танец с саблями хачатурян какой балет
История создания шедевра: каким получился фильм «Танец с саблями»
30 января на большие экраны вышла лента Юсупа Разыкова «Танец с саблями» о жизни советского композитора армянского происхождения Арама Хачатуряна и, в частности, о работе над одним из его наиболее известных произведений.
Незадолго до последней репетиции балета Хачатурян получает приказ дирекции театра в сжатые сроки написать ещё один танец для финального действия «Гаянэ». За один вечер композитор создаёт «Танец с саблями», которому суждено будет стать одним из самых исполняемых его произведений.
«Танец» по приказу
Балет «Гаянэ» был уже завершённым спектаклем, когда Хачатурян оказался перед необходимостью дополнить его ещё одним номером. «Танец с саблями» не планировали ни либреттист, ни Хачатурян, ни балетмейстер, поэтому они работали над фрагментом без особого энтузиазма. Именно вокруг этого произведения строится повествование в фильме Юсупа Разыкова.
«Я предложил показать историю создания «Танца с саблями» — короткий промежуток времени из жизни Хачатуряна, в который мы попытались вместить те проблемы и явления, которые окружали композитора. Последнее было особенно важно, в частности, для того, чтобы ответить на главный вопрос: что должен пережить художник (в данном случае — композитор), чтобы за восемь часов создать такое выдающееся произведение?» — рассказал Разыков.
Если основной конфликт в ленте был понятен сразу, то разработка всего сценария заняла в общей сложности пять лет — во многом из-за того, что Разыков стремился максимально точно воссоздать обстоятельства, в которых находился Хачатурян в показанный промежуток времени (при этом режиссёр отмечает, что некоторые сцены всё-таки были выдуманы). Также было необходимо учесть своеобразие композитора как личности и его роль в культурном пространстве Советского Союза.
К моменту событий, о которых идёт речь в фильме, Хачатурян стал уже довольно известным в СССР композитором. На слуху были его сочинения для драматических спектаклей, например музыка к «Валенсианской вдове» Лопе де Веги и «Маскараду» Михаила Лермонтова (отдельно стоит вспомнить размашистую мелодию вальса из сюиты к «Маскараду»). Не менее популярными оказались и симфонические произведения композитора — концерты для фортепиано с оркестром и для скрипки.
К началу 1940-х годов Хачатурян успел зарекомендовать себя и в качестве автора музыки к фильмам, в числе которых можно выделить «Пэпо» и «Зангезур».
В работе над сценарием Разыков консультировался с сотрудниками Дома-музея Арама Хачатуряна в Ереване и Театра оперы и балета имени А. Спендиарова. Кроме того, кинематографист общался с сыном композитора Кареном Хачатуряном.
Разыков также помогал войти в образ исполнителю главной роли Амбарцуму Кабаняну. Работая над амплуа композитора, артист в основном ориентировался на видение постановщика. По словам Кабаняна, играть Хачатуряна было заведомо непростой задачей, хотя обстоятельства жизни композитора понятны актёру.
«Я родился в Абхазии и, можно сказать, пережил войну 1991 года. Я знаю, что такое свист пуль над головой, знаю, что такое сидеть дома у дедушки и слышать очередь автомата. Когда мы снимали картину, мне это было очень близко. Мне многое было понятно, и не нужно было долго говорить об обстоятельствах, в которых находился сам Арам», — рассказал в беседе с RT Кабанян.
При подготовке к роли актёр изучал архивы и дневники, а также посещал уроки игры на фортепиано, однако кадры, на которых он играет на клавишных, не вошли в окончательную версию фильма. Тем не менее в ленте есть фрагмент с игрой на виолончели, за который, как признался Кабанян, ему «безумно стыдно».
«Мой герой, Арам Хачатурян, играет на виолончели. Есть маленькая сцена, за неё мне безумно стыдно, потому что у меня неправильно там (поставлены. — RT) руки. Мне музыканты сказали: «Плевать на мороз, Амбарцум, у музыканта не может быть вот такой кисти». Мой родной дядя, брат отца, играл на виолончели, гастролировал, играл музыку Хачатуряна. И я держу криво руки — какой позор», — сокрушается актёр.
Впрочем, подобные нюансы не испортили впечатления от игры Кабаняна у сына композитора Карена, а также у сотрудников Дома-музея Арама Хачатуряна в Ереване и у музыкантов.
«Мне было приятно, что у него (Карена Хачатуряна. — RT) не было претензий к характеру Арама, и для меня это был, конечно, комплимент. Прекрасные люди из музея Арама Ильича, который в Ереване, музыканты, сказали, что я смог передать именно внутреннее состояние и переживания композитора, нежели внешние какие-то картинки. Мне кажется, это самый высший комплимент и похвала, которая может существовать для артиста», — признался Кабанян.
Не оставил без внимания режиссёр и природу Армении: пейзажи вплетены во фрагменты фильма, повествующие о детстве композитора. Кроме того, как это часто бывает в искусстве, они символизируют состояние художника.
«Танец с саблями» уже был представлен на нескольких кинофорумах, в том числе на фестивале «Окно в Европу» и на Международном фестивале музыки и кино в Корее. Мировая премьера фильма состоялась в Шанхае.
Партбилет на балет
«Танец с саблями» Юсупа Разыкова вообще задумывался как сериал, но что-то не срослось. Хотя выглядит «Танец с саблями» вполне на уровне обычных российских сериалов. Бедненько, неброско, но для аудитории непритязательной сойдет. Главную роль играет Абарцум Кабанян, внешне похожий скорее на Николая Цискаридзе, и степенью эмоциональной вовлеченности он здесь способен потягаться с рептилией в спячке. В отличие от Александра Кузнецова (не того, который в «Большой поэзии», «Ненастье» и «Лете», а другого), исполнившего роль антагониста. Но об антагонисте имеет смысл разговор отложить, оставим его на сладкое.
Итак, зима, Урал, разгар Великой Отечественной. Арам Хачатурян квартируется и трудится в гостиничном номере вместе с верным товарищем, тоже армянином, но карикатурным таким, гипертрофированно дружелюбным, периодически ведя задушевные беседы с каким-то воображаемым стариком. Хачатуряну таскает дефицитные продукты тайком влюбленная в него балерина. То медку с облепихой подсунет, то шоколадку. Тогда как по ней, в свою очередь, сердечно тоскует музыкант-саксофонист.
Хачатурян заболевает и попадает в больницу. Его кладут в палату для офицеров, и он этим тяготится, поскольку не офицер, а палата для офицеров. Что особенно ярко проявляется в сцене, где Хачатурян спрашивает соседа по палате, отчего тот не спит, но сосед не отвечает. Прекрасная сцена.
Потом к Хачатуряну приезжают в гости Ойстрах и Шостакович. Они вместе пьют, беседуют и играют на инструментах, собирая деньги для уличного гармониста-ветерана. Все относительно спокойно и мирно. Как вдруг откуда ни возьмись является Злой Советский Чиновник. Да-да, тот самый антагонист. По фамилии Пушков.
Ну и надо ли говорить, в свете вышесказанного, что фильм Юсупа Разыкова «Танец с саблями» не стоит ни пальца на ноге балерины, ни буквы в либретто, ни ноты великого произведения, именем которого он громко называется. Разве что Александр Кузнецов (не тот, а другой) подлую сволочь играет поистине вдохновенно. Только вот зачем это все. Лучше б, ей-богу, анекдот про встречу с Сальвадором Дали экранизировали.
Танец с саблями хачатурян какой балет
Арам Хачатурян «Танец с саблями»
Арам Хачатурян. Имя этого выдающегося композитора хорошо знают во всех уголках земного шара, так как необычайно красивая музыка его произведений с первых звуков покоряет человеческие сердца. Творения маэстро, в которые он вложил всю силу своего таланта, отличаются блеском мастерства, глубиной содержания, подлинной народностью и величественным совершенством. Среди множества прекрасных сочинений у композитора есть одно удивительное произведение. Сам Арам Ильич к нему относился не очень дружелюбно, порой называя «непокорным и шумливым дитём», но, тем не менее, оно приобрело такую известность, что во всём мире стало визитной карточкой композитора. Конечно же речь идёт о «Танце с саблями», впоследствии завоевавшего такую мировую популярность, что изначально написанное для заключительного акта балета «Гаянэ», оно стало исполнятся как самостоятельное произведение.
Историю «Танца с саблями» Хачатуряна , содержание произведения, а также интересные факты читайте на нашей странице.
История создания
Поскольку «Танец с саблями» является номером, входящим в известный балет Арама Хачатуряна «Гаянэ» , то, несомненно, создание двух произведений между собой неразрывно связано. При этом следует заметить, что предтечей возникновения этих прекрасных творений явилось ещё одно сочинение композитора, которое сыграло в их появлении важную роль.
В конце тридцатых годов Арам Хачатурян, будучи автором многочисленных произведений, находился на пике творческой активности. Примерно за год до проведения в Москве дней армянской культуры в приватной беседе с влиятельным партийным деятелем Анастасом Ивановичем Микояном им была затронута тема о создании первого национального балета. Этот разговор не остался без внимания, и спустя время композитор получил заказ на создание музыки к хореографическому спектаклю по сюжету на армянскую тематику.
Загоревшись поставленной перед ним задачей создания произведения, которое должно пленять национальным колоритом, он весной 1939 года срочно выезжает в Армению, где, погрузившись в мир народной музыки, на либретто Геворка Ованесяна сочиняет балет «Счастье». Полгода спустя спектакль, изначально поставленный в Ереване в театре оперы балета, в октябре был показан в Москве. Несмотря на то, что публика, пленённая музыкой Хачатуряна и хореографией балетмейстера Ильи Ягубяна, приняла балет очень хорошо, критики не преминули отметить недостатки спектакля, касавшиеся его драматургии.
Хачатурян, всегда относившийся к своей работе с большой ответственностью, был недоволен таким результатом, и когда в 1941 году руководство Кировского театра оперы и балета предложило композитору переработать балет с новым либретто, он с радостью согласился. Литературную основу к новому спектаклю, который теперь был назван по имени главной героини «Гаянэ», написал известный театральный критик Константин Державин.
Нагрянувшая война не остановила творческий коллектив и работа над новой версией балета, начавшаяся осенью в Ленинграде, продолжилась в Перми, куда в эвакуацию вместе с труппой театра имени Кирова был отправлен и Хачатурян. Партитура « Гаянэ » была закончена уже через полгода, но при этом важно отметить, что поскольку в новом спектакле были сохранены некоторые сюжетные линии из балета «Счастье», то композитор в своё новое произведение перенёс всё лучшее, что было в прежнем. Из этого следует, что основой балета «Гаянэ» стал преобразованный балет «Счастье».
Близилась назначенная на декабрь 1942 года премьера спектакля, и уже активно шли репетиции балета, однако эпизода, впоследствии получившего известность как «Танец с саблями» в партитуре ещё не было. Музыка этого шедевра появилась буквально накануне премьерного показа «Гаянэ», и случилось это так. Директор театра вызвал Арама Хачатуряна и попросил его сочинить музыку танца, который просто необходимо вставить в заключительное действие спектакля. Композитору эта идея не понравилась, и поначалу он сильно воспротивился. Однако немного успокоившись, Хачатурян всё же написал композицию, потратив на её сочинение всего одиннадцать часов. Отдавая балетмейстеру партитуру «Танца курдов», как изначально назывался номер, маэстро в запальчивости на первом листе сделал надпись: «Черт возьми, в угоду балету!».
Интересные факты
Содержание «Танца с саблями»
Композиция, написанная в тональности Соль мажор и заключённая автором в трёхчастную форму, открывается четырёхтактовым вступлением, которое задаёт слушателю определённый энергичный настрой. Затем в исполнении группы деревянных инструментов и ксилофона стремительно врывается безудержная мелодия восточного танца, которая с первой ноты увлекает своей лихостью. Острые гармонии и поначалу повторяющаяся, а затем как будто втаптывающаяся мелодическая линия танца создают яркий образ сильного народа. Тема повторяется два раза, а затем поднимается на малую терцию вверх.
Следующий далее средний раздел композиции построен на контрасте с первой частью. Меняется не только характер музыки, но и размер: вместо четырёхдольного, он становиться трёхдольным. Композитор здесь рисует пленительный женский образ. Напевная нежная мелодия с изысканно-причудливым ритмом в исполнении альтов и виолончелей, на фоне прозрачного аккомпанемента, да к тому же украшенная прелестными подголосками флейт, особо привлекает своей грациозностью и изяществом. После этого вновь возвращается тематический материал первой части, в котором композитор так явно нарисовал музыкальную картину, что, даже не видя танцоров, можно чётко представлять их горделивые движения.
«Танец с саблями». Это блестящее сочинение Арама Хачатуряна называют самым запоминающимся и самым безумным музыкальным произведением XX века. В короткий срок, облетев весь мир, оно сразу завоевало огромную популярность, которая на протяжении десятилетий успешно сохраняется. Вот и в нынешнее время практически невозможно встретить человека, который не узнал бы эту композицию с первых её звуков.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Танец с саблями» Хачатуряна
Танец с саблями хачатурян какой балет
А. Хачатурян балет «Гаянэ»
Балет «Гаянэ» стоит особняком не только в музыкальном наследии А.И. Хачатуряна , но и в истории балетного театра. Это яркий пример произведения искусства, созданного по политическому заказу. «Гаянэ» принадлежит неоспоримая пальма первенства по количеству постановок. При этом каждый последующий либреттист менял сюжетную канву спектакля в угоду историческому моменту, а композитор, в свою очередь, перекраивал партитуру, чтобы она соответствовала новой драматургии. Но, как бы ни трактовались образы главных героев, в какую сторону ни менялась бы сюжетная концепция, этот балет принимался зрителями восторженно на всех сценах мира, где он исполнялся, благодаря самобытности музыки, гармонично соединившей в себе классические основы и ярко выраженный национальный характер.
Краткое содержание балета Хачатуряна «Гаянэ» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица
Описание
Краткое содержание «Гаянэ»
В село приезжают геологи во главе с начальником группы Казаковым, среди них мелькает фигура Неизвестного. Армен показывает Казакову и его товарищам кусочки руды, случайно найденные им в предгорьях, и провожает группу к этому месту. Выясняется, что ему удалось обнаружить залежи редкого металла. Когда об этом узнает Неизвестный, он проникает в дом Ованеса, где остановились геологи, желая похитить документы и образцы руды. На месте преступления его застает Гаянэ. Чтобы замести следы, Неизвестный поджигает дом, где находится девушка. Но Гико спасает Гаянэ и разоблачает незнакомца, которого забирают подоспевшие пограничники. Апофеозом балета становится общий праздник, на котором все персонажи восславляют дружбу народов и Родину.
Продолжительность спектакля | |||
I Акт | II Акт | III Акт | |
35 мин. | 35 мин. | 25 мин. |
Фото:
Интересные факты:
Популярные номера из балета «Гаянэ»
История создания «Гаянэ»
Арам Хачатурян впервые увлекся балетной темой в 1939 году. Поводом для этого стала дружеская беседа композитора с советским партийным деятелем Анастасом Микояном, который в преддверии декады армянского искусства высказал мысль о необходимости появления национального армянского балета. Хачатурян с энтузиазмом окунулся в рабочий процесс.
Перед композитором стояла непростая задача — написать музыку, которая стала бы благодатной основой для хореографической постановки и одновременно обладала хорошо узнаваемым национальным своеобразием. Так появился балет «Счастье». Либретто к нему написал Геворк Ованесян. Глубокое погружение в мир национальной музыкальной культуры, ритмы и мелодии армянского народа вкупе с самобытным талантом композитора сделали свое дело: спектакль, поставленный в Армянском театре оперы и балета, привезли в Москву, где он прошел с большим успехом. Однако критики не преминули указать на минусы «Счастья», в первую очередь — драматургию, которая оказалась гораздо слабее музыки. Лучше всех осознавал это сам композитор.
Постановки
Исполнительский состав премьерного спектакля был поистине звездным. В роли Гаянэ на сцену вышла прима театра и любимица публики Наталия Дудинская, ее партнерами были Константин Сергеев, Николай Зубковский, Татьяна Вечеслова, Борис Шавров. Успех премьеры был обусловлен не только талантом артистов, но и драматургией спектакля, лейтмотивом которого являлась защита родной земли от врагов.
После возвращения в Ленинград в 1945 году Кировский театр показал «Гаянэ» на родной сцене, но уже с некоторыми сюжетными изменениями и обновленной сценографией, созданной художником Вадимом Рындиным. В 1952 году спектакль был еще раз переработан.
22 мая 1957 года премьерный показ балета «Гаянэ» прошел в Большом театре. Постановщик Василий Вайнонен, опирающийся на предложенное либретто Бориса Плетнева, сделал из оригинальной четырехактной версии балет, состоящий из пролога, 3 актов и 7 картин. Для этой редакции балета Хачатурян переработал почти треть написанной до этого музыки. Партии Гаянэ и Армена с блеском исполнили солисты Большого Раиса Стручкова и Юрий Кондратов. Всего на сцене Большого балет «Гаянэ» пережил три редакции. Последняя из них увидела свет в 1984 году.
До начала 1980-х годов балет с неизменным успехом шел на сценах отечественных и зарубежных театров. Одно из самых интересных художественных решений предложил Борис Эйфмана, поставивший «Гаянэ» в качестве своего дипломного спектакля в 1972 г. на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета. Хореограф-постановщик сосредоточил внимание на социальной драме. Историческим фоном для сюжета был выбран период становления советских порядков в Армении. Гико в этой версии превратился в мужа Гаянэ. Будучи сыном кулака Мацака, он не может отречься от отца. Его жена Гаянэ происходит из бедной семьи, и ей приходится выбирать между любовью к мужу и своими убеждениями. Главная героиня делает выбор в пользу новой власти, которую в балете представляет Армен. Спектакль в художественной интерпретации Эйфмана насчитывает 173 показа.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Арам Хачатурян «Гаянэ»
«Танец с саблями» — «непокорное и шумливое дитя» Арама Хачатуряна
Илья Арбатов (Ягубян), балетмейстер, хореограф, актер. Первый постановщик балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» в Тбилиси (1932). Народный артист Армянской ССР (1967). На фото — Арбатов в балете Р. Глиэра «Красный мак», 1930-е годы
С 20 по 30 октября 1939 года в Москве проходила Декада армянского искусства. К этому событию был поставлен первый армянский национальный балет «Счастье». Музыку к нему написал Арам Хачатурян. Постановку взял на себя Илья Арбатов (Ягубян), в 1938 году ставший солистом и главным балетмейстером Театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В балете широко использовались народные мелодии, что позволило балетмейстеру синтезировать классическую хореографию с элементами армянского танца.
Премьера балета «Счастье», в котором авторы отразили счастливую жизнь советской Армении, благодаря музыкальной части прошла с успехом. Однако драматургия оказалась гораздо слабее музыки. Либретто, написанное Геворком Ованесяном, требовало переработки.
В 1941 году Арам Хачатурян по предложению руководства Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (сейчас Мариинский театр) начал работать над обновленной версией балета с другим либретто, написанным известным литературоведом и театральным критиком Константином Державиным. Либретто было основано на некоторых сюжетных ходах балета «Счастье», что позволило Хачатуряну сохранить в новом произведении лучшее, что было в его первом балете, значительно дополнив партитуру и симфонически развив ее. Так, переработанный балет «Счастье» стал основой нового балета «Гаянэ».
Работа над «Гаянэ» началась в Ленинграде, а продолжилась уже в Перми, куда с началом Великой Отечественной войны композитор был отправлен в эвакуацию. Вот как Хачатурян вспоминает об этом периоде своей жизни:
Ксения Златковская (артистка балета, исполняла характерные танцы), Арам Хачатурян и Татьяна Вечеслова. Пермь, 1942 год.
Татьяна Вечеслова — артистка балета и балетный педагог, прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. «Нередко мы собирались у Хачатуряна посмеяться, пошутить, — писала Вечеслова. — Однажды он угостил нас неведомо как сохранившейся бутылкой красного вина — в то время это было неслыханной редкостью»
Премьера балета «Гаянэ» состоялась 9 декабря 1942 года в Перми на сцене Пермского театра оперы и балета. Поставил его Ленинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова. В следующем году балет был удостоен одной из самых высоких наград того времени в сфере культуры — Сталинской премии I степени. «Гаянэ» принесла композитору всемирную славу и признание. Многие критики считают «Гаянэ» лучшим достижением современной симфонической музыки
«Танец с саблями», написанный для последнего действия, стал самым известным фрагментом балета «Гаянэ». Он фактически зажил своей отдельной жизнью. Хачатурян сочинил его по просьбе балетмейстера едва ли не за сутки и отдал ему с надписью: «Черт возьми, в угоду балету». «Танец с саблями» стал искусным синтезом армянской народной музыки с джазовыми элементами. «Контрапункт армянского свадебного танца из Гюмри и настоящего американского саксофона, приведший к очень интересному и органичному синтезу», — так охарактеризовал это творение Хачатуряна композитор Тигран Мансурян.
Благодаря этому произведению во многих странах мира Арама Хачатуряна стали называть «мистер „Танец с саблями“». Правда, такая популярность не особенно радовала его.
«Есть в моем музыкальном семействе одно непокорное и шумливое дитя — это „Танец с саблями“ из „Гаянэ“. Честное слово, если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал! Кое-где за границей меня рекламируют как „мистера Сэйбрданс“: от английских слов sabre — сабля и dance — танец. Это меня даже злит. Я считаю это несправедливым».
Слава Хачатуряна распространилась и по ту сторону океана. В 1948 году в США «Танец с саблями» стал хитом музыкальных автоматов. Популярность достигла таких высот, что журнал Newsweek предложил назвать 1948 год «годом Хачатуряна в США». Тогда сразу три версии «Танца с саблями» — Чикагского симфонического оркестра, Нью-Йоркского филармонического оркестра и Оскара Леванта — достигли первого места хит-парада классической музыки журнала Billboard и попали в ежегодный список бестселлеров. «Танец с саблями» стал первой записью Чикагского симфонического оркестра, проданной тиражом более миллиона экземпляров.
Популярность «Танца с саблями» не утихает и по сей день. Это и бесчисленное количество кавер-версий, и использование музыкальной темы во множестве фильмов и даже мультфильмов.