха, которое позволяет мусульманам предпринять новую попытку устроить свою личную жизнь, если никах оказался неудачным и супруги по той или иной причине категорически недовольны друг другом.
Эту же мысль подтверждает и хадис о ситуации, которая произошла между сподвижниками посланника Аллаха ﷺ.
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказал:
« Мужем Бариры был один раб по имени Мугис, и я будто и сейчас вижу, как он, плача, идёт за ней и слёзы текут по его бороде.
И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ‘Аббасу: « О ‘Аббас, разве тебе не удивительно, что Мугис любит Бариру, а Барира ненавидит Мугиса? »
А потом пророк ﷺ сказал (Барире):
« Вернулась бы ты к нему ».
يَا رَسُولَ اللَّهِ تَأْمُرُنِي
« О посланник Аллаха, ты приказываешь мне (сделать это)? »
إِنَّمَا أَنَا أَشْفَعُ
(Тогда) она воскликнула:
لاَ حَاجَةَ لِي فِيهِ
« Не нужен он мне! »» (Бухари 5283).
Из этого хадиса можно сделать множество важных выводов, но в рамках данной статьи следует особо обратить внимание на то, что:
Очевидно, что если посланник Аллаха не порицал развод между сподвижниками, религиозность и порядочность которых не вызывает сомнения, то тем более не будет являться порицаемым развод между простыми мусульманами в случае, если для этого будут существовать объективные причины.
ٱلطَّلَٰقُ مَرَّتَانِ ۖ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَٰنٍ
«Развестись [и снова сойтись] можно дважды, после чего следует либо удержать жену по справедливости [соблюдая все её права], либо отпустить её наилучшим образом» (2:229)
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
اَ يَفْرَكْ مُؤْمِنٌ مُؤْمِنَةً ، إِنْ كَرِهَ مِنْهَا خُلُقاً رَضِيَ مِنْهَا آخَرَ
« Верующему мужчине не следует ненавидеть верующую женщину, ибо если не нравится ему одна черта её характера, то он будет доволен другой » (Муслим 1469).
Посланник Аллаха сказал:
إِنَّ الْمَرْأَةَ خُلِقَتْ مِنْ ضِلَعٍ لَنْ تَسْتَقِيمَ لَكَ عَلَى طَرِيقَةٍ، فَإِنِ اسْتَمْتَعْتَ بِهَا اسْتَمْتَعْتَ بِهَا وَبِهَا عِوَجٌ، وَإِنْ ذَهَبْتَ تُقِيمُهَا، كَسَرْتَهَا وَكَسْرُهَا طَلَاقُهَا
« Поистине, женщина была создана из ребра, и она никогда и никоим образом не станет для тебя прямой, и (поэтому) если ты (пожелаешь) наслаждаться ею, то наслаждайся(, невзирая на) её кривизну, а если будешь пытаться выпрямить её, то сломаешь, сломать же её значит развестись с ней » (Муслим 1468).
Так, ‘Умар рассказывал:
فَصِحْتُ عَلَى امْرَأَتِي، فَرَاجَعَتْنِي، فَأَنْكَرْتُ أَنْ تُرَاجِعَنِي، فَقَالَتْ: وَلِمَ تُنْكِرُ أَنْ أُرَاجِعَكَ، فَوَاللَّهِ إِنَّ أَزْوَاجَ النَّبِيِّ ﷺ ليُرَاجِعْنَهُ، وَإِنَّ إِحْدَاهُنَّ لَتَهْجُرُهُ اليَوْمَ حَتَّى اللَّيْلِ
« Однажды я прикрикнул на свою жену, а она начала пререкаться со мной. Мне не понравилось это, но она сказала:
«Почему тебе не нравится то, что я пререкаюсь с тобой? Клянусь Аллахом, жёны Пророка ﷺ тоже пререкаются с ним, а некоторые из них не разговаривают с ним с утра до вечера» » (Бухари 2468).
Этот хадис не говорит о том, что жена может непочтительно относиться к мужу, однако иллюстрирует, что такое иногда случается.
Если всё-таки мужчина решил разводиться, то делать это нужно в соответствии с Сунной посланника Аллаха ﷺ.
Аллах Всевышний сказал:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِىُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُواْ ٱلْعِدَّةَ ۖ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ رَبَّكُمْ
«О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь в установленный срок, ведите счёт этому сроку [‘идда] и бойтесь Аллаха, вашего Господа» (65:1)
К сожалению, практика показывает, что многие мусульмане не знают как правильно нужно разводиться, следствием чему являются многочисленные недоразумения и ошибки.
Подходящее время для развода (талак)
Если после очищения мужчина имел близость с женой, а затем вознамерился дать ей развод, то ему следует дождаться начала у жены следующего цикла и момента, когда она очистится.
Доводом на это условие является хадис, в котором Нафи’ рассказывал:
« Когда Ибн `Умар, да будет доволен им Аллах, развелся со своей женой в то время, когда она была в состоянии менструации (хайд), то (его отец) ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил посланника Аллаха ﷺ об этом.
Тогда посланник Аллаха ﷺ сильно рассердился из-за этого и сказал ‘Умару :
مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا، ثُمَّ لْيُمْسِكْهَا حَتَّى تَطْهُرَ، ثُمَّ تَحِيضَ، ثُمَّ تَطْهُرَ، ثُمَّ إِنْ شَاءَ أَمْسَكَ بَعْدَ ذَلِكَ، وَإِنْ شَاءَ طَلَّقَ قَبْلَ أَنْ يَمَسَّ، فَتِلْكَ الْعِدَّةُ الَّتِي أَمَرَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ أَنْ تُطَلَّقَ لَهَا النِّسَاءُ
« Прикажи ему [своему сыну] вернуть ее и удержать, пока она не очистится от менструации (хайд) и у неё не начнется новый цикл. А затем, после очищения, если захочет удержать ее, то пусть удержит, а если нет, то пусть разведется, прежде чем прикоснется к ней.
С этого времени и начинается установленный срок (‘идда), согласно которому Аллах, Свят Он и Велик, приказал разводиться с женами» » (Бухари 5252, Муслим 1471).
Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
زَادَ فِيهِ بَعْضُ الرُّوَاةِ أَوْ عِنْدَ حَبَلٍ قَدْ تَبَيَّنَ، وَلَمْ أَجِدْهُ فِي الرِّوَايَاتِ الْمَحْفُوظَةِ
«Разводитесь с ними, когда они очистятся (от хайда или нифаса), не вступая с ними в половую связь (после предыдущего очищения от хайда или нифаса) » (Бейхакы 14915).
На это указывает понимание сподвижника, которое мы берем из хадиса со слов Мухаммада ибн Сирина, который рассказал, что Юнус ибн Джубайр сказал:
« (Однажды) я спросил Ибн ‘Умара о мужчине, который развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месячные, и он сказал:
«Ты знаешь ‘Абдуллу ибн ‘Умара? Поистине, (как-то) он развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месячные, и ‘Умар спросил (об этом) пророка ﷺ и он велел ему вернуть её» ».
(Юнус ибн Джубайр) сказал: « Я спросил: «А этот развод был засчитан?» (Ибн ‘Умар) ответил: «Скажи мне, а что с того, если он и не был засчитан, раз он проявил слабость и глупость?!» » (Муслим 1471, Тирмизи 1175, Ибн Маджах 2022, Табарани в «аль-Му’джам аль-Аусат» 2505).
Передают со слов Салима, сообщившего со слов своего отца (Ибн ‘Умара,) да будет доволен ими обоими Аллах, о том, что он [Ибн ‘Умар] развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месячные, и (когда) ‘Умар спросил (об этом) пророка ﷺ он сказал :
مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا ثُمَّ لْيُطَلِّقْهَا طَاهِرًا أَوْ حَامِلاً
« Вели ему, пусть вернет её, а затем разведётся, когда она отчистится или будет беременной »
(Ахмад 2/26, 58, 61, 81 и 130, Абу Дауд 2181, Тирмизи 1176, Дарими 2263, «Сахих ан-Насаи» 3397).
Если мужчина заключил никах с женщиной, но решил развестись с ней ещё до того, как у них случилось интимная близость, то он тоже не обязан ждать наступления периода очищения.
Давать развод нужно посредством проговаривания ясной по смыслу фразы
Это могут быть слова типа: «Ты разведена», «Я даю тебе развод» или подобные.
Главное, чтобы муж имел при этом соответствующее намерение, а жена его недвусмысленно поняла.
Давать развод (талак) следует однократно
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им и его отцом Аллах, рассказывал:
« Когда Абу Рукана дал развод Умме Рукане, то посланник Аллаха ﷺ сказал ему :
إِنِّي طَلَّقْتُهَا ثَلاَثاً
« Поистине, я дал ей развод трижды ».
قَدْ عَلِمْتُ رَاجِعْهَا
« Я знаю об этом, верни ее! »» (Абу Дауд 2196, Хаким 3817,Байхакы 14763, АбдурРазак 11334. Шейх Альбани назвал хадис хорошим).
Абу Дауд сказал об этом:
أَنَّ رُكَانَةَ إِنَّمَا طَلَّقَ امْرَأَتَهُ الْبَتَّةَ فَجَعَلَهَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَاحِدَةً
« Рукана дал жене окончательный (трёхкратный) развод [за один раз], и пророк ﷺ засчитал ему это как однократный развод ».
Окончательный развод (талак)
Мужчина может давать жене развод (талак) три раза. При этом, после первого и второго развода он может вернуть её до истечения срока ‘идда, сказав ей фразу: «Я тебя возвращаю», — или другую, с очевидным смыслом, либо же возврат жены засчитывается посредством совершения интимной близости.
Аллах говорит об этом в Кур’ане:
فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُواْ ذَوَىْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُواْ ٱلشَّهَٰدَةَ لِلَّهِ
«Когда установленный для них срок (‘идда) истечёт, оставьте их у себя по справедливости [верните] или же отпустите по справедливости. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и [если вы свидетельствуете], то свидетельствуйте ради Аллаха» (65:2)
Примечательно, что для возвращения жены, срок ‘идда которой не истёк, её согласие не требуется.
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِىُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُواْ ٱلْعِدَّةَ ۖ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ رَبَّكُمْ ۖ لَا تُخْرِجُوهُنَّ مِن بُيُوتِهِنَّ وَلَا يَخْرُجْنَ إِلَّآ أَن يَأْتِينَ بِفَٰحِشَةٍ مُّبَيِّنَةٍ ۚ وَتِلْكَ حُدُودُ ٱللَّهِ ۚ وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ ٱللَّهِ فَقَدْ ظَلَمَ نَفْسَهُۥ
«О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь в установленный срок [в период после очищения от месячных], ведите счёт этому сроку [‘идда] и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот несправедлив к самому себе» (65:1)
Если после первого или второго развода срок ‘идда истекает, и мужчина не возвращает женщину, то она считается окончательно разведённой, а бывший муж не имеет более перед ней каких-либо обязательств по содержанию.
ٱلطَّلَٰقُ مَرَّتَانِ ۖ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَٰنٍ ۗ وَلَا يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ شَيْـًٔا إِلَّآ أَن يَخَافَآ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّهِ
«Развестись [и снова сойтись] можно дважды, после чего следует либо удержать жену по справедливости [вернуть], либо отпустить её наилучшим образом. Вам не дозволено брать что-либо из того, что вы дали им [забирать махр назад], если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха» (2:229)
В таком случае, если бывшие супруги всё-таки вновь захотят заключить никах, то они должны будут полностью заново совершить всю процедуру: согласие опекуна, махр, присутствие двух свидетелей.
После такого воссоединения, ранее данные разводы (талак) остаются в силе и «не сгорают».
Например: мужчина дал талак женщине, срок ‘идда вышел и она стала окончательно разведённой. Позже бывшие супруги решили заключить никах заново. Если мужчина, после повторного заключения никах, вновь даст талак жене, то это уже будет второй (а не первый!) по счету развод.
فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا تَحِلُّ لَهُۥ مِن بَعْدُ حَتَّىٰ تَنكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُۥ ۗ فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَآ أَن يَتَرَاجَعَآ إِن ظَنَّآ أَن يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّهِ ۗ وَتِلْكَ حُدُودُ ٱللَّهِ يُبَيِّنُهَا لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ
«Если [муж] развёлся с [женой в третий раз], то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведётся с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих» (2:230)
Примечательно, что вновь делает возможным никах женщины с предыдущим мужем только такое её замужество, в котором она вступает с новым супругом в интимную близость. Наглядно это положение разъясняет следующие хадисы.
Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) к посланнику Аллаха ﷺ пришла жена Рифа‘а аль-Курази и сказала (ему):
«О посланник Аллаха, поистине, Рифа‘а окончательно развёлся со мной [использовал 3-ий по счету талак], и после этого я вышла замуж за ‘Абд ар-Рахмана бин аз-Зубайра аль-Курази, однако оказалось, что он бессилен». (На это) посланник Аллаха ﷺ сказал ей :
لَعَلَّكِ تُرِيدِينَ أَنْ تَرْجِعِي إِلَى رِفَاعَةَ، لاَ، حَتَّى يَذُوقَ عُسَيْلَتَكِ وَتَذُوقِي عُسَيْلَتَهُ
« Может быть, ты хочешь вернуться к Рифа‘а? Нет, (ты не можешь сделать этого,) пока не вступишь (с ‘Абд ар-Рахманом) в половую связь! » (Бухари 5260).
Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах:
« Посланника Аллаха ﷺ спросили о человеке, который дал своей жене развод, после чего она вышла замуж за другого и тот уединился с ней, а потом дал ей развод, не вступив с ней в половые отношения: дозволяется ли первому мужу посвататься к ней вновь?
لَا تَحِلُّ لِلْأَوَّلِ حَتَّى تَذُوقَ عُسَيْلَةَ الْآخَرِ، وَيَذُوقَ عُسَيْلَتَهَا
« Она не становится дозволенной для первого мужа, пока не познает сладость другого и он не познает её сладость »» (Абу Дауд 2309).
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لعن الله المحل والمحلل له
« Аллах проклял того, кто делает разведённую женщину дозволенной для своего бывшего мужа и того, для кого он делает дозволенной (его бывшую жену)! » (Ибн Маджа 1936, Хаким 2/198, Байхакы 8/207).
Срок ‘идда женщина должна выжидать после объявления мужем ей о разводе. Это необходимо для того чтобы выявить возможную беременность женщины и правильно установить отцовство.
В обычном случае этот срок составляет три месячных цикла:
وَٱلْمُطَلَّقَٰتُ يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ ثَلَٰثَةَ قُرُوٓءٍ ۚ وَلَا يَحِلُّ لَهُنَّ أَن يَكْتُمْنَ مَا خَلَقَ ٱللَّهُ فِىٓ أَرْحَامِهِنَّ إِن كُنَّ يُؤْمِنَّ بِٱللَّهِ وَٱلْيَوْمِ ٱلْـَٔاخِرِ ۚ وَبُعُولَتُهُنَّ أَحَقُّ بِرَدِّهِنَّ فِى ذَٰلِكَ إِنْ أَرَادُوٓاْ إِصْلَٰحًا
«Разведённые женщины выжидают (срок ‘идда) три месячных цикла. Не позволительно им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и последний день. Мужья в течение этого периода имеют большее право вернуть их, если захотят примирения» (2:228)
وَٱلَّٰٓـِٔى يَئِسْنَ مِنَ ٱلْمَحِيضِ مِن نِّسَآئِكُمْ إِنِ ٱرْتَبْتُمْ فَعِدَّتُهُنَّ ثَلَٰثَةُ أَشْهُرٍ وَٱلَّٰٓـِٔى لَمْ يَحِضْنَ ۚ وَأُوْلَٰتُ ٱلْأَحْمَالِ أَجَلُهُنَّ أَن يَضَعْنَ حَمْلَهُنَّ
«Для тех из ваших женщин, которые больше не надеются на месячные [кровотечения], если вы сомневаетесь, установленный [для развода] срок равен трём месяцам, как и для тех, у которых месячные ещё не начались. У беременных этот срок истекает, когда они разрешатся от бремени» (65:4)
Для женщины, которая стала вдовой после смерти мужа, срок ‘идда равняется 4-м месяцам и 10-и дням:
وَٱلَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَٰجًا يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ وَعَشْرًا ۖ فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِيمَا فَعَلْنَ فِىٓ أَنفُسِهِنَّ بِٱلْمَعْرُوفِ ۗ وَٱللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ
«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жён, то они должны выждать четыре месяца и десять дней. Если они выждали положенный им срок, то на вас не будет греха, если они распорядятся собой по справедливости. Аллах ведает то, что вы совершаете» (2:234)
Если мужчина развел жену до того, как вступил с ней в интимную близость, то она не должна выжидать срок ‘идда и может сразу считать себя окончательно разведённой:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ إِذَا نَكَحْتُمُ ٱلْمُؤْمِنَٰتِ ثُمَّ طَلَّقْتُمُوهُنَّ مِن قَبْلِ أَن تَمَسُّوهُنَّ فَمَا لَكُمْ عَلَيْهِنَّ مِنْ عِدَّةٍ تَعْتَدُّونَهَا ۖ فَمَتِّعُوهُنَّ وَسَرِّحُوهُنَّ سَرَاحًا جَمِيلًا
«О вы, которые уверовали! Если вы вступили в брак с верующими женщинами, а потом объявили им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок. Одарите их и отпустите красиво» (33:49)
Присутствие свидетелей при разводе или возврате жены
Аллах говорит в Кур’ане:
فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُواْ ذَوَىْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُواْ ٱلشَّهَٰدَةَ لِلَّهِ
«Когда установленный для них срок истечёт, оставьте их у себя по справедливости или же отпустите по справедливости. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и [если вы свидетельствуете], то свидетельствуйте ради Аллаха» (65:2)
Известен асар от сподвижника, в котором передаётся побуждение приглашать в такие моменты свидетелей.
Так передается от Мутаррифа ибн Абдуллаха, что ‘Имрана ибн Хусайна, да будет доволен Аллах им и его отцом, однажды спросили о человеке, который дал развод своей жене, а потом вступил в половые отношения с ней и не брал свидетелей ни когда давал ей развод, ни когда возвращал её. Он сказал:
«Ты дал развод не по Сунне и вернул жену не по Сунне. Бери свидетелей, когда даёшь развод и когда возвращаешь. И не поступай так больше!» (Абу Дауд 2186).
Вместе с этим, нет прямых указаний от пророка на обязательность присутствия свидетелей. Пророк ﷺ сам давал развод без свидетелей, а также не выяснял их наличие, когда слышал о том, что развелся кто-то из сподвижников.
Развод по инициативе жены (хуль’у)
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِىُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُواْ ٱلْعِدَّةَ
«О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод [талак], то разводитесь в установленный срок, ведите счёт этому сроку» (65:1)
Если это право реализуется, то брачный дар (махр) муж оставляет бывшей жене :
وَلَا يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ شَيْـًٔا
«Вам [мужчинам] не дозволено брать что-либо из того, что вы дали им [то есть забирать махр]» (2:229)
أَيُّمَا امْرَأَةٍ سَأَلَتْ زَوْجَهَا طَلاَقاً فِي غَيْرِ مَا بَأْسٍ فَحَرَامٌ عَلَيْهَا رَائِحَةُ الْجَنَّةِ
« Для любой женщины, попросившей у мужа развода без уважительной причины, благоуханье Рая станет запретным » (Абу Дауд 2226, Тирмизи 1187).
Аллах говорит об этом в Кур’ане:
فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّهِ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا ٱفْتَدَتْ بِهِۦ
«Если же вы опасаетесь, что они [супруги] не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то оба [супруга] не совершат греха, если она выкупит развод» (2:229)
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) жена Сабита ибн Кайса пришла к пророку ﷺ и сказала:
يَا رَسُولَ اللَّهِ ثَابِتُ بْنُ قَيْسٍ مَا أَعْتُبُ عَلَيْهِ فِى خُلُقٍ وَلاَ دِينٍ ، وَلَكِنِّى أَكْرَهُ الْكُفْرَ فِى الإِسْلاَمِ
« О посланник Аллаха, я не порицаю (Сабита ибн Кайса) ни за его характер, ни (за его отношение к) религии, однако я не хочу [чтобы неприязнь к нему подтолкнула меня совершить] неверие в Исламе! »
Посланник Аллаха ﷺ спросил (её):
أَتَرُدِّينَ عَلَيْهِ حَدِيقَتَهُ
« Вернёшь ли ты ему его сад [махр]? »
Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал (Сабиту):
اقْبَلِ الْحَدِيقَةَ وَطَلِّقْهَا تَطْلِيقَةً
« Прими (от неё свой) сад [махр] и дай ей развод! »
(Бухари 5273, «Сахих аль-Джами’ ас-сагыр» 1140, «Сахих ан-Насаи» 3463).
Эта же история приходит и в другом риуаяте.
Посланник Аллаха ﷺ спросил:
Она ответила: « Я — Хабиба бинт Сахль ».
Она ответила: « Я не могу больше жить с Сабитом ибн Кайсом ».
Когда подошёл Сабит ибн Кайс, посланник Аллаха ﷺ сказал:
هَذِهِ حَبِيبَةُ بِنْتُ سَهْلٍ. وَذَكَرَتْ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَذْكُرَ
« Это Хабиба бинт Сахль, и она сказала мне то, что пожелал Аллах ».
Хабиба сказала: « О посланник Аллаха! Всё, что он дал мне — у меня ».
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
И он забрал у неё это, и она пошла к своей семье и стала жить там (Абу Дауд 2227).
Из этого хадиса мы понимаем, что сподвижник соблюдал права своей жены должным образом, однако она, не смотря на это, испытывала к нему непреодолимую личную неприязнь, а поэтому не хотела жить с ним. Именно в таких случаях и применим выкуп себя женой (хуль’у).
В случае хуль’у ‘идда составляет один месяц.
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ أَنَّ امْرَأَةَ ثَابِتِ بْنِ قَيْسٍ اخْتَلَعَتْ مِنْهُ، فَجَعَلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عِدَّتَهَا حَيْضَةً
Передается от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что жена Сабита ибн Кайса расторгла свой брак с ним посредством хуль’у и Пророк ﷺ сказал ей, что её ‘идда — одна менструация (Абу Дауд 2229, Тирмизи 1185).
Серьезность и ответственность в семейных делах мусульман
Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
ثَلَاثٌ جَدُّهُنَّ جَدٌّ، وَهَزْلُهُنَّ جَدٌّ: النِّكَاحُ، وَالطَّلَاقُ، وَالرَّجْعَةُ
« Три вещи действительны вне зависимости от того, всерьёз они совершаются или нет. Это заключение брака, развод и возвращение жены после развода » (Абу Дауд 2194).
Содержание женщины после окончательного развода
Передается от Фатимы бинт Кайс, да будет доволен ею Аллах, что Абу ‘Амр ибн Хафс дал ей окончательный развод в своё отсутствие, послав к ней своего уполномоченного с ячменём.
Тогда она пошла к посланнику Аллаха ﷺ и рассказала ему обо всём. Посланник Аллаха ﷺ сказал :
لَهَا لَيْسَ لَكِ عَلَيْهِ نَفَقَةٌ
« Он не обязан содержать тебя » (Абу Дауд 2284).
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا نَفَقَةَ لَهَا
« Ей не полагается содержание » (Абу Дауд 2285).
Передают, что аш-Ша‘би рассказывал со слов Фатимы бинт Кайс, что посланник Аллаха ﷺ сказал о женщине, с которой муж развелся в третий раз:
لَيْسَ لَهَا سُكْنَى، وَلَا نَفَقَةٌ
« Она не имеет права ни на жилье, ни на материальное обеспечение » (Муслим 1480).
Так, Аллах сказал в Кур’ане:
أَسْكِنُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ سَكَنتُم مِّن وُجْدِكُمْ وَلَا تُضَآرُّوهُنَّ لِتُضَيِّقُواْ عَلَيْهِنَّ ۚ وَإِن كُنَّ أُوْلَٰتِ حَمْلٍ فَأَنفِقُواْ عَلَيْهِنَّ حَتَّىٰ يَضَعْنَ حَمْلَهُنَّ ۚ فَإِنْ أَرْضَعْنَ لَكُمْ فَـَٔاتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ ۖ وَأْتَمِرُواْ بَيْنَكُم بِمَعْرُوفٍ ۖ وَإِن تَعَاسَرْتُمْ فَسَتُرْضِعُ لَهُۥٓ أُخْرَىٰ
«Поселяйте их там, где вы живёте сами, согласно вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их. Если они беременны, то содержите их, пока они не разрешатся от бремени. Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и договаривайтесь между собой по справедливости. Если же вы не договоритесь, то кормить для него будет другая женщина» (65:6)
Кто имеет больше прав на ребёнка после развода (талак)?
Посланник Аллаха ﷺ сказал ей:
أَنْتِ أَحَقُّ بِهِ مَا لَمْ تَنْكِحِي
« Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж » (Абу Дауд 2276).
В этом хадисе говорится о случае, если ребёнок ещё совсем мал и не способен принимать самостоятельные решения, исходя из соображений вреда и пользы.
Так, Абу Маймуна Сальма, вольноотпущенник из числа жителей Медины, человек, достойный доверия, передаёт:
« Однажды, когда я сидел вместе с Абу Хурайрой, к нему подошла персиянка со своим сыном. Муж дал ей развод и теперь каждый из них желал оставить ребёнка себе.
Она сказала по-персидски: «Мой муж хочет забрать моего сына». Абу Хурайра сказал ей по-персидски: «Тяните жребий». Тогда пришёл её муж и сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»
Абу Хурайра сказал: «Я говорю это лишь потому, что слышал, как к посланнику Аллаха ﷺ пришла одна женщина, когда я сидел у него, и сказала: «О Посланник Аллаха! Мой муж хочет забрать у меня сына, а ведь мой сын уже подрос, и может принести воды из колодца Абу Инабы, и помогает мне!»
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
Её муж сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»
Тогда Пророк ﷺ сказал:
هَذَا أَبُوكَ، وَهَذِهِ أُمُّكَ فَخُذْ بِيَدِ أَيِّهِمَا شِئْتَ
« Это твой отец, а это — твоя мать. Возьми за руку кого хочешь». Ребёнок взял мать за руку, и она ушла вместе с ним »» (Абу Дауд 2277).
Очень важно, чтобы родители подошли к вопросу воспитания детей максимально ответственно и без эмоций, избрав для него наилучший вариант и договорившись между собой.
Материальное обеспечение детей
Что касается расходов на детей, то их в полной мере обязан нести отец вне зависимости от того, живет ли он в браке со своей женой или же развелся с ней.
Даже если дети живут со своей матерью, которая сама хорошо зарабатывает и способна их обеспечивать, обязанность содержания детей с отца не снимается.
لِيُنفِقْ ذُو سَعَةٍ مِّن سَعَتِهِۦ ۖ وَمَن قُدِرَ عَلَيْهِ رِزْقُهُۥ فَلْيُنفِقْ مِمَّآ ءَاتَىٰهُ ٱللَّهُ ۚ لَا يُكَلِّفُ ٱللَّهُ نَفْسًا إِلَّا مَآ ءَاتَىٰهَا ۚ سَيَجْعَلُ ٱللَّهُ بَعْدَ عُسْرٍ يُسْرًا
«Пусть богатый расходует из своего богатства, а тот, кто стеснён в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека больше того, чем Он одарил его. После трудности Аллах дарует облегчение» (65:6)
Так, посланник Аллаха ﷺ говорил:
دينار أنفقته في سبيل الله، ودينار أنفقته في رقبة، ودينار تصدقت به على مسكين، ودينار أنفقته على أهلك، أعظمها أجرًا الذي أنفقته على أهلك
« Динар, который ты потратил на пути Аллаха, и динар, который ты потратил на освобождение раба, и динар который ты потратил на свою семью: самый великий вознаграждением тот, который ты потратил на семью » (Муслим 995).
Также Посланник Аллаха ﷺ говорил:
إِذَا أَنْفَقَ الرَّجُلُ عَلَى أَهْلِهِ يَحْتَسِبُهَا فَهُوَ لَهُ صَدَقَةٌ
« Если человек расходует свое имущество на свою семью, с надеждой на награду, т.е. желая этим Лика Аллаха и Его довольства, то это запишется ему милостыней » (Бухари 55).
Не подобает мужчинам из числа мусульман уподобляться неверующим, которые всячески уклоняются от содержания детей, что вызывает у матерей необходимость обращаться в суд и взыскивать права детей посредством алиментов.