танкоградом какой город называли в годы войны
По городу, которого нет на карте. Танкоград в историях и лицах
Челябинск в годы Великой Отечественной войны получил второе имя – Танкоград. Почему не Т-34, а тяжелый танк «ИС» стоит на пьедестале Танкограда? Своими открытиями Танкогрда в историях и лицах делится автор книги.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги По городу, которого нет на карте. Танкоград в историях и лицах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Танкоград «сделали» не Т-34, а тяжелые танки
И все же не знаменитая «тридцатьчетверка» сделала Челябинск Танкоградом.
Здесь впервые был получен первый опыт в мире конвейерной сборки тяжелой техники.
Челябинский Кировский завод (так в Великую Отечественную войну назывался Челябинский тракторный завод) за годы войны создал десять модификаций тяжелых танков и САУ, выпустил 13 393 единиц тяжелой техники.
Последним детищем челябинского завода военного времени стал танк ИС-3, получивший неофициальное название «танк Победы».
Этот танк стал лучшим тяжелым танком Второй мировой войны. Всего за военные годы завод выпустил 18 тысяч средних и тяжелых танков и самоходных установок, 48 тысяч танковых дизельмоторов, 85 тысяч комплектов топливной аппаратуры, 17 миллионов боевых припасов. Сам город стал называться Танкоградом.
Предпосылками к созданию конвейера для сборки тяжелых танков на Кировском заводе в Челябинске стала сложившаяся к июню 1943 года структура завода-Танкограда. Она включала к тому времени: танковое производство тяжелых танков, танковое производство средних танков, моторное производство, кузнечное производство, литейное производство, цветно-литейное производство.
К тому времени производство тяжелых танков уже было поставлено на поток — к концу 1943 года челябинские тракторостроители в сутки давала по десять тяжелых машин. Но нужно было больше.
Такая подготовка и высокая организация производства стала «трамплином» для пуска конвейера по сборке тяжелых танков. Он стал первым в мировой практике, поскольку ни одно предприятие мира не имело подобного опыта.
Тяжелые танки во дворе завода. Фото из музея ЧТЗ.
В августе 1944 года конвейер начал свою работу. Это событие стало крупнейшим достижением Челябинского Кировского завода в деле танкостроения.
Что это дало в то военное время? Работа конвейера сократила заводскую стоимость тяжелого танка с 348 тыс. руб. в начале производства до 234,4 тыс. руб. в первом квартале 1945 года.
Это лишь немногим превышало стоимость среднего танка Т-34-85.
Также повысилась годовая выработка на одного рабочего: в 1941 году она составляла в неизменных ценах 39,8 тыс. руб., а в 1942—43 гг., когда действовал конвейер средних танков, — 51 и 58,7 тыс. руб..
С пуском конвейера тяжелых танков произошел скачок производительности — выработка приблизилась к 79 тыс. руб.
В Челябинске есть Комсомольская площадь, где на постаменте установлен танк — тяжелый танк, ИС, «Иосиф Сталин», танк Победы. Именно они сыграли главную роль в освобождении городов Европы и взятии Берлина, именно они могли вести бои на улицах европейских городов.
Почему Челябинск назвали Танкоградом
Журналисты агентства «Полит74» решили подробнее исследовать историю нашего города.
При помощи пресс-службы предприятия «ЧТЗ-Уралтрак» им удалось выяснить , что дело вовсе не в сухих цифрах по количеству выпущенного «железа». Можно насчитать, как минимум пять веских причин, по которым Челябинск получил столь славное и грозное имя.
Во-первых, выпуск тяжелых танков КВ на ЧТЗ был освоен еще до войны. И уже с первых дней войны на заводе развернулась масштабная танкостроительная программа. Уже осенью на заводе полностью прекратился выпуск тракторов, а вся работа была переключена на производство бронетехники, причем тяжелой. В это же время в Челябинск были эвакуированы Харьковский дизель-моторный и Ленинградский Кировский заводы, за счет чего предприятие получило необходимые станки и квалифицированных рабочих. ЧТЗ был переименован в Челябинский Кировский завод. До лета 1942 года он выпускал лишь тяжелые танки. А уже в августе из ворот предприятия вышли первые «тридцатьчетверки», выпуск которых был освоен всего за месяц. Затем Челябинский Кировский освоил производство тяжелых танков ИС, а также самоходок СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. Всего за время войны челябинцы выпустили 18 467 боевых машин.
За годы войны предприятие произвело 48,5 тысячи танковых двигателей. Это половина танковых двигателей страны, что, безусловно, тоже говорит в пользу танкоградцев.
Еще одной веской причиной получения названия Танкоград стало формирование на Южном Урале двух добровольческих танковых бригад.
Кроме того, во время войны в Челябинске и в области находилось до тридцати учебных танковых и самоходно-артиллерийских подразделений. За время войны через Челябинск прошли десятки тысяч танкистов, которые обучались боевому мастерству.
И, наконец, пятая причина, по которой Челябинск может именоваться Танкоградом, это место пребывания Наркомата танковой промышленности. Как известно, располагался он в здании на проспекте Ленина, 46, где сегодня обитает «Детский мир». Именно отсюда шла координация действий всех заводов страны, выпускавших бронетехнику.
Всего в Челябинске в годы Великой Отечественной войны располагалось более двухсот предприятий, выпускавших продукцию для нужд фронта.
Танкоградом какой город называли в годы войны
«Среди названий славных и наград
Которыми особенно гордятся.
Есть огненное слово: Танкоград,
Есть боевое званье: танкоградцы!» Е.Ховив
Фото Танкоград. Легендарная Т-34
Во время войны именно здесь в Челябинске, а не в Москве, был создан и работал Народный комиссариат танковой промышленности. Это единственный случай. Этот наркомат располагался в здании, где сейчас находится «Детский мир» в центре города. Первым министром был Вячеслав Александрович Малышев. Еще несколько наркоматов было эвакуировано из Москвы.
Первые 6 лет своего существования ЧТЗ выпускал тракторы С-60, скопированные с американского образца. Они работали на каком-то особом топливе похожем на авиационный керосин. Двигатель был не дизельный. Это было дорого. В 1936 году перешли на выпуск тракторов С-65 уже на дизельной тяге. Буква «С» означала «Сталинец». Эта модель и стала в дальнейшем базой для выпуска военной продукции. Сначала это были артиллеристские тягачи С-2. До танков очередь дошла в конце 1940 года. Первым был опытный танк КВ-1. Их собрали за первые полгода всего лишь 25 машин.
Фото Танкоград. Музей военной техники
С началом войны все изменилось. Завод на 100% работал на оборону. В то время в СССР танки производили два завода: Кировский в Ленинграде и В Харькове. они оба оказались сразу же в зоне удара немецкой авиации. Кировский эвакуируют в Челябинск, а Харьковский на Уралвагонзавод в Нижний Тагил.
Кроме двух уральских заводов делали легкие танки в Горьком на автозаводе. Немного танков выпускали в Свердловске и Омске. Но ЧТЗ был главным танковым заводом страны. Сначала выпускали только тяжелые танки, а с августа 1942 года с конвеера пошли знаменитые «тридцатьчетверки». Этот танк признан одним из лучших в мире.
Фото Танкоград. Памятник уральским танкистам в Челябинске
Фото Танкоград. Танк ИС-3 (Иосиф Сталин) последняя модель этой серии
По мощи танк ИС-2 не имел себе равных в годы Второй мировой войны. Немцы панически боялись этих ИС, их танкам даже запрещалось вступать с ними в открытый бой. Летом 1943 года после тяжелой Курской битвы Советское командование приняло решение что надо изменить конструкцию башни и корпуса. У новой модели ИС-3 башня более обтекаемой формы чем у его старших братьев. Носовая часть несколько выдавалась вперед и танкисты прозвали ее «щучий нос». Механик мог легко выбраться из танка и попасть в него так как люк стал удобнее. Но ИС-3 не успел проявить себя в боях. Он выпустился с конвеера уже в 1945-м. 7 сентября 1945 года эти танки приняли участие в берлинском параде. Стояли на вооружении до 90-х годов. Этот танк ИС-3 стал в Челябинске символом самоотверженного труда рабочих Танкограда, которые в годы войны делали все для фронта, все для Победы.
Фото Танкоград, Т-54
А всего в военное время было разработано и выпущено 13 разных моделей тактов и самоходок.
Фото Танкоград. Самоходная установка СУ-100
ЧТЗ всегда делал мощные гусеничные трактора. Они могли работать в экстремальных условиях. Были два ярких эпизода в 1936 году. В феврале того года на советском Памире произошла катастрофа. Из-за схода лавин Алайская долина и весь Памирский тракт оказались погребены под 12-метровым слоем снега. На ликвидацию ЧП были брошены силы армии и направлены специалисты с ЧТЗ. Военные расстреливали снежный массив, а дорогу освобождали челябинские бульдозеры.
Фото Танкоград. Музей военной техники
Второй случай произошел в Якутии. Северные районы снабжались через морской путь по Ледовитому океану. Зима 1936-37 годов была очень ранняя и не дойдя 400 километров до Якутска, в устье реки Алдан вмерзли в лед три корабля. И город Якутск для которого предназначались грузы, прежде всего топливо и продовольствие, фактически оказался под угрозой холодной и голодной смерти. Были выделены 7 только что сошедших с конвеера «Сталинцев», была набрана команда из добровольцев-механиков, и они отправились из Челябинска в Якутию.
Фото Танкоград. Музей военной техники
До станции Невер (сейчас Забайкалье) они доехали по железной дороге, дальше своим ходом 1500 км. до Якутска. Они шли по руслам рек, кое-где прорубались через тайгу, участок в 600 км, где ни разу еще не проходила никакая техника. От Якутска еще 400 км до застрявших судов. Груз был перемещен в огромные сани, которые и тянули челябинские трактора. Якутск был спасен. У тех тракторов, надо сказать, не было кабины, и трактористы прошли этот нелегкий путь под открытым небом. Это в октябре-ноябре в Якутии. Это подвиг! «Снежный поход» таково было название этого мероприятия. Конструкторы проверили трактора в экстремальных условиях, получили неоценимый опыт. Не знаю, пришла ли им в голову после этого идея создать хоть какую-никакую кабину?
Фото с сайта 74.ru Антарктида
Фото Танкоград. Музей военной техники
В чем же секрет столь успешной работы челябинских тракторов в суровых, экстремальных условиях? В наших двигателях, которые отлично пашут при минус 70 и на высоте до 5000 метров. Правда они, выиграв в силе, потеряли в скорости. С 1957 года по наше время в Антарктиде используется целое семейство специальных вездеходов, которые изготавливались на Харьковском заводе транспортного машиностроения. Но сердце у этих харьковских вездеходов челябинское. Харьковчане даже и не пытались создать свой двигатель.
Фото Танкоград. Музей военной техники. Прадед этого мальчика Миши был танкистом и погиб за Родину в 1944 году.
Танкоград
Популярное сообщение!
Начиная с июля месяца, в цехах тракторного завода резко изменился ритм работы, началась перестройка производства. Продолжительность рабочей смены увеличилась до 11 часов. Вырос удельный вес военной продукции в третьем квартале 1941 года.
6 октября 1941 года, по решению ГКО, началась эвакуация танкового производства Ленинградского Кировского завода. В тот же день приказом наркома танковой промышленности СССР, ЧТЗ имени Сталина был переименован в Кировский завод Наркомтанкпрома в городе Челябинске. Директором его назначен И.М. Зальцман.
Скоростными методами на заводе были построены и введены в действие 17 новых цехов, общей площадью 100 тысяч кв.м. В минимально короткие сроки, был проведен монтаж оборудования этих цехов. С ходу, «с колес», нередко на морозе, среди сугробов на пустырях разгружали оборудование и тут же в недостроенных порой помещениях ставили на фундаменты станки, пускали их в дело, а потом уже возводили стены цехов и сооружали кровлю.
Параллельно с перевооружением цехов продолжалась работа над производством танков. Начали с единиц в сутки, а в скором времени довели до 12-15. Специалисты завода добивались постоянного усовершенствования и сокращения трудоемкости изготовления танков. Если на 1 мая 1941 г. боевые машины имели 23.453 части, то к 1 сентября 1941 г. число частей сократилось до 11.647, а к концу года до 9 тысяч. Уже в четвертом квартале 1941 года, в сравнении с третьим выпуск тяжелых танков «КВ» увеличился в 5,5 раза, а по сравнению с первой половиной 1941 года – в 17 раз.
Все основные цехи перешли на казарменное положение. В холодных, кое-как отапливаемых паром от трех паровозных котлов цехах завода и под открытым небом в коробках новостроек, люди работали по шестнадцать – восемнадцать часов, а бывало по двадцать. Систематически недосыпая и недоедая, они работали с полной отдачей сил и не покидали своих мест, пока не выполняли две-три нормы в смену. «Все для фронта! Все для Победы!». Эти слова составили суть и смысл жизни завода военных лет.
С ноября 1941 года на ЧТЗ полностью прекращалось производство тракторов и артиллерийских тягачей, снарядов, мин, авиабомб. Завод освобождался от поставки всем внешним потребителям литья, штамповок и поковок. Отныне все его цехи, тысячи людей, оборудование, должны были переключиться только на выпуск тяжелых танков.
Труднее было при слиянии челябинских тракторостроителей с коллективом Ленинградского Кировского завода. С технической и организационной стороны у челябинцев и ленинградцев был разный подход к делу. Это определялось спецификой производства каждого из коллективов.
Так, в суровые годы войны родился Танкоград – мощнейший комбинат по производству тяжелых танков в городе Челябинске. Этот город, не существовавший на карте, стал крупнейшей научно-исследовательской лабораторией.
В начале ноября 1941 года был учрежден Уральский комбинат по производству тяжелых танков КВ. В него, помимо ЧКЗ, вошли Уральский завод тяжелого машиностроения Уральский турбомоторный завод (№76) (г. Свердловск), а позднее и броневой завод №200 (сегодня – Челябинский завод имени Серго Орджоникидзе). При этом директором и главным конструктором всего комбината были назначены И.М. Зальцман и Ж.Я. Котин.
В силу сложившихся обстоятельств, Челябинский Кировский завод оказался местом расположения нескольких крупных конструкторских бюро.
Директор завода в годы войны И.М. Зальцман отмечал, что решающую роль в успехах Танкограда сыграла высочайшая концентрация научно-технических кадров, а так же наличие в структуре завода многочисленных научных конструкторских подразделений.
Вскоре было получено еще одно очень сильное подкрепление: в Челябинск перебазировалось конструкторское бюро Военной академии моторизации и механизации во главе с известным военным инженером А. И. Благонравовым. Здесь ученые в погонах занимались разработкой планетарных механизмов поворота для тяжелых танков.
В конце 1943 года Опытный завод №100 был выделен из состава ЧКЗ. Фактическим руководителем этого завода с момента создания и до конца войны был Ж.Я. Котин. После ухода с ЧКЗ Ж.Я. Котина главным конструктором головного завода стал Н.Л. Духов.
Третьим конструкторским бюро стало эвакуированное из Харькова вместе с заводом № 75 дизельное Специализированное конструкторское бюро (СКБ-75) во главе с И.Я. Трашутиным и его заместителями Я. Е. Вихманом и М. А. Мексиным. В Челябинске оно пополнилось специалистами по двигателям тракторного завода.
В ноябре 1941 г. в Челябинск прибыла лаборатория электротермии (ЛЭТИ) во главе с профессором В. П. Вологдиным, которая занималась закалкой стали токами высокой частоты (ТВЧ). Под его руководством на ЧКЗ был построен высокочастотный цех, где были смонтированы установки ТВЧ. Цех был пущен в августе 1942 года. Внедрение технологии закалки ряда ответственных деталей танков, таких как шестерни бортового редуктора, поршневые пальцы, гильзы цилиндра, которые ранее подвергали цементации, затрачивая массу топлива, позволило сократить время термообработки деталей с 70 часов до 37 секунд.
Очевидно, что в Наркомате танковой промышленности в целом и при основных его заводах были сконцентрированы и объединены общей целью лучшие умы страны. Именно этим объясняется то, что в невиданно быстрые сроки на пустом месте появились новые цехи, производства, конвейеры и поточные линии.
Производство дизелей В-2 на Челябинском Кировском изначально строилось по харьковскому образцу – поточно-конвейерному принципу. Оно было развернуто в цехах тракторных двигателей и в большом корпусе, возведенном в свое время для выпуска газогенераторов. Серийное производство началось через 35 дней после прибытия в Челябинск первого из 26 эшелонов Харьковского завода № 75. В декабре 1941 года двигатели собирали уже из деталей уральского изготовления, а полностью моторное производство было развернуто к концу первого квартала 1942 года.
http://www.minprom.g. 5/4/6/V-2-4.JPG
В мае 1943 года моторный завод достиг стабильного выпуска 50 дизелей в сутки или 1500 в месяц. Этот темп выдерживался вплоть до конца войны.
Самым высокотехнологичным производством моторного завода, как и в 30-е годы был цех топливной аппаратуры. Благодаря сочетанию опыта массового производства челябинцев и передовых технологий Харьковского завода № 75 выпуск топливной аппаратуры был доведен до 100-110 комплектов в сутки. Это покрывало потребности не только Челябинского Кировского завода.
15 июля 1942 года, назначенный наркомом танковой промышленности И.М. Зальцман, прибыл на ЧКЗ и сообщил о решении развернуть в Челябинске производство танков Т- 34, чтобы восполнить потери от остановки Сталинградского тракторного завода.
Сборочный конвейер танка Т-34 на Челябинском Кировском заводе решили развернуть на месте главного тракторного конвейера – в механосборочном цехе. Осуществить это удалось за 33 дня. Поточная сборка Т-34 началась 22 августа 1942 года.
К концу 1943 года заводом был обеспечен суточный выпуск 20 танков Т-34 и 10 тяжелых машин.
Конструкторское сопровождение серийного производства средних танков в Челябинске было возложено на Н. Л. Духова. Кировцы так же внесли свой вклад в совершенствование конструкции Т-34.
Так, в начале 1943 года Конструкторское бюро ЧКЗ разработало новый фильтр очистки воздуха, поступающего в двигатель – «Мультициклон». Благодаря его применению улучшалось качество очистки воздуха и значительно снижались энергозатраты. Позже чертежи «Мультициклона» были разосланы по всем заводам для организации их самостоятельного производства.
В том же 1943 году челябинские конструкторы завершили опыты с новыми катками Т-34, бандажи которых изготовлялись из профилированного проката с минимальной обработкой. Это давало огромную экономию трудозатрат и металла, так что челябинскую конструкцию и технологию приказом по Наркомату от 24 июля предлагалось немедленно внедрить на всех заводах, выпускающих тридцатьчетверки.
В отчете конструкторского бюро танкового производства ЧКЗ за 9 месяцев 1943 г. значатся также отработка командирской башенки Т-34 и установка на нем смотрового прибора, создание улучшенных масляных радиаторов, установка импортной радиостанции и многое другое…
Под руководством этого талантливого конструктора было освоено производство нового тяжелого танка ИС-2. В конце октября 1943 г. ИС-2 был принят на вооружение Красной Армии. Новый танк сочетал в себе подвижность Т-34 и более мощное вооружение и броню. Он стал основным в гвардейских тяжелых танковых полках прорыва.
Для челябинского Кировского завода 1944 год был особенным. Необходимо было совместить производство танков «ИС» с выпуском «Т-34». Причем, при постепенном сокращении выпуска танков «Т-34» должен был возрасти выпуск танков «ИС». После нескольких месяцев стендовой сборки танков «ИС» в августе 1944 года был пущен в действие первый в мире конвейер тяжелых танков. В результате заводская стоимость тяжелого танка сократилась на сто с лишним тысяч рублей (от 343 тыс. руб. в начале производства до 234,4 тыс. руб. в первом квартале 1945 г.), и лишь немногим превышала стоимость среднего танка Т-34-85.
В августе 1944 года челябинский конструктор М.Ф. Балжи предложил конструкцию новой машины – танка ИС-3.
30 декабря 1944 года И.В.Сталин санкционировал производство этого танка Челябинским Кировским заводом.
Помимо совершенной противоснарядной формы корпуса и башни, танк имел множество других новшеств. Впервые на серийном отечественном танке появилась командирская система управления наводкой. Оптические приборы позволяли уверенно вести огонь на предельных для танкового боя дистанциях: 2000-2500 м. Двигатель В-2 имел ту же мощность, что и его предшественник в танке ИС-2, но благодаря новой системе охлаждения расходовал на самообслуживание меньше мощности. Причем экономия составляла десятки л.с. Запуск двигателя в зимнее время облегчался наличием котла подогрева охлаждающей жидкости.
Ж.Я. Котин называл заочное соревнование советских и иностранных танковых Конструкторских бюро «войной умов». На Западе это же называлось «войной брони».
Танкоград дал фронту: 18 тысяч танков и САУ, 48,5 тысяч танковых дизель-моторов, 85 тысяч комплектов топливной аппаратуры, 17,5 млн. заготовок боеприпасов.
Коллектив завода в ходе Всесоюзного соревнования предприятий Наркомтанкопрома 33 раза завоевывал переходящее Красное знамя ГКО (Государственного Комитета Обороны). Два знамени оставлены заводу на вечное хранение.
Так, благодаря умной и смелой мысли талантливых конструкторов, высокой технической эрудиции технологов, героическому труду рабочих завод успешно справился с одной из главных задач оборонной промышленности, сумев организовать крупносерийный выпуск танков, самоходных артиллерийских установок, танковых двигателей, внося тем самым свой вклад в обеспечение превосходства вооруженных сил СССР над фашистской Германией.
Почему Челябинск назвали Танкоградом
Журналисты агентства «Полит74» решили подробнее исследовать историю нашего города.
Во-первых, выпуск тяжелых танков КВ на ЧТЗ был освоен еще до войны. И уже с первых дней войны на заводе развернулась масштабная танкостроительная программа. Уже осенью на заводе полностью прекратился выпуск тракторов, а вся работа была переключена на производство бронетехники, причем тяжелой. В это же время в Челябинск были эвакуированы Харьковский дизель-моторный и Ленинградский Кировский заводы, за счет чего предприятие получило необходимые станки и квалифицированных рабочих. ЧТЗ был переименован в Челябинский Кировский завод. До лета 1942 года он выпускал лишь тяжелые танки. А уже в августе из ворот предприятия вышли первые «тридцатьчетверки», выпуск которых был освоен всего за месяц. Затем Челябинский Кировский освоил производство тяжелых танков ИС, а также самоходок СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. Всего за время войны челябинцы выпустили 18 467 боевых машин.
За годы войны предприятие произвело 48,5 тысячи танковых двигателей. Это половина танковых двигателей страны, что, безусловно, тоже говорит в пользу танкоградцев.
Еще одной веской причиной получения названия Танкоград стало формирование на Южном Урале двух добровольческих танковых бригад.
Кроме того, во время войны в Челябинске и в области находилось до тридцати учебных танковых и самоходно-артиллерийских подразделений. За время войны через Челябинск прошли десятки тысяч танкистов, которые обучались боевому мастерству.
И, наконец, пятая причина, по которой Челябинск может именоваться Танкоградом, это место пребывания Наркомата танковой промышленности. Как известно, располагался он в здании на проспекте Ленина, 46, где сегодня обитает «Детский мир». Именно отсюда шла координация действий всех заводов страны, выпускавших бронетехнику.
Всего в Челябинске в годы Великой Отечественной войны располагалось более двухсот предприятий, выпускавших продукцию для нужд фронта.
Автор: Дмитрий Морев Фото: Вячеслав Шишкоедов