Ten в музыке что значит
Tenuto
В наше время этот термин имеет два разных значения:
Содержание
Использование в музыке барокко и музыке периода классицизма
Первое значение термина превалирует в баро́чном и классическом периодах истории западной музыки. В течение этих периодов, если не было указано другого, ноты игрались в типично отрывистом, ритмически выдержанном стиле. Таким образом, ноты, обозначенные tenuto (или никак не обозначенные) в партитурах тех музыкальных эпох должны были играться точно так же, как никак не отмеченные ноты в более современных партитурах.
Использование с эпохи романтизма до наших дней
Классический период перешёл в эпоху романтизма. Западная музыка в своём развитии ушла от непременной выдержанной ритмики, и обозначение tenuto потеряло тот смысл, который в него вкладывался раньше. Однако, в дополнение к этому изменению (и многим другим), в большей части произведений периода романтизма появилось обозначение темпа. Тем самым, tenuto возродился в своём втором значении. В то время обозначение часто используется в опере, в основном для задержки затакта (тем самым задерживая сильную долю) в партиях голоса.
В современной музыке обозначение tenuti может использоваться в обоих смыслах, но всё же чаще встречается второй вариант.
Варианты записи
tenuto может быть записано тремя способами:
См. также
Источники
Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные
Полезное
Смотреть что такое «Tenuto» в других словарях:
Tenuto — (Italian, past participle of tenere to hold ) is a direction used in musical notation. Arguably, it is one of the first directions to be used in music notation, as Notker of St. Gall ( c. 840 912) discusses the use of the letter t in plainsong… … Wikipedia
tenuto — [ tenuto ] adv. • 1788; mot it. « tenu » ♦ Mus. Mot indiquant que les sons doivent être soutenus pendant toute la durée de leur émission (abrév.ten). ● tenuto adverbe (italien tenuto, de … Encyclopédie Universelle
tenuto — TENÚTO adv. (muz.; indică modul de execuţie) Respectând valoarea exactă a notelor. – cuv. it. Trimis de LauraGellner, 13.09.2007. Sursa: DEX 98 tenúto (muz.) adv. Trimis de siveco, 10.08.2004. Sursa: Dicţionar ortografic TENÚTO … Dicționar Român
Tenuto — gehört in der allgemeinen Musik neben legato, portato, staccato zu den vier gebräuchlichen Vortragsbezeichungen. Wenn eine Note tenuto (gehalten) gespielt werden soll, so soll der Notenwert unter allen Umständen vollständig ausgehalten werden.… … Deutsch Wikipedia
Tenuto — El tenuto (participio pasado de tenere, en italiano) es una articulación musical, siendo esta una de las primeras articulaciones utilizadas en la notación musical; indica que una nota o acorde debe ser tocada manteniendo su valor total, o debe… … Wikipedia Español
Tenūto — (ital., abgek. ten.), in der Musik »ausgehalten«, d. h. nicht verkürzt, f. ten. (forte tenuto), in gleicher Stärke ausgehalten (nicht diminuendo) … Meyers Großes Konversations-Lexikon
tenuto — (izg. tenȗto) pril. DEFINICIJA glazb. oznaka na partituri koja zahtijeva da se tonovi izdrže u svojoj punoj ritmičkoj vrijednosti do kraja (odnosi se na trajanje i na intenzitet) ETIMOLOGIJA tal … Hrvatski jezični portal
tenuto — [tā no͞o′tō] adj., adv. [It, pp. of tenere, to hold < L tenere: see THIN] Musical Direction held for the full value: usually indicated by a short line over the note or chord n. pl. tenuti [tā no͞o′tē] [also in roman type] Music a note or chord … English World dictionary
Tenuto — Tenūto (ital.), lang ausgehalten … Kleines Konversations-Lexikon
tenuto — agg. [part. pass. di tenere ]. 1. (non com.) [di persona, che si sente in debito verso qualcuno, con la prep. a del primo arg. e la prep. di del secondo arg.: le sono t. di tante sue gentilezze ] ▶◀ debitore, obbligato (a, verso). ‖ grato,… … Enciclopedia Italiana
Штрихи
Штрихи можно разделить на две группы – неакцентированные и акцентированные.
Неакцентированные штрихи
1. Легато (legato). Обозначается лигой под или над нотами. Переход от одного звука к другому происходит связанно, без перерыва (без атаки). Основное выразительное качество legato – певучесть звуковой линии, плавность переходов в интервалах.
2. Портато (portato). Обозначается черточками с лигой под или над нотами. Этот штрих исполняется динамически ровно, длительность звука предельно выдерживается до конца в основном в тихих нюансах. Атака – исключительно мягкая, нежная, незаметная, кончик языка едва касается альвеол (тю). Можно пользоваться наиболее мягкой артикуляцией ю, а также более четкой – кю.
Portato – штрих кантиленного, лирического характера.
3. Тенуто (tenuto). Обозначается черточками под или над нотами. Некоторые специалисты называют его détaché, отождествляя с нотой без обозначения и считая, что это одно и то же. С этим нельзя согласиться. В словаре А.Должанского (4-е издание Л., «Музыка», 1964.) говориться: «.. «Tenuto» – выдержанно, точно по длительности и ровно по силе, иначе обозначается черточкой над или под нотой». Для того, чтобы звук до конца выдерживался во времени (продолжительности) и силе (динамике), а лучше даже несколько передерживался (причем этот момент скорее психологический), выдох после атаки следует постоянно немного усиливать, крещендировать, поддерживая, таким образом, полное звучание.
По сравнению с предыдущим штрихом, tenuto чаще исполняется в нюансах большей громкости. Атака более твердая и четкая. Язык плотнее прижимается к верхним зубам или к внутренней части верхней губы, используя артикуляцию тю.
Этот штрих также напевного, протяжного характера, но более активного, волевого звучания.
4. Деташе (détaché). Специального обозначения не имеет. Это слово французское (détacher – отделять). В отличие от предыдущих штрихов, détaché характеризуется незначительным ослаблением силы звука к моменту его окончания, а также, на наш взгляд, минимально укороченным звучанием, особенно в медленных темпах и в более продолжительных нотах, когда между звуками угадываются паузы.
Détaché, наряду с legato, – наиболее распространенный в практике нотного письма штрих, который легко исполняем, но зато маловыразителен. Опытный музыкант, хорошо разбирающийся в стилях, добавляет к «голым» нотам, когда это требуется, нужные и необходимые штрихи. Особенно это уместно в музыке стиля барокко (в восьмых и четвертях) и частично классики.
Известно, что такие композиторы, как И.С.Бах, Г.Телеман, Г.Ф.Гендель, А.Вивальди и другие в своих сочинениях не выставляли штрихи и динамику. Каждый исполнитель сам, на свое усмотрение, делал редакцию исполняемого произведения, не нарушая стиля. При исполнении штриха détaché артикуляция и атака могут быть различными в зависимости от динамики и темпа.
5. Залигованное стаккато. Staccato – слово итальянского происхождения, означающее – отрывисто. Залигованное стаккато его разновидность. Оно обозначается точками с лигой под или над нотами. Соотношение звучания ноты к паузе примерно 3/5 к 2/5, опять же в зависимости от темпа и длительности нот. Этот штрих обычно применяется в спокойных, умеренных и медленных движениях (темпах), а также в тихих нюансах.
Атака языка – мягкая, выдох равномерный и спокойный, прерываемый для соблюдения и обозначения пауз между нотами.
Артикуляция может быть самой разнообразной: и кончиком языка ближе к альвеолам (тю и тё), и средней спинкой языка, посредством прижатия кончика языка к нижним зубам (как было сказано выше – наиболее мягкая атака), и задней частью языка (кю и кё).
6. «Тенутное стаккато». Обозначается точками с черточками под или над нотами. По продолжительности звучания этот штрих примерно схож с предыдущим (3/5 к 2/5), но в отличие от него вписывается в группировках меньшего количества нот для удобства письма и для более эстетического зрительного восприятия. Гораздо удобнее, например, большую группу нот залиговать с точками, нежели выписывать точки с черточками на каждой ноте. Тенутное стаккато лучше применять в группировках из двух-четырех нот, а также в конце фразы для убедительности ее окончания. Оно используется в произведениях всех стилей, от И.С.Баха до современных авторов, и чаще всего в медленных частях. Например, в первых частях си минорной, Ми-бемоль мажорной, Ля мажорной и ми минорной сонат И.С.Баха. Примеров можно привести бесчисленное множество. Артикуляция тю и тё, при которой атака языком должна производиться соприкосновением с верхними зубами или с помощью языка с внутренней частью верхней губы, дающего более четкое звукоизвлечение. В отличие от залигованного стаккато, атака языком при «тенутном» стаккато убедительнее и тверже. Штрих исполняется упруго, с некоторым нажимом и в нюансах средней громкости.
7. Стаккато (staccato). Обозначается точками под или над нотами.
Staccato – штрих легкий и изящный, исполняемый коротко и отрывисто быстрым отдергиванием языка, в результате чего звуки отделяются паузами. Время пауз должно быть значительно больше времени звучания, причем это соотношение меняется в зависимости от темпа и длительности нот. В медленном темпе пауза продолжительнее, в быстром – паузы на слух не прослушиваются, и поэтому стаккато приближается к détaché. В более продолжительных нотах доля паузы больше (1/4 к 3/4). На характер staccato оказывает влияние также и динамика. В нюансах большой громкости staccato звучит акцентированнее и поэтому становится ближе к штриху marcato или martelé.
Staccato исполняется двумя способами – одинарным (простым) ударом языка (простое, одинарное staccato) и двойным (сложным) ударом языка (двойное staccato). При первом способе атака производится соприкосновением, касанием кончика языка к внутренней части губы, или к верхним зубам, или немного выше их – в зависимости от характера и динамики музыки; при этом произносятся слоги тю и тё. При всех способах участвуют диафрагма и мышцы брюшного пресса, благодаря чему staccato получается более упругим, четким, «звучащим» и полетным. При втором способе – двойном, сложном ударе языка работает и кончик и задняя его часть (спинка), чередуя артикуляцию тю-кю, равные по силе.
В отличие от простого staccato, при двойном кончик языка должен находиться за верхними зубами и отталкиваться от них. В очень быстрых темпах кончик языка немного приподнимается, касаясь альвеол. Возникает ощущение вертикального движения языка. Триоли и квинтоли можно исполнять двойным и тройным (т-к-т т-к-т-к-т) ударом языка. При игре двойным ударом языка в быстрых темпах staccato не должно быть отрывистым, слишком коротким, особенно в произведениях классиков – Моцарта, Стамица, Девьена, Плейеля и других.
Стаккатиссимо (staccatissimo) – слово производное и специального обозначения не имеет и поэтому как самостоятельный штрих не существует. Упоминая здесь этот термин, обращаем внимание на то, что выполняется этот вид staccato предельно коротко. Такой характер штриха staccato встречается только в современной музыке.
Акцентированные штрихи
1. Маркато (marcato) – итальянское слово, которое можно перевести как «подчеркнуто», «четко». Обозначается акцентами – галочками под и над нотами. Начало звука акцентированное с последующим его затуханием. Этот штрих по характеру схож со сфорцандо. Выполняется он активной и твердой атакой кончиком языка по внутренней части верхней губы или в верхние зубы (тю или тё). Перед звукоизвлечением язык плотно прижимается к одной из упомянутых точек, а затем резко и быстро отталкивается назад. Под воздействие такой отрывистой атаки происходит отдача в мышцах живота в виде толчка. Таким образом, посыл воздуха в инструмент происходит под стремительным и большим скоростным напором, а начало звука получается сильным и упругим, после атаки следует ослабление выдоха.
При исполнении штриха macato большое значение имеет тренированный артикуляционный аппарат – губы, язык и мышцы, связанные с дыханием, особенно диафрагма, которая всегда должна при выдохе сохранять вдыхательное состояние, а также губы, не расслабляющиеся до окончания звучания штриха.
Если губы после атаки расслабить, как часто бывает, то выходящая струя воздуха потеряет скорость и концентрацию. А, как известно, распыленная струя ведет к расплывчатому и низкому по интонации звуку.
Артикуляция штриха marcato очень сложная и требует постоянной и долгой тренировки.
Используется он в умеренном движении и в сильных нюансах.
2. Мартелé (martelé). Это французское слово можно перевести как «отчеканивание». Обозначается акцентами – клиньями под или над нотами. Звукоизвлечение очень отрывистое, резкое и сильное.
Техника работы исполнительского аппарата та же, что и при marcato. Различие лишь в том, что после активной атаки звук не затухает, а выдерживается по силе до его окончания. Исполняется martelé в основном в подвижном и быстром темпах напористого характера, при этом используется артикуляциятю и тё с атакой в передние верхние зубы.
3. Маркированное стаккато. Обозначается акцентами с точками под или над нотами. Объединяет в себе два вида штриха – marcato и staccato, благодаря чему staccato получается акцентированным.. Исполняется этот штрих легким акцентом и менее коротко, staccato, поэтому длительность звука несколько больше, чем при staccato, а время паузы – меньше.
Артикуляция примерно та же, что и в штрихах marcato и martelé, но работа губ, языка и мышц дыхания менее активная. Поэтому маркированное стаккато отличается легкостью и непринужденностью звучания.
4. Маркированное тенуто. Обозначается акцентами с черточками под или над нотами. Надо сказать, что этот штрих, так же как предыдущий и последующий, можно объединить в одну группу – смешанных акцентированных. Но в отличие от других акцентированных штрихов, при этом штрихе после активной и резкой атаки следует незначительное ослабление звука с последующим его продолжением до конца на одном динамическом уровне, одинаковой силы и без пауз между звуками – как говориться, на одном дыхании.
После атаки выдох немного ослабевает, а затем усиливается и продолжается на crescendo до следующей акцентированной атаки. Звучание этого штриха напоминает удары колокола. Исполняется увесисто, тяжело, записывается, как правило, нотами большой длительности.
5. Маркированное легато. Обозначается акцентами с лигой под или над нотами. Этот штрих артикулируется акцентами с помощью губ (произносится как буква ф), диафрагмы и мышц брюшного пресса с воздействием на эти мышцы резкими выдохами-толчками. Перерывов и пауз между звуками не должно быть, лига не должна нарушаться.
Весь артикуляционный процесс происходит без языка и на одном дыхании.
Если требуется более заметный акцент на каждую ноту, то можно при атаке подсоединить и язык, но так, чтобы не нарушить связь между нотами, то есть legato. Поэтому атака языка должна быть мягкой и пластичной, с легким прикосновением к верхним зубам и частично к альвеолам, а также с использованием артикуляции кю.
Обычно этот штрих употребляется в умеренно-медленном движении музыки. В качестве примера можно привести 15-й такт медленной части Венгерской фантазии Допплера, где используется этот штрих.
Все перечисленные штрихи известны. Но знать теоретически – это еще не значит уметь их выполнять практически. Часто приходится слышать игру флейтистов, лишенную штрихового разнообразия, со слабо развитой артикуляцией. В основном флейтисты (как правило, молодые и начинающие) играют только раздельно и связно, неправильно считая, что раздельно – это staccato, а связно – legato и что этого достаточно.
Штрихом staccato, как правило, серьезно не занимаются, а тем более в совершенно необходимых медленном и умеренном темпах, в которых только и можно достичь развитости и тренированности языка, короткой и четкой атаки и настоящего качественного staccato.
В медленном темпе легче контролировать артикуляцию, качество штриха, используя максимальные паузы между нотами (звуками). Как мы знаем, в быстром темпе нивелируется, сглаживается различие между длительностью ноты и длительностью паузы. Как уже говорилось выше, в быстрых, а тем более в очень быстрых темпах staccato переходит в détaché, а в медленных темпах раздельное исполнение звуков приводит к штриху tenuto. В результате получается так, что исполнитель, не овладев техникой работы языка при исполнении коротких звуков, а значит, и staccato, и других штрихов, требующих соответствующей атаки. На первых же уроках, когда ученик переходит к игре на флейте (после постановки дыхания и игры на голове флейты), он должен осваивать примеры атаки и штрихи legato и staccato. Именно эти штрихи являются основной, исполнительской базой всех других.
Артикуляцией и штрихами надо заниматься самостоятельно и ежедневно, так же как и другими видами техники.
Хорошо тренировать известные нам артикуляции, способы атаки и штрихи в гаммах, как в прямом движении снизу вверх и сверху вниз, так и по ступеням, по несколько квартолей и триолей на каждую ступень гаммы. Эти упражнения надо разучивать в нескольких темпах (примерно в четырех) – медленном, умеренном, подвижном и, когда ученик достигнет определенного технического мастерства, в быстром.
Особое внимание следует уделять развитию артикуляции, атаки и штриха и непосредственно staccato – в трудном для исполнения на флейте нижнем регистре, в звукоряде от соль до до 1-ой октавы.
Существует много различных упражнений, и исполнитель сам может выбрать любое.
В заключение немного остановимся на использовании штрихов в зависимости от стиля, традиций, эпохи. Значительность, активность и достаточное разнообразие штрихов можно наблюдать в произведениях композиторов XVII – середины XVIII века (стиль барокко). Одна из характерных особенностей этого стиля – укороченная длительность восьмых и четвертных звуков в быстрых частях сонат и концертов, близкая к не слишком короткому или маркированному staccato. И наоборот, нехорошо, не в стиле, играть построения из шестнадцатых штрихов staccato – здесь уместен штрих détaché.
Струнники и пианисты, как в прошлом, так и в настоящем играют именно таким образом, и никаких вопросов в этом смысле у них не возникает. К сожалению, большинство наших флейтистов продолжают неправильно исполнять восьмые штрихом détaché, а то и tenuto. Помимо записей выдающихся флейтистов ученикам следует больше слушать исполнение и других замечательных музыкантов – струнников, пианистов.
В классических произведениях (вторая половина XVIII – начало XIX века) штриховая палитра несколько ограничена в активности по сравнению с сочинениями эпохи барокко. Классицизму присущи изящество, легкость, полетность быстрых частей. Поэтому здесь превалирует штрих staccato и legato в различных сочетаниях, комбинациях. Но довольно часто нужно пользоваться и такими штрихами, как маркированное staccato, «тенутное» staccato, маркированное tenuto и другими.
Шестнадцатые в «классике» так же, как и в «барокко», не должны звучать коротко и отрывисто, что ведет к тяжелому, даже грубому исполнению. Стаккато должно быть мягким, деташированным и исполняться расслабленным языком, двойным способом, на легатном выдохе, сохраняя плавность и гибкость линии.
Романтической музыке (начало и конец XIX века) свойственна эмоциональность, экспрессия чувств, яркая образность и контрастность, бурная стремительность пассажей. Чтобы многограннее раскрыть характер образов (лирических, драматических, героических и прочих), надо великолепно владеть разнообразием штрихов, наравне с агогикой и динамикой. Хорошей иллюстрацией этому могут быть сочинения Ф.Шуберта, Б.Ромберга и выдающихся флейтистов XIX века – Т.Бёма, Ж.Демерссемана. Ф.Допплера, Ж.-Л.Тюлу, И.Андерсена и других, много сделавших для развития исполнительского искусства игры на флейте и обогативших ее репертуар.
Ю.Н.Должиков – Нотная папка флейтиста №1.
Тетрадь №1. Методика Упражнения Этюды. Начальные классы музыкальной школы,
– Москва, издательство «ДЕКА-ВС», 2004
Нюансы в музыке: штрихи (Урок 13)
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что делает нашу речь неповторимой, ни на кого не похожей? А с помощью чего мы различаем, что над нами подшучивают, нам угрожают, ласкают речью и т.д.? При общении мы пользуемся разными оттенками речи, используя разную артикуляцию. Можем говорить плавно, томно, можем колко, язвительно.
Так и в музыке. Игра без артикуляции – бездушна, бесхарактерна. Такая игра не зацепит струнки души у слушателя. Это как слушать длинную монотонную речь.
Итак, что же такое артикуляция?
Артикуляцией называют разные способы произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности нот. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.
Штрихи, как вы догадываетесь, бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело и т.д.
Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение.
Итак, легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки. Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев.
В нотах штрих legato обозначается лигой.
Нонлегато (итал. nonlegato «раздельно») применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. В нотах не обозначается никак. Как правило в начале обучения ученики играют именно nonlegato. При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.
Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом legato. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении staccato мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна.
На нотном стане staccato обозначается точкой расположенной над нотой или под ней (не путайте с точкой, расположенной справа от ноты – эта точка указывает на добавление половины её длительности).
Каждый из этих основных штрихов имеет ряд градаций, которые, хоть и не очень часто, но встречаются в нотах. Рассмотрим некоторые их них.
Портаменто (итал. portamento «перенос») – способ певучего исполнения мелодии. Звуки извлекаются подобно nonlegato, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах обозначается маленькой горизонтальной черточкой под или над нотой.
Маркато (итал. marcato «выделяя, подчеркивая») штрих более жесткий, чем legato. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко. Обозначается знаком, похожим на галочку.
Стаккатиссимо (итал. staccatissimo «очень отрывисто») представляет собой разновидность стаккато (острое стаккато). Играется очень коротко и максимально отрывисто. Специфическая особенность стаккатиссимо – сокращение длительности звука более чем наполовину. Обозначается знаком, напоминающим тонкий треугольник.
Стаккато акценто – еще более акцентированные, короткие, отрывистые ноты. Обозначается точками над нотами, и над точкой знак акцента.
Это, пожалуй, все, что я хотела рассказать о штрихах в музыке. И напоследок пара произведений для практики, где встречаются изученные нами штрихи:
Словесные пометки в нотах
Словесные пометки в нотах
Музыка, конечно, не литература, и все-таки без помощи слов она не обходится.
Исполнитель постоянно видит в нотах слова и фразы, оставленные там для него предусмотрительным композитором.
Не всегда это целые поэмы, как у Вивальди, или куски романов, как у Шумана, чаще – очень краткие указания эмоций и настроений, а также «служебные» пометки, касающиеся того, как играть тот или иной кусок музыки, какой прием использовать.
В словарях музыкальных терминов эти обозначения группируют по алфавиту и «утапливают» в общей массе музыкальных слов, имен и терминов.
Но я хочу сделать иначе: сгруппировать их по смыслу, чтобы человеческая, эмоциональная сторона исполнительского искусства была лучше видна стороннему наблюдателю.
NB Чаще всего в нотах используется итальянский (международный язык музыки), именно итальянские слова даны ниже (если не оговорено иное).
Характер звучания, эмоции
Leggiero – легко
Tranquillo – спокойно
Dolce – нежно
Semplice – просто
Espressivo – выразительно
Affettuoso – страстно, порывисто
Amoroso – любовно, нежно, ласково
Spiritoso – с воодушевлением
Scherzando – игриво, шутя
Sostenuto – сдержанно
Pesante – тяжело
Leggiero – легко, грациозно
Con fuoco – с огнем
Con brio – живо
Doloroso – скорбно
Agitato – взволнованно
Abbandonamente – отдаваясь во власть чувств
Список чувств можно продолжать и продолжать…
«Технические» пометки для исполнителя:
Con sordino (сокр. con sord.) – с сурдиной,
Senza sordino (сокр. senza sord.) – без сурдины
Sul ponticello – у подставки,
Sul tasto – на грифе
Pizzicato (сокр. pizz.) – играть щипком, см. страницу Азбуки про пиццикато
Arco – играть смычком (после pizz.)
Tenuto (сокр. ten.) – выдержанно (требуется додерживать полную длительность нот)
Указания, позволяющие исполнителю играть как угодно:
A piacere – по желанию, по своему усмотрению
A beneplacito – по произволу исполнителя, как угодно
Ad libitum – то же самое на латыни
Указания, относящиеся к темпам (то есть к характерам, настроениям всей пьесы, см. «Какие бывают темпы» ).
Нужно добавить, что помимо самих названий темпов могут попасться и словосочетания (название темпа + уточняющее слово), например:
Piu – больше (piu allegro – быстрее)
Meno – меньше; meno mosso – не так быстро
Non troppo – не слишком (allegro ma non troppo – не слишком быстро)
Molto – очень (molto adagio – очень медленно)
Assai – очень (adagio assai – очень медленно)
Изменение скорости движения – ускорение или замедление:
Accelerando – постепенное ускорение темпа
(poco a poco accelerando – мало-помалу ускоряя)
Stringendo – все большее ускорение темпа
Ritenuto – почти мгновенное замедление,
Rallentando или Ritardando – плавное, постепенное
Еще связанное с темпом:
Con moto – с движением (касается и темпа, и выразительности)
Allargando – расширяя (также касается и темпа, и выразительности: некоторое замедление + подчеркивание каждого звука)
L’istesso tempo – в том же темпе, темп сохраняется
A tempo – возвращение к первоначальному темпу после его изменения
Отдельная история – tempo rubato, см. страничку «Украденное время».
(В нотах может попасться и просто слово rubato).
Пометки, относящиеся к динамике :
К ним может прилагаться уточняющее слово subito, что значит «внезапно, без подготовки» (forte subito, piano subito – внезапно громко, внезапно тихо)
Есть также пометки, относящиеся к постепенному затуханию звука:
Perdendosi; Morendo – ослабляя, замирая
Smorzando – замирая, постепенно ослабляя звук
Mancando — постепенно стихая, замирая
Относящееся и к темпу, и к динамике:
Calando – стихая, уменьшая громкость и скорость
Отдельная группа слов, связанных с голосом, но относящихся и к инструменталистам:
Mezza voce – вполголоса
Sotto voce – вполголоса, приглушенно
A pleno voce – в полный голос
Относящееся к форме произведений:
Da capo – повторить пьесу с начала и до конца
Dal segno – повторить пьесу не от начала, а от знака, данного в нотах
Attacca – если это слово написано в конце какой-то части, следующую за ней часть надо начинать играть сразу же без перерыва
Разное
A ballata (в духе баллады) – повествовательный, «балладный» характер музыки
Alla polacca – в характере польского танца (полонез)
Alla tedesca – на немецкий лад
Alla turca – в турецком духе
Quasi – как, подобно; quasi marcia – подобно маршу
P.S. На названия произведений, особенно пьес, тоже стоит обращать внимание. Часто в них — ключик ко всему последующему нотному тексту. Части старых сонат и сюит тоже могут иметь свое название, например: сарабанда, куранта, жига (это старинные танцы, которые когда-то неким образом танцевались, о чем исполнителю музыки знать не вредно). Кроме того, в нотах могут попасться посвящения. Чаще это имена друзей, возлюбленных и покровителей композиторов; вероятно, самое яркое и великодушное посвящение можно найти в нотах 24 каприсов Паганини: «Всем артистам».
P.P.S. Некоторые вещи, в частности штрихи, в нотах изображаются чаще не словами, а средствами графики. Но об этом потом.
Эта страница будет улучшаться и дополняться
3 комментария для “Словесные пометки в нотах”
Уважаемая Анна!
В нотах для скрипки Концерта №23 Дж. Виотти имеется словесная пометка: segue.
Пожалуйста, скажите, что она означает.
Заранее благодарю за ответ.
Зиновийю
Зиновий, продублирую ответ и здесь:
Segue — обычно значит продолжать в том же духе.
«Segue, продолжать исполнять одинаковым образом следующее; а иногда значит начать следующую часть пьесы»
Сравните: «Seguendo, следуя, продолжая».
Сверилась с вот этим изданием:
«Карманный музыкальный словарь. Музыкальная терминолония А. Гарраса, исправленная и умноженная князем В.Ф. Одоевским и др.»
Москва у П. Юргенсона, 1903. Стр 111
Здравствуйте, в нотах заметила пометку Pno, не подскажете что это значит?