Team building что это
Что такое тимбилдинг? Преимущества и недостатки
Тимбилдинг – это метод управления, используемый для повышения эффективности и производительности рабочих групп с помощью различных видов деятельности. Для формирования сильной и способной команды требуется множество навыков, анализ и наблюдение. Единственный мотив здесь – достижение видения и целей организации.
Теперь вам должно быть интересно, как создать отличную команду?
Создание отличной команды требует большого количества навыков и присутствия духа. Обычно некоторые менеджеры специализируются на навыках командообразования и нанимаются компаниями по этому параметру.
Менеджер, отвечающий за построение команды, должен уметь определять сильные и слабые стороны членов команды и создавать правильное сочетание людей с разными наборами навыков. Он должен сосредоточиться на развитии прочных межличностных отношений и доверия между членами команды.
Менеджер должен поощрять общение и взаимодействие между членами команды, а также снижать стресс с помощью различных мероприятий по тимбилдингу.
Он должен четко определить цели и задачи организации перед членами команды, а также должен указать роль каждого члена команды, чтобы направить их на достижение целей организации.
Процесс построения команды
Тимбилдинг – это не разовое мероприятие. Это пошаговый процесс, направленный на внесение желаемых изменений в организацию. Команды обычно формируются под конкретную задачу или проект и в основном действуют в течение короткого срока.
Вот различные этапы построения команды:
Преимущества тимбилдинга
Тимбилдинг как метод развития эффективных команд на рабочем месте и управления ими, радикально эволюционировал.
Стремление к достижению долгосрочных целей организации привело к необходимости частого проведения мероприятий по построению команды.
Давайте теперь обсудим различные преимущества тимбилдинга для организации:
Недостатки тимбилдинга
Тимбилдинг – непростая задача. Высокопроизводительная команда может выполнить организационные задачи. Однако неэффективная команда может привести к неэффективной трате времени и ресурсов организации.
Таким образом, мы можем сказать, что существует множество неблагоприятных эффектов тимбилдинга, а именно:
Пример
Возьмем случай с Google.
Однажды Google провел исследование; Как построить идеальную команду? Чтобы узнать психологию эффективного тимбилдинга.
Проведя различные эксперименты, выяснилось, что идея объединения в команду людей, которым комфортно работать друг с другом, действительно сильно влияет на производительность. Не помогло и создание смеси экстравертов и интровертов.
Было замечено, что люди с одинаковыми взглядами, дающие друг другу равные возможности для высказывания своих взглядов и одинаково прислушивающиеся к идеям друг друга, как правило, вместе образуют высокопроизводительную команду.
Предприниматель, бизнес-тренер, специалист по обучению персонала по следующим темам: менеджмент, улучшение клиентского опыта, личная эффективность, работа с возражениями.
Тимбилдинг
Залог стабильной работы и успешного развития компании — это хороший коллектив, который умеет взаимодействовать на всех уровнях и работать сообща для достижения целей. Сплоченная команда ускоряет решение задач и избавляет руководителя от постоянных конфликтов и непонимания.
Для превращения группы людей в единый механизм необходимы знания в психологии, мотивации и реальная оценка существующей ситуации.
Зачем вводить подобную практику?
Что такое тимбилдинг?
Тимбилдинг (от англ. team — команда, и building — построение) — это мероприятия нацеленные на командообразование, отладку рабочих отношений в коллективе и повышение общей эффективности. Для крупных компаний это обязательный стандарт работы, обеспечивающий сплочение персонала и улучшение работоспособности, как отдельных сотрудников, так и всей группы.
Часто так принято называть совместные развлечения, корпоративы и празднованиями, что на самом деле не отвечает действительности, и в английской среде характеризуется словом teamfun.
Несмотря на примеры неплохого командообразования в СССР и России, наибольшее применение получил, адаптированный под наши реалии опыт западных корпораций, как перспективная методика управления сотрудниками.
Цели тимбилдинга
Основные цели введения программы тимбилдинга:
Аргументы против тимбилдинга
Идея тимбилдинга не всегда вызывает восторг у сотрудников, так как зачастую отсутствует понимание целей и отличия такой методики от общих корпоративов. Это происходит при неправильной постановке задач и частичном внедрении командообразования через сторонние малоизвестные компании, что тянет за собой устаревшие технологии, непрофессиональную организацию и подмену понятий.
Обратный эффект возможен и при авторитарной системе управления.
Важно: teambuilding — это не игры, развлечения и спортивные мероприятия, а сложная многоступенчатая структура общения и коммуникации., которую нельзя построить «на коленке».
Введение новых методик может быть неоправданно для организаций, давно работающих в привычном режиме, где уже налажены четкие схемы взаимодействия между сотрудниками и отделами.
Если тимбилдинг рассматривается в качестве волшебной палочки, которой можно воспользоваться раз в год под принуждением, это не принесет никакого результата. Важно введение программы на регулярной основе или цельными курсами, в результате которых поднимутся продажи и управляемость работников.
Какой бывает тимбилдинг?
Структура командообразующего комплекса включает в себя игры, тренинги, упражнения, спортивные мероприятия, выездные события. Это огромный простор для креатива, ограниченный только фантазией ответственного за проведение и бюджетом организации.
Основные формы тимбилдинга
Тимбилдинг в помещении и на выезде
По формату проведения выделяют: выездной и офисный teambuilding.
Выездное командостроение требует больших затрат и сложной организации, но позволяет сменить обстановку и сместить фокус внимания. Руководителю предстоит решить, можно ли оторвать всю команду от рабочего процесса в будний день или переносить на выходные (что может негативно сказаться на настроении коллектива). Большим плюсом становится неограниченная тематика и разнообразие сценариев — от активного времяпрепровождения до спокойного отдыха.
Офисный тимбилдинг не требует длительной подготовки и серьезного бюджета, но часто несерьезно воспринимается сотрудниками, погруженными в обычный деловой процесс. Это иногда приводит к формальному несознательному участию и резкому снижению эффективности мероприятия. Хорошая организация позволит избежать этих минусов, и даже дает некоторые преимущества:
Нестандартный тимбилдинг
Необычные мероприятия вызывают заинтересованность сотрудников и целиком направляют внимание коллектива на событие. Среди интересных сценариев такого формата стоит отметить:
Цель такого корпоративного тимбилдинга — раскрытие творческого потенциала, общение и снятие психологического напряжения, что особенно актуально после удачного закрытия большого проекта или тяжелой сделки.
Активный тимбилдинг
В эту область входят: экстремальные занятия,приключенческие квесты, спортивные состязания, путешествия. Хорошо подходит в качестве смены обстановки для компаний, сотрудники которой занимаются монотонной офисной работой с пониженной физической активностью. Способен дать моментальный результат и поднятие командного духа в результате прохождения совместных испытаний.
Командный тимбилдинг
Интересный вариант для больших организаций с большим штатом сотрудником. Такой формат предполагает деление на команды с последующим исследованием территории, играми и прохождением препятствий. Основной акцент нужно сделать не на нагрузку, а взаимопомощь и совместный поиск решений. Это помогает улучшить коммуникативные навыки, развить аналитические способности и повысить доверие работников друг к другу.
От чего зависит эффект тимбилдинга?
Варианты тимбилдинга разнообразны, и выбранный формат не самый важный фактор. Для эффективного проведения мероприятия важно:
Как организовать проведение тимбилдинга самостоятельно?
Сейчас рынок услуг предлагает коучей и специалистов, которые организуют все необходимые мероприятия, но если вы хотите самостоятельно и правильно провести тимбилдинг, сверьтесь с чек-листом:
Причины неудачного тимбилдинга
Первый опыт внедрения тимбилдинга может быть неудачным из-за повторения типичных ошибок:
Примеры и идеи для тимбилдинга
Лучшие идеи для тимбилдинга, как правило, можно почерпнуть, поинтересовавшись увлечениями коллектива и изучив их характеристики. Следует выбрать вид занятий, который не будет противоречить моральным, религиозным и личностным принципам сотрудников.
Мероприятия по командообразованию не всегда должны быть масштабными и продолжительными. Хорошо себя показывают небольшие квесты во время рабочего дня, когда участники ищут спрятанный предмет или выполняют цепочку мини-заданий. Еще один вариант, это обеденные дискуссии.
При проведении тимбилдинга на природе уделите наибольшее внимание технике безопасности, а также продумайте «план Б», если что-то пойдет не так.
Как организовать тимбилдинг и зачем он нужен
Обновлено 28 октября 2021
Каждый опытный руководитель понимает, что успешное, продолжительное ведение бизнеса зависит не только от таких составляющих, как грамотная стратегия, наличие финансовой и производственной базы и высокая квалификация сотрудников. Не менее значительным фактором успеха является также оптимизация работы внутри команды. Именно на эту цель направлен такой процесс, как тимбилдинг.
В этой статье мы рассмотрим определение тимбилдинга, его задачи и разновидности, проведем анализ различных подходов к проведению тимбилдинга.
Что такое Team Building
Тимбилдинг (англ. Team Building — построение команды) — процесс, состоящий из комплекса мероприятий, направленных на сплочение коллектива и оптимизацию работы внутри команды для дальнейшего повышения ее эффективности. К таким мероприятиям относятся:
В процессе взаимодействия и при наличии общей цели, участники начинают более четко осознавать свою роль в группе, а значит воспринимать себя как неотъемлемый элемент цельного механизма. Формируются навыки совместных решений поставленных задач. Связи внутри команды укрепляются, результат работы становится более эффективным.
Участие в таких мероприятиях позволяет членам коллектива лучше узнать друг друга, определить сильные и слабые стороны своего «звена», разработать с коллегами более целесообразные подходы к достижению конкретных целей.
Если провести аналогию между рабочим коллективом и спортивной командой, то можно сказать, что рабочий процесс — это официальный матч, а тимбилдинг — разносторонние тренировки, направленные на повышение эффективности различных аспектов взаимодействия игроков.
История тимбилдинга
В современной бизнес-литературе сложно найти какую-либо точную дату первого упоминания понятия «тимбилдинг». Многие ученые родоначальником концепции «командообразования» считают американского психолога и социолога, профессора Элтона Мэйо (1880-1949), автора Хоторнских экспериментов, проводимых в конце 20-х годов ХХ века.
Основный вывод этих экспериментов состоял в том, что производительность членов коллектива значительно увеличивалась в ответ на стимулирование их интереса к общему делу, возникновение чувства вовлеченности в процесс и осознание собственной значимости.
В 30-е годы в Англии прошли первые «командообразующие игры» — футбольные матчи между коллективами фабрик, после которых был отмечен существенный подъем командного духа, сплоченности и, как следствие, повышение производительности.
Существенный вклад в развитие теории тимбилдинга внес британский ученый, доктор психологических наук Реймонд Мередит Белбин, исследовавший в 40-е годы динамику командообразования. Его теория «Девять ролей» и используется в менеджменте до сих пор.
В 60-70-е годы ХХ века идеи командообразования начали активно внедряться в корпорациях США. В то время был очень популярен ролевой исторический тимбилдинг, когда сотрудники выполняли коллективные задания в костюмах исторических персонажей.
В Россию тимбилдинг пришел уже в конце ХХ – начале XXI века. Вместе с такими понятиями, как «корпоратив», «бизнес-тренинг» и «эвент». В настоящее время тимбилдинг является перспективным методом управления персоналом и широко используется во всем мире.
Цели и задачи тимбилдинга
Основной целью тимбилдинга является создание сплоченного коллектива, в которой каждый участник является эффективным «командным игроком», при этом команда в целом должна не только показывать должную работоспособность, но и обеспечивать максимально возможный «коэффициент полезного действия», быть способной находить для достижения целей нестандартные решения.
Психология тимбилдинга
В чем заключается психологический аспект тимбилдинга? Любой сотрудник является не только работником, специалистом в своей отрасли, но и, в первую очередь, отдельной личностью, со своим характером, своим набором убеждений и привычек, персональным отношением к тому или иному фактору, влияющему на рабочий процесс.
При этом каждый руководитель должен понимать, что двух одинаковых людей не бывает. То, что станет «кнутом» для одного, может не являться стимулом для другого. А «пряник», который с благодарностью принимает второй, будет воспринят первым как нечто должное, само собой разумеющееся. Однако многие грани своей личности люди не раскрывают в процессе рабочего взаимодействия. Они привыкли их прятать.
Для того чтобы увидеть некоторые личностные аспекты, человека необходимо «вырвать» из рабочей повседневности, обеспечить такие условия, в которых он расслабится и будет чувствовать себя не столько сотрудником компании, сколько соучастником в интересном игровом или познавательном процессе. Как раз такие условия и предоставляют различные мероприятия, относящиеся к тимбилдингу.
Раскрывая свое «я», человек тем самым выказывает определенную степень доверия окружающим и в дальнейшем ему будет намного проще взаимодействовать со своими коллегами по работе. А для руководителя такие игры и тренинги станут прекрасной возможностью лучше изучить своих подчиненных, сделать выводы относительно подходов к стимулированию того или иного сотрудника.
Виды тимбилдинга
Тимбилдинг редко подвергают четкой классификации. Однако его все же можно разделить на несколько видов по направлениям и в зависимости от поставленных задач.
Активный тимбилдинг
К этой группе относят разнообразные игры спортивного характера: футбольные и волейбольные состязания, заплывы, эстафеты, пейнтбол и т. п. Иногда целесообразны соревнования, связанные с экстремальными видами спорта, они могут дать практически мгновенный результат. Также к активному виду можно отнести приключенческие квесты. Совместное преодоление препятствий и общие испытания однозначно поднимут командный дух.
Творческий тимбилдинг
В эту группу входят различные театрализованные постановки, живые творческие презентации, инсценировки. Можно организовать костюмированную ролевую игру с историческим уклоном и использованием атрибутики какой-либо конкретной эпохи. Или же устроить танцевальный, музыкальный или кулинарный конкурс.
Психологический тимбилдинг
Игры-тренинги этой группы подразумевают выполнение заданий, в ходе которых выявляется поведение участников в различных ситуациях, проверяется стрессоустойчивость, умение понимать друг друга, принимать и своевременно оказывать коллегам поддержку. Как вариант, на игре может присутствовать практикующий психолог, который будет давать сотрудникам рекомендации в процессе игры и сможет дать оценку их действиям по ее завершении.
Существует и более жесткая альтернатива, когда форс-мажорная ситуация модулируется искусственно. Например, включается пожарная сигнализация или сотрудники оповещаются о приезде полиции по поводу случившейся кражи. На основании реакции работников можно сделать выводы о микроклимате в организации и выявить проблемы, которые необходимо устранить.
Разновидности
Исходя из места и времени проведения, контингента участников, гендерной и возрастной дифференциации, можно выделить множество разновидностей тимбилдинга.
Тимбилдинг в офисе и на природе
Преимущества «командостроения» в офисе заключаются в следующем:
Летний и зимний тимбилдинг
Теплое время года, конечно же, располагает к «вылазкам» на природу, где можно устроить не только различные спортивные состязания, но и более интересные мероприятия. Например, «Полевое выживание», где участники делятся на команды, и каждой из них выдается ограниченный набор инструментов и объем провианта. После чего ставятся условия выполнения определенных заданий. Совместные испытания гарантированно усиливают сплоченность команды.
Зимой можно заняться коллективным катанием на коньках, лыжной эстафетой или забегами на снегоступах.
Тимбилдинг для мужчин и женщин
Мужской тимбилдинг в основном характеризуется военной направленностью (пейнтбол, страйкбол) или же спортивными соревнованиями, связанными со скоростью и адреналином, такими как картинг-ралли или рафтбилдинг с постройкой плотов и выполнением командных задач на воде.
Женскому коллективу будет интереснее поучаствовать в кулинарных конкурсах или творческих командных заданиях, таких как постройка города из картона.
Детский тимбилдинг
Это отличная альтернатива привычным занятиям в детском саду, празднику с клоунами и сладким столом. Принимая участие в командных играх соревновательного характера, ребенок учится взаимодействовать с товарищами, анализировать сильные и слабые стороны оппонентов, принимать оригинальные решения в нетривиальных ситуациях.
Тимбилдинг для больших компаний
Сложнее всего обеспечить слаженность действий в крупных компаниях. Сотрудникам крупных предприятий отлично подойдет такая разновидность тимбилдинга, как проведение коллективного уличного флешмоба, заставляющего чувствовать себя частью чего-то целого и грандиозного.
Идеи для тимбилдинга
В настоящее время сценариев проведения коллективных мероприятий существует великое множество. Остановимся на самых распространенных из них.
Игры в помещении
Слаженность действий в команде отлично достигается такими развлекательными играми, как конкурсы по типу КВН или интеллектуальными поединками на основе популярной игры «Что? Где? Когда?». В последнее время широкое распространение получила игра «Мафия», участвуя в которой, коллеги, без сомнения, научатся лучше чувствовать и понимать мотивы друг друга.
Арт тимбилдинг
Интересным решением выступает совместное создание картины. Коллектив делится на команды и каждая команда должна нарисовать картину – образ компании, работниками которой все участники и являются. При этом каждый из нарисованных элементов этого образа должен символизировать те или иные положительные стороны, которые члены команды создателей отметили в совместной корпоративной деятельности.
Тимбилдинг квест
Приключенческие и исторические квесты не зря находятся в настоящее время на пике своей популярности. Совместное выполнение заданий — это прекрасная возможность для сближения внутри коллектива и проявления возможных конфликтных ситуаций. Они помогают определить скрытых лидеров, способствуют выявлению тех, кто менее склонен к командной работе.
Тимбилдинг конструктор
Ничто так не сплотит коллектив, как совместная работа над одним проектом, где всем известна лишь общая цель, а создание отдельных элементов доверено каждому конкретному человеку. Примером такой работы может быть коллективный сбор большого конструктора.
Корпоратив тимбилдинг
Традиционным корпоративам, предполагающим совместное времяпрепровождение в ресторане, с музыкой и танцами, есть весьма достойная альтернатива, которая позволит не только расслабиться, но и получить новые впечатления, повысить свой культурный уровень. Примером такого тимбилдинга может служить совместное путешествие в другой город или проведение мастер-классов по обучению сотрудников рисованию, лепке и т. п.
Что лучше: заказать организацию тимбилдинга или провести самостоятельно
Этот вопрос каждый руководитель должен решить для себя сам. С одной стороны, организации, специализирующиеся на командообразующих мероприятиях, имеют целый штат квалифицированных сотрудников — психологов, ведущих, тренеров и др., а также обладают набором уже готовых сценариев и руководителю остается лишь выбрать наиболее целесообразный из них.
С другой стороны, авторитет руководства в глазах коллектива несомненно возрастет, если сотрудники будут знать, что глава предприятия планирует это мероприятия сам, принимая во внимание не только поставленные цели, но и предпочтения своих подчиненных.
Организация тимбилдинга
Правильная организация такого мероприятия предполагает принятие во внимание следующих факторов:
Как заказать организацию тимбилдинга
Если принято решение в пользу привлечения для тимбилдинга специализирующейся на этом компании, следует предпринять два важнейших шага:
Резюмируя, можно отметить следующее: исходя из того, что тимбилдинг получил самое широкое распространение в деловой практике во всем мире, он действительно является одним из самых эффективных инструментов оптимизации рабочих процессов в коллективе и, как следствие, существенного роста производительности.
Тимбилдинг для сотрудников: примеры и сценарии командообразования
Зачем нужен тимбилдинг и как его проводить, чтобы решить задачи бизнеса, а не просто потратить деньги на корпоратив
Александр Старостин
Гендиректор компании «Технология игр», проводит тимбилдинги компаниям
Тимбилдинг — это не корпоратив, а мероприятие, которое помогает сотрудникам стать командой не на словах, а на деле. Сплоченность и доверительные отношения между коллегами в итоге помогают бизнесу зарабатывать больше: сотрудники быстрее справляются с задачами и без проблем делятся идеями с руководством.
В статье объясняем, какие задачи решает тимбилдинг и как самостоятельно организовать такое мероприятие, которое впишется в бюджет и поможет добиться поставленных целей.
Что такое тимбилдинг
В глобальном смысле тимбилдинг — это процесс, когда группа людей, которые работают в компании, становится командой. Вот чем разница между группой людей и командой.
Группа людей | Команда |
---|---|
Все преследуют свои цели, которые редко пересекаются с целью компании | У компании и сотрудников есть общая цель, они вместе ее преследуют |
Сотрудники готовы спорить о пустяках, даже если это мешает работе | Все слушают друг друга, а не ждут очереди заговорить |
Никто никому не доверяет | Можно открыто высказывать свое мнение и говорить о чувствах |
Конфликты длятся долго, мешают работе и часто связаны с личной неприязнью | Конфликты есть, но возникают идей и методов, а не личностей. Разрешаются быстро и не мешают работать |
Отделы не помогают друг другу, даже если видят, что нужна помощь: «Не мои заботы» | Все готовы друг другу помочь |
Чтобы сделать из группы людей команду, руководители обычно пользуются такими инструментами:
Это не исчерпывающий список — можно делать что угодно, чтобы группа людей превратилась в команду. О каждом инструменте можно написать по книге или статье. В этом тексте мы сфокусируемся на тимбилдинге в узком смысле слова.
Тимбилдинг — это мероприятие, которое помогает группе коллег стать командой. Есть четыре критерия, как отличить тимбилдинг от других мероприятий:
Общая цель. Цель должна быть такой, чтобы достигнуть ее можно было только с помощью работы в команде.
❌ Нет командной цели | ✅ Есть командная цель |
---|---|
Сотрудники сидят в офисе и слушают лекцию Джима Кемпа. В перерыве общаются, пишут посты о вдохновении и пьют чай из пластиковых стаканчиков | Сотрудники делятся на две команды: каждая создает из себя мини-конвейер по передаче шариков от пинг-понга друг другу. Побеждает та, кто сделает это быстрее |
Участники развивают навыки работы в команде. Их еще называют софт-скиллы: эмоциональный интеллект, коммуникация, делегирование, переговоры.
❌ Все просто отдыхают | ✅ Развивают взаимопонимание |
---|---|
Сотрудники собрались в баре и пьют пиво, поют в караоке песню из заставки «Чип и Дейла» | Два человека садятся спиной друг к другу: у одного лист бумаги, у другого — инструкция, как сложить журавлика. Тот, что с инструкцией, голосом объясняет другому, как складывать журавлика |
Участники пришли на мероприятие по своему желанию. Они понимают, зачем нужен тимбилдинг, и готовы в нем участвовать.
❌ Люди не готовы участвовать и не понимают смысла мероприятия | ✅ Люди готовы участвовать и понимают, зачем им это |
---|---|
Руководители собирают всех сотрудников каждый рабочий день в девять утра в большом зале, где играет гимн компании, а на экране показывают портрет ее руководителя. Когда гимн кончается, сотрудники делятся на команды и участвуют в викторине. Если не прийти, можно получить выговор | Часть сотрудников пришла в пятницу вечером на пейнтбол по своей воле. Если бы они не пришли, никаких санкций бы не последовало |
Тимбилдинги проходят регулярно. Когда тимбилдинги проводят раз в год, это не помогает сформировать команду: между ними проходит много времени — сотрудники не смогут отточить навыки работы в команде. Другое дело, если тимбилдинг проходит каждую неделю или раз в месяц. Это помогает сформировать команду и научиться в ней взаимодействовать.
Когда нужен тимбилдинг
Тимбилдинг помогает в таких ситуациях:
Сотрудники незнакомы друг с другом. Когда открыли новую компанию или филиал, сотрудники еще не знают друг друга. Чтобы они быстрее поладили между собой и стали конструктивно общаться, можно провести тимбилдинг в «комнате побега».
«Комната побега»: сотрудников помещают в закрытое помещение, им нужно сбежать оттуда за час. Для этого нужно понять, как открыть замок, найти потайной люк или решить загадку, чтобы получить подсказку. Чтобы все успеть, сотрудникам придется довериться друг другу и делегировать задачи. В конце инструктор проводит разбор полетов.
«Комнаты побега» помогают медикам научится работать в команде
Ситуация. «Комнаты побега» изучали на кафедре неотложной медицинской помощи в университете Томаса Джефферсона в Филадельфии. Ученые хотели узнать, помогают ли такие комнаты медикам научиться работать в команде.
Метод. Для исследования они нашли «комнату побега» в городе и собрали ней в работников отделения неотложной помощи. Чтобы оценить эффективность такого тимбилдинга, ученые наблюдали за участниками и опросили их.
Результаты. Выяснилось, что такие тимбилдинги полезны для того, чтобы развивать командные навыки у медиков. Например, в работе над побегом из комнаты участники использовали те же навыки, что и в отделении неотложной помощи: переключение, делегирование, сбор данных, разработку плана.
Личностные конфликты у сотрудников. Конфликты — это нормально, когда они касаются решений в работе и не мешают делать все в срок. Плохо, когда конфликты касаются личностей сотрудников и мешают работать.
❌ Нездоровый конфликт | ✅ Здоровый конфликт |
---|---|
Ваня постоянно сплетничает о коллегах в то время, когда Женя завалена задачами. Женя в ответ может накричать на Ваню, а Ваня обижается и перестает делать свою часть работы по совместным задачам с Женей вовремя. |
В итоге конфликт идет месяцами, задачи всегда выполняют с задержками, и компания теряет этого деньги
В итоге Женя с Ваней нашли решение: протестировать соцсети в течение двух месяцев. Конфликт шел не больше недели, а компания ничего не потеряла него
Чтобы сотрудники научились быстро решать личностные конфликты, можно провести тимбилдинг, который поможет научиться. Например, игровые переговоры.
«Игровые переговоры»: сотрудники делятся на команды по 2—3 человека, каждой команде дают сценарий. В нем описывается конфликт и роли каждого человека в команде. Когда все поняли свою роль, команды выходят на переговоры, чтобы разрешить конфликт, но достичь своей цели по сценарию. В конце судьи проводят разбор полетов.
Руководители подразделений не общаются друг с другом. Когда руководители разных отделов в одной компании знакомы друг с другом, но не общаются, они не обмениваются опытом и могут тратить время и деньги на неэффективные решения. В такой ситуации может помочь тимбилдинг, который подтолкнет их к общению и совместной работе. Например, провести корпоративную регату.
Корпоративная регата — это гонка между парусными яхтами. Руководителей делят на команды по 3—5 человек и сажают на спортивные яхты. Во главе команды инструктор: он говорит, что и в какой последовательности делать, чтобы работа участников приводила лодку в движение. У каждого своя роль в экипаже и свои задачи, но только синхронная работа позволяет обогнать другие яхты на дистанции и прийти первыми. Чья команда лучше скоординирована и синхронизирована в своих действиях, та и приходит быстрее всех.
На лодке все время надо согласовывать действия между собой и быстро реагировать на команды, чтобы яхта непрерывно двигалась вперед и не теряла скорости. Если собрать в одну команду руководителей, которые не общаются друг с другом, им придется начать общение и наладить контакт. Иначе они проиграют.
Структура компании сильно меняется. Например, небольшая компания сливается с корпорацией и три подразделения объединили в одно: друг друга не знает, бывшие руководители стали подчиненными, в команде появляются новые роли. В таком случае может помочь тимбилдинг, который поможет адаптировать сотрудников к новым условиями.
Чтобы такой тимбилдинг помог адаптировать команду к изменениям, нужно формировать команды такими, какими они стали в компании после изменений. Например, если раньше у разработчиков был руководитель Семен, а теперь вместо него Петр, надо сделать Петра командиром в пейнтболе. А если 10 дизайнеров раньше были в одном отделе, а теперь в разных, надо не давать им объединяться старым составом, а собрать команды из новых отделов.
Когда не нужен тимбилдинг
Тимбилдинг — хороший инструмент для работы с командой. Но если применить его не к месту, он ничем не поможет. Например, тимбилдинг не поможет, в таких ситуациях:
Нет командной работы. В некоторых командах люди редко общаются друг с другом по работе, потому что они делают задачи в одиночку. В таких случаях тимбилдинг ничем не поможет — он не для одиночек.
Нет командной работы | Есть командная работа |
---|---|
Мерчандайзеры в основном работают одни: они выкладывают продукты в магазинах, проводят инвентаризацию на складе и следят за тем, чтобы товары не кончались на полках. Изредка они общаются с администрацией магазина, чтобы предупредить, что печенье кончается и надо бы его закупить. Мерчандайзерам почти не надо ни с кем взаимодействовать, чтобы справляться с работой | Врачи скорой помощи работают сообща: когда с пациентами не так, один готовит обезболивающие, другой — дефибриллятор, третий следит за состоянием человека. Пациент может умереть, если врачи будут медлить. Таким врачам нужно постоянно взаимодействовать между собой, чтобы справляться с работой |
Сотрудники сильно устают. Врачи, журналисты, руководители, кадровики часто испытывают стресс на работе и сильно устают. В итоге результат работы может не соответствовать ожиданиям руководства. Уставшая команда — это не повод проводить тимбилдинги: уставший человек хочет спать и восстанавливать силы, а не бегать по лабиринтам.
Уставшая команда — это повод задуматься, что не так в процессе. Может быть, руководители не дают точных сроков для задач и всегда говорят, что они срочные. В такой ситуации сотрудники могут переработать: не все задачи можно сделать быстро. Тогда можно сделать так, чтобы руководители договаривались с сотрудниками о точных сроках и грамотнее подходили к планированию нагрузки, а не сбрасывали на них все задачи с пометкой ASAP. Другой вариант — нанять еще людей, если задач стало так много, что команде уже просто не хватает рук.
Сотрудники работают посредственно. Представим, что в компании сотрудники решают задачи неохотно, выдают посредственные результаты и приходят, чтобы дождаться конца рабочего дня. Такую проблему решить одним тимбилдингом не получится.
Сначала нужно выяснить, почему сотрудники стали работать плохо. Для этого можно провести анонимный опрос, поговорить с руководителями и волнующими сотрудниками. Дальше все зависит от ситуации. Возможно, нужно улучшить процессы, уволить, поднять зарплату, перестать давать задачи, которые он не должен решать. А уже затем, может быть, проводить тимбилдинги.
В компании текучка. Если из компании часто уходят сотрудники, а на их места приходят новые, говорят, что в компании высокая текучка. Это не повод проводить тимбилдинги чаще: вряд ли они помогут сделать так, чтобы никто не уходил.
У сотрудников могут быть тысячи причин для ухода. Сначала нужно провести исследование, чего уходят люди. Им может не нравиться уровень зарплаты, добираться неудобно, задачи неинтересные, хотят другую позицию, руководитель слишком требовательный.
Один тимбилдинг вряд поможет сделать так, чтобы человеку вдруг стало удобно добираться до работы. Но он может помочь новым сотрудникам познакомится с коллегами и быстрее поладить, если проблема коллектива действительно в этом.
Как самостоятельно провести мероприятие по тимбилдингу
Тимбилдинг можно провести самому или делегировать это специалисту. Дальше поговорим о варианте со специалистом, а сейчас разберем, что нужно сделать, чтобы все устроить самостоятельно:
Определить цель и бюджет. Если бесцельно проводить тимбилдинги, это ни к чему не приведет. Другое дело, если у компании есть задача, которую могут решить тимбилдинги, например:
Когда определите цели тимбилдинга, нужно решить, сколько компания готова тратить на него. Возможно, при подсчете нужно учесть, сколько денег компании уходит проблем, которые вы собрались решать тимбилдингом. Например, можно рассчитать часовую ставку ссорящихся сотрудников и засечь, сколько часов уходит на личные конфликты, чтобы вообще понять целесообразность такого мероприятия.
От бюджета будет зависеть формат, сценарий и ведущий.
Узнать предпочтения сотрудников. Хороший тимбилдинг — это когда сценарий и формат вписываются в предпочтения сотрудников. Чтобы выбрать формат и разработать сценарий, нужно провести опрос среди сотрудников. Если не спросить, есть шанс проколоться.
❌ Кадровик Леша придумывал формат тимбилдинга для отдела бухгалтеров. Леша решил, что раз в отделе в основном женщины за 50, они не готовы играть в футбол, пейнтбол или перетягивать канат. В итоге он отправил их в «комнату побега», но там им было скучно. Когда Леша собирал обратную связь, он с удивлением узнал, что бухгалтеры хотели более активного.
❌ В другой день Леша придумал формат тимбилдинга для другого отдела. Решил, пусть будет формат «лабиринт с проводником». Отдел делится на команды и выбирает главаря. Главарь завязывает глаза своей команде и за руку ведет каждого по полосе препятствий из пункта «А» в пункт «Б». Кто быстрее переведет команду на другую сторону, тот и победил. Когда Леша собирал обратную связь, он с удивлением узнал, что многие сотрудники не любят, когда их трогают коллеги.
Чтобы опросить коллег, можно создать анонимный опрос в Google Формах, оставить там вопросы и отправить ссылку на него в чат коллег. Собрали главное, что нужно спросить:
Сотрудники могут медлить с заполнением опроса, если в нем можно дать только открытые ответы. Чтобы ускорить процесс, можно добавить готовые варианты ответов для выбора галками. Например, перечислить популярные виды командного спорта в вопросе о нем.
Когда получите ответы, можно придумать несколько форматов тимбилдинга и попросить сотрудников проголосовать, какой им понравится больше.
Выбрать формат. Важно, чтобы формат подходит под предпочтения сотрудников. Иначе они не придут или тимбилдинг не решит своей задачи.
Формат «в офисе» подойдет, если бюджет сильно ограничен. В офисе не поиграешь футбол, но можно придумать свою «комнату побега», проводить игровые переговоры, делиться на команды и состязаться в викторине по профессиональным темам или придумывать логотипы на время.
Выездной формат подходит, когда важно сменить обстановку. За пределами офиса можно делать все что угодно: играть в баскетбол, устроить соревнования по лазертагу, организовать корпоративную регату на яхтах, пройти веревочный курс или сплавляться по местной речке.
Разработать сценарий. Сценарий должен вписываться в предпочтения сотрудников и помогать решать задачу тимбилдинга, которую вы поставили.
❌ Сценарий не решает задачу | ✅ Сценарий решает задачу |
---|---|
Чтобы коллеги начали ладить друг с другом, мы разработали такой сценарий: каждому сотруднику за два часа нужно сверстать лендинг, написать к нему текст и разработать иллюстрации. Кто успеет сделать хороший лендинг, тот и победил | Чтобы коллеги начали ладить друг с другом, мы разработали такой сценарий: сотрудники делятся на команды по 3—5 человек, чтобы за два часа сверстать лендинг, написать к нему текст и разработать иллюстрации. Какая команда успеет сделать хороший лендинг, та и победила |
Выбрать ведущего. Ведущий — это человек, который объясняет правила мероприятия и следит за тем, чтобы их не нарушали, но всем было весело. Если ведущего не будет, может начаться хаос.
❌ Никто не следит за тимбилдингом | ✅ Ведущий следит |
---|---|
Сотрудники играют в футбол. Нападающий нечаянно задел мяч рукой прямо перед воротами соперника. Нападающий отрицает, что нарушил правила. Вратарь, который все видел, стоит на своем. Начинается конфликт | Сотрудники играют в футбол. Нападающий играет рукой прямо перед вратарем и отрицает это. Ведущий все видел и назначает штрафной в пользу команды вратаря |
Если нет бюджета на ведущего, им может быть из сотрудников, например кадровик или маркетолог. Если бюджет есть, можно нанять специалиста по тимбилдингу.
Выбрать подходящее время. О времени и дате лучше узнавать у сотрудников во время опроса. Если не спросить, можно проколоться. Один коллектив может расстроиться, если тимбилдинг будет посреди рабочей недели, а другой коллектив этому только обрадуется.
Организовать мероприятие. Организация — ответственная часть тимбилдинга. Если компания проводит мероприятие на природе, важно накормить сотрудников как следует, позаботиться, чтобы на площадке была питьевая вода, не было слишком жарко или, наоборот, холодно.
Чтобы программа тимбилдинга прошла гладко, нужно все учесть заранее. Собрали вопросы, на которые нужно ответить перед тем, как начать организовывать тимбилдинг:
Собрать обратную связь. Чтобы следующий тимбилдинг прошел гладко, спросите у сотрудников, как все прошло. Сотрудники не будут стесняться, если провести анонимный опрос в Google Формах. Вот что можно спросить:
Хорошо организовать тимбилдинг — большой труд. Если у вас нет времени на это, поручите это специалисту.
Как найти специалиста по тимбилдингу
Выездной тимбилдинг — большая задача. Кадровик может не справиться, если у него никогда не было такого опыта или он завален своими задачами. Если есть бюджет, лучше всего найти специалиста по тимбилдингу. Вот что он может уметь:
Можно начать поиски специалиста по тимбилдингу через знакомых или в интернете. Поспрашивайте знакомых, кто им проводит тимбилдинги и готовы ли они рекомендовать специалиста или компанию. Если никто не знает таких, вбейте в поисковик или соцсети «заказать тимбилдинг» и укажите название региона.
Изучите, насколько предложения, кейсы и отзывы специалиста или компании подходят под вашу задачу. Если специалист уже проводил тимбилдинги для компаний вашего типа и отзывы об этом положительные, значит, у него можно попробовать заказать то же самое. Если ничего под вашу задачу не подходит, поищите другого специалиста или компанию.
Если выбрали специалиста или компанию, созвонитесь и обратите внимание в разговоре, вникает ли на той стороне в вашу задачу или сразу спрашивает про детали.
Если специалист вникает в задачу, это значит, что он понимает нюансы и может предложить подходящее решение. Если не вникает, значит, он пока не знает, как предпочтения сотрудников и тип компании влияют на результат. Тогда есть риск, что его тимбилдинг никак компании не поможет.
Главное о тимбилдингах
Сервисы для массовых выплат
Поможем организовать выплаты для сотрудников и фрилансеров:
Сейчас читают
Стили руководства: какой выбрать
Стиль руководства — это способ управления командой. Если правильно его подобрать, то скорость и качество работы сотрудников повысятся, а руководителю будет легче достигать целей бизнеса
Что подарить сотрудникам на Новый год
В статье — 30 идей для новогодних подарков
LTV: что особенного в этой метрике и почему нужно за ней следить
LTV — это долгосрочная прибыль от клиента. Помогает увидеть, какие клиенты приносят больше всего денег компании
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания