талантливый мистер рипли опера какая
Талантливый мистер Рипли на ярком солнце.
В 1999 году вышел американский фильм «Талантливый мистер Рипли» по одноименному роману Патриции Хайсмит. Его снял режиссер «Английского пациента» Энтони Мингелла, а главные роли исполнили Мэтт Дэймон, Джуд Лоу, Гвинет Пэлтроу.
Если вкратце описывать сюжет, то это история, как умный и одаренный человек забирает жизнь легкомысленного сына богача. История двойной игры, которая поставлена по всем канонам триллера. История когда убийство это только начало, а обман становится всепоглощающим стилем жизни.
Существует первая постановка книги «Талантливый мистер Рипли», которая называется «На ярком солнце» Рене Клемана. Картина «На ярком солнце» вышла в свет когда итальянское и французское кино находилось на пике кинематографического олимпа и максимально отражала эпоху «экономического чуда», прекрасно показанную в фильмах Феллини и Антониони. Здесь есть атмосфера Италии. Её красивой и отточенной простоты, темперамента и музыкальности, величия и контрастов.
Мнение Патриции Хайсмит о фильме было неоднозначным. Она сказала, что Делон в роли Тома Рипли был «великолепен», и в целом оценила фильм как «очень красивый для глаз и интересный для ума», но критиковала окончание, где Рипли был пойман полицией: «Это была ужасная уступка так называемой общественной морали, что преступник должен быть пойман».
В 2015 году фильм «На ярком солнце» назван в числе ста самых лучших французских фильмов в истории кино, выбранных жюри из нескольких десятков специалистов: режиссёров, актёров, продюсеров, техников и журналистов.
Талантливый мистер Рипли: Все ради лучшей жизни…
Этот фильм несколько выбивается из того, что я обычно смотрю. Он вызвал мой интерес благодаря актеру, сыгравшему главную роль. Не могу сказать, что являюсь поклонницей Мэтта Дэймона, но некоторые фильмы с его участием мне нравятся. Тем более что эта история не менее ужасна, чем самые изощренные ужасы.
Иногда диву даешься, что совершают обычные люди без участия сил тьмы. Но так ли это на самом деле? И не действуют ли они под напором невидимых инфернальных сущностей, даже если присутствие тех не обозначено? Итак, сюжет фильма.
Как Рипли попал в Европу
Том Рипли — обычный ничем не примечательный молодой человек. Он работает настройщиком музыкальных инструментов, играет на пианино и выполняет прочую невидимую и, естественно, низкооплачиваемую работу.
На одном из вечеров, где Том аккомпанировал оперной певице, он познакомился с мистером Гринлифом. Из-за пиджака со значком известного учебного учреждения, который он взял «поносить» на часок-другой, богатый господин делает ему интересное предложение.
Дело в том, что его сын Дикки застрял где-то в Италии и не собирается работать и даже возвращаться домой. Мистер Гринлиф готов заплатить Тому тысячу долларов, лишь бы тот съездил в Европу и убедил сынка поменять свои планы. Собственно, Том изучает пристрастия Дикки и едет в Италию.
Но задача оказывается не просто трудной, а почти невыполнимой по ряду причин. Ведь сам Том вовсе не горит желанием возвращаться в Америку. Жизнь в Европе под крылом богатенького нового друга его вполне устраивает. Но однажды его судьба делает резкий поворот.
Чего же хочет Том Рипли?
Фильм снят по одноименному литературному произведению Патриции Хайсмит, потому очень логичный и качественный, совершенно без каких-то изъянов. Судя по тому, что я прочла в Википедии, книжный Том был хитрым и коварным аферистом. Но мне главный герой показался несколько иным, потому расскажу, что увидела я.
В своей обычной жизни Том довольно скромный человек, но по ходу у него нет ни малейшей возможности что-либо изменить. Думаю, даже не деньги сыграли решающую роль, а шанс попасть в совершенно другой мир, туда, где его никто не знает. Именно там он смог бы проявить свои таланты и показать себя настоящего.
А талантов у парня предостаточно (причем о его музыкальных успехах ни слова). Он отлично подделывает чужие подписи, может выдавать себя за других людей и нагло обманывать окружающих. Странно, он мог бы стать удачливым мошенником и аферистом, но в Америке он был серой и незаметной мышкой.
Нечаянный и жутко невезучий преступник?
Но почему же он оказался в тупике? Думаю, все потому, что Том изначально не преступник, попал в такую ситуацию впервые, и ему банально не хватило изворотливости и продуманности.
Если бы он уехал из Италии и обосновался где-нибудь в другом месте, если бы не стал выползать в свет и тихонько сидел в своем уголке, просто наслаждаясь жизнью, так могло бы продолжаться очень долго. Но его первый опыт оказался не самым удачным, наверное, не всем преступникам благоволит Фортуна, и многие попадаются сразу.
Дьявольский соблазн?
Мне сильно показалось, что убийство и идея по перевоплощению в другого человека не были запланированными заранее. Хотя некоторые мелочи, вероятно, для увязки с оригиналом, в памяти всплывают.
Почему же Том сразу же не уехал и не растворился в толпе, дабы не отвечать за нечаянную гибель нового друга? Все просто — соблазн. Если бы администратор в гостинице не спутал его с Дикки, ему и в голову не пришло бы использовать его имя.
То есть, как бы смешно это не звучало, но Дьявол не дремлет, он всегда рядом. Он только выжидает, когда сам человек совершит ошибку и соблазняет его самым удивительным образом. Не каждый может устоять, Рипли, к примеру, не устоял и попал в ловушку.
Иногда правда убивает…
Переварить такое трудно. Говорят, физически человек начинает защищаться тогда, когда уже не может защититься словами. Вероятно, Дикки попал в самую точку, но даже не мог предположить, что встретит хоть какое-то сопротивление. И Том смог заставить замолчать его только одним способом.
Дикки – натура увлекающаяся и беспечная
Сам Дикки, конечно же, крайне интересная личность. Он богат и вполне может позволить себе беззаботное существование. Дикки — натура увлекающаяся, если ему что-то нравится, он готов посвятить этому всего себя. Но также быстро парень остывает и становится безразличным.
Такую очень точную характеристику ему дала собственная девушка Мардж. Вот интересно, она знала, что он ей изменяет, и предпочитала не замечать этого? Или же полностью доверяла ему и ничего не подозревала? В этом вопросе я так и не разобралась.
Чего боялся мистер Гринлиф?
Отца Дикки я тоже не смогла понять. Если ему не нравилась жизнь сына, почему он просто не прекратил ее финансировать? Возможно, оставшись без денег парень как минимум начал относиться к жизни серьезнее, может быть, даже начал бы работать и вернулся в Америку.
Конечно, вероятнее всего, он бы возненавидел своего отца. Получается, именно этого мистер Гринлиф боялся больше всего? И да, в финале мне показалось, что он понял, куда делся Дикки, но не стал продолжать расследование. Хотя, возможно, я и ошибаюсь.
У Тома все могло сложиться…
И еще мне сильно показалось, что Том Рипли — гомосексуалист. И к Дикки он прикипел еще и по этой причине. Как обстояли дела в книге, не знаю. Моя версия подтвердилась позже, ведь у Тома появился явно не просто друг.
У них сходные интересы, они оба любят и чувствуют музыку. Питер очень хорошо понимает Тома, хотя и осознает, что тот хранит какую-то тайну. А Том и рад бы рассказать, открыться, но… В первый раз его кто-то полюбил, увы, судьба решила по-своему. Жаль, что Рипли не нашел в себе сил признаться и искупить вину. Питер бы его дождался…
Настойчивые сигналы судьбы!
И снова я возвращаюсь к вопросу: почему же Том оказался в тупике? Думаю, любое преступление влечет за собой чреду других. И это отлично показано во многих фильмах детективного и не только жанра. В последнее время их я почти не смотрю, единственное, что пришло на ум — одна из серий четвертого сезона «Черное зеркало».
Судьба словно кричит человеку: стой, остановись, получи наказание за уже совершенное, иначе твоя вина будет несоизмеримо больше… Увы, к этому мало кто прислушивается. Хотя, например, в фильме «Семь дней» герой искупил свою вину довольно оригинальным способом.
Похититель личности: «Талантливый мистер Рипли»
Энтони Мингелла, режиссёр «Английского пациента», обладатель награды киноакадемии в номинации «Лучший фильм», предложил своё уникальное видение романа Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли». В фильме снялись Мэтт Дэймон, Гвинет Пэлтроу, Джуд Ло, Кейт Бланшетт и Филип Симур Хоффман.
Р ежиссёра привлекли идея смены личности и главный персонаж, один из наиболее сложных и многогранных героев в кино и литературе. Экранизацию романа Хайсмит он представлял себе как нуар вперемешку с триллером. «Я прочитал книгу и подумал: “мне она нравится, мне нравится этот герой”, – говорит Энтони Мингелла. – А в процессе работы над сценарием я понял, насколько книга поразительная, и нашёл в ней кое-что личное. Я вырос на маленьком острове, я сын эмигрантов, у меня всегда было чувство, что я нахожусь в мире, которому не принадлежу. И думаю, что и у Рипли было нечто похожее: это история героя, прижавшегося носом к стеклу, а за ним – мир, с которым у него ничего общего».
«Талантливый мистер Рипли» в большей мере рассказывает о личности, вашем отношении к самому себе и стремлении быть кем-то другим. В начале главный герой, Том Рипли, живёт в одиночестве, в довольно плохих условиях. Однажды, чтобы поиграть на пианино на одной вечеринке, он одалживает пиджак с логотипом Универститета Принстона, после чего его начинают принимать за выпускника этого заведения. Но вместо того чтобы сказать правду, Том предпочитает солгать, выдав себя за другого. Но тогда его просят об услуге. Богатый отец семейства хочет, чтобы Рипли съездил в Италию и вернул его заблудшего сына, Дики Гринлифа, также выпускника Принстона. И так как все расходы будут оплачены, Рипли соглашается.
В это время Дики Гринлиф пытается сбежать из-под жёсткой опёки отца. При встрече с Рипли он ведёт себя грубовато, невежливо, осторожно, видя в Томе очередного американца, вторгающегося в рай на итальянской земле, куда он и сбежал от этих самых американцев. Но в то же время Дики заинтригован этим парнем, и у него вспыхивают воспоминания о прошлой жизни.
Роскошная жизнь Дики очаровывает Тома. Дики – именно тот, кем он мечтал быть всю жизнь. Дики нравится быть в центре внимания, и то, что Том искренне восхищается им, для него в порядке вещей, ведь все им восхищаются. Дики и Том довольно быстро становятся хорошими друзьями…
Для режиссёра Энтони Мингеллы самой большой проблемой было найти актёра на роль Тома Рипли. Он твёрдо решил, что не приступит к съёмкам, пока не отыщет человека, который его действительно удивит. Изначально Мингелла посматривал в сторону Тома Круза, но после того как увидел «Умницу Уилла Хантинга», понял, что Мэтт Дэймон – именно тот, кого он искал. Самому актёру понравился сценарий, и он быстро нашёл с режиссёром общий язык.
Находясь в поисках Дики Гринлифа, постановщик действовал нетрадиционно, взяв на роль не американца, которые, по словам Мингеллы, были слишком современные и уличные, а британца Джуда Ло. Мингелла был уверен в своём выборе: Дики – фигура харизматичная, а Джуд Ло, несомненно, обладает этим качеством, и если бы кто-либо и желал выдать себя за другую личность, человек с внешностью Джуда Ло был бы отличным выбором.
Гвинет Пэлтроу была одной из первых, кого режиссёр утвердил на роль Марджи, невесты Дики. По словам Мингеллы, она из тех актрис, кого можно назвать оригинальной: нет никого, кто был бы похож на неё, и когда она на экране, ты счастлив быть в её компании. Это качество настоящих звёзд.
Сюжет «Талантливого мистера Рипли» направлен против богатого сословия Италии конца 50-х годов. Этот период известен как «Бум одиннадцати» – время перемен, – и поэтому режиссёр пытался снять этот фильм как бы по следам Второй мировой. Затем приходит новый виток истории – с мотороллерами, новой одеждой, модой, стилем, появлением большого количества людей с деньгами. Всё это показалось режиссёру очень богатой основой для постановки фильма. Часть своего понимания о жизни Италии в 50-х режиссёр основывал на итальянском кинематографе того времени, а именно на фильмах Феллини, Висконти, Росселлини, пытаясь отчасти воссоздать чувства и настроения, которые были в них заложены.
Чтобы создать живую картину и ощущение Италии, создатели провели несколько месяцев, снимая по всей стране – в том числе Венеции, Риме, прибрежных городах. «Талантливый мистер Рипли» получился своего рода гимном Италии. Италию даже можно назвать одним из его персонажей.
Вдобавок к тому, что Энтони Мингелла воссоздал эпоху 50-х, он ещё позаботился и о соответствующем музыкальном сопровождении. В фильме очень много джазовой музыки того времени, и режиссёр часто по этому поводу шутит: «Фильм – это сплав мюзикла и триллера».
По мере того, как растёт дружба Рипли и Дики, главного героя начинает затягивать праздный образ жизни. Рипли был человеком, который жил без роскоши, и вдруг, по мановению судьбы, получил жизнь и привилегии другого человека. Всё вокруг него – вещи, деньги, даже чувства – во всех отношениях привилегированные. Он забывает про обещание, данное отцу Дики, и с головой погружается в новую жизнь.
Но дружбе Рипли и Дики начинает угрожать прибытие другого американца, Фрэдди Майлза, персонажа Филипа Симура Хоффмана. У него классическое образование, но, по сути дела, он – обычный весельчак и такой же бездельник как и Дики, который для него – хороший приятель.
Однако общество Фрэдди не нужно Тому, скорее наоборот: оно для него – угроза, ведь Рипли не может конкурировать с Фрэдди. Персонаж Симура Хоффмана с первых же минут начинает пристально наблюдать за Рипли и догадывается, что он не тот, за кого себя выдаёт. Фрэдди начинает изводить Рипли, маринуя его в собственной лжи.
Приезд Фрэдди отражается и на мнении Дики о Рипли. Дики теряет интерес к дружбе с Томом и хочет отделаться от него. Однако мысль о возращении в Нью-Йорк, где у него ничего нет, для Рипли так ужасна, что он решает, что пойдёт на всё, лишь бы остаться в этом новом мире…
Как только Дики исчезает с экрана, Рипли «надевает его маску», одежду, берёт его имя. Кажется, что Рипли пытается стать таким Дики, которым он хотел бы его видеть. Это Дики со вкусом и желаниями Рипли. Мы видим Рипли в обоих ракурсах, в обеих ролях – и в этом весь шарм фильма – наблюдать за тем, как он ведёт себя.
Режиссёр хотел, чтобы у Рипли, после его трансформации в Дики, было что-то вроде собственного эквивалента Марджи, и в этот момент он подумал об актрисе Кейт Бланшетт. Изначально роль Мэридит была совсем маленькой, но как только актриса дала согласие, роль значительно расширили. Кейт Бланшетт восхитительна, её томность, протяжность голоса по-настоящему завораживают.
Апогеем съёмок была работа по созданию оттенков характеров каждого героя. Режиссёр давал актёрам импровизировать, но в то же время чётко знал, чего хочет. Мингелла работал с полной отдачей, снимая «Талантливого мистера Рипли», как и все свои картины, по нескольку лет (над этим фильмом он работал 3 года), всегда пытаясь найти что-то для него близкое, прожить эти годы вместе со своими героями, поменяться с ними местами, ролями, жизнями.
Как только полиция начинает обращать своё внимание на Рипли, подозрения начинают расти и у Марджи: она не верит в то, что Дики мог покончить с собой, и поведение Тома Рипли начинает тревожить её всё больше и больше…
И Том Рипли, принявший решение прожить жизнь Дики, поддерживать эту фикцию, становится похож на суетливого зверя, пытающегося выйти из лабиринта обмана, который сам же и построил. Он начинает быстро соображать и ему всегда удаётся ускользнуть от своих преследователей. Талант Тома Рипли в том, что он всегда может просчитать вероятности на ходу, развернуть перед собой целые истории, как волшебник, но это и является его проклятием.
Самой главной задачей Мэтта Дэймона было показать героя, которому трудно сочувствовать, но при этом он должен был вызывать симпатию. Основной же задачей Мингеллы было постараться найти способ гуманизировать Тома Рипли, чтобы зрители, которые видят его в каждой сцене, могли пережить вместе с ним все радости и невзгоды. Это очень запутанный и странный герой, и, тем не менее, вы всё же переживаете за него. Он делает плохие вещи, но вы не хотите, чтобы его поймали. И вы всё время думаете, как долго он ещё может избегать людей, которые знают, что он не тот, за кого себя выдаёт.
В Голливуде существует странное моральное требование: хорошие парни должны победить, а плохих должны поймать. Но кто какой Том Рипли: герой или злодей? Мораль фильма – ищи счастье в себе, а не в других, и не жди ответов от других. Не пытайся быть кем-то, кем ты не являешься – это плохо для твоей души и твоей жизни. Людям нужно принимать себя, любить себя, и быть теми, кто они есть. И тогда мы действительно сможем дорасти до осознания настоящего счастья.
Талантливый мистер Рипли (роман)
«Талантливый мистер Рипли» (англ. The Talented Mr. Ripley ) — нуар-роман американской писательницы Патриции Хайсмит, впервые опубликованный в 1955 году и неоднократно экранизировавшийся. Первый в серии о похождениях Тома Рипли. Роман получил Премию имени Эдгара Алана По от Ассоциации детективных писателей США.
Содержание
Сюжет
Том Рипли — молодой человек, пытающийся пробиться в жизни. Он беден, у него нет достойной работы, и поэтому он не брезгует участием в различных мелких аферах. Вскоре к себе на ужин Тома приглашает знаменитый финансист Герберт Гринлиф, и, как оказалось, у него есть задание для Тома. Дело в том, что мистер Гринлиф принял Тома за друга его сына, Дики, с которым сам Рипли едва знаком.
Мистера Гринлифа и его умирающую жену беспокоит отсутствие у Дики желания заниматься семейным бизнесом. Вместо этого он живёт в своё удовольствие в Европе вместе с подружкой Мардж и тратит родительские деньги. Мистер Гринлиф просит Тома поехать в Европу, найти Дики и уговорить его вернуться домой.
Тут же в голове юноши созревает план — он начинает тянуть деньги из мистера Гринлифа, проживая в доме Дики, и предаваясь веселью вместе с ним и Мардж. А затем и вовсе решает, что не хочет расставаться с такой шикарной жизнью. Том разрабатывает план идеального убийства Дики. После смерти молодого мужчины Том займёт его место — ведь они довольно похожи, а мало кто в Европе знает, как должен выглядеть настоящий Ричард Гринлиф.
И вот когда Том приводит свой план в исполнение, возникает проблема: как долго новоиспечённый Дики сможет скрываться от своих друзей и родственников, включая Мардж, обеспокоенную внезапным исчезновением возлюбленного.
Адаптации
В фильме Мингеллы Том изображён как гомосексуалист, неравнодушный к красавцу Дики. Другое отличие от книги в том, что Том убивает Дики в порыве эмоций — это было не давно запланированное решение, а несдержанность в эмоциях, когда во время прогулки в море Дики начинает оскорблять Тома, и тот хватает в руки первый попавшийся предмет — весло, которым ударяет по голове Дики.
Криминальный талант
До объявления списка номинаций на «Оскары» специалисты предсказывали, что основная борьба в этом году развернется между «Американской красавицей» и американским психопатом Томом Рипли. Однако Киноакадемия в очередной раз блеснула своей непредсказуемостью.
До объявления списка номинаций на «Оскары» специалисты предсказывали, что основная борьба в этом году развернется между «Американской красавицей» и американским психопатом Томом Рипли. Однако Киноакадемия в очередной раз блеснула своей непредсказуемостью, скупо выделив фильму Энтони Мингеллы всего пять номинаций и демонстративно обойдя его вниманием в категории «лучший фильм». По одной версии, академики сочли, что Мингелле хватит пока лавров за «Английского пациента». По другой, вызывающе независимый режиссер успел нажить себе в Голливуде изрядное количество недоброжелателей.
Как бы там ни было, подобный уход в тень вполне в характере талантливого мистера Рипли. Хотя он во всех отношениях заслуживает известности, вы, скорее всего, никогда о нем не слышали. Его успех и его привлекательность заключаются как раз в анонимности. Великие преступники – не те, о ком трубят по телевидению и пишут в газетах, а те, которых никто не знает. Если вам когда-нибудь хотелось иметь много денег, обладать абсолютной свободой и не зависеть от закона, это фильм для вас.
Сюжетная завязка проста: богатый бизнесмен предлагает молодому Рипли (Мэтт Дэймон) значительное вознаграждение, если тот отправится в Италию, найдет там его сына Дикки (Джуд Ло), прожигающего жизнь впустую, и убедит его вернуться домой. Рипли отправляется в путь, находит Дикки и влюбляется. В его праздность, в его свободу, в его деньги и самую малость – в него самого. Раскрывать повороты сюжета в триллере не принято, но и так ясно, что к концу фильма актерский состав несколько поредеет.
Впрочем, этот триллер не из тех, где действие разворачивается в ночных переулках. Самые живописные уголки Италии конца 50-ых годов не только придают происходящему романтический колорит, но и приводят на ум кинематографические ассоциации: сладкая жизнь Дикки Гринлифа не так уж далека от «Сладкой жизни» Феллини, которая всего через год-другой произведет фурор на Каннском кинофестивале и оттеснит на второй план шедевр другого итальянца, «Приключение» Микеланджело Антониони. Сам Мингелла называет еще среди источников своего вдохновения «Маменькиных сынков» Феллини, с их центральной темой мужской дружбы – хотя эта тема, как и все в «Рипли», приобретает двусмысленные очертания.
Достоевский в юбке
Талантливый мистер Мингелла
Но дальше пути писателя и сценариста расходятся. У Хайсмит Рипли не только благополучно пожинает плоды своих преступлений, но и продолжает безнаказанно радоваться жизни еще в четырех романах. Перед нами, если угодно, котенок, спасенный автором из горящего дома. Мингелла же не удерживается перед искушением преподать котенку моральный урок: можно избежать ответственности за свои поступки, но нельзя избежать их последствий. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, он вводит в сюжет нового персонажа – Мередит Лог (Кейт Бланшетт), богатую молодую американку, которая влюбляется в Рипли и которую тот обречен потерять. Но будет ли для него эта потеря достаточным наказанием? И можно ли наказать того, чья фантазия сильнее реальности и умеет перекраивать жизнь по своей мерке? Это тревожный вопрос – и потому, может быть, не так удивительно, что Киноакадемия не осыпала картину своими номинациями. Американцы, считающие себя нацией индивидуалистов, предпочитают закрывать глаза на индивидуальное зло.
Кто из нас никогда не чувствовал себя аутсайдером? Фильм Мингеллы напоминает нам это чувство и заставляет хотя бы на один вечер взглянуть на мир по- новому. На улице, в ночном клубе, в дорогом бутике или на светской тусовке – оглянитесь вокруг. Сколько среди нас талантливых мистеров Рипли? Вся прелесть в том, что мы никогда не знаем наверняка. Даже сидя в темноте кинотеатра перед освещенным экраном, мы, в сущности, оказываемся в положении Тома Рипли: на эти два часа чужая жизнь манит нас больше, чем своя собственная. Откиньтесь поглубже в кресле и насладитесь чувством безнаказанности.
Лучшие экранизации романов Патриции Хайсмит:
«Незнакомцы в поезде» (Strangers on a Train). США, 1951. Режиссер Альфред Хичкок. В ролях: Фарли Грейнджер, Роберт Уокер, Рут Роман. Над этой экранизацией потрудились сразу два литературных классика: сценарий по роману Хайсмит написал Рэймонд Чандлер. Трудно представить двух более непохожих авторов, но основной заботой сценариста были диалоги, поскольку сюжет и так являл собой верх простоты и совершенства: два незнакомца планируют «обменяться» убийствами – каждый должен устранить человека, неугодного другому, поставив полицию в тупик отсутствием мотива. Это был первый роман Хайсмит. Хичкок приобрел права еще до публикации, и карьера начинающей писательницы была обеспечена.
«На ярком солнце» (Plein Soleil). Франция, 1960. Режиссер Рене Клеман. В ролях: Ален Делон, Морис Роне, Мари Лафоре. В эпоху расцвета авторского кинематографа фильм исследовал модные темы отчуждения и саморазрушения личности. Делон играл Рипли нервно и на взводе, как и требовала роль, но финал романа был изменен в угоду требованиям нравственности. Любопытно, что 9 лет спустя Делон снова утопил Роне в «Бассейне» Жака Дере, и на этот раз закон оказался бессилен. Персонаж Делона в этой картине вполне мог бы быть повзрослевшим, более уверенным в себе Томом Рипли.
«Американский друг» (Der Amerikanische Freund). ФРГ, 1977. Режиссер Вим Вендерс. В ролях: Деннис Хоппер, Бруно Ганц, Лиза Крейцер. Фильм снят по третьему роману из цикла о Томе Рипли – «Игра Рипли». Название экранизации выбрано неслучайно: Вендерс в жанре триллера исследовал одну из своих постоянных тем – столкновение европейской и американской культур. Хоппер великолепен в роли Рипли, а несколько напряженных эпизодов – особенно сцена убийства в поезде – вполне достойны Хичкока. В роли художника Дерватта снялся медленно умиравший от рака Николас Рэй, автор «Бунтовщика без идеала», в роли одного из гангстеров – другой классик американского кино, Сэм Фуллер.
«Скажите ей, что я ее люблю» (Dites-lui que je l’aime). Франция, 1977. Режиссер Клод Миллер. В ролях: Жерар Депардье, Миу-Миу. Одно время французскому кино грозила опасность превратиться в театр одного актера – Жерара Депардье. В данном случае, он совсем не подходил на роль главного героя романа «Эта сладкая боль» – молодого человека, строящего «семейное гнездышко» для своей возлюбленной и игнорирующего тот факт, что она выходит замуж за другого. Впрочем, снежные пейзажи были на высоте.
«Крик совы» (Le cri du hibou). Франция, 1987. Режиссер Клод Шаброль. В ролях: Кристоф Малавуа, Матильда Мэй, Жан-Пьер Кальфон. Интересно, что к творчеству Хайсмит обращалось так много известных режиссеров, и каждому удавалось адаптировать ее материал под свою излюбленную тему. Шаброль, как обычно, повествовал о волчьих повадках французской буржуазии, превратив один из лучших романов Хайсмит в солидный, но не слишком увлекательный фильм.