технология модульного обучения является направлением какого обучения

Статья «Технология модульного обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технология модульного обучения.

Модульное обучение, общие положения которого были сформированы в конце 60-х годов ХХ века в США быстро распространялись в образовательных системах стран Европы и Америки, наиболее целостных подходов к обучению, обеспечивающих его высокую эффективность.

Признаками модульного обучения являются:

Индивидуальное обучение, увеличение доли времени для самообучения

Представление содержания обучения в модулях завершенных информационно – и обеспеченных методическими комплексами

Гибкость содержания, высокая степень адаптации к различным требованиям

Паритетные субъект – субъектные отношения

Модульное обучение предполагает структурирование учебной информации, содержание обучения логически завершенными учебными блоками.

Модуль совпадает с темой учебного предмета.

В модулях четко определены цели обучения задачи и уровни изучения данного модуля названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения материала, но и уровень его усвоения, и контроль качества усвоения.

При разработке модуля учитывается то что каждый модуль должен дать определенную, самостоятельную, порцию знаний, сформировать необходимые умения. После изучения каждого модуля студенты получают рекомендации преподавателя по их дальнейшей работы.

При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая оценка знаний, умений и навыков. Рейтинговая оценка позволяет охарактеризовать качество его подготовки по данному предмету. В модульном обучении оценивается каждое задание, т.е основной принцип – это контроль и оценки качества знаний и умений с учетом систематической работы студентов.

Преимуществами модульных технологий являются:

Повышение качества профессионального образования и обучения, соответствие его заданным требованиям профессиональных стандартов и объективной оценки.

Возможность многоуровневой подготовки

Создания условия для развития коммуникативных качеств учащихся, тесного контакта с преподавателем посредством индивидуального подхода

Создание условий более осознанного мотивированного изучения профессионально – значимых дисциплин.

Реализация принципа обучения в течении всей жизни.

Преимуществами для студентов является то что:

Учащиеся точно знают, что они должны уметь после изучения модуля.

Студенты могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности

При применении в образовательном процессе модульного обучения у учащихся формируется как профессиональные компетенции: речь, работа в команде. Но основные трудности для студентов в том, что они должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей, должны выполнять большой объем самостоятельной работы.

Обучение в рамках модульного подхода представляет собой, освоения учащиеся модульных программ, где осуществляются интеграция различных учебных дисциплин видов, форм обучения подчиненных общей проблеме – формированных готовности к действиям в реальных ситуациях профессиональной деятельности, т.е профессиональным компетенциям.

Источник

Технология модульного обучения как средство развития познавательного обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

модульного обучения как средство развития познавательного интереса у обучающихся старшего звена

Глава 1. Особенности формирования познавательного интереса у обучающихся………6

Формирование познавательного интереса у обучающихся……………………………6

Познавательный интерес у обучающихся старшего звена…………………………….7

Глава 2. Сущность модульного обучения как средства развития познавательного интереса ………………………………………………………………………………………8

2.1 Преимущества модульного обучения…………………………………………………. 8

2.2 Модульная программа. Модульный урок……………………………………………. 11

В условиях современной действительности вызывает повышенный интерес во всем мире проблема качества образования. Концепция модернизации российского образования ставит перед школой большие задачи.

Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период. Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теоретическому и технологическому применению, а также инструкции по технике безопасности в разных сферах промышленности. Это было уже разновидностью модульного обучения, но этот термин еще не был адаптирован к образованию и профессиональному обучению. И только более чем через десять лет авторитеты в сфере образования и профессионального обучения отозвались на тенденцию систематизировать техническое и профессиональное обучение на модульной основе.

Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Расселла Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуeнса. Толчком к внедрению модульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО, прошедшая в Париже в 1974 году, которая рекомендовала «создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям». Этим требованиям наилучшим образом отвечало модульное обучение, которое позволяло гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе.

В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и ее учеников.

Цель модульного обучения состоит в создании наиболее благоприятных условий развития личности, познавательного интереса путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.

Модульное обучение, впитав динамику развития современных дидактических теорий, синтезировало в себе их особенности, что позволило более удачно сочетать различные подходы к отбору содержания, его представлению и способам организации учебного процесса. Это свидетельствует о преемственности модульного обучения по отношению к другим теориям и концепциям обучения.

Действительно, от программированного обучения модульное переняло способы управления учебным процессом. Причем модульное обучение позволяет преодолеть фрагментарность программированного путем создания целостной наглядной программы и проблемной подачи содержания в модуле, позаимствованной из проблемного обучения. Модульное обучение характеризуется адаптивностью, реализация которой отражается в специфических способах организации индивидуально-дифференци­рован­ного обучения. Такая проблема, как большой удельный вес самостоятельной работы обучающихся и недостаток делового общения, в модульном обучении удачно компенсируется нетрадиционными формами и методами активного обучения, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать в них любознательность и формировать коммуникативные навыки.

Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности:

— модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;

— модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;

— структуризацией содержания обучения;

— четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы;

— вариативностью структурных организационно-методических единиц.

Итак, обобщая анализ модульного обучения, можно определить его как основанное на деятельностном подходе и принципе сознательности обучения характеризующееся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям и являющееся высокотехнологичным [12; 1]

Изложенные выше факты определили тему моего исследования: « Технология

модульного обучения как средство развития познавательного интереса у обучающихся старшего звена ».

Цель: выявление достоинств модульной технологии, позволяющей в процессе обучения повышать познавательный интерес учащихся, уровень образовательного процесса, развивать самостоятельную и творческую способность каждого учащегося.

— выявить психолого-педагогические особенности и средства формирования познавательных интересов старшеклассников;

— изучить состояние проблемы модульного обучения в психолого-педагогической теории и практике

Источник

Статья «ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Василенко Людмила Григорьевна,

преподаватель экономических дисциплин,

ОБОУ СПО «Суджанский сельскохозяйственный техникум»,

г. Суджа Курской области

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современного среднего образования становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных технологий, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества [1, с. 22].

Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности педагога и обучаемого [3, с.28].

Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.

Существует ряд технологий обучения – это концентрированное обучение, проблемное обучение, модульное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, активное обучение, игровое обучение, обучение развитию критического мышления.

В данной статье представлена характеристика технологии модульного обучения, которую я применяю в своей педагогической деятельности при проведении занятий.

Хотелось бы отметить, что принципиальными отличиями модульного обучения от других систем являются следующие:

— содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающегося и имеет указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровне его усвоения. Кроме того, обучающийся получает от преподавателя совет в письменной форме, как рационально действовать;

— изменяется форма общения преподавателя с обучающимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;

— обучающийся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;

— отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи обучающимся.

Сердцевина модульного обучения — учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий учащегося; рекомендации (советы) преподавателя по ее успешной реализации.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала [5, с. 22].

При модульном обучении система действий преподавателя и обучающегося заключается в последовательности.

При разработке модулей следует исходить из известных принципов:

— частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей в свою очередь приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;

— учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;

— при построении модуля соблюдается логика усвоения обучающимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;

— структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.

Деятельность обучающегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности обучающегося на каждом занятии [7, с.19].

При этом принципиально изменяется деятельность преподавателя. Его главная задача — разработать модульную программу, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т.е., использует потенциал модульного обучения, осуществляет рефлексивное управление процессом обучения.

Перед началом изучения модуля знакомлю обучающихся с перспективным планом прохождения материала: последовательность тем, количество уроков по каждой теме, формы уроков, как будет проходить индивидуальная, коллективная, фронтальная работа в кабинете в соответствии с планом, представленным в «Программе» модуля, как будет осуществляться текущий и итоговый контроль.

Начинаем изучение содержания модуля с лекционного изложения материала с использованием опорного конспекта отдельно по каждой теме. Более детальное изучение материала обучающиеся осуществляют самостоятельно по учебнику или конспекту в соответствии с планом, записанным в программе модуля.

Закрепление материала проводим на практических занятиях. Перед началом выполнения практических занятий проводим опрос обучающихся, т.е. проверяем степень их подготовленности к проводимому занятию.

Во время практического занятия решаем конкретные задачи по той или иной ситуации, или заполняем формы бухгалтерской отчетности предприятия. Чтобы эта работа проходила живо, заинтересованно используем методику работы в парах сменного состава, групповые виды работ, парную работу соседей по парте. Простое упражнение обогащается при этом взаимообучением и оперативным взаимоконтролем. Оценивание при этом производится только содержательное (учитываются правильно или неправильно выполненные задания). Текущие отметки по этой технологии выставляются по окончании урока (практического занятия). Таким образом, оценки накапливаются за каждое практическое занятие.

Итоговую оценку за весь модуль выставляем по результатам сдачи Экзамена квалификационного после изучения полного всего объема модуля.

Более чем трехлетний опыт применения этой технологии убедил нас в ее эффективности, не только в плане повышения успеваемости, но, что для нас еще важнее, в плане личностных изменений обучающихся: им стало интересно учиться, учение приобрело для них личностный смысл. Студенты стали более организованными, спокойными, ответственными, активными, особенно в творческих видах деятельности (решение нестандартных ситуаций, решение практических задач и т.д.).

На мой взгляд, модульное обучение обладает целым рядом преимуществ. Оно обеспечивает обучающимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами. Кроме того, модульное обучение обеспечивает и «мягкие» формы контроля в процессе усвоения содержания учебного материала.

К ведущим принципам модульного обучения можно отнести: структуризацию содержания обучения; динамичность; деятельность; гибкость; осознанную перспективу; разносторонность методического консультирования.

1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. – 2012. – № 3.

2. Ерофеева, Н. И. Управление проектами в образовании/ Н. И. Ерофеева// Народное образование. – 2011. – №5.

3. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень, 2010.

4. Козлов, С. Д. Роль образования в современном обществе/ С. Д. Козлов// Педагогическая мастерская. – 2013. – № 2.

5. Лукьянова, М. И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно-ориентированной ситуации/ М. И. Лукьянова// Завуч. – 2011. –№ 2.

6. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2014.

7. Хуторской, А. В. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация/ А. В. Хуторской// Школьные технологии. – 2012. – № 1.

Источник

Модульная технология обучения (статья)

технология модульного обучения является направлением какого обучения. 20210413 vu tg sbscrb2. технология модульного обучения является направлением какого обучения фото. технология модульного обучения является направлением какого обучения-20210413 vu tg sbscrb2. картинка технология модульного обучения является направлением какого обучения. картинка 20210413 vu tg sbscrb2

технология модульного обучения является направлением какого обучения. empty avatar. технология модульного обучения является направлением какого обучения фото. технология модульного обучения является направлением какого обучения-empty avatar. картинка технология модульного обучения является направлением какого обучения. картинка empty avatar

Описание разработки

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Как показывает анализ педагогической практики в современной средней школе, за последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения, между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельным характером учения.

Одним из важных направлений разрешения названных проблем является разработка и внедрение новых педтехнологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы.

Переход массовой школы от авторитарной педагогики к адаптивной предполагает два последовательно осуществляемых этапа:

внедрение личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями;

перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности.

За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась в реализации проблем адаптивного обучения, внедрения новых психолого-педагогических технологий.

Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педтехнологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Оно вобрало в себя всё то прогрессивное, что было накоплено в педагогической теории и практике. Модульное обучение основывается на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности.

целевой план действий;

методическое руководство по достижению дидактических целей.

технология модульного обучения является направлением какого обучения. 98730474 1456394490. технология модульного обучения является направлением какого обучения фото. технология модульного обучения является направлением какого обучения-98730474 1456394490. картинка технология модульного обучения является направлением какого обучения. картинка 98730474 1456394490

Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика.

Технология модульного обучения открывает широкие возможности для индивидуализации обучения. В дидактике принцип индивидуального подхода предполагает учёт таких особенностей учащегося, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. К таким особенностям в первую очередь можно отнести обучаемость, учебные умения, обученность и познавательный интерес.

Реализация индивидуального подхода в модульном обучении возможна в нескольких направлениях.

Одним из требований к модульному обучению с точки зрения его индивидуализации является разнообразие учебных элементов, предлагаемых ученику на каждом модульном уроке. Каждый вид учебных элементов призван активизировать определённые мыслительные механизмы: память, восприятие, мышление и т.д. использование табличных, иллюстративных, кино-видео УЭ позволяет построить зрительное представление об объекте или процессе. Текст, как носитель учебной информации, применяется наиболее часто как в традиционной школе, так и при модульном обучении. Строгая дозировка объёма текстового УЭ в модуле является его отличительной особенностью. Индивидуальный темп изучения материала учащимся обусловлен скоростью чтения и понимания прочитанного.

Содержимое разработки

Модульная технология обучения

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Как показывает анализ педагогической практики в современной средней школе, за последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения, между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельным характером учения.

Одним из важных направлений разрешения названных проблем является разработка и внедрение новых педтехнологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы.

Переход массовой школы от авторитарной педагогики к адаптивной предполагает два последовательно осуществляемых этапа:

внедрение личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями;

перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности.

За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась в реализации проблем адаптивного обучения, внедрения новых психолого-педагогических технологий.

Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педтехнологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Оно вобрало в себя всё то прогрессивное, что было накоплено в педагогической теории и практике. Модульное обучение основывается на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности.

целевой план действий;

методическое руководство по достижению дидактических целей.

Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика.

Технология модульного обучения открывает широкие возможности для индивидуализации обучения. В дидактике принцип индивидуального подхода предполагает учёт таких особенностей учащегося, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. К таким особенностям в первую очередь можно отнести обучаемость, учебные умения, обученность и познавательный интерес.

Реализация индивидуального подхода в модульном обучении возможна в нескольких направлениях.

Одним из требований к модульному обучению с точки зрения его индивидуализации является разнообразие учебных элементов, предлагаемых ученику на каждом модульном уроке. Каждый вид учебных элементов призван активизировать определённые мыслительные механизмы: память, восприятие, мышление и т.д. использование табличных, иллюстративных, кино-видео УЭ позволяет построить зрительное представление об объекте или процессе. Текст, как носитель учебной информации, применяется наиболее часто как в традиционной школе, так и при модульном обучении. Строгая дозировка объёма текстового УЭ в модуле является его отличительной особенностью. Индивидуальный темп изучения материала учащимся обусловлен скоростью чтения и понимания прочитанного.

Основы технологии модульного обучения

Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен занимать не менее 2 академических часов, т.к. на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащегося по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и провести выходной контроль. Составлению модуля занятия может помочь следующий алгоритм:

определение места модульного урока в теме;

формулировка темы урока;

подбор необходимого фактического материала;

отбор методов и форм преподавания и контроля;

определение способов учебной деятельности учащихся;

разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определёние частной дидактической цели каждого из них;

составление модуля данного урока;

подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).

Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний. Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом). Эти виды контроля позволяют выявить пробелы в усвоении знаний и немедленно устранить их. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, который должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.

Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать традиционную систему с элементами модульного обучения. В старших классах лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписывается в модульное обучение вся система методов, приёмов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать её качество и эффективность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *