техники чтения какие бывают
Диагностика чтения (способа, темпа, понимания и выразительности)
Обучение чтению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (от 5-6 до 10 лет). Диагностика чтения (способа, темпа, понимания и выразительности).
Для того чтобы определить характер трудностей у вашего ребенка, выделим компоненты навыка чтения, которые отражают его успешность или неуспешность.
Способ чтения.
Ребенок в ходе освоения навыков чтения проходит несколько этапов.
Темп чтения.
Темп чтения напрямую зависит от той «ступени», на которой в данный момент находится ваш малыш. Чем менее совершенен способ чтения, тем медленнее читают дети. Для тех, кто стоит на первых ступеньках, чтение представляет наибольшую трудность. Поэтому низкая скорость чтения для них естественна. Скорость показывает не только умение ребенка читать отдельные слова, но и то, насколько ребенок понимает смысл прочитанного: чем выше скорость, тем выше уровень понимания. Существуют определенные нормативы скорости чтения для школьников.
— К концу первого полугодия первого класса каждый ребенок должен владеть, как минимум, плавным слоговым чтением со скоростью 30-35 слов в минуту.
Понимание, способ, правильность.
Выразительность чтения.
Однако и на ранних этапах обучения можно и нужно обращать внимание на то, насколько эмоционально ребенок читает. На начальном этапе освоения техники чтения нужно следить за громким и внятным произношением, поначалу бессмысленно требовать большего. Однако постепенно задача будет усложняться: нужно будет помочь ребенку найти нужные интонации, правильно использовать паузы, расставлять логические ударения. Справиться с этой непростой задачей помогут знаки препинания.
Требования школьной программы к выразительности:
— К концу первого класса ученик должен уметь соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого, и паузы, диктуемые знаками препинания в предложениях.
— К концу второго класса требуется соблюдение правильной интонации в конце предложения, а также соблюдение пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания. Кроме того, ребенок должен выделять при чтении слова, несущие большую смысловую нагрузку.
— К концу третьего класса выразительное чтение предполагает умение находить интонацию (темп, логическое ударение, паузы, тон), соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности.
Как определить способ чтения ребёнка?
Примечание для родителей.
Вы хотите определить, на каком этапе освоения навыка чтения находится ваш ребенок? В этом вам поможет следующее тестовое задание. Ниже приведены 3 текста, каждый из которых ориентирован на определенный способ чтения.
Текст №1 предназначен для детей, находящихся на этапе формирования послогового способа чтения.
Выберите тот текст, который, по вашему мнению, соответствует умениям ребенка и предложите ему прочитать его. Если в процессе чтения вы увидите, что выбранный вами текст слишком прост или, напротив, слишком труден для вашего ребенка, попробуйте усложнить/облегчить его задачу, выбрав другой текст из числа предложенных.
Текст 1. Лиса и волк (отрывок)
Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:
— Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой.
Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге.
Дед слез с воза, подошёл, а лисичка лежит, как мертвая.
— Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу.
Взял дед лису и положил её на воз, а сам пошёл вперёд.
(Русская народная сказка)
Подведем итоги нашего исследования.
Если для соотнесения буквы со звуком и складывания звуков в слог ребенку требуется время, паузы между слогами достаточно длинны и общий темп чтения очень медленный, значит, ваш ребёнок находится на этапе послогового чтения.
Рекомендации по совершенствованию навыка чтения:
2. Обратите внимание на то, с какими трудностями сталкивается ребенок. Возможно, они сугубо индивидуальны или, напротив, характерны для большинства детей, находящихся на этом этапе:
Переход от послогового чтения к чтению целым словом.
Рекомендации по совершенствованию навыка чтения:
1. Если ваш ребенок находится на этом этапе, переходите к работе по конспектам занятий 6- 10 (раздел «Работа на этапе чтения слогами и целым словом»). При этом помните, что скорость и объем чтения надо наращивать постепенно, учитывая возможности ребенка, чтобы потом не пришлось исправлять ставшие привычными ошибки.
2. Обратите внимание на те сложности, которые могут возникнуть или уже возникли у вашего ребенка на этом этапе. Сравните их с наиболее распространенными:
— ребенок неправильно догадывается о следующем слове, отличается низким уровнем развития смысловой догадки.
— «излишняя торопливость», быстрый темп чтения, при котором страдает и правильность, и понимание, и выразительность.
Если же от ребенка слишком рано начинают требовать обязательного чтения целыми словами, он может выработать у себя навык так называемого «чтения двойным способом»: темп становится чрезвычайно медленным, так как каждое слово сначала по слогам составляется в уме и лишь потом произносится вслух. Ребенок продолжает читать орфографическим способом.
Этап чтения целым словом.
На этом этапе послоговое чтение некоторых слов может быть вызвано следующими трудностями:
Рассмотрим эти трудности поподробнее на примере конкретных слов из текста №3. В нем есть:
1. Слова, смысл которых не совсем понятен ребенку: НАЕДИНЕ, ВЗБРЕДЕТ, ПРОЦЕДУР.
2. Слова, которые, в принципе, понятны, но редко употребляются в повседневной речи: ОБИТАТЕЛИ, ГОЛОВУШКУ, ЦЕЛЕБНЫМ.
4. Слова, содержащие четыре слога: ВЫТВОРЯЮТ, КУПАЮТСЯ, ЗАГОРАЮТ, ГОЛОВУШКУ, СЫРОЕЖКУ. Все эти трудности создают барьер и тормозят скорость чтения на этапе чтения целым словом.
Чего только не делают обитатели леса наедине. Вытворяют, что только в головушку взбредёт. Играют, поют, танцуют. А то купаются и загорают, как этот лягушонок. Нашёл сыроежку с дождевой водой и давай в ней плескаться, словно в тазу. А теперь сидит на краешке и загорает. Дышит целебным воздухом. После водных процедур принимает воздушные ванны. (По Н. Сладкову)
Рекомендации по совершенствованию навыка чтения.
Четыре техники чтения
Большинство из нас любит читать во время досуга, «смаковать» каждое слово. Однако часто важна и скорость чтения. Как и другие навыки (ораторское искусство, музыкальное образование), чтение тоже требует обучения и достижения мастерства для того, чтобы полностью пользоваться всеми его преимуществами.
Первым делом важно понять, чего вы хотите добиться от прочтения. Избегайте интенсивного чтения, если вам нужно просто просканировать книгу на предмет понимания общих вещей. И наоборот. Эта статья поможет разобраться в тонкостях.
Сканирование
Вероятно, вы используете этот метод чтения чаще, чем другие методы. Сканирование включает в себя просмотр только конкретной информации (например, ключевых слов, номеров, имен и так далее) при отбрасывании других деталей.
Вот три вещи, которые необходимо проработать перед сканированием:
Телефонные книги, панели меню и почтовые ящики для электронных писем имеют привычные макеты, поэтому их проще всего сканировать. Углубленные статьи и громадные романы, с другой стороны, самые сложные — особенно если они состоят из тонны текста и сложных слов.
Занимайтесь сканированием когда:
В общем, сканирование наиболее эффективно для материалов с заданным макетом (шаблоном), таких как газеты и телефонные книги. Это лучший способ использования, когда вам нужна конкретная информация, причем быстро.
Снятие сливок
Скимминг (снятие сливок) включает в себя чтение большого объема материала за меньшее время. В отличие от сканирования, сначала вам нужно получить основную идею материала, прежде чем искать определенные детали. Это лучше всего подходит для научно-исследовательских работ.
Как и при других методах чтения, вам необходимо установить следующие элементы, прежде чем скимминг можно будет назвать успешным:
Обратите внимание, что вы не сможете извлечь все важные идеи, используя этот метод. Применяйте его когда это необходимо. Например, не рекомендуется использовать скимминг, когда вы читаете и подписываете контракт.
Делайте скимминг когда:
Нужно просмотреть много информации в кратчайшие сроки? Пригодится скимминг. Помните: в некоторых особых случаях более эффективно пропускать некоторые части во время чтения, чтобы сэкономить время. Не останавливайтесь на ненужных данных.
Интенсивное чтение
Интенсивное чтение является наиболее трудоемким из всех методов чтения. Главная цель здесь — запомнить информацию надолго.
Этот метод рекомендуется филологам, так как он помогает по-настоящему понять смысл слов в контексте. Но он также отлично подходит для анализа отчетов и подробных исследований. При использовании в сочетании со скиммингом и сканированием, интенсивное чтение может расширить горизонты и помочь вам выделить и запомнить важную информацию.
Читайте интенсивно когда:
Если возможны различные интерпретации текста, тогда обязательно пользуйтесь интенсивным методом. Также запрашивайте источник для подтверждения. Многих проблем можно было бы избежать, если бы люди не ленились читать до конца и очень внимательно.
Экстенсивное чтение
Экстенсивное чтение сосредоточено на чтении для удовольствия. Вы выбираете свой собственный материал, свой темп, а также то, как вы будете интерпретировать содержание.
Эта стратегия отлично подходит не только для художественных работ, но и для улучшения письменных навыков и расширения словарного запаса. Это помогает развить в читателе:
Когда читать? Когда у вас есть свободное время и когда есть желание получить эстетическое удовольствие.
Техники чтения какие бывают
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Обучение чтению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (от 5-6 до 10 лет). Диагностика чтения (способа, темпа, понимания и выразительности).
Статья:
Для того чтобы определить характер трудностей у вашего ребенка, выделим компоненты навыка чтения, которые отражают его успешность или неуспешность.
Способ чтения.
Ребенок в ходе освоения навыков чтения проходит несколько этапов.
Темп чтения.
Темп чтения напрямую зависит от той «ступени», на которой в данный момент находится ваш малыш. Чем менее совершенен способ чтения, тем медленнее читают дети. Для тех, кто стоит на первых ступеньках, чтение представляет наибольшую трудность. Поэтому низкая скорость чтения для них естественна. Скорость показывает не только умение ребенка читать отдельные слова, но и то, насколько ребенок понимает смысл прочитанного: чем выше скорость, тем выше уровень понимания. Существуют определенные нормативы скорости чтения для школьников.
— К концу первого полугодия первого класса каждый ребенок должен владеть, как минимум, плавным слоговым чтением со скоростью 30-35 слов в минуту.
Понимание, способ, правильность.
Выразительность чтения.
Однако и на ранних этапах обучения можно и нужно обращать внимание на то, насколько эмоционально ребенок читает. На начальном этапе освоения техники чтения нужно следить за громким и внятным произношением, поначалу бессмысленно требовать большего. Однако постепенно задача будет усложняться: нужно будет помочь ребенку найти нужные интонации, правильно использовать паузы, расставлять логические ударения. Справиться с этой непростой задачей помогут знаки препинания.
Требования школьной программы к выразительности:
— К концу первого класса ученик должен уметь соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого, и паузы, диктуемые знаками препинания в предложениях.
— К концу второго класса требуется соблюдение правильной интонации в конце предложения, а также соблюдение пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания. Кроме того, ребенок должен выделять при чтении слова, несущие большую смысловую нагрузку.
— К концу третьего класса выразительное чтение предполагает умение находить интонацию (темп, логическое ударение, паузы, тон), соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности.
Как определить способ чтения ребёнка?
Примечание для родителей.
Вы хотите определить, на каком этапе освоения навыка чтения находится ваш ребенок? В этом вам поможет следующее тестовое задание. Ниже приведены 3 текста, каждый из которых ориентирован на определенный способ чтения.
Текст №1 предназначен для детей, находящихся на этапе формирования послогового способа чтения.
Выберите тот текст, который, по вашему мнению, соответствует умениям ребенка и предложите ему прочитать его. Если в процессе чтения вы увидите, что выбранный вами текст слишком прост или, напротив, слишком труден для вашего ребенка, попробуйте усложнить/облегчить его задачу, выбрав другой текст из числа предложенных.
Текст 1. Лиса и волк (отрывок)
Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:
— Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой.
Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге.
Дед слез с воза, подошёл, а лисичка лежит, как мертвая.
— Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу.
Взял дед лису и положил её на воз, а сам пошёл вперёд.
(Русская народная сказка)
Подведем итоги нашего исследования.
Если для соотнесения буквы со звуком и складывания звуков в слог ребенку требуется время, паузы между слогами достаточно длинны и общий темп чтения очень медленный, значит, ваш ребёнок находится на этапе послогового чтения.
Рекомендации по совершенствованию навыка чтения:
2. Обратите внимание на то, с какими трудностями сталкивается ребенок. Возможно, они сугубо индивидуальны или, напротив, характерны для большинства детей, находящихся на этом этапе:
Переход от послогового чтения к чтению целым словом.
Рекомендации по совершенствованию навыка чтения:
1. Если ваш ребенок находится на этом этапе, переходите к работе по конспектам занятий 6- 10 (раздел «Работа на этапе чтения слогами и целым словом»). При этом помните, что скорость и объем чтения надо наращивать постепенно, учитывая возможности ребенка, чтобы потом не пришлось исправлять ставшие привычными ошибки.
2. Обратите внимание на те сложности, которые могут возникнуть или уже возникли у вашего ребенка на этом этапе. Сравните их с наиболее распространенными:
— ребенок неправильно догадывается о следующем слове, отличается низким уровнем развития смысловой догадки.
— «излишняя торопливость», быстрый темп чтения, при котором страдает и правильность, и понимание, и выразительность.
Если же от ребенка слишком рано начинают требовать обязательного чтения целыми словами, он может выработать у себя навык так называемого «чтения двойным способом»: темп становится чрезвычайно медленным, так как каждое слово сначала по слогам составляется в уме и лишь потом произносится вслух. Ребенок продолжает читать орфографическим способом.
Этап чтения целым словом.
На этом этапе послоговое чтение некоторых слов может быть вызвано следующими трудностями:
Рассмотрим эти трудности поподробнее на примере конкретных слов из текста №3. В нем есть:
1. Слова, смысл которых не совсем понятен ребенку: НАЕДИНЕ, ВЗБРЕДЕТ, ПРОЦЕДУР.
2. Слова, которые, в принципе, понятны, но редко употребляются в повседневной речи: ОБИТАТЕЛИ, ГОЛОВУШКУ, ЦЕЛЕБНЫМ.
4. Слова, содержащие четыре слога: ВЫТВОРЯЮТ, КУПАЮТСЯ, ЗАГОРАЮТ, ГОЛОВУШКУ, СЫРОЕЖКУ. Все эти трудности создают барьер и тормозят скорость чтения на этапе чтения целым словом.
Чего только не делают обитатели леса наедине. Вытворяют, что только в головушку взбредёт. Играют, поют, танцуют. А то купаются и загорают, как этот лягушонок. Нашёл сыроежку с дождевой водой и давай в ней плескаться, словно в тазу. А теперь сидит на краешке и загорает. Дышит целебным воздухом. После водных процедур принимает воздушные ванны. (По Н. Сладкову)
Рекомендации по совершенствованию навыка чтения.
Топ-7 техник быстрого чтения
Знаете ли вы, что футбольные комментаторы из Испании, Италии и Португалии могут прочитать «Войну и миру» за 25 минут? А все потому, что они прошли наш короткий курс «Скорочтение» и расширенную программу «Быстрое чтение». Это, конечно же, шутка, однако и на самом деле внушающий старшеклассникам ужас своим объемом роман отнюдь не самый большой в мире художественной литературы. В общей совокупности 4 тома «Войны и мира» укладываются примерно в 1300 страниц [Л. Толстой, 2008].
В результате этот роман Льва Николаевича Толстого даже не входит в топ-10 самых длинных произведений мировой литературы [Dekatop, 2018]. И хорошо изученная и закрепленная на практике техника быстрого чтения позволит вам одолеть этот, безусловно, заслуживающий прочтения роман гораздо быстрее, чем вам казалось в старших классах.
Короче говоря, если вы до сих пор не ознакомились с данным образцом русской литературной классики, отложите это важное дело еще на пару месяцев, пока изучите курс «Скорочтение» и программу «Быстрое чтение». Когда вы сможете читать в 3-5 раз быстрее, чем сейчас, большие книги перестанут пугать вас своими объемами.
Зачем еще нужно читать быстро, кроме как компенсировать пробелы в школьной программе и «поглощать» максимальное количество книжных новинок? Давайте подумаем вместе.
Зачем и кому нужна техника быстрого чтения?
Первое и главное, на что наводит идея быстрого чтения, так это на колоссальную экономию времени. Особенно для тех, кто в силу своей деятельности вынужден обрабатывать большие массивы печатной информации. Если в вашем распоряжении будет техника быстрого чтения с высоким уровнем понимания и запоминания, в совокупности с навыками тайм-менеджмента это даст потрясающий результат.
Преимущества быстрого чтения:
Предполагаем, что последняя опция и бонус быстрого чтения – возможность раскрыть свой внутренний потенциал – требует пояснения. Понятие внутреннего потенциала достаточно многоаспектно. Это и багаж знаний человека, и его различные способности, и его умение распределять силы и энергию для выполнения различных задач.
Таким образом, научившись читать быстро, вы более быстрыми темпами пополняете багаж знаний, шлифуете умение собраться с мыслями и запомнить нужную информацию, обучаетесь правильно распределять силы и внимание, берясь за какую-либо новую задачу. Любая новая книга или статья, которую вы решили прочитать, это и есть новая для вас задача.
Или, как вариант, подзадача для достижения более крупной и важной цели, нежели просто эрудиция и начитанность. Так или иначе, способность быстрее переработать заданный массив информации или же освоить больше за короткий промежуток времени пригодится во многих сферах жизни. А есть и такие виды деятельности, где без навыков скорочтения либо никак, либо очень трудно.
Кому нужно читать быстро:
Итак, мы разобрались, кому и зачем нужно уметь читать быстро. Теперь осталось понять, как же этому научиться. Про наш короткий курс «Скорочтение» и расширенную программу «Быстрое чтение» вы уже знаете, однако первый шаг в направлении освоения техники быстрого чтения книг, статей и прочих материалов вы можете сделать самостоятельно. Для этого обязательно дочитайте нашу статью до конца, даже если это пока не получается сделать быстро.
Как научиться быстрому чтению?
Итак, как же научиться быстрому чтению? И, для начала, как выделить из бесконечного потока советов и рекомендаций по самостоятельному освоению скорочтения самое главное? Тем, кто хочет приступить к тренировкам прямо сейчас, можем порекомендовать подборку простых упражнений по развитию навыков быстрого чтения, и эти упражнения, безусловно, принесут вам пользу. Через какое-то время вы сможете читать чуть быстрее, чем сейчас, что сэкономит вам некоторое количество минут и часов уже в ближней перспективе.
Если же вы сторонник фундаментального подхода и с помощью чтения решаете рабочие задачи самого разного плана, вам поможет книга «Техника быстрого чтения» [О. Кузнецов, Л. Хромов, 1983]. Тут всего 186 страниц, которые вполне можно одолеть, даже если скорочтение – это пока не ваше. Отметим, что «Техника быстрого чтения» Кузнецова-Хромова является одним из наиболее ранних исследований прикладного характера по скорочтению в русскоязычном пространстве.
В последующие годы появились расширенные исследования и рекомендации в этой области. Например, «Техника быстрого чтения» [О. Андреев, 2011]. Книга «Техника быстрого чтения», которую написал Олег Андреев, содержит 322 страницы с наглядными примерами и таблицами упражнений и рекомендуемым расписанием занятий по тренировке навыков скорочтения.
Для заинтересовавшихся скажем, что издание «Техника быстрого чтения. Самоучитель по программе Школы Олега Андреева» продается в комплекте с DVD. И расскажем в общих чертах, о чем идет речь в этих двух книгах, содержание которых во многом перекликается друг с другом.
Изъяны традиционного чтения
Для начала стоит разобраться, что же нам мешает читать быстро и почему этот навык нужно тренировать специально. Действительно, а почему человек не может читать быстро сразу, как только научится читать? Тому есть несколько причин:
На самом деле, слабо развитое поле зрения и постоянные возвратные движения зрачков не так уж безобидны, как может показаться. Насколько много лишних движений глазами совершает среднестатистический читатель, наглядно показано в книге «Техника быстрого чтения» [Л. Хромов, О. Кузнецов, 1983]. Если посмотреть, по какой схеме идет трасса взора человека, можно увидеть, сколько фрагментов текста «выпадает» из зоны внимания:
Можно ли как-то бороться с этим и прочими недостатками традиционной модели чтения? Не только можно, но и нужно! И начнем мы с формирования осмысленной стратегии чтения.
Интегральный алгоритм чтения
На всякий случай уточним используемые термины. Слово «алгоритм» означает последовательность действий, слово «интегральный» происходит от латинского integralis, что означает «составляющий единое целое». Суть в том, что любой процесс можно оптимизировать, продумав его алгоритм, и чтение тут не исключение.
Этой цели как раз и служит интегральный алгоритм чтения. Определив единую последовательность действий при чтении чего-либо, мы, во-первых, заметно экономим время на размышления типа «с чего начать», во-вторых, сразу понимаем основную суть изучаемого материала. Кроме того, следуя определенному алгоритму и понимая, какую информацию нам нужно извлечь, мы очень быстро отсеиваем ненужное, второстепенное и захламляющее текст. Интегральный алгоритм чтения состоит из семи блоков:
Мысленно «заполняя» первые три блока, мы получаем представление о надежности и полноте источника. Эти данные позволяют сразу сориентироваться, можно ли ему верить и стоит ли это читать в принципе. Четвертый блок позволяет оценить соответствие обсуждаемой в книге или статье проблематики заявленному названию. Иногда четвертый блок именуют не «Проблема», а «Основное содержание, тема».
В пятый блок мы при чтении мысленно «помещаем» факты и прочие данные, «обслуживающие» тему или проблематику материала. Они могут обосновывать, уточнять, опровергать или помогать анализу чего-либо. Для чтения простых коротких статей и заметок этих пяти пунктов алгоритма достаточно.
Если же речь идет об изучении научных данных, отраслевых обзоров, финансовой аналитики, нам нужно более глубоко вникнуть в описываемые процессы. А заодно понять, насколько эти сведения новые или насколько они перекликаются с уже известными данными. Это все не так уж сложно и долго, если воспользоваться интегральным алгоритмом чтения и попытаться мысленно «заполнить» блоки №№ 6 и 7.
Вполне реально может оказаться, что для заполнения всех семи ячеек вам вовсе не нужно вчитываться в каждую строчку, а достаточно прочитать вводный и итоговый абзацы каждого раздела и просмотреть «по диагонали» остальной текст, чтобы точно ничего не упустить. Выражение «по диагонали» условно обозначает движение взгляда искушенного читателя, освоившего технику быстрого чтения и не замирающего над каждым фрагментом текста. На нюансах тренировки такого взгляда мы остановимся чуть позже, а пока перейдем к завершающей стадии алгоритма.
Дочитав материал до конца, остановитесь и подумайте, все ли вам понятно и все ли блоки алгоритма вам удалось «заполнить» в своем мозгу. При необходимости мысленно повторите основные факты, аргументы, описания и обоснования. Если чего-то не поняли, прочитайте еще раз. Обращаем внимание, что это никоим образом не противоречит нашему ранее высказанному постулату о необходимости борьбы с регрессией.
Первый раз текст всегда нужно читать только в прямой последовательности, без возвратов и остановок, коль скоро вы твердо решили освоить быстрое чтение. И только по окончании чтения и после попытки воспроизвести в своем мозгу основные моменты прочитанного можно вернуться к непонятным фрагментам и перечитать их еще раз.
Такое осмысленное окончание процесса читки у разных исследователей называется по-разному. Кто-то это называет «Умейте ставить точку» [О. Андреев, 2011]. Для кого-то это техника «Сбор урожая» [П. Палагин, 2015]. Так или иначе, фиксировать промежуточные и уж тем более окончательные результаты проделанной работы нужно всегда.
Достаточно ли всего этого для осмысленной стратегии чтения? В качестве основы, конечно, да. Однако для более глубокого и быстрого понимания текста нужно учитывать определенные особенности работы человеческого мозга.
Дифференциальный алгоритм чтения
Для начала, как обычно, уточним терминологию. Слово «дифференциальный» является производным от термина «дифференциал», который практически во всех языках мира имеет одинаковое значение: «разный», «различный», «меняющийся при каких-либо обстоятельствах». Какое это имеет отношение к чтению?
Дело в том, что в процессе чтение наш мозг соотносит получаемую информацию с уже имеющейся в нашем сознании. Так, при описании природы у нас возникают одни образы, при описании войны другие, при описании чувств и переживаний лирических героев третьи. И у каждого человека будет свой образ природы, войны, любви, разлуки. Данный процесс можно условно представить, как уровни сжатия текста:
Проще говоря, одну и ту же информацию мы все воспринимаем по-разному. Как тогда прийти к единому пониманию чего-либо, например, учебного материала, технического задания, да хоть образа литературного героя для написания сочинения в школе в соответствии с заданной темой? Для этого как раз и нужен дифференциальный алгоритм чтения:
Тут, в целом, все просто. Ключевые слова складываются в смысловые цепочки, которые и приводят нас к пониманию смысла и значения всего текста. Таким образом, доминанта из приведенной на рисунке схемы – это как бы суть текста, переосмысленная человеком в соответствии с его знаниями, опытом, установками.
Этим и объясняется то обстоятельство, что 30 учеников в классе напишут 30 разных сочинений, хотя тема для всех была одна. Программист уровня Senior решит задачу чуть иначе, чем специалист уровня Middle, если ему предложат ту же самую задачу.
Думается, значение интегрального и дифференциального алгоритмов чтения в целом понятно. Для наглядности лучшего понимания разницы можно воспользоваться образом, который предложили Кузнецов и Хромов в книге «Техника быстрого чтения».
Интегральный алгоритм – это когда мы пришли в магазин и пытаемся вспомнить, что нам нужно купить: хлеб, молоко, масло, вермишель. Дифференциальный алгоритм – это когда мы стоим напротив полки с макаронными изделиями и пытаемся выбрать, какую же вермишель нам лучше взять.
И сейчас, когда мы разобрались с построением осмысленной стратегии чтения, самое время понять, что же делать с бессознательными рефлексами, мешающими нам нарастить скорость чтения. Начнем с такого явления как субвокализация.
Подавление субвокализации
Мы уже разобрались, что субвокализация – это проговаривание читаемого текста «про себя». Более того, в момент проговаривания наш язык, голосовые связки другие части речевого аппарата совершают микродвижения, которые можно зафиксировать при помощи электромиографии, специального метода исследования биоэлектрической активности мышц.
Помимо мышц речевого аппарата, во внутренней речи самое непосредственное участие принимает мозг. Как же заставить замолчать весь это «хор» на время нашего чтения? Основных методов несколько.
Методы подавления субвокализации:
Люди, знающие нотную грамоту, могут воспользоваться нотной записью специального ритма для подавления субвокализации:
Всем остальным придется потренировать музыкальный слух и попытаться усвоить этот ритм по аудиозаписи:
Параллельно с подавлением субвокализации нужно начинать расширять поле зрения путем специальных тренировок.
Расширение поля зрения
Как мы уже знаем, ограниченное поле зрения мешает нам захватывать взглядом объем текста, достаточный для оценки смысла написанного. Как следствие, мы совершаем много лишних движений, переводя взгляд вдоль строчки. Чтобы расширить поле зрения, разработано множество специальных упражнений и их вариаций. Расскажем о самых основных и наиболее эффективных.
Основные упражнения для расширения поля зрения:
Это самые простые упражнения, которые вы можете освоить, что называется, «с нуля», даже если никогда не занимались подобными тренировками. Больше заданий и упражнений на расширение поля зрения вы найдете в самоучителе «Техника быстрого чтения» [О. Андреев, 2011].
Кроме того, очень советуем освоить разминку 2-3-5 из книги «Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное» [П. Палагин, 2015]. Ее лучше проводить перед началом общей тренировки по скорочтению.
Суть в следующем: попытайтесь охватить взглядом слова, расположенные друг над другом в начале, конце и середине сначала в двух строчках, потом в трех, затем в пяти строчках. После этого попытайтесь увидеть все слова в пяти строчках, глядя строго посередине строки.
Подавление регрессии
Следующая напасть, которую нам нужно победить, это регрессия или возврат взглядом к только что прочитанному тексту. Напоминаем еще раз, что регрессия – это не «повторенье, мать ученья». Повторять следует только после того, как вы дочитали текст до конца. Есть парочка надежных способов справиться с регрессией.
Способы подавления регрессии:
Такие тренировки со временем приведут к тому, что у вас исчезнет потребность постоянно возвращаться взглядом к прочитанному, и вы сможете свободно читать без регрессии, даже не закрывая уже прочитанный текст.
Тренировка внимания
И, наконец, еще один важный аспект, позволяющий поднять скорость чтения. Это осознанная концентрация внимания на тексте. Концентрация внимания не тождественна осмысленной стратегии чтения или подавлению отвлекающих факторов в виде субвокализации или регрессии.
Внимание является сложной системой, поэтому тут придется отмобилизовать и мыслительные, и физические ресурсы. Для тренировки техники быстрого чтения внимание должно быть длительным и устойчивым.
Другими словами, нужно не просто сконцентрироваться на чтении, но и сохранять это состояние «включенности» длительное время, пока не «поставите точку» или «не соберете урожай».
Для тренировки внимания существует множество упражнений. Как обычно, мы выбрали для вас самые простые, которые доступны даже самому нетренированному сознанию.
Упражнения на внимание:
Больше упражнений на внимание для развития навыков скорочтения вы найдете в уже упомянутой нами книге «Техника быстрого чтения» [О. Андреев, 2011]. И, конечно же, на нашем курсе «Скорочтение» и расширенной программе «Быстрое чтение».
Сканирование текста
Если вы успешно освоите все составляющие техники быстрого чтения, вы сможете адаптировать полученные навыки к той или иной ситуации. Согласитесь, написание диссертации требует более вдумчивого изучения материала, нежели знакомство с еженедельным обзором от издания «Авиатранспортное обозрение» для общего развития.
Для второго случая вполне достаточно визуального сканирования текста с тем, чтобы найти основные мысли, идеи, новую информацию. Чтение-сканирование подходит и для других ситуаций. Например, быстро выбрать книгу в подарок в книжном магазине, просканировав взглядом заголовки в поисках наиболее броского и привлекательного.
Навык сканирования выручит вас, если у вас «завал» в электронной почте. Отсканировав взглядом заголовки и адреса отправителей, вы быстро сориентируетесь, какие письма читать в первую очередь, какие чуть позже, а какие лучше сразу удалить, не открывая. А теперь давайте подытожим, что же нам нужно, чтобы научиться быстро читать.
Топ-7 лучших техник быстрого чтения:
Мы понимаем, что последняя техника – это, скорее, производный результат освоения всех предыдущих. Однако для упрощения структуры статьи и более быстрого чтения мы выделили сканирование текста в самодостаточный пункт.
Возможно, после знакомства с техниками быстрого чтения у кого-то возникнет вопрос: а что, читать по-старому, смакуя текст и получая удовольствие от каждой строчки, уже больше нельзя?
На самом деле в режиме быстрого чтения даже самый мотивированный и тренированный человек обычно пребывает не более 70-80% времени, отведенного на чтение [О. Кузнецов, Л. Хромов, 1983]. Если для вас и это слишком много, никто не запрещает читать ваши любимые книги «по старинке», медленно и со вкусом, если вам вдруг так захочется.
Так что читайте с удовольствием и, если не слишком устали от чтения к этому моменту, ответьте на вопрос по теме статьи: