технология социальной работы должна быть какой

Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требование к технологиям социальной работы.

Социальные технологии – способы качественного преобразования и регулирования социальных процессов и отношений, а также сама деятельность в данном направлении, позволяющая решить социальную проблему.

Так, взяв за основу (один из параметров) сферу применениясоциальной технологии, можно выделить:

Технологии социальной работы – одна из отраслей социальных технологий, направленных на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, особенно социально уязвимых. Это идеальная модель решения, представляющая собой алгоритм действий и операций, основанный на определенных социальных, экономических, психолого-педагогических и правовых механизмах.

Если говорить о социальной работе в широком смысле слова, то ее технологии направлены на социальную защиту всех слоев населения,на создание таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые бы способствовали снижению доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, которые помогали бы населению самостоятельно решать свои проблемы. Данные технологии –стратегической направленности.

Для успешного осуществления социальной работы необходимо сочетать упреждающие технологии стратегического характера с технологиями тактической направленности.

Например, для ослабления такой социальной патологии, как социальное сиротство, недостаточно реализовать частные технологии оказания конкретной помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей; важно разработать и осуществить технологии, направленные на снятие причин, ведущих к социальному сиротству (на уровне властных структур, взаимодействия всех общественных институтов).

1.Универсальными, «сквозными» (базовыми, общими) можно назвать технологии, которые могут применяться в социальной работе с любым клиентом, семьей, группой, категорией, общностью:

· технология социальной реабилитации;

· технология социального консультирования;

· технология социальной профилактики;

· технология социальной адаптации;

· технология социального обслуживания;

· технология социальной диагностики;

· технология опеки и попечительства;

2.Следующая группа технологий социальной работы – конкретные (частные) технологии взаимодействия с определенной категорией клиентов (с пожилыми людьми, инвалидами, семьями, несовершеннолетними и т.д.). В этой достаточно обширной группе можно выделить подгруппы. Например, конкретная технология работы с семьей может включать в себя технологию работы с неблагополучной семьей или технологию работы с молодой семьей и т.д.

Содержание блоков технологии социальной работы

1. Диагностический блок – выявление и учет на подведомственной территории групп, семей и отдельных граждан, относящихся к категории социального риска, сбор и изучение информации о клиенте (ах), о динамике социальных процессов, из анализ, постановка социального диагноза, в котором уточняется степень «социальной недостаточности» клиента (ов), определяется уровень нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки, помощи, социальном обслуживании, формулируется социальная проблема.

2. Целевой блок – постановка цели (ей) взаимодействия с клиентом или решения социальной проблемы в соответствии с социальным диагнозом, прогнозирование изменений, результата. Формулировка задач деятельности, их ранжирование, форм, методов, способов социальной работы, которые приведут к достижению цели, получению ожидаемых результатов.

3. Блок управления технологическим процессом – разработка плана, алгоритма действий по решению проблем клиента, социальной проблемы (возможно, в форме проекта), определение видов и сроков контроля за деятельностью сотрудников, продумывание вариантов в случае корректировки алгоритма, возможных рисков, корректировка деятельности, мотивации коллектива (специалиста), назначение координатора или координирующего органа, формирование межведомственных и междисциплинарных групп, комиссий, мобильных команд, разработка и заключение необходимых договоров и соглашений, проведение информационных и рекламных кампаний и т.д.).

4. Функциональный блок – осуществление конкретных действий по решению проблем(ы) клиента, социальной проблемы в соответствии с разработанным алгоритмом, планом, программой.

5. Блок обратной связи – предполагает наличие возможности показать результат, промежуточный или итоговый (например, это может быть контрольный патронаж, экспертная оценка работы, текущие диагностические тесты, анализ, отзывы клиента (ов), конференции, круглые столы и т.д.).

6. Обеспечивающий блок. Наличие данного блока – непременное условие как разработки, так и функционирования технологии социальной работы. Он включает в себя следующие обязательные элементы:

· методическое обеспечение: методическая литература, рекомендации, диагностические методики, тесты, опросники, анкеты, формы учетно-отчетной документации, образцы разработанных технологий социальной работы, методик социологических исследований и т.д.;

· кадровое обеспечение: наличие профессионально подготовленных специалистов, имеющих возможность комплексно подойти к решению социальных проблем клиента (ов), возможность привлечения к совместной работе специалистов других ведомств, социальных институтов;

· информационное обеспечение: владение информацией о социальной ситуации, возможность запроса и получения полной и объективной информации, необходимой для постановки социального диагноза (например, из правоохранительных или административных органов, учреждений здравоохранения и т.п.), для планирования и выполнения работы; возможность информировать сообщество об аспектах социальной работы, социальных проблемах и способах их решения через СМИ.

· материально-техническое обеспечение: наличие необходимых оснащенных помещений, оборудования, транспорта, компьютерных программ, множительной техники, доступа к компьютерной сети и т.д.;

· нормативно-правовое обеспечение: наличие нормативов, стандартов, документации, правил, инструкций, положений, законодательных актов, регламентирующей деятельность специалистов, социальных структур.

Особенности технологий социальной работы:

Технологии социальной работы носят интегративный, взаимопроникающий характер. Так, технология социальной диагностики на разных уровнях присутствует во всех взаимодействиях социального работника и клиента, семьи, группы, т.е. во всех технологиях. Например, социальное проектирование возможно использовать как часть технологии социальной реабилитации или социальной профилактики.

Технологии социальной работы являются междисциплинарными, поскольку вся социальная работа ориентирована на решение комплекса проблем клиента, семьи, группы клиентов и осуществляется с помощью разных специалистов: психологов, юристов, медицинских работников, социологов, педагогов.

В технологии социальной работы, как никакой другой социальной технологии, большое значение имеет личностный, человеческий фактор. Социальный работник должен осознавать, что он работает с «объектом», наделенном собственной волей и разумом, поступки и чувства которого сложно просчитать, на которые порой трудно воздействовать.

Социальному работнику необходимо владеть этим сложнейшим механизмом воздействия на людей для того, чтобы преобразовывать их поведение, социальные связи, самооценку или структуру личности.

Технологии социальной работы существуют не обособленно, а как часть деятельности конкретного учреждения социального обслуживания, конкретного специалиста, поэтому их необходимо адаптировать и корректировать в соответствии с существующими потребностями, возможностями, дополнять и разрабатывать собственные.

5. Технологии социальной работы должны быть тесно увязаны с планами, программами экономического и социального развития территорий, регионов. В этом случае реальным становится результативное и оперативное и скоординированное взаимодействие общественных, административных и ведомственных структур, четкое распределение функций, возложение ответственности.

Технологии социальной работы не могут существовать в «чистом» виде, т.е. быть изолированными; их реализация в практической деятельности чаще всего возможна в связи с технологиями смежных наук и областей (технологии медицинские, психологические, правовые, технологии осуществления связей с общественностью, технологии менеджмента и т.д.).

В общем виде структура технологии социальной работы представляет несколько этапов:

На этом этапе осуществляется операция выявления, оценка проблемы, выяснение факторов, обусловивших ее возникновение.

Это этап формулировки первичной целевой установки деятельности социальных работников, которая позволяет определиться с выбором средств и способов ее достижения. В целевой установке – только замысел и намерения.

Сбор дополнительной информации, постановка социального диагноза.

Социальный диагноз позволяет уточнить или конкретизировать цель, разработать систему оценки эффективности, план или программу действий.

5. Функциональный этап.

Предполагает последовательную реализацию намеченных мер социального воздействия.

6.Этап анализа и контроля.

Этот этап прежде всего необходим для того, чтобы совершенствовать как технологию, так и саму деятельность. Вид и форма анализа, контроля зависят от поставленной цели: либо это подведение итогов, либо получение обратной связи, либо оценка факторов, способствовавших позитивному разрешению социальных проблем, либо, напротив, выявление причин, препятствующих решению задач, и поиск решений по их устранению, либо анализ с точки зрения эффективности, например, организации работы механизма межведомственного взаимодействия и т.д.

Оценка эффективности технологии социальной работы. Применительно к социальной работе оценка эффективности той или иной технологии может осуществляться различными методами. Общепринятым является метод сравнения (параметрический – сравниваются ключевые параметры), например, каким было состояние клиента, семьи, социальной проблемы до воздействия на них и каким стало после. В данном случае критерием оценки станет разница между этими параметрами. Ясно сформулированная цель технологии будет содействовать четкому определению ожидаемых результатов и измерению того, какова степень достижения поставленной цели, насколько совпадают (не совпадают) ожидаемые результаты.

Если цель технологии, например, патронажа семьи – выведение ее из трудной жизненной ситуации, а в ожидаемых результатах – повышение материального уровня семьи, улучшение внутрисемейных отношений, то этот результат можно измерить как качественными, так и количественными критериями.

Другим важным критерием оценки эффективности технологии можно считать степень удовлетворенности членов семьи качеством, например, социальных услуг, которые ей были оказаны в рамках определенной технологии, то есть своевременностью, полнотой, результативностью услуги.

При оценке эффективности технологии важно учитывать ее затратность. Во-первых, затраты должны быть адекватны результату деятельности. Во-вторых, затраты необходимо соотносить с соответствующими показателями, обозначенными в нормативах или достигнутыми ранее: улучшились или ухудшились, возросли или уменьшились; сохранились в прежних объемах.

Достаточно важно при оценке эффективности технологии соотнести примененные в ней методы социальной работы с результатами их применения.

Источник

Базовые технологии социальной работы

технология социальной работы должна быть какой. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. технология социальной работы должна быть какой фото. технология социальной работы должна быть какой-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка технология социальной работы должна быть какой. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea технология социальной работы должна быть какой. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. технология социальной работы должна быть какой фото. технология социальной работы должна быть какой-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка технология социальной работы должна быть какой. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f технология социальной работы должна быть какой. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. технология социальной работы должна быть какой фото. технология социальной работы должна быть какой-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка технология социальной работы должна быть какой. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 технология социальной работы должна быть какой. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. технология социальной работы должна быть какой фото. технология социальной работы должна быть какой-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка технология социальной работы должна быть какой. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

технология социальной работы должна быть какой. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. технология социальной работы должна быть какой фото. технология социальной работы должна быть какой-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка технология социальной работы должна быть какой. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

технология социальной работы должна быть какой. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. технология социальной работы должна быть какой фото. технология социальной работы должна быть какой-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка технология социальной работы должна быть какой. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Конспект № 2(29.05.15)

План лекции:

1. Технологии социальной работы: сущность, классификация, специфика, структура

2. Базовые технологии социальной работы
2.1. Технология социальной диагностики
2.2. Технология социального консультирования
2.3. Технология социальной реабилитации
2.4. Технология профилактики в социальной работе
2.5. Технология установления патронажа Контрольные вопросы Задание


технология социальной работы должна быть какой. image001. технология социальной работы должна быть какой фото. технология социальной работы должна быть какой-image001. картинка технология социальной работы должна быть какой. картинка image001

Изначально определение «технология» преимущественно относилось к деятельности в производственной сфере и предполагало описание производственных процессов, инструкций по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др. В сфере материального производства, неживой природы технологизация имеет вековые традиции, основательную научную и практическую базу.

Применение термина «технология» к социальным процессам в нашей стране сегодня еще достаточно новое явление для социальной жизни, для наук, изучающих социальную действительность; в 70-е годы прошлого века даже возможность технологизации социальной сферы подвергалась сомнению.

Мировой опыт свидетельствует, что при помощи социальных технологий (информационных, обучающих, внедренческих, политических, управленческих и др.) можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, блокировать рискованные ситуации, предотвращать катастрофы, принимать рациональные управленческие решения, формировать социальную политику, т.е. управлять социальными явлениями.

В условиях социальных потрясений и коренных перемен, ограниченных ресурсов и огромного количества социальных проблем можно было ожидать качественных изменений, получать наибольший социальный результат лишь при условии последовательности и профессионального технологического подхода в социальной сфере.

В настоящее время в стране уже достаточно разработаны и эффективны социальные технологии в области политики (предвыборные кампании), психологические технологии манипулирования сознанием людей, технологии содержания и средств рекламы, массовые образовательные программы и пр.

Технологический процесс в социальной сфере имеет свою специфику, важнейшим признаком которой является то, что качественному изменению подвергается все общество в целом, отдельные его слои и группы, отношения между людьми или их мысли и чувства, которые достаточно сложно подчинить общим закономерностям существования общества, его нормам и правилам.

Вопрос о классификации социальных технологий до сих пор остается сложным и дискуссионным, т.к. они группируются на основании различных параметров.

Так, взяв за основу (один из параметров) сферу применениясоциальной технологии, можно выделить:

Или, например, дифференциация социальных технологий может осуществляться по их масштабности (еще один параметр).

Глобальные социальные технологии решают общечеловеческие проблемы, определяют мировые тенденции развития (сохранение мира природы, обеспечение человечества продовольствием, энергией и т.п.).

технология социальной работы должна быть какой. 640 1. технология социальной работы должна быть какой фото. технология социальной работы должна быть какой-640 1. картинка технология социальной работы должна быть какой. картинка 640 1

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни, ее изменения.

Локальные – применяются для решения местных проблем, например, какого-либо социального института, структуры и т.д.

По степени новизны:

Инновационные социальные технологии направлены на создание и внедрение нововведений в общество, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям;

Традиционные (или технологии прошлого опыта) – основаны на прошлом опыте, с малой наукоемкостью.

Так, интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.

Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта с целью диагностики сегодняшнего (например, опыт проведения реформ).

Демографические – изучают и вырабатывают способы и механизмы воспроизводства населения, изменения его численности, состава, размещения и т.д.

Политические – методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

В ряду социальных технологий (т.е. технологий всей социальной сферы) свою нишу занимают и технологии социальной работы.

Следует развести понятия: «социальная технология» и «технология социальной работы».

Объектом социальной технологии и технологии социальной работы являются социальные процессы, но это процессы разных уровней.

Социальные технологии – способы качественного преобразования и регулирования социальных процессов и отношений, а также сама деятельность в данном направлении, позволяющая решить социальную проблему.

Технологии социальной работы – одна из отраслей социальных технологий, направленных на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, особенно социально уязвимых. Это идеальная модель решения, представляющая собой алгоритм действий и операций, основанный на определенных социальных, экономических, психолого-педагогических и правовых механизмах.

Если говорить о социальной работе в широком смысле слова, то ее технологии направлены на социальную защиту всех слоев населения,на создание таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые бы способствовали снижению доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, которые помогали бы населению самостоятельно решать свои проблемы. Данные технологии – стратегической направленности.

Для успешного осуществления социальной работы необходимо сочетать упреждающие технологии стратегического характера с технологиями тактической направленности.

Например, для ослабления такой социальной патологии, как социальное сиротство, недостаточно реализовать частные технологии оказания конкретной помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей; важно разработать и осуществить технологии, направленные на снятие причин, ведущих к социальному сиротству (на уровне властных структур, взаимодействия всех общественных институтов).

Источник

Сущность и содержание технологий социальной работы

Понятие «технология социальной работы»

С самого начала 90-х годов XX века и по сей день ученые интенсивно разрабатывают проблемы, которые связаны с технологиями социальной работы.

Существует много исследований, в которых можно увидеть определение или же которые раскрывают содержание этого понятия.

Технологией социальной работы называют процесс целеполагающих, последовательных субъектно-субъектных отношений и действий, в ходе которого объективируются человеческие способности и создаются условия для того, чтобы формировать его потребность к активному функционированию в рамках социума.

Также, технология социальной работы может быть представлена в качестве алгоритма или установленной последовательности деятельности, направленной на осуществление функционированию всех инструментальных, личностных, методических и методологических средств деятельности с человеком в рамках проблемы.

Еще технологией социальной работы можно назвать управление процессом субъектно-объектно-субъектного взаимодействия с человеком в рамках проблемы в определенное время и в определенном социальном пространстве.

Наконец, в общих чертах технология социальной работы – это человеческое знание в его продуктивном состоянии.

Также стоит обратить внимание на то, что в рамках материальной сферы жизни человека использование технологий подразумевает применение жесткой логики конкретных действий, осуществление которых будет сопряжено с получением желаемого результата.

Итак, технологией социальной работы принято называть другой интегративной тип технологий, который органично соединяет в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты, духовные и материальные, действительные и возможные, творческие и исполнительские. Данная технология является ресурсонасыщенной.

С помощью технологии социальной работы появляется возможность активизировать и объект, и субъект взаимодействия путем интенсификации использования их творческого потенциала. Именно в рамках реализации технологии социальной работы можно осуществить человекотворчество, под которым понимается выращивание новых действий и образа мысли человека в рамках проблемы.

Само слово «технология» происходит от греческого слова, означающего «искусство, умение, мастерство» и представляет собой совокупность способов и приемов обработки, получения и переработки, продуманная система умений и знаний о том, каким образом и как воплотить цель в результат.

Особенности технологий социальной работы

Принято выделять следующие особенности технологий социальной работы:

Механизм социальной работы

В исследованиях, затрагивающих тему социальной работы, на данный момент нет разработок, характеризующих механизмы социальной работы и их виды. Однако можно говорить о том, что механизмы социально работы являются иерархически упорядоченными, связаны с ее микро-, мезо- и мегауровнями.

Механизм социальной работы включается при возникновении самой ситуации социальной работы, когда появляются обстоятельства в социуме, регионе, районе, городе, у человека, при которых:

Признаки социальной работы

Таким образом, социальная работа – это социальная технология, которая в то же время является и технологичной деятельностью. Соответственно, если исходить из того, что социальная работа – это процесс, то появляется возможность выделить следующие ее признаки: концептуальность, структурируемость, системность, эффективность, управляемость и воспроизводимость.

Остановимся на некоторых из них подробнее.

Структурируемость. Данный признак будет связан с методами и формами профессионального субъектно-объектного взаимодействия. Концептуальность данного положения будет определяться тем, что социальная работа с людьми всегда будет опираться на конкретную научную концепцию, которая включает в себя психологическое, философское и социальное обоснование достижения поставленных целей. В связи с этим процесс социальной работы с человеком будет обладать всеми признаками, которые есть у системы: логикой, целостностью, взаимосвязью всех частей. Это говорит о том, что технологиями социальной работы есть возможность управлять.

Их управляемость будет предполагать возможность осуществления диагностического анализа, планирования, целеполагания, проектирования, варьирования методов и средств работы с человеком. Эффективность социальной работы в качестве технологии можно определить по ее нацеленности на получение результата при оптимальных затратах, а также обеспечении гарантированности следования стандартам работы с людьми.

Воспроизводимость в качестве признака технологий социальной работы будет определяться возможностью повторить процедуры в схожих условиях.

Вместе с тем, технология социальной работы является мастерством работы с людьми. Разные исполнители могут взаимодействовать с людьми как творчески, так и с помощью инструкции.

Существует много факторов, от которых будет зависеть активная деятельность или же активность субъекта, который ищет выход из трудной жизненной ситуации:

Технологии социальной работы являются сложным и многогранным явлением, их анализируют с точки зрения многих подходов, в результате чего существует множество определений сущности технологий социальной работы.

Самыми характерными из них являются следующие трактовки:

Все вышеупомянутые определения лишь еще раз демонстрируют то, что насколько неполными и относительными являются попытки точно определить сущность сложного социального феномена, коим является технология социальной работы.

Также неправомерны и все претензии на обладание абсолютной истины, если речь идет о динамичных системах.

Каждое из упомянутых выше определений будет отражать конкретный и важный аспект, значимый для характеристики технологий социальной работы и социальной технологии в целом.

Тем не менее, общий объект исследования будет определять и обусловливать наличие глубоких органичных внутренних межпредметных связей технологий социальной работы и социальных технологий.

Если говорить об их соотношении, то технология социальной работы является одной из отраслей социальных технологий, которые ориентированы на помощь, социальное обслуживание и поддержку граждан, которые оказались в сложной жизненной ситуации.

Говоря о технологии социальной работы, часто можно столкнуться со скептицизмом относительно возможностей и необходимости ее технологизации.

Данные сомнения идут от тех, кто считает, что социальная работа является только творческой и ее результаты будут зависеть от индивидуального мастерства, интуиции, искусства и обаятельности работников социальной сферы.

Несомненно, не все действия социального работника будут поддаваться технологизации.

Приверженцы данной позиции недооценивают то, какую важную роль играют теоретические знания, теоретическая подготовка специалистов социальной работы, а также забывают о том, что социальная работа является синтезом практики и теории, искусства и науки работы с человеком.

В таком случае для технологий социальной работы можно определить субъект социальной работы таким образом:

Современный период характеризуется тем, что общество в период социально-экономического развития ориентируется на способность человека быстро менять стереотипы деятельности и обладать креативностью.

Сам по себе процесс социальной работы в кризисной ситуации обладает своей спецификой, обусловленной особым характером отношений между объектом и субъектом. В процессе социальной работы объект одновременно и субъект самого себя, а сам процесс будет направлен на содействие самореализации и самоактуализации его ресурсов в качестве объекта-субъекта. Более того, сам процесс важно рассматривать с двух позиций: в качестве содействия, соучастия, внимания, помощи, любви и уважения к человеку и в качестве создания условий для того, чтобы осуществлять самоизучение, саморазвитие, самоопределение, освоение человеком себя, своих потенциальных возможностей. Только при наличии данных условий появляется возможность установить коллективное, диалогическое, интерактивное взаимодействие, которое направлено на достижение общей цели.

Принципы социальной работы

Существует несколько принципов, которые обусловливают результативность процесса социальной работы:

Творчество и социальная работа

Одна из главных сложностей социальной работы заключается в том, что она требует особых качеств от специалистов, которые работают в данной сфере. Одно из них – это креативность. Если социальный работник ставит цель изменить отношение человека в трудной жизненной ситуации к собственному положению и привлечь его к взаимодеятельности, он должен быть готов меняться и сам. Одна из важнейших частей этого изменения – это обучение технологиям управления творческим процессом в работе с человеком в кризисной ситуации, которыми социальные работники должны профессионально владеть.

Невозможно достигнуть нужного эффекта без активного включения собственного личностного творческого потенциала, креативного видения форм и способов реализации тех или других технологий социальной работы. Более того, без этого труд социального работника будет носить формальный и ремесленный характер, в результате чего будет непродуктивным.

Также если человек хочет превратить социальную работу в открытый, развивающийся процесс, который будет включен в решение собственных проблем, то необходимо серьезно реформировать систему высшего профессионального образования в области социальной работы и изменить отношение к собственной деятельности ведущего действующего лица процесса социальной работы – самих профессионалов данной сферы разного уровня подготовки.

Процесс подготовки компетентных социальных работников всех уровней (бакалавров и магистров), должен быть ориентирован на то, чтобы они уяснили подходы к собственным функциональным обязанностям в рамках системы многоплановых отношений, которые сопутствуют процессу социальной работы и являются его фундаментом.

В наиболее общем виде, если рассматривать все это с точки зрения философско-методологического подхода, то речь будет идти о том, чтобы постигнуть модель деятельности специалиста социальной работы в качестве члена общества с высоким уровнем профессиональной культуры, которая выражается в гуманности и стремлении решать функциональные обязанности творчески и созидательно – т.е. при помощи креативных технологий.

Творческая деятельности социального работника не ограничена только путем познания внутреннего мира человека, его творческих способностей, но также включает в себя и результат данного познания, а также возможность его использования. В связи с этим каждое творчество в процессе индивидуальной социальной работы будет связано с тем, чтобы выявить креативные особенности индивида и развивать их в разных видах деятельности.

Творческий подход работников социальной сферы стимулируется тем, что типовые технологии социальной работы часто неадекватны по отношению к бесконечно разнообразным социальным ситуациям.

Принято выделять следующие виды творческой деятельности в процессе работы над преодолением проблемы человека:

Также выделяют такие уровни творчества в социальной работе:

Главным аспектом исследуемой проблемы является подбор методов решения творческих задач в процессе социальной работы с человеком. Эта задача является наиболее сложной и часто вызывает трудности при решении. В данном случае нужно ответить на вопрос, кто и каким образом должен обучать творчеству в сфере социальной работы.

Известные методы решения творческих задач можно разделить на две группы:

К примеру, продуктивность эвристических методов и эвристик проверена при решении технических задач. Однако, если мы говорим о социальных проблемах, то они будут характеризоваться ярко выраженным личностным признаком. Мы не может решать проблемы двух инвалидов Ивана Петровича и Ивана Ивановича одинаково. Для решения их проблем нужно подобрать каждому свою технологию. Это говорит о том, что необходимо обучить специалиста создавать собственную технологию для конкретного случая и человека. Для того, чтобы это осуществить, он должен владеть конкретным методом.

В обучении социальных работников применяются методы «мозгового штурма» и другие его известные модификации: прямая «мозговая атака», массовая «мозговая атака», методы эвристических вопросов, свободных ассоциаций, многомерных матриц, инверсии, синектики, эмпатии, организованных стратегий.

Эвристические методы надо не только широко применять для того, чтобы развивать креативный потенциал студентов в процессе работы преподавателя по подготовке социальных работников разных уровней. Их необходимо применять и самим студентам для того, чтобы обучиться развивать креативный потенциал клиента.

Данный подход к процессу социальной работы с человеком в некоторой степени устранит тот бедный и схематизированный образ социальной работы, который устоялся в общественном сознании. Социальную работу часто воспринимают как узконаправленную деятельность, направленную на обслуживание престарелых, беспомощных и больных людей. Не отрицая данную функцию социальной работы, также нужно помнить и о том, что социальная работа будет имплицитно присуща системе социальных отношений и в связи с этим объективно ориентируется на то, чтобы развивать и восстанавливать социальность человека в качестве его способности и потребности к свободному, самостоятельному взаимодействию с окружающим миром.

Реальный процесс взаимодействия с человеком будет определяться многими факторами. Самый первый из них – то, что бытие человека, который испытывает трудности в процессе функционирования в социуме, или же является социально опасным для общества, будет определять типа взаимодействия с ним в процессе социальной работы, которые, в свою очередь, будут порождать разные способы решения его проблем. Это означает, что для того, чтобы решить конкретную проблему конкретного человека нужно разработать свою технологию социальной работы. В связи с этим технологий огромное количество. Из-за того, что они являются наукоемкими, то разработка каждой из них будет требовать большого объема информации, специального отбора, обращения к результатам научных достижений. Как уже упоминалось выше, они не могут быть пробными, однако на практике сложно этого избежать. На серьезную проработку решения каких-либо социальных проблем на уровне теории, для того, чтобы минимизировать ошибки, в результате которых может быть нанесен ущерб здоровью и достоинству человека, часто в обществе не хватает нужных средств. Это приводит к тому, что часто принимаемые правовые и управленческие решения, которые направлены на решение социальных проблем на уровне региона или страны, не обладают достаточно глубоким теоретическим или методологическим обоснованием.

Типы технологий социальной работы и основные методы

Несмотря на большое количество разных технологий социальной работы, их также можно типизировать и классифицировать.

Говоря о технологиях социальной работы нельзя не упомянуть понятие «социальной практики».

Социальная практика – это функционально-прикладное и организационно-правовое оформление технологии. К ним относят: «социальный патруль», «социальное такси», «школу безопасности», «школу наставничества», «школу профессионального мастерства» и др.

Также необходимо отличать инновационные социальные практики и инновационные технологии социальной работы. Обычно инновационные технологии будут отличаться новыми методами и формами решения проблем группы или индивида. К примеру, это технологии быстрого реагирования на потребности людей в трудной жизненной ситуации в продуктах, лекарствах и других вещах первостепенной важности. Социальная практика является организационно-правовым оформлением данной технологии – «мобильная социальная служба», функцией которой является быстрое оказание услуг инвалидам, пожилым людям, семьям с детьми и др.

Технология социальной работы также является мастерством деятельности с человеком. Специалисты должны быть оснащены знаниями о работе с человеком, их внутренняя потребность должна быть ориентирована на то, чтобы помочь человеку социально самоутвердиться, реализовать его потенциал. Если такая потребность присутствует, то повышается вероятность достижения поставленной цели.

Одна из самых важных предпосылок эффективности технологии социальной работы – это наличие хорошей теоретической основы, научного обоснования сложившейся системы какой-либо области знания. Благодаря теоретической обоснованности технологии социальной работы в качестве отрасли социального знания приобретают научную обоснованность и объективность, логичность, обеспечивают независимость суждений, принципиальность у тех, кто пользуется данными знаниями как среди теоретиков, так и среди практиков.

Сам по себе технологический процесс социальной работы будет включать в себя этапы и элементы, каждый из которых будет обладать конкретной логикой и содержанием:

Все этапы, которые были перечислены выше, являются условными. Данная четырехступенчатость не является обязательной.

Технологии социальной работы в качестве формы особого освоения социальной действительности тесно взаимодействую не только со смежными формами сознания и теоретическими системами, но и также с традициями, практическим опытом, обычаями, ритуалами, социально-психологическими фактами и явлениями.

Тем не менее, технология не приемлет изменений и искажений и должна осуществляться с максимальной точностью.

Внесение кардинальных изменений может снизить гарантию получения запланированного результата.

В процессе социальной работы специалисты применяют разные средства социального взаимодействия с индивидом, общностью или группой для того, чтобы решить возникшие социальные проблемы или поспособствовать их профилактике.

Инструментарием социальной работы (профессиональной деятельности) принято называть совокупность вспомогательных и основных средств, при помощи которых решается проблема человека или группы лиц

Основной инструментарий включает в себя разные виды деятельности: преобразовательную, коммуникативную, исследовательскую, образовательную и т.д. Все разнообразие видов деятельности человека можно свести к четырем главным видам – игра, учение, труд и коммуникация. Все данные виды деятельности принято использовать и в рамках социальной работы.

Труд – это форма, которая органически соединяет социальную (преобразовательную) и естественную (приспособительную) активность личности.

Человек – это носитель творческого потенциала в форме труда в качестве субъекта производства. Понятие «производство» будет характеризовать весь процесс движения социального организма, который будет включать в себя три основных вида деятельности:

Трудовые отношения – определяющие для каждого человека. Именно внутри данного вида отношений будут материализовываться и опредмечиваться человеческие ресурсы. В процессе труда обогащается опыт и знания человека для того, чтобы в следующий момент его обогащенной сущности снова воплотиться в результате деятельности.

Трудом называют специфический, особый процесс по отношению к деятельности в целом, который включает в себя целесообразность, социальность и специфическое освоение действительности. Сущность человека не может проявиться, раскрыться и существовать вне процесса перевода объективного в субъективное или же вне обратного процесса объективации внутренних сил человека в рамках трудовой деятельности. Данный вид деятельности изначально имеет творческий характер и несет в себе элемент свободы. В связи с эти труд можно назвать специфическим способом существования человека.

Со становлением и развитием труда всегда неразрывно будет связано возникновение, становление и развитие человека. Этот процесс является единым, одновременным, двусторонним. Он также принципиально новый, присущий только человеку способ взаимодействия со средой, включающий в себя создание условий для существования и естественное условие существования самого человека, реализацию его способностей и жизненных сил.

Ф. Энгельс, анализируя систему Шарля Фурье в своей работе «Успехи движения за социальные преобразования на континенте», писал о том, что именно данный автор впервые сумел установить великую аксиому социальной философии: каждый индивидуум характеризуется склонностью или пристрастием к конкретному виду труда, и совокупность данных индивидуальных склонностей в целом образует такую силу, которая может удовлетворить потребности всего общества. Каждый человек приходит в этот мир со склонностью к какому-то виду труда, а абсолютная леность является бессмысленностью – она никогда не существовала и может существовать. В самой природе духа человека заложена потребность к деятельности и труду, а также к побуждению своего тела к этой деятельности. В связи с этим очень важно направить данную деятельность в нужном для общества и самого человека направлении.

Трудовая деятельность человека включает в себя следующие элементы:

Все данные элементы составляют сложную систему, постоянно взаимодействуют друг с другом и сплетены между собой. Они могут в каких-то частях совпадать или же переходить друг в друга. Также старые элементы могут изменяться, и, соответственно, возникают новые сущностные уровни – все они наполняются новым содержанием, обнаруживаясь в новых формах своего проявления.

Одна из главных задач социального работника заключается во включении человека, который испытывает сложности в социальном функционировании или находится в социально опасном положении в трудовые отношения. В рамках рыночных условий решение этой задачи осложняется большим количеством факторов: конкуренцией трудовых ресурсов, высокими требованиями к уровню профессионального образования и профессиональным навыкам, отсутствием рабочих мест, немотивированностью самого клиента заниматься трудом и др. На государственном уровне данную проблему решает служба занятости.

Следующим видом деятельности, который необходимо рассмотреть, является игра. Это простейший и самый доступный из видов деятельности.

Игрой называют вид деятельности в условиях конкретных ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта, в рамках которого формируется и совершенствуется самостоятельное управление своим поведением.

У человека игра призвана выполнять следующие функции:

Игра в качестве метода обучения и передачи опыта старших поколений младшим использовалась людьми еще с древних времен. Игра широко применяется в народной педагогике, в системе социального обслуживания, в дошкольных, школьных и внешкольных учреждениях.

В учреждениях образования, которые стремятся повысить интенсивность учебного процесса и активизировать учащихся, игра применяется в следующих формах:

В рамках системы социального обслуживания игру применяют в следующих формах:

Специфика коммуникативной деятельности в рамках социальной работы заключается в том, что, решая стоящие перед ней проблемы, она прямо или косвенно затрагивает все виды и формы деятельности и общественных отношений людей, а также все стороны социума. Обнаружение и решение данных проблем будет осуществляться с помощью установления и поддержания контактов с представителями общественных организаций и объединений, государственных служб, социальными группами и гражданами, которые нуждаются в защите, помощи и поддержке. Это, в свою очередь, требует высокого развития коммуникативных способностей у социальных работников.

Работник социальной сферы должен:

Практическая деятельность социального работника будет подразумевать общение, и ее успех во многом зависит от того, насколько он обладает коммуникативной компетентностью – в межличностном взаимодействии, коммуникации, восприятии.
Также инструментарий социальной работы будет включать в себя такие методы как общенаучные и методы конкретных наук. Для каждой из категорий населения и для решения конкретных проблем клиентов должен применяться свой инструментарий.

К главным коммуникативным методам технологий социальной работы принято относить диалог и дискуссию.

Под диалогом в качестве метода принято понимать такую форму коммуникации, которая осуществляется посредством взаимодействия в какой-либо степени разных, однако не соперничающих взглядов, точек зрения, подходов. В диалоге коммуникативный процесс будет развивать не только за счет принятия мыслей другого человека, но и также за счет идей, которые стимулируются данными мыслями.

В связи с этим диалог в рамках технологий социальной работы – это эвристический коммуникативный механизм.

Коммуникативный механизм становится устойчивым, когда формируется результат, содержащий и сохраняющий общность, которая развивается благодаря взаимодействию двух субъектов, каждый из которых будет вносить вклад в развитие данной общности с помощью повторных действий, направленных друг к другу.

В качестве эвристического механизма диалог в технологиях социальной работы будет выполнять несколько функций:

Ряд исследователей полагает, что диалог обладает видом рекурсивного цикла. Под рекурсией понимается особая организация сложной системы, при которой в процессе ее функционирования будет выделяться какой-либо набор базовых подсистем и создаваться число их копий, которое является неограниченным. Рекурсия – это выстраивание нового с помощью варьирующего повторения элементов, составляющих базу.

В отличие от диалога, в процессе дискуссии люди сталкиваются и обмениваются конкурирующими и противоположными аргументами или мнениями. Благодаря дискуссии можно сформировать общую, единую и непротиворечивую ситуацию, которая обеспечивает понимание проблемности, а затем – и ее снятие. Главными функциями дискуссии являются селективная, генеративная и интеграционная.

Дискуссия – это механизм установки связей, единства, отношений «Я» и «Другого». Первоначально в процессе дискуссии будет формироваться избыток и разнообразие разных решений, однако в последующем в данном процессе будет устраняться поливариантность решений, информационная избыточность, расхождения, противоречия, т.к. будут оставаться только более перспективные и правдоподобные решения.

В результате механизма дискуссии происходит естественный отбор решения. Благодаря дискуссии человек может поискать решение проблемы с разных позиций, этот метод позволяет избежать односторонность, а также часто предотвращает возможность появления тупиковых ситуацию, узость и ограниченность взглядов, абсолютизацию разных стороны в процессе поиска способов решения, так и в самого исследуемого объекта деятельности. В технологиях социальной работы дискуссию используют для того, чтобы развить у человека в проблеме самостоятельность мышления, ответственность, инициативу, направить его на поиск новых решений.

Важно упомянуть, что в качестве клиента социальной службы может выступать не просто индивид, но также и личность, которая обладает устойчивой системой социально значимых черт. В связи с этим в работе с человеком, в рамках социальной работы важно исходить из того, что он владеет бесконечным количеством разных вариантов исполнения и решения новых задач, неожиданно возникающих в рамках деятельности. Соответственно, сущность социальной работы с человеком заключается не в том, чтобы обнаружить план действий, позволяющий определить направленность данной работы.

Эрих Фромм полагал важным включить человека в деятельность. Для того, чтобы деятельность человеком воспринималась как творческая, нужно чтобы он осуществлял ее в соответствии с собственным планом. Поэтому если человек подчиняется чужой воле или плану в процессе выполнения социальной работы, то это в результате приведет к тому, что человек будет психологически и социально отчуждаться.

Только если человек сам поставил цель при решении собственных проблем будет определять его сознательное отношение и возникновение мотивации в деятельности. Если убрать человека от определения цели, то вся работа с ним лишается внутреннего содержания и в результате приведет к тому, что он будет проявлять безразличие к самому содержанию деятельности.

Данная проблема решается с точки зрения мотивации и стимулирования деятельности человека. Стимулированием человека называют побуждение к деятельности, форму опосредованного влияния на человека, процесс социальной работы, который должен ориентироваться на то, чтобы выявлять основные стимулы – внешние условия, эмоциональные и психологические факторы влияния на человека, состояние его креативного потенциала.

«Синектика Гордона» является одним из возможных методов активизации творческих способностей человека. Эта теория является операционной, и она предназначена для того, чтобы сознательно использовать подсознательные психологические механизмы, которые действуют в процессе творчества. В соответствии с ней задачи, которые предлагаются человеку, можно решить при помощи аналогий следующих видов:

Для того, чтобы стимулировать творческий потенциал человека также можно использовать такой метод как «брейнсторминг», который известен в русскоязычном пространстве как метод мозгового штурма или атаки. Суть данного метода заключается в том, что это особая форма воздействия группы на индивида, который решает проблему. Творческую активность можно стимулировать, если соблюдать следующие принципы мозгового штурма:

В основе данного метода лежит уверенность в том, что креативное мышления нуждается в свободе, раскрепощенности, устранении разных внешних тормозов. Автор методики полагал, что каждый человек может придумывать идеи и оценивать их с критической точки зрения. Соответственно, данную технику можно использовать и в процессе социальной работы с человеком в трудной жизненной ситуации.

Все данные методы, которые были представлены выше, обладают своими достоинствами и недостатками. Например, метод «мозгового штурма» можно применять только в ситуации поиска простых усовершенствований и решений, он не эффективен, если дело касается решения сложных и многоуровневых задач. Психологические методики стимулирования творческой активности не направлены на то, чтобы решить проблему на уровне образного мышления и найти скрытое в ней противоречие, а направлены на то, чтобы стимулировать человеческие способности.

Еще один из методов социальной работы – это групповая работа (в рамках групп личностного роста). С помощью данного метода можно повысить социально-психологическую компетентность человека в трудной жизненной ситуации, раскрыть его творческий потенциал в решении разных задач, удовлетворить его потребности и сформировать готовность к активной деятельности и самовыражению.

Можно обнаружить большое количество преимуществ групповой работы в отличие от индивидуальной. Группа представляет собой миниатюрную версию общества. В ней можно выявить все факторы, которые воздействуют на людей в обычной жизни – социальные воздействия, давление партнеров, межличностные конфликты и другое. Также группа является сообществом, в котором устанавливаются доверительные отношения, и в итоге каждый из участников чувствует себя принятым другими и в то же время и сам принимает другим, оказывает им помощь и поддержку и принимает их. Опыт, который приобретает человек в трудной жизненной ситуации в рамках этой специально созданной среды, переносится во внешний мир, тем самым помогая человеку решать личностные и межличностные проблемы.

Если обобщить все преимущества групповой работы, то можно сказать о том, что воздействие в данной форме работы носит косвенный, а не прямой характер. В связи с этим понижается степень сопротивления участников, а также включаются сильные эмоциональные механизмы взаимодействия, к которым, например, могут относиться эмпатия, внушение, эмоциональная зарядка и другие. За счет обратной связи каждый человек получает разную информацию о себе самом, участники интенсивно обучаются новым стилям поведения и новым навыкам.

Оценки и суждения группы являются более правильными, чем решения каждого конкретного индивида. Решения могут приниматься с намного большей степенью риска. Также в процессе взаимодействия внутри группы можно осознать ценности других людей и необходимость в них, когда каждый отдельный человек в группе будет чувствовать доверие и внушать его сам, ощущать поддержку и знать, что схожие проблемы есть также и у других людей. Таким образом, появляется возможность увидеть самого себя «со стороны» в безопасной обстановке и сравнить себя с другими участниками группы.
Участие в группе всегда ведет к тому, что человек начинает стремиться к самоисследованию и самоизменению. В рамках групповых занятий человек в трудной жизненной ситуации экспериментирует с разными коммуникативными ситуациями, усваивает их и получает возможность отработать новые способы взаимодействия, и при этом испытывает защищенность и психологический комфорт.

В группе расширяется диапазон обратной информации, которую получают участники, в связи с чем они могут сравнить собственную оценку своего поведения, свои личные представления о профессиональном и коммуникативном облике с мнением других людей. Участники присваивают групповой опыт, используют его в качестве модели более адекватного поведения, реагирования на сложные ситуации в жизни, в результате чего могут формировать определенный социальный иммунитет. Именно данный иммунитет позволяет людям решать проблемы, которые возникают в процессе делового и межличностного общения в результате возрастания креативных возможностей, развития большего уровня компетентности в коммуникации с другими, а также способности определять оптимальные пути решения проблем, которые возникают в жизни.
Более того, в процессе групповых занятий, к примеру, безработных женщин, каждая из тех, кто участвует на группе, получает знания, которые направлены на то, чтобы развить ее творческий потенциал. Для этой цели они получают сведения о том, как устроен рынок труда в рамках современной рыночной экономики России, о том, какие существуют основные приемы создания личного имиджа, какие есть технологии карьеры, что такое трудоустройство, а также получают навыки компьютерной грамотности. Для того, чтобы составить конкуренцию на рынке труда, необходимо овладеть новыми технологиями позиционирования себя.

Осуществляя групповую работу, участники анализируют себя и свои возможности, приобретают точку опоры в своей уникальности, а также акцентируют внимание на идее необходимости приглядываться к окружающему миру, искать свое в разных красках и формах, привязываться к этому и получать в результате поддержку. Приобретенные на групповых занятиях умения использовать собственную уникальность помогают человеку в трудной жизненной ситуации почувствовать внутренний комфорт, выстраивая имидж, который соответствует какой-либо социальной роли.

Одна из задач групповой социальной работы специалистов с безработными заключается в том, чтобы помочь им стать более конкурентоспособными на нынешнем рынке труда. Для этого необходимо помочь им стать увереннее в себе. Благодаря занятиям в группе безработные могут с большей уверенностью ставить задачи в ранее не знакомых им областях, развивать свои проекты, создавать группы поддержки. Благодаря развитию их активности появляется реальный шанс превратиться из безработных в полноценных членов общества, уверенно и сознательно выступающих с собственными предложениями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *