теория социальной работы является по содержанию какой наукой
Теория социальной работы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Теория социальной работы – это отрасль научного знания, которая исследует закономерности и принципы функционирования социальных процессов, а также их динамику под влиянием управленческих или психолого- педагогических факторов.
Теория социальной работы: общие сведения
Теория социальной работы также обращает внимание на систему защиты прав и свобод граждан в различных отраслях жизнедеятельности. Ввиду наличия собственного содержания теория социальной работы является самостоятельной отраслью знания в современной системе общественных наук. В тоже время теория социальной работы находится на стыке:
Основной задачей теории социальной работы называют освоение предметного пространства, которое не исследовано на сегодняшний момент.
Также теорию социальной работы определяют как теорию, которая исследует способы и методы содействия социальной адаптации и реализации субъектности группы и индивида в соответствии с социальными нормами и ценностями общества, которые устанавливаются в различных пространственно-временных ситуациях.
Предмет исследования теории социальной работы как научного знания – это не глобальные социальные процессы, а конкретные и непосредственные процессы, протекающие внутри социальной общности.
Считается, что теория социальной работы выполняет исключительно прикладную функцию, поскольку она имеет тесную взаимосвязь с жизнью. Теория социальной работы начала развиваться после того, как была признана сама профессия социальной работы. Все это стало возможным в качестве результата реализации потребности общества в научно – теоретических исследованиях.
Направленность социальной работы
В мире существует несколько сотен школ социальной работы, а также специализированные университеты, которые ведут подготовку специалистов этой сферы. Сегодня социальную работу воспринимают как особенный вид деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Границы подобной деятельности можно определить только в конкретных пространственно-временных координатах на профессиональном уровне и эта деятельность ограничивается социальной политикой конкретного государства в определенный временной этап.
Теория социальной работы говорит о том, что социальная работа должна охватывать три основные сферы деятельности:
На практике социальная работа реализуется в следующих сферах: социальное обслуживание, здравоохранение, досуг, образование, занятость и пенитенциарная система.
Содержание социальной работы можно трактовать как специфический вид профессиональной деятельности, который на практике реализуется в системе оказания государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, материального и социального уровня жизни, а также предоставление индивидуальной помощи человеку, группе лиц или конкретной семье.
Теория социальной работы также говорит об определенных ресурсах социальной работы как сферы деятельности. Ресурсы в данном случае – это источник и арсенал средств и возможностей, к которым необходимо обращаться по мере необходимости, чтобы выполнить какие-либо задачи и действия.
Ресурсы социальной работы
Ресурсы социальной работы могут быть: материальными, социальными, культурными и духовными.
Социальная работа – это профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Социальная работа имеет двусторонний характер. Сотрудник социальной службы всегда опирается на ресурсы самого клиента, организует его и побуждает к действию, чтобы успешно разрешить имеющуюся проблему. Активность клиента исходит из принципа его суверенности.
Если человек, группа и семья находятся в трудной жизненной ситуации, то они вправе искать помои и принимать ее. Но также они могут и отказаться от предлагаемой им помощи. Также они могут выбирать из всех предлагаемых вариантов, который наиболее приемлем для себя.
Также вмешательство в личную жизнь индивида и семьи возможно осуществлять только с их согласия, исключая случаи, которые определяются законом, когда необходимо защитить лиц, которые находятся в опасности.
Чтобы обеспечить грамотное сотрудничество клиента и социального работника необходимо придерживаться нескольких принципов:
Указанные принципы социальной работы универсальны и характерны для всех школ социальной работы, независимо от их идеологической и концептуальной основы. Они имеют исторически обоснованный характер, отражают конкретный этап развития и познания социальной работы, находятся в систематическом обновлении и уточнении, а также дополнении в зависимости от социальных и познавательных потребностей.
Тема 1. «ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ» КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Доброштан В. М.
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
(Учебное пособие для студентов)
Оглавление
1. «Теория социальной работы» как наука и учебная дисциплина 3
2. Социальная работа как особый вид деятельности. 7
3. Философия социальной работы. 12
4. Принципы социальной работы. 23
5. Профессиональная «Я-концепция» социального работника. 28
6. Взаимодействие социального работника и клиента. 35
7. Профессиональный риск в социальной работе. 41
8. Теоретические подходы к личности клиента. 48
9. Сексизм и этнизм как факторы дискриминации человека. 58
10. Методологические и методические аспекты изучения зарубежного опыта социальной работы 74
11. Управление социальной работой. 103
12. Эффективность социальной работы. 113
13. Социальные проблемы семьи. 123
14. Социальная геронтология. 135
15. Социальная работа в сфере занятости. 160
16. Опека и попечительство. 177
17. Социальная работа с инвалидами. 193
18. Социальная статистика. 208
19. Социальная работа в системе образования. 235
20. Социальная работа в пенитенциарной системе. 253
21. Социальная работа в контексте общественных факторов. 277
22. Социальная работа в системе социального обслуживания. 290
23. Социальная работа
в системе культурно-досуговой деятельности. 318
24. Молодежь как объект социальной работы. 333
Тема 1. «ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ» КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1.1. Актуальность проблем социальной работы на современном этапе развития российского общества
В современных условиях десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.
В мире и в России накоплен значительный опыт социальной работы. Этот опыт требует осмысления, анализа и обобщения. Необходимо выработать научно обоснованную концепцию социальной работы с населением, совершенствовать социальные технологии, понятные и убедительные приемы организации и проведения социальной работы.
Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не создаются программы социального развития и не формируется социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.
Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии − социальные работники.
1.2. Социальная работа как наука
Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности − социальной сфере и специфической социальной деятельности. Социальную деятельность можно определить как профессиональную и общественную деятельность различных организаций (государственных, общественных и частных), специалистов и активистов, направленную на решение проблем социальных субъектов (индивидов, семей, групп и слоев). Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения социальных проблем указанных объектов − одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.
Как наука социальная работа в нашей стране находится еще в стадии становления. В последние годы открыты соответствующие кафедры в десятках вузов страны, функционирует Всероссийский научно-исследовательский институт социальной работы, с 1995 г. издается «Российский журнал социальной работы», подготовлено и издано немало учебников и учебных пособий по теории и методике социальной работы.
Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпирических знаний, теории, методов и методики (техники). Особенность же социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип. Без такого единства нет науки, без такого единства не может состояться социальный работник как специалист в этой важнейшей для жизни людей области.
Неотъемлемыми компонентами каждой науки являются закономерности, принципы и методы. В специальной литературе закономерности социальной работы предлагается разделить на две группы: 1) закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы; 2) закономерности, отражающие существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности.
В качестве принципов теории социальной работы можно назвать:
Общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие.
Общие принципы социальных наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость.
Специфические принципы социальной работы (соблюдения конфиденциальности в работе; преемственности всех видов и форм социального обслуживания; адресности; приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактической направленности; содействия социальной реабилитации и адаптации и др.).
Содержательные принципы социальной работы – гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.
Психолого-педагогические принципы – модальность, эмпатия (сочувствование), аттракция (привлекательность), доверие.
Методические принципы – дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.
Организационные принципы – всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение).
Методы – это способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.
Необходимо отметить, что методы социальной работы нередко включаются в более общее понятие «социальные технологии», интерпретируемые как способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач или как совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере.
1.3. Основные понятия и категории курса
Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной дисциплины находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются в этом курсе. Особенно богат этот аппарат социологическими и психологическими понятиями.
Рассмотрим некоторые ключевые для курса «Теория социальной работы» понятия и категории. Прежде всего, это понятие «социальная работа» и близкие к нему категории «социальная защита», «социальная поддержка», «социальная помощь» и др.
Социальная работа – это разновидность человеческой деятельности, цель которой: оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальных групп и слоев в обществе.
Под социальной защитой понимают систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Социальная поддержка – этоспециальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.
Социальная помощь − это система социальных мер, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.
Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства.
Важной категорией курса является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института или социальной группы.
Социальное управление представляет собой один из видов управления в обществе, функции которого заключаются в регулировании социального положения всех участников общественной жизни, в обеспечении их развития как субъектов общественных отношений. Для организации социальной работы с учетом ее специфики применительно к группам социального риска, людям с девиантным поведением, детям и старикам, слабо защищенным слоям населения исключительно важно выяснить сущность, механизм и основные компоненты социального управления.
Наконец, еще одно важнейшее понятие курса − социальный работник (т. е. соционом). Это одно из ключевых, фундаментальных понятий курса. Социальный работник − это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.
Тесты ТСР 2012 май.. Контрольные задания по курсу педагогика введение в социальную работу
«Витебский государственный университет
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ
«ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ»
«ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»
«ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»
«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ
для специальности «Социальная работа»
Печатается по решению научно-метдического совета учреждения образования
«Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
Авторы: доцент кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им П.М. Машерова», кандидат педагогических наук И.А. Шарапова;доцент кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат педагогических наук Г. А.Качан,доцент кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат педагогических наук Ю.И.Венгер, преподаватель кафедры социально-педагогической работыУО «ВГУ им. П.М. Машерова» Матюшкова С.Д.
Научный редактор : заведующая кафедрой социально-педагогической работы
УО «ВГУ им. П.М. Машерова», доктор педагогических наук,
Контрольные задания по курсам «Педагогика», «Введение в социальную работу», «Теория социальной работы», «Технологии социальной работы», «История отечественной и зарубежной социальной работы»
Предлагаемое издание содержит контрольные задания курсам «Педагогика». «Введение в социальную работу», «Теория социальной работы»,»Технологии социальной работы», «История отечественной и зарубежной социальной работы» (для специальности «Социальная работа»). Тесты могут быть использованы для контроля знаний студентов, обучающихся как на дневной так заочной форме обучения.
Предназначены для студентов вузов, обучающихся по специальности «социальная работа», а также преподавателей соответствующих факультетов.
УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение………………………………………………………..
Педагогика
Введение в социальную работу
Теория социальной работы
Технологии социальной работы
История отечественной и зарубежной работы
«ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Раздел 1. Теоретико-методологические
основы социальной работы
2. По научному статусу теория социальной работы является
1) фундаментальной наукой
2) прикладной наукой
3) преимущественно прикладной, но разрабатывает и теоретические проблемы
4) не является наукой
3. Как научная теория социальная работа имеет
2) объект и субъект, функции
3) объект и предмет исследования, категориальный аппарат, закономерности и принципы, функции
4) субъект, формы, средства, функции.
4. Система взглядов и представлений по использованию и объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению. Это
1) социальная педагогика
4) теория социальной работы
5. Система взглядов и представлений по использованию и объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению. Это
1) теория социальной работы
3) социальная геронтология
4) технологии социальной работы.
6.Закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе – это
1)функции теории социальной работы
2) предмет теории социальной работы
3) объект теории социальной работы
7. Методологическим принципами теории социальной работы выступают:
1) принцип детерминизма
2) принцип гносеологического подхода
3) принцип личностного подхода
4) принцип единства сознания и деятельности
1) индивидуальном, групповом, общинном
2) мето-, макро-, мезо-, микроуровнях
3) национальном, групповом, индивидуальном
4) правильного ответа нет.
9. Задачей данного уровня теории социальной работы выступает разработка общих теоретических основ социальной работы, выявление базисных принципов формирования теории социальной работы. Это:
4) мезоуровень
10.На данном уровне социальная работа выступает как теория социально-административной работы, где в качестве основного субъекта помощи выступают общество и государство. Это:
4) мезоуровень
11. Как теория, социальная работа на данном уровне связана с групповыми процессами, которые рассматриваются в контексте процессов помощи и взаимопомощи. Это:
12Функции теории социальной работы. Выберите правильный ответ
13.Большая, устойчивая социальная общность, характеризующаяся единством условий жизнедеятельности людей в наиболее существенных отношениях. Это
4) коллектив
14. Отражение в обобщенной форме явлений и событий действительности, связей между ними посредством фиксации их общих и специфических признаков и свойств. Это
1) принципы
4) категории
15. Наиболее общие фундаментальные для данной системы научных знаний понятия. Это..
4) правильного ответа нет
16.Структурируя понятия и категории социальной работы их можно разделить на:
1) объективные и субъективные
2) собственные, относящиеся к социальной работе по преимуществу, не специфические для социальной работы
3) философские, психологические, педагогические
4) специфические для социальной работы, объективные, собственные.
17. Структурируя понятия и категории социальной работы их можно разделить на:
2) относящиеся к социальной работе по преимуществу
3) не специфические для социальной работы
1) социум, социальное пространство, социальная работа, государство
2) консультирование, социальный патронаж, социальная защита
3) социальная работа, социальный работник, социальное обслуживание, адресная социальная помощь
4) клиент, субъект, объект, принципы, социальный работник
19. Какая категория социальной работы является заимствованной:
1) социальная работа
2) социальное обслуживание
3) социальный работник
4) развитие
20. Какая категория является собственной:
1) государство
3) социальное пространство
4) социальный работник
21. Выделение процесса помощи из многих сфер жизнедеятельности впервые произошло в:
1) в Киевской Руси
2) в Древней Греции
4) в Древнем Риме
22. В какой работе Аристотель рассматривал вопросы благотворительности:
1) Законы
4) О милосердии
23. Основным носителем благотворительности и призрения в период раннего (У-Х1 вв.) и классического средневековья (Х1- ХУ вв.) становится:
1) Церковь
4) семья
24. Теоретическое осмысление сущности помощи и поддержки нашло отражение в важнейших трудах мыслителей церкви. Исключите не верный ответ.
1) Ионна Златоуста
2) Григория Богослова
4) Ионна Дамаскина
25. В каком веке за рубежом оформляются идеи государственного подхода к поддержке нуждающихся.
4) начале ХХ в.
26. Какие социальные патологии изучались в Х1Х в. за рубежом. Исключите не верный ответ.
1) пьянства
4) инвалидизма
27. Кто впервые описал метод индивидуальной работы:
1) Алиса Соломон
4) Хелен Перлман
28. Кто является автором работы «Социальные диагнозы».
1) Джейн Адамс
4) Зигмунд Фрейд
29. Кто заложил основы диагностической школы социальной работы.
1) Мэри Ричмонд
4) Дж. Тафт
30. В основу своих теоретических построений диагностическая школа социальной работы поставила:
31. В основу своих теоретических построений функциональная школа социальной работы поставила:
32. В отечественной теории основы «теории милосердия» были заложены в:
1) « Русской правде» Я. Мудрого
4) «Политике» Ю. Крижанича
33. Научное обоснование социального обеспечения в отечественной теории начинается в:
1) начале ХХ в.
4) конце ХХ в.
34. Разновидность человеческой деятельности, целью которой является оптимизация осуществления субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности; семьи и других социальных групп.
1) социально- педагогическая деятельность
2) социальная работа
3) экономическая деятельность
4) психосоциальная работа
35. Специалист в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывающий все виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой возникших проблем.
4) социальный работник
36. Специалист в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывающий все виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой возникших проблем.
2) социальный работник
37. Система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальным работником (социальной службой) для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержка их социального статуса и полноценной жизнедеятельности. Это
1) социальная помощь
2) социальная реабилитация
3) социальная коррекция
4) социальный патронаж
38. Деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых и иных услуг и материальной помощи, созданию условий и осуществлению социальной адаптации, реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Это
1) социальный патронаж
2) социальное обслуживание
3) социальное сопровождение
3) социальная защита
39. Выражают порядок причинной, необходимой и устойчивой связи между явлениями и свойствами объективного мира, при которых изменения одних явлений вызывает вполне определенные изменения других явлений или процессов. Это
4) закономерности
40. Содержание и направления социальной работы зависят от целей социальной политики государства. Это:
2) объективная закономерность
4) субъективная закономерность
41.Эффективность социальной работы закономерно зависит от уровня профессионального мастерства специалиста социальной работы. Это:
1) объективная закономерность
2) субъективная закономерность
4) принцип
42. Основные исходные положения, которые вытекают из установленных наукой закономерностей и в которых выражены требования к содержанию, методам, организации социальной работы. Это:
4) принципы
43. Основные исходные положения, которые вытекают из установленных наукой закономерностей и в которых выражены требования к содержанию, методам, организации социальной работы. Это:
4) приемы
44. Принципы, которые лежат в основе всех наук об обществе, человеке, механизмах их взаимодействия. Это:
1) социально- политические принципы
2) организационные принципы
3) общефилософские принципы
4) специфические принципы социальной работы
45. Принципы, которые выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. Это:
2) социально- политические принципы
3)специфические принципы социальной работы
4) общефилософские принципы
46. Принцип социально-технологической компетентности социального педагога, принцип единства прав и обязанностей, принцип стимулирования, принцип контроля входят в группу:
1) педагогических принципов.
2) специфических принципов социальной работы
3) организационных принципов
4) социально- политических принципов
47. Принципы конфиденциальности, социального реагирования, принцип опоры на собственные силы, принцип профилактической направленности, принцип клиентоцентризма входят в группу:
1) специфических принципов социальной работы
2) педагогических принципов
4) организационных принципов.
48. Принцип развития, принцип детерминизма, принцип историзма входят в группу:
1) организационных принципов
2) принципов социальной педагогики
3) общефилософских принципов
4) педагогических принципов.
49. Эта группа моделей теоретического осмысления социальной работы базируется на системной социологии (теории социальных систем). Выберите правильный ответ
2) комплексно –ориентированные
3) социолого- ориентированные
4) психодинамическая модель
50. В основе данной модели лежат положения движения за права человека. Выберите правильный ответ
1) кризис- интервентная модель
2) экзистенциальная модель
3) социально- радикальная модель
4) ролевая теория
51. Ключевая идея данной модели – преобразовательная активность личности в решении собственных проблем и проблем окружающей среды. Выберите правильный ответ.
1) социально-педагогическая модель
2) марксистская модель
3) проблемно-ориентированные модели
4) гуманистическая модель
52. Эти теории и модели социальной работы основаны на приоритете познания закономерностей психологического развития и статуса человека в обществе. Выберите правильный ответ
2) комплексно –ориентированные
4) когнитивная модель.
53.Большое влияние на развитие этой модели социальной работы оказали теории гуманистической психологии К.Роджерса, А. Маслоу. Выберите правильный ответ.
2) марксистская модель
3) социально-педагогическая модель
4) гуманистическая модель
54. Эта группа моделей теоретического осмысления социальной работы подразумевает целостное видение социальных проблем человека. Выберите правильный ответ.
4) социально-радикальная модель.
55. Развитие ролевой модели социальной работы связано с именем: