тайна коко в какой стране происходят события
«Тайна Коко». Почему мир заинтересовался мексиканским Днем мертвых
М ексиканский мальчик Мигель мечтает стать музыкантом, как его кумир Эрнесто де ла Крус, известнейший певец и киноактер. Однажды Мигель чистил обувь проезжему гитаристу на главной площади и попросил подержать гитару — откуда ни возьмись появилась бабушка Мигеля, которая побила несчастного гитариста, предполагая, что защищает внука от «дурного» влияния музыкантов. Такое отношение к музыке в семье Мигеля передается из поколения в поколение, потому что один из членов семьи бросил жену с ребенком ради музыки.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Начинаясь как реалистичная повесть о трудном подростке, который хочет пойти против традиций своей семьи, история делает резкий поворот, превращаясь в сказку. В День мертвых Мигель попадает в Страну мертвых, где знакомится с усопшими родственниками и пытается отыскать умершего де ла Круса, чтобы получить от него благословение. Вопрос, что выберет мальчик: семью или музыку, остается открытым до конца.
Для мексиканцев семья значит очень много. Татьяна Курашкевич, директор туристической компании «Мексиканский клуб», 20 лет занимается туристическим бизнесом с Мексикой. Она рассказала, что личное время мексиканцы практически всегда тратят на семью.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Однажды она заказала для своего магазина у мексиканского мастера расписные тарелки: он изготовил их, отправил в Россию, где все было быстро распродано. Тогда Татьяна попыталась договориться с мастером, чтобы он делал больше тарелок — и тратил на это больше времени. Мастер отказался. Татьяна это объясняет просто: «У мексиканцев нет погони за наживой. Им важнее провести вечер с родными. Вместо того чтобы делать для нас больше тарелок и заработать, мастер предпочел посвятить время внучке».
День мертвых проходит 1 и 2 ноября в нескольких латиноамериканских странах, в том числе и в Мексике. Считается, что в эти дни души умерших посещают родной дом. Праздник возник, как говорит легенда, когда шаманы договорились с духами, что те не будут беспокоить живых, а для встреч в реальном мире выделили несколько дней в году. Рикардо Мартинес Фуентес считает, что мексиканцы не отпускают души умерших, потому что не хотят оставаться без них.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Кроме Дня мертвых, в Мексике есть много традиций, связанных со смертью. Начать стоит издалека. До прихода в Мексику испанских колонизаторов в центре страны жили миштеки, в их календаре шесть месяцев были отведены на почитание мертвых. В августе нужно было делать подношения умершим ежедневно. Какие-то из старых традиций остались до сих пор. «Когда у меня умерла бабушка, — рассказывает Рикардо, — мы на протяжении девяти дней собирались с близкими и друзьями семьи. Выкладывали из глины крест, покрывали его цветами — и целовали. В каждый из этих дней приходило около 20–30 человек. Это в условиях, когда мы жили в городе, а мои родители были довольно серьезные и занятые люди. Представьте, как проходят эти девять дней в деревне, насколько это масштабнее».
Татьяна Курашкевич уточняет, что отношение к смерти у мексиканцев философское, они относятся к ней проще, чем мы, потому что у них есть прекрасная сказка о том, что будет после с ними и их родственниками.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Рикардо Мартинес Фуентес обращает внимание, что после смерти человека будет сопровождать лысая собака породы Шолоицкуинтли — она поможет не заблудиться в мире мертвых. Во времена миштеков, чтобы отправить собаку вместе с умершим в загробный мир, ее убивали.
В мультфильме Disney/Pixar «Тайна Коко» есть такая собака, но ее, конечно, никто не трогает. «Это одна из важных деталей, — говорит Рикардо, — которая показывает, с каким вниманием отнеслись авторы мультфильма к его созданию». С этим согласна Татьяна Курашкевич: «В мультфильме узнаешь улочки и дома определенных городов. Движения, одежда, бытовая утварь — все это похоже на документальное мультипликационное кино».
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Мексиканцы надевают на праздники национальные костюмы — не потому что надо, а потому что хочется. И в этом, как считает Татьяна Курашкевич, одна из главных причин, почему Мексикой заинтересовался мир: «Мексика очень живая и настоящая. Краски, которые мексиканцы используют в своих изделиях, очень яркие. Все эмоции мексиканцев настоящие, а мы хотим увидеть настоящие эмоции. Поэтому Мексика так притягательна».
И людям, по всей видимости, нравится этот дух. Во время просмотра мультфильма Disney/Pixar «Тайна Коко» не раз аплодировали, а соцсети полны постов взрослых людей о том, как они вспоминали своих умерших близких и плакали во время мультфильма.
Тайна коко в какой стране происходят события
«Тайна Коко» (в оригинале Coco) — мультфильм студии Pixar под крылом Disney, посвященный мексиканскому Дню мёртвых, празднику, на котором вспоминают предков. В мультике есть много песен, а ещё — необычная подача банальной идеи «следуй за мечтой»: на примере де ла Круcа показано, к чему может привести позиция «цель оправдывает средства» и желание достичь своего любой ценой. Действие проходит на празднование мексиканского Дня мёртвых, с 1-го по утро 2-го ноября; эпилог — ровно через год.
Мультфильм занимает промежуточное положение между традиционно немузыкальными работами Pixar и традиционными же для Disney мюзиклами. Однако в отличие от последних, вся музыка и музыкальные звуки здесь издаются вполне конкретными источниками — случайным задеванием инструментов, дуновением Мигеля в бутылку, сигналом фургончика с мороженым и, конечно, намеренным исполнением музыкантов или певцов, непосредственным, в записях или воспоминаниях (мариачи и других коллективов, Эрнесто и/или его оркестра, Гектора, Имельды, Мигеля, а под конец и еще пары его родственников).
Содержание
Значимые персонажи [ править ]
Сюжет [ править ]
В День мёртвых Мигель чистит бродячему музыканту мариачи [3] ботинки и рассказывает о своей жизни, а тот советует поучаствовать в конкурсе, что состоится вечером, протягивает гитару, чтобы Мигель показал, как умеет играть. Их беседу прерывает семейство Ривера, ведёт мальчика домой и поздравляет с тем, что он тоже станет сапожником, но он этому совсем не рад. Вдруг Данте стал есть подношения на алтаре Ривера, и Мигель, пытаясь его оттащить, случайно уронил фотографию Имельды с дочкой и лишь частично попавши в кадр мужем и разбил её стекло. Оказалось, что у фотографии была загнута назад сторона с изображением руки с гитарой точь-в-точь как у Эрнесто де ла Круcа. Посмотрев на гитару и на то, как бабуля Коко тянется к фотографии, говоря «папа», Мигель предполагает, что тем таинственным мужем Имельды, которого даже упоминать нельзя, был де ла Круc. На радостях Мигель делится с семьёй своим открытием, но его ругают — ведь нельзя скрывать секреты от родных и бросать их, — и ломают его самодельную гитару. В слезах он кричит, что не нужна ему такая семья, и убегает на конкурс, но без инструмента его заявку не принимают. Поэтому он, вдохновившись цитатой на памятнике прапрадеда «Лови свой миг удачи», пробирается в его склеп и крадёт гитару, обещая вернуть…
Стоит ему взять гитару, как начинают происходить странные вещи: сквозь Мигеля проходят люди, сам он видит скелетов — души мертвецов, — а Имельду почему-то не пускают в мир живых. Оказалось, украв вещь у мертвеца, Мигель себя проклял, и если кто-то из членов семьи не благословит его до рассвета, он навсегда останется в мире мёртвых. Мигель благословений не принимает, потому что ему ставят условие «больше не брать в руки гитару», сбегает, чтобы найти де ла Круcа и получить благословение от него, и слышит, как таможенник наказывает скелета-оборванца по имени Гектор, а тот хвастается своей дружбой с величайшим музыкантом Мексики и предлагает пограничнику билет на концерт в обмен на пропуск в мир живых. Мигель бежит за Гектором и заключает сделку: Гектор доставит Мигеля к де ла Круcу, а тот вернётся домой и поставит фото Гектора на алтарь, ведь пограничники его не пропускали именно из-за того, что никто не поставил его фото.
Успеют ли товарищи до рассвета? И догонит ли Мигеля Имельда со своими потомками и Пепитой — проводником душ, похожим на крылатого ягуара?
Рецензия на мультфильм «Тайна Коко»
Отнюдь не лучший, но заслуживающий внимания анимационный блокбастер студии Pixar о путешествии мексиканского мальчика по загробному миру
Маленький мексиканец Мигель обожает играть на гитаре, но никому в этом не признается. В его семье любая музыка запрещена с тех пор, как прапрадедушка Мигеля бросил жену и дочь ради эстрадной карьеры. Наконец, мальчик решает открыться семье и принять участие в музыкальном конкурсе в честь Дня мертвых – ежегодного мексиканского праздника, во время которого люди приходят на кладбища, чтобы почтить умерших родных. Но когда властная бабушка узнает, что у Мигеля есть гитара, она ломает инструмент. Тем временем мальчик по обрывку семейной фотографии определяет, что его прапрадедушка стал знаменитым музыкантом и актером Эрнесто де ла Крусом – погибшим во цвете лет кумиром Мигеля. Парнишка решает, что вправе позаимствовать для конкурса гитару Эрнесто, которая хранится в его склепе. Но когда Мигель крадет инструмент, он навлекает на себя проклятие и переносится в мир мертвых. Чтобы вернуться назад, мальчик должен найти прапрадедушку и получить его благословение.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Анимационную суперстудию Pixar давно упрекают в том, что она, в отличие от своей «старшей сестры» Walt Disney Animation, рисует мультфильмы почти исключительно о белокожих героях – конечно, когда не создает ленты о роботах, рыбах или игрушках. Устав от политкорректной критики, Pixar решила выпустить самый мексиканский мультфильм, какой только можно создать.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
«Тайна Коко» нарисована при активном участии американо-мексиканского сценариста, художника и режиссера Эдриана Молины, она в оригинале озвучена почти исключительно мексиканскими и американо-мексиканскими актерами, и она обыгрывает в сюжете почти все, чем известна Мексика. Проще перечислить, что «Тайна» не затрагивает – тако (лепешки с начинкой) и наркокартели. День мертвых, Фрида Кало, рестлинг в масках, текила, народная и авторская музыка, цветастые летающие ягуары, огромные промоины в земле, иммиграционный контроль, гротескный юмор, авторитарные бабушки, безволосые собаки ацтекской породы шолоицкуинтли… Если «Евгений Онегин» – это энциклопедия русской жизни, то «Тайну Коко» можно по праву назвать энциклопедией мексиканской жизни, повседневной и мифологической.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Как почти всегда у Pixar, их новая лента феерически красива и блокбастерно грандиозна. Большая часть действия развивается в загробном мире, и он выглядит столь завораживающе, что начинаешь задумываться, не стоит ли Мигелю остаться на том свете, среди удивительных существ и потрясающих городских панорам, вдохновленных древней и современной мексиканской архитектурой. Судя по тому какой предстает загробная Мексика, она куда беззаботнее и живописнее, чем захолустная Мексика, в которой Мигель должен ходить в школу и работать после уроков в семейной обувной мастерской. Впрочем, парнишка не из тех, кто пасует перед трудностями и выбирает легкий путь. Так что он даже не задумывается о том, чтобы не снимать проклятие и до срока присоединиться к умершей родне.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Сюжет «Тайны Коко» порой называют смесью «Рататуя» с «Унесенными призраками», но это несправедливо. Действительно, «Тайна» содержит схожие сюжетные идеи с двумя этими великолепными мультфильмами. Однако это иная история – не столько о взрослении и поиске своего места в жизни, сколько о конфликте между личными амбициями и семейной любовью. Прапрадедушка Мигеля бросил семью ради музыки, Мигель на грани аналогичного поступка, и лента настаивает, что так делать нельзя. Призвание очень важно, но семья важнее, причем не только для живых, но и для мертвых. В мире «Тайны» память близких поддерживает родню после смерти. Как только ушедших перестают чтить в День мертвых, они исчезают из загробного мира. Возможно, в никуда. Поэтому Мигель должен не просто настоять на своем, как Реми в «Рататуе», а воплотить мечту и одновременно примирить семью. Ему предстоит восстановить гармонию, которая разрушилась, когда его прапрадед ушел от жены и дочери.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Из-за того, каковы в «Тайные» семейные страсти и как они вплетаются в приключенческий сюжет, картина смотрится как мексиканская «мыльная опера» в сказочном антураже и с голливудским драйвом. Это одновременно плюс и минус, поскольку, с одной стороны, наделяет ленту «латинской» страстностью и сентиментальностью (в некоторые моменты трудно удержаться от слез), а с другой стороны, делает картину сравнительно поверхностной – не такой глубокой и тонкой, как лучшие творения Pixar. Конечно, было бы странно, если бы пропитанное Мексикой полотно удержалось от «мыльного» подхода к повествованию. Но ленты Pixar сильнее всего, когда копают в эмоциональную глубину и демонстрируют мудрость и оригинальность, а не полагаются на типичные для «мыла» полукарикатурные стереотипы, расхожую мораль и неправдоподобные сюжетные завихрения.
Поэтому «Тайна» немного расстраивает – но именно как произведение Pixar, от которого всегда ждешь большего, чем от его конкурентов, и которое судишь строже. Для общего уровня мировой анимации это замечательная лента – динамичная, зажигательная, остроумная, трогательная, музыкальная, с превосходной анимацией… И, повторим еще раз, исключительно красивая и грандиозная. Если вас и ваших детей хоть немного интересуют Мексика и мексиканские страсти (которые, впрочем, вполне универсальны), то вам стоит увидеть «Тайну». Правда, предварительно стоит почитать, кто такая Фрида Кало, поскольку в мультфильме это не объясняется, а для повествования ее земная жизнь значима.
Тайна коко в какой стране происходят события
Сдулся Pixar или нет — вопрос все еще открытый, но очевидно, что после того, как их купила Disney, студию насильно направляют по максимально прибыльному пути — сиквелы, больше «Тачек», больше принцесс и поменьше экспериментов. «Головоломка» была единственным светлым пятном «настоящего Pixar» за долгие годы. Откровенно унылый «Добрый динозавр», неплохие, но не хватающие звезд с неба сиквелы «Дори», «Корпорации монстров» и «Тачек» (вторая часть вышла совсем плохо, но третья сумела зацепить некоторыми удачными решениями).
Единственный сиквел, который фанаты действительно ждали, обзавелся первым тизером только на днях, хотя казалось бы — сделать «Суперсемейку 2» в эпоху расцвета комикс-муви сам бог велел.
Но и его Disney могли одобрить даже не ради супергероев, а для того, чтобы выжать максимум из кавайного младенца и аудитории, которая пойдет чисто на него (по крайней мере, так считает один любопытный российский мультипликационный критик). В свете анонса, что анимационную полнометражку по Марио доверили студии Illumination (сначала Марио скормили кроликам Ubisoft, теперь отдали создателям Миньонов), на горизонте мира анимации стало как-то мрачновато — сплошные тучи и нехорошие предчувствия. Стала ли «Тайна Коко» лучом в этом темном царстве? И да, и нет.
Мигель растет в семье сапожников, которые прочат ему продолжение семейного бизнеса, но сам мальчик мечтает о карьере музыканта и бренчит на гитаре втайне от родственников, которые по неизвестной ему причине музыку ненавидят, сторонятся ее как ремесла дьявола. Когда Мигель попадает в загробный мир, открывающийся на День Мертвых, он выясняет, что за тайну хранит его семья, почему музыка — тема запретная, и кем был его прапрадед.
Коко же — это прабабка Мигеля, которая появляется на экране максимум минут на пять, но она действительно становится ключевым персонажем во всей семейной истории.
Почему впечатления смешанные? Потому что несмотря на то, что мультфильм однозначно стоит хвалить за смелость, щепетильность при проработке мексиканской культуры (в Мексике он собирает огромную кассу, и за точность изображения чужой культуры его очень ценят), визуальное пиршество и отличную сильную драму, в других важных аспектах мультфильм, на мой взгляд, сильно сдает и не дотягивает до «уровня Pixar».
Прежде всего, это креативность и оригинальность подачи истории — их явно не достает. Когда семья прочит мальчику судьбу башмачника и отваживает от музыки — это показано крайне прямолинейно и топорно, как по нотам, сценам недостает нюансов, индивидуальности и фактуры. И это касается многих сцен — от Pixar хочется видеть чего-то менее базового, чем дефолтная сцена из коробки готовых сюжетных элементов, больше обработки сценарным напильником.
Второе, это масштабность истории — мультфильм вышел довольно камерным. Тут нет ощущения эпичного приключения, все концентрируется на похождениях Мигеля и расследовании тайны его прошлого, попытки создать ощущение угрозы и опасности по большей части выходят неудачными.
Представить себя на месте протагониста, путешествующим по волшебному миру мертвых, не выходит, потому что мульт не пытается быть приключением или исследованием этого крайне непривычного и оригинального сеттинга, его больше интересует Мигель, чем окружающий его загробный мир. Думаю, в первую очередь из-за этого «Коко» не сможет запомниться сильнее «Истории игрушек» или той же «Головоломки» — сюжет интересный, но больше личный и эмоциональный, чем захватывающий и масштабный. Героев вводится вроде много, но интересных и проработанных среди них меньше половины, какой-то динамики внутри забавного коллектива наподобие все тех же игрушек тут нет.
Третье — это креативность. Мир мертвых прекрасен визуально — он, кажется, сделан из пиньят и мультяшных черепов, он светится как бумажный фонарик и поражает буйством красок крайне непривычной сочной палитры.
Но сказать, что этот мир проработан, что мы узнаем много о том, как он работает и хотим там побывать, нельзя. Тут есть избитая шутка про «некий невероятный волшебный мир по-прежнему страдает от бюрократии» — мы видели это в «Путеводителе по Галактике», «Гарри Поттере», «Восхождении Юпитер», «Корпорации монстров» и еще куче произведений. Но помимо нее больше ничем мир не характеризуют.
Сама концепция основной схемы хороша — почившие живут в загробном мире, откуда могут выходить в наш мир на День Мертвых, чтобы повидаться с родными — но только, если те поставили их фото на алтарь. Если фото стоит, труп проходит таможню и идет навестить семью — он может забирать с собой оставленные ему подарки, вынимая из вещей их призрачную копию. Так мультик объясняет, зачем оставлять на могилах фрукты, даже если они потом там сгниют (их «душу» родственник уже съел, поэтому ничего страшного).
Но это не все — «Коко» вводит еще одну интересную философскую идею: мертвые могут умереть.
Призраки живут в мире мертвых только пока на Земле есть кто-то, кто знал их при жизни и помнит о них. Если все знавшие вас умирают или перестают вспоминать — вы растворяетесь, умирая во второй раз. Возможно, вы отправляетесь на новый слой загробного мира, но в первом слое об этом ничего не известно, им остается лишь гадать, есть ли жизнь после второй смерти. Это все крайне смело и интересно.
Но вот больше мы о «жизни» мертвых почти ничего не знаем — они веселятся и поют песни, навещают близких, ходят на концерты, а еще у них есть питомцы — разноцветные магические животные, которые служат проводниками душ. Дизайн этих существ тоже не слишком запоминается — окей, это крылатая пантера настолько дикой расцветки, что кажется, ее красил трехлетний ребенок — всем, чем было и как попало. Никак особенно удачно вплести этих зверей в сюжет не выходит, они остаются непроработанными и словно пришпиленными в последний момент, чтобы использовать для кавай-моментов и примитивных гэгов «ути-пути, собачка грызет лапу».
Набор этих плюсов и минусов невольно сближает «Коко» с еще одним мультфильмом Pixar — «Вверх», который является своего рода парадоксом. Его обычно вспоминают как шедевр, но причиной тому — удивительно эмоциональное вступление, успевающее за пять минут показать целую жизнь одной пары и довести вас до слез. Сам же мультфильм, основной сюжет про путешествие в затерянный мир, ужасно слабый.
«Вверх» в основном полагается опять же на примитивные гэги с животными (говорящие собаки и магический страус), по полной эксплуатируя заготовку «ребенок и его волшебный друг». Пересматривать его скучно, потому что-то мощное и удачное, что в нем есть, очень сильно разбавлено длинными кусками комедии низкого пошиба, которую ожидаешь увидеть скорее от Dreamworks, Illumination и прочего «второго состава». У «Коко», впрочем, все далеко не так плохо с основной историей, она не скучная и опирается на гэги в куда меньшей степени, но параллель все же просматривается.
Меня расстраивает, что все, чем запоминается этот яркий мир мертвых — светящейся панорамой, общим планом. Он манит нас, туда хочется попасть и исследовать его, но когда мы туда попадаем, то видим вполне обычный мир, в котором вместо людей тусуются скелеты.
Это выглядит как упущенная возможность, ведь даже в каком-нибудь «Битлджусе» загробный мир вышел более ярким и интересным. Да что там — даже в «Монстрах на каникулах», которые мне показались откровенно примитивными и невыносимо детскими, было больше интересных деталей мира.
Непроработанный мир в мультфильме Pixar! Студии, которая создала потрясающие миры игрушек, рыб, монстров, эмоций, супергероев и так далее. Странно, что такой плодородный сеттинг им не удался — возможно, они концентрировались прежде всего на передаче аутентичной атмосферы Мексики, их эстетики, архитектуры, деталей верований, поэтому полета фантазии не вышло — боялись промахнуться.
И все же, какими бы ни были минусы картины, ее плюсы не позволили бы списать мультфильм в утиль в любом случае, слишком мощное высказывание получилось на этот раз у студии, слишком серьезное и значимое, возможно, еще более ценное, чем «весь спектр эмоций важен, иногда грустить — естественно и полезно» в «Головоломке» (это, кстати, особенно важно в Америке, где люди считают любую тоску неприемлемой и нездоровой и тут же бросаются глотать антидепрессанты).
Вообще удивительно, что «Тайна Коко» существует, потому что сложно представить совещание продюсеров многомиллионного проекта для детей, которое начинается словами «А давайте поговорим с детьми о смерти, старении, загробной жизни, 90% персонажей у нас будут скелетами, повсюду будут черепа, а наш герой, маленький мальчик тоже со временем будет превращаться в скелета, потому что слишком надолго застрял в мире мертвых и может остаться там навсегда. Здорово же да? Мы заработаем миллиард на продаже плюшевых крылатых пантер!» Ах да, еще в кадре будут открыто пить алкоголь и почти произнесут слово «сиськи» — родители побегут к нам толпами.
Pixar обычно не лез на територию мюзиклов, стараясь не пытаться браться за то, что у Disney всегда получалось так хорошо, но здесь они впервые вводят несколько сцен с поющими героями (поют они не с бухты-барахты, а по сюжету, эти сцены — ключевые для истории) и получается у них очень хорошо.
Эти песни не застрянут в голове как «Let it go», но они прекрасно раскрывают персонажей, развивают сюжет, создают атмосферу и эмоциональный накал, а также — передают то почтение, с которым к музыке относятся в Мексике. И Pixar музыкальными номерами не злоупотребляет, это не мюзикл и вряд ли вы вообще отметили бы для себя, что Pixar теперь еще и поет, настолько естественны и необходимы эти сцены в фильме.
Возможно, «Коко» — это не эпичное приключение со множеством интересных героев и проработанным миром, которого многие ждут от Pixar, но это однозначно сильная серьезная история о связи с близкими людьми, круг которых не ограничивается мамой и папой, а уходит в прошлое на поколения, разрастается раскидистым родовым деревом.
Нельзя не оценить смелость и необходимость мультфильма, который говорит с детьми о смерти в максимально аккуратном и выверенном ключе — не пугая, а находя в этом свою красоту и упорядоченность, логику, которую можно принять. «Паранорман» студии Laika касался этой темы и там тоже была великолепная драматическая линия, сильная и неожиданная концовка, но «Коко» плотнее и целенаправленнее работает в этом направлени. И да, родителям не стоит пугаться сеттинга мультфильма, скелетов и черепов — все это здесь подано крайне умело и вдумчиво, поэтому кошмаров у детей не будет.
Главное, что под конец «Тайна Коко» выдает целый каскад эмоциональных сцен, которые выжмут слезу даже из самого черствого человека.
А если они работают — значит, мультфильм сумел погрузить в себя, заинтересовать своими героями и историей. Я могу жаловаться на нехватку креатива, но отрицать то, что это сильное авторское высказывание и мультфильм, который детям однозначно стоит смотреть, я не могу.
Все мои жалобы, в любом случае, имеют смысл только с учетом «планки Pixar», если сравнивать ее с другими мультфильмами в прокате, «Коко» легко уделывает конкурентов и становится одним из лучших мультфильмов года. Если вы учтете все перечисленные выше особенности картины, однозначно получите от нее удовольствие.