термин дидактика появился в каком веке
ДИДАКТИКА
Термин «Дидактика» впервые использовал немецкий педагог В. Ратке, назвавший свой курс лекций «дидактикой» или «искусством преподавания». Дидактика как систему научных знаний представил Я.А. Коменский («Великая дидактика», 1657). На развитие дидактики оказали влияние идеи Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф. Дистервега.
В России целостную дидактическую систему создал К.Д. Ушинский. В советскую дидактику значительный вклад внесли исследования Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, И.К. Журавлёва, В.И. Загвязинского, Л.Я. Зориной, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, В.С. Леднёва, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, Н.М. Шахмаева и других.
Процесс обучения в дидактике определяется как целенаправленная взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение целей обучения; имеет двусторонний характер: в нём взаимосвязаны и взаимообусловлены преподавание и учение. Традиционно выделяются его обучающая, развивающая, воспитывающая функции.
Процесс обучения испытывает влияние многих факторов, как внепедагогических (например, общественные условия), так и педагогических (например, состав класса, своеобразие учебного материала). Специфику дидактических закономерностей характеризует зависимость между преподаванием, учением и содержанием образования. В.В. Краевский, И.Я. Лернер выделили два вида дидактических закономерностей: 1) присущие процессу обучения и неизбежно проявляющиеся, как только он возникает в какой-либо форме, независимо от способов деятельности обучающего и обучающихся (например, освоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений, взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения) и 2) проявляющиеся в зависимости от предпринимаемой обучающим и обучающимися деятельности и средств обучения.
Принципы обучения возникли из педагогической практики как результат её обобщения, они объективно обусловлены обществ. потребностями и в то же время вариативны. В дидактике выделяются принципы научности и доступности, систематичности и последовательности, наглядности, связи теории с практикой, обучения с жизнью, прочности и действенности результатов, положительного эмоционального фона обучения, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя, сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы, перехода от обучения к самообразованию.
В процессе образования происходит передача новым поколениям ранее накопленного социального опыта; его частью является содержание образования. Существуют различные подходы к отбору содержания образования. В предметно-ориентированном подходе содержание образования отождествляется с основами наук. Прагматический подход включает в содержание образования только те знания, умения, навыки, которые пригодятся ученику непосредственно в жизни. Социально-центрированный подход предлагает при отборе содержания образования руководствоваться прежде всего интересами общества, государства. Личностно-центрированный подход во главе всего образоват. процесса ставит развивающуюся личность ребёнка. Содержание образования при этом не является фиксированным, ребёнок сам решает, что ему интересно и что он будет изучать.
В 1970-е годы была разработана культурологическая концепция содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), согласно которой источником содержания образования служит материальная и духовная культура общества. Ученику передаётся педагогически адаптированный социальный опыт, в структуру которого входят знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Обязательный минимум содержания образования, основные образовательные программы общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса определяют государственные стандарты общего образования.
К средствам обучения относятся объекты, которые обеспечивают результативное протекание учебного процесса: учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, модели, макеты, технические средства обучения: диа- и эпипроекторы, графопроекторы, кино- и видеоаппаратура, компьютеры, Интернет.
Основной формой учебного процесса является урок.
За рубежом, в странах Западной Европы и США дидактика значительно психологизирована. В ряде случаев дидактические подходы строятся как прямая проекция психологических концепций на учебный процесс (например, «психологическая дидактика» Х. Эбли, Франция), как бихевиористская теория обучения Б.Ф. Скиннера и другие. В более опосредованном виде воздействие психологии на дидактику происходит через включение научного аппарата психологии в изучение и конструирование обучения; например, влияние бихевиоризма на развитие программированного обучения; влияние когнитивной психологии на концепцию стержневых идей в содержании обучения (Дж.С. Брунер, Х. Таба, Дж. Шваб, США) и другие. Аналитический аппарат психологии широко применяется в изучении эмпирических дидактических поисков (например, изучение опыта открытого обучения в разных странах мира; характеристика стилей преподавания (Н. Беннет и другие, Великобритания); синтез «моделей обучения» как общедидактических стратегий подбора приёмов и методов обучения (Б. Джойс, М. Уэйл, США)). Заметное влияние на дидактику оказал системный подход к конструированию обучения (от целеполагания до оценки достигнутых результатов), проявившийся в общедидактическом течении педагогической технологии.
Современная зарубежная дидактика развивается в условиях широкомасштабного пересмотра учебных программ, обновления содержания и стратегии школьного обучения, социально-педагогической ориентации на массовое, среднее и послесреднее образование. Американской ассоциацией педагогических исследований подготовлен международный свод исследований проблем обучения «Международная энциклопедия по вопросам обучения и подготовки учителей» («The international encyclopedia of teaching and teacher education», 1987).
Дидактика
Дидактика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.
Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?».
Содержание
История
Объект и предмет дидактики
Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — обучение.
Существуют «частные дидактики» — методики обучения отдельным учебным предметам (методика преподавания математики, физики, истории и др.), отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект — обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.
Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.
Публикации
Примечания
Ссылки
дидактика — и, ж. didactique f. 1. В педагогике область изучения методов и форм обучения. Современная дидактика. Проблемы дидактики. БАС 2. Я глубоко уважаю дидактику и ненавижу прожектерство. Сухомлинский Сердце отдаю детям. 2. Поучительность,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ДИДАКТИКА — (греч. didaktike [techne] искусство или наука обучения) – теория обучения. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия
дидактика — поученье, поучение Словарь русских синонимов. дидактика сущ., кол во синонимов: 7 • дидактизм (6) • … Словарь синонимов
Дидактика — ДИДАКТИКА. учение о преподавании. Дидактическая поэзия поэзия, долженствующая поучать. Начало ее таится, конечно, в тысячелетних глубинах человеческих культур. В европейской литературе принято считать началом Д. П. VIII век до Р. Хр. с греческого … Литературная энциклопедия
дидактика — Раздел педагогики, изучающий теоретические основы обучения. Дидактика охватывает обоснование учебных планов, программ, методов и форм обучения. [Гипертекстовый энциклопедический словарь по информатике Э. Якубайтиса] [http://www.morepc.ru/dict/]… … Справочник технического переводчика
ДИДАКТИКА — (от греческого didaktikos поучающий), раздел педагогики, теория образования и обучения. Возникла в 17 в. В зависимости от целей обучения определяет объем и структуру содержания образования, выявляет закономерности его усвоения и формирования… … Современная энциклопедия
ДИДАКТИКА — (от греч. didaktikos поучающий) раздел педагогики; теория образования и обучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и… … Большой Энциклопедический словарь
ДИДАКТИКА — ДИДАКТИКА, дидактики, мн. нет, жен. (от греч. didaktikos поучительный). Отдел педагогики, в котором излагаются общие методы обучения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ДИДАКТИКА — ДИДАКТИКА, и, жен. Раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения. | прил. дидактический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Дидактика
Содержание
Определение дидактики [ ]
Дидактика как научное знание [ ]
Дидактика является сферой подлинно научного знания, а как всякая подлинная наука, оперирует определенными понятиями, выделяя из них основополагающие, поскольку обучение это совместная познавательная деятельность, то оно включает в себя 3 плана:
1. уровень физического взаимодействия психический, зависит от физического состояния, но при этом имеет свой особенности и поведенческие и мыслительные
2. уровень духовного взаимодействия, когда коммуникативный характер такого взаимодействия реализуется на глубинном бессознательном уровне, посредством рождения ассоциаций на те звуки и знаки которые есть способ реализации языка.
Образование можно рассматривать как:
· процесс формирования той или иной закономерности
· результат той или иной степени научности/обученности
· форма организации системы обучения
В определении предмета дидактики ключевую роль играет слово «деятельность».
Дидактика является сферой подлинно научного знания и потому, как всякая подлинная наука, представляет собой систему знаний соответствующих объективной реальности.
В самом общем виде, обучение – это совместная познавательная деятельность учителя и ученика, их реальное, прежде всего психическое и физическое, а затем уже духовное взаимодействие, имеющее коммуникативный характер и реализуемое посредством звуков и знаков, т.е. с помощью языка.
Анализируя с позиции этимологии и семиотики, смысловые области (предметные поля смыслов), основных категорий дидактики развития, воспитания, образования и обучения, только на трех языках, мы можем сделать вывод:
Меше, Живкович, Назарова, Кузнецов
История дидактики [ ]
Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше.
Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения.
В 1657 г. великий чешский педагог Ян Амос Коменский опубликовал в Амстердаме свой труд «Великая дидактика». Значение его исследований неисчерпаемо. Именно ему принадлежит мысль – «учить всех всему». Коменский вывел некоторые принципы и правила обучения детей. В то время существовало жестокое противостояние между феодальным обществом и представителями нового поколения, выдвигавшими революционные идеи в области науки и философии. Тогда Коменским и была создана дидактика, воплотившая в себе все новые идеи. Более того, дидактика продолжила на практике осуществлять воспитание и обучение детей.
Коменскому удалось вывести ряд закономерностей, или основоположений (термин Коменского), природы, являющихся общими для каждого отдельного человека и играющих важную роль в воспитании и обучении.
Дидактические исследования Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827) были тесным образом связаны с педагогическими. По мнению Песталоцци, высшей целью воспитания является стремление «пробуждать дремлющие силы народа, развивать в нем уверенность в своих силах». Для решения этой задачи Песталоцци предложил три главных средства:
Самым главным путем воспитания Песталоцци считал обучение. Сначала человек должен получить общее образование, а затем уже специальное. Целью обучения исследователь считал воспитание человечности и трудолюбия, гармоническое сочетание способностей и сил индивида.
Дидактическая система [ ]
Компоненты дидактической системы:
Режимы работы дидактической системы:
Движущая сила творческого саморазвития учителя:
Дидактика
Полезное
Смотреть что такое «Дидактика» в других словарях:
Дидактика — (др. греч. διδακτικός поучающий) раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания… … Википедия
ДИДАКТИКА — (греч., от didasko обучаю). Наука о правилах, приемах и методах обучения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИДАКТИКА [ Словарь иностранных слов русского языка
дидактика — и, ж. didactique f. 1. В педагогике область изучения методов и форм обучения. Современная дидактика. Проблемы дидактики. БАС 2. Я глубоко уважаю дидактику и ненавижу прожектерство. Сухомлинский Сердце отдаю детям. 2. Поучительность,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ДИДАКТИКА — (греч. didaktike [techne] искусство или наука обучения) – теория обучения. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия
дидактика — поученье, поучение Словарь русских синонимов. дидактика сущ., кол во синонимов: 7 • дидактизм (6) • … Словарь синонимов
Дидактика — ДИДАКТИКА. учение о преподавании. Дидактическая поэзия поэзия, долженствующая поучать. Начало ее таится, конечно, в тысячелетних глубинах человеческих культур. В европейской литературе принято считать началом Д. П. VIII век до Р. Хр. с греческого … Литературная энциклопедия
дидактика — Раздел педагогики, изучающий теоретические основы обучения. Дидактика охватывает обоснование учебных планов, программ, методов и форм обучения. [Гипертекстовый энциклопедический словарь по информатике Э. Якубайтиса] [http://www.morepc.ru/dict/]… … Справочник технического переводчика
ДИДАКТИКА — (от греческого didaktikos поучающий), раздел педагогики, теория образования и обучения. Возникла в 17 в. В зависимости от целей обучения определяет объем и структуру содержания образования, выявляет закономерности его усвоения и формирования… … Современная энциклопедия
ДИДАКТИКА — (от греч. didaktikos поучающий) раздел педагогики; теория образования и обучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и… … Большой Энциклопедический словарь
ДИДАКТИКА — ДИДАКТИКА, дидактики, мн. нет, жен. (от греч. didaktikos поучительный). Отдел педагогики, в котором излагаются общие методы обучения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ДИДАКТИКА — ДИДАКТИКА, и, жен. Раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения. | прил. дидактический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ДИДАКТИКА»
По своему происхождению слово дидактика восходит к греческому языку, в котором didaktikos означает «поучающий», a didasko — «изучающий». Насколько известно, оно было введено в употребление в 1613 г. в Германии. Именно тогда Кристоф Хельвиг и Йохим Юнг, анализируя деятельность известного языковеда и сторонника обучения на родном языке Вольфганга Ратке (1571 — 1635), подготовили «Краткий отчет из дидактики, или Искусство обучения Ратихия» (Kurzer Bericht von der Didactica, oder Lehrkunst Wolfgangi Ratichii).
Уже из названия работы следует, что эти авторы рассматривали дидактику как искусство обучения, а следовательно, как своего рода практическое умение. Аналогичным образом трактовал это понятие Ян Амос Комен-ский (1592—1670), автор опубликованного в 1657 г. труда под названием «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему» (Didactica magna universale omnes omnia docendi artificium exhibens). Однако Коменский полагал, что дидактика представляет собой искусство не только обучения, но и воспитания, которое он трактовал как необходимое условие «формирования нравов в направлении всесторонней моральности».
Такое понимание дидактики сохранялось до начала XIX столетия, когда Иоганн Фридрих Гербарт (1776— 1841), известный немецкий педагог и философ, разработал теоретические основы дидактики, сделав ее внутренне целостной и непротиворечивой теорией воспитывающего обучения, подчиненной педагогике. Учитывая роль, которую Гербарт и особенно его последователи отводили процессу овладения материалом, излагаемым на уроке, основной задачей дидактики, в соответствии с гербар-товской концепцией, должен был стать анализ действий учителя, нацеленных главным образом на ознакомление учащихся с новым для них учебным материалом.
Такое понимание предмета и задач дидактики в свою очередь не устраивало сторонников различных вариантов так называемого нового воспитания, оживленная педагогическая деятельность которых развернулась на рубеже XIX и XX вв. Ведущие представители этого направления в педагогике, в частности американский ученый Джон Дьюи (1859—1952), отводили ученикам более активную роль в процессе обучения по сравнению с гербартистами. В связи с этим они отбросили гербартовскую концепцию «передачи знаний», апеллирующую главным образом к памяти учащихся, и выдвинули требование формирования и развития у них способностей к интеллектуальной деятельности, а также навыков практической деятельности. Эти концепции безусловно не могли не оказать влияния на способ понимания как предмета, так и задач дидактики, которую начали отождествлять не столько с теорией преподавания, сколько с теорией учения. Основной задачей такой дидактики в отличие от Гербарта и его сторонников стал уже анализ действий ученика, а не учителя. При этом считалось, что преподавание является функцией учения, а действия учителя обусловлены познавательными действиями учеников, а не наоборот.
В наши дни эти два вида деятельности не противопоставляются друг другу. Последняя точка зрения получила обоснование в многочисленных теоретических работах, а также подтверждена практикой. Таким образом, установлено, что преподавание тесно связано с учением, эти две стороны процесса образуют интегративную целостность в виде процесса обучения, а точнее — процесса преподавания-учения. В числе факторов, обеспечивающих единство процесса обучения, не только общая цель, которую нужно достичь в ходе его реализации, но и использованные при этом методы, организационные формы и средства обучения.
В свете изложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время дидактика понимается как наука о преподавании и учении, т. е. как система корректно обоснованных утверждений и гипотез, касающихся явлений, зависимостей и закономерностей преподавания-учения, а также способов их преобразования человеком. Дидактика как наука дает знания о закономерностях, действующих в сфере предмета ее исследований, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения; на этой основе она устанавливает соответствующие закономерности, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных перемен в учащихся. Благодаря этому она выполняет как теоретическую (главным образом диагностическую и прогностическую) функцию, так и функцию практическую (инструментальную.)
При таком понимании дидактика является одной из педагогических наук, которые занимаются вопросами воспитания, т. е. целенаправленной деятельностью, предпринимаемой с целью формирования личности воспитанника в соответствии с социально принятыми нормами или идеалом.
Такое определение дидактики мы и примем в качестве исходного. В ходе дальнейшего изложения оно будет дополнено и конкретизировано.
Однако, прежде чем приступить к этому, предлагаем читателю проверить, в какой мере он овладел изученным до сих пор материалом. В этом ему поможет помещенный
ниже блок самоконтроля. Аналогичным образом нужно поступать и тогда, когда он встретится с такими блоками в дальнейшем.
В каком значении употребляли понятие «дидактика» Коменский, Гербарт и Дьюи? В каком значении мы его употребляем в настоящее время? В чем состоят теоретическая и практическая функции дидактики? Что является предметом воспитания?
Отвечая на вопрос о функциях дидактики, учтите, что в закономерностях отражаются объективные и постоянно воспроизводящиеся связи или отношения характеристик и событий (состояний предметов, явлений и процессов), объективно происходящих в действительности. Этим закономерностям может быть присущ как жестко детерминированный, так и статистический (стохастический) характер. В первом случае они характеризуют однозначную связь между причиной и следствием как элементами действительности, наблюдающимися одновременно или последовательно, во втором же следствие или одновременное появление наблюдается только при многократном воспроизводстве явлений, событий или процессов, когда в силу закона больших чисел компенсируются последствия случайных, второстепенных связей и на первый план выступают связи существенные, постоянно повторяющиеся.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.