темой какого произведения является невыученный урок

Конспект внеклассного мероприятия по книге Л.В.Гераскиной «В стране невыученных уроков»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Внеклассное мероприятие по прочитанной книге

Л.В.Гераскиной «В стране невыученных уроков»

Цели: Создать условия для анализа прочитанного произведения.

развивать умения: анализировать содержание текста, находить в тексте материал для характеристики героя, высказывать свое отношение к прочитанному, видеть в художественном тексте средства выражения чувств и внутреннего состояния героев;

развивать общеучебные навыки: сотрудничество при работе в группах, работа с книгой;

воспитывать эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности

Ведущий 1: Друзья мои!

Ведь наступил знакомства час.

И собрались мы не напрасно.

Есть много новостей для вас.

Ведущий 2: Во – первых, нам нужна разминка,

Она – подмога вам в пути.

Ведь путь далёкий, трудный, добрый,

Она поможет нам пройти.

Ведущий 1: Ваш труд оценивается строго.

Но путешествие сдружит всех.

И пусть трудна у вас дорога,

Но вы надейтесь на успех.

Ведущий 2: Во время каникул мы всем классом прочитали книгу Лии Борисовны Гераскиной «В стране невыученных уроков».

Ведущий 1: Это самая популярная книга Лии Гераскиной написанная в 1931 году.

Ведущий 2: Лия Борисовна Гераскина родилась в 1910 году в Новороссийске. Ведущий 1: Это было тяжёлое время из-за военных действий, её семья вынуждена была переезжать с места на место.

Ведущий 2: Лия с детства писала стихи, хотя работала библиотекарем на фабрике игрушек, то на электростанции, постоянно училась и только с 1936 года стала сотрудником газеты.

Ведущий 1: Последнее время жила в Москве и сотрудничала с несколькими столичными издательствами.

Ведущий 2: А дома учиться совсем не хочется, тянет поиграть в футбол или просто погулять. Уроки кажутся лишними, скучными, ненужными.

Ведущий 1: Итак, мы отправляемся в путешествие по Стране невыученных уроков.

Ведущий 2: Это удивительная страна, в ней, кроме людей и животных, живут знаки препинания – точки, запятые, вопросительные и восклицательные знаки. Ведущий 1: Они устраивают главному герою книги различные испытания.

Ведущий 2: Мы должны помочь ему в путешествии по стране невыученных уроков.

Ведущий 1: Нас ждут интересные конкурсы, задания. Итак, в путь, друзья!

Ведущий 2: Начнем с разминки. Брейн-ринг.

1. Как звали главного героя книги? ( Виктор Перестукин)

2. Чего, по мнению папы не было у Вити? (характера).

1. Почему Витя не смотрел маме в глаза? (потому что мама читала в его глазах всё то, что он пытался от неё скрыть).

2. Какой положительной чертой обладал Витя? (он не любил врать).

1. Что лучше слов рассказал о том, как учиться Витя? (его тетрадь).

2. От чего зависела судьба Вити? (от единственно правильно поставленной запятой).

1. За что собирались казнить Витю? (за невежество, лень и незнание родного языка).

2. Какое прозвище было у Вити в школе? (Двойкин).

1. Когда Зоя Филипповна спрашивала у неуспевающих ребят, что им мешает хорошо учиться, что ответил Витя? (я сам).

2. Поверили ли ребята в историю, рассказанную Витей? (да).

1. Кто из знаков препинания злился на Витю больше всех? (Запятая)

2. Хоть и точка с хвостиком,

Но в грамматике нужна

И всем для чтения важна.

1. Все люди без сомнения

О том, конечно, знают,

Что важное значение

2. Ребята, вы видите, как важно ставить запятую на место.

Конкурс друзей запятой

1. Сейчас каждая команда получит стихотворение, оно называется «Запятая», но в нем нет ни одной запятой.

2. Вы должны поставить запятые сами, но так, чтобы стихотворение зазвучало правильно.

Дети получают листы с текстом и выполняют задание. Побеждает тот, кто быстро и правильно выполнит задание.

Очень – очень странный вид:

Речка за окном горит

Чей-то дом хвостом виляет

Песик из ружья стреляет

Мальчик чуть не слопал мышку

Кот в очках читает книжку

Старый дед влетел в окно

Воробей схватил зерно

Да как крикнет улетая:

«Вот что значит запятая!»

Ведущий : Вот как вы заметили, очень важна запятая. Не зря она говорила, что, «когда ты даешь своим мозгам работу, всегда добиваешься цели. Не сердись на меня. Лучше подружись со мной. Когда ты научишься ставить меня на свое место, я не причиню тебе никаких неприятностей.»

Ведущий: Ребята, видите, как важно рассуждать и думать. Так можно даже спасти свою жизнь. Если бы Виктор чаще думал и рассуждал, то и отметки у него были бы хорошие, и не попал бы он в такую странную историю.

Ведущий : Вот и вы, ребята, сейчас задумайтесь и рассуждайте. Вам даются опорные слова из произведения. Нужно определить какой эпизод они отражают.

1. Белый медведь, Витя, Кенгуру, Корова, Кузя (встреча с коровой) Что интересного было там?

4. Белый медведь, Кузя, Витя, автомашина, бородатый, черный, рыжий. (встреча с странными бородачами) Чем же закончилась эта встреча.

Ведущий : Молодцы! Вам дается текст, в котором потерялась одна буква. На ее место встали другие буквы. Замените эти буквы на правильную.

Конкурс «Буква потерялась»

(Ведущий раздает текст «Лото», дети выполняют задание).

В полу было жарко. Мы охали долго-долго, пока не увидали лис и сало.

Тотя Луна и дядя Соня были нам рады.

Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или ватрушки на моду, кувыркались на лугу в сани.

А потом мы поохали в город.

1. За что собака хотела укусить Витю? (он не правильно вставил букву в слове собака).

2. Как Витя рассердил солнце? (написал это слово без «л»).

1. Ребята, путешествуя по стране невыученных уроков, Виктор не мог поесть. Почему? Виктор не смог правильно написать слова «хлеб» и «колбаса».

2. Какое одно съедобное слово умел писать Витя? (лук)

1. Посмотрите, как написал слова хлеб и колбаса, Виктор, и исправьте ошибки.

(Ведущий вывешивает слова «хлеп» и «калбоса», дети исправляют ошибки, обясняя их).

Молодцы, ребята, вы правильно сказали, что букву Б в слове хлеб можно проверить: хлеба, хлебушко, слово колбаса – словарное, его правописание нужно запомнить.

Конкурс знатоков словарных слов.

Попробуйте сейчас, ребята, правильно вставить пропущенные буквы в словах.

Источник

Урок литературного чтения в 3-м классе. Л.Гераскина. «В Стране невыученных уроков»

Цели урока:

Ход урока

I) Создание эмоционального настроения

— Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите себе «Я хочу учиться и узнавать новое».

II) Разговор о творчестве Л. Гераскиной.

1) Автор и его произведение.

Сейчас мы работаем над повестью Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»

Интересно ли вам было читать?

Это самая популярная книга Лии Гераскиной написанная в 1931 году. Лия Борисовна Гераскина родилась в 1910 году в Новороссийске. Это было тяжёлое время из-за военных действий, её семья вынуждена была переезжать с места на место. Лия с детства писала стихи, хотя, работая библиотекарем на фабрике игрушек, то на электростанции постоянно училась и только с 1936 года стала сотрудником газеты.

Сейчас она живёт Москве и сотрудничает с несколькими столичными издательствами. Её повесть «В стране невыученных уроков» трудно найти на полке в библиотеке. Дети читают и перечитывают её с большим удовольствием. Потому что эта книга написана так, будто с её страниц к ребятам обращается не взрослый человек, а их ровесник – Виктор Перестукин. Не секрет что школьники почти всегда не любят учить уроки. Посещать школу – другое дело – там друзья, события, общение. А дома учиться совсем не хочется, тянет поиграть в футбол или просто погулять. Уроки кажутся лишними, скучными, ненужными.

III) Актуализация опорных знаний.

Учатся взрослые
После работы
С книжкой идут
На экзамен пилоты
А. Барто «У папы экзамен»

Лампа горит
Занимается папа
Толстую книжку
Достал он из …

Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорке в …
С.Михалков «Дядя Стёпа и Егор»

Учиться должны все. Каждый урок приносит нам новые знания.

Полкан – хороший ученик
Достоин уважения
За год ученья он постиг
Таблицу …
С. Михалков «Цирк»

Открыта школа для птенцов
Занятие с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учится всем …
Б. Заходер «Птичья школа»

Ученик учил уроки
У него в чернилах …
С. Маршак «Про всё на свете»

Ребята посмотрите на доску.

Я составила этот фонтан эмоций из тех слов, которые мы вчера нашли в тексте. (Тревога, страх, переживания, каприз, возбуждение, негодование, растерянность, пренебрежительность, храбрость, ехидство.)

Так вели себя герои в десятой части. А хотите сами составить такой фонтан?

Что для этого надо сделать? Молодцы.
Вчера на уроке в 10 части мы расстались с Виктором Перестукиным, когда он оказался в очень сложной жизненной ситуации.

— Что эта была за ситуация? (запятую пост.)

— Какое она имела для него значение? (решалась его жизнь)

— Как он себя чувствовал в данный момент? (Переживал, волновался, боялся.)

— Что вы почувствовали, когда читали 11 часть? (Мы тоже переживали за Витю, хотели ему помочь.)

— Давайте перечитаем тот напряжённый момент, когда часы начали отсчитывать время. (с.163. «Часы тут же принялись громко отстукивать. » до слов «ты не боишься смерти») (Руслан)

— Кто находился рядом с Витей Перестукиным? (Кузя)

— Помните, что повествование ведётся от лица Вити.

Читаем по ролям этот же отрывок. Оценивание: Удалось ребятам передать напряженные моменты?

IV) Постановка проблемного вопроса.

Мы сейчас подошли к самому ответственному моменту, когда переживание и напряжение героев стали самыми сильными. Это в литературе называется кульминацией произведения.

Подробнее об этом вы узнаете на уроках литературы в старших классах.

— А сейчас задание: найти в прочитанном отрывке глаголы, которые передают внутреннее состояние героев. Кто является действующими лицами. (Знаки препинания, Кузя, Виктор Перестукин.)

1-я группа: подбирает глаголы, характеризующие состояние знаков препинания.

3-я группа: Вити Перестукина.

Открытие детьми нового знания.

Итак 1-я группа, в каких глаголах выражение чувств, знаков препинания? (заплакал, завизжала)

А почему заплакал восклицательный знак, тот который всегда восклицал и радовался?

Объясните поведение запятой (она завизжала).

2-я группа А что чувствовал в этот момент, кот? (умолял, завопил)

Почему? (предан Виктору)

3-я группа: В каких словах выражено внутреннее состояние Вити? (обрадовался)

Почему? (надеялся на подсказку)

А почему потом обомлел?

Как вы понимаете значение слова «обомлел»?

V) Работа по толковому словарю.

Обомлеть – оцепенеть, ослабеть.

— У нас получился фонтан эмоций наших героев?

— А мог ли Витя выйти из этой ситуации в состояние оцепенения?

— Что нужно было сделать? (успокоиться, взять себя в руки)

— Найдите в следующем абзаце, со слов «Я боялся смерти…» до «….но я, понимаете, немножечко сдрейфил» строчки которые помогли выйти из этой ситуации Перестукину. (читает Полина)

— Какой урок он получил для себя? (должен презирать опасность, и не боятся её)

— Как мы назовём такой урок? (урок жизни)

(Вывешивается на доску).

VI) Физкультминутка «Расширение поля зрения»

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собой, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем – правый, за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик и с ним правый глаз в левую сторону, а левый пальчик и с ним левый глаз в правую сторону. Вернуться на свои места.

Руки за спинку, головки назад.
(закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят
(открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим, на парту глядим.
И снова наверх – где там муха летит.
Глазами повертим, поищем ее
И снова читаем немного еще.

VII) Первичное закрепление.

— Чем закончилась эта часть? (Чтение последнего абзаца 11-й части)

— Что случилось дальше?

— Прочитайте самое первое предложение.

— Посмотрите, как изменилось настроение у восклицательного знака. А запятая изменилась? (Предположение детей.)

Чтение с комментированием.

2 абзац: (до слов: Я твёрдо обещал…)

— Какой ещё урок скрыт в словах Запятой? (на доску: «Когда ты даешь своей голове работу, всегда добиваешься цели.)

3 абзац: Какое обещание дал Запятой Виктор Перестукин? Выполнит он его, по вашему? Почему?

4-6 абзацы: (со слов «До свидание Витя. » до слов «…спрашивал Вопросительный»)

— На что надеялись братья-знаки? Витя их больше не перепутает.

7 абзац: Простили ли Витю жители замка? Что служит тому доказательством? (Они долго махали Вите и Кузе на прощание.)

Чтение до слов: «Да это вышло ужасно. »

— Чему особенно радовался Витя, продолжая путешествие? Почему?

Пожалуйста, дочитайте главу до конца и подчеркните, какие жизненные уроки вынес Витя.

— Так наказали Витю учебники или спасли?

— Почему Вите удалось пройти трудности и пройти испытания?

— Каким же мы увидели главного героя повести?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *