татары какой религии принадлежат
Какую религию исповедуют татары? Религия татар
В средние века империя татар была одной из самых больших в мире. Изначально это были разрозненные племена, неспособные даже к самоорганизации. Но внедрение единой религии позволило объединить разных вождей и создать мощное государство, которого боялась вся Европа. Какую религию исповедуют татары, знает не каждый.
Кто такие татары
Истоки вероисповедания
Ислам зародился еще в 611 году, закрепился книгой Коран и в течение двух веков активно распространялся на территории Средней Азии и на Кавказе. Приняли мусульманство и татары. Религия в VIII-IX веке не была насажена искусственно, большая часть людей обратилась к ней по собственному желанию. Волжская Булгария – регион-прародитель данного этноса – первым принял ислам. Особенно заботились о вере ханы.
Анимизм (то есть вера в существование духов и души) все еще оставался близким для населения. Он четко прослеживался в шаманских ритуалах. А Тенгри был главным небесным божеством, создателем растений и покорителем грома.
Последователи пророка
Основоположником данного вероисповедания стал Мухаммед. Этот простой человек жил в городе Мекке и долгое время работал торговцем. Мужчина получал видения, а в 615 году решил проповедовать публично. Вместе с поклонниками появились и преследователи. После его смерти ислам раскололся на две линии. Это было связано с тем, что ученики не могли определить, кто станет преемником пророка.
Меньшая часть стала сторонниками шиитского ислама, а более 90% – суннитского. К какой религии относятся татары сегодня? По верованиям они мусульмане-сунниты.
Смесь стилей
Божьими домами становились замки. Это была вынужденная необходимость, поскольку Орда постоянно воевала. Впоследствии, по приказу Ивана Грозного, были разбиты почти все центры исламской культуры, до которых смогли добраться царские войска. Татары, проживающие на территории России, были вынуждены принять православие.
Преклонная архитектура
Первой постройкой, которая была заложена как символ двух конфессий (православие и ислам) в одном городе, стало восстановление места поклонения аль-Марджани. Не уступает по пышности еще одно мусульманское молитвенное сооружение в Казани – Апанаевская. Начало строительства стартовало в 1768 году. Что примечательно, проект одобрила сама Екатерина II, а средства выделила исламская община.
Вера в Христа
По оценкам многих исследователей, на сегодняшний день почти 20% тюркских племен России являются православными в нескольких поколениях. И численность их медленно растет. Поскольку в смешанных браках православных и мусульман ребенка обычно крестят.
Считается, что исповедовать христианство некоторые отдельные группы татар начали еще в Х веке. Изменить взгляды им пришлось под давлением Золотой Орды и ханов, которые жестоко расправлялись с каждым, кто высказывался в защиту православия. Примечательно, что религия крымских татар изначально была христианской. Местное население отказывалось принимать ислам. Результатом такого поведения стало уничтожение всех православных храмов.
Татары Сибири
Регион проживания этой группы тюркских племен сильно удален от Москвы. Во времена могущества Золотой Орды главной целью войн было обогащение, поэтому Сибирь не вызывала у ханов никакого интереса. Ситуация не слишком изменилась и тогда, когда российские цари окончательно разгромили монгольские полчища и положили конец империи Чингисхана.
Таким образом, местное население оказалось в определенной изоляции. Оно имело возможность развиваться само по себе. Основными учителями и проповедниками, как и раньше, оставались шаманы. Сибирские татары, религия которых представляет собой уникальный симбиоз классического суннитского ислама и древнего шаманизма, представляют наибольший интерес для этнографов. Эта группа племен практически не ассимилировалась и смогла сохранить подлинную историю своего этноса.
Религия татар: православные христиане или мусульмане
С началом XIII века европейское пространство, в основном принявшее учение Христа, содрогнулось от нашествия Золотой Орды. Поначалу бывшие язычниками потомки чингизидов к XiV веку становятся приверженцами ислама. Неприемлемо, но безапелляционно зазвучало: «татары — религия — ислам».
Началась борьба за Бога, за власть между поклонявшимися сыну Божьему и носителями идей пророка Мухаммеда.
История татарского народа
Китай стал первой страной со следами тюрков в своих летописях VI века. Данная этно-группа имела монголоидные признаки внешности и корни праалтайского языка.
На славянском пространстве кочевые племена Орды впервые громогласно заявили о себе в 1223 году. Они легко воспользовались междоусобными распрями русских князей. На реке Калка состоялся бой, ставший стартом трехсотлетней власти Орды на славянской земле.
Этнические особенности татар
Этногенез татар характеризуется так:
Численность тюрков во всем мире сегодня – более 160 млн.
Эта общность включает:
Татары составляют 8 млн. Для 5,5 млн из них родиной является Россия. Они вместе с казахами и киргизами входят в кыпчакскую (северо-западную) группу. Республика Татарстан (в древности Булгария) является их официальной национальной республикой в Российской Федерации.
Этапы распространения татар на славянской земле
Три века нация с восточным разрезом глаз господствовала на земле славян. Русские князья платили дань их ханам, за что получали ярлык на право княжения на своей территории.
Захват управления землей от Волги до Дуная проходил поэтапно:
На первом этапе империя Чингисхана создала Золотую Орду – Улус Джучи и захватила Булгарию. Главой улуса стал Улу-Мухаммед.
На втором этапе могущественная структура начала делиться на ханства. На третьем — походы Ивана IV Грозного внесли поправки в политическую географию, и земли казанских татар, как и астраханских, вошли в состав Московского государства. С этого момента Русь стала их домом.
Сегодня представители этой этнической группы расселены по всему миру. Высокая плотность проживания этой нации отмечается в провинции Китая СУАР, Казахстане, странах Средней Азии.
Давние верования татар
Согласно сложившимся культурным представлениям человек в патриархальном обществе воспринимал себя как часть природы и окружающего мира. На этих представлениях основывались самые древние формы религии.
До принятия ислама все представители тюрков поклонялись Тенгри. Это божество неба и солнца. Татарские боги – это святые места: возвышенности, источники воды, деревья, камни.
В религиозной традиции кряшен ( татар волжского и уральского регионов ) существовал культ деревьев и животных. Дерево являлось одним из главных образов традиционных религий тюркских народов. Этот культ сформировался еще в докочевой период жизни, когда народ проживал в предгорьях Алтая. Дерево выступало в роли центра мира, было связующим звеном земли с небом. Поэтому с ним ассоциировались важные процессы, происходящие в природе и обществе.
Три стихии взаимно дополняют друг друга и управляют миром:
В татарской мифологии модель мира строилась вокруг образа «мирового древа» («яфан агачы»). У старокрещеных татар образ «мирового дерева» был тесно связан с одиноко растущим священным дубом («тәре»), «деревом Тенгри». Оно считалось неким связующим каналом с Верховным Божеством.
«Мировое дерево» выступало информационным звеном между тремя мирами:
Микрообраз космического мироздания и создателя мира — Верховного Бога являлся основой древних религиозных верований тюрков. Высокое дерево (дуб с густой листвой), по представлению гуннов и сабир (сувар), считалось связующим звеном с главным божеством Тенгриханом, который жил на небе и почитался наряду с Тенгри. Возле этого дерева совершались языческие обряды и жертвоприношения.
Святое дерево символизировало благополучие и безопасность страны:
Перед ним молились об умножении скота, урожае хлеба. Это дерево не разрешалось безнаказанно трогать: рубить и отламывать ветви.
Бессмертие души и анимизм
Прежде чем поверить в Аллаха, татары поклонялись духам. Религия татарского народа трансформировалась из-за страха перед смертью. Так почва анимизма стала благодатной для веры в бессмертие души. Укреплялся культ захоронений умерших с разделением общества на касты.
Анимизм шел в ногу с ростом материального разделения внутри племен, становясь основой классового общества. Кочевые татары вели походный образ жизни.
Мнение Плано Карпини о захоронениях:
Этот способ захоронений отличал кочевников от оседлых монголов, что выделяли специальные пространства для умерших, оставляя тела под открытым небом.
Количество умерших в походе определялось просто. Собираясь в поход, каждый брал по камню и укладывал его вместе с остальными. Так складывался курган. Возвращаясь, воины разбирали камни. Остаток говорил о потерях. Наличие таких курганов вполне может свидетельствовать о масштабе сражения.
Погребальные обряды зависели от кастовой принадлежности покойного и обстоятельств, со временем обрастая массой обрядовых традиций. Но основой их был, как и в древности, страх перед смертью и вера в загробную жизнь души.
Эпохи вносили коррективы в вероисповедание. Если современная Конституция РФ гарантирует свободу выбора веры, то в древности веру определяла сила правителя.
Современный религиозный состав населения
Современные татары разделены на два основных лагеря:
Общей святыней двух основных конфессий является самая древняя мечеть Омейядов в сирийском Дамаске, возведенная в 96 году после Хиджры. Ее сокровищницы хранят голову Иоанна Крестителя. Его почитают как пророка мусульмане и христиане.
Мусульмане и ислам
Знакомство с исламом татар относится к V веку, когда жил пророк Мухаммед. Становление веры произошло в период правления могущественной династии Юань. Ее основателем был внук Чингисхана.
Традиции посланников Аллаха покорили Волжский бассейн в то же самое время, что и христианство — берега Днепра. Если «Путь из варягов в греки» явился стартом для византийских проповедников в Киеве, то мусульманская школа крепла от Великого океана – Пацифики (Тихого) до берегов Волги.
Мусульманство проникало в этнос двумя путями:
Укрепление ислама стало острой необходимостью, когда Золотая Орда разделилась на татарские ханства: Казанское, Астраханское, Крымское, Ногайское и Большую Орду. Это произошло после распада Монгольской империи в середине XIII века.
Святые места мусульман расположены рядом с мечетями, которые возводились под влиянием изящества архитектуры Византии. Со временем сооружения для проповедования ислама вобрали в себя культовые традиции Османской империи.
Мечеть аль-Марджани в Казани стала итогом политики терпимости в период правления Екатерины II. Как духовный центр татарского народа она воспринимается по сей день.
Ислам зиждется на пяти столпах, которые соблюдают татары:
Татары – христиане
XVI век ознаменовался для России переходом на новую государственную форму правления – царство. В этот период было присоединено Астраханское и Казанское ханство, и вопрос веры был равносилен вопросу безопасности. Власть ислама и Золотой Орды, продержавшись три века, пала. Крымский хан после полного поражения при Молодях в 1572 г. принял турецкое подданство, а ханы Казани и Астрахани – русское. Поэтому царь всея Руси Иван Грозный крестил татар по обычаям, принятым на Руси.
Время способно объединять и разделять народы, нации, этнологические группы по признакам. Долгое время считалось, что поволжская этническая группа татар-христиан начала исповедовать православие после взятия Казани в 1552 г.
В этом видео рассказывается об истории взятия Казани Иваном Грозным.
Появление обособленного этноса на Волге
Кряшены – это православные крещенные татары. Академик Глухов, татарин по национальности, предполагает, что данная общность изначально была христианами-кераитами. Они сохранили историческую память после захвата их Чингисханом.
Крещеные татары происхождение своей веры подпитывают историческими фактами:
Казань, Нижнекамск, Мамадышский район и Набережные Челны – территории расселения кряшенской общины. В 1996 году появилась надежда восстановления храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери.
Главным доказательством существования кряшенов, как отдельного народа, исследователи считают:
С образованием в храме во имя Тихвинской иконы Божией Матери в 90-х годах духовного центра была открыта воскресная школа. Священники проводят обряды крещения. При храме работает национальный музей истории и культуры, создан народный хор. Переводится Священное писание для богослужения на родном языке.
Традиции и обряды
У каждого народа обряды имеют особенный уклад.
При рождении ребенка в мусульманских общинах Татарстана существует такая традиция:
В свадебном обряде участвует сваха. Успешный договор с родственником жениха о размере калыма означает, что невесту засватали. Приданное ей собирают с детских лет. Свадьба проходит в двух половинах – мужской и женской. Но пока калым не выплачен, молодой муж посещает жену ночью, а живет у своих родственников.
Усопших хоронят на второй день, а поминки проводят на следующий. Металлический предмет (как правило это лом) лежит в вырытой могиле до момента опускания в нее тела в саване.
Молитвы – традиция для всех народов. Татары строго соблюдают ритуальную часть, формой веры которой был анимизм.
Религиозные праздники Татарстана
Пост Рамадан, Ураза-байрам и Курбан-байрам – наиболее почитаемые праздники по мусульманской традиции. Самым значимым из всех является Курбан-байрам — праздник жертвоприношения. Отмечается в память о готовности пророка Ибрагима принести в жертву Аллаху своего сына. За несколько недель до начала праздника татары начинают откармливать жертвенное животное. В день Курбан-Байрама обязательно готовят еду из мяса.
Ураза-байрам отмечается по завершении тридцатидневного поста в месяц Рамазан. С утра, отведав сладостей, мусульмане направляются в мечеть, а вечером устраивают праздничное семейное застолье.
Настоящий мусульманин обязан соблюсти основной принцип – чистоту души. Чтение Корана является основой, дабы были прощены грехи. Для этого и в домах наводится порядок, выбрасывается лишний хлам, готовятся сладкие блюда.
Молитвы воздают дань уважения усопшим. В такие дни люди прощают друг друга. Во время поста соблюдаются ограничения, мусульмане посещают больных родственников, много молятся. А в ночь предопределения озвучивают прошения к Аллаху, надеясь на исполнения просьб.
Существует традиция почитать пророков в определенные дни года.
Видео
В этом видео показано, как проходит главный мусульманский праздник Курбан-Байрам.
Православные татары впервые за 7 веков добились признания себя со стороны татар мусульман исторической полноправной частью татар
Фото: tatar-congress.org
29 августа 2020 года для всех татар произошло знаковое событие — впервые за 7 веков со времён хана Узбека официальным руководством татарского национально-территориального образования, которым является Татарстан в составе Российской Федерации, а также международным союзом «Всемирный конгресс татар», претендующим на право выражения интересов татар по всему миру, было признано, что исторически часть татар исповедует православное Христианство и соответственно признана двухконфессиональность татарского народа.
Признание исторического, а значит традиционного, исповедования татарами православного Христианства произошло в Казани на расширенном «Милли джиены» («Национальном собрании») Всемирного конгресса татар с участием президента Татарстана Рустама Минниханова, госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева, вице-премьера России Марата Хуснуллина и всей элиты республики, а также делегатов татарских общин России и из-за рубежа, и закреплено в принятом главном программном документе – стратегии развития татарского народа «ТАТАРЫ: СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЯ». В нём говорится о том, что «национальный дух способствует единению татар, которое не зависит от места проживания, владения языком, имущественного и должностного положения, отношения к религии и принадлежности к конфессиям, убеждений, а также других обстоятельств. Татарин живет в едином порыве со своим народом, поддерживает дружественные и уважительные отношения с другими народами. Национальный дух — это источник вдохновения для будущих татар, их успехов и открытий в глобальном мире.
Быть татарином – это чувствовать себя татарином. В совокупности мыслей, чувств и поступков и проявляется национальная идентичность. Вместе с тем, важно стремление придерживаться мировоззренческих основ татарского народа» Среди мировоззренческих основ указана вера (иман), в разделе «Поступать по убеждению, вере (иман)» сперва была отмечена роль ислама, а затем признано, что «Исторически часть татар исповедует православие», то есть признана историческая двухконфессиональность татарского народа, именно из-за этого признания стратегию развития татар можно считать судьбоносным манифестом, который действительно впервые за 7 веков является существенным шагом к консолидации второго государствообразующего народа России. «Союз православных татар», Московская татарская православно-христианская община, Татарская национально-культурная автономия г. Москвы, Татарская национально-культурная автономия района Тёплый Стан ЮЗАО г. Москвы принимали самое деятельное участие к тому, чтобы подобное признание со стороны татар мусульман исторического исповедования татарами православного Христианства состоялось. Я лично обращалась к президенту Татарстана с просьбой поддержать ту часть татар, которые исповедуют Православие, указывая на то, что татары — двухконфессиональный народ.
Православные татары (крещеные татары, крещены, кряшены, казаки, казаки-нагайбаки)…
После моего обращения к Рустаму Нургалиевичу многие высказывали мне своё недовольство, мол зачем ты поставила президента республики в неудобное положение неудобным вопросом, но я верила, что моё обращение и наши общие труды принесут плод.
Итак, теперь надо дальше развивать успех по исправлению исторических ошибок, совершенных 7 веков назад, которые ослабили наш народ.
В действительности разные общие предки татар издревле исповедовали Христианство, среди них самые известные и многочисленные — кыпчаки, кераиты, найманы, уйгуры и многие другие, даже болгары, которых покорили и ассимилировали татары, и которые являются одними из предков казанских татар, были отчасти христианами как минимум со времён Великой Болгарии хана христианина Кубрата.
Сегодня доступны исторические источники и сведения об артифактах для простых людей, которые изучая их, приходят к совершенно очевидным выводам о том, что в Волжско-Камской Болгарии изначально были общины христиан, а после поверхностного принятия ислама шафиитского, а не ханафитского, мазхаба фикха в 922 году в основном аристократами и купцами, в Булгарии продолжали существовать христианские общины, основная же масса людей мусульманами не были, их потомки сохранили болгарский язык — современные чуваши, которые тоже уже несколько веков исповедуют православное Христианство. Самый известный пример существования христиан в Волжско-Камской Болгарии — изге шаhит Ибраhим Болгарлы (святой мученик Авраамий Болгарский).
В действительности же ислам матуридитского мазхаба акыды (вероубеждения) ханафитского мазхаба фикха (права) версии суфийского тариката ясавия начал распространяться у татар со времён хана Узбека, причём далеко не мирным путём, когда уже давно существовала особая татарская православная епархия — Сарайская епархия, окормляющая прежде всего именно православных татар, об этом можно судить по сохранившимся письмам Патриарху Константинопольскому. Значение Сарайской епархии было велико, через неё осуществлялась связь между Сараем и Константинополем, которые были союзниками. Наследником и правоприемником союза Византии и Золотой Орды стала Российская цивилизация, не ограничивающаяся границами Российской Федерации, по сути эта цивилизация и есть Русско-татарский или Татарско-русский мир.
Конечно, это не значит, что татары познакомились с исламом только при хане Узбеке, известно, например, что хан Берке был мусульманином, но с Христианством татары и их предки познакомились раньше, это исторический факт. Дальше ислам у татар переживал ряд трансформаций: на смену тариката ясавия пришёл тарикат накшбандия муджадидия халидия, затем возникли споры между кадимистами (консерваторами) и джадидистами (реформаторами), последние не ограничивались рамками ханафитского мазхаба фикха (права), что дало почву не только для появления новых направлений в исламе, таких как евроислам, но и для распространения салафизма (асаризма в вопросах вероубеждения) среди татар. И вот в принятой стратегии развития татарского народа указано: «Следование нравственным установкам и духовным ценностям ханафитского мазхаба способствовало, в том числе, выстраиванию добрососедских отношений с разными народами и религиями, успешной интеграции татар в многонациональные сообщества».
Таким образом как бы поставлена точка в ответе на вопрос: какой ислам считать традиционным для татар? Православная же часть татарского народа со времён хана Узбека развивалась по-своему: часть православных татар вошла в состав русских царей, князей, дворян и казаков, другая часть довольно длительное время существовала и в наше время существует вместе с татарами мусульманами в составе мещёрских татар, третья часть обособилась в отдельную общность крещёных татар, которые сегодня чаще называются кряшенами. Последние лучше других татар сохранили татарский язык, потому что в 19 веке благодаря усилиям Николая Ильминского, отца Василия Тимофеева и их сподвижников отстояли право на Богослужение на родном татарском языке, тот самый туган тел, о котором написано в стратегии. В тоже время, у части кряшен появилось стремление к самоопределению, к выделению в отдельный от татар народ, и причина тут кроется в том самом нежелании некоторых представителей татарского мусульманского большинства признавать право на полноценное и равноправное существование православной части двухконфессионального татарского народа, непризнание исторической и традиционной двухконфессиональности татар. Сейчас кряшены разделены на три лагеря, одни — следуют принятой в 2001 году декларации о самоопределении себя как этноса, другие в 2014 году на Третьей отчётно-выборной конференции Региональной общественной организации кряшен Республики Татарстан во главе с Егоровым Иваном Михайловичем приняли решение о том, что они желают оставаться внутри большого татарского народа в качестве субэтноса с особым названием, а третьи не видят противоречия в том, чтобы в равной степени называться и кряшенами и крещеными татарами и православными татарами.
Но кроме кряшен Татарстана существует огромное количество других православных татар, среди них можно выделить православных татар мещеряков; русских татарского происхождения, осознавших себя татарами; людей, рождённых в т.н. смешанных татарско-русских семьях, исповедующих Православие и считающих себя татарами; татар, которые родились в семьях т.н. этнических мусульман, а в реальности в большинстве случаев в семьях советских и постсоветских людей, которые добровольно выбрали православное Христианство; а также татар бывших религиозных мусульман, уверовавших во Христа. Все эти категории людей вместе с кряшенами, которые себя считают татарами, объединены одним общим названием — православные татары. Православные христиане разного происхождения, осознающие себя татарами, объединенные лаконичным, точным, логичным и общим названием православные татары — это одновременно историческое, традиционное явление и новый современный этап развития православной части двухконфессионального татарского народа.
В принятой 29 августа 2020 года стратегии развития татарского народа признается как право любого татарина на свободу вероисповедания, а также право любого православного христианина считать себя татарином, если он таковым себя ощущает, так и историчность и традиционность для татар православного Христианства, в чем, безусловно, есть историческая справедливость и, как видится, впервые за 7 веков возвращение татарского общества к принципам Ясы Чингисхана, когда у татар была свобода вероисповедания, при этом значительная часть татар исповедовала Христианство. Теперь любой православный христианин любого происхождения без тени сомнения при переписи населения может записать себя татарином, не опасаясь, что его запись татарином увеличит статистику количества мусульман и уменьшит статистику христиан как в Татарстане, так и во всей России. Следующим правильным шагом будет, чтобы Богослужение во всех православных храмах Татарстана хотя бы частично проводилось на татарском языке! Это только укрепит дружбу и единство между татарским, русским и другими народами и будет существенным вкладом в сохранение и развитие татарского языка. Той же части кряшен, которые следуют курсом самоопределения декларации 2001 года, должно быть радостно, что татары мусульмане наконец-то за 7 веков признали православных татар полноправной частью общего даухконфессионального татарского народа. Ведь православные христиане должны радоваться успехам друг друга вне зависимости от того, кем человек себя считает: татарином, кряшеном, татарином и кряшеном одновременно, ведь во Христе нет ни эллина ни иудея, но во всём Христос!