теоретические и практические проблемы какой специальности не могут разрабатываться без клинической
Клиническая психология
Необходимо подчеркнуть, что интерес к биоэтике в последние десятилетия настоятельно потребует дальнейшего развития этических основ современной клинической психологии.
1. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих отраслей медицины, кроме:
2. Теоретические и практические проблемы какой специальности не могут разрабатываться без клинической психологии:
3. Кем был предложен термин «биоэтика»?
4. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих общетеоретических вопросов психологии, кроме:
1) анализа компонентов, входящих в состав психических процессов;
2) изучения соотношения развития и распада психики;
3) разработки философско-психологических проблем;
4) установления роли личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.
5. Какая этическая модель в клинической психологии получила наибольшее развитие в последней четверти XX в.?
1) модель Гиппократа;
3) деонтологическая модель;
4) модель Парацельса.
6. Какой принцип в клинической психологии может конкретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств?
1) принцип единства сознания и деятельности;
2) принцип развития;
3) принцип личностного подхода;
4) принцип структурности.
7. Кто ввел в обращение термин «деонтология»?
Глава 12. Нейропсихология
Значение проблемы полноценного развития человека в контексте локализации психических функций определяется тем, что учение о системной организации деятельности мозга является основой решения важнейших вопросов педагогики, медицины и психологии. Сложность и многогранность этой проблемы требует, чтобы ее разработка проводилась во многих направлениях, синтезируя достижения всех смежных наук, учитывающих как конкретно-методическую, так и общетеоретическую специфику исследования психических явлений. Поэтому предметная сфера исследования связи материального органического субстрата и идеального психического содержит понятия, традиционно используемые в анатомии центральной нервной системы и физиологии высшей нервной деятельности, теории информации и теории систем, общей и экспериментальной психологии, психофизиологии и патологии анализаторных аппаратов, общей патопсихологии, специальной педагогике, философии и ряде других областей. С общетеоретической точки зрения отношение между мозгом как материальным источником психики и идеальными по содержанию психическими процессами может быть объяснено с помощью четырех категорий.
Тест с ответами: «Клиническая психология»
1. Определите вид агнозии:
Больной различает цвета, но не может сказать, какие предметы окрашены в данный цвет.
Ответ: цветовая агнозия
2. На какую отрасль медицины не оказывает влияние клиническая психология?
психиатрии;
b. травматологии; +
c. неврологии;
d. нейрохирургии.
3. Теоретические и практические проблемы этой специальности не могут не могут быть разработаны без клинической психологии:
a. фитотерапии;
b. физиотерапии;
c. психотерапии; +
4. Определите вид агнозии:
«Больной, правильно копируя буквы, не может их читать».
Ответ: буквенная агнозия
5. На что не оказывает значительное влияние клиническая психология?
a. анализ компонентов, входящих в состав психических процессов;
b. изучение соотношения развития и распада психики;
c. разработка философско-психологических проблем; +
d. установление роли личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.
7. Данная этическая модель в клинической психологии получила наибольшее развитие в последней четверти XX в.?
a. модель Гиппократа;
b. биоэтика; +
c. деонтологическая модель;
d. модель Парацельса.
8. Что называют агнозиями в патопсихологии?
Ответ: узнавания предметов, звуков.
9. Какой из принципов в клинической психологии может конкретизироваться, как этиология и патогенез психопатологических расстройств?
a. принцип единства сознания и деятельности;
b. принцип развития; +
c. принцип личностного подхода;
d. принцип структурности.
10. Определите алексическое расстройство, при котором больные не узнают и не называют буквы, не отличают каких-либо знаков.
Ответ: агностическая алексия.
11. Ввел в обращение термин «деонтология»?
a. Декарт;
b. Спиноза;
c. Бентам; +
d. Бубер.
12. Первым предпринял попытки локализовать ВПФ в коре головного мозг:
a. Галена;
b. Галля; +
c. Клейста;
d. Лурия
13. Что будет являться основным предметом реабилитационной нейропсихологии?
a. установление причинно-следственных отношений между поврежденным мозгом и изменениями со стороны психики;
b. разработка методов инструментального исследования больных с локальными поражениями мозга;
c. восстановление утраченных из-за травмы или болезни высших психических функций; +
d. совершенствование представлений о нейропсихологических симптомах и синдромах.
14. К каким заболеваниям относится алкоголизм:
Ответ: к экзогенным заболеваниям.
15. Автор культурно-исторической теории развития ВПФ:
a. Сеченов;
b. Бехтерев;
c. Выготский; +
d. все трое.
Тестовые задания по клинической психологии (стр. 1 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Тестовые задания по клинической психологии.
1. Кому принадлежит термин «клиническая психология»?
2. Кто первым открыл экспериментально-психологическую лабораторию в России?
3. Кого можно считать родоначальником нейропсихологии?
4. Назовите основателя научной психологии:
5. Укажите психолога, внесшего наибольший вклад в развитие патопсихологии в России:
6. Основателем нейропсихологической школы в России является:
8. Назовите основателя глубинной психологии:
9. Кто разработал психологию отношений?
10. Кому принадлежит разработка психологии деятельности?
11. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих отраслей медицины, кроме:
12. Теоретические и практические проблемы какой специальности не могут разрабатываться без клинической психологии:
13. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих общетеоретических вопросов психологии, кроме:
a. анализа компонентов, входящих в состав психических процессов;
b. изучения соотношения развития и распада психики;
c. разработки философско-психологических проблем;
d. установления роли личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.
14. Какая этическая модель в клинической психологии получила наибольшее развитие в последней четверти XX в.?
a. модель Гиппократа;
c. деонтологическая модель;
d. модель Парацельса.
15. Какой принцип в клинической психологии может конкретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств?
a. принцип единства сознания и деятельности;
c. принцип личностного подхода;
d. принцип структурности.
16. Кто ввел в обращение термин «деонтология»?
17. К числу первых попыток локализовать ВПФ в коре головного мозга относятся работы:
18. Основным предметом реабилитационной нейропсихологии является:
a. установление причинно-следственных отношений между поврежденным мозгом и изменениями со стороны психики;
b. разработка методов инструментального исследования больных с локальными поражениями мозга;
c. восстановление утраченных из-за травмы или болезни высших психических функций;
d. совершенствование представлений о нейропсихологических симптомах и синдромах.
19. Автором культурно-исторической теории развития ВПФ является:
20. Зона ближайшего развития — это:
a. ближайший к текущей дате возрастной период;
b. то, что может ребенок с помощью взрослого;
c. уровень достигнутого интеллектуального развития;
d. критерий учебной успеваемости.
21. Системообразующим фактором для всех типов функциональных объединений в соответствии с концепцией Анохина является:
a. наличие связи между элементами системы;
b. многочисленность элементов системы;
c. наличие нескольких уровней в системе;
22. Термин «гетерохронность» в нейропсихологии обозначает:
a. трудности формирования гностических функций;
b. неодновременность развития функций;
c. патологию со стороны двигательного аппарата;
d. различия в результатах нейропсихологического тестирования.
23. Изменчивость мозговой организации функций является отражением:
a. принципа системной локализации функций;
b. принципа динамической локализации функций;
c. принципа иерархической соподчиненности функций;
d. всех трех принципов.
24. Жесткость организации мозговых функций обусловлена:
a. меньшей подверженностью травмам;
b. их реализацией в макросистемах головного мозга;
c. более ранним периодом формирования;
d. последними двумя обстоятельствами.
25. Основным тезисом эквипотенционализма является:
a. многоуровневость организации ВПФ;
b. функциональная равноценность левого и правого полушарий;
c. принципиальная схожесть протекания психических функций у всех людей;
d. равноценность роли всех зон мозга в реализации психической деятельности.
26. Медиобазальные отделы головного мозга по классификации Лурия относятся:
a. к энергетическому неспецифическому блоку;
b. к блоку переработки экстероцептивной информации;
c. к блоку программирования, регуляции и контроля;
d. ни к одному из них.
27. Инструментом выделения нейропсихологического фактора является:
a. совокупность физиологических исследований;
b. клиническая беседа с больным или испытуемым;
d. математическая процедура.
28. Отличие асинхронии от гетерохронии в развитии психики ребенка заключается:
a. в том, что гетерохрония является естественным фактором развития;
b. в масштабности охвата психических функций;
c. в том, что асинхрония касается лишь одного аспекта работы мозга;
d. различий нет, это синонимы.
29. Нарушение контроля за исполнением собственного поведения в основном связано с:
b. повреждением глубоких структур мозга;
c. нарушением работы теменно-затылочных отделов;
d. височной патологией.
30. К числу задач, решаемых с помощью методов нейропсихологической диагностики, не относится:
a. постановка топического диагноза;
b. оценка динамики психических функций;
c. определение причин аномального психического функционирования;
d. выбор форм нейрохирургического вмешательства.
31. Расстройства различных видов ощущений называются:
32. Общим признаком зрительных агнозий являются:
a. неспособность увидеть что-либо;
b. изменения полей зрения;
c. нарушение мыслительных процессов;
d. потеря способности узнавания.
33. Неспособность опознать плоский предмет наощупь с закрытыми глазами называется:
34. Аутотопагнозия — признак:
a. нижнетеменного поражения;
c. среднетеменного поражения;
d. поражения вторичных отделов зрительного анализатора.
35. Принцип сенсорных коррекций сложных движений был разработан:
36. Замена нужных движений на шаблонные является признаком:
a. кинестетической апраксии;
b. пространственной апраксии;
c. кинетической апраксии;
37. Приобретенное речевое расстройство вследствие поражения левого полушария называется:
38. Поражение теменно-затылочной зоны левого полушария часто приводит к:
a. эфферентной моторной афазии;
b. сенсорной афазии;
d. динамической афазии.
39. Основным дефектом при вербальной алексии является:
b. нарушения симультанного узнавания;
Часть 3. Клиническая психология. 1. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие сле дующих отраслей медицины, кроме:
Контрольные вопросы
1. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие сле
дующих отраслей медицины, кроме:
2. Теоретические и практические проблемы какой специальности не могут раз
рабатываться без клинической психологии:
3. Кем был предложен термин «биоэтика»?
4. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие сле
дующих общетеоретических вопросов психологии, кроме:
О анализа компонентов, входящих в состав психических процессов;
© изучения соотношения развития и распада психики;
© разработки философско-психологических проблем;
О установления роли личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.
5. Какая этическая модель в клинической психологии получила наибольшее
развитие в последней четверти XX в.?
О модель Гиппократа;
Глава 11. Теоретике—методологические основы клинической психологии ■ 317
©деонтологическая модель;
О модель Парацельса.
6. Какой принцип в клинической психологии может конкретизироваться как
этиология и патогенез психопатологических расстройств?
О принцип единства сознания и деятельности;
© принцип личностного подхода;
7. Кто ввел в обращение термин «деонтология»?
Глава 12 НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
Значение проблемы полноценного развития человека в контексте локализации психических функций определяется тем, что учение о системной организации деятельности мозга является основой решения важнейших вопросов педагогики, медицины и психологии. Сложность и многогранность этой проблемы требует, чтобы ее разработка проводилась во многих направлениях, синтезируя достижения всех смежных наук, учитывающих как конкретно-методическую, так и общетеоретическую специфику исследования психических явлений. Поэтому предметная сфера исследования связи материального органического субстрата и идеального психического содержит понятия, традиционно используемые в анатомии центральной нервной системы и физиологии высшей нервной деятельности, теории информации и теории систем, общей и экспериментальной психологии, психофизиологии и патологии анализаторных аппаратов, общей патопсихологии, специальной педагогике, философии и ряде других областей. С общетеоретической точки зрения отношение между мозгом как материальным источником психики и идеальными по содержанию психическими процессами может быть объяснено с помощью четырех категорий.
Категория функции. Психика является функцией, деятельностью мозга, направленной на поддержание непрерывного приспособительного процесса организма к внешней природной и физической среде, а человека как личности — к жизни в среде социальной, причем регуляторный и созидательный компоненты этой деятельности являются лишь фрагментами более общего процесса жизнеобеспечения. Морфофизиологическое единство мозга — это форма пространственно-временной организации системы, которая сама, имея генеральной функциональной целью адаптацию, является органическим элементом более общей системы — всего организма.
Категория отражения. Любой психический акт есть результат отражения в мозгу состояния внешней или внутренней среды организма. Между
Глава 12. Нейропсихология ■ 319
объектами и явлениями внешнего или внутреннего «физиологического» мира, объективно обладающими определенными количественными и качественными характеристиками и их представлением в психике от конкретного образа до абстрактной идеи, проходит многоступенчатый процесс воспроизведения в материальных носителях (от периферического рецепторного аппарата до эволюционно и онтогенетически поздних слоев коры больших полушарий) особенностей взаимодействующих с организмом объектов в виде многократного перекодирования их информационных эквивалентов.
Категория информации. Все психические процессы информативны по своей природе, причем получение информации (афферентация) и ее обработка мозгом (от элементарного сенсорного эффекта до понятийного мышления с его прагматическим и аксиологическим аспектами) приводит к повышению упорядоченности психической деятельности, а двигательная и поведенческая активность, реализуемая через информационные эфферентные потоки, активно реорганизует среду или приспосабливает к ней организм. Психические процессы выполняют функцию управления, уменьшая энтро-пийность, а усвоение информации и ее канализация вовне через поведение сопровождаются многоступенчатыми преобразованиями. Эти процессы затрагивают как оперативную информацию, так и хранящуюся в долговременной памяти. Собственно человеческим и высшим аспектом информационных отношений является знаковое опосредование всей внешней среды, предполагающее наличие значения и ценности для индивида той или иной стимуляции, а также включение ее в смысловую канву опредмеченно-го поведения.
Категория информации в нейропсихологии имеет и еще один аспект. Она представляет собой определенную организацию состояний ее носителя — мозга, которая обеспечивает возможность регулировать функции органов системы (организма), в которой происходят информационные процессы.
Категория активности. Любой психический процесс своеобразно активен, что приводит к его явному или опосредованному воплощению в реальном действии, либо в поведенческом акте. Феноменологически — это то, что «оживляет» организм и может быть внешне или интроспективно наблюдаемо. Сама по себе эта психическая активность не существует без мозговой физиологической основы, берущей начало от общих обменных процессов. Их энергетический компонент, в свою очередь, идет из внешней среды, преобразуется и распределяется в собственно исполнительской части на потоки, обслуживающие соматические и психические функции организма.
Очевидно, что ни одна из вышеуказанных категорий отдельно, равно как и их механическая интеграция, не может связать психику с ее материальным носителем. Они являются различными сторонами диалектически многогран-
320 ■ Часть 3. Клиническая психология
ного, эволюционно меняющегося, но целостного процесса высших форм жизни в пространственно-временном континууме.
Нейропсихология — отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга. В нейропсихологии выделяют несколько относительно самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями, но отличающихся специфичностью методов и тактическими задачами.
Клиническая нейропсихология — является основным направлением, задача которого заключается в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга. Объектом исследования в ней является мозг больного или травмированного человека, а предметом исследования — причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, кровоизлиянием, травмой — их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями со стороны психических процессов различных уровней. Для качественной оценки тех или иных психических потерь Лурия разработал комплекс методов клинического нейропсихо-логического обследования. Последние годы ознаменовались новым шагом в развитии теоретических и экспериментальных исследований по разработке и модификации методов топической диагностики очаговых поражений мозга (Вассерман).
Экспериментальная нейропсихология ставит своей задачей экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга, а также исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте (на мозге животных). Нередко требуется прибегать к травматичным способам анализа связи между мозговой тканью и психическими функциями, а также проводить допустимые аналогии между изменениями, возникающими у экспериментального животного после выключения (разрушения) отдельных мозговых структур и предположительными изменениями у человека с подобной формой патологии. Кроме того, в экспериментальной нейропсихологии и нейрофизиологии используют метод непосредственного раздражения электротоком и бескровные методы — охлаждение, смазывание участков коры и мозга алюминиевой пастой и другими химическими препаратами, временно отключающими функционирование определенных зон.
Реабилитационная нейропсихология. Реабилитация вообще — комплекс мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных функций организма, возникших в результате заболевания, повреждения или функционального расстройства.
Реабилитационное направление в нейропсихологии занимается восстановлением утраченных высших психических функций, обучением и перестройкой нарушенных функциональных систем для выработки новых психологи-
Глава 12. Нейропсихология ■ 321
ческих средств, предполагающих нормальное функционирование человека в бытовой, профессиональной и общесоциальной сферах. Это направление включает обширный комплекс методов и приемов, с помощью которых, опираясь на принципы динамической организации высших психических функций, проводят целенаправленные воздействия на ослабленные или утраченные в результате болезни или травмы функциональные системы, через которые реализуются жизненно важные перцептивные, когнитивно-интеллектуальные, эмоциональные-мотивационые, двигательные и поведенческие механизмы.
Отвечая на требования практики о необходимости рассмотрения функции в наличном состоянии, в процессах ее развития и распада, реабилитационная нейропсихология накопила большой опыт восстановительной работы при последствиях черепно-мозговых травм, при различных расстройствах речи, в сфере дефектологии, занимающейся проблемами воспитания и обучения, а также коррекцией недостатков умственно отсталых детей и их социальным приспособлением. Существенную роль реабилитационные мероприятия играют и при врожденных или приобретенных дефектах зрения и слуха.
Спектр приемов, которыми пользуется реабилитационная нейропсихология, включает разнообразные системы воспитания, обучения и активации ослабленных психических или двигательных функций, тренировки на формирование или укрепление сенсорно-перцептивных аппаратов, внимания, моторики, разработку режимов игровой, учебной или трудовой деятельности, подбор стимульного материала, разработку способов психологической диагностики и контроль за эффективностью восстановления функции или компенсации дефекта, возникшего в связи с мозговыми расстройствами.
Психофизиологическая нейропсихология — отвечает за исследование психических процессов с помощью объективных методов, использующих для анализа физиологические показатели. Это механограмма, миограмма, плетиз-мограмма, электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющая в результате современной компьютерной обработки получать представления о ее «карте».
Помимо традиционных, в клинических условиях используются такие уточняющие локализацию поражения методы, как магнитно-резонансная томография, позитронно-эмиссионная томография и др. К числу специальных приемов относятся метод вызванных естественной стимуляцией потенциалов и стереотаксические эксперименты с прицельным погружением тончайших электродов в отдельные нейроны. В клинике это позволяет с помощью вводимых радиоактивных веществ уничтожать патологические очаги в глубине мозга или функционально «переучивать» группы нейронов.
Четких границ между указанными направлениями не существует, а новый методический арсенал и теоретические выводы, рожденные в рамках одного из них, становятся достоянием других.
Вопрос 29, Агрипнический синдром — это
ВАРИАНТ 1.
1. Кому принадлежит термин «клиническая психология»?3) Уитмеру;
2.Кто первым открыл экспериментально-психологическую лабораторию в России?2) Бехтерев;
3. Кого можно считать родоначальником нейропсихологии?4) Галля.
4. Назовите основателя научной психологии:1) Вундт;
5. Укажите психолога, внесшего наибольший вклад в развитие патопсихологии в России:3) Зейгарник;
6. Основателем нейропсихологической школы в России является:4) Лурия.
7. Кто является основоположником бихевиоризма?3) Уотсон;
8. Назовите основателя глубинной психологии:2) Фрейд;
9. Кто разработал психологию отношений?3) Мясищев;
10. Кому принадлежит разработка психологии деятельности?3) Леонтьеву;
ВАРИАНТ 2. ё
1. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих отраслей медицины, кроме:2) травматологии;
2. Теоретические и практические проблемы какой специальности не могут разрабатываться без клинической психологии:3) психотерапии;
3. Кем был предложен термин «биоэтика»?3) Поттером;
4. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих общетеоретических вопросов психологии, кроме:
3) разработки философско-психологических проблем;
5. Какая этическая модель в клинической психологии получила наибольшее развитие в последней четверти XX в.?2) биоэтика;
6. Какой принцип в клинической психологии может конкретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств?2) принцип развития;
7. Кто ввел в обращение термин «деонтология»?3) Бентам;
ВАРИАНТ 3.
1. К числу первых попыток локализовать ВПФ в коре головного мозга относятся работы:2) Галля;
2. Основным предметом реабилитационной нейропсихологии является:
3) восстановление утраченных из-за травмы или болезни высших психических функций;
3. Автором культурно-исторической теории развития ВПФ является:3) Выготский;
4. Зона ближайшего развития — это:2) то, что может ребенок с помощью взрослого;
5. Системообразующим фактором для всех типов функциональных объединений в соответствии с концепцией Анохина является:4) цель.
6. Термин «гетерохронность» в нейропсихологии обозначает:
2) неодновременность развития функций;
7. Изменчивость мозговой организации функций является отражением:
2) принципа динамической локализации функций;
8. Жесткость организации мозговых функций обусловлена:
4) последними двумя обстоятельствами.
9. Основным тезисом эквипотенционализма является:
4) равноценность роли всех зон мозга в реализации психической деятельности.
10. Медиобазальные отделы головного мозга по классификации Лурия относятся:
1) к энергетическому неспецифическому блоку;
11. Инструментом выделения нейропсихологического фактора является:
3) синдромный анализ;
12. Отличие асинхронии от гетерохронии в развитии психики ребенка заключается:1) в том, что гетерохрония является естественным фактором развития;
13. Нарушение контроля за исполнением собственного поведения в основном связано с:1) патологией лобных долей;
14. К числу задач, решаемых с помощью методов нейропсихологической диагностики, не относится:4) выбор форм нейрохирургического вмешательства.
15. Расстройства различных видов ощущений называются:
3) сенсорными расстройствами;
16. Общим признаком зрительных агнозий являются:
4) потеря способности узнавания.
17. Неспособность опознать плоский предмет наощупь с закрытыми глазами называется:2) тактильной агнозией;
18. Аутотопагнозия — признак:2) верхнетеменного поражения;
19. Принцип сенсорных коррекций сложных движений был разработан:
20. Замена нужных движений на шаблонные является признаком:
4) регуляторной апраксии.
21. Приобретенное речевое расстройство вследствие поражения левого полушария называется:4) афазией.
22. Поражение теменно-затылочной зоны левого полушария часто приводит к:
3) семантической афазии;
23. Основным дефектом при вербальной алексии является:
2) нарушения симультанного узнавания;
24. Аграфия — это:4) нарушение способности правильно по форме и смыслу писать.
25. Акалькулия часто сочетается с:1) семантической афазией;
26. Неспецифические расстройства памяти преимущественно связаны с работой:
1) первого блока мозга;
27. «Полевое поведение» является результатом поражения:1) лобных долей;
28. Экспериментальным приемом обнаружения модально-специфических нарушений внимания является:
2) одновременное предъявление двух стимулов парным анализаторам;
29. Дефекты мышления, связанные с опосредованием речевых связей, вызываются:2) левовисочными поражениями;
30. «Круг Пейпеса» в основном описывает циркуляцию эмоциональных процессов:3) внутри лимбической системы;
31. Поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга вероятнее приведет к такому эмоциональному состоянию, как:1) безразличное благодушие;
32. Процесс опознания от общего к частному более представлен:
1) в левом полушарии;
2) совместное преобладание леворасположенных парных органов над правыми;
Блоки мозга и функции психического отражения
34. Особенностью очаговых поражений мозга у детей является:
1) слабая выраженность симптоматики;
ВАРИАНТ 4.
1. К основным принципам патопсихологического исследования по Зейгарник относятся все указанные, кроме:
2) стандартизации процедуры проведения эксперимента и анализа данных;
2. Существенными характеристиками внимания являются все указанные, кроме:
3. Буквенную корректурную пробу для исследования внимания предложил:
4. Основателем отечественной школы патопсихологии является:4) Зейгарник.
5. К типичным нарушениям мышления при шизофрении относятся все указанные, кроме:4) склонности к детализации.
6. Для исследования мышления используются все указанные методики, кроме:
7. Память может характеризоваться всеми указанными видами, кроме:
8. Типичными нарушениями мышления при эпилепсии являются все указанные, кроме:3) актуализации малозначимых «латентных» признаков;
ВАРИАНТ 5.
1. В классической психосоматике выделяют три группы расстройств, кроме:
2. Представителем антропологического направления в психосоматике является:
3. Термин «психосоматика» в медицину ввел:3) Хайнрот;
4. Создателем кортико-висцеральной патологии, как одного из направлений психосоматики, является:3) Быков;
5. Современная биопсихосоциальная модель болезни разработана:3) Энгелем;
6. Автором концепции «профиля личности» в психосоматической медицине является:3) Данбар;
7. Поведенческий тип А «является фактором риска»:
4) сердечно-сосудистых заболеваний.
8. Конверсионные расстройства, положившие начало психоаналитическому направлению в психосоматике, были описаны:3) Фрейдом;
9. Термин «алекситимия» ввел:3) Сифнеос;
10. Концепцию «органных неврозов» разработал:4) Дойч.
ВАРИАНТ 6.
1. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается возврат функции на более ранний возрастной уровень, как временного, так и стойкого характера:
2. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается грубая дезорганизация либо выпадение функции:1) распад;
3. Вид психического дизонтогенеза, при котором отмечается запаздывание или приостановка психического развития:3) ретардация;
4. Форма психического дизонтогенеза, при котором отмечается выраженное опережение развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпа и сроков созревания других функций и свойств:1) асинхрония;
5. Социально обусловленный вид непатологических отклонений в психическом развитии:3) педагогическая запущенность;
6. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится:2) патохарактерологическое формирование личности;
7. Общее психическое недоразвитие, это:2) олигофрения;
8. Отличительная черта мышления умственно отсталых:2) некритичность;
Вопрос21.БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ ВРАЧА
9. Эмоции умственно отсталых:1) недифференцированы;
10. Тотальность поражения психических функций характерна для:1) олигофрении;
11. Синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций обозначаются термином:3) задержка психического развития;
12. Аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах, это:
ВАРИАНТ 7.
1. Реактивные состояния, которые проявляются преимущественно нарушением поведения и ведут к социально-психологической дезадаптации, называются:
1) патохарактерологические реакции;
2. Непатологические нарушения поведения, которые проявляются только лишь в определенных ситуациях, не ведут к дезадаптации личности и не сопровождаются соматовегетативными нарушениями, называются:2) характерологические реакции;
3. Становление незрелой личности у детей и подростков в патологическом, аномальном направлении под влиянием хронических патогенных воздействий отрицательных социально-психологических факторов, это:
3) психогенное патологическое формирование личности;
4. Патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада личности, тотальностью и выраженностью расстройств, препятствующие полноценной социальной адаптации субъекта, это:2) психопатии;
5. Нарушения поведения, которые квалифицируются на основе правовых норм, обозначаются как:3) криминальное поведение;
6. Нарушения поведения, которые квалифицируются на основе морально-этических норм, обозначаются как:1) делинквентное поведение;
7. Форма отклоняющегося поведения, характеризующаяся стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или фиксации на определенных видах деятельности, это:2) аддиктивное поведение;
ВАРИАНТ 8.
1. Коммуникативная компетентность врача повышается с развитием такого качества, как:3) способность к эмпатии;
2. Аффилиация — это:2) стремление человека быть в обществе других людей;
3. Эмпатия — это:1) способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию;
4. Коммуникативная компетентность врача снижается под воздействием следующих свойств:2) повышенная тревожность;
5. Коммуникативный барьер во взаимоотношениях может быть связан с высоким уровнем:4) депрессивности.
6. Тревога — это эмоция:
2) направленная в будущее, связанная с предвосхищением возможных неудач;
7. Синдром эмоционального сгорания — следствие:
1) неуверенности в себе и повышенной ответственности;
8. Профессиональная адаптация заключается в:
4) совершенствовании профессионализма, установлении адекватной эмоциональной дистанции с больными, формировании индивидуального врачебного «имиджа».
9. Сокращение психологической дистанции с больным допустимо:
3) в ситуациях, когда возникает угроза жизни больного;
10. Первое впечатление больного о враче:
1) складывается в первые 18 секунд знакомства;
Вопрос №7 Теории психического развития: когнитивные теории Ж.Пиаже.
11. Ощущение психологического контакта дает элемент невербального общения:
12. В профессиональном общении врача с больными предпочтительны позы:
4) естественные асимметричные открытые.
13. Активная жестикуляция больного чаще всего связана с:
2) высоким уровнем тревоги;
14. Для депрессивного больного характерно:4) мимика скорби.
15. Ускоренная речь чаще характеризует:3) тревожного пациента;
16. Громкая речь чаще отмечается у:4) пациентов в гипоманиакальном состоянии.
17. В течение фазы ориентации врач:
3) формулирует ряд гипотез (определяет зону поиска);
18. В процессе фазы аргументации врач имеет основания для:
2) постановки предварительного диагноза;
19. Проекция — это:3) перенос больным на врача прошлого опыта взаимоотношений со значимыми людьми;
20. В результате сочетания положительного переноса и положительного контрпереноса во взаимоотношениях «врач — больной»:
1) повышается вероятность возникновения неформальных взаимоотношений между ними;
21. Основная задача врача в фазе корректировки:
2) оказание эмоциональной поддержки больному;
22. Адаптация пациента к условиям стационара длится приблизительно:
23. Лекарства, назначенные врачом, остаются неиспользованными:
1) как минимум на 20 %;
24. Эффект «плацебо» — это:
1)эффективность фармакологически нейтральных «лекарственных форм»;
25. Поведение аггравации характеризуется:3) преувеличением симптомов болезни;
26. В структуре внутренней картины болезни выделяют следующие основные компоненты:4) сенситивный, эмоциональный, рациональный и мотивационный.
27. Адаптивные механизмы, направленные на редукцию патогенного эмоционального напряжения, предохраняя от болезненных чувств и воспоминаний, а также от дальнейшего развития психологических и физиологических нарушений, называют:2) механизмами психологической защиты;
28. Возврат на более раннюю стадию развития или к более примитивным формам поведения, мышления называют:4) регрессией.
29. Защита от угрожающего объекта путем отождествления с ним называют:
30. Наиболее продуктивными копинг-стратегиями больных считаются:
1) сотрудничество и активный поиск поддержки;
31. Диссимуляция — это:2) сознательное сокрытие симптомов болезни;
32. Анозогнозия — это:2) бессознательная реакция: неосознавание болезни;
33. Ипохондрия — это:1) болезненно преувеличенное беспокойство за свое здоровье;
1) сознательное изображение симптомов несуществующего заболевания;
35. К «трудным» относятся пациенты, имеющие:
2) депрессивные черты с суицидальной настроенностью;
36. Врач как больной — это:3) самый «трудный» и «нетипичный» больной;
37. Властная, авторитарная модель отношений «врач — больной» с фиксированной структурой и жестким распределением ролей — это модель:
38. Партнерская модель взаимоотношений «врач — больной» широко используется в:4) психотерапии.
Психические расстройства при ожогах
ВАРИАНТ 9.
1. Психологическая помощь в общесоматических лечебно-профилактических учреждениях оказывается клиническим психологом:
4) совместно с врачом-психиатром и врачом-психотерапевтом.
2. Нормативом обеспечения стационарного психотерапевтического отделения является должность клинического психолога:1) на 20 коек;
3. Нормативом кадрового обеспечения должностями клинических психологов психотерапевтического кабинета является:
4) должность клинического психолога на один психотерапевтический кабинет.
4. При проведении психотерапии пациента с невротическим состоянием врач-психотерапевт и клинический психолог взаимодействуют следующим образом:
4)врач-психотерапевт и клинический психолог совместно проводят психотерапию с учетом ее различной направленности и целей.
5. Основным содержанием последипломного обучения клинических психологов по клинической психологии является:
3) психодиагностика, психокоррекция в различных клинических группах, тренинги, супервизия;
ВАРИАНТ 10.
Вопрос 1. К методам исследования в клинической психологии относится все за исключением одного:д) амитал-кофеиновое растормаживание
Вопрос 2. К принципам клинического интервьюирования относится все за исключением одного:г) стереотипность
Вопрос 3. Клиническое интервьюирование состоит из: г) 4 этапов
Вопрос 4. Длительность первого интервью должна составлять:г) 50 минут
Вопрос 5. Гарантия конфиденциальности предоставляется клиенту на:
а) I этапе интервью
Вопрос 6. Антиципационный тренинг проводится на:г) 4 этапе интервью
Вопрос 1. В понятие историко-культурной базы по ЖЛакану включается все за исключением одного:в) профессия
Вопрос 8. Метод пиктограмм используется для исследования:а) памяти
Вопрос 9. Методика Мюнстерберга используется для исследования:б) внимания
Вопрос 10. Совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях называют:в) патопсихологическим синдромом
Вопрос 11. Эмоционально-волевые расстройства, нарушения структуры и иерархии мотивов, неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение мышления в виде «относительного аффективного слабоумия», нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт входят в структуру:
в) психопатического симптомокомплекса
Вопрос 12. Опора в мышлении на латентные признаки, выявленная при проведении методики «пиктограммы» указывает на наличие:
а) шизофренического симптомокомплекса
Вопрос 13. Тест Люшера используется для оценки:д) эмоциональных переживаний
Вопрос 14. Исследование, направленное на оценку состояния высших психических функций, особенностей функционирования асимметрии полушарий называется:а) нейропсихологическим
Вопрос 15. Способность узнавать предъявляемые предметы на ошупь называется:б) стереогнозисом
Вопрос 16. Миннесотский многопрофильный опросник личности позволяет выявить:в) личностный профиль
Вопрос 17. Оценка аффективной ригидности по данным теста MMPI производится по:г) 6 шкале
Вопрос 18. К методам исследования внимания относят все методики за исключением одной:г) тест Равена
Вопрос 19. Оценка эффективности психологических способов воздействия на человека включает все из нижеперечисленных критериев за исключением одного:
г) критерий степени улучшения партнерских (сексуальных) от— ношений
Вопрос 20. Анализ визуального контакта в процессе клинического интервьюирования позволяет оценить:
б) индивидуально-психологические особенности
ВАРИАНТ 11.
Вопрос 1. Индивидуальное целостное психическое переживание в процессе диагностики психических расстройств называется:в) феноменом
Вонрос 2. «В связи с возможностью полного феноменологического сходства психической болезнью (психопатологическим симптомов) признается лишь то, что может быть таковой доказано» — гласит принцип:а) Курта Шнайдера
Вопрос 3. Наряду с критерием доказанности в принцип Курта Шнайдера включается и критерий:д) вероятности
Вопрос 4. Диагностический принцип, при котором требуется «воздерживаться от преждевременных суждений» обозначается принципом:б) эпохе
Вопрос 5. Оценка состояния индивида типа: «У больного скорбное выражение лица» не учитывает одного из нижеследующих диагностических принципов:
Вопрос 6. Для убедительной диагностики психопатологических симптомов принципиально важными являются законы:д) логические
Вопрос 7. Феноменологический подход к диагностическому процессу использует принципы:б) понимающей психологии
Вопрос 8. К понятию «нозос» в отличие от «патос» относятся все за исключением одного:а) устойчивые психопатологические состояния
Вопрос 9. Для диагностики психической реакции следует учитывать, что ее длительность не должна превышать:г) 6 месяцев
Вопрос 10. Психическое состояние, характеризующееся тяжелым на1 рушением психических функций, контакта с реальной действительностью, дезорганизацией деятельности обычно до асоциального поведения и грубым нарушением критики называется:б) психозом
Вопрос 11. Одним из наиболее значимых диагностических критериев отграничения психотических от непсихотических психических расстройств является критерий;в) некритичности к расстройствам
Вопрос 12. Психические реакции, состояния и развития, вызванные наследственно-конституциональными причинами, относятся к одному из следующих типов психического реагирования:б) эндогенному
Вопрос 13. Истерические и ипохондрические непсихотические симптомы являются признаками одного из следующих типов психического реагирования:
Вопрос 14. Феномен «уже виденного» является признаком одного из следующих типов психического реагированияа) экзогенного
Вопрос 15. Продолжительное и необратимое нарушение любой психической функции, общего развития психических способностей или характерного образа мышления, ощущения и поведения, составляющего отдельную личность называется:в) дефектом
Расстройства личности ПЗ№3-4
Вопрос 16. Абулия относится к одной из следующих групп психических расстройств;б) негативным расстройствам
Вопрос 17. Состояние полного или частичного возмещения (замещения) нарушенных в связи с болезнью психических функций называется:б) компенсацией
Вопрос 18. Появление у индивида таким особенностей поведения, как дурашливость, нелепость, импульсивность в сочетании с нецеленаправленностью поведения называется:б) гебефренией
Вопрос 19. Бесплодное, бесцельное основанное на нарушении мышления мудрствование называется:д) резонерством
Вопрос 20. При интраверсии в отличие от аутизма, как правило, отмечается:
а) критичность к собственной замкнутости
ВАРИАНТ 12
Вопрос 1. Эффект Зейгарник относится к психологическому процессу:
Вопрос 2. Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение называется:
б) абсолютным нижним порогом ощущений (порогом чувствительности)
Вопрос 3. Ощущения, связанные с сигналами, возникающими вследствие раздражения рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях или суставах называются:в) проприоцептивными
Вопрос 4. Психофизический закон Вебера-Фехнера описывает:
д) зависимость силы ощущения от величины действующего раздражителя.
Вопрос 5. В результате восприятия образуются все нижеследующие свойства образа за исключением:г) уникальность
Вопрос б. Процесс восприятия, при котором элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры, форму, контуры называется принципом:г) «естественного продолжения»
Вопрос 7. Расстройство восприятия, при котором происходит образование и восприятие причудливых зрительных образов на основе слияния элементарных особенностей объекта называется:б) парейдолическими иллюзиями
Вопрос 8. Расстройство узнавания частей собственного тела называется:
Вопрос 9. Внимание обладает всеми нижеследующими свойствами за исключением:г) длительности
Вопрос 10. Средний объем внимания человека составляет:
в) 5-7 единиц информации
Вопрос 11. Процесс лучшего запоминания незавершенных действий по сравнению с завершенными называется:б) эффектом Зейгарник
Вопрос 12, Расстройство памяти, характеризующееся нарушением за-печатления получаемой человеком информации и резко ускоренным процессом забывания, называется:в) фиксационной амнезией
Вопрос 13. Нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее, называется:
Вопрос 14. К мыслительным операциям относится все нижеперечисленное за исключением:а) суждения
Вопрос 15. Умозаключение относится к:б) мыслительным процессам
Вопрос 16. Снижение уровня обобщений и искажение процесса обобщения относят к:б) нарушениям операционной стороны мышления
Вопрос 17. Расстройство мышления, при котором значительно (максимально) затрудняется образование новых ассоциаций вследствие длительного доминирования одной мысли, представления называется:в) персеверацией
150 вопросов с ответами по Философии
Вопрос 18. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, а также создания представления об истинном отношении к субъекту со стороны окружающих называется:д) рефлексией
Вопрос 19. Антиципация — это:
б) способность человека предвосхищать ход событий, прогнозировать вероятные исходы различных действий
Вопрос 20. Особо выраженные эмоциональные состояния человека, сопровождающиеся существенными изменениями в поведении называют:
Вопрос 21. Наиболее значимым дифференциально-диагностическим критерием патологического аффекта является:б) наличие расстройств сознания
Вопрос 22. Алекситимией называется:
д) неспособность точно описать свое эмоциональное состояние
Вопрос 23. Канцерофобия — это:а) навязчивый страх заболеть раком
Вопрос 24. К парабулиям относятся все нижеперечисленные расстройства за исключением:б) аутизма
Вопрос 25. Патологическое непреодолимое влечение к бродяжничеству называется:б) дромоманией
Вопрос 26. Выделяются следующие виды автоматизмов за исключением:
Вопрос 27. Грезоподобное нарушение сознания, сопровождающееся состояниями «зачарованности» или эйфории, называется:а) онейроидом
Вопрос 28. Среди больных неврозами отмечается тенденция к увеличению лиц с:
г) низким и высоким интеллектом
Вопрос 29. Недифференцированность реальных и идеальных целей, неумение объективно оценить возникающую ситуацию, увидеть ее не только в актуальной сиюминутности чаще встречается при:
б) личностных (психопатических) расстройствах
Вопрос 30. Патологический полисемантизм, при котором слова начинают приобретать множественное значение и нередко смысловая структура слова расшатывается, чаще встречается при:в) шизофренических расстройствах
ВАРИАНТ 13
Вопрос I. Выделяются все нижеследующие научные платформы, оценивающие этиопатогенез невротических расстройств за исключением:д) астрологическая
Вопрос 2. Жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям, называется:б) психотравмой
Вопрос 3. Наиболее важной характеристикой жизненного события, способного вызвать невротические расстройства является его:д) значимость
Вопрос 4. Количественная оценка патологичности жизненных событий носит название шкалы:а) Холмса-Рея
Вопрос 5. Невротический конфликт, который характеризуется чрезмерно завышенными претензиями личности, сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих, обозначается:а) истерическим
Вопрос 6. Условно-патогенные психические травмы связаны, в первую очередь, с:в) системой отношений личности
Вопрос 7. Антиципационная концепция неврозогенеза отмечает принципиальную значимость:д) неспрогнозированности психических травм
Вопрос 8. Наибольшую роль в появлении и формировании невротических расстройств играют свойства:г) личности
Вопрос 9. Посттравматическое стрессовое расстройства связано, в первую очередь, с:б) событиями, выходящими за рамки обыденного жизненного опыта
Вопрос 10. Расстройства, возникающие вследствие складывающейся психогенно-актуальной для большого число людей социально-экономической и политической ситуацией, обозначаются:
а) социально-стрессовыми психическими расстройствами
Вопрос 11. К вариантам кризиса идентичности относятся все нижеследующие за исключением:б) мистического
Вопрос 12. Расстройства, характеризующиеся частичной или полной утратой нормальной интеграции между памятью на прошлое, нарушением осознания идентичности и непосредственных ощущений, а также нарушениями контролирования движений собственного тела называются:
д) конверсионными (диссоциативными).
Вопрос 13. Диссоциативный ступор характеризуется:
б) состоянием обездвиженности
Вопрос 14. Поведение человека вслед за острой психотравмой, характеризующееся детскостью, встречается при:г) пуэрильном синдроме
Вопрос 15. К.Ясперс описал принципиальную за диагностики невротических расстройств:а) триаду
Вопрос 16. Обсессии входят в структуру:г) ананкастического синдрома
Вопрос 17. Агорафобия — этог) навязчивый страх открытых пространств
Вопрос 18. Выделяются все нижеперечисленные этапы формирования невротических расстройств за исключением:г) психокоррекционный
Вопрос 19. У больных с невротическими расстройствами, как правило, встречается:в) моновариантный тип вероятностного прогнозирования
Вопрос 20. Нежелание больных в период неразрешенного конфликта предпринимать каких бы то ни было действий, ведущих к его прояснению или исчезновению симптоматики, а также использовать методы психологической компенсации, обозначается:д) аттитюдной психокоррекцией
Вопрос 21. Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку при:б) конверсионных симптомах
Вопрос 22. Психосоматические заболевания формируются, как правило, вследствие:г) внутриличностного конфликта
Вопрос 23. К классическим психосоматическим заболеваниям, входящим в т.н. «святую семерку» причисляют все нижеследующие за исключением:
а) инфаркта миокарда
Вопрос 24. Основным, внутриличностным конфликтом при гипертонической болезни является конфликт:
б) между агрессивными импульсами и чувством зависимости
Вопрос 25. Коронарный тип личности А предрасполагает к:
д) инфаркту миокарда
Вопрос 26. Тип личности В не предрасполагает к:д) инфаркту миокарда
Вопрос 27. Такие качества, как высокий уровень притязаний, выраженное влечение к достижению цели, стремление к конкурентной борьбе входят в структуру:а) типа личности А
Вопрос 28. Боль, возникающая в половых органах женщины только при коитальном контакте и затрудняющая или исключающая их, называется:
Вопрос 29, Агрипнический синдром — это
в) невротическое расстройство в виде бессонницы
Вопрос 30. Бледность и сухость кожи, похолодание конечностей, блеск глаз и легкий экзофтальм, неустойчивость температуры, склонность к тахикардии, тахипноэ, тенденция к повышению артериального давления, мышечная дрожь, парестезии, зябкость, неприятные ощущения в области сердца встречается при:
б) симпатикотонической форме вегетососудистой дистонии
ВАРИАНТ 14.
Вопрос 1. Понятие «зона ближайшего развития» предполагает, что:
а) обучение должно идти впереди развития
Вопрос 2. Процесс формирования в структуре старой новых видов деятельности, характерных для следующего возрастного периода, сопровождающейся созреванием или перестройкой частных процессов и основным» психологическими изменениями личности, называется:г) ведущей деятельностью
Вопрос 3. Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь называются:д) новообразованиями
Вощин. 4. Возрастными психологическими кризами называют:
б) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями
Вопрос 5. Период зрелости возникает в возрасте:г) 35-60 лет
Вопрос 6. «Комплекс оживления» характерен для:а) периода новорожденности
Вопрос 7. Отсутствие «комплекса оживления» считается характерным признаком:а) синдрома раннего детского аутизма
Вопрос 8. Кризис первого года жизни характеризуется:
д) становлением ходьбы и речи
Вопрос 9. Гипердинамический синдром является типичным для:
в) детей в возрасте 3-5 лет
Вопрос 10. Ведущей деятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста является:д) игра
Вопрос 11. Игровая деятельность, во время которой на длительный период человек способен «перевоплотиться» в животное, выдуманный образ или неодушевленный предмет, называется:б) патологическим фантазированием
Вопрос 12. Реакция, выражающаяся настойчивым стремлении подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб, называется:
б) реакцией гиперкомпенсации
Вопрос 13. Руководство человеком эгоистическими соображениями взаимной выгоды при совершении тех или иных поступков относится к проявлениям:
в) доморальному уровню морали
Вопрос 14. «Кризис средних лет» наступает, как правило, в возрасте:
Вопрос 15. Типичными психологическими особенностями пожилых людей являются все нижеперечисленные за исключением:б) альтруизма
Вопрос 16. Семейный паттерн, при котором у члена семье вырабатывается игнорирование наличия проблем или заболеваний, называется:д) анозогнозическим
Вопрос 17. Развитие шизофрении у ребенка происходит вследствие семейного воспитания по типу:д) ни один из ответов неверен
Вопрос 18. Конфликт между семейными традициями, к примеру, в выборе профессии или рода занятия, и желаниями, идущими с ними вразрез, называется (по Н.Пезешкиану):г) уникальность-тождественность
Вопрос 19. Семья вырабатывает у ее членов саногенное мышление в целью:
б) уменьшения внутреннего конфликта, напряженности, и предотвращения заболеваний
Вопрос 20. Реакция эмансипации характерна для:д) подростков