танец матисс эрмитаж в каком зале
Главный штаб Эрмитажа
Главный штаб Эрмитажа масштабный, светлый, просторный и современный. Здесь мало людей и экскурсионных групп. Идеальное место для размышлений и поиска вдохновения!
Стоимость посещения 300 рублей, в первый четверг месяца — бесплатно.
Если вы любите искусство начала XX века, рекомендуем пройти по второму этажу и сразу идти на четвертый.
Из самых известных работ экспозиция импрессионистов насчитывает:
В Главном штабе есть уютное кафе, оно находится до билетного контроля. Вы можете посетить его без осмотра экспозиции или после выставки.
Работы Анри Матисса в Эрмитаже
Хочется больше рассказать о биографиях известных художников. О их смелости, уверенности, вере и преданности себе.
Речь пойдет об Анри Матиссе — самом значительном колористе ХХ века. Увидеть, как художник шел к фовизму, от фр. fauve — дикий, позволяет коллекция Эрмитажа.
Расскажем вам про панно Танец и Музыка. Кто-то скажет «ерунда, я тоже так могу». Не можете! Еще Пикассо говорил: «Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок».
Музыка
В панно «Музыка» проявляется абсолютная неподвижность строго фронтальных и совершенно изолированных фигур. Композиция наполнена покоем. Расположение персонажей напоминает нотный стан, где три сидящие фигуры — нотные знаки, а фигура скрипача исполняет роль нотного ключа. В тандеме абсолютно противоположные по ритму панно «Танец» и «Музыка» несут глубокий смысл.
Танец
Тема танца развивалась Матиссом всю жизнь. Первый хоровод появился в раннем полотне художника «Радости жизни». В 1907 г. мастер исполнил деревянный рельеф с пляшущими нимфами и несколько авторских ваз на тот же мотив. После этого Матисс приступил к созданию монументального полотна для московского особняка Щукина, а позднее для А.Барнса.
Он сам сотворил свой, неповторимый мир музыки, стремительного танца, мир сверкающих статуэток, ваз и плодов, мир безмятежного покоя и радостного забвения.
Основополагающий принцип его искусства — декоративность и плоскостность. Для художника цвет и линия — это силы в равновесии которых скрыта тайна творения.
Матисс писал: «Я полагаю, что для художника нет ничего труднее, чем писать розу; но создать свою розу он может, лишь забыв обо всех розах, написанных до него… Первый шаг к творчеству состоит в том, чтобы увидеть истинный облик каждого предмета… Творить — значит выражать то, что есть в тебе».
Это действительно так. А вы что думаете о творчестве и работах Анри Матисса?
Картины Матисса в Эрмитаже
Наиболее полное собрание картин великого художника Анри Матисса, находится в Эрмитаже. Такой коллекции могут позавидовать любые музеи мира. Здесь хранятся самые значительные произведения мастера, в том числе и самая знаменитая его работа под названием «Танец». Ещё одним полотном, которое являет собой переломный момент в творчестве Матисса, является «Музыка». И Танец и Музыка будто бы созданы в одном ключе, они не только похожи, но и дополняют друг друга. Не даром, наверное, в Эрмитаже их повесили в одном зале и друг напротив друга. Ярко-красные фигуры, написанные в примитивном стиле (фовизм) выражают собой нечто чистое, изначальное, без примесей лишних деталей и отвлекающих моментов.
Картины Матисса расположились сразу в трёх залах (346, 347, 348). Большинство работ были созданы по заказу Сергея Щукина. Не менее замечательными и стоящими внимания являются и такие картины, как: Игра в шары, Красная комната, Люксембургский сад, Маррокканец Амидо, Унесены к созвездиям, Голова быка, Женщина с обнаженным бюстом, Окно на Таити, Семейный портрет, Как будто она меня никогда не видела, Фрукты цветы панно »Танец» и многие другие.
Анри Матисс — великий французский художник. Родился в 1869 году в Ле-Като-Камбрези, Франция — умер в 1954 году в Ницце, Франция. Основными направлениями творчества художника являлись постимпрессионизм и фовизм. Цвет и форма в его искусстве играют главенствующую роль. С помощью цвета и формы он пытался выразить мысли, эмоции, настроение.
Танец с Матиссом в Эрмитаже. Недотанцованный.
Французский художник Анри Матисс (1869 – 1954) считается самым ярким представителем фовизма – одного из первых течений модернизма. В своих произведениях он показал силу выразительности чистого цвета и доказал, что гармоничными могут быть даже самые немыслимые до той поры цветовые сочетания.
Устоять рядом с «Танцем» Анри Матисса действительно совершенно невозможно.
Попыталась повторить одну из страстных фигур, изображенных на картине.
Но это оказалось не так то и просто.
Мой «танец» так и не был закончен и музыка в душе все еще звучала. В кадр попала ладонь смотрительницы порядка. Пришлось подчиняться, конечно, ведь в наших музеях бабушки-смотрительницы и дедушки гардеробщики самые страшные люди на свете. Честное слово. )))
В тот день долго пребывала под сильнейшим воздействием цвета, света, звука с полотен Мастера. Эх, а ведь я уже так была близка изогнуться в изящном изгибе и почувствовать себя частью картины.)))
Art Blog
О блоге
Здесь вы найдете статьи об искусстве, исторической живописи, культурных деятелях, посещенных мною выставках и просто о том, что интересует меня в мире культуры и творчества.
Познание и исследование искусства могло бы не только дать вам большие знания, но и помочь обрести чувство прекрасного, привить художественный вкус, внутренне обогатить, научить наблюдательности, принести духовный рост и развитие своей личности.
Контакты
Анри Матисс
Легендарная фигура в европейском искусстве XX века, чьи произведения стали известны во всем мире и были приобретены русским коллекционером Сергеем Щукиным. Имя этого художника Анри Матисс.
Благодаря этой статье и последующим в моей новой рубрике “Гид по Эрмитажу” вы сможете, не приходя в музей, из любой точки мира увидеть произведения великих художников, узнать об их творчестве, виртуально посетить залы Эрмитажа и ознакомится с собранием музея.
Анри Матисс в Эрмитаже
Эрмитаж обладает достаточно большой коллекцией картин Анри Матисса. В постоянной экспозиции музея хранится 37 художественных произведений и несколько его скульптурных работ. Художнику отведено три просторных зала, располагающихся в Главном штабе Эрмитажа. Сравнивая с другими художниками в музее, я вижу, что картины Анри Матисса отличаются масштабностью, красочностью и оригинальностью исполнения.
Особенно выделяются: наиболее известные панно – “Танец” и “Музыка” и одни из моих любимых картин – “Красная комната (Гармония в красном)” и “Арабская кофейня”.
Картины, представленные на экспозициях, выполнены в период с 1896–1897 по 1913 гг. Именно в этот период коллекционер Щукин впервые посетил парижскую мастерскую Матисса и влюбился в живопись художника так сильно, что скупал все его работы. Как законченные, так и едва начатые.
Как Сергей Щукин спас Матисса от “голодной смерти”?
В 1906 году московский коллекционер Сергей Щукин впервые побывал в парижской мастерской художника Анри Матисса. Он заказал у него три декоративных панно для парадной лестницы в своем особняке – “Танец”, “Музыка”, “Купание” (или “Медитация”), которое так и осталось незаконченным, сохранились лишь наброски. Перед отправкой в Россию, работы были выставлены в Осеннем салоне 1910 года в Гранд – Пале, что вызвало большой скандал.
Коллекционера назвали сумасшедшим собирателем “декадентского храма” и “несведущим в искусстве человеком”.
В то время живопись Матисса мало, кому нравилась. Его называли “нахальным недоучкой, взбитым парижской рекламой”. Художническая карьера Матисса долго не складывалась.
В 20 лет он попробовал писать красками, которые отдала ему мать. Работа адвокатом не приносила ему никакого удовольствия. Он бросил ее, уехал в Париж и поступил в Школу изящных искусств к Гюставу Моро, который вскоре произнес пророческую фразу:
«Вам суждено упростить живопись»
Хотя сам Анри Матисс не думал о каких-либо переворотах в живописи, так как это занятие не приносило ему деньги на жизнь.
В 37 лет он не мог обеспечивать своих близких, его картины не продавались. Семья существовала на средства жены до тех пор, пока миллионер Сергей Щукин не появился в его мастерской на бульваре Сен – Мишель. Это встреча изменила всю его жизнь.
Коллекционер видел в Митиссе “художника будущего”. Он покупал то, что не нужно было никому в то время. А когда торговцы узнали о любви Щукина к Матиссу, начали предлагать ему картины, некогда купленные задешево у художника. Так пополнялась коллекция Сергея Ивановича.
В 1908 году он даже вступил в переписку с Анри Матиссом, потому что не мог дождаться создания новых картин. Ему хотелось скорее увидеть их. Он интересовался художником так сильно, что даже просил его присылать фотографии работ в процессе написания. По черно – белым снимкам Сергей Щукин уже мог оценить всю красоту полотен мастера. Анри Матисс в свою очередь вкладывал всегда в письма небольшие рисунки для Сергея Ивановича. Семь лет они были неразлучны. Их связь была очень крепкой. Для одного это было спасением, для другого – ценнейшим вкладом в семейное дело. Да, едва ли не все Щукины были коллекционерами.
Сергей Иванович Щукин собрал бесподобную коллекцию французского искусства второй половины XIX – начала XX веков, которая сейчас хранится в Государственном Эрмитаже.
Полотна Анри Матисса в Эрмитаже
В первом зале располагаются наиболее ранние картины художника. Его первые попытки творчества. Это обычные натюрморты с фруктами и рисование с натуры обнаженного тела, изображённые очень томно и несколько печально, на мой взгляд.
По мере развития его творческого потенциала, палитра цветов на картинах становится ярче и красочнее. Художник стремится достичь гармонии в цвете, “отыскать в нем силу и равновесие” – говорил Анри Матисс. Картины этого периода можно увидеть во втором зале.
А в третьем зале зритель может наблюдать ещё большие изменения в картинах художника. Анри Матисс достигает в период фовизма максимального звучания, выразительности и чистоты цвета.
Панно Анри Матисса
Панно Анри Матисса “Танец” существует в двух версиях. первая находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а вторая – в Эрмитаже.
Произведение написано всего тремя красками. Синим цветом передано небо, оранжевым — тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм. Сюжет картины Матиссу навеяли увиденные им в Коллиуре народные пляски. На панно изображён хоровод из пяти обнажённых людей на вершине холма.
Истоки “Танца” Матисса лежат в народных плясках, сохраняющих, может быть, уже не всегда читаемый код ритуального действа языческих времен.
Размеры панно составляют: “Танец” – 260 × 391 см и “Музыка” – 260 × 389 см. Написаны маслом.
Панно “Музыка” является парным к «Танцу», однако в сравнении с ним оно имеет ряд сходств и отличий.
Сходства: 1 – цветовая гамма, 2 – количество изображённых фигур. Различия: 1 – в «Танце» изображены женские персонажи, а в «Музыке» – мужские, 2 – герои «Танца» динамичны, они стремятся вырваться за пределы полотна, в то время как фигуры в «Музыке» — статичны, спокойны и практически изолированы друг от друга, полностью погружены в музыку.
Творчество Матисса привлекает за счёт своей выразительности формы и цвета. Это его основные акценты в живописи. Мне кажется, картины Анри Матисса достойно украшают коллекцию Сергея Щукина, хранящуюся в Государственном Эрмитаже.
Эрмитаж — это не просто музей — это сокровищница мирового искусства. Здесь каждая картина — шедевр, каждый художник — гений, каждое полотно — загадка.
Путеводитель по маршруту. Главный Штаб Государственного Эрмитажа
Выбрав этот маршрут, Вы увидите одну из лучших в мире коллекций живописи импрессионистов и постимпрессионистов: знаменитую галерею памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, где представлены шедевры кисти Матисса, Пикассо, Мориса Дени и многих других. В маршрут входят залы памяти Карла Фаберже, Музей Гвардии и экспозиция “Министерство иностранных дел России”. Вы также сможете познакомиться с искусством XX-XXI веков и посмотреть временную выставку «Студия 44. Анфилада».
ВНИМАНИЕ: Движение по экспозициям – строго в одном направлении (для удобства посетителей в залах установлены соответствующие информационные указатели).
При планировании визита в музей ознакомьтесь, пожалуйста, с разделом «Часто задаваемые вопросы»
Дуга здания Главного штаба образует вместе с Зимним дворцом и Александровской колонной великолепный ансамбль центральной площади Санкт-Петербурга. После завершения в 2014 году реконструкции, восточное крыло Главного штаба стало местом экспонирования той части музейной коллекции, которая хронологически простирается от эпохи французской революции до наших дней. Громадное здание на южной стороне Дворцовой площади, со светлыми и просторными залами, наполненными всемирно известными шедеврами живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XIX-XX веков, можно назвать своеобразной «новой пинакотекой» Эрмитажа.
Главная лестница (Атриум Главного штаба)
Вход в музей Главный штаб осуществляется с Дворцовой площади. Далее вы направляетесь к подножию Главной лестницы, поднимаетесь на 2 этаж и идете к Красной лестнице для подъема на 4 этаж.
4 этаж
Движение по залам 4 этажа (по Анфиладе): Зал Клода Моне (№403) → Экспозиция Импрессионизма (№404-408) → Экспозиция Постимпрессионизма (№409-422) → Музыкальный салон Ивана Морозова (Морис Дени «История Психеи») → Залы французской живописи → Залы Пикассо (№431-434), Залы Анри Матисса (№437-440) → Искусство XX-XXI века → Спуск по Синей лестнице на 3 этаж.
Внимание! Для посещения временно закрыты экспозиции 4 этажа: ● Французские пастели XIX-XX веков; ● Кабинет книги художника; ● Зал Родена; ● Живопись Салона; ● Барбизонцы.
Галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых
4-й этаж здания Главного штаба целиком отведён Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых. Такое название для эрмитажной коллекции французского искусства конца XIX- начала XX века выбрано не случайно. Большая часть произведений происходят из собраний этих просвещенных коммерсантов, не боявшихся приобретать самое передовое и даже, на вкус того времени – шокирующее. Новаторство деятелей искусства, таким образом, успешно дополнялось смелым новаторством русских коллекционеров. Здесь представлена блестящая коллекция произведений выдающихся мастеров импрессионизма – Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара и других мастеров французского искусства второй половины XIX – начала XX веков.
Экспозиция Импрессионизма
Экспозицию Импрессионизма открывает зал Клода Моне.
Зал Клода Моне — №403
Зал посвящен живописи одного из ведущих мастеров импрессионизма – Клода Моне (1840–1926). Работы знакомят с этапами его творчества на протяжении без малого четырех десятилетий. В самой ранней из них – «Даме в саду» (1867 год), исполненной за семь лет до первой выставки импрессионистов, главным героем уже стал солнечный свет. Развитие метода художника демонстрируют картины 1870-х–1880-х годов. Самое позднее полотно в собрании «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» (1903 год) принадлежит к серии холстов, созданных Моне на этот лондонский мотив. Здесь также представлены яркие работы мастера «Пруд в Монжероне» и «Уголок сада в Монжероне» (1876 год).
Галерея импрессионистов продолжается чередой залов, где посетитель увидит «портрет Изабель Лемонье», единственный в эрмитажной коллекции шедевр позднего Эдуара Мане и «Площадь Согласия» Эдгара Дега, на котором художник запечатлел своего друга виконта Лепика, совершающим прогулку с дочерьми; городские пейзажи кисти Камиля Писсарро и работы Альфреда Сислея (№404-406).
Зал Огюста Ренуара — №406-407
Зал посвящен одному из основоположников группы импрессионистов Огюсту Ренуару (1841–1919), в чьем творчестве центральное место принадлежит портрету. К этому жанру относятся и большие парные панно «Мужчина на лестнице» и «Женщина на лестнице» (оба около 1876 года), изображающие супругов Шарпантье. В характерной манере мастера исполнены как репрезентативные портреты – например, «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878 год), – так и камерные, такие, как «Дама в черном» (1876 год), «Девушка с веером» (1881 год) и другие. Особенностью картины «Ребенок с кнутиком» (1885 год), представляющей собой портрет мальчика Этьена Гужона, является четкая линия, которая вступает в противоречие с импрессионистической живописью фона.
Экспозиция Постимпрессионизма
В зале №408 экспонируются четыре произведения Поля Сезанна (1839–1906), наиболее ранние в собрании музея полотна великого мастера-постимпрессиониста – от картины «романтического периода» «Девушка у пианино. Увертюра к «Тангейзеру» (около 1869 года.), второе название которой напоминает о музыке Вагнера, до работ 1870-х годов. «Автопортрет в каскетке» (около 1873 года), пейзаж «Жа де Буффан. Бассейн» (около 1876 года), «Букет цветов в вазе» (около 1877 года) свидетельствуют о том, что, в отличие от импрессионистов, художника привлекала задача передать не мимолетность впечатления от натуры, а ее материальность. Произведения в зале №410 знакомят с творчеством, начиная с картин 1879–1880 годов и до работ последних лет жизни художника. Полотна разных жанров дают представление о зрелой манере Сезанна. Это «Курильщик» (около 1890–1892 годов), известные пейзажи, как «Большая сосна близ Экса» (около 1896–1897 годов), «Гора святой Виктории» (около 1896 – 1897 годов). Самые поздние холсты – «Дама в голубом» (ок. 1900) и «Голубой пейзаж» (около 1904–1906 годов).
Зал Винсента Ван Гога — №411
Зал посвящен Винсенту Ван Гогу (1853–1890), великому мастеру периода постимпрессионизма. Полотна разных жанров относятся к его позднему творчеству – от произведений, исполненных в 1888 год на юге Франции, в Арле (Прованс), до тех, что были созданы неподалеку от Парижа, в Овере, в 1890-м году, в последние месяцы жизни художника. К работам, написанным в Сен-Реми, где Ван Гог находился в лечебнице для душевнобольных, принадлежит пейзаж «Куст» (1889 год) – одна из лучших его картин, в которой передано и яркое ощущение мощи жизненной силы, и страстное переживание драмы бытия. Центральное место в зале, несомненно, принадлежит картине «Воспоминание о саде в Эттене», в которой удивительным образом подытоживается то, чему ван Гог научился у импрессионистов, и его впечатления от солнечного Прованса, собраны воедино многие его любимые мотивы.
Залы Поля Гогена — №412, 413
В зале №412 находятся картины Поля Гогена (1848–1903), одного из главных представителей постимпрессионизма. «У окна» (1882 год) – самое раннее полотно в собрании – еще напоминает об увлечении мастера импрессионизмом, отход от которого уже заметен в созданном спустя два года натюрморте «Букет рябины» (1884 год). Более поздние произведения – «Беседа» (1891 г.), «Таитянские пасторали» (1892 г.), «Чудесный источник» (1894 г.) и другие – знакомят со зрелой манерой «таитянского» периода творчества художника. Сам Гоген называл свою плоскостную живопись, в которой впечатления от реальности преображены воображением, синтетизмом или символизмом. В зале №413 самая ранняя картина – «Две сестры» – относится к 1892 году, самая поздняя – «Подсолнечники» – к 1901 году.
Группа художников «Наби» («пророк» на иврите), активная на рубеже XIX – XX веков представлена в залах Главного Штаба практически всеми своими участниками. В произведениях П. Боннара, Э. Вюйяра, М. Дени, Ф. Валлотона заметно стремление этих мастеров синтезировать достижения импрессионизма и постимпрессионизма с многовековой традицией европейского искусства (№415-417).
Музыкальный салон Ивана Морозова (Морис Дени «История Психеи») — №414
Специально к выставке «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры» (2019 год) был воссоздан Белый зал (Музыкальный салон) московского особняка Ивана Морозова, для которого Морис Дени исполнил цикл декоративных панно «История Психеи» на сюжеты из «Метаморфоз, или Золотого осла» Апулея.
Зал Пьера Боннара — №416
Центральное место в зале принадлежит монументальному пейзажному триптиху «У Средиземного моря» (1911 год) Пьера Боннара (1867–1947), одного из основателей группы Наби (древнеевр. пророк). Декоративные панно исполнялись по заказу И.А. Морозова для украшения лестницы его особняка в Москве, на Пречистенке. С творчеством Боннара, более всего работавшего в жанре пейзажа, знакомят и поэтичные картины с изображениями природы и городские виды, в том числе – Парижа, в которых ощутима перекличка с импрессионизмом («Утро в Париже» и «Вечер в Париже», 1911 год).
Залы 4-го этажа Главного штаба, выходящие окнами на Мойку, представляют всемирно известное эрмитажное собрание художников так назывемой «Парижской школы» начала XX века — М. Вламинка, А. Дерена, П. Пикассо, А. Матисса и других. Это удивительное интернациональное сообщество живописцев, скульпторов и поэтов, населявших Монпарнас и Монмартр, произвело тектонический сдвиг в искусстве, открыв нам его новые измерения. Эти залы можно смело называть «музеем Сергея Ивановича Щукина». Один из немногих коллекционеров того времени, он решался приобретать самое авангардное, самое «спорное», скромно аргументируя свою приобретательскую отвагу словами «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай её». Большая часть произведений здесь происходит из его поистине великого собрания.
Залы Пикассо — №434-435
Эрмитаж располагает замечательной коллекцией картин молодого Пабло Пикассо (1881–1973). В зале представлены работы исполненные в разные периоды его творчества.
Залы Анри Матисса — №436, 438, 440
Залы посвящены картинам Анри Матисса (1869–1954). Нигде в мире больше нет настолько полного представления работ великого колориста периода 1907-1914 годов.
Зал №443
В этом зале представлены работы Василия Кандинского и Казимира Малевича.
«Черный квадрат» Малевича знаменовал торжество беспредметности, когда разрушать в изобразительной форме стало нечего, а предмет потерял плоть. Этот холст, показанный на «Последней футуристической выставке картин «0,10»» в Петрограде в декабре 1915 года, воплотил представление его автора о «нуле форм» – начале и конце всего. В этом нуле подразумеваются все формы и явления, в нем они гаснут и зарождаются вновь в бесконечном и вечном пространстве. Как писал художник, «Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума. Лицо нового искусства! Квадрат живой, царственный младенец. Первый шаг чистого творчества в искусстве». Художник неоднократно повторял знаменитую композицию, которая бесспорно стала иконой живописи ХХ века. Эрмитаж обладает вариантом, датированным около 1930 года и происходящим из собрания семьи Малевича.
Далее следует спуск по Синей лестнице на третий этаж!
С Синей лестницы посетитель выходит налево, и через четвертый флигель доходит до залов памяти Карла Фаберже. После посещения залов Фаберже посетитель идет по анфиладе.
Движение по залам третьего этажа: Залы памяти Карла Фаберже → Залы искусства Франции XIX века → Музей российской гвардии → Экспозиция «Под знаком орла. Искусство ампира» → Экспозиция «Министерство иностранных дел Российской империи» → Западноевропейское искусство XIX века → Временная выставка «Романтика и усердие. Современное искусство Южной Кореи. В рамках проекта «Взгляд из Кореи 2020″»
Внимание! Для посещения временно закрыты экспозиции 3 этажа: ● Русская живопись XIX века; ● Временная выставка «Фаберже и Великая война»
Залы памяти Карла Фаберже — №301-302
Музей Российской гвардии — №310-316
Залы искусства Франции конца XVIII–начала XIX века — №303-309
Картины мастеров французской живописной школы конца XVIII–начала XIX века в залах третьего этажа, дают представление о её стилях и направлениях вплоть до зарождения импрессионизма. «Генерал Бонапарт на Аркольском мосту» кисти Жана Антуана Гро и портрет императрицы Жозефины работы Франсуа Жерара – превосходные примеры позднего классицизма наполеоновской эпохи. Крупнейший художник французского романтизма – Эжен Делакруа представлен здесь, в частности, удивительной по выразительности и мощи колорита картиной со сценой охоты на львов. Загадочной красотой востока пленяют произведения Жана Леона Жерома.
Выставка «Под знаком орла. Искусство ампира» — №317-329
Экспозиция соединяет воедино исторические интерьеры и обширную коллекцию мебели, бронзы, фарфора, мундирного и светского платья. В кабинетах, залах и гостиных министерской квартиры – прекрасно сохранившиеся декоративные росписи, выполненные в 1820-х годах художниками Джованни-Баттиста Скотти и Антонио Виги.
Экспозиция «Министерство иностранных дел Российской империи» — №333-338
Экспозиция посвящена истории российского Министерства иностранных дел со лня его основания Александром I до 1917 года. С 1828 по 1917 год министерство располагалось в левом корпусе Главного штаба. Выставка размещена в исторических комнатах Присутственной галереи МИДа. Здесь работали два государственных деятеля, отвечавшие за внешнюю политику державы, в общей сложности, в течение двух третей XIX века – граф Карл Васильевич Нессельроде и светлейший князь Александр Михайлович Горчаков. Эти «дипломатические долгожители» были также двумя последними канцлерами Российской империи, возведенными в высший гражданский чин, соответственно в 1845 и 1867 годах.
Западноевропейское искусство XIX века — №340-352
Временная выставка «Романтика и усердие. Современное искусство Южной Кореи. В рамках проекта «Взгляд из Кореи 2020″» — Белый зал
С 25 марта 2010 года в Главном штабе представлена выставка «Романтика и усердие. Современное искусство Южной Кореи. В рамках проекта «Взгляд из Кореи 2020″», которая продолжает серию проектов, в рамках которых в Государственном Эрмитаже организуются групповые выставки молодых художников разных стран. На выставке собраны работы шестнадцати авторов, среди которых художники Госари, Йонгин Хонг, Ли Йонбэк, Сэгён Ли, Дувон, Коди Чхвэ, Чжонхо Ок, Пэк Чжонги, Вон Ву Ли, Даин Пак, Ынха Ким, Хойон Кан, Квантэк Пак, Ли Йонбэк, Миген Шин, Пак Миок и Юнсок Чхве. Экспозиция объединяет произведения в таких разных жанрах как инсталляция, перформанс, живопись, скульптура, керамика, вышивка, видео-арт и фотография. Все работы были созданы за последние несколько лет и представлены в России впервые.
Далее следует спуск по Синей лестнице на второй этаж!
По Атриумам четвертого, третьего и второго дворов посетитель проходит в первый двор и спускается вниз по Певческой лестнице.
Внимание! Для посещения временно закрыты экспозиции 2 этажа: ● Временная выставка «Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа» ● «Искусство народов Африки» ● Дар коллекции современного прикладного искусства от Фонда Эрмитажа (США): 1948–2013 ● Искусство эпохи модерна ● Министерство финансов Российской империи
На этом посещение Главного штаба по маршруту заканчивается.
Выход на улицу осуществляется через первый двор на Дворцовую площадь к Певческому мосту.
*Путеводитель составлен пресс-службой Государственного Эрмитажа