талак в исламе какие последствия
Вопросы, связанные с талаком
The Council of Muslim Theologians
Исламский информационно-образовательный портал
Введение
Талак, или развод, является очень деликатным вопросом. В Исламе он описан как самое отвратительное из всех дозволенных вещей. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Перед Аллахом самым отвратительным из всех разрешённых вещей является развод» (Абу Дауд).
Однако несмотря на то, что талак отвратителен, в Шари’ате он является дозволенным. Иногда, когда брак распался безвозвратно, исключая любую надежду на примирение, лучшим вариантом является развод, чтобы стороны могли с достоинством расстаться и пойти своими путями, чтобы начать все заново.
Прежде чем брак достигнет данной точки, должны быть предприняты все усилия на то, чтобы проконсультироваться с учёными и разрешить проблемы и препятствия, которые могут привести к разводу. Следование законам Шари’ата и практическое соблюдение сунны являются жизненно важными факторами в любом браке, способствующими сохранению спокойствия, гармонии и любви.
Несмотря на решающую природу развода, большинство мусульман не понимают этого. Как и в любой другой составляющей религии, мусульманам необходимо изучать и понимать законы, регулирующие расторжение брака. Невежество является одной из основных причин импульсивного и непреднамеренного развода, что приводит к разбитию сердец для многих пар.
Что такое Талак?
Талак — это исламский эквивалент развода. В Исламе, мужчина может развестись со своей женой, используя слова «талак» или «развод».
Кто может выдать талак?
Талак является правом мужа. Женщина не может выдать талак. Если же она даст его, то он будет недействительным. Как только муж выдаёт талак, он становится обязательным и действительным.
Женщина, желающая развестись, может потребовать того же от своего мужа. Если он отказывается, она может обратиться в исламский суд/организацию учёных для расторжения её брака (фасх).
Когда происходит талак?
Как только муж обращается к своей жене со словами талака (развода) в таком тоне, что он сам может услышать эти слова, то развод вступает в силу. Это независит от того, произнес он их наедине или публично, слышала ли его жена эти слова или нет. Также не будет иметь значения, было ли его высказывание преднамеренным или непреднамеренным, произнёс ли он это в шутку или в гневе. Во всех случаях происходит развод. Развод может также вступать в силу в некоторых ситуациях с некоторыми другими высказываниями, помимо слов о разводе. (См. «Талак Ба’ин» ниже)
Виды талака
Талак Радж’и (обратимый развод)
Талак радж’и — это когда развод дан словом/словами, выражающими смысл развода, например «Талак» или «Я развожусь с тобой». Следствием такого развода является то, что развод происходит, но его полный эффект не реализуется сразу же. Талак может быть расторгнут мужем (без согласия или одобрения жены) в течение периода идды. Человек может выдать два талака таким образом и оба будут радж’и. Если период идды подходит к концу и талак не был отозван, вступает в силу полное действие талака и брак расторгается.
Талак Ба’ин (безвозвратный развод)
Талак ба’ин — это когда развод, выданный с четким указанием на то, что развод не подлежит отмене, или словами, имеющими ориентировочное значение развода, когда произносятся с намерением расторгнуть брак, например «Ты больше не моя жена». Данный вид развода является решающим и никях расторгается с немедленным вступлением развода в силу. Он не может быть отозван даже в течение периода идды. Для воссоединения необходимо повторное возобновление никяха.
Талак Мугалляза (необратимо обязывающий и решающий)
Если муж выдал три развода одновременно или раздельно, будь то в одном маджлисе или в разных маджлисах, то все три развода будут действительны, и брак расторгается немедленно и безвозвратно. Воссоединение будет невозможным. Даже если пара снова заключит брак, то брак будет считаться недействительным.
Единственное исключение — если женщина выходит замуж за другого мужчину, между ними происходит [интимная] близость, а затем этот брак заканчивается либо разводом, либо смертью мужа. После этого ей дозволено повторно выйти замуж за мужа, который развёлся с ней трижды.
Важно отметить, что недопустимо планировать второй брак с намерением на то, чтобы женщине было дозволено выйти замуж за своего первого мужа. Поступать так — большой грех и унизительно для жены и института никяха.
Каким образом талак вступает в силу
Другими словами, он выдаёт развод такими словами, что невозможно подобрать никакое другое значение. Такой развод известен как талак сарих (развод в ясной форме).
Т.е. муж говорит: «Собирай свои вещи и уходи!». Эти и другие подобные заявления могут подразумевать развод или означать обратное. Когда такие заявления сделаны с намерением на развод, то это известно как талак кинайя (развод в неясной форме).
Другие примеры талака кинайя: «Найди себе другого мужа!» и «Наш брак окончен».
В вышеперечисленных случаях, если муж намеревается на талак, то происходит талак ба’ин, и не происходит в противном случае.
Важные правила
Правила развода сложны. Незначительные вариации в формулировках могут изменить правила. Решение всегда следует запрашивать у компетентного органа (алима/муфтия), изложив дело честно и добросовестно.
Основные причины свирепствующего развода носят двоякий характер: невежественность и неконтролируемый гнев. Невежество и гнев — две опасные болезни, от которых каждый мусульманин должен искать убежища. Получение знаний и тщательное обдумывание являются лекарством от этих болезней.
Распространённые заблуждения
Несколько распространённых заблуждений, касающихся талака:
Заблуждение №1
Талак происходит только при выдаче трёх талаков.
Из приведенной выше информации легко сделать вывод, что это неправда. На самом деле, выдача трех разводов ставит пару в такое положение, когда она не может повторно заключить брак, и является самым глупым поступком.
Каждый выданный развод засчитывается, и к его выдаче следует подходить с особой осторожностью.
Заблуждение №2
Когда муж выдаёт первый талак, остальные два развода происходят автоматически.
Ни один талак не происходит автоматически. Талак происходит только при его выдаче.
Заблуждение №3
Если муж и жена разлучены более чем на три месяца, то они разводятся автоматически.
Разлука, независимо от её длительности, не аннулирует никях. Даже если бы пара была разлучена на 100 лет, их никях остался бы цел.
Заблуждение №4
Муж вербально выдаёт один, два или три талака, но заявляет, что он не намеревался на них или произнёс их в гневе, поэтому талак не происходит.
Выдача развода путём произнесения слов развода в здравом уме, с намерением или без намерения приведет к тому, что развод будет действительным. Развод происходит как в состоянии спокойствия, так и в состоянии гнева.
Заблуждение №5
Существует общее заблуждение, что талак всегда запрещён и является грехом. Это не верно. Талак является запретным тогда, когда выдаётся необоснованно. Однако, в случаях, когда талак обоснован, то его выдача может быть рекомендуемой или даже необходимой. Преимущества и недостатки развода следует понимать с их правильной точки зрения. Необходимо прибегнуть за советом к опытному алиму.
Развод в исламе
Расторжение брака или развод в Исламе называется «талак» (talaq) и означает, что муж и жена прекращают семейные отношения, либо же решение о разводе вынес суд по той причине, что между супругами наладить отношения не представляется возможным или они имеют какую-то другую проблему, которая не может быть решена.
Как мусульманская религия подходит к вопросу развода
Если в Католицизме развод после заключения брака невозможен, то Ислам такого положения не имеет и не удерживает вместе тех людей, которые несчастливы друг с другом, характеры которых не сходятся и затрудняют их семейную жизнь, даже если в этой семье есть ребенок. Развод в Исламе – это предупреждение возникновения греховных ситуаций и поступков у людей, которые вынуждены оставаться вместе из-за ребенка, но вынуждены искать на стороне того, чего в семейной жизни им не хватает: если люди в браке совершенно чужие друг другу, совершенно по-разному смотрят на мир, если вместе они ужиться не могут, то от необходимости сохранять этот никому не нужный брачный союз Ислам их освобождает.
Великим благом для мусульман является дозволенность развода в Исламе, поскольку дарит возможность двум людям найти для себя подходящую пару еще раз, дает второй шанс на счастливую семейную жизнь. Сказано Всевышним Аллахом: «Если разведутся супруги, то Всевышний Аллах обеспечит каждого из них из Своей Милости, ибо Аллах – Объемлющий и Мудрый» (сура Ан-Ниса | Женщины, 130 аят).
Расторжение брака или талак в Исламе разрешен, в аятах Священной Книги Коран и в хадисах дается разъяснение порядка совершения развода по Шариату. Однако дозволенность развода не означает, что развестись можно просто и легко в любую минуту.
Мусульмане понимают, что талак – это самое крайнее средство для решения семейных проблем, и Пророк Мухаммад ﷺ назвал талак самым неприятным для Всевышнего Аллаха из дозволенного, однако этот хадис считается слабым.
Развод без причины
Для развода в Исламе должна быть веская причина, только тогда он будет дозволен. Ислам порицает желание женщины развестись со своим мужем, если у нее нет достаточных на то оснований или серьезных причин, и даже Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что «женщина которая желает развестись со своим мужем, но причин для этого серьезных нет, не почувствует даже запаха Рая».
Процедура
Для того, чтобы состоялся развод, в Исламе достаточно только слов мужчины, поэтому муж мусульманин должен следить за тем, что он говорит, поскольку слова, которые положат конец семейной жизни, могут быть как прямыми, так и иносказательными – к разводу могут привести слова, сказанные случайно, в гневе.
Муж-мусульманин может давать развод жене всего два раза, после каждого раза он должен прерывать с ней интимные отношения, талак данный три раза с коротким промежутком времени или даваемый в течении всей супружеской жизни является окончательным. Наличие свидетелей при даче развода не нужны.
У каждого народа – своя традиция и культура, и если у мусульманских народов произнесение слов «Я развелся с тобой» означают развод, то у некоторых других мусульманских народностей могут стать сигналом к завершению семейной жизни даже такие слова, как «Иди, куда хочешь, ты свободна!». И если у семейной пары действительно было намерение прекратить свои супружеские отношения, то эти слова сделают развод действительным. Также могут стать свидетельством состоявшегося развода объявление об этом, сделанное мужем жене по телефону или посредством интернета.
Виды разводов в Исламе
Развод в Исламе может быть двух видов: талак баин и талак ар-радж‘и, то есть талак без права возврата и талак с правом возврата.
Если мужчина развелся с женой, сказав ей слова, указывающие на развод, такие, как «Ты мне не жена!», то вернуть жену такой мужчина может, не дожидаясь окончания идды – нового заключения брака в таком случае по Шариату не требуется, махр выплачивать не нужно. В таком случае желание женщины не принимается во внимание.
Также этот вопрос поднимается в истории, описывающей определенный эпизод из жизни Пророка Мухаммада ﷺ: риваят от Умара ибн Хаттаба гласит, что со своей женой по имени Хафса Пророк Мухаммад ﷺ развелся, но после этого явился ангел Джибрил и сказал Пророку Мухаммаду ﷺ: «Верни свою жену Хафсу, поскольку она часто держит пост и совершает много намазов«. И Пророк Мухаммад ﷺ после этого вернул свою жену Хафсу.
Условия талак ар-раджи
Для совершения развода талак ар-радж‘и Ислам требует соблюдения нескольких условий:
Если все эти условия соблюдены, то развод будет относиться к типу талак ар-радж‘и, и тогда мужчина свою жену может вернуть без того, чтобы повторно заключать брак и выплачивать махр.
Положения при разводе талак ар-радж‘и (с правом возврата)
Малое расставание
Байнуна ас-сугра или малое расставание представляет собой такой вид развода, при котором мужчина может вернуть свою жену путем заключения повторного брака и выплаты махра. Если развод имеет вид байнуна ас-сугра, то брак считают не расторгнутым окончательно, и если мужчина развелся со своей женой по типу развода талака ар-раджи один раз или дважды, но вернуть жену до идды он не смог, то у него остается еще третий шанс на то, чтобы вернуть жену с помощью заключения повторного брака и выплаты махра. В такой ситуации у мусульманского мужчины еще не израсходовано третье супружеское право на развод.
Этот вид развода не дает права мужчине вернуть назад свою жену и продолжить семейную жизнь этим супругам. Разведенная женщина должна выйти замуж за другого мужчину и в случае ее непреднамеренного развода с ним, она может выйти повторно замуж за прежнего мужа, который ей должен будет также выплатить брачный подарок (махр).
Большое расставание
Байнуна аль кубра или большое расставание представляет собой такой вид развода, когда расставание супругов считают окончательным, а супружеское право мужчины на трехкратный развод исчерпано. Мужчина каждый месяц после месячных дает развод или за один раз дает трехкратный развод (тройной талак). После байнунат аль кубра воссоединиться супруги уже не могут. Чтобы сделать это, им нужно выполнить все, поставленные для данного случая шариатом, условия о которых речь пойдет ниже.
Как вернуть жену после тройного талака (окончательного развода)?
В Исламе для тех мужчин, которые со своей женой развелись окончательно, но все еще хотят ее вернуть, условия ставятся достаточно жесткие, поскольку для Ислама брак – это святое и серьезное дело, и к нему следует относиться ответственно. Для мужчины, который свою жену любит, но позволил браку прекратить свое существование, в исламе уготовано тяжелое испытание – видеть, как его жена выходит замуж за другого мужчину, с которым живет полноценным браком. Но Всевышний Аллах оказал милость мусульманам, и окончательного запрета на брак для бывших супругов не существует в Исламе – если они все-таки хотят воссоединиться, у них такой шанс остается.
Доказательством этому служат слова Всевышнего Аллаха в Суре «Аль-Бакара» 230 аяте, где сказано: » Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они (бывшие супруги) не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих«.
Условия воссоединения после окончательного талака:
Результаты от малого и большого расставания
Малое (байнуна ас-сугра) и великое расставание (байнунат аль кубра) предполагают определенные результаты.
Результаты байнуна ас-сугра или малого расставания:
Результаты байнунат аль кубра или большого расставания:
Тройной талак
В Исламе различают развод, который соответствует Сунне, и такой, который противоречит Сунне.
Талак ас-сунни – развод, который совершают в соответствие с Сунной и Священной Книгой Коран. Такой развод происходит тогда, когда мужчина дает женщине однократный талак после того, как окончится каждый менструальный цикл, но в интимную связь с ней не вступает – то есть трехкратный талак будет израсходован не сразу, а постепенно, за три месяца. О том, что разводиться нужно в соответствие с этими правилами, говорил и Пророк Мухаммад ﷺв риваяте от Махмуда ибн Лябида, где рассказывается о том, как Посланник Всевышнего ﷺ, узнав, что мусульманин со своей женой развелся сказав талак сразу три раза подряд, разгневался и сказал: «Разве можно играть Писанием Аллаха в то время, как я нахожусь среди вас». (Ан-Насаи).
Развод во время месячных у женщины
Также существует хадис, где сообщается о беседе Пророка Мухаммада ﷺ с Умаром, отцом Абдуллаха ибн Умара. Когда Пророк ﷺ узнал, что Абдуллах ибн Умар также своей жене дал развод во время месячных, он повелел его отцу передать сыну, чтобы вернулся и подождал, когда у жены пройдут месячные, а потом подождал, пока пройдут еще одни месячные, и если желание дать ей развод у него останется, то тогда он сможет это сделать, но не прикасаясь к ней все это время. В хадисах сказано, что во время месячных мужчине будет неправильным дать развод жене или дать ей трехкратный талак за один раз.
Талак аль бид‘и
Такой развод противоречит всем тем принципам, которые содержатся в священной Книге Коран и Сунне Пророка ﷺ. Неправильным согласно Сунне и Корану будет считаться развод, при котором муж за один раз расходует трехкратный талак. Также противоречит Сунне развод, при котором муж решит разводиться с женой после интимных отношений в срок чистого периода, а также, если талак дается во время менструального периода. Большинство ученых считает, что это грех, но такой вид развода является действительным. В доказательство этому можно привести риваят от Махмуда ибн Лябида ﷺ, где сказано, что один из сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ совершил трехкратный талак за один раз, и Пророку ﷺ не понравилось это, но Посланник Всевышнего ﷺ, по одной из версий, все равно посчитал действительным этот развод. Однако существует группа ученых, которые считали такой развод недействительным среди них, шейхуль-Ислам ибн Теймия, его ученик ибн аль-Кайим, из современных ибн Баз, ибн Усеймин и другие.
Один из самых частых вопросов – почему именно мужу принадлежит право развода. Для этого существуют неоспоримые причины, среди которых и то, что женщина является более эмоциональной по своей натуре, а мужчина отличается более рациональным и практичным подходом к жизни.
Поскольку развод является шагом очень серьезным, его следует обдумать и не действовать под влиянием эмоции. Муж способен подойти к этому вопросу более взвешенно, поскольку после развода последует целый ряд неприятных моментов, которые он будет обязанным решить: необходимо позаботиться о материальном обеспечении женщины и детей, выплате махра и алиментов, определению дальнейшей судьбы несовершеннолетних детей, их воспитанию и возможности видеться со своим отцом или матерью, поэтому муж отнесется к вопросу развода серьезно, а женщина может принимать решения под влиянием эмоций.
Развод по инициативе женщины
Ислам дает и женщине право получить развод, но при определенных условиях. Это могут быть такие случаи:
Женщина в таких случаях может подать на развод в суд. Муж может сам наделить женщину правом принимать решение о разводе, тогда это будет называться «тафуид».
Муж может передать жене право на развод либо по своей воле, либо по просьбе самой супруги. И если муж такое право жене передал, то отменить свое решение он уже не сможет.
Развод в чрезвычайных и критических ситуациях
Муж является обладателем права на развод, он может воспользоваться этим правом в критических или чрезвычайных ситуациях. Это такие ситуации, как развод под влиянием выпитого алкоголя или данный в шутку, в состоянии болезни или под угрозой увечья или смерти.
Пошутил о разводе
Случай, когда развод сделан в шутку, сурово порицается Исламом, как и любое пренебрежительное отношение к заповедям Всевышнего Аллаха. Мусульманин должен быть рассудительным и серьезным в своей повседневной жизни, и если муж позволяет себе шутки в отношении вопросов религиозных, то это легкомысленное отношение к заповедям Аллаха, будет засчитано как пренебрежение самой к Исламу. Талак – религиозная заповедь, переданная через хадисы и аяты Корана, и если такое случилось, то такой развод ислам считает действительным. Пророк Мухаммад ﷺ сказал об этом: «Есть 3 вещи, которые серьезны и всерьез, и в шутку: заключение брака, развод и возвращение жены после развода с возвратом или талак ар-радж‘и».
Дал развод будучи в алкогольном опьянении
Случай, когда развод сделан в пьяном виде, тоже Ислам считает действительным, поскольку для развода мужу достаточно сказать одно или несколько слов, а Всевышний Аллах не снимает с пьяного ответственности за его дела и поступки. Обращаясь к мусульманам, Всевышний Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что говорите» (4:43). По словам Пророка Мухаммеда ﷺ, любой развод является действительным, «кроме развода несовершеннолетнего и умалишенного».
Развод данный по принуждению
Развод данный при смерти
Случай. Когда развод сделан в состоянии болезни, если муж находится в здравом уме, будет считаться действительным. Этот вопрос рождает также вопрос о том, может ли лишить наследства развод, который был дан в болезни. Если идда женщины не закончилась до того, как умрет муж, то она может получить наследство. Если же причина была лишить наследства жену, то такой развод не будет считаться действительным.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
«Опасное слово «талак» вообще надо выкинуть из лексикона»: имам объясняет правила развода по шариату
Правила развода в исламе, кажется, предельно просты: мужчине достаточно произнести слово «талак», и брак считается недействительным. В то же время в исламском семейном праве много особенностей, о которых ИА «Татар-информ» рассказал имам-хатыб мечети казанского комплекса «Туган-авылым» Нурулла хазрат Зиннатуллин.
– Хазрат, в каких случаях мужчина может развестись с женой? Что может послужить причиной для развода?
– По исламу мужчина может развестись с женой, даже не имея на то причины. Он может просто по настроению принять решение расторгнуть брак. По законам шариата мужчине не нужно искать каких-то серьезных причин для развода. Но развод считается макрух, то есть действием нежелательным. Конечно, это не украшает мужчину, говорит о слабости его веры.
Наш пророк Мухаммад предостерегал от таких вещей. Тех, кто без достаточного на это основания разводится с женами, называют «зәувакъ». Такой человек постоянно разводится и женится, многократно это делает. В свое время таких даже подвергали смертной казни.
Но женщине необходимо всегда помнить, что муж может развестись с ней без причины. Если она будет это знать, чувствовать, то мужчине она не даст никакого повода. Когда муж без причины может заявить о разводе, не нужно ему давать дополнительного повода. Это для женщины воспитательная мера, она будет еще более внимательно относиться к своему поведению и выполнению обязанностей.
– Возможен ли развод по желанию женщины?
– Да. Но в этом случае женщина не может сама без повода развестись и уйти от мужа.
Мужчина может разводиться без причины, и хотя это некрасивое явление, он все же может это делать. А вот женщина без причины не может просто так уйти.
Вообще она не может без разрешения мужа уйти из дома. Например, муж приходит домой, а жены дома нет, ушла к родителям. Так делать не разрешается.
Если женщина хочет развестись, должны быть серьезные причины. Эти причины рассмотрены в шариате. Такими причинами могут быть угроза жизни женщины. Например, муж постоянно избивает жену или он физически нездоров, несостоятелен в сексуальном плане, а жена вынуждена всю жизнь за ним ухаживать. Это может быть основанием для развода. Или мужчина не обеспечивает материально, совсем ничего не приносит домой. В некоторых мазхабах это считается основанием для развода, а в некоторых не считается. Но все же обеспечивать женщину – долг мужчины. При неисполнении этого долга женщина может развестись.
Если женщина хочет уйти от мужа, она ему сама предлагает: разведись со мной. Мужчина может потребовать у женщины вернуть махр (имущество женщины, выплаченное ей мужем при заключении брака. – Ред.). Это делается для того, чтобы мужчина при повторном разводе мог собрать махр заново. А сумма махра может быть очень большой. Если это просто когда-то подаренные платье, или сережки, или кольцо, он может и не просить, потому что стоимость небольшая. Но если это машина, квартира, большая сумма денег, то мужчина может попросить их обратно.
С точки зрения религии, если он оставит махр женщине, это считается более желательным действием. Если женщина действительно хочет уйти, если это вызвано серьезными причинами, если ей невыносимо жить с этим человеком, то мужчина должен проявить великодушие и отказаться от брака с этой женщиной.
– При этом мужчина должен произносить «талак» или просто сказать «развожусь»? Сейчас встречаются случаи развода через СМС. Поясните, пожалуйста.
– Можно развестись конкретно одним словом. Например, «я с тобой развожусь», или «иди, ты свободна», «ты не моя жена», «с этого дня ты для меня харам», «я до тебя не дотронусь». Эти слова ставят женщину в статус разведенной. Можно сказать по-арабски: «талак».
Здесь мужчины должны знать: чтобы считать развод действительным, достаточно один раз произнести «талак». Три раза говорить необязательно. Кто-то ошибочно произносит три раза, и в этом случае ты уже не можешь вернуть жену. Но если ты всего один раз сказал «талак», ты еще можешь через некоторое время вернуть ее. То есть если ты передумал и считаешь, что брак стоило сохранить, ты можешь убедить ее быть вместе, например, в течение трех месяцев. А через три месяца ты можешь вернуть ее, совершив никах. Но не рекомендуется ошибочно произносить «талак» трижды. Это называется «бидгый талак», то есть нерекомендованный, развод не одобренным способом. Поэтому одного раза достаточно, это совет мужчинам.
Иногда мужчина может только намекнуть, что разводится, но это тоже считается разводом. К примеру, он сказал жене «скатертью дорога» или «иди на все четыре стороны». Что он хотел сказать? «Сейчас же уходи» или «можешь уходить». Но если он сказал, намереваясь развестись, то в этом случае Аллах видит, и считается, что он произнес один «талак».
Можно развестись через СМС, через письмо или даже передав это слово через надежного человека. Самое опасное в том, что даже если ты произносишь это слово в шутку, то развод считается действительным, жена уже не твоя. Например, сидит перед тобой жена, у нас в татарском языке есть слово «калак» (ложка). Если ты вместо «калак» говоришь ей «талак», то и в этом случае слово вступает в свою силу.
– Но оно будет произнесено без намерения.
– Для слова «талак», когда используешь конкретно это слово, намерение не нужно. Здесь даже сказанное в шутку слово будет действительно. Например, в комнате сидят три твоих жены, ты смотришь на всех троих и произносишь «талак», и если даже ты имеешь в виду конкретно одну жену, считается, что все трое с тобой развелись. Поэтому это опасное слово вообще надо выкинуть из своего лексикона. Его даже в шутку не надо использовать. А если действительно надо развестись, надо это слово произносить обдуманно. Сейчас мужчины часто играют с этим словом. Потом жалеют. Но уже ничего вернуть нельзя.
– Допустим, человек не знает, что разводиться надо путем произношения определенного слова. И он идет в загс, пишет заявление о разводе. Такой развод считается действительным?
– Если мужчина пишет заявление в загсе, это считается, потому что это значит, что он намерен развестись. Этот его поступок – знак его решения.
Но если женщина пишет заявление и светский суд их разводит, тот тут все равно рекомендуется дополнительно сходить к казыю (шариатский судья. – Ред.). Потому что непонятно, перестал их никах действовать или нет.
Некоторые казыи подтверждают решение суда. Но если в суде мужчина заявил, что тоже не против развода, тогда решение суда тоже считается знаком, подтверждающим действительность расторжения брака.
– Живут ли вместе муж и жена после первого произношения «талак»?
– Их совместное проживание – обязательное условие. Нельзя мужу и жене расходиться сразу после произношения «талак», по шариату это не совсем правильно. Женщина должна жить в доме у мужа три месяца. Это три менструальных цикла женщины. После этого мужчина говорит, что разводится с женой, и просит ее уйти из его дома, если дом принадлежит ему.
Но если дом куплен на общие деньги или дом принадлежит жене, тогда дом подлежит разделению или мужчина сам уходит из дома жены. Но если дом принадлежит мужу, жена уходит жить к родственникам. К родителям, братьям, возможно, старшему сыну.
Эти три месяца даны для обдумывания решения, в это время жена остается на виду у мужа, он может передумать и захотеть вернуть ее. Всевышний всегда нам дает возможность вернуть, он не сторонник развода, он за то, чтобы муж с женой соединялись и были вместе.
В течение этих трех месяцев муж по-прежнему обеспечивает жену. Жена не может выйти замуж за другого, даже искать себе нового мужа. Ни в соцсетях, ни по СМС – никак. Она все еще жена этого мужчины. И самое интересное, что мужчине необязательно говорить словами, что он возвращает жену. Он может обнять ее, поцеловать, и это засчитывается за решение вернуть ее. Если между ними была близость, также считается за желание вернуть отношения. Слова не нужны.
– Кто должен сделать первый шаг?
– Неважно кто. Но возобновление брака зависит от мужа, это его решение. Если жена захочет вернуться, она не может это сделать без решения мужа. Но за эти три месяца жена может подумать о причинах, почему муж решил развестись. Потому что обычно мужчина не разводится без причины. Поэтому жена должна думать, в чем ее вина. Она может подойти и спросить мужа: «Может, мне надо измениться?» Поэтому первый шаг может сделать любой из двоих.
То есть, хоть решение в руках мужчины, подтолкнуть его к этому решению может жена. Она может отказаться от своей гордости и признать вину, прийти к мужу со склоненной головой, тем самым смягчить мужа. Тогда вероятности вернуть брак будет больше.
После второго «талака» супругам надо очень сильно задуматься, потому что это уже серьезный шаг. После третьего талака вернуть жену будет невозможно.
– Если после истечения трех месяцев пара решила возобновить брак, они повторно совершают никах. Есть какие-то особые требования к такому никаху? Должны ли при нем присутствовать свидетели?
– Правила те же, приглашаются свидетели, выплачивается махр. Но этот вопрос оставляется на усмотрение пары.
Женщина тоже имеет свободу выбора. Если она не желает вернуться к мужу, она имеет право выбрать другого мужчину. Она может выйти замуж за первого мужа. Здесь мы на нее смотрим как на свободную, чужую женщину, их прежние отношения аннулируются. И берем ее замуж по всем правилам. Только просить разрешения у родителей жены, видимо, будут чисто символически, так как они уже жили вместе, возможно, у них дети. Родители наверняка будут за сохранение брака.
– Играют ли роль в разводе родители жены? Кому мужчина первому сообщает о желании развестись – жене?
– Развод не возникает на ровном месте. Значит, между ними была проблема. Эту проблему надо решать вместе с родственниками. В Коране сказано: если между мужем и женой возникла проблема, которую они не могут решить самостоятельно, то пусть обратятся к родственникам.
Родители должны сохранять объективность. Он не должны заявлять, что их сын/дочь идеальны, что виновата вторая сторона. По шариату предпочтительнее, чтобы семья не разрушалась. Раньше поддерживалось такое решение, даже в случаях, когда муж или жена были плохие. Потому что после развода эти два человека нуждаются в поддержке.
Они все равно сначала советуются с родителями. Потом стараются решить так, чтобы сохранить брак. Если не получается, разводятся. По шариату советоваться с кем-то не является обязательным условием. Но если они это сделают, то будет правильно. Но мужчине необязательно идти к родителям жены, спрашивать у них – я развожусь с вашей дочерью, что вы на это скажете? Он может пойти к родителям мужа, заявить о проблеме, попросить принять участие в ее решении. Если мужчина стесняется сам, то может попросить родителей или родственника. Совета просить можно, но не о разводе, а о устранении проблемы, которая привела к разводу.
– Как продолжается процедура развода после первого произношения «талак»? Женщина может выйти замуж?
– Конечно, если муж не вернул ее в течение трех месяцев после произнесения этого слова, женщина уходит из дома мужа, она свободна. Родные, близкие знают, что она свободна, они могут искать ей другого мужа или сами женихи сделать предложение. Она свободная женщина. Если она даст согласие выйти замуж, никто ей слова не может сказать. И бывший муж уже не имеет никакого права вмешиваться, запрещать и так далее.
Естественно, в религиозных семьях разведенную женщину через некоторое время стараются выдать замуж, устроить ее жизнь.
– Может ли женщина в течение трех месяцев, отведенных на раздумье, ставить мужу какие-то условия, например сказать: если ты изменишься, то я к тебе вернусь.
– Если женщина сама просит развода, то может ставить такое условие. Но если разводится муж, то с ее стороны ставить условия неуместно. Здесь условия должен ставить муж. Он один раз произносит «талак» и может сказать: «У тебя вот такой недостаток, если исправишься, то я тебя верну». Но если разводится не сама жена, выставление условий получается немного бессмысленным. Но жена тоже может выставить встречное пожелание мужу, и они могут обсудить, как им меняться, чтобы обоим в браке было комфортно. Именно для этого жена и остается на три месяца в доме мужа.
Мужчина может остыть к жене. Говорят, если мужчина однажды остыл, его согреть уже нельзя. А женщина непостоянна, она может сегодня сказать, что ненавидит мужа, а завтра хвалить его. Поэтому решение о разводе не может приниматься женщиной. А мужчина обычно идет на развод только по серьезной, веской причине. Поэтому выставление каких-то условий может и не исправить ситуацию.
– Если муж решит развестись, жена может отказаться от развода?
– Здесь желание женщины не учитывается. Если мужчина хочет развестись, он может расторгнуть брак. Обычно мужчина не разводится без причины.
Мужчина относится к этому серьезно, он не кидается такими словами. Он наверняка обдумывал это полгода, год. Поэтому слово должно быть произнесено серьезно. Если случайно, в шутку – нет проблем, он извиняется, и дальше продолжают жить.
– А если мужчина о разводе говорил не как о решении, а с желанием посоветоваться?
– Это не считается разводом. Это просто переговоры. Но обычно так говорят женщины. Мужчина не говорит жене «давай разведемся», он обычно говорит от своего лица: «Я с тобой развожусь». Но женщина сама может вытянуть это слово у мужа. Иногда женщины мне звонят и говорят, что муж с ними развелся. Я говорю – неужели вот так взял и сказал – уходи? Значит, она сама выпросила.
Например, во время ссоры жена говорит: разводись со мной, если не нравится. «Не мучай меня, отпусти, если не хочешь жить». Когда она настаивает на разводе, мужчина не выдерживает, говорит – ну иди тогда. Женщина не должна давать такого повода.
Иногда мужчина не любит жену, живет с ней из жалости. Может быть, он любит другую, но не торопится разводиться с женой, чувствует ответственность. Поэтому даже если решение о разводе принимает только мужчина, сказать это слово его заставляет женщина. Как бы ни было тяжело, пусть женщина не заставляет его говорить этот слово, не просит о разводе. Если она не просит, то мужчина не на стороне развода. Женщина выпрашивает развода, а потом со слезами приходит к казыю: «Муж со мной развелся». Не развелся, ты сама выпросила, с одной стороны. Поэтому это тоже надо учитывать.
Развод при наличии детей
– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?
– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.
Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.
– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?
– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.
Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.
– Могут родители договориться и оставить ребенка с матерью?
– Могут. Но будет лучше, если они будут придерживаться шариата. Эти законы надо знать еще до развода, это может повлиять на решение – разводиться или нет. Мужчина будет знать, что при разводе с беременной женой в будущем ему придется взять на себя воспитание этого ребенка. Жена тоже будет думать: если мы разведемся, ребенок останется с отцом, я не смогу видеть его, когда захочу. То есть перед тем, как разорвать отношения, они должны думать, чем это обернется.
Почему ребенок остается с отцом? Из-за расходов на его воспитание, и вторая причина – потому что новый муж женщины никогда не примет чужого ребенка. Когда мужчина говорит «люблю как своего», он говорит неправду. Потому что так не бывает. Мужчина все равно будет знать, что это не его ребенок, Поэтому у нас в религии нет понятия «усыновление», есть только опекунство. Ребенок все равно остается сыном или дочерью своего отца, носит его фамилию, отчество.
Чужой мужчина может обижать ребенка, и доброго, ласкового отношения от отчима он может не получать.
Для матери это тоже стресс, она всегда будет бояться, что отчим будет жесток с ребенком. Пытаясь угодить мужу, она может обижать своего ребенка. В этом случае ребенок будет винить мать в том, что она выбрала «этого мужчину, а не меня». Это все приводит к психологическим проблемам. Поэтому будет лучше, если ребенка вернуть отцу. Отец как мужчина, главный в семье, он сможет защитить своего ребенка от своей новой жены, вплоть до развода с ней за плохое обращение с его ребенком. Ребенок отдается мужу из-за того, что мужчина может защитить интересы ребенка.
– Если новый муж женщины не принимает чужого ребенка, то принимает ли женщина детей своего мужа от другого брака?
– Да, женщине легче. Всевышний создал женщину великодушной. Женщине легче принять другого мужчину, а мужчине принять другую женщину сложнее. Мужчина по своей природе консервативный. А женщина милосердная, ей больше присуще сострадание, прощение. Она и чужого ребенка может принять как своего, вырастить в одинаковой любви со своими детьми.
– Какую сумму мужчина должен выплатить жене при разводе? Как поступают с махром? Как делят общее имущество?
– Если развод происходит по инициативе жены, то мужчина может попросить вернуть выплаченный им махр. Если разводится муж, а махр не выплачен, то он должен его выплатить тут же. Например, муж обещал построить женщине дом, копил деньги весь год, но решил по своей инициативе развестись с женой. Он должен тут же выплатить махр. Он уже не может тянуть дальше.
– А если не может выплатить?
– Если не может, зачем тогда женился? Значит, пусть не разводится. Как это – ты разрываешь отношения с женщиной, практически оставляешь ее без поддержки и махр тоже не выплачиваешь. Конечно, так делать легко. Но так нельзя. Поэтому надо думать перед тем, как что-то сказать. Выплатишь махр – разведешься.
Если мужчина скончался, а махр не был выплачен, махр тут же возвращается женщине. Ее имущество не включается в наследство мужчины, не делится между наследниками, никто не имеет права посягать на махр женщины. Если после выплаты махра у мужчины остается имущество, то оно делится между наследниками. Выплата махра жене – это главное условие.
Общее имущество супругов. Обычно по исламу женщине необязательно работать. Если она не работает, значит, в семье у нее нет имущества. Ее собственностью считаются только подарки, которые дарил ей муж. Все, что есть в доме, если это не было подарком мужа жене, остается после развода мужу. Жена забирает свой махр, подарки, свое наследство. Например, у них есть сын. Он был богат, но умер молодым. Тогда имущество сына делится между родителями. Это считается имуществом жены. То, что досталось ей от отца, других родственников, тоже принадлежит ей.
Когда муж и жена работают. Это уже ситуация, свойственная нашей местности. В этом случае имущество делится по размеру заработка. Если женщина зарабатывала так же, как муж, то и совместно нажитое имущество ни делят поровну.
Но по шариату женщина имеет право не тратить свой заработок на семью, а только на себя или же копить для себя. Даже на ребенка может не тратить, потому что ребенка, семью полностью должен обеспечивать муж. Заработанные женщиной деньги принадлежат только ей. Но у нас обычно супруги тратят деньги вместе. В тяжелой ситуации женщина может дать свои сбережения мужу. Но она не обязана. Мужчина не может требовать у нее отдать эти деньги на общие расходы.
– Известно, что махр выплачивается женщине на случай развода. Конечно, если она просила дом, это очень хорошая поддержка. А если девушка по своей наивности попросила какой-то незначительный подарок? В таком случае должен ли муж как-то помочь ей после развода? Можно ли махр как-то изменить?
– Во-первых, неправильно считать, что махр должен быть такой суммы, чтобы женщине хватило на какое-то время жить после развода.
Женщина может тут же потратить выплаченный ей махр, кому-то подарить. В каких-то сложных обстоятельствах вернуть мужу, чтобы поддержать его. Махр – это символ уважения мужчины к женщине, знак того, что он может вести семью.
Женщина просит маленький махр по своей наивности и мягкости. В мужчине все равно есть прагматизм, он может думать, считать деньги. Он может сказать: «Давай я тебе подарю колечко». Оно может стоить всего 2 – 5 тысяч. Женщина из-за любви к мужу может согласиться. Поэтому при назначении махра большая роль отца невесты.
Будет лучше, если невеста поручит решение вопроса о махре отцу. По нашему ханафитскому мазхабу для никаха согласие отца необязательно. Но обязательно участие отца при назначении махра. Если отец не участвовал, то он потом после никаха может обжаловать у казыя, сказать, что махр назначен маленький, потребовать доплаты или расторжения никаха.
Отец девушки знает материальное положение будущего жениха и его возможности, поэтому он вместо колечка может попросить, например, 100 тысяч долларов. Если отец не хочет вести переговоры или не хватает знаний в этой области, то вопрос должен решать хазрат, так как он на никахе сидит еще и для этого. Хазрат не просто читает никах, он еще и решает вопрос махра, он пришел, чтобы защищать интересы женщины. Если он видит, что жених явно недооценивает невесту, хочет выплатить маленький махр, то хазрат ему напоминает, что так делать нельзя, и добивается увеличения махра.
– Если мужчина трижды сказал «талак», он может после этого вернуть жену? Бывают ли случаи, когда женщина выходит замуж за другого человека, разводится с ним и снова выходит замуж за первого мужа.
– Такие случаи могут быть. Их довольно много. Женщина выходит замуж второй раз, видит, что недостатки, которые были у первого мужа, у второго тоже есть, а может, это и другие недостатки, еще хуже…
Поэтому, после некоторый раздумий, люди могут сойтись снова. Но если три раза произнесено «талак», то женщину просто так не вернуть. Она сначала должна выйти замуж за другого человека. Этот брак не может быть фиктивным – то есть прочитали никах, и тут же мужчина развелся с ней. Нет. Они должны вступить в интимные отношения.
Прошу прощения за такие подробности, но есть определенные правила совершения этого полового акта. Это касается степени проникновения мужчины в женщину. Это должен быть полноценный акт. Даже такие нюансы предусмотрены. После этого, если мужчина соглашается развестись с женой, он дает развод, и жена возвращается к прежнему мужу. Но женщине придется выждать три месяца «гыйдда», как того требуют правила.
– Если женщине приходится побывать замужем за другим мужчиной, то обязан ли муж также повторно жениться?
– Нет, не обязан. Женщине важнее побыть женой другого человека, чтобы она могла сравнить. За три месяца, которые она поживет с новым мужем, она может понять, что уже разлюбила бывшего мужа, новый ей нравится больше.
– Насколько часто встречается такая практика – возобновление брака после повторного замужества жены?
– Бывает. Не много, но довольно часто встречается. Бывает и так, что со вторым мужем живут несколько лет, потом разводятся и воссоединяются с первым мужем. И мужчины возвращались к жене, пожив еще с несколькими женами, они понимали, что первая была лучше. Всевышний знает, что люди могут захотеть вернуться, и дает такую возможность.
Иногда бывает, люди сходятся уже на старости лет. Бывают и разводы. Помню случай, когда развелись 80-летние дедушка и бабушка. Бабушка узнала, что к мужу в свое время приставала другая женщина. И не смогла простить. Они развелись, поделили квартиру, жили и умерли в разных квартирах.
Идеальная пара
– Что вы скажете тем, кто собирается разводиться?
– Однажды мне девушка задала вопрос. Она собиралась замуж, влюблена в своего жениха, пребывала в романтических чувствах. Спрашивает: хазрат, а вы видели идеальные пары? Таких, что полностью понимают друг друга, не ссорятся, все делают вместе. Я говорю – таких пар нет. Люди не могут так жить, это из области фантастики. Какие-то обиды, разногласия все равно бывают.
Идеальная, счастливая пара – это которая не дошла до развода. Пусть дерутся, ругаются, орут, делят имущество, могут говорить друг другу всякое. Но главное, чтобы не дошли до развода, сохранили семью. Это счастливые пары.
По молодости многие не понимают ценности семьи. Семья нужна в старости. Если молодым ты еще можешь жить в любых условиях, хоть на улице спать, старым ты уже не можешь. Нужна семья, поддержка.
Если человек, несмотря на трудности, смог сохранить семью, не развелся, то в мире вечном за это он получит вознаграждение. В нашей религии так: у человека богобоязненного, праведного, ученого за его поведение в семье его степень, почтенность только растут. Если он терпит плохую жену, тем самым его благочестивость увеличивается. Если он не разводится с ней, Аллах прибавляет ему степени. А если не выдержит и разведется, перед Всевышним его степень падает. Поэтому здесь надо думать не только о себе, но и о довольстве Аллаха.
У одного ученого спросили: у тебя жена злословит, болтает что попало, распускает слухи о тебе, с такой женой ведь рекомендуется развестись, почему не разводишься? Он сказал так: я знаю, что она плохая, но если я с ней разведусь, кто-то на ней женится и будет с ней мучиться. Пусть уж лучше я один буду страдать на этом свете. Вот какая жертва ради довольства Аллаха. Семья не распадается, в мире вечном они оба получат за это воздаяние.
Хочу напомнить хадис. Мужчину в раю приводят к гурии – красивой девушке. Он в нее влюбляется, хочет остаться с ней. Но ему говорят – ты ведь еще не видел другой комнаты. В следующей комнате он видит девушку еще краше. Снова влюбляется, говорит, что ему никто не нужен, только она. Но его ведут в следующую комнату – и в этой комнате еще одна гурия, еще более красивая. Мужчина снова хочет остаться, но ему говорят – подожди, посмотри еще. И приводят в еще одну комнату. В этой комнате девушка невиданной красоты. Мужчина поражается ее красоте, спрашивает – кто это, ангел, или джинн, или человек, как такая красота возможна? Ему говорят – это твоя жена, с которой ты жил в миру. Мужчина говорит, что останется с ней.
У нас такая цель: жить вместе в миру и также оказаться вместе в раю. Если жизнь в мире вечном, жизнь в раю, жизнь ради довольства Аллаха будут для нас приоритетными, то это будет лучше.