термин обозначающий одновременное синхронное параллельное протекание каких либо процессов логопедия

Термин обозначающий одновременное синхронное параллельное протекание каких либо процессов логопедия

термин обозначающий одновременное синхронное параллельное протекание каких либо процессов логопедия. . термин обозначающий одновременное синхронное параллельное протекание каких либо процессов логопедия фото. термин обозначающий одновременное синхронное параллельное протекание каких либо процессов логопедия-. картинка термин обозначающий одновременное синхронное параллельное протекание каких либо процессов логопедия. картинка

Автоматизация (звука) – этап коррекции дефектного звукопроизношения, следующий за постановкой звука; направлен на формирование правильного звукопроизношения в самостоятельной речи. Суть процесса – постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, фразы; в самостоятельную речь.

Аграмматизм – нарушение процессов понимания, усвоения и употребления грамматических средств родного языка.

Акалькулия – нарушение счёта и счётных операций вследствие поражения коры головного мозга.

Алексия – отсутствие способности к чтению.

Амбидекстрия – умение пользоваться правой и левой рукой. Отсутствие ведущей руки.

Анамнез – обобщённые сведения, получаемые от самого обследуемого или родных, о ходе развития, условиях жизни человека, значимых событиях. Используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора лечения.

Анартрия – тяжелая форма дизартрии, когда речь практически невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции. Наблюдается после инсультов, ЧМТ. Устранением занимается логопед-афазиолог.

Анкилоглоссия – укороченная подъязычная связка.

Анозогнозия – отсутствие критической оценки больным своего заболевания (паралича, снижения зрения, слуха, психического расстройства и т.д.) Наблюдается преимущественно при поражении правой теменной доли головного мозга. Необходимо обратиться к психологу, афазиологу.

Аномалия – отклонение от нормы в структуре организма в целом или его частей (может быть врожденной и приобретенной).

Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы).

Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова. Сложный двигательный акт произнесения звуков речи.

Асфиксия – удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекисл

Источник

симультанный

Смотреть что такое «симультанный» в других словарях:

симультанный — синхронный, параллельный, одновременный, единовременный Словарь русских синонимов. симультанный прил., кол во синонимов: 4 • единовременный (8) • … Словарь синонимов

симультанный — ая, ое ( … Словарь иностранных слов русского языка

Симультанный — (лат. simul – совместно с). Одновременный. Например, симультанный синтез, расстройства которого характерны для поражений головного мозга теменно височной локализации … Толковый словарь психиатрических терминов

Симультанный — прил. Одновременный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

симультанный — симульт анный … Русский орфографический словарь

симультанный — … Орфографический словарь русского языка

симультанный — ая, ое. [франц. simultané одновременный] Книжн. Происходящий одновременно, в одно и то же время; синхронный. С ые реакции. С ые забастовки шахтеров. ◁ Симультанность, и; ж. ● Восходит к способу оформления сцены, спектакля в средневековом театре… … Энциклопедический словарь

СИМУЛЬТАННЫЙ — [от фр. simultane одновременный, лат. simul в одно и то же время] одновременный, происходящий в одно и то же время … Психомоторика: cловарь-справочник

симультанный — ая, ое.; (франц. simultané одновременный); книжн. см. тж. симультанность Происходящий одновременно, в одно и то же время; синхронный. С ые реакции. С ые забастовки шахтеров … Словарь многих выражений

Источник

Симультанный

Смотреть что такое «Симультанный» в других словарях:

симультанный — синхронный, параллельный, одновременный, единовременный Словарь русских синонимов. симультанный прил., кол во синонимов: 4 • единовременный (8) • … Словарь синонимов

симультанный — ая, ое ( … Словарь иностранных слов русского языка

симультанный — (в психологии) (<<>>от лат. simul в одно и то же время) термин, означающий практическую одновременность протекания каких либо психических процессов ввиду их свернутости и автоматизированности. Например, симультанным является смысловое восприятие… … Большая психологическая энциклопедия

Симультанный — (лат. simul – совместно с). Одновременный. Например, симультанный синтез, расстройства которого характерны для поражений головного мозга теменно височной локализации … Толковый словарь психиатрических терминов

симультанный — симульт анный … Русский орфографический словарь

симультанный — … Орфографический словарь русского языка

симультанный — ая, ое. [франц. simultané одновременный] Книжн. Происходящий одновременно, в одно и то же время; синхронный. С ые реакции. С ые забастовки шахтеров. ◁ Симультанность, и; ж. ● Восходит к способу оформления сцены, спектакля в средневековом театре… … Энциклопедический словарь

СИМУЛЬТАННЫЙ — [от фр. simultane одновременный, лат. simul в одно и то же время] одновременный, происходящий в одно и то же время … Психомоторика: cловарь-справочник

симультанный — ая, ое.; (франц. simultané одновременный); книжн. см. тж. симультанность Происходящий одновременно, в одно и то же время; синхронный. С ые реакции. С ые забастовки шахтеров … Словарь многих выражений

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Автоматизация звука — этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Агнозия — нарушение процессов узнавания предметов и явлений при Аграмматизм — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.

Аграфия — (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.

Алексия — полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

Амбидекстр — человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук.

Анализ и синтез — противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А., разлагая сложную проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания.

Артикуляция — (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

Артикуляционная гимнастика — система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.

Артикуляционный аппарат — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

Аутизм — погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства.

Барьеры общения — психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

Внимание — произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.

Воображение — психический процесс формирования новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воспитание — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.

Восприятие — психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В.

Гимнастика речи активная — система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.

Гимнастика речи пассивная — форма речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы(нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное.

Голос — звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.

— высота голоса — физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос — развитое головное звучание; низкий — развитое грудное звучание; средний — смешанное звучание.

— диапазон голоса — обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.

— полётность голоса — длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.

— тембр голоса — индивидуальная звуковая окраска, качество голоса — характерное для каждого человека.

— поставленный голос — голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.

Грамматика — раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений в отвлечении от конкретного материального(лексического) значения слов, словосочетаний и предложений.

Грамматический строй — строение слова и предложения, присущее данному языку.

Двуязычие — одинаково совершенное владение двумя языками.

Дефекты звукопроизношения — см. Дизартрия, Дислалия, Ринолалия.

Диагностика — 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Дислалия — нарушение звукопроизношения.

Дислексия — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Задержка психического развития — временное отсутствие развития психики в целом или отдельных ее функций.

Задержка речевого развития — нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание неврозоподобное — заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; термин «З.Н.» часто используют как синоним термина «Заикание органическое».

Заикание невротическое — заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов; термин «З.н.» часто употребляют как синоним термина «Заикание функциональное».

Замены звуков — дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы.

Запоминание — психический процесс запечатления информации в памяти (различают: произвольное и непроизвольное).

Зеркальная речь — произнесение (чтение) слов в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова.

Зеркальное письмо — 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.

Импрессивная речь — восприятие, понимание речи; И.р. устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а И.р. письменная — в зрительном восприятии текста (чтении).

Интонация — (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива.

— интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика — переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп — скорость произнесения речи. (При ускоренном — снижается внятность; при замедленном — снижается выразительность). Тембр — эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.

Каппацизм — недостаток произношения звука [ К ].

Картавость — нарушение произношения звуков Р и Л.

Коррекция — исправление к-л. недостатков; напр., К. зрения, К. движений, К. речи.

Косноязычие — см. Дислалия.

Ламбдацизм — неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи.

Лексика — вся совокупность слов, входящих в состав к.-л. языка или диалекта.

Лексико-грамматический — характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.

Лексико-морфологический — относящийся к морфологии словообразования.

Лепет — голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.

Логоневроз — невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (заикание невротическое).

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.

Логофобия — (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи

Мимика — совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то

Морфология — в языкознании:1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования; 2) раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.

Монолог — устное или письменное высказывание одного человека. Монолог — значительный по размеру отрезок речи, содержащий связанные между собой высказывания. Есть три типа монологов:1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение.

Моторика — двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей.

Мутизм — отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т.д.

Назализация — приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

Нарушение зрительного образа буквы — смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо.

Нарушение зрительного образа слова — нарушение буквенного состава слова.

Нарушение структуры слова — упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов.

Нарушение чтения и письма — резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Онтогенез — совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.

Органы речи — различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи.

Орфография — система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.

Пантомимика — совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.

Подвижность голоса — способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.

Подвижность речи — способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.

Постановка звука — создание при помощи специальных приемов новой связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно — кинестетическими (самостоятельное восприятие звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса — первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением различных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики.

Прикус — взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

Проксемика — наука, изучающая нормы организации общения (в пространстве, во времени).

Просодика — мелодико-интонационная сторона речи.

Речь — форма общения, опосредованная языком.

Речевой аппарат — система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Различают периферический и центральный отделы Р.а.

Речевой слух — способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:

— звуковысотный слух — способность слышать и воспринимать мелодику речи;

— ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;

— тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;

— физический слух — способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;

— фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи.

Ресурсное состояние — оптимальное внутреннее состояние человека. Основывается на воспоминаниях о когда-то успешно сделанной работе; о приятных состояниях уверенности и гармонии.

Рефлексия — размышление, полное сомнений, противоречий. Способность посмотреть на себя со стороны. Анализ своего психического состояния.

Реципиент — пользователь информации.

Ритм речи — последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.

Риторика — теория и мастерство гармоничной речи.

Ротацизм — часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ].

Сигматизм — недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]

Словарь пассивный — запас понимаемых слов.

Словарь активный — наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи.

Скандированная речь — речь по слогам, нарушение ритма речи.

Смешение звуков — недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки — «шанки»). С.з. — признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.

Сопряженная речь — совместное повторение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз.

Спонтанная речь — непроизвольная.

Судороги клонические — быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.

Судороги тонические — продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.

Тахилалия — нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа, при полном сохранении остальных компонентов фонетического оформления, а также Лесики и грамматического строя.

Уздечка короткая — врожденный дефект, заключающийся в укорочении так называемой уздечки языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Это обычно служит причиной механической дислалии.

Фобия речи — навязчивый страх речи. Нередко наблюдается при заикании.

Фонема — звук речи — звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных).

Фонематический слух — способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Ф.с. имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Нарушение Ф.с. у детей приводит к специфическим недостаткам произношения.

Язык — важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.

Источник

Термин обозначающий одновременное синхронное параллельное протекание каких либо процессов логопедия

Автоматизация звука — этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Агнозия — нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга. (различают: акустическую(слуховая), апперцептивная(форма оптической), вкусовую, зрительную(оптическая), обонятельную, осязательную(тактильная), пальцевую, пространственную, симультанную(зрительное отсутствие восприятие целого).
Аграмматизм — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.

Артикуляция — (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

Артикуляционная гимнастика — система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.
Артикуляционный аппарат — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Асфиксия — удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях.

Атака звука — начало звука, момент его образования. Атака звука оказывает большое влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает голос бархатным.

Аудиторный шок — или сценический страх — состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате чего люди испытывают затруднения в речи с окружающими.
Аутизм — погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства.
Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.
Афония — отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; причина- несмыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха; А. возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.

Аффект — бурная эмоциональная вспышка. Сопровождается утратой контроля

Барьеры общения — психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.

Баттаризм — нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются
Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

Воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.
Воображение — психический процесс формирования новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воспитание — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.
Восприятие — психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В.
Выдох — удаление воздуха из легких в процессе дыхания.

Высказывание — единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.

Вербальный — словесный.

Визуальное общение — зрительный контакт.

Гаммацизм — недостаток произношения звука [ Г ].

Гендерный аспект — особенности психики человека, обусловленные его половой принадлежностью. Мужчины и женщины к одной и той же проблеме подходят по-разному. Женский взгляд обладает свежестью и независимостью суждений
Гемипарез — парез мышц одной половины тела.
Гемиплегия — паралич мышц одной половины тела.
Гемитония — повышенный мышечный тонус одной половины тела.
Гидроцефалия — избыточное накопление спинномозговой жидкости в полости черепа.

Гимнастика речи активная — система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.
Гимнастика речи пассивная — форма речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы(нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное.
Гиперкинез — автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.
Гипертрофия — увеличение объема органа(или ткани) вследствие увеличения размеров составляющих его клеток.
Гипоксия — кислородное голодание организма.
Глотка — начальная часть пищеварительной трубки,; одновременно относится к дыхательным путям, соединяя полость носа с гортанью.
Голос — звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.
— высота голоса — физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос — развитое головное звучание; низкий — развитое грудное звучание; средний — смешанное звучание.
— диапазон голоса — обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.
— полётность голоса — длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.
— тембр голоса — индивидуальная звуковая окраска, качество голоса — характерное для каждого человека.
— поставленный голос — голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.
Грамматика — раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений в отвлечении от конкретного материального(лексического) значения слов, словосочетаний и предложений.
Грамматический строй — строение слова и предложения, присущее данному языку.
Грассирование — 1) произношение французского, т.е. увулярного недрожащего [р]; 2) усиленное, раскатистое произношение русского звука [р].

Диагноз — медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании; выражается в терминах, обозначающих названия болезней, их формы, варианты течения и т.п.
Диагностика — 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза.

Диалог — (dialogos-греч.) попеременный обмен репликами двух и более людей
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Диплегия — двусторонний паралич одноименных частей тела (напр., обеих ног).
Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Дислалия — нарушение звукопроизношения.
Дислексия — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисфония — расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным — хриплым, слабым, вибрирующим и т. п.; Д. возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.

Задержка психического развития — временное отсутствие развития психики в целом или отдельных ее функций.

Задержка речевого развития — нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание неврозоподобное — заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; наблюдается при шизофрении, эпилепсии, разных видах олигофрении, чаще всего вызываются органическим поражением центральной нервной системы; термин «З.Н.» часто используют как синоним термина «Заикание органическое».

Заикание невротическое — заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов; термин «З.н.» часто употребляют как синоним термина «Заикание функциональное».

Замены звуков — дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы.

Запоминание — психический процесс запечатления информации в памяти (различают: произвольное и непроизвольное).

Защитные механизмы — совокупность бессознательных приёмов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм

Зеркальная речь — произнесение (чтение) слов в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова.

Зеркальное письмо — 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.

Имбецильность — средняя степень олигофрении, занимающая промежуточное положение между идиотией и дебильностью, характеризующаяся замедленным и непоследовательным мышлением, ограниченным словарным запасом, возможностью усвоения лишь элементарных навыков.

Импрессивная речь — восприятие, понимание речи; И.р. устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а И.р. письменная — в зрительном восприятии текста (чтении).

Инсульт — вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы.

Интеллект — совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения.

Интонация — (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива.
— интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика — переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп — скорость произнесения речи. (При ускоренном — снижается внятность; при замедленном — снижается выразительность). Тембр — эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.

Инфантилизм — патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту.

Итерация — несудорожные запинки, повторы в речи.

Итерации физиологические — повторения детьми некоторых звуков и (или) слогов, обусловленные возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи в дошкольном детстве.

Каппацизм — недостаток произношения звука [ К ].

Картавость — нарушение произношения звуков Р и Л.

Клоническая судорога — судорога в виде следующих друг за другом коротких сокращений мышц, чередующихся с их расслаблением.

Коррекционная педагогика — см. Дефектология.

Коррекция — исправление к-л. недостатков; напр., К. зрения, К. движений, К. речи.

Косноязычие — см. Дислалия.

Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.

Ламбдацизм — неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи.

Леворукость — врожденное или вынужденное преимущ. Пользование левой рукой при выполнении целенаправленных действий.

Лексика — вся совокупность слов, входящих в состав к.-л. языка или диалекта.

Лексико-грамматический — характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.

Лексико-морфологический — относящийся к морфологии словообразования.

Лепет — голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.

Логическая пауза — пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.

Логическое ударение — выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.

Логичность речи — коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.

Логоневроз — невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (заикание невротическое).

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.

Логофобия — (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи

Медико-Педагогическая Консультация — специальное учреждение, проводящее комплексное медико-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно- воспитательные и оздоровительные учреждения; в М.-п. к. работают специалисты различного профиля: врачи, педагоги, психологи.

Межзубная шепелявость — нарушение главным образом звуков [с], [з], [ц]; возникает при отсутствии прикуса во время артикуляции, когда нижняя челюсть опускается книзу, и язык высовывается между зубами, вместо острого звука получается мягкий шум между языком и верхними резцами.

Мелодика речи — повышение и понижение тона голоса. Различают три вида мелодики речи:
— повествовательная — резкое понижение голоса на последнем ударном слоге;
— вопросительная — повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса;
— восклицательная — свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

Модуляция голоса — изменение высоты голоса; при снижении слуха М.г. нарушается, что делает речь монотонной.

Мимика — совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то

Мнемоника — приёмы, обеспечивающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций

Модуляция голоса — изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

Морфология — в языкознании:1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования; 2) раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.

Монолог — устное или письменное высказывание одного человека. Монолог — значительный по размеру отрезок речи, содержащий связанные между собой высказывания. Есть три типа монологов:1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение.

Моторика — двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей.

Мутизм — отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т.д.

Назализация — приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

Нарушение зрительного образа буквы — смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо.

Нарушение зрительного образа слова — нарушение буквенного состава слова.

Нарушение структуры слова — упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов.

Нарушение чтения и письма — резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.

Небная занавеска — см. небо мягкое.

Небная расщелина — аномалия развития: полное или частичное незаращивание тканей неба, в результате, чего по средней линии имеется сообщение между ротовой и носовой полостями; приводит к нарушению сосания, глотания, а в дальнейшем и речи.

Небо мягкое — задняя подвижная часть неба; во время глотания, жевания и речи происходит различные движения мягкого неба.
Небо твердое — часть неба, имеющая костную основу, покрытую сверху и снизу слизистой оболочкой.

Нистагм — непроизвольные ритмические судорожные движения глазных яблок.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Олигофрения — стойкое психическое недоразвитие, обусловленное органической недостаточностью головного мозга, возникшей на ранних этапах онтогенеза — во внутриутробном периоде, во время родов или на первом году жизни; наиболее распространенная клиническая форма умственной отсталости.

Олигофренопедагог — педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение и воспитание умственно отсталых детей.

Онтогенез — совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.

Органы речи — различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи.

Орфография — система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.

Пантомимика — совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.

Паралич — выпадение функции к.-л. мышцы или конечности вследствие нарушения иннервации.

Патология — наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.

Пауза — остановка в течении речи. Паузы бывают: 1) логические; 2) психологические; 3) физические.
— люфтпауза — (luft-нем.) пауза для добора воздуха.
— промежуточная пауза — определяется знаками препинания.
— психологическая пауза — обуславливается переживаниями говорящего: напряжение, припоминание, умолчание.
— соединительная пауза — для неё характерно повышение голоса на логическом слове.
— цезура — короткая пауза между фразами.

Подвижность голоса — способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.

Подвижность речи — способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.
Постановка звука — создание при помощи специальных приемов новой связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно — кинестетическими (самостоятельное восприятие звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса — первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением различных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики.

Прикус — взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

Психика — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Психические процессы — отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятие, мышление, внимание и др.).

Портаменто — лёгкое замедленное скольжение от звука к звуку с сохранением полной отчётливости всех звуков речи.

Приёмы общения — предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.

Паралингвистика — вокальные возможности голоса.

Проксемика — наука, изучающая нормы организации общения (в пространстве, во времени).

Просодика — мелодико-интонационная сторона речи.

Расщелина губы — врожденная аномалия строения губ (обычно верхней), возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости; часто сопровождается расщелиной неба; может быть односторонней и двусторонней; является причиной органической дислалии.

Регистр — ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же механизмом. В речевом голосе различают: грудной, головной и смешанный регистры. Границы регистров у каждого человека разнообразны. При воспитании речевого голоса следует добиваться плавного перехода от регистра в регистр.

Резонатор — полость, способная отражать звуковые волны. Голос приобретает тембр благодаря системе резонаторов.

Речи нарушения — отклонения от нормы, принятой в данной речевой среде.

Речь — форма общения, опосредованная языком.

Речевой аппарат — система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Различают периферический и центральный отделы Р.а.

Речевой слух — способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:
— звуковысотный слух — способность слышать и воспринимать мелодику речи;
— ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;
— тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;
— физический слух — способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;
— фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи.

Ринолалия — патологическое изменение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого неба или расстройства функции мягкого неба.

Реактивное мышление — мышление, блокирующее возможность спокойной оценки ситуации и самоконтроля.

Ресурсное состояние — оптимальное внутреннее состояние человека. Основывается на воспоминаниях о когда-то успешно сделанной работе; о приятных состояниях уверенности и гармонии.

Рефлексия — размышление, полное сомнений, противоречий. Способность посмотреть на себя со стороны. Анализ своего психического состояния.

Реципиент — пользователь информации.

Ритм речи — последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.

Риторика — теория и мастерство гармоничной речи.

Ринофония — изменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении.

Ротацизм — часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ].

Саливация — обильное слюноотделение.

Сила голоса — зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования.

Синтагматическое ударение — основное слово речевого такта.

Сигматизм — недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]

Синтоническая модель общения — гармоничное общение.

Словарь пассивный — запас понимаемых слов.

Словарь активный — наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи.

Скандированная речь — речь по слогам, нарушение ритма речи.

Смешение звуков — недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки — «шанки»). С.з. — признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.

Сопряженная речь — совместное повторение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз.

Спонтанная речь — непроизвольная.

Судороги клонические — быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.

Судороги тонические — продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.

Сурдопедагогика — наука об изучении, воспитании и обучении лиц с нарушением слуха.

Тахилалия — нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа, при полном сохранении остальных компонентов фонетического оформления, а также Лесики и грамматического строя.

Тембр — индивидуальная окраска голоса.

Уздечка короткая — врожденный дефект, заключающийся в укорочении так называемой уздечки языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Это обычно служит причиной механической дислалии.

Уранопластика — оперативное закрытие щели твердого неба.

Ураностафилопластика — оперативное закрытие щели твердого и мягкого неба вместе.

Фобия речи — навязчивый страх речи. Нередко наблюдается при заикании.

Фонастения — нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. При Ф. наблюдаются: быстрая утомляемость и прерывание(«осечки») голоса, неприятные ощущения в горле при пении и разговоре (царапание, жжение).

Фонация — голосообразование. Нарушение Ф. — от легкой охриплости до полного отсутствия голоса.

Фонема — звук речи — звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных).

Фонематический слух — способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Ф.с. имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Нарушение Ф.с. у детей приводит к специфическим недостаткам произношения.

Хейлопластика — оперативное закрытие расщелены верхней губы. Рекомендуется производить в возрасте до 10-12 месяцев.

Язык — важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *