телефон какая техника считается
Телефон какая техника считается
от 10 ноября 2011 г. N 924
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.05.2016 N 471,
от 17.09.2016 N 929, от 27.03.2019 N 327)
1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования
3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу
5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями
7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины
8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления
9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления
10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления
11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления
12. Холодильники, морозильники, комбинированные холодильники-морозильники, посудомоечные, автоматические стиральные, сушильные и стирально-сушильные машины, кофемашины, кухонные комбайны, электрические и комбинированные газоэлектрические плиты, электрические и комбинированные газоэлектрические варочные панели, электрические и комбинированные газоэлектрические духовые шкафы, встраиваемые микроволновые печи, роботы-пылесосы, кондиционеры, электрические водонагреватели.
(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.03.2019 N 327)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями
(п. 13 введен Постановлением Правительства РФ от 27.05.2016 N 471)
14. Инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические)
(п. 14 введен Постановлением Правительства РФ от 17.09.2016 N 929)
Ежедневно в стране приобретается мобильная техника различного качества. Нередки случаи, когда пользователь получает разочарование от покупки. Это может быть вызвано существенным недостатком или продукт просто не понравился по цвету. Нюансы возврата устройств зависят от принадлежности к категории сложнотехнических аппаратов. Однако в вопросе – является ли телефон технически сложным товаром или нет, между потребителями и персоналом магазинов часто возникают споры.
Нормативное регулирование
Согласно п. 11 ПП №55, п. 1 ст. №25 ЗОПП сложная бытовая техника с приложенной гарантией по закону не может возвращена или обменена.
Законом подразумевается, что должны быть соблюдены все три пункта. Таким образом, кнопочный телефон технически сложным товаром не является.
ЗОЗПП
Все вопросы, связанные с взаимоотношениями покупатель-продавец, а также защитой их прав, собраны в законе РФ № 2300-1 (последняя редакция от 2020 года). Конкретно об обмене товаров надлежащего качества + список невозвратных продуктов, размещены в статье №25 данного Закона.
Права потребителя на возврат сложнотехнического товара оговорены в п.1 ст.18 ЗОЗПП.
Постановление Правительства №924
Весной 2020 г, Правительство внесло ряд поправок и изменений в список продукции, подпадающей под определение «технически сложный товар».
Подробнее в ПП РФ №924 последняя редакция 2020 года.
Комментарии Роспотребнадзора о телефонах, смартфонах
Поскольку вопросы у граждан является ли телефон технически сложным товаром или нет, возникают все чаще, Роспотребнадзор опубликовал письмо с пояснениями на эту тему.
Нежелание продавцов возвращать деньги или менять аппараты, напрямую связано с тем, что они подводят эту категорию продуктов под тип устройств сотовой связи.
Из объяснений сотрудников Роспотребнадзора: Название «мобильный телефон» – это обиходная вещь. Прибор не попадает в категорию радиоаппаратов и другой техники.
Радиоэлектронные устройства по номенклатурным номерам и кодам общей Российской классификации товаров – 658000/658900. Тогда как смартфоны входят в реестр – 657140, 667310 – электронные радиоприборы, телевизионное оборудование и средства связи, работающие на короткой волне.
Этим письмом Роспотребнадзор дал однозначный ответ на вопрос, является ли телефон технически сложным товаром или нет. На данный момент текст комментария удален с официального источника. Апеллируя к пунктам этого письма перед продавцом, не стоит забывать о ПП №924.
Список сложнотехнических товаров
Правила обмена и возврата телефона
Срок в две недели дается покупателю на выявление дефектов в приобретенном товаре, а также нравиться ли им пользоваться. В течение 14 дней можно обратиться в магазин, где в письменном заявлении следует объяснить проблему и попросить обмен или возврат средств. Наличие чека и упаковки от изделия – желательно, но необязательно,
К сведению: если гаджет покупался через онлайн-магазин, то условия возврата будут отличаться.
Дистанционное оформление телефона происходи исходя из описаний товара на сайте и фото. У пользователя нет возможности проверить витринный образец. В этом случае покупку допускается вернуть в недельный срок, независимо, какие характеристики имеет телефонный аппарат.
На заметку: если условия в договоре-оферте по сдаче документально не зафиксированы, то период возврата составляет 3 месяца.
Полномочия потребителя
Пример №1: купленный телефон технически сложным товаром не является, но после сделки был обнаружен дефект.
При оформленном гарантийном талоне пользователь вправе требовать обмен или возврат в течение указанного производителем срока. Однако здесь речь идет о заводском браке, а не о механическом повреждении телефона в период пользования.
Если к изделию талон не оформлялся, то потребитель должен представить доказательства, или провести независимую экспертизу того, что проблема возникла до оформления сделки. Когда по результатам обследования будет выявлена правота потребителя, то продавец обязан возместить расходы, потраченные на услуги сервисного центра.
Пример №2: смартфон, который является технически сложным товаром.
В данном случае вернуть средства можно в рамках 15-дневный срок. Оформление претензии с запросом на сдачу или обмен продукта в указанный период допускается при следующих обстоятельствах:
К сведению: существенный недостаток – техническая проблема, которую невозможно устранить в короткие сроки.
Права продавца
Пошаговая инструкция
Если прийти к мирному урегулированию спора продавцу и покупателю не получилось, то пользователь вправе действовать в формате досудебного разбирательства. Для этого составляется претензия на возврат товара.
Документы перечисляется отдельно по номерам, и оформляются в виде приложения к претензии.
Следующий шаг – отправка заказного письма с описью по юридическому адресу предприятия. Второй вариант – передача лично в офисе под подпись ответственного лица. Подготавливаются два экземпляра заявления – по одному для каждой стороны.
Если по окончании указанного в претензии срока (10 дней) ответа нет, нужно ходатайствовать в суд или надзорные органы.
Заключение
Купив бракованный продукт или обнаружив недостаток в процессе пользования, не стоит сразу писать претензии или жаловаться. Эксперты рекомендуют постараться решить вопрос полюбовно. Как правило, компании делают ставку на качестве услуг и добрую репутацию, поэтому есть вероятность мирного урегулирования спора.
Знание гражданских прав дает возможность решить вопрос на первом этапе, без обращения в органы высшей инстанции. Владелец понимает, чем чреваты судебные тяжбы. Поэтому до того, как начинать собирать доказательства, тратить деньги на юристов, стоит обратиться в головной офис компании и пообщаться с руководством.
Посмотрите видео: «Процедура возврата мобильных телефонов.»
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
О сотовых телефонах и технически сложных товарах
О сотовых телефонах и технически сложных товарах
Принимая во внимание участившиеся обращения граждан с жалобами на продавцов сотовых телефонов, Управление обращает внимание граждан на отдельные аспекты правового регулирования правоотношений в указанной сфере.
В частности, речь идет о случаях, когда продавцы сотовых телефонов отказывают покупателям в обмене товара надлежащего качества на аналогичный товар другой модели. По мнению продавцов в соответствии с «Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55, телефонный аппарат, сотовый телефон, является бытовой радиоэлектронной аппаратурой и обмену не подлежит.
Управление разъясняет, что согласно п.26 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене, необходимый перерасчет с продавцом.
В случае обнаружения недостатков сотового телефона ( товар ненадлежащего качества) в соответствии с п.1. ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон) в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков».
В соответствии с п.1 ст. 20 Закона если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. Отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для продления срока ремонта и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.
На товар с недостатками требования о выполнении гарантийного ремонта потребитель вправе предъявлять в течение срока гарантии объявленного на товар. Гарантийные обязательства в отношении товара могут устанавливать как изготовители, так и поставщики, продавца товара.
Сообщаем так же, что сотовые телефоны не входят в группу товаров, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55). Поэтому если потребителем выдвинуты требования о проведении гарантийного ремонта или о замене товара ненадлежащего качества, то в соответствии с п.2 ст.20 и п.1. ст. 21 Закона продавец обязан при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю товар, обладающий этими же потребительскими свойствами.
В соответствии со ст.23 Закона потребитель вправе –
«1. За нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Возврат телефона по закону: сроки, требования, особенности по закону, правила возврата
При попытке вернуть купленный телефон в магазин покупатели нередко сталкиваются с отказом. Продавцы ссылаются на то, что телефон является технически сложным товаром, и он не подлежит обмену по нормам.
Насколько законным является отказ продавца в данном случае?
Правовое регулирование возврата технически сложных товаров
Возврат технически сложных товаров в магазин регулируется:
Но это правило действует только в отношении исправного товара, который не имеет недостатков. То есть покупатель не может обменять технически сложный товар, если он просто передумал, или товар ему не понравился.
Такое положение связано с тем, что на технически сложные товары установлены гарантийные сроки. При покупке такого товара достаточно важно обеспечивать сохранность платежных документов (обычно – кассового и товарного чеков), а также следить за правильностью заполнения гарантийного талона. Хотя при отсутствии этих документов покупатель вправе рассчитывать на удовлетворение своих требований, но с ними процедура происходит быстрее и без лишних проволочек по сбору и проверке доказательной базы.
Что относится к технически сложным товарам
В перечне технически сложных товаров, которые не подлежат обмену и возврату в течение 14 дней при условии их надлежащего качества, представлены:
Непосредственно слово «смартфон» в перечне не указано. Но покупателям стоит обратить внимание на п. 6 в перечне. Под определение «оборудования, имеющего сенсорный экран и обладающего двумя и более функциями», как раз подпадают современные смартфоны.
Сроки для возврата технически сложного товара
Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», покупатель может потребовать заменить или вернуть смартфон как технически сложный товар, только если он имеет какие-либо недостатки. Под недостатком товара понимается его несоответствие установленным требованиям, которые предусмотрены законом или целям использования данного товара.
В случае приобретения некачественного товара потребитель может:
Данные требования потребитель вправе предъявить только в течение первых пятнадцати дней после покупки телефона. Потребитель в такой ситуации может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денег на законном основании.
Аналогичные требования потребитель может предъявить, когда гарантийный срок на товар истек или не был установлен вовсе (но с момента покупки аппарата не прошло 2 лет). При этом покупатель за свой счет может провести экспертизу по выявлению причины возникновения недостатков. Если такие недостатки являются производственными, то потребитель может требовать от продавца возврата товара и возмещения ему убытков.
Как вернуть телефон в магазин
Процедура возврата технически сложного товара происходит по следующему алгоритму.
Этап 1. Покупатель обращается в магазин с требованием о возврате товара.
Он передает в магазин смартфон и пишет здесь претензию. Претензия пишется в двух экземплярах. В ней прописывается: когда приобретен товар, какие недостатки выявлены, какие сроки даются продавцу для возврата денег. Стоит дополнительно указать о намерении обратиться в суд при отказе удовлетворить требования покупателя.
К претензии прилагается копия паспорта покупателя, выписка из банка с реквизитами его счета, а также все имеющиеся документы (кассовые и товарные чеки, гарантийные талоны и пр.).
Если покупателю отказывают в принятии претензии, то ее нужно направить по почте заказным письмом с описью вложения. Когда и на такое требование покупателя не поступит ответа, то он вправе обратиться в суд за защитой интересов.
Этап 2. Рассмотрение претензии продавцом и принятие решения.
Требование о возврате должно быть удовлетворено продавцом в течение 7 дней со дня предъявления. Но если продавцу требуется дополнительная проверка качества или время на установление причины неисправности, то на это отводится еще около 20 дней.
Стоит отметить, что покупатель может потребовать предоставления ему аналогичного товара на период ремонта и замены предыдущего. Такой телефон должен быть предоставлен ему в течение 3 дней после обращения.
Этап 3. Продавец перечисляет деньги покупателю.
Требование о получении денежного возмещения продавцу нужно удовлетворить в течение 10 дней. Деньги перечисляются способом, указанным заявителем в претензии: например, на его банковский счет или выдаются наличными из кассы организации.
Потребитель также вправе потребовать возмещения ему убытков из-за продажи некачественного товара.
Если покупателю была предложена не замена телефона, а его гарантийный ремонт, и он согласился, то после ремонтных работ покупатель имеет право осмотреть товар и потребовать проверки его свойств (демонстрации действия в его присутствии).
Когда в ходе взаимодействия с продавцом покупателю не удается решить спорный момент, то он вправе обратиться в суд.
Таким правом покупатель наделяется, если ему неоднократно приходилось обращаться за ремонтом телефона в гарантийном периоде для устранения разных недостатков. Так, закон указывает, что при невозможности нормального использования товара в совокупности более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока из-за необходимости устранения его недостатков, покупатель имеет право вернуть товар и потребовать компенсации ему убытков.
Под существенным недостатком понимается неустранимый недостаток, который не мог быть устранен без соразмерных расходов или временных затрат или был выявлен неоднократно и появляется вновь после его устранения.
Например, в телефоне перестал работать динамик. Покупатель сдал его в магазин на ремонт и после получил исправный телефон, но через некоторое время динамик снова сломался. В этом случае можно считать, что в телефоне имеется существенный недостаток и его допускается сдать.
Какой технически сложный товар не подлежит возврату
Возврату не подлежит качественный технически сложный товар, а также товар с дефектами, которые возникли в ходе эксплуатации по вине потребителя. Например, если потребитель уронил телефон в воду или разбил на телефоне экран, и телефон перестал работать, то на это не распространяется гарантия.
Для определения причины возникшей неисправности проводится независимая экспертиза. Она нужна в случае того, когда между продавцом и покупателем возник спор о причине возникновения недостатков товара: являются ли они производственными и эксплуатационными.
В данном случае продавец обязан провести экспертизу за свой счет. Покупатель вправе присутствовать при ее проведении, чтобы иметь возможность при необходимости оспорить ее в суде.
По результатам проведенной экспертизы возможно два варианта развития событий: продавец признает, что брак был производственным. В этом случае он обязан удовлетворить требования потребителя. Но если эксперты установят наличие эксплуатационного брака, то на покупателя будут переложены расходы на ее проведение.
Если эксперты установят, что неисправность аппарата появилась еще до покупки, то в дальнейшем расходы на экспертизу можно будет взыскать с продавца в судебном порядке.
Таким образом, смартфон входит в перечень технически сложных товаров, которые не подлежат обмену и возврату в течение 14 дней при условии отсутствия в нем дефекта. Если недостатки товар все же имеет, то покупатель вправе обратиться с требованием о его возврате в магазин в течение 15 дней. При этом товар должен иметь производственный брак, а не эксплуатационный, когда вина в поломке телефона лежит на покупателе. По истечении указанных сроков для возврата покупатель может обратиться только с требованием гарантийного ремонта.
Телефон относится к бытовой технике
Хотелось бы узнать относится ли мобильный телефон и на основании какого нормативного документа к технически сложным товарам? В Перечнях о технически сложных товарах речь идет о бытовых товарах. Однако можно ли говорить о мобильных телефонах как о бытовой технике? Может ли продавец отказать в замене мобильного телефона ссылаясь на технически сложный характер товара?
Скажите, пожалуйста, письмо Онищенко от 02/11/2010. О возврате сотовых телефонов актуально? Могу ли я обменять неисправный сотовый телефон без экспертиз в течении 14 дней со дня покупки?
Информация о выводе телефонов из категории «сложная бытовая техника» попала в прессу из пресс-релиза, опубликованного на сайте Роспотребнадзора. Впоследствии документ с сайта был удален. Онищенко объяснил его появление технической ошибкой.
Сейчас продавцы руководствуются действующими правилами постановления правительства РФ № 55. Оно устанавливает, что покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества обменять купленный товар на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя, в случае разницы в цене, необходимый перерасчет с продавцом. А статья № 25 закона «О защите прав потребителей» определяет, что обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится в срок 14 дней, если указанный товар не был в употреблении.
Нельзя сказать, что возможные изменения в правилах возврата телефонов как-либо осложнят жизнь ритейлеров. Даже единственный звонок с купленного телефона может быть истолкован ими как «употребление», и в возврате будет отказано согласно закону.