тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ
Развитие речи на уроках русского языка в начальной школе.
Способность чётко и ясно излагать свои мысли требуется каждому человеку. В данной работе предлагаются различные виды заданий для развития речи учащихся.
Содержимое разработки
Развитие речи на уроках русского языка в начальной школе.
Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно
вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.
К.Д. Ушинский
Способность чётко и ясно излагать свои мысли требуется каждому человеку. Речь является средством коммуникации, основой всякой умственной деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Богатство словаря – признак высокого уровня развития человека. Поэтому одна из главных задач школы – обогащение словаря учащихся и развитие речевых умений и навыков.
Эти умения и навыки развиваются в процессе активной речевой деятельности, то есть через восприятие речи и говорение.
Свою работу по развитию речи учащихся я строю по следующим направлениям:
*работа над звуковой стороной речи;
*работа над лексическим значением слов и их правильным употреблением;
*развитие связной речи;
*развитие культуры речи.
Все эти направления одинаково важны, взаимосвязаны, взаимообусловлены и могут прослеживаться на любых уроках, в начальной школе.
Уроки русского языка и литературного чтения начинаю с работы над звуковой стороной речи, правильным произношением слов. Это чистоговорки, скороговорки (с проговариваем в разном темпе, с разной интонацией), хоровое чтение предложений и текстов. Например,
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи – здесь живут ежи.
Же-же-же – дождь прошел уже.
За-за-за – уходи домой, коза.
Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
Большое значение придаю работе над словарем учащихся, предполагающей
-обогащение и уточнение словаря;
— Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
Объясните значение данных слов.
Особенность словарной работы состоит в том, что она прослеживается в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.
По разным данным дети семи лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к окончанию обучения в начальной школе словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами, причём более половины новых слов младший школьник получает на уроках русского языка – чтения, грамматики.
При работе над лексическим значением новых слов использую следующие варианты их введения и закрепления.
Игры Деда Буквоеда. Игра «Крепкие орешки».
Эти орешки не простые, а с секретом. Найдите потерявшиеся буквы и образуйте новые слова.
Новое слово произношу чётко, показываю его написание и раскрываю значение через показ предмета (его иллюстрации), признака или действия. Для активизации слова даю примеры использования слов в речи и прошу детей составить предложения с новыми словами (выражениями). Для закрепления новых слов предлагаю творческие домашние задания: составить предложения, рассказ или сказку, кроссворд, используя новые слова, дополнить однокоренными, подобрать к ним синонимы и антонимы. Стараюсь воспитывать у детей привычку замечать в текстах неизвестные им слова и потребность выяснять их значение, обращаясь к учителям, родителям, используя словари.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения языку является работа по развитию связной речи учащихся. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. При работе над предложением использую следующие приемы:
-составление предложений с использованием заданных слов (по теме сочинения, рассказа);
-составление предложений заданного типа по схемам-моделям;
-распространение предложений, перестройка их структуры;
-выражение одной и той же мысли в различных вариантах;
-редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.
Развитие связной речи происходит при рассматривании картин, других наглядных пособий, при чтении художественных текстов и их пересказе. Воспроизведение прочитанного является эффективным приёмом развития не только речи, но и мышления. При обучении пересказу особое внимание обращаю на последовательность изложения, выразительность, умение увлечь, заинтересовать слушателей.
В работе над связной речью эффективны следующие упражнения:
-развернутые ответы на вопросы;
-анализ прочитанных текстов;
-устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;
-записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру;
-рассказывание художественных текстов, заученных на память;
-разыгрывание ситуаций, диалогов;
-письменное изложение образцовых текстов;
-письменные сочинения разнообразных типов;
-составление отзывов о прочитанных книгах.
различные виды пересказа (подробный, выборочный, краткий, с перестройкой текста, с творческим дополнением).
Одним из важнейших качеств связной речи является умение кратко формулировать и передавать свои мысли другим, кратко воспроизвести прочитанное, кратко рассказать об увиденном эпизоде. С целью развития этого умения предлагаю учащимся попытаться представить себе в наглядной, образной форме ситуацию, описанную в тексте. Смысл задания заключается в том, чтобы помочь детям сформулировать у себя чёткие наглядные представления, отражающие наиболее чёткие моменты содержания текста, а затем уже на их основе сформулировать соответствующие словесные обобщения.
Нужно помнить, что ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека. Для меня очень важно, чтобы все задания дети выполняли с интересом: только тогда обучение будет успешным, а усвоение знаний – прочным. Заинтересовать, организовать и направить учебную деятельность каждого ученика на поиск личностного смысла на уроке непросто, так как мыслить человек начинает только тогда, когда есть любопытство, удивление, когда он сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него большое значение. А чтобы они были для него значимы, они должны находиться в мире его детства. Поэтому тщательно отбираю материал для уроков, стараюсь использовать игровые упражнения, детские высказывания, забавные сюжеты сказок, мультфильмов. Использование занимательного материала и творческих заданий позволяет разнообразить уроки, делает их интереснее, способствует общему развитию ребёнка.
Большие возможности по развитию речи учащихся открываются при интеграции уроков. Интегрированное обучение способствует глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной устной и письменной речи, способствует гармоничному развитию личности.
Использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас.
Целенаправленная, последовательная и систематическая работа позволяет формировать у учащихся речь, отвечающую следующим требованиям:
-богатство языковых средств (умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы и структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание);
-точность речи (умение не просто говорить, но и выбрать для поставленной цели оптимальные языковые средства – такие слова, словосочетание, фразеологические единицы, которые наиболее точно передают мысль и чувства);
-логичность речи (последовательная, четко построенная, связанная в своих частях);
-чистота речи (устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов);
-знание норм речевого этикета.
Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают комплексно. Каждый педагог может внести что-то, присущее своей специальности: математик приучать к краткому и логически полноценному изложению, литератор – к выразительной и эмоционально насыщенной речи, историк – к последовательному изложению и умению приводить отдельные факты в систему и т.д. Главное помнить, что забота о чистоте, правильности, выразительности речи должна быть общим делом всех учителей, работающих в школе.
Рабочая программа по развитию речи в 1-4 классах
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«____» __________ 2019 года
(название учебного предмета)
уровень начального общего образования
Донцова Наталья Георгиевна
ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» 9
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» 0
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели начального курса развития речи:
создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своейречи;
заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотностьучащихся;
обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативнойкомпетенции.
Для достижения курсом развития речи поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация системно-деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Программа направлена на реализацию средствами курса основных задач предметной области «Филология»:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национальногосамосознания.
Развитие диалогической и монологической устной и письменнойречи.
Развитие нравственных и эстетическихчувств.
Развитие способностей к творческой деятельности.
обеспечит достижение основных целей изучения предмета :
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные устные монологические высказывания и письменныетексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности ичистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте
направлено на развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении.
Содержание букварного периода заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; ос-ваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольшихтекстов.
Послебукварный (заключительный) период – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обученияграмоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Обучающиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выраженияприветствия,
благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этотпериод дети начинают читатьлитературныетексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамотезнаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе содержательной линией: РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Содержание курса позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию
тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение навыков развития речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложат основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Обучающиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младшихшкольников.
Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников составлению текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст- повествование, текст- описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей,чувств,эмоций;осознанию словарного богатстварусскогоязыка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения иписьма.
Содержание программы способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией: работать с учебной книгой, анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты (сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения и др.)
тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение навыков развития речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложат основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Обучающиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младшихшкольников.
Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников составлению текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст- повествование, текст- описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей,чувств,эмоций;осознанию словарного богатстварусскогоязыка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения иписьма.
Содержание программы способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией: работать с учебной книгой, анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты (сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения и др.)
Программа предполагает организацию проектной деятельности, котораяспособствует
включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужнуюинформацию.
Место предмета «Развитие речи» в рабочем учебном плане
Тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ
ПЕДКАМПУС / Ответы на тест запись закреплена
Методика обучения русскому языку в условиях реализации ФГОС НОО
1. Министерством образования РФ для начальной школы рекомендовано несколько УМК, укажите их:
• УМК «Проспективная начальная школа»
+• УМК «Школа России»
+• УМК «Гармония»
• УМК «Школа – 2010»
2. Укажите, какие принципы формирования учебно-методического комплекта являются личностно-ориентированными?
+• принцип адаптивности
• принцип картины мира
+• принцип развития
+• принцип комфортности
6. В учебно-методический комплект могут входить:
+• наглядные пособия
+• методические пособия для учителя
+• справочная литература
+• учебники
7. Какие действия могут относится к универсальным учебным?
• предметные учебные действия
+• коммуникативные действия
+• личностные действия
+• регулятивные действия
8. В соответствии с современными ФГОС в программах по русскому языку для начальной школы:
+• указывается содержание программного материала при изучении каждого раздела и каждой темы курса
+• дается характеристика деятельности учащихся при изучении каждого раздела и каждой темы курса
• указывается содержание программного материала для всей программы без детализации по разделам и темам
• дается характеристика деятельности учащихся для всей программы без детализации по разделам и темам
9. Укажите основные принципы методики обучения детей русскому языку по Л.П.Федоренко:
+• развитие чувства языка или языкового чутья у учащихся
+• изучение языка с учетом «понимания языковых значений и синхронного развития лексических и грамматических навыков»
• развитие внимания к материи языка, но не к практическому развитию органов речи
• «отсутствие разграничения сообщающей и стилистической функций языковых знаков»
10. Система «Перспективная начальная школа» нацелена на формирование в сознании школьников целостной научной картины мира на доступном материале из таких областей, как
• философия
+• экономика
+• математика
+• естествознание
11. Тот факт, что в русском языке каждому графическому знаку (букве) соответствует звук, означает, что в письмо в этом языке:
• структурное
• графико-ориентированное
• эхоническое
+• фонемное
12. В чем состоит принцип концентризма в педагогической деятельности?
• концентрация усилий при обучении на необходимости «научить учиться»
+• постоянный возврат к уже изученному
• обучение одной теме с помощью разных методов и средств
• долгосрочное изучение одной темы
13. Укажите верные утверждения:
+• Учитель должен владеть современными методиками и технологиями обучения, в том числе компьютерными
+• Учитель должен быть исследователем, умеющим выявить и осознать проблему
• Учитель не должен учитывать возможности каждого отдельного ребенка в усвоении учебного материала, важна ориентировка на показатели всего класса
• Учитель должен исключить рефлексию результатов учебно-воспитательного процесса
14. В Федеральные государственные образовательные стандарты к деятельностному компоненту относятся:
+• умение планировать
+• умение реализовывать учебные цели
• умение писать
• умение считать
16. Укажите виды речевой деятельности:
+• говорение
+• слушание
+• письмо
+• чтение
17. В Федеральные государственные образовательные стандарты НОО к знаниевому компоненту относятся:
• умение планировать
+• умение писать
+• умение читать
+• умение считать
19. Основной единицей чтения и письма в русском языке является:
• звук
• буква
• слово
+• слог