телеканал пятница чей это канал какой страны
Первый выстрел по Останкино: Украинцы захватывают Москву
Не секрет, что на российском телевидении много лет с невероятным успехом идут всевозможные шоу и сериалы, которые либо произведены на Украине, либо заимствованы оттуда. Спектр – самый широкий. От низкопробных шоу до передач, которые даже получили премию ТЭФИ. Что же не так? У нас не хватает своего телевизионного продукта или проблема не в этом?
Парадоксально, но факт: куда ни ткни в российском развлекательном телеэфире – попадёшь на украинское. Это касается концепции телепрограмм, сценариев сериалов, непосредственно производства, зовущегося ныне модным словом «продакшен», а также актёров, шоуменов и так далее. За примерами далеко ходить не нужно, ведь наиболее популярные в России реалити-шоу вроде «Орла и решки» имеют именно украинское происхождение.
Между тем с 2014 года Украина отказалась от программ и киносериалов российского производства, чтобы не пропагандировать «страну-агрессора». Они отказались, а мы – наоборот. С 2014 года на российском ТВ произошёл настоящий расцвет украинских шоу и сериалов, а многие известные сегодня в России телезвёзды – выходцы именно из этой страны.
Феномен «Пятницы!» и «Ю»
Происходящее с российским развлекательным телеэфиром проще и эффективнее всего показать на примере телеканалов «Пятница!» и «Ю», наиболее активно продвигающих в России украинский контент. Канал «Пятница!», например, вообще является лидером по внедрению украинских шоу в России. Один из наиболее популярных проектов телеканала – известная многим передача про путешествия «Орёл и решка». Её дебют на российских телеэкранах состоялся ещё в 2013 году. В 2014 году никакого отказа от этой передачи не произошло. Напротив, начался её «золотой век». А ведь изначально шоу выходило вообще на украинском телеканале «Интер».
«Орёл и решка» – детище киевской Teen Spirit Studio (юрлица «Тiнспiрiт Студио» и «Тiнспiрiт продакшн»). Как заявляют создатели шоу – выпускники Киевского национального университета культуры и искусств Жанна Бадоева и супруги Евгений и Елена Синельниковы, передача родилась буквально «на коленке» и изначально даже не предусматривала концепцию подбрасывания монеты. Впоследствии именно эта концепция стала «фишкой» шоу: одному путешественнику доставалось всего 100 долларов, а другому – банковская карта с неограниченным лимитом.
Российский телеканал «Пятница!» купил шоу в 2013 году и к 2015 году оказался лидером по темпам роста выручки на российском рынке, увеличив этот показатель до 4,4 млрд рублей, или на 21%. Чистая прибыль канала составила тогда 1,1 млрд рублей. За счёт чего были достигнуты такие результаты? Кроме «Орла и решки», на телеканале тогда же вышли другие украинские шоу – «Ревизорро» и «Пацанки». Все три и стали локомотивами в росте прибыли и популярности канала.
РБК в 2017 году приводил данные исследовательской компании KVG Research. И данные эти впечатляют. Оказалось, что уже тогда Украина вышла на второе место после США в списке поставщиков контента для российского телевидения. Причём с момента обострения отношений с Россией украинские программы, сериалы и шоу начали агрессивный захват телерынка нашей страны. В 2014 году украинский контент имел в России долю 11,9%, а спустя два года – уже 20,5%. При этом львиная доля пришлась на «Пятницу!», треть эфира которого состояла из украинских программ. Ещё одним «украинским» каналом в России стал канал «Ю», сетка которого на 40% была заполнена украинскими передачами.
При этом российский канал «Пятница!» прирос и «гастарбайтерами»: его лицами стали ведущие украинского происхождения Жанна Бадоева, Регина Тодоренко, Андрей Бедняков и другие. Кстати, популярное шоу с проверкой ресторанов «Ревизорро» тоже было придумано на Украине создателями «Орла и решки».
Благодаря Украине на наших телеэкранах прижились и не такие нейтральные программы, как шоу про путешествия. Например, телеканал «Ю» после резкого обострения отношений Киева и Москвы купил на Украине шоу «Я соромлюсь свого тіла» («Я стесняюсь своего тела»). Однако это разработка не украинская, а британская. Шоу было концептуально скопировано с передачи Embarrassing Bodies. Британцы показывали различные физические отклонения во внешности людей с медицинской точки зрения, общались с врачами. В украинской версии же была сделана ставка на «шок-контент». В передаче то смаковали во всех ракурсах мужчину с опухолью размером в голову, то облик 12-летней девочки с телом взрослой женщины. Ставка была сделана на то, чтобы вызвать у аудитории целый спектр ярких эмоций – от любопытства и отвращения до сочувствия и эмпатии. Шоу затем перекочевало и на российские экраны.
Возвращаясь к «Орлу и решке», стоит добавить пару штрихов. Это шоу трижды (!) получало в России престижную телевизионную премию ТЭФИ – в 2014, 2016 и 2018 годах. А в 2019-м эту премию отдельно получила Анастасия Ивлеева, которая была ведущей передачи. Премии ТЭФИ в 2018 году было удостоено и шоу «Ревизорро». Что до ведущей Жанны Бадоевой, теперь она, поднимай выше, ведёт программу на Первом канале – по сути, ту же самую, только под названием «Жизнь других».
Нас бьют, а мы крепчаем?
Однако изобилие на российском ТВ с 2014 года украинских развлекательных шоу – это ещё далеко не всё. Быть может, вы не знали, но большинство сериалов на наших экранах также произведены Украиной. При этом львиную долю прибыли от продажи своих продуктов в России создатели этого контента получили именно после госпереворота на Украине, когда эта страна стала, мягко говоря, недружественна России с политической точки зрения.
Одна из таких компаний – Star Media украинского предпринимателя Владислава Ряшина. Компания известна в России не только документальными фильмами (например, «1812», «1812–1815. Заграничный поход», «Романовы»), но и сериалами вроде «Мата Хари», «Анна Герман» и ряда других.
По итогам 2017 года компания Star Media стала абсолютным лидером среди поставщиков телефильмов на российские экраны. И тут партнёрами студии выступают уже центральные федеральные телеканалы – Первый, «Россия 1», «ТВ Центр», НТВ и другие. Только в 2017 году Star Media произвела для них 790 часов кинопродукции (данные той же компании KVG Research).
Предыдущий лидер по насыщению России украинскими фильмами и сериалами – компания Film.ua. Она сняла, например, известный сериал «Нюхач». На своём сайте Film.ua сообщает, что производит «кинопрокатные фильмы, телевизионные сериалы и шоу для крупнейших телеканалов Украины и мира».
Как уже говорилось, Украина параллельно полностью прекратила закупку российских телевизионных продуктов. В феврале 2015 года тогдашний украинский президент Пётр Порошенко внёс изменения в целый ряд законов для «защиты информационного телерадиопространства Украины». В изменениях и содержалось соответствующее эмбарго.
Привело ли это к потерям для российских производителей? Да, и ещё каким. Об этом в 2018 году в интервью «Снобу» рассказала бывший гендиректор «СТС Медиа» Юлиана Слащёва. По её словам, только за 2014–2015 годы ущерб от запрета на продажу проектов Украине составил примерно 15 млн долларов.
То есть украинские компании эффективно торговали своими продуктами и зарабатывали на российском рынке, а для наших производителей на украинском рынке были сплошные убытки в виде недополученной прибыли как минимум.
Однако проблема не только в деньгах. Перед нами классические двойные стандарты. Ведь украинцы, не стесняясь, продают свою телепродукцию в Россию, получают огромную прибыль, учитывая обилие украинского контента в нашей стране, а затем продолжают поливать «москалей» грязью. Конечно, мы не говорим сразу обо всех, ведь есть и здравые голоса. Например, соучредитель Film.ua Сергей Созановский ещё в 2016 году выступил против закона Порошенко.
Мы против всякого рода безумных запретов. Запрещать актёров, запрещать режиссёров – значит, превращать всё в цирк,
– говорил он в интервью изданию Delo.ua.
С другой стороны, негоже ему при таком объёме продаж в России публично вредить репутации своей компании в российских же глазах. Но слова словами, а никакой инициативы от изготовителей шоу и сериалов на Украине по восстановлению взаимной торговли контентом с тех пор мы так и не увидели. Финансовые потоки шли лишь в одну сторону.
Ищи, кому выгодно
На самом деле, производство популярных телепроектов на Украине банально дешевле. Поэтому до популярных форматов в Киеве дотягиваются первыми. Когда в России затем видят успех этих шоу, их перекупают для российского телевидения. Почему? Потому что если такие шоу, что называется, «зашли» украинской аудитории, то, вероятно, будут популярны и в России. А это и продажи рекламы, и многое другое. По всем статьям выходит дешевле, чем запускать «сырой» проект с нуля сразу на российском ТВ.
Вот и Владимир Зеленский ещё в 2013 году, ещё в бытность комиком и телепродюсером, говорил о дешевизне производства контента на Украине в условиях тамошних бюджетов (цитата по «Комсомольской правде»):
Если люди не могут снять что-то за 50 тыс. долларов, потому что у них есть только десять, они начинают выдумывать и рыться в концептах. Продюсер думает не над тем, как что-то «поиметь», а как влезть в бюджет. И порой придумывает гениальные вещи.
Однако тут наблюдается и обратный процесс. Если на Украине снимать дешевле, то работать и зарабатывать выгоднее уже в России. Так делают и делали очень многие деятели шоу-бизнеса, которые построили себе карьеру в нашей стране.
Среди таких «гастарбайтеров» – София Ротару, Лолита Милявская, Наташа Королёва, певица Ёлка (Елизавета Иванцив), Ани Лорак (Каролина Куск), Вера Брежнева, Светлана Лобода. Список можно продолжать ещё долго.
В конечном счёте страдает российская киноиндустрия, которая во многом сидит «на аутсорсе». ТЭФИ нередко получают хоть и вышедшие на наши экраны, но на самом деле не российские проекты, хотя на их месте могли быть отечественные. Это же касается и значительного числа украинских деятелей шоу-бизнеса. Если российский федеральный канал, получающий бюджетную поддержку, покупает украинское шоу, то это же прямая отправка денег из кармана жителей России на Украину. Не лучше ли наконец делать всё самим?
Студия «Украина»: кто снимает развлекательные хиты для российского ТВ
Телеканал «Пятница!» провел 2016 год динамичнее конкурентов, показав самый быстрый на российском рынке темп роста выручки — 21% к 2015 году, до 4,4 млрд руб., и самую высокую чистую прибыль — 1,1 млрд руб. Главные хиты канала, в огромной степени обеспечившие впечатляющий результат, — шоу «Орел и решка», «Ревизорро» и «Пацанки». У всех программ есть украинские корни: либо их полностью придумали в Киеве, либо это совместное творчество украинских и российских продюсеров.
По подсчетам KVG Research, Украина — второй, после США, поставщик контента для российского телевидения. В 2014 году доля украинского контента составляла 11,9%, по итогам 2016 года — уже 20,5%. Чаще других его транслируют два канала — «Пятница!» и «Ю»: в эфире первого программы с украинским участием занимают треть эфира, второго — около 40%.
«Украинский дух»
«Мы — мастера конспирации. Есть своя система жестов, договоренности, кто в какие стороны расходится, если вдруг нам запрещают снимать. Если пытаются остановить полицейские, мы в зависимости от того, кто попался — мальчики или девочки, врем, что проводим мальчишник/девичник. Если нас ловят в аэропорту, указываем на пару ведущих и объясняем, что снимаем свадебное путешествие для молодоженов», — генеральный директор киевской Teen Spirit Studio Елена Синельникова увлеченно рассказывает о том, что происходит за кадром съемочного процесса «Орла и решки».
Главный хит «Пятницы!» и самое популярное тревел-шоу российского и украинского телевидения в Teen Spirit придумали семь лет назад. С тех пор программа, в которой двое ведущих изучают туристический потенциал одних и тех же городов в бюджетной и люксовой категориях, превратилась во флагман нового развлекательного вещания и стала золотой жилой для производителей: в 2016 году чистая прибыль Teen Spirit (юрлиц «Тiнспiрiт Студио» и «Тiнспiрiт продакшн») составила более 4,6 млн руб. согласно данным «СПАРК-Интерфакс».
Для съемок Синельниковы и Крапивина создали Teen Spirit и разделили полномочия. Синельникова возглавила студию, ее муж стал режиссером, а Крапивина — генеральным продюсером. Она курирует стратегическое развитие, разруливает кризисные ситуации и договаривается с каналами, перечисляет Синельникова. Получить комментарии Крапивиной для этого материала журналу РБК не удалось.
Первыми ведущими «Орла и решки» стали Жанна Бадоева и ее муж Алан. Съемки пилота в Барселоне команда начала без предварительных договоренностей с каналами, все расходы на себя взяла Крапивина. Работа над первым выпуском заняла четыре месяца. В конце октября 2010-го пилот показали генеральному продюсеру украинского канала «Интер» Владимиру Зеленскому. Он согласился купить проект и заказал целый сезон, говорит Синельникова. Зеленский общаться с журналом РБК отказался.
Эфирную премьеру «Орла и решки» назначили на февраль 2011 года. «И все — начался нон-стоп. Поскольку договоры и перечисление денег процесс небыстрый, Нателле пришлось оплатить и нашу первую командировку. Дальнейшие расходы покрывал «Интер», — рассказывает Синельникова. По ее словам, сначала Teen Spirit выставила заниженный ценник: не представляли, сколько это стоит на самом деле, и не учли массу рисков: «Например, однажды группа приехала в Узбекистан, но ей не разрешили снимать. Пришлось переночевать и уехать ни с чем».
По итогам переговоров «Интер» и «Пятница!» разделили расходы на новые съемки пополам. Правообладателем формата осталась Teen Spirit — это дает студии возможность снимать отдельные сезоны эксклюзивно для российского партнера. Кроме того, за компанией Крапивиной и Синельниковых остаются доходы от дистрибуции и рекламы в соцсетях и на YouTube. Процентов от рекламных и спонсорских доходов каналов студия не получает. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка Teen Spirit в последние годы варьируется от нескольких сотен тысяч до более чем 45 млн руб. Представители Teen Spirit отказались обсуждать финансовые показатели.
Продавать формат Teen Spirit не видит смысла. «У нас есть опыт, и только мы можем отлично это делать», — объясняет Синельникова. Отступления от правила бывают — в пользу той же «Пятницы!», которая периодически заказывает Teen Spirit специальные выпуски. В этих случаях с телеканалом заключаются разовые договоры сублицензирования.
В премьерном для «Пятницы!» 2013 году шоу «Орел и решка» вышло в эфир 1088 раз. Доля проекта составила 2,4 против 1,7% у канала в среднем, подсчитала для журнала РБК компания Mediascope. С каждым годом популярность шоу росла: на конец 2016 года доля составила 3,3 против 2,9% у «Пятницы!» в среднем. По итогам 2016-го рекламная выручка канала от проекта (без учета спонсорской) составила 10,5 млрд руб., подсчитали для журнала РБК аналитики агентства Etat Control International (ECI). Больше всего на рекламе в «Орле и решке» канал заработал в 2014 году — 2,9 млрд руб.
Успех «Орла и решки» на «Пятнице!» участники украинско-российской кооперации объясняют стечением обстоятельств. «Каналу нужно было в сжатые сроки получить большой объем нового фирменного контента. К тому моменту Teen Spirit уже сняла три сезона плюс программа выходила на «Интере», который концептуально подходил под задачи «Пятницы!». В итоге аудитория начала воспринимать контент как фирменное шоу «Пятницы!», — объясняет источник, близкий к руководству российского канала.
Teen Spirit стала для «Пятницы!» поставщиком не только контента, но и кадров. Звездами канала стали Бадоева (позднее она вела на «Пятнице!» шоу «Жанна, пожени» и «Битву салонов») и еще один ведущий «Орла и решки» Андрей Бедняков, который на «Пятнице!» вел «Верю — не верю», «Проводник» и другие передачи.
Сотрудничество с «Пятницей!» не всегда было безоблачным: в январе 2014-го в эфир российского канала вышло тревел-шоу «Как фишка ляжет» с ведущими «Орла и решки», похожее по формату на контент Teen Spirit. По настоянию руководства Teen Spirit «Пятница!» съемки проекта прекратила — в эфир вышел только пилот. «Это было неприятно, но мы долго не ругались. Быстро нашли общий язык. Руководство «Пятницы!» согласилось, что не стоит делать шоу «Орел и решка: вид сбоку», — вспоминает Синельникова. Представители «Пятницы!» на вопросы журнала РБК для данного материала не ответили.
Шоу «Орел и решка» сделало украинскую студию заложником формата, признает Синельникова: к Teen Spirit регулярно обращаются другие каналы с предложениями о съемках новых тревел-шоу. Компания всем отказывает: ее владельцы пока не видят возможности «сделать шоу лучше», объясняет продюсер. Среди несостоявшихся контрагентов она называет каналы СТС и «Домашний». Представитель «СТС Медиа» на момент сдачи материала в печать не предоставил комментария.
Природу популярности «Орла и решки» Синельникова объясняет так: «Мы были первыми, кто показал не ведущих с заученным текстом, а живых людей, иногда с неправильной речью, порой даже чересчур раскрепощенных и живых». Этот образ «честно отражает» намерения съемочной группы, придумавшей шоу, чтобы много путешествовать, говорит продюсер. С ней согласна и первая ведущая шоу Жанна Бадоева: «Я не хотела превращаться в говорящую голову, в журналиста, в диктора, в телеведущую, я хотела оставаться собой».
Главной технологической новацией «Орла и решки» стало решение режиссера шоу Евгения Синельникова снимать программу на фотоаппарат. «Это дает совершенно другую картинку, нетипичную для телеэкрана. Сначала была жуткая головная боль, как синхронизировать картинку и звук, один раз даже приходилось переснимать, но оно того стоило», — отмечает гендиректор Teen Spirit.
По прогнозу Синельниковой, пока проект будет востребован, основные силы Teen Spirit будут сосредоточены на «Орле и решке». Сейчас компания снимает 17-й сезон для «Интера» и «Пятницы!», на российском канале также выйдет эксклюзивный сезон о путешествиях по России. «Мы снимаем и другие проекты: у нас была программа про бездомных животных «Семейный пес», шоу о мужчинах «Вокруг М» (проект купила «Пятница!» и выпустила под названием «Леся здеся». — РБК), но все на один сезон», — перечисляет продюсер.
Летучая из «библии»
Идея шоу-ревизии ресторанов и отелей пришла в голову продюсеру украинского «Нового канала» Виктории Бурдуковой накануне чемпионата Европы по футболу 2012 года: страна готовилась к наплыву туристов и серьезной проверке национальной индустрии сервиса. Соавтором формата, который разрабатывало «Творческое объединение № 1» (ТО № 1), была шеф-редактор Анна Жижа. Спустя несколько сезонов она стала ведущей «Ревизора», одного из самых обсуждаемых телепроектов последних лет.
Продюсеры «Пятницы!» во главе с Картозией заинтересовались шоу примерно на той же стадии, что и «Орлом и решкой», — в разгар третьего украинского сезона, в середине 2013 года, вспоминает Бурдукова. Лицензию российский канал купил cпустя год. Изначально предполагалось, что снимать российскую версию будет та же команда, но из-за загруженности производственных мощностей «Новый канал» отказался от этой идеи.
«Мы написали так добросовестно, что даже порадовались за себя. До этого я видела «библии» западных компаний — они всего на несколько страниц, включая технический райдер. А у нас получился подробный увесистый документ», — рассказывает Бурдукова. По ее словам, российская ведущая Елена Летучая в точности соответствовала описанию из «библии»: «Она очень похожа на первую ведущую «Ревизора» Ольгу Фреймут. У меня после этого сердце немного успокоилось. Это значило, что все будет в порядке и с форматом». По подсчетам журнала РБК, производство одного выпуска «Ревизорро» обходится в 1,5 млн руб. Раскрыть стоимость производства оригинального шоу «Новый канал» отказался, Бурдукова лишь сообщила, что украинские бюджеты примерно в три-четыре раза меньше российских. Прежде всего из-за более высоких зарплат российских специалистов, поясняет собеседник, близкий к «Новому каналу».
На Украине оригинальное шоу расширилось новым форматом «Страсти по Ревизору»: героями проекта становились «обиженные» рестораторы и отельеры. На родине вышли четыре сезона «Страстей», а их российская адаптация «Ревизорро-шоу» продержалась всего один сезон. По мнению Бурдуковой, причиной стала ошибка с выбором ведущего: «У нас это была звезда с большой буквы [шоумен Сергей Притула], он признан лучшим ведущим ток-шоу на Украине. У нас на площадке царила атмосфера американского ток-шоу, на ведущего реагировали, как на Опру Уинфри. В российском ток-шоу я этого не увидела».
Зато на «Пятнице!» придумали свои постформаты: «Школа Ревизорро», «Магаззино» и др. А ставка на основное «Ревизорро» окупилась сполна: 133 оригинальных выпуска программы принесли «Пятнице!» 1,2 млрд руб. рекламных доходов в 2014–2016 годах, подсчитали аналитики ECI.
Синхронные «Пацанки»
«У украинских и русских девушек есть свои ментальные особенности. Первые — более наивные, вторые — более жесткие, прагматичные, с аналитическим складом ума, тяжелее поддаются на провокации», — рассуждает собеседник журнала РБК, участвовавший в создании самого популярного реалити-шоу канала «Пятница!» — «Пацанки». Проект вышел в эфир в августе 2016-го и по итогам года стал для канала флагманским. Его доля составила 4,8 против 2,9% у канала в целом. Сейчас в эфире идет второй сезон. По подсчетам ECI, рекламная выручка проекта (без учета спонсорской) за 2016–2017 годы составила почти 532 млн руб.
Украинская версия шоу «Вiд пацанки до панянки» вышла на «Новом канале» за несколько месяцев до запуска на «Пятнице!», производством обеих версий занималась украинская компания Friends Production. Идея реалити-шоу — перевоспитание девушек с неблагополучным бэкграундом в школе светского этикета. Оригинальное шоу называлось Ladette to Lady и шло в Великобритании с 2005 по 2010 год.
По словам источника, близкого к украинской студии, адаптация формата для местного и российского каналов задумывалась синхронно. Это подтвердил собеседник РБК, близкий к «Новому каналу». Между каналами существовала «тесная творческая коммуникация»: c января 2014 года должность генерального продюсера «Нового» занимал Сергей Евдокимов, один из создателей «Пятницы!» и бывший вице-президент холдинга «ПрофМедиа ТВ», куда «Пятница!» входила до 2014 года. В сентябре 2017-го он вернулся на аналогичную должность на «Пятнице!».
Почему телеканал холдинга «Газпром-Медиа» доверил производство шоу партнеру из другой страны? Украина исторически сильнее в жанре реалити, объясняет источник, участвовавший в съемках «Пацанок». За плечами той же Friends Production еще несколько проектов «Пятницы!»: «Битва салонов», «Битва ресторанов» и «Барышня-крестьянка», перечисляет собеседник журнала РБК. По его словам, в середине нулевых российские и украинские каналы выбрали для себя разные пути развития: первые сделали упор на шоу талантов и сериалы, вторые — на реалити.
Реалити-полигон
Если «Пятница!» встраивается в производственную цепочку украинских студий, то «Ю» в основном зарабатывает на демонстрации покупного контента, объясняет собеседник РБК, участвующий в кооперации российских телеканалов и украинских студий.
Сначала «Ю» сделал ставку на американские программы, в основном на «Топ-модель по-американски»: с 2013 по 2016 год выпуски реалити-шоу выходили в эфир 1723 раза, подсчитали в Mediascope. Однако украинская версия шоу, вышедшая на «Ю» в 2015 году (премьера на «Новом канале» состоялась в августе 2014 года), оказалась популярнее. По итогам 2015 года показатели программ были сопоставимы — 2,2% у американской версии и 2,3% у украинской, а в 2016-м украинская адаптация обошла оригинальную версию: 2,1 против 1,4%. А наименее востребованной оказалась программа «Топ-модель по-русски»: в 2013–2014 годах ее доля составила 2,4 и 2,0%, а в 2015-м упала до 1,1%. В следующих сезонах российская версия в эфир не выходила.
Самой высокой популярностью у зрителей «Ю» пользуются реалити-шоу украинского канала СТБ, их зрители смотрели лучше, чем телеканал в целом. Доля «Ю» в 2015 и 2016 годах составила 2,3 и 2,2% соответственно, а у социального реалити о неблагополучных семьях «Дорогая, мы убиваем наших детей» — 2,4 и 2,5%, семейного реалити «Папа попал» —2,7 и 2,6%, медицинского реалити «Я стесняюсь своего тела» — 3,6 и 2,9%.
«На украинский контент мы обратили внимание еще в 2015 году. Некоторые проекты показались нам очень искренними и смелыми. На российском рынке таких историй и героев на тот момент не было», — рассказала журналу РБК исполнительный продюсер «Ю» Наталья Радько. По ее словам, постепенно канал запустил производство собственных реалити-шоу, «близких по духу и настроению к перечисленным выше проектам»: медицинское «Спасите моего ребенка», семейное «Научи жену рулить», русский сезон «Обмена женами» (в эфир украинского «1+1» вышел уже десятый сезон шоу), а также реалити об отцах «Беременный папа». Сейчас в эфире канала идет 15–17% контента, закупленного на Украине, говорит Радько. Представитель СТБ на вопрос о сотрудничестве с российскими каналами не ответил.
По сути, Украина для России — это полигон, говорит продюсер, участвующий в переговорах с украинскими студиями: «Все-таки ближе, чем наши аудитории, нет. Даже когда нам рассказывают об успехах проекта в США, Австралии или Европе, это ничего не значит. А вот если говорят, что проект популярен на Украине, это более весомый аргумент для руководителей [российских] каналов». С этим согласна Виктория Бурдукова: «В России форматы часто производятся с оглядкой на украинский опыт адаптаций. Очевидно, это желание не набивать собственных шишек: зачем пытаться сделать что-то, если у соседа не получилось? Было бы славно, если бы и у нас была такая возможность, но ее нет. Мы все делаем на свой страх и риск».
Политическая ситуация на экспансию украинского контента пока почти не влияет. «После всех событий украинского контента — и готового продукта, и форматов — на российском ТВ стало, наоборот, больше», — заверяет источник, занимавшийся «экспортом». С ним согласен и украинский собеседник журнала РБК, сотрудничающий с российскими каналами: «Пока, к счастью, политические разногласия никак не повлияли на продажи контента в Россию. Но сложности есть: например, без авиасообщения затруднилась логистика. Это увеличило бюджеты, но с горем пополам караван идет».