термин дидактика появился в каком веке

ДИДАКТИКА

Тер­мин «Дидактика» впер­вые ис­поль­зо­вал немецкий пе­да­гог В. Рат­ке, на­звав­ший свой курс лек­ций «ди­дак­ти­кой» или «ис­кус­ст­вом пре­по­да­ва­ния». Дидактика как сис­те­му на­учных зна­ний пред­ста­вил Я.А. Ко­мен­ский («Ве­ли­кая ди­дак­ти­ка», 1657). На раз­ви­тие дидактики ока­за­ли влия­ние идеи Ж.Ж. Рус­со, И. Пес­та­лоц­ци, И.Ф. Гер­бар­та, Ф. Дис­тер­ве­га.

В Рос­сии це­ло­ст­ную ди­дак­тическую сис­те­му соз­дал К.Д. Ушин­ский. В советскую дидактику зна­чительный вклад вне­сли ис­сле­до­ва­ния Ю.К. Ба­бан­ско­го, М.А. Да­ни­ло­ва, Б.П. Еси­по­ва, И.К. Жу­рав­лё­ва, В.И. За­гвя­зин­ско­го, Л.Я. Зо­ри­ной, В.В. Кра­ев­ско­го, И.Я. Лер­не­ра, В.С. Лед­нё­ва, М.И. Мах­му­то­ва, М.Н. Скат­ки­на, Н.М. Шах­мае­ва и других.

Про­цесс обу­че­ния в дидактике оп­ре­де­ля­ет­ся как це­ле­на­прав­лен­ная взаи­мо­свя­зан­ная дея­тель­ность учи­те­ля и уча­щих­ся, на­прав­лен­ная на дос­ти­же­ние це­лей обу­че­ния; име­ет дву­сто­ронний ха­рак­тер: в нём взаи­мо­свя­за­ны и взаи­мо­обу­слов­ле­ны пре­по­да­ва­ние и уче­ние. Тра­ди­ци­он­но вы­де­ля­ют­ся его обу­чаю­щая, раз­ви­ваю­щая, вос­пи­ты­ваю­щая функ­ции.

Про­цесс обу­че­ния ис­пы­ты­ва­ет влия­ние многих фак­то­ров, как вне­пе­да­го­ги­че­ских (например, об­щественные ус­ло­вия), так и пе­да­го­ги­че­ских (например, со­став клас­са, свое­об­ра­зие учеб­но­го ма­те­риа­ла). Спе­ци­фи­ку ди­дак­тических за­ко­но­мер­но­стей ха­рак­те­ри­зу­ет за­ви­си­мость ме­ж­ду пре­по­да­ва­ни­ем, уче­ни­ем и со­дер­жа­ни­ем об­ра­зо­ва­ния. В.В. Кра­ев­ский, И.Я. Лер­нер вы­де­ли­ли два ви­да ди­дак­тических за­ко­но­мер­но­стей: 1) при­су­щие про­цес­су обу­че­ния и не­из­беж­но про­яв­ляю­щие­ся, как толь­ко он воз­ни­ка­ет в какой-либо фор­ме, не­за­ви­си­мо от спо­со­бов дея­тель­но­сти обу­чаю­ще­го и обу­чаю­щих­ся (например, ос­вое­ние под­рас­таю­щи­ми по­ко­ле­ния­ми со­ци­аль­но­го опы­та стар­ших по­ко­ле­ний, взаи­мо­дей­ст­вие учи­те­ля и уче­ни­ка в про­цес­се обу­че­ния) и 2) про­яв­ляю­щие­ся в за­ви­си­мо­сти от пред­при­ни­мае­мой обу­чаю­щим и обу­чаю­щи­ми­ся дея­тель­но­сти и средств обу­че­ния.

Прин­ци­пы обу­че­ния воз­ник­ли из пе­да­го­гической прак­ти­ки как ре­зуль­тат её обоб­ще­ния, они объ­ек­тив­но обу­слов­ле­ны об­ществ. по­треб­но­стя­ми и в то же вре­мя ва­риа­тив­ны. В дидактике вы­де­ля­ют­ся прин­ци­пы на­уч­но­сти и дос­туп­но­сти, сис­те­ма­тич­но­сти и по­сле­до­ва­тель­но­сти, на­гляд­но­сти, свя­зи тео­рии с прак­ти­кой, обу­че­ния с жиз­нью, проч­но­сти и дей­ст­вен­но­сти ре­зуль­та­тов, по­ло­жительного эмо­цио­наль­но­го фо­на обу­че­ния, творческой ак­тив­но­сти и са­мостоя­тель­но­сти уча­щих­ся при ру­ко­во­дя­щей ро­ли учи­те­ля, со­че­та­ния кол­лек­тив­ных и ин­ди­ви­ду­аль­ных форм учеб­ной ра­бо­ты, пе­ре­хо­да от обу­че­ния к са­мо­об­ра­зо­ва­нию.

В про­цес­се об­ра­зо­ва­ния про­ис­хо­дит пе­ре­да­ча но­вым по­ко­ле­ни­ям ра­нее на­ко­п­лен­но­го со­ци­аль­но­го опы­та; его ча­стью яв­ля­ет­ся со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­ния. Су­ще­ст­ву­ют различные под­хо­ды к от­бо­ру со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния. В пред­мет­но-ори­ен­ти­ро­ван­ном под­хо­де со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­ния ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с ос­но­ва­ми на­ук. Праг­ма­тический под­ход вклю­ча­ет в со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­ния толь­ко те зна­ния, уме­ния, на­вы­ки, ко­то­рые при­го­дят­ся уче­ни­ку не­по­сред­ст­вен­но в жиз­ни. Со­ци­аль­но-цен­три­ро­ван­ный под­ход пред­ла­га­ет при от­бо­ре со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния ру­ко­во­дство­вать­ся пре­ж­де все­го ин­те­ре­са­ми об­ще­ст­ва, го­су­дар­ст­ва. Лич­но­ст­но-цен­три­ро­ван­ный под­ход во гла­ве все­го об­ра­зо­ват. про­цес­са ста­вит раз­ви­ваю­щую­ся лич­ность ре­бён­ка. Со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­ния при этом не яв­ля­ет­ся фик­си­ро­ван­ным, ре­бё­нок сам ре­ша­ет, что ему ин­те­рес­но и что он бу­дет изу­чать.

В 1970-е годы бы­ла раз­ра­бо­та­на куль­туро­ло­гическая кон­цеп­ция со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния (В.В. Кра­ев­ский, И.Я. Лер­нер, М.Н. Скат­кин), со­глас­но ко­то­рой ис­точ­ни­ком со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния слу­жит ма­те­ри­аль­ная и ду­хов­ная куль­ту­ра об­ще­ст­ва. Уче­ни­ку пе­ре­да­ёт­ся пе­да­го­ги­че­ски адап­ти­ро­ван­ный со­ци­аль­ный опыт, в струк­ту­ру ко­то­ро­го вхо­дят зна­ния, спо­со­бы дея­тель­но­сти, опыт творческой дея­тель­но­сти, опыт эмо­цио­наль­но-цен­но­ст­но­го от­но­ше­ния к ми­ру. Обя­зательный ми­ни­мум со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния, основные об­ра­зо­вательные про­грам­мы об­ще­го об­ра­зо­ва­ния, максимальный объ­ём учеб­ной на­груз­ки обу­чаю­щих­ся, уро­вень под­го­тов­ки вы­пу­ск­ни­ков об­ра­зо­вательных уч­ре­ж­де­ний, а так­же основные тре­бо­ва­ния к обес­пе­че­нию об­ра­зо­вательного про­цес­са оп­ре­де­ля­ют государственные стан­дар­ты об­ще­го об­ра­зо­ва­ния.

К сред­ст­вам обу­че­ния от­но­сят­ся объ­ек­ты, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют ре­зуль­та­тив­ное про­те­ка­ние учеб­но­го про­цес­са: учеб­ни­ки, учеб­ные по­со­бия, спра­воч­ни­ки, эн­цик­ло­пе­дии, мо­де­ли, ма­ке­ты, тех­нические сред­ст­ва обу­че­ния: диа- и эпи­про­ек­то­ры, гра­фо­про­ек­то­ры, ки­но- и ви­део­ап­па­ра­ту­ра, ком­пь­ю­те­ры, Ин­тер­нет.

Основной фор­мой учеб­но­го про­цес­са яв­ля­ет­ся урок.

За ру­бе­жом, в стра­нах Западной Ев­ро­пы и США дидактика зна­чи­тель­но пси­хо­ло­ги­зи­ро­ва­на. В ря­де слу­ча­ев ди­дак­тические под­хо­ды стро­ят­ся как пря­мая про­ек­ция пси­хо­ло­гических кон­цеп­ций на учеб­ный про­цесс (например, «пси­хо­ло­гическая ди­дак­ти­ка» Х. Эб­ли, Фран­ция), как би­хе­вио­ри­ст­ская тео­рия обу­че­ния Б.Ф. Скин­не­ра и другие. В бо­лее опо­сре­до­ван­ном ви­де воз­дей­ст­вие пси­хо­ло­гии на дидактику про­ис­хо­дит че­рез вклю­че­ние на­учного ап­па­ра­та пси­хо­ло­гии в изу­че­ние и кон­ст­руи­ро­ва­ние обу­че­ния; например, влия­ние би­хе­вио­риз­ма на раз­ви­тие про­грам­ми­ро­ван­но­го обу­че­ния; влия­ние ког­ни­тив­ной пси­хо­ло­гии на кон­цеп­цию стерж­не­вых идей в со­дер­жа­нии обу­че­ния (Дж.С. Бру­нер, Х. Та­ба, Дж. Шваб, США) и другие. Ана­ли­тический ап­па­рат пси­хо­ло­гии ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся в изу­че­нии эм­пи­рических ди­дак­тических по­ис­ков (например, изу­че­ние опы­та от­кры­то­го обу­че­ния в раз­ных стра­нах ми­ра; ха­рак­те­ри­сти­ка сти­лей пре­по­да­ва­ния (Н. Бен­нет и другие, Вели­ко­бри­та­ния); син­тез «мо­де­лей обу­че­ния» как об­ще­ди­дак­тических стра­те­гий под­бо­ра приё­мов и ме­то­дов обу­че­ния (Б. Джойс, М. Уэйл, США)). За­мет­ное влия­ние на дидактику ока­зал сис­тем­ный под­ход к кон­ст­руи­ро­ва­нию обу­че­ния (от це­ле­по­ла­га­ния до оцен­ки дос­тиг­ну­тых ре­зуль­та­тов), про­явив­ший­ся в об­ще­ди­дак­тическом те­че­нии пе­да­го­гической тех­но­ло­гии.

Современная за­ру­беж­ная дидактика раз­ви­ва­ет­ся в ус­ло­ви­ях ши­ро­ко­мас­штаб­но­го пе­ре­смот­ра учеб­ных про­грамм, об­нов­ле­ния со­дер­жа­ния и стра­те­гии школь­но­го обу­че­ния, со­ци­аль­но-пе­да­го­гической ори­ен­та­ции на мас­со­вое, сред­нее и по­слес­ред­нее об­ра­зо­ва­ние. Американской ас­со­циа­ци­ей пе­да­го­гических ис­сле­до­ва­ний под­го­тов­лен ме­ж­ду­народный свод ис­сле­до­ва­ний про­блем обу­че­ния «Ме­ж­ду­народная эн­цик­ло­пе­дия по во­про­сам обу­че­ния и под­го­тов­ки учи­те­лей» («The international encyclopedia of teaching and teacher education», 1987).

Источник

Дидактика

Дидактика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.

Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?».

Содержание

История

Объект и предмет дидактики

Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — обучение.

Существуют «частные дидактики» — методики обучения отдельным учебным предметам (методика преподавания математики, физики, истории и др.), отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект — обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.

Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.

Публикации

Примечания

Ссылки

дидактика — и, ж. didactique f. 1. В педагогике область изучения методов и форм обучения. Современная дидактика. Проблемы дидактики. БАС 2. Я глубоко уважаю дидактику и ненавижу прожектерство. Сухомлинский Сердце отдаю детям. 2. Поучительность,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДИДАКТИКА — (греч. didaktike [techne] искусство или наука обучения) – теория обучения. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

дидактика — поученье, поучение Словарь русских синонимов. дидактика сущ., кол во синонимов: 7 • дидактизм (6) • … Словарь синонимов

Дидактика — ДИДАКТИКА. учение о преподавании. Дидактическая поэзия поэзия, долженствующая поучать. Начало ее таится, конечно, в тысячелетних глубинах человеческих культур. В европейской литературе принято считать началом Д. П. VIII век до Р. Хр. с греческого … Литературная энциклопедия

дидактика — Раздел педагогики, изучающий теоретические основы обучения. Дидактика охватывает обоснование учебных планов, программ, методов и форм обучения. [Гипертекстовый энциклопедический словарь по информатике Э. Якубайтиса] [http://www.morepc.ru/dict/]… … Справочник технического переводчика

ДИДАКТИКА — (от греческого didaktikos поучающий), раздел педагогики, теория образования и обучения. Возникла в 17 в. В зависимости от целей обучения определяет объем и структуру содержания образования, выявляет закономерности его усвоения и формирования… … Современная энциклопедия

ДИДАКТИКА — (от греч. didaktikos поучающий) раздел педагогики; теория образования и обучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и… … Большой Энциклопедический словарь

ДИДАКТИКА — ДИДАКТИКА, дидактики, мн. нет, жен. (от греч. didaktikos поучительный). Отдел педагогики, в котором излагаются общие методы обучения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДИДАКТИКА — ДИДАКТИКА, и, жен. Раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения. | прил. дидактический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Источник

Дидактика

Содержание

Определение дидактики [ ]

Дидактика как научное знание [ ]

Дидактика является сферой подлинно научного знания, а как всякая подлинная наука, оперирует определенными понятиями, выделяя из них основополагающие, поскольку обучение это совместная познавательная деятельность, то оно включает в себя 3 плана:

1. уровень физического взаимодействия психический, зависит от физического состояния, но при этом имеет свой особенности и поведенческие и мыслительные

2. уровень духовного взаимодействия, когда коммуникативный характер такого взаимодействия реализуется на глубинном бессознательном уровне, посредством рождения ассоциаций на те звуки и знаки которые есть способ реализации языка.

Образование можно рассматривать как:

· процесс формирования той или иной закономерности

· результат той или иной степени научности/обученности

· форма организации системы обучения

В определении предмета дидактики ключевую роль играет слово «деятельность».

Дидактика является сферой подлинно научного знания и потому, как всякая подлинная наука, представляет собой систему знаний соответствующих объективной реальности.

В самом общем виде, обучение – это совместная познавательная деятельность учителя и ученика, их реальное, прежде всего психическое и физическое, а затем уже духовное взаимодействие, имеющее коммуникативный характер и реализуемое посредством звуков и знаков, т.е. с помощью языка.

Анализируя с позиции этимологии и семиотики, смысловые области (предметные поля смыслов), основных категорий дидактики развития, воспитания, образования и обучения, только на трех языках, мы можем сделать вывод:

Меше, Живкович, Назарова, Кузнецов

История дидактики [ ]

Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше.

Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения.

В 1657 г. великий чешский педагог Ян Амос Коменский опубликовал в Амстердаме свой труд «Великая дидактика». Значение его исследований неисчерпаемо. Именно ему принадлежит мысль – «учить всех всему». Коменский вывел некоторые принципы и правила обучения детей. В то время существовало жестокое противостояние между феодальным обществом и представителями нового поколения, выдвигавшими революционные идеи в области науки и философии. Тогда Коменским и была создана дидактика, воплотившая в себе все новые идеи. Более того, дидактика продолжила на практике осуществлять воспитание и обучение детей.

Коменскому удалось вывести ряд закономерностей, или основоположений (термин Коменского), природы, являющихся общими для каждого отдельного человека и играющих важную роль в воспитании и обучении.

Дидактические исследования Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827) были тесным образом связаны с педагогическими. По мнению Песталоцци, высшей целью воспитания является стремление «пробуждать дремлющие силы народа, развивать в нем уверенность в своих силах». Для решения этой задачи Песталоцци предложил три главных средства:

Самым главным путем воспитания Песталоцци считал обучение. Сначала человек должен получить общее образование, а затем уже специальное. Целью обучения исследователь считал воспитание человечности и трудолюбия, гармоническое сочетание способностей и сил индивида.

Дидактическая система [ ]

Компоненты дидактической системы:

Режимы работы дидактической системы:

Движущая сила творческого саморазвития учителя:

Источник

Дидактика

Полезное

Смотреть что такое «Дидактика» в других словарях:

Дидактика — (др. греч. διδακτικός поучающий) раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания… … Википедия

ДИДАКТИКА — (греч., от didasko обучаю). Наука о правилах, приемах и методах обучения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИДАКТИКА [ Словарь иностранных слов русского языка

дидактика — и, ж. didactique f. 1. В педагогике область изучения методов и форм обучения. Современная дидактика. Проблемы дидактики. БАС 2. Я глубоко уважаю дидактику и ненавижу прожектерство. Сухомлинский Сердце отдаю детям. 2. Поучительность,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДИДАКТИКА — (греч. didaktike [techne] искусство или наука обучения) – теория обучения. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

дидактика — поученье, поучение Словарь русских синонимов. дидактика сущ., кол во синонимов: 7 • дидактизм (6) • … Словарь синонимов

Дидактика — ДИДАКТИКА. учение о преподавании. Дидактическая поэзия поэзия, долженствующая поучать. Начало ее таится, конечно, в тысячелетних глубинах человеческих культур. В европейской литературе принято считать началом Д. П. VIII век до Р. Хр. с греческого … Литературная энциклопедия

дидактика — Раздел педагогики, изучающий теоретические основы обучения. Дидактика охватывает обоснование учебных планов, программ, методов и форм обучения. [Гипертекстовый энциклопедический словарь по информатике Э. Якубайтиса] [http://www.morepc.ru/dict/]… … Справочник технического переводчика

ДИДАКТИКА — (от греческого didaktikos поучающий), раздел педагогики, теория образования и обучения. Возникла в 17 в. В зависимости от целей обучения определяет объем и структуру содержания образования, выявляет закономерности его усвоения и формирования… … Современная энциклопедия

ДИДАКТИКА — (от греч. didaktikos поучающий) раздел педагогики; теория образования и обучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и… … Большой Энциклопедический словарь

ДИДАКТИКА — ДИДАКТИКА, дидактики, мн. нет, жен. (от греч. didaktikos поучительный). Отдел педагогики, в котором излагаются общие методы обучения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДИДАКТИКА — ДИДАКТИКА, и, жен. Раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения. | прил. дидактический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Источник

ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ДИДАКТИКА»

По своему происхождению слово дидактика восходит к греческому языку, в котором didaktikos означает «поучающий», a didasko — «изучающий». Насколько известно, оно было введено в употребление в 1613 г. в Германии. Именно тогда Кристоф Хельвиг и Йохим Юнг, анализируя деятельность известного языковеда и сторонника обучения на родном языке Вольфганга Ратке (1571 — 1635), подготовили «Краткий отчет из дидактики, или Искусство обучения Ратихия» (Kurzer Bericht von der Didactica, oder Lehrkunst Wolfgangi Ratichii).

Уже из названия работы следует, что эти авторы рассматривали дидактику как искусство обучения, а следовательно, как своего рода практическое умение. Аналогичным образом трактовал это понятие Ян Амос Комен-ский (1592—1670), автор опубликованного в 1657 г. труда под названием «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему» (Didactica magna universale omnes omnia docendi artificium exhibens). Однако Коменский полагал, что дидактика представляет собой искусство не только обучения, но и воспитания, которое он трактовал как необходимое условие «формирования нравов в направлении всесторонней моральности».

Такое понимание дидактики сохранялось до начала XIX столетия, когда Иоганн Фридрих Гербарт (1776— 1841), известный немецкий педагог и философ, разработал теоретические основы дидактики, сделав ее внутренне целостной и непротиворечивой теорией воспитывающего обучения, подчиненной педагогике. Учитывая роль, которую Гербарт и особенно его последователи отводили процессу овладения материалом, излагаемым на уроке, основной задачей дидактики, в соответствии с гербар-товской концепцией, должен был стать анализ действий учителя, нацеленных главным образом на ознакомление учащихся с новым для них учебным материалом.

Такое понимание предмета и задач дидактики в свою очередь не устраивало сторонников различных вариантов так называемого нового воспитания, оживленная педагогическая деятельность которых развернулась на рубеже XIX и XX вв. Ведущие представители этого направления в педагогике, в частности американский ученый Джон Дьюи (1859—1952), отводили ученикам более активную роль в процессе обучения по сравнению с гербартистами. В связи с этим они отбросили гербартовскую концепцию «передачи знаний», апеллирующую главным образом к памяти учащихся, и выдвинули требование формирования и развития у них способностей к интеллектуальной деятельности, а также навыков практической деятельности. Эти концепции безусловно не могли не оказать влияния на способ понимания как предмета, так и задач дидактики, которую начали отождествлять не столько с теорией преподавания, сколько с теорией учения. Основной задачей такой дидактики в отличие от Гербарта и его сторонников стал уже анализ действий ученика, а не учителя. При этом считалось, что преподавание является функцией учения, а действия учителя обусловлены познавательными действиями учеников, а не наоборот.

В наши дни эти два вида деятельности не противопоставляются друг другу. Последняя точка зрения получила обоснование в многочисленных теоретических работах, а также подтверждена практикой. Таким образом, установлено, что преподавание тесно связано с учением, эти две стороны процесса образуют интегративную целостность в виде процесса обучения, а точнее — процесса преподавания-учения. В числе факторов, обеспечивающих единство процесса обучения, не только общая цель, которую нужно достичь в ходе его реализации, но и использованные при этом методы, организационные формы и средства обучения.

В свете изложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время дидактика понимается как наука о преподавании и учении, т. е. как система корректно обоснованных утверждений и гипотез, касающихся явлений, зависимостей и закономерностей преподавания-учения, а также способов их преобразования человеком. Дидактика как наука дает знания о закономерностях, действующих в сфере предмета ее исследований, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения; на этой основе она устанавливает соответствующие закономерности, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных перемен в учащихся. Благодаря этому она выполняет как теоретическую (главным образом диагностическую и прогностическую) функцию, так и функцию практическую (инструментальную.)

При таком понимании дидактика является одной из педагогических наук, которые занимаются вопросами воспитания, т. е. целенаправленной деятельностью, предпринимаемой с целью формирования личности воспитанника в соответствии с социально принятыми нормами или идеалом.

Такое определение дидактики мы и примем в качестве исходного. В ходе дальнейшего изложения оно будет дополнено и конкретизировано.

Однако, прежде чем приступить к этому, предлагаем читателю проверить, в какой мере он овладел изученным до сих пор материалом. В этом ему поможет помещенный

ниже блок самоконтроля. Аналогичным образом нужно поступать и тогда, когда он встретится с такими блоками в дальнейшем.

В каком значении употребляли понятие «дидактика» Коменский, Гербарт и Дьюи? В каком значении мы его употребляем в настоящее время? В чем состоят теоретическая и практическая функции дидактики? Что является предметом воспитания?

Отвечая на вопрос о функциях дидактики, учтите, что в закономерностях отражаются объективные и постоянно воспроизводящиеся связи или отношения характеристик и событий (состояний предметов, явлений и процессов), объективно происходящих в действительности. Этим закономерностям может быть присущ как жестко детерминированный, так и статистический (стохастический) характер. В первом случае они характеризуют однозначную связь между причиной и следствием как элементами действительности, наблюдающимися одновременно или последовательно, во втором же следствие или одновременное появление наблюдается только при многократном воспроизводстве явлений, событий или процессов, когда в силу закона больших чисел компенсируются последствия случайных, второстепенных связей и на первый план выступают связи существенные, постоянно повторяющиеся.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *