талант денежная единица какой страны
Талант (единица измерения)
Этимология: восходит к праиндоевропейскому *tel-, *tol- «нести».
В Римской империи талант соответствовал массе воды, по объёму равной одной стандартной амфоре (то есть 1 кубическому римскому футу, или 26,027 литра).
Талант был наивысшей весовой единицей в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντον означало «весы»; затем «груз»). Как определённая весовая единица, талант упоминается уже у Гомера, причём везде взвешиваемым предметом является золото. По выводам метрологов, масса таланта равнялась массе семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжёлого золотого вавилонского шекеля, равного 16,8 кг. Гомеровские таланты производились в форме продолговатых круглых брусков, похожих на древнейшие золотые статеры. Кроме того, в гомеровское время были в обращении полуталанты массой в 8,4 кг.
Помимо гомеровского маловесного таланта, в ту же эпоху был известен талант, соответствовавший 3 золотым статерам или 6 аттическим золотым драхмам и весивший 26,2 кг. Впервые о нём упоминается в связи с победой сицилийских греков над карфагенянами при Гимере (480 до н. э.); затем у писателей до II века до н. э. он служит для обозначения весовой меры золотых предметов, которые давались в награду (венки) или посвящались в храмы. В зависимости от переменных обозначений драхмы или мины, по отношению к которым талант представлял кратную величину (талант делился на 60 мин, мина на 100 драхм, то есть в таланте было 6000 драхм), количественное определение таланта было весьма различно, тем более, что он употреблялся и как весовая, и как денежная единица.
Прототипом греческих талантов был вавилонский талант, имевший форму бронзового льва на подставке. Тяжёлый талант весил 60,4 кг, лёгкий царский талант — вдвое меньше. Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский талант (16,8 кг), и была основной наименьшей единицей, служившей для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов. Эта весовая единица служила также денежным знаком, причём 100 таких лёгких единиц (по 8,4 кг) или 50 тяжёлых составляли тяжёлую мину золота. В свою очередь, лёгкая мина делилась на 50 единиц или 100 половин. 3000 этих единиц, тяжёлых или лёгких, составляли тяжёлый или лёгкий талант золота. Таким образом, в вавилонской системе мер денежные знаки отделились от весовых, причём только 1/60 весовой мины или 1/50 часть мины золота были общими для обеих систем.
Ценность серебряных денежных знаков определялась отношением, которое было признано в древности за норму и по которому одна золотая монета приравнивалась к 10-ти равновесным серебряным. Впрочем, вследствие более высокой цены на золото вместо отношения 1:10 обычно встречалось отношение 1:13 1/3. По весу царский талант содержал 60 царских мин, или 72 мины золота, или 54 мины серебра. Отношение таланта золота к царскому таланту (по весу) было равно 5:6, таланта серебра к таланту золота 4:3, таланта серебра к царскому таланту — 10:9. Если выразить эти определения в современных мерах, то окажется, что тяжёлый талант золота весил 50,4 кг, тяжёлый талант серебра — 67,2 кг, лёгкие таланты весили вдвое меньше. У других восточных (семитических) народов обозначения таланта были приблизительно те же: так, финикийский талант (серебряный) равнялся 43,59 кг, еврейский весил 44,8 кг, персидский талант золотой весил 25,2 кг, серебряный — 33,65 кг, торговый — 30,24 кг. Древнейшая система весовых мер — эгинская, существование которой приурочивается уже к эпохе Ликурга и которая была принята в Спарте и в Аргосе (в начале VII века), — приближается к вавилонской системе: так, отношение эгинского статера к вавилонскому выражается отношением 27 к 25. Когда Солон ввёл новую систему мер веса и денежных знаков, эгинский талант остался в обращении в качестве торговой весовой меры (действительная величина его уменьшилась до 36,156 кг). Серебряный талант (аттический или евбейский) как денежная единица был приравнен к 26,196 кг. Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кг.
Талант (единица измерения)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Энциклопедичный YouTube
Субтитры
Содержание
Талант был наивысшей весовой единицей в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντον означало «весы»; затем «груз»). Как определённая весовая единица, талант упоминается уже у Гомера, причём везде взвешиваемым предметом является золото. По выводам метрологов, масса таланта равнялась массе семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжёлого золотого вавилонского шекеля, равного 16,8 кг. Гомеровские таланты производились в форме продолговатых круглых брусков, похожих на древнейшие золотые статеры. Кроме того, в гомеровское время были в обращении полуталанты массой в 8,4 кг.
Помимо гомеровского маловесного таланта, в ту же эпоху был известен талант, соответствовавший 3 золотым статерам или 6 аттическим золотым драхмам и весивший 26,2 кг. Впервые о нём упоминается в связи с победой сицилийских греков над карфагенянами при Гимере (480 до н. э.); затем у писателей до II века до н. э. он служит для обозначения весовой меры золотых предметов, которые давались в награду (венки) или посвящались в храмы. В зависимости от переменных обозначений драхмы или мины, по отношению к которым талант представлял кратную величину (талант делился на 60 мин, мина на 100 драхм, то есть в таланте было 6000 драхм), количественное определение таланта было весьма различно, тем более, что он употреблялся и как весовая, и как денежная единица.
Прототипом греческих талантов был вавилонский талант, имевший форму бронзового льва на подставке. Тяжёлый талант весил 60,4 кг, лёгкий царский талант — вдвое меньше. Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский талант (16,8 кг), и была основной наименьшей единицей, служившей для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов. Эта весовая единица служила также денежным знаком, причём 100 таких лёгких единиц (по 8,4 кг) или 50 тяжёлых составляли тяжёлую мину золота. В свою очередь, лёгкая мина делилась на 50 единиц или 100 половин. 3000 этих единиц, тяжёлых или лёгких, составляли тяжёлый или лёгкий талант золота. Таким образом, в вавилонской системе мер денежные знаки отделились от весовых, причём только 1/60 весовой мины или 1/50 часть мины золота были общими для обеих систем.
Ценность серебряных денежных знаков определялась отношением, которое было признано в древности за норму и по которому одна золотая монета приравнивалась к 10-ти равновесным серебряным. Впрочем, вследствие более высокой цены на золото вместо отношения 1:10 обычно встречалось отношение 1:13 1 /3. По весу царский талант содержал 60 царских мин, или 72 мины золота, или 54 мины серебра. Отношение таланта золота к царскому таланту (по весу) было равно 5:6, таланта серебра к таланту золота 4:3, таланта серебра к царскому таланту — 10:9. Если выразить эти определения в современных мерах, то окажется, что тяжёлый талант золота весил 50,4 кг, тяжёлый талант серебра — 67,2 кг, лёгкие таланты весили вдвое меньше. У других восточных (семитических) народов обозначения таланта были приблизительно те же: так, финикийский талант (серебряный) равнялся 43,59 кг, еврейский весил 44,8 кг, персидский талант золотой весил 25,2 кг, серебряный — 33,65 кг, торговый — 30,24 кг. Древнейшая система весовых мер — эгинская, существование которой приурочивается уже к эпохе Ликурга и которая была принята в Спарте и в Аргосе (в начале VII века), — приближается к вавилонской системе: так, отношение эгинского статера к вавилонскому выражается отношением 27 к 25. Когда Солон ввёл новую систему мер веса и денежных знаков, эгинский талант остался в обращении в качестве торговой весовой меры (действительная величина его уменьшилась до 36,156 кг). Серебряный талант (аттический или евбейский) как денежная единица был приравнен к 26,196 кг. Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кг.
Сколько стоит Талант?
Декадрахма (десятидрахмовая монета) из Сиракуз, ок. 400 г. до н. э. Талант равнялся 600 таким декадрахмам
Часто слышишь: О, у него (неё) большой Талант! А ведь это мера веса в золоте. А сколько это и сколько стоит сегодня «Талант»? Кстати слово происходит от меры веса «талант».
А одна Декадрахма (десятидрахмовая монета) равнялась десяти драхмам, при чем вес одной Сиракузской драхмы соответствовал примерно 7,27 грамма
Так что, похвалу: «У Вас большой Талант» следует менять на 6000 Сиракузских драхм серебром, а это около 43 килограммов серебра или эквивалент в золоте. А на вскидку, около полутора миллионов рублей.
В золотом эквиваленте (16.8 кг, с вики) по курсу на 1/04/2016 получается 44.5 миллиона рублей.
Богатый человек, богат во всем.
Уважаемые пикабушники, сила пикабу!!
Еду с сыном инвалидом колясочник ом и супругой в сторону дома в Сыктывкар на стареньком бусике Мицубиси. В районе Лермонтово Пензенской обл затроил двиг, не тянет. Свечи и тд проверил. Симптомы перескочил ремень грм на пару зуб. Ночь переночевали возле заправки но на заглушенном двиг это очень холодно. Кто подскажет в Пензе сто? Гребаный локлаун а мы на трассе замерзаем Без рейтинга.
Пробки в Германии.
Главное вежливость
Вампиры
[Самый страшный пост]
Однажды ты зайдёшь на свою любимую пикабушечку, а у тебя уже будет висеть оповещение, как и у всех пикабушников и пикабушниц. Открыв его ты увидишь то, что заставит кровь стынуть в жилах:
«Уважаемые пользователи. Сегодня Пикабу переходит под управление Mail(точка)ru group! Поздравляем!»
Об уборке
Как ходят нормальные девушки и как ходят девушки из GTA
Самое неприятное во взрослой жизни это то, что папа, такой большой и надёжный, тот, который знает всё на свете и всегда поможет словом и делом, тот, который накажет всех плохих, а тебя возьмёт на ручки, тот, который щедрый и купит все-все игрушки, о которых ты мечтаешь, и научит интересному, и расскажет обо всем, и ещё много-много всего.
. это теперь ты.
Предпродажная подготовка
Летучую обвинили во лжи
Елена Летучая, которая занимает пост худрука в «Высшей школе «Останкино»», встала на защиту вуза в скандале с отчислением студенток за лайки. Она заявила, что девушек отчислили за то, что они якобы недовольны указами Путина и Собянина.
«Наши бывшие теперь уже студентки решили, что саботирование подобных антиковидных мер — лучшее, что можно было предпринять на сегодняшний день», — заявила она.
Народ, который умеет в гугл массово возмутился, и никадил Летучей кучу сообщений
По началу Елена удаляла сообщения, но это разозлило людей еще больше.
Потом она обвинила всех в том, что это не люди, а боты.
Далее она вообще закрыла комментарии.
а вчера и вовсе улетела на Мальдивы, что, я так понимаю, очень поддерживает антиковидные ограничения.
Ну почему в этой стране так-то?
Ну ясно же, что за аккаунт отвечал какой нибудь ССМщик, ну извинись ты, реши проблему.
Обучение-то платное.
Почему надо лезть в бутылку и доводить до абсурда.
Вот куче народов эта Летучая в хрен не брякала, вместе с этой школой. а теперь её знают как лживую лицемерную стерву.
Вот оно ей надо было?
В нашей стране институт репутации не работает совершенно.
А зря.
напомню, что скандал разгорелся после отчисления студенток из-за лайков.
Потому
Карп Евгений
Впитала роль с молоком матери
Слева: Энрика Сома с дочерью Анжеликой Хьюстон на руках, 50-е
Справа: Анжелика Хьюстон в образе Мортиши Аддамс, 90-е
Не обращайте внимание папа просто мертвый
Одна из самых известных в США фитнес-блогерш Джейн Ривера, известная также своими постами о моде и путешествиях, выложила в Instagram и TikTok фотографии, на которых она снята на фоне открытого гроба с телом ее отца.
Ривера выложила не менее восьми фото, на которых она в наряде с глубоким декольте позирует возле гроба, то улыбаясь, то томно опуская глаза.
P.S Подумаешь папаня умер, это же не повод упустить такую возможность, покрасоваться возле такого симпатичного гроба.
Картина маслом
Несчастная «лошадь»
«В Ярославле снимали выноску окна к сцене “Афоня просыпается в комнате Кати” (фильм “Афоня”).. Снимать надо было в пять утра. (Утренний режим — солнце еще не взошло, но уже светает.) По задумке там, за окном, должны были возвращаться со свадьбы молодожены. Но в половине пятого выяснилось, что свадебное платье невесты забыли в Москве. Я уже хотел снимать просто пейзаж, но тут оператор Сергей Вронский показал мне на лошадь, которая тащила телегу с бочкой.
— Пусть эта телега проедет, — сказал он.
Первой на этот кадр обратила внимание жена художника Левана Шенгелия Рита.
— Как ты это потрясающе придумал, — сказала она мне после просмотра на “Мосфильме”. — Как это точно!
— Что точно? — осторожно спросил я.
— Лошадь! Он делает предложение — а потом лошадь. Вот и Катя, как эта несчастная лошадь, будет тащить груз омерзительного, пьяного хамства и нищеты всю жизнь! Ведь так?
Через год “Афоню” показывали в Лос-Анджелесе в большом кинотеатре. Рядом со мной сидел классик американского и мирового кино, тбилисский армянин Рубен Мамулян. Когда на экране появилась лошадь с бочкой, раздались аплодисменты. После просмотра я его спросил:
— Рубен, а почему аплодировали, когда появилась лошадь?
— Не думай, что американцы такие тупые, как пишут ваши газеты. Что тут понимать? Он спрашивает: “Ты замуж за меня пойдешь?” И сразу — лошадь с повозкой. Замужем за ним она и будет, как эта лошадь. Я угадал?
И я опять не стал уточнять. Кому интересны лишние подробности?»
Георгий Данелия
«Безбилетный пассажир»
Талант, денежная единица
Талант, τάλαντον («та́лантон», «вес» греч.), talentum (лат.), talent (англ.) — мера веса, распространенная в древности на Ближнем Востоке и в Средиземноморье, которая также использовалась как денежно-расчетная — не монетная — единица в Древней Греции и Древнем Риме.
Талант в древности на Ближнем Востоке
Талант в Месопотамии
Талант как мера веса и термин появился при развития обмена в Месопотамии, видимо, еще в IV тыс. до н.э. или даже раньше. Этимология cлова неизвестна, но, вероятно, «талант» означал просто «вес». Появление в Шумере в конце IV тыс. до н.э. письменности, востребованной нуждами хозяйственной жизни, привело к развитию прикладных научных знаний, прежде всего астрономии и математики, основанной на 60-тиричной системе исчисления. Одновременно с ней была выработана метрическая система мер и веса. 1 Талант делился на 60 мин, и 1 мина на 60 сиклей1.
Шумерская система мер и весов была воспринята вавилонянами6, ассирийцами7 и постепенно распространилась по всему Ближнему Востоку8, попав в Левант, Финикию, Лидию и Персию.
1 талант | = 60 мин | = 3600 сиклей | = 30 кг |
---|---|---|---|
1 мина | = 60 сиклей | = 500 г | |
1 сикль | = 8,333 г | ||
1 уттату (1/3 сикля) | = менее 3 г |
Талант в Ахеменидской империи
Согласно Геродоту (История. III. 89), отдельные провинции (сатрапии) Персидской империи платили подати, исчислявшиеся в талантах. Царь Дарий I (549 — 485 гг. до н.э.) произвел распределение ежегодных взносов таким образом, что «тем, кто вносил подати серебром, царь назначил плату по весу вавилонского таланта, а платившим золотом, по эвбейскому весу. Вес вавилонского таланта составляет 70 эвбейских мин»9. 19 сатрапий платили серебром по вавилонскому стандарту, 20-я же сатрапия выплачивала подать золотым песком по эвбейскому стандарту (Геродот. История. III. 94). Далее Геродот пояснял, что «вавилонские серебряные таланты в переводе на эвбейский вес составляют 9880 талантов, и если принять отношение золота к серебру как 1 к 13, то ценность золотого песка составляет 4680 эвбейских талантов. Таким образом, общая сумма поступлений Дарию составляла 14 тыс. 560 талантов.» (История. III. 95)10
Годовой доход персидского царя Дария I (в серебряных талантах)
Сатрапия | Вес в вавилонских талантах | Вес в аттических талантах |
Иония | 400 | 520 |
Лидия | 500 | 650 |
Фригия-Каппадокия | 360 | 468 |
Киликия | 360 | 468 |
Сирия | 350 | 455 |
Египет | 700 | 910 |
племена саттагидов, гандариев, дадиков, апаритов | 170 | 221 |
Сузиана | 300 | 390 |
Вавилония и Ассирия | 1 000 | 1 300 |
Мидия | 450 | 585 |
племя каспиев | 200 | 260 |
Бактрия | 460 | 468 |
Армения | 400 | 520 |
племена сагартиев, сарангов, фаманеев, утиев, мики и островов Красного моря | 600 | 680 |
племя саков | 250 | 325 |
Парфия | 300 | 390 |
парикании и азиатские эфиопы | 400 | 520 |
племя алародиев | 200 | 260 |
племена тибаренов, мосхов, маров и др. | 300 | 390 |
Индия | 4 680 | 6 084 |
Все сатрапии | 12 280 | 15 964 |
Талант в Древней Греции
По-видимому, талант как термин и расчетно-весовая категория был заимствован греками в Сирии — Финикии у семитских народов при возобновления контактов со странами Ближнего Востока в X — IX вв. до н.э.15. В текстах микенской эпохи (XV — XIII вв. до н.э.) термин талант не засвидетельствован: из табличек Кносса и Микен известно слово ta-to-mo, обозначающее «вес» (обычно идентифицируемое с греческим словом σταθμός, «статхмо́с»)16. Впервые талант в качестве фиксированного веса встречается у Гомера, всегда обозначая вес золотом 17, хотя его масса и соответственно стоимость была в эту эпоху не особенно велика18.
Название веса и монет были одни и те же — видимо, потому, что первоначально чеканившаяся монета содержала столько металла (серебра или меди), сколько показывало ее весовое название. Все монеты со времен Солона (594 до н.э.) были серебряные, поскольку золото и медь употреблялись до эпохи Александра Македонского очень мало. Талант и мина были единицами не монетными, а расчетными: талант был названием суммы в 100 мин или 6000 драхм, а мина — названием суммы в 60 драхм. Денежные единицы постепенно падали в цене, в частности, из-за «порчи монеты».19 Предполагают, что при Александре и после его смерти ценность таланта значительно упала.
Аттический (Эвбейский) стандарт VI в. до н.э — III в. н.э.
1 талант (вес) | = 60 мин | = 6000 драхм (вес) | = 24,47 кг |
---|---|---|---|
1 мина | = 100 драхм (вес) | = 457,8 г | |
1 драхма (вес) | = 4,578 г | ||
1 талант (вес) | = 60 мин | = 6300 драхм (монет) | = 27,47 кг |
1 мина | = 105 драхм (монет) | = 457,8 г | |
1 драхма (монета) | = 4,36 г |
1 талант | = 60 мин | = 6000 драхм | = 36,000 оболов | = 25,86 кг серебра |
---|---|---|---|---|
1 мина | = 100 драхм | = 600 оболов | = 431 г серебра | |
1 драхма | = 6 оболов | = 4,31 г серебра | ||
1 обол | = 0,72 г серебра |
Доходы граждан, оплата труда, цены
Основной монетой Афин была тетрадрахма (4 драхмы). Во времена Солона медимн20 зерна стоил 1 драхму; бык — 5 драхм. При Перикле прожиточный минимум семьи составлял 1/3 драхмы в день.
Стоимость отдельных продуктов и товаров21
1 котила22 оливкового масла — 0,5 драхмы
Овца — 1 драхма при Солоне (Плутарх. Солон 23); от 12 до 16 драхм (IV в. до н.э.)
Папирус — 2 драхмы и 4 обола за 2 листа23
1 медимн оливок — 2 драхмы (Плутарх. О спокойствии души. 470)
Стол — 4 драхмы24
1 медимн ячменя — 5 драхм (330 г. до н.э.)
Лук — 7 драхм (начало III в. до н.э., Кеос)
Обувь — 8 драхм за пару (Аристофан. Богатство. 983)
1 метретес25 вина — 8 драхм (Плутарх. О спокойствии души. 470)
Коза — 12 драхм (IV в. до н.э.)
Гиматий (плащ) — 10 драхм 3 обола (329 г. до н.э.)26
Лук с колчаном — 15 драхм (начало III в. до н.э., Кеос)
Ложе — 19,6 драхм (250 г. до н.э., Делос)
Одежда из шерсти — 20 драхм (V в. до н.э.)27
Щит — 20 драхм (начало III в. до н.э., Кеос)
Бык/корова — от 51 (410 г. до н.э.) до 75 драхм (274 г. до н.э., Делос)
Дом — от 200 до 300 драхм (414 г. до н.э., Афины
Щит — 600 драхм (380 г. до н.э., Дельфы)
Лошадь (ездовая) — 1200 драхм (Аристофан. Облака 21)
Загородная усадьба — от 2 до 6 тыс. драхм
Зажиточные афиняне обладали достаточными средствами, чтобы дать своим дочерям хорошее приданое, сумма которого исчислялось от 3 до 6 тыс. драхм28. В 322 до н.э. только 9 тыс. афинских граждан владели имуществом стоимостью в 2 тыс. драхм и выше, а 12 тыс. афинян, не имевших этой суммы, были лишены права гражданства и высланы из Аттики (Диодор. Историческая библиотека. XVIII, 18).
В эллинистический период представители греческой интеллигенции — учителя получали в полисах в среднем около 500 — 700 драхм в год, в зависимости от сложности предметов. Этот доход позволял преподавателям входить в состав зажиточых слоев населения, имевших постоянный доход. За особые заслуги в честь учителей ставили плиты с почетными декретами, но бо́льшее вознаграждение за свой труд они могли получить только в богатых полисах29.
Другой высокооплачиваемой категорией были врачи. Их труд обычно оплачивался выше, чем представителей других специальностей30. Еще более высокие гонорары выплачивали эллинистические цари: например, лейб-медик Селевка I Никатора Клеомброт с Кеоса за излечение царского сына, будущего Антиоха I, получил сумму в 100 талантов. Эта цифра несопоставима не только с доходом преподавателей, но даже и с той платой, за которую можно было приобрести, например, должность рядового жреца в святилище бога Асклепия на Косе. Цена была довольно высока — 5 тыс. драхм (т.е. меньше 1 таланта) — и власти города, учитывая трудность единовременного взноса всей суммы, давали покупателю право вносить плату в 2 приема. Иногда разбогатевшие врачи сами делали щедрые материальные пожертвования. Например, в 322 до н.э. — 319 до н.э. в Афинах врач Евенор, уроженец Эпира, подарил афинской казне целый талант серебра, за что его увенчали оливковым венком и дали права афинского гражданства31. Квалифицированный работник в Балканской Греции получал в среднем 1 драхму в день, тогда как в городах, входивших в состав эллинистических монархий, плата могла возрастать до 3 драхм в день32.
В самом начале эллинистического периода труд квалифицированного зодчего ценился почти в 20 раз выше труда хорошего плотника. Так, в приписываемом Платону сочинении «Соперники» говорится, что плата плотнику составляла за 5 – 6 мин в год (500 – 600 драхм), а архитектора трудно было нанять и за 10 тыс. драхм (135b) 33.
В разные периоды истории Греции жалованье архитекторов колебалось. Так, в бедственные для афинян последние годы Пелопонесской войны (409 – 404 гг. до н.э.), когда возможности государства были крайне ограничены, ведущий архитектор достраивавшегося на акрополе Эрехтейона получал регулярную плату по 1 драхме в день 34. Но и полвека спустя жалованье архитектора-проектировщика Феодота, строившего храм Асклепия в Эпидавре, не сильно отличалось. За период 3,5 года он дважды получал по 353 драхмы, а затем ему выплачивали еще по 350 драхм. Таким образом, Эпидавр платил ему регулярную плату по 1 драхме за все отработанные в каждом году дни35.
В середине IV в. до н.э. годовое содержание ведущих архитекторов, работавших над восстановлением храма Аполлона в Дельфах, составляло 720 драхм (по 1 статеру в день); их помощники получали по 240 драхм в год (по 4 обола в день). В те годы, когда вставляли дополнительный месяц, к годовому заработку добавляли 60 драхм.
После катастрофического землетрясения 225 до н.э., разрушившего Родос (Полибий. Всеобщая история. V. 89), многие полисы материковой Греции и соседние монархи и династы (Гиерон I, Птолемей IV Филопатор, Селевк II, Митридат IV и др.), оказали значительную материальную помощь родосцам. Так, Птолемей IV в течение нескольких лет присылал 100 архитекторов и 350 рабочих, выделяя на их ежегодное содержание 14 талантов.
Гиеропеи36 Делоса в 180 г. до н.э. купили за 5 драхм листы папируса37, и за 4 драхмы и 3 обола жертвенного поросенка. За коня Букефала (Буцефал), приведенного из Фессалии и купленного Филиппом II для его сына Александра, было заплачено 13 талантов (Плутарх. Александр. 6).
Доходы Афинской Архэ в V веке до н.э.
В VI в. до н.э. финансы Афин были весьма ограниченными и, например, наиболее затратной статьей расходов было выделение средств в 3 таланта на проведение религиозных праздников (Лисий. Речи. 30.20). После захвата акрополя Афин персами в 480 до н.э., разграбившими все сокровищницы, финансы государства были подорваны и стали пополняться из отчислений от военной добычи (Геродот. История. VIII. 51). Одновременно, регулярно поступали 50 талантов от разработки серебряных рудников в Лаврионе (Геродот. История. VII. 144), а также от новоприобретенных серебряных и золотых рудников на фракийском побережье напротив Фасоса. (Фукидид. История. I. 100.2; IV. 105.1).
После побед в Греко-Персидских войнах ионийские города во главе с Афинами организовали в 478 до н.э. морской союз. Полисы-участники, наряду с денежными взносами в общесоюзную казну на Делосе, поставляли корабли, но со временем эти поставки были заменены денежной податью — форосом, сумма которого первоначально исчислялась в 460 талантов (Фукидид. История. I. 96.2)38. Между 470 до н.э.39 и 468 до н.э.40 казна была перенесена с Делоса на акрополь в Афины (Фукидид. История. I. 98-100). Во второй половине 450-х гг. до н.э. форос выплачивали около 160 государств. Данные о ежегодном форосе, вносимом союзниками Афин, известны из эпиграфических источников41. После заключения Каллиева мира с Персией в 449 до н.э. был принят декрет, разрешавший использовать резервный фонд союза (5 тыс. талантов) на нужды Афинского государства. Это была колоссальная сумма42. Многие союзники Афин были недовольны, пытались уклониться от уплаты (Милет, Эгина, Колофон), или вообще выйти из союза (Эвбея в 446 г. до н.э.; Милет в 442 г. до н.э.; Самос в 440 — 439 гг. до н.э.)43. В 439 до н.э. Афины ввели эпифору44 и всячески стремились увеличить дань до уровня 446 г. до н.э.
В начале Пелопонесской войны Афины располагали резервным запасом в 8 тыс. талантов (Фукидид. История. II. 13.3)45. К 425 до н.э., после успешной битвы при Пилосе, афинское народное собрание приняло декрет о более высоком обложении союзников (их число увеличилось до 400 государств) в сумму в 1460 — 1500 талантов. Хотя далеко не все государства подчинились46, сумма фороса в эти годы достигала 1200 — 1300 талантов (Плутарх. Аристид. 24) и была уменьшена только после заключения мирного договора в 421 до н.э.. Тогда, после 10 лет войны, афиняне были вынуждены создать непрекосновенный фонд в 1 тыс. талантов (Фукидид. История. II. 24.1; Ксенофонт. Анабасис. VII. 1.27)47. В 405 до н.э., после поражения афинского флота при Эгоспотамах48, Афинская Архэ прекратила свое существование.
Год до н.э. | Вес в талантах | Сумма в драхмах | Источник |
477 | 460 | 2 760 000 | Фукидид. История. I. 96 |
454 | 500 | 3,000 000 | Meiggs R. Athenian Empire. P. 253 |
431 | 600 | 3 600 000 | Фукидид. История I. 99.3; II. 13.6-7 |
428 | 800 | 4 800 000 | Meiggs R. Athenian Empire. P. 325 |
425 | 1 500 | 9,000 000 | Meiggs R. Athenian Empire. P. 343 |
421 | 1 200 | 7 200 000 | Андокид. Речи. III. 9 |
Расходы греческих государств
Расходы Афин на строительство в 447 — 425 гг. до н.э.
По декрету от 449 до н.э. часть средств из резервного фонда в 5 тыс. талантов Афинского морского союза пошли на восстановление и строительство новых храмов в Афинах и в Аттике: храм Гефеста и Афины, Парфенон с хрисоэлефантинной статуей Афины49. Этот храм Афины Парфенос был очень дорогим сооружением: в год только на его постройку расходовалось до 32 талантов, что равнялось содержанию 12 триер в течение 5 месяцев50. Кроме того, Парфенон был построен целиком из мрамора и за довольно короткое время51, тогда как, например, средства для сооружения храма Зевса в Олимпии (завершен в 456 г. до н.э.) собирались всеми греческими государствами на протяжении 100 лет. Огромные храмы Великой Греции (южная Италия и Сицилия) были построены богатыми по античным меркам государствами (Селинунт, Метапонт, Акрагант, Сегеста и др.) и из обычного камня52; храм Афины Победы в честь победы Делосского союза над персами (448 до н.э.); Эрехтейон на акрополе, Одеон, Пропилеи53, Длинные стены, соединившие Афины с Пиреем и др.; храмы Посейдона в Сунии, Ареса в Ахарнах, Немесиды в Рамнунте; 54.
Год до н.э. | Вес в талантах | Сумма в драхмах | Постройка |
447 — 432 | 700 | 4 200 000 | Парфенон |
1000 | 6 000 000 | Статуи Афины из золота и слоновой кости | |
400 | 2 400 000 | Пропилеи | |
3 000 | 18 000 000 | Одеон, ангары для хранения кораблей, расширение доков в Пирее, Длинные стены | |
200 | 1 200 000 | 2 золотые статуи Ники | |
433 — 425 | 2 700 | 16 200 000 | Храм Ники; завершение строительства Парфенона |
Всего за 447 — 425 | 8 000 | 48 000 000 |
Строительные расходы других греческих государств
Крупной статьей государственных расходов было возведение и ремонт городских стен, страдавших не только во время военных действий, но и от частых землетрясений. Например, между 249 и 244 гг. до н.э. Аргосом было предпринято восстановление оборонительных сооружений. Поскольку достаточной суммой государственная казна не располагала, аргивяне отправили посольство в дружественный Родос, граждане которого постановили одолжить Аргосу 100 талантов без процентов для восстановления стен и увеличения конницы55.
Военные расходы Афин в период Пелопонесской войны 431 — 401 гг. до н.э.
Флот Афинского морского союза насчитывал до 200 триер и афиняне каждый год строили по 20 новых кораблей (Плутарх. Кимон. 12). На каждой триере было 188 моряков, каждый из которых за сезон в 210 дней получал 70 драхм. Моряки каждой триеры получали за сезон 13 тыс. 160 драхм. Расходы на весь флот составляли 2 млн. 632 тыс. драхм, т.е. 439 талантов. Таким образом, первоначальный форос в 460 талантов мог покрыть расходы союзников на поддержание флота (Плутарх. Фемистокл. 10). После Каллиева мира (449 до н.э.), когда бремя военных расходов ослабло, Афины стали строить 10 вместо 20 прежних кораблей56.
К началу Пелопонесской войны Афины располагали суммой в 9 тыс. 700 талантов (Фукидид. История. II. 13.3). Из них на осаду Потидеи57 ушло 2 тыс. талантов (Фукидид. История. II. 70.2). Флот Афин состоял из 300 триер (Фукидид. История. II. 13.9), а позднее был увеличен до 400 триер (Ксенофонт. Греческая история. III. 4), где служило не менее 20 тыс. человек, регулярно получавших выплаты. В 421 до н.э., после заключения мира, афиняне решили создать непрекосновенный фонд в 1 тыс. талантов, а военные расходы покрывать из других ресурсов (Фукидид. История. II. 24.1; Ксенофонт. Анабасис. VII. 1.27).
Талант в эллинистических государствах
При Селевкидах (323 до н.э. — 64 до н.э.), эллинистических наследниках державы Ахеменидов и Александра Македонского, по-видимому, использовались оба стандарта таланта — традиционно вавилонский, принятый на Ближнем Востоке, и аттическо-эвбейский, принесенный Селекидами как завоевателями-греками58.
Грекам держава Селевкидов представлялась очень богатой: «Царства Азии всегда изобилуют золотом» (Тит Ливий. История Рима от основания города. XXXV, 28.7), а «домашняя челядь и сатрапы Селевка II Каллиника… богаче всех спартанских царей вместе взятых» (Плутарх. Агис, 7). Действительно, только в одной сокровищнице Селевкидов египтяне одновременно захватили сумму в 1500 талантов. Между тем как самый богатый человек в Греции во времена Полибия не обладал более чем 200 талантами (Всеобщая история. XXI. 26.14).
Одним из главных источников доходов был налог φορος (греч.) «фо́рос» — взнос зависимых от царя политических единиц, учрежденный еще Дарием I и остававшийся неизменным при Селевкидах, а впоследствии и при римских императорах. Налог с Иерусалима, например, составлял 300 талантов. Помимо прямых налогов, уплачивавшихся непосредственно жителями (подушной, «венечный», соляной и пр.), и отдельными общинами, царей получали также дополнительные средства с военной добычи, конфискаций и штрафов. Жители города Герры59 должны были заплатить Антиоху III 500 талантов серебра, 1 тыс. талантов ладана и 200 талантов благовоний. Деметрий I Полиоркет получил 1 тыс. талантов от Ороферна за то, что восстановил его на каппадокийском троне. Согласно 2-й Книге Маккавеев, стратег Никанор собирался собрать сумму в 2 тыс. талантов, которую Антиох IV Эпифан должен был уплатить римлянам, продавая с аукциона еврейских пленных из расчета 90 человек за талант (II Книга Маккавейская. 8.10). Антиох III наложил на Селевкию на Тигре60 контрибуцию в 1 тыс. талантов.
После войны с Римом финансы Селевкидов находились в плачевном состоянии. Сын Антиоха III Селевк IV попытался обобрать казну Сиона, содержавшую 400 талантов серебра и 200 талантов золота (II Книга Маккавейская. 3.11). Его преемник Антиох IV ограбил иерусалимский храм и увез оттуда 1800 талантов (II Книга Маккавейская. 5.21; I Книга Маккавейская. 1.21). Остатки персидских сокровищ Ахеменидов во дворцах Экбатан61, уже разграбленные Александром, Антигоном I Одноглазым и Селевком I Никатором, тем не менее дали Антиоху III золото и серебро для чеканки монет на сумму 4 тыс. талантов. Нуждаясь в деньгах, царь иногда продавал земельные участки своих владений: за 350 талантов Антиох I уступил территорию городу Питане62; Антиох II продал отвергнутой им жене Лаодике домен за 30 талантов.
Расходами царского бюджета были подарки и субсидии политического характера. Так, в 169 до н.э. Антиох IV Эпифан отправил в Рим подарок ценой 50 талантов, а также дары городам Греции на сумму 100 талантов (Полибий. Всеобщая история. XXVIII, 20. 11, 22.1). Антиох III обещал царю Македонии Филиппу V субсидию в 3 тыс. талантов. Деметрий I подкупил египетского правителя Кипра, который за 500 талантов обязался передать ему остров.
Тяжелым грузом на царскую казну была выплата военных контрибуций, огромные суммы которых исчислялись тысячами талантов. В 189 до н.э. Антиох III обязался уплатить римлянам 500 талантов немедленно, 2,5 тыс. талантов после заключения мира и еще 12 тыс. талантов с выплатой по 1 тысяче в год (Полибий. Всеобщая история. XXI. 16.15). Еще более тягостными оказывались прямые военные расходы: на одно только жалованье армии и флоту во время войны с Римом, в 190 до н.э. было потрачено 8 тыс. талантов. Победа позволяла возмещать издержки. Так, например, добыча Птолемея III достигла 42 тыс. 500 талантов, а Луций Корнелий Сципион Азиатский63, брат Африканского, после победы над Антиохом III привез в Рим 3 тыс. талантов, т.е. 3-х годичную контрибуцию64.
Талант в Древнем Риме
Римляне соотнесли аттический талант с массой в 100 фунтов (100 librae). Поскольку 1 римский фунт составлял 3/4 греческой мины, то римский талант равнялся 1,25 аттического таланта.
Талант в значении «духовной одаренности» впервые употребляется в Новом Завете: κρύψαι τον τάλαντον εαυτου εν τη γη (греч. читается «крю́псай тон та́лантон хеауту́ эн те ге») «зарывать талант в землю» (Матф. 25:18)65.