Technology что за предмет
6 отличий «технологии» от «труда»
Часто, глядя на школьное расписание, родители с сожалением констатируют, что из него исчезли такие предметы, как труд, астрономия, чистописание, а вместо них появились какие-то непонятные уроки по технологии, финансовой грамотности и основам религиозных культур. «О!» вместе с центром художественно-эстетического и физического образования «Просвещение» запускает серию материалов, посвященных современным школьным предметам. Чему на этих уроках учатся наши дети? Где им пригодятся полученные навыки? Чем современный подход к преподаванию отличается от системы обучения ХХ века? Давайте разбираться вместе.
Предмет «технология» появился в расписании у школьников на замену «труду». Правда, со сменой названия особенных корректировок в учебном плане не произошло, ученики на этих уроках делали всё то же самое, что и раньше: чертили, вырезали, лепили и клеили. Однако сейчас различия найти всё же можно.
Разные цели
Цель уроков труда в начальной школе — научить детей работать руками, для этого школьники с учителем делали поделки из пластилина, бумаги, картона, ткани, шишек и других материалов. Цель уроков технологии в начальной школе — не сделать поделку, а научить детей общим принципам создания изделия. В процессе работы они поймут, что любое изделие независимо от материала изготавливается по плану, что перед началом работы нужно разложить на столе материалы и инструменты, чтобы легко было найти нужное.
Технология предполагает работу с компьютером
Компьютеры — одно из вспомогательных средств для освоения технологии. Они помогают найти информацию, создать эскиз и построить чертёж будущего изделия. Очень важная для любого младшего школьника задача: освоить приемы работы с компьютером, научиться искать информацию в разных источниках, в том числе в интернете. Этому ребят обучают как раз на уроках технологии.
Дети учатся делать реальные опыты и эксперименты
В начале обучения детям важно научиться работать с ножницами, карандашом и линейкой, циркулем и другими инструментами, узнать о свойствах разных материалов.
Кстати, прежде чем сделать вывод о свойствах тканей, бумаги, картона или природных материалов, дети с ними экспериментируют. Что легче согнуть — картон или бумагу? Что будет с бумагой и с тканью, если их смять? Как соединить природные материалы? Если ребята попробуют всё это проделать сами, они легче и быстрее усвоят теоретический материал. Теория помогает и в практической деятельности: когда дети знают, что такое пластилин, картон, бумага, натуральные и синтетические ткани, какие у них свойства и как эти свойства можно использовать в работе, им легче придумывать собственные изделия.
Милые вещи из старой доброй советской школы — человечков из желудей, машинки из картона, вышитые салфетки — дети будут изготавливать и на уроках технологии, ведь общие принципы создания изделий школьники изучают на конкретных примерах. Причём эти примеры подобраны не бессистемно, а подчинены общей логике курса.
На уроках проходит ранняя профориентация
Во всех учебниках технологии есть рассказы о профессиях. Например, в учебниках по «Технологии» и дети вместе с мастером-Бобром путешествуют по мастерским — пластилиновой, бумажной, текстильной, природной. Знакомятся с работой скульптора, дизайнера, модельера, кондитера и других специалистов. А из учебника «Технология» ученики узнают о том, как люди работают в сельском хозяйстве и в промышленности, строят дома, готовят вкусные торты и пирожные, шьют одежду, делают город красивым и удобным для жизни, добывают полезные ископаемые, возят грузы. Они видят, как работает техника в быту и на производстве, ставят опыты по очистке воды, использованию силы ветра, проращиванию семян. Все изделия, которые ученики изготавливают, не только дают им необходимые технологические умения, но и помогают в игровой форме изучать другой школьный предмет — «Окружающий мир».
Полученные знания можно применить на практике
Технология — единственный школьный предмет, который помогает ученикам на практике применить знания, полученные на других уроках. Чтобы выполнить чертёж, нужно правильно отмерить длину и ширину, а для этого надо знать математику. Знания о материалах, производстве, народных промыслах не только помогут в изготовлении изделий, но и пригодятся на уроках окружающего мира. При подготовке к защите проекта ученики используют знания, полученные на уроках русского языка, чтобы грамотно построить выступление.
Ещё больше возможностей у уроков технологии в основной школе. Ученики могут обсудить растениеводство и животноводство — а это биология. Когда они изучают свойства материалов, они на практике применяют знания по физике и химии. Алгебра и геометрия помогают им с расчётами и графическими построениями. И все эти знания лучше усваиваются именно потому, что ребята применяют их на практике! Они видят не сухие факты из учебников, а технологии, которые реально меняют мир — здесь и сейчас.
Школьники получают навыки ХХI века
Уроки технологии помогают ребёнку адаптироваться к меняющемуся миру. Они дают ему информацию о современных технологиях и профессиях, показывают, как на практике применить знания по другим школьным предметам, учат думать своей головой, а не быть просто исполнителем, который работает по готовому плану. А ещё подсказывают, как решать постоянно усложняющиеся технические и технологические задачи, и в конечном итоге помогают приобрести те знания и навыки, которые понадобятся будущему профессионалу в его карьере.
3D-принтер в руки
Нет, в начальной школе останется и работа с бумагой, тканью, природными материалами. Но обязательно добавятся основы программирования. А с пятого по девятый класс школьники будут каждый год знакомиться с 3-4 профессиями. «Трогать их» на практике.
Так школьники познакомятся с промышленным дизайном, технологиями цифрового моделирования и производства, нанотехнологиями, робототехникой, электротехникой и электроэнергетикой, биотехнологиями, обработкой пищевых продуктов, «умным домом» и «интернетом вещей». Причем уроки будут проходить и в школе, и на базе колледжей, техникумов, детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества. Даже традиционные учебно-производственные комбинаты могут вернуться. Но в современном варианте.
Малые города и села тоже будут включаться: 16 тысяч школ получат новое оборудование. А до самых дальних уголков будут курсировать 340 мобильных «Кванториумов». Это передвижные трейлеры с самой технологичной и интересной для ребят начинкой.
Звучит, конечно, все это сейчас, может, и несколько фантастично. Но факт остается фактом: в рамках нацпроекта «Образование» на «Современную школу» планируется потратить 253 млрд рублей. Более 70 процентов школьников должны быть вовлечены в систему профориентации и наставничества. И ее центральным звеном станет именно предмет «Технология».
Ольга Васильева, министр просвещения:
Владимир Семенихин, автор пособия для учителей «Изготовление инструментов в школьных мастерских»
ТЕХНОЛОГИЯ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ.
Важность привития молодёжи технологической культуры в настоящее время признаётся во всём мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (международный проект по научной и технологической грамотности для всех). В связи с этим в базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений России включена новая образовательная область «Технология».
Структурная модель обучения включает в себя базовое (инвариантивное) содержание и дополнительные курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки. Под базовым содержанием понимается минимальный объём знаний и умений, которые должны быть сформированы у всех учащихся общеобразовательных учебных заведений. Углублённое изучение разделов «Технологии» и профессиональная подготовка школьников могут осуществляться в рамках часов вариативной и факультативной частей учебного плана.
Школьные предметы предоставляют обычно множество разных проб для выяснения учениками своих способностей и желаний заниматься тем или иным видом деятельности, изучать или не изучать углублённо ту или иную область знания. Пробы, предоставляемые в предметной области «Технология», по замыслу имеют интегративный межпредметный характер. А само содержание предмета «Технология», входит в противоречие с традиционными уроками «труда».
Прежде всего, такие уроки должны информировать школьников минимум по трём направлениям:
*Труд человека в производстве (обработка основных материалов; технологические свойства материалов; инструменты и приспособления; основные трудовые операции; организация производства; сбыт и продажа продукции; рынок товаров; художественное конструирование изделий промышленности; обеспечение безопасности труда; экология производства; производственные кадры и др.).
*Труд человека в непроизводственной сфере (образование; культура; искусство; ремёсла; основное производственное оборудование; технологические процессы в основных областях деятельности здравоохранение; жилищное хозяйство; бытовое обслуживание населения; обеспечение безопасности труда; предпринимательская деятельность и др.).
*Труд человека в быту (эксплуатация и ремонт жилища; домашняя экономика; дизайн и обеспечение комфорта в доме; приготовление пищи; уход за больными, детьми и престарелыми; уход за домашними животными и цветами; трудовые обязанности членов семьи; художественное конструирование домашних изделий и интерьеров; обеспечение безопасности труда в семье; экология семейного хозяйства и др.).
Технология как учебный предмет является совершенно уникальным образованием. Если школьные общеобразовательные дисциплины, как правило, опираются на базовые науки, излагающие их основы, то всякий труд конкретен. В связи с этим невозможно научить некоему абстрактному труду и тем более нескольким разным направлениям трудовой деятельности, предусмотренным школьными программами. Да и в этом ли должна состоять цель трудового обучения?
Жизнь заставляет пересмотреть некоторые концептуальные положения теории трудовой подготовки в школе. Нельзя отрицать, что многое из того, чем руководствовались педагоги в процессе реализации идеи трудового, политехнического образования в средней школе, сегодня кажется не столь непреложным и незыблемым. Школьника нужно рассматривать в первую очередь как личность, а личность реализуется в разных видах творческой деятельности, в том числе и трудовой.
В течение всего периода обучения технологии в российской школе каждый учащийся, в соответствии с программой, должен выполнить 10 проектов, по одному проекту в год, начиная со 2 класса. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности.
Само понятие «технология», введённое в название нового учебного предмета, несёт совершенно иное содержание, чем прежде (представление о способах получения и преобразования сырья, материалов и т. д.). Современное применение понятия «технология» охватывает как материальный, так и социальный, духовный аспекты человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Авторы «Концепции формирования технологической культуры молодёжи в общеобразовательной школе» (П. Р. Атутов, О. А. Кожина, В. П. Овечкин, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев) определяют технологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, окружающей среды. Изучение средств и методов этих преобразований направлено, в конечном счёте, на развитие личности, её преобразующего мышления.
Образовательная область «Технология» вносит целый ряд принципиальных новаций: 1. «Технология» как образовательная область синтезирует знания математики, физики, химии, биологии, других научных дисциплин. Но они, эти знания, рассматриваются как фактор развития промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и других сфер деятельности человека. 2. Одной из задач обучения становится формирование творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. При этом возможно, впервые в истории отечественной школы, прямо говорится, что эта задача перекладывается на самих школьников. 3. Когда ученик начинает понимать, где, как и почему используемые им знания составляют требуемое целое, когда он ощущает способность понять, проанализировать и интерпретировать факты в области экономики и производства у него появляются качества активного участника процесса познания. 4. Принципиален подход к системе обучения: не узкопредметный, а интегративно ориентированный, проектно-созидательный. При этом включение учащихся в процессы проектирования, конструирования и моделирования, реализации проекта с последующей оценкой достигнутого результата деятельности становится обязательным фактором взаимодействия учителя и учеников.
Таким образом, формирование технологической культуры предполагает сознательное овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Оно предусматривает изучение современных и перспективных энерго- и материалосберегающих, безотходных технологий, использование психологии общения и культуры человеческих отношений в повседневной деятельности, определение потребностей в конкретной продукции и возможностей её реализации. Тогда понятие «подготовка школьников к будущей самостоятельной трудовой жизни» приобретает требуемое наполнение и становится ясной стратегия единого образовательного пространства, её нацеленность.
Предмет «Технология» в системе обучения и воспитания подрастающего поколения
Происходящие экономические, политические и социальные преобразования в России требуют существенных изменений в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования.
За два десятилетия после формулировки этого определения представления о технологиях значительно расширились, понимание технологий вышло за рамки производственных процессов и органически связалось с непроизводственными сферами жизни.
Образовательная область «Технология» с 1 сентября 1993 года включена в инвариантную часть базового учебного плана общего образования в школах России. Она может оказать существенное влияние на сохранение и возрождение лучших традиций народной культуры, промыслов, мастерства, способствует дальнейшему экономическому и социальному прогрессу страны.
Современные тенденции общественного развития, ориентация системы образования на личностно сориентированную модель подготовки подрастающего поколения, влияющую на развитие конкретного ученика, переход к вариативному обучению по выбору, появление новых методик и технологий обучения и воспитания, социализация школы потребовали серьезного анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта работы в области технологического образования молодежи.
Мировой опыт ускорения научно-технического прогресса (США, Япония, Италия, Германия) показывает, что в последнее десятилетие спрос на неквалифицированный труд резко падает. Так, в США 90% профессий требуют образования выше среднего, в Японии 80% заняты в производстве со сложными технологиями в торговле, образовании, банковском деле, спорте и т.д. Эта тенденция характерна и для других высокоразвитых стран мира. Рост квалификации специалистов с высшим и средним специальным образованием, связанный с внедрением в производство новой техники и технологий потребовал модернизацию как содержания, так и учебного процесса профессионального образования.
В современном значении научно-технический прогресс предстает как процесс освоения обществом открываемых естественными науками все новых законов и сил природы, все новых возможностей их использования путем превращения завоеваний науки с помощью создаваемых и непрерывно совершенствуемых машин, механизмов, приборов, приспособлений в органы общественной практики вообще и непосредственно в производительную силу в частности.
Сущность научно-технического процесса состоит в том, что он несет с собой качественные перемены в технологии производства, энергетике, орудиях и предметах труда, в организации управления, в характере трудовой деятельности людей. Он оказывает глубокое влияние и на облик работника, способствуя повышению образованности и культуры, расширению научно-технического кругозора. Характерной чертой нашего времени является все более интенсивное превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Темпы роста экономики во все большей степени зависят от темпов научных исследований и внедрения их результатов в производство.
В связи с коренными изменениями, бурно протекающими во всех сферах жизни нашего общества, необходимо решать педагогические, дидактические и технологические задачи всех уровней образования молодежи в рамках страны. Новые социальные условия заставляют школу быть гибкой, динамичной, чуждой всякого шаблона и застоя. Решить эти новые задачи возможно ведя поиск новых педагогических технологий.
Изучение предмета «Технология» «. позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения и обеспечить интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие учащихся и их адаптацию к современным социально-экономическим условиям».
«Главной целью нового учебного предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни.
Это предполагает: средствами предмета «Технология» формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей до реализации продукции».
Благополучие человека немыслимо без создания материальных и духовных благ, производства промышленной продукции и продуктов питания. В этом отношении мы далеко отстали от развитых стран мира. Наше производство и раньше имело низкие темпы роста, многие предприятия были низкорентабельными и убыточными. Сложившееся и устаревшее производство усугубляло экологическую обстановку на планете. Нерационально использовались земля, материальные ресурсы и сырье, в частности с большими и вредными отходами производства, загрязнением почв, водоемов, атмосферы. Грамотное решение этих общечеловеческих и других проблем невозможно без основательного технологического образования подрастающего поколения.
Важность развития технического мышления, технологической культуры молодежи признается сейчас во всем мире, проблемами обучения молодежи в рамках технологической культуры ЮНЕСКО занимается с 1950 года.
Сегодня в российском образовании усиливается внимание к дисциплинам практического цикла. Связано это с изменениями в структуре современного научного знания. На инженерные дисциплины смотрят теперь как на прикладные в цикле общего образования. Почему изменилось место технических дисциплин в общем образовании? Объясняется это тем, что технические науки занимаются исследованием всех видов практической деятельности человека.
Появление интегративного курса «Технология» вызвало существенные изменения в учебных планах общеобразовательных школ. Он нашел широкую поддержку даже при существующем консерватизме ряда педагогов, работающих по старым методикам.
Преподавание предмета «Технология» уже освоено школами западных стран. Изучен опыт работы, например, английских технологических школ. Однако ученые-педагоги России склонны к созданию своих технологических школ, на своей национальной основе, на базе разработок отечественных ученых и имеющегося опыта трудовой подготовки молодежи.
По мнению П. Р. Атутова «содержательная и процессуальная стороны «Технологии» как предметной области трудовой подготовки учащихся совпадают в значительной мере с реализацией политехнического образования в школе, которое включает в себя «Технологию» как один из важных элементов его содержания».
Технология в широком ее понятии может быть не связана с техникой. Теория и практика рождают новые технологии, охватывающие все сферы деятельности. Курс «Технологии» предназначен как для использования показа научных данных в сфере производства, так и для гуманитарных предметов по производству духовных ценностей. Новый предмет «Технология» вводится в эпоху всемирной технологической революции. Технологическая подготовка базируется на предметах общеобразовательной подготовки и должна пронизывать всю учебную и трудовую деятельность учащихся.
Технология определяется как совокупность процессов, знаний и умений, а также навыков по производству материальных и духовных ценностей. Технология в школе рассматривается как учебно-трудовая, преобразующая деятельность учащихся на научной основе, наука о способах обработки различных материалов.
Технология, как наука о преобразовании материи, энергии, информации по замыслам человека, определяет следующие задачи для школы: формирование технологической культуры; развитие творческих способностей; овладение умениями и навыками обработки материалов; формирование политехнических знаний и умений; воспитание трудолюбия как важнейшей нравственной ценности человека.
Симоненко В.Д. определяет концепцию «Технологии» как предметной области, способствующей решению следующих задач школы: политехнического образования; развития творческого мышления учащихся; воспитания школьников; формирования предприимчивости, деловитости, экономности; физического развития и здорового образа жизни; расширения гуманитарного кругозора; гуманизации образования; подготовки учащихся к профессиональному самоопределению; осуществления образования на разносторонней научной основе.
Предмет «Технология» позволяет синтезировать познавательную и предметно-преобразовательную деятельность, учащиеся могут на более реальной основе получить знания, умения и навыки о воздействии человека на материальный мир, постичь единую логическую систему взаимодействия человека с природой, с материальным миром.
Проблемная направленность обучения в процессе выполнения проектов (обучение поиску проблем, изучение потребностей и спроса, установление оптимального варианта решения проблемы), должна ориентироваться на творческий подход к действительности, интеграцию содержания образования на основе комплексного подхода к трудовой деятельности.
В процессе изучения «Технологии» учащиеся должны уметь осуществлять разработку проекта (учащиеся должны быть способны воспроизвести весь процесс проектирования: от идеи до разработки реальных выполнимых предложений и оформления самого проекта); планировать предстоящую работу и изготавливать изделия (учащиеся должны быть способны изготавливать объекты, системы и элементы окружающей среды, разрабатывать план деятельности); давать оценку результатам своей деятельности (учащиеся должны быть способны оценить свою деятельность).
Интеграция предметов в «Технологии» должна способствовать формированию целостных представлений о технологической картине мира, выработке единой логики изучения учебного материала, устранению ненужных повторений, сокращению общих затрат времени, созданию единой методической системы, обеспечивающей экономию материалов, средств, уменьшения нагрузки преподавателей, повышения качества подготовки выпускников учебных заведений.
Таким образом, коренное изменение содержания образования касается введения новых педагогических и информационных технологий. Весь мир под эгидой ЮНЕСКО заявил, что XXI век будет характерен новыми педагогическими и информационными технологиями.
Задачи предметной области «Технология» по ФГОС НОО
Урок технологии в начальной школе является неотъемлемой частью процесса обучения младших школьников. К нему предъявляются те же требования, как и к другим современным урокам: учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, осуществление деятельностного подхода, результат урока должен быть направлен на приобретение детьми универсальных учебных действий. При этом предмет «технология» имеет свои особенности и специфические отличия от других предметных областей, на которые хотелось бы обратить ваше внимание с учётом задач и результатов, описанных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).
Стандарт предлагает основные задачи реализации содержания предметных областей, в том числе и к технологии:
формирование опыта как основы обучения и познания
Опыт представляет собой практически усвоенные знания, навыки и умения, которые можно получить в результате активного практического взаимодействия с внешним миром. На уроках технологии происходит активное взаимодействие как в познавательной, так и технико-технологической области. Данный накопленный опыт находит своё отражение в преобразующей творческой деятельности.
осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов
Данная задача предполагает работу с различными видами информации (её поиском, анализом, систематизацией), учащиеся приобретают различные знания, умения в области ручного труда, учатся выявлять проблемы и решать их.
Также на уроках технологии эффективно осуществляются межпредметные связи, в т. ч. со следующими предметами:
— математика (расчёты, построение форм, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
— русский язык (обогащение словарного запаса, развитие устной речи);
— литературное чтение (работа с текстами, стихи, рассказы, басни);
— изобразительное искусство (построение композиции, декоративно-прикладное искусство, дизайн);
— окружающий мир (изготовление природных объектов, их анализ, использование природных материалов).
формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности
Реализация данной задачи решается посредствам овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями, а также вовлечением в проектную деятельность. Учитель учит применять разнообразные способы и методы изготовления изделий, планировать учебные действия, оценивать, контролировать их результат.
Помимо задач, которые прописаны во ФГОС НОО, стандарт предъявляет требования к результатам освоения программы. Требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Важно отметить, что неотъемлемой частью, ядром нового стандарта, становятся универсальные учебные действия (УУД). Их сформированность у ребёнка подразумевает его умение учиться самостоятельно, развитие способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована внутренняя позиция ребёнка. В данной позиции возникает три составляющих: самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация.
Результаты в сфере личностных универсальных действий на уроке технологии могут быть достигнуты, например, за счёт привлечения учащихся в проектную деятельность, где утверждается собственная позиция ребёнка по поводу выбора вида деятельности: он будет выполнять ручную работу или будет проводить исследование или руководить группой. Также, во время выполнения работы в группе, формируется умение следовать в поведении нравственным нормам (обсуждение спорных вопросов, поиск решений поставленной проблемы).
Особо хотелось бы отметить такой аспект, как смыслообразование. Здесь устанавливается связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Учащиеся должны задаться вопросом: какое значение (смысл) имеет для меня учение? И здесь, в первую очередь, рассматривается вопрос значения труда, социальное значение профессий, профессиональный труд.
Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира. Познание происходит через самостоятельный процесс работы с информацией (поиск, исследование, систематизация, обобщение, использование полученной информации). К познавательным УУД относят общеучебные, логические и постановку и решение проблемы.
На уроках технологии учащимся предлагается структурировать информацию в таблицу, схему, проанализировать, выделить необходимую информацию, используются схемы, символы, знаки. Для достижения результатов в области логических универсальных действий проходит анализ объектов с целью выявления признаков, конструктивных особенностей; синтез, учащиеся формулируют выводы (рассмотрели, как сделать, сделаем вывод, на что обратить внимание, какие опасные операции встретятся в работе и т.д.). Постановка и решение проблемы предполагает формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем как творческого, так и поискового характера.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности (целеполагание, планирование, контроль, сравнение, коррекция, оценка, саморегуляция).
Данные результаты достижимы в условиях технологического процесса работы над изделием. В начале это постановка цели (для чего будем изготавливать изделие, с какой целью, чему должны научиться), составление плана практической деятельности под руководством учителя, а затем может быть предложена самостоятельная работа. Во время самостоятельной практической работы проходит контроль – учащиеся сравнивают свою работу с эталоном, примером и затем корректируют свои действия, исправляют ошибки, вносят дополнения, оценивают свою работу, а также оценивают свои знания, умения — осознают, над чем необходимо потрудиться, что учесть при выполнении подобных операций в будущих работах.
Во время трудовой деятельности некоторым детям может быть сложно выполнять какие-то операции, они начинают расстраиваться, переживать, могут забросить работу, и здесь может помочь учитель — подбодрить словом, посоветовать, вернуть уверенность в себя, чтобы у ребёнка появился мотив, желание мобилизоваться.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать, вступать в диалог, строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и со взрослыми. Учащиеся стараются грамотно формулировать вопросы и ответы на них, коммуникативное развитие активно происходит на этапе коллективного обсуждения проблем, диалога, дети учатся учитывать мнения других, отстаивать свою точку зрения.
В Федеральном стандарте предъявляются требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Результаты прописаны с учетом специфики содержания каждой предметной области, в том числе и для технологии (например, значение труда, операции, приемы по обработке материала, работа в группах, парах и т.д.).
Урок технологии является важным средством развития личности младших школьников, даёт возможность для формирования универсальных учебных действий, причём формирование происходит в предметно-преобразующей деятельности, где учащиеся получают опыт творческой деятельности, проявления инициативы, реализации собственных замыслов, организации совместной продуктивной деятельности.
Использованная литература
Шипилова Надежда Владимировна
Преподаватель высшей категории, методист