тест векслера с какого возраста проводится
Тест Векслера для детей: Что это такое и кому показан?
Тест Векслера для детей, или шкала Векслера (WISC), является одним из самых известных инструментов для измерения уровня интеллектуального развития у детей младше 16 лет. Он был разработан в 1949 году и с тех пор постоянно улучшается и актуализируется. В настоящее время используется его версия WISC-V, появившаяся в 2014 году. Далее мы расскажем вам подробнее о том, что такое тест Векслера и каковы его основные характеристики.
Что такое детский тест Векслера (WISC)
Целью проведения теста WISC является оценка процесса обучения у школьников. Тест Векслера, или WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children), диагностирует общий интеллект у детей и подростков в возрасте от 6 до 16 лет. Поэтому его можно проводить как в начальной, так и средней школе.
Данный метод исследования появился в 1949 году как версия теста Векслера-Бельвью для оценки интеллекта у взрослых. Однако, пройдя через множество изменений, дополнений и уточнений, он превратился в эталонный инструмент для измерения коэффициента умственного развития у детей.
Его используют психологи и специалисты школьного обучения в образовательных центрах по всему миру. Сейчас применяется версия WISC-V, созданная в 2014 году. Существуют также его различные вариации, адаптированные для школьников различных стран.
Что оценивает тест Векслера?
Если вкратце, то он позволяет оценить 5 аспектов (или составляющих) интеллекта:
Каждая часть теста позволяет оценить тот или иной аспект, затем полученные баллы сравниваются со средним значением для данной возрастной группы. Таким образом, возраст ребенка здесь является определяющим фактором для оценки результата.
Именно поэтому данный тест чаще всего используют в тех случаях, когда для той или иной цели необходимо определить коэффициент умственного развития ребенка. Например, он незаменим для выявления у детей особых способностей, а также проблем с обучаемостью или умственной отсталости.
Какие задания входят в тест Векслера?
Всего в этом тесте 15 заданий. Их результаты оценивают по основным параметрам:
С другой стороны, результаты также классифицируются в соответствии с форматом ответов.
Как вы могли заметить, все эти задания имеют разный характер. На одни вопросы нужно ответить устно, для других заданий потребуется ручка и бумага, а третьи выполняются руками.
Проведение теста
Как мы уже писали выше, его можно провести с любым ребенком в возрасте от 6 до 16 лет. Естественно, делать это должен квалифицированный специалист. Данный тест обычно проводят в школах (в индивидуальном или коллективном формате), а также по инициативе родителей в специализированном центре.
Сразу хотим вас предупредить, что это недешевое удовольствие. Ведь для его выполнения требуется не только педагог или психолог, прошедший обучение, но и специальные материалы.
Длительность самого теста зависит лишь от самого ребенка, а вернее от скорости его ответов. Тем не менее обычно это 1-1.5 часа. Если тест выполнялся индивидуально, результат вам скажут сразу же.
Как выглядит результат?
Как мы уже говорили выше, полученный результат сравнивается со средним значением для данного возраста. Таким образом, он соответствует одной их этих оценок:
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Тест Векслера/Детский вариант
Общие правила проведения тестирования
Обработка и интерпретация данных
Правила численной обработки данных тестирования.
«Сумма шкальных оценок» – сумма оценок, набранная испытуемым за вербальные и невербальные субтесты.
«Четыре субтеста» – «истинная» сумма шкальных оценок, начисляемая испытуемому, которому в связи с какими-то исключительными обстоятельствами предъявлялись только четыре из шести вербальных или невербальных субтестов.
Как указывает автор русскоязычной адаптации методики исследования интеллекта, при обследовании умственно отсталых испытуемых суммы вербальных и невербальных оценок оказываются настолько низкими, что уже не могут быть оценены таблицами итоговых показателей, предложенных Д. Векслером. Для устранения подобных ситуаций А.Ю. Панасюк разработал алгоритм перевода суммарных оценок в баллы итоговых показателей, в соответствии с которыми им предложено дополнение к таблицам Векслера:
Сумма оценок
Вербальный IQ
Невербальный IQ
Общий IQ
Сумма оценок
Общий IQ
Психологическая характеристика субтестов
Порядок и правила анализа результатов тестирования едины для взрослого (WAIS) и детского (WISC) вариантов методики исследования интеллекта. Исключение составляет лишь субтест 12 «Лабиринты», отсутствующий во взрослом варианте. Общий показатель IQ методики является индикатором общего интеллекта (фактор «g»), т.е. сложноинтегрированного качества психики, обеспечивающего индивиду успешность поведения в различных ситуациях и эффективность различных видов деятельности.
За оценкой вербального показателя стоит вербальный интеллект как интегральное образование и одновременно подструктура общего интеллекта, функционирование которой осуществляется в вербально-логической форме с преимущественной опорой на знания. Уровень и структура вербального интеллекта теснейшим образом связаны с полученным образованием, многообразием индивидуального жизненного опыта, всей совокупностью условий социализации человека. В структуре вербального интеллекта Д. Векслер полагает важным выявить и измерить следующие характеристики:
1) уровень интеллектуальных функций в настоящем, обеспечивающих нормальное протекание интеллектуальной деятельности;
2) состояние этих функций в прошлом, в процессе созревания и становления индивидуального интеллекта.
Вербальные субтесты в целом наиболее тесно коррелируют с критериями общей культуры и академической успеваемостью. Их результаты очень чувствительны к национальным различиям в языковой культуре испытуемого, в связи с чем тестирование лиц иной национальности представляется не полностью корректным. Невербальный показатель методики WISC отражает состояние невербального интеллекта, т.е. интегрального образования и подструктуры общего интеллекта, деятельность которого связана не столько со знаниями, сколько со сформировавшимися на их основе умениями индивида и особенностями его психофизических, сенсомоторных, перцептивных характеристик.
Психологическую характеристику субтеста «Лабиринты» можно извлечь из матриц субтестов корреляций, составленных Д. Векслером. В соответствии с изложенными там данными «Лабиринты» взаимосвязаны прежде всего с двумя вербальными («Осведомленность» и «Сходство») и двумя невербальными («Кубики Косса» и «Последовательные картинки») субтестами. Причем характерно, что в диапазоне от 7 до 13 лет обусловленность оценки за выполнение «Лабиринтов» вербальными субтестами увеличивается, а невербальными сокращается.
При анализе показателей IQ целесообразно специальное внимание уделять развитию у ребенка невербальных составляющих интеллекта. Выполнение невербальных заданий не столь сильно зависит от наличия у ребенка определенного запаса знаний, и может поэтому фиксировать «зону ближайшего развития», «потенциальные возможности интеллекта» в целом. По мнению Н. Дубровиной невербальные субтесты гораздо богаче в своих диагностических возможностях, поскольку невербальный интеллект играет определяющую роль в общей структуре интеллекта. Причем эта роль постепенно увеличивает свое значение после 5-8-летнего возраста.
Заключение по совокупности тестовых показателей об уровне интеллектуального развития испытуемого должно делаться исключительно корректно. В детском возрасте тестовые оценки могут существенно меняться в связи с изменением условий жизни, воспитания и обучения ребенка. Кроме этого, стандартизованная тестовая методика в принципе не способна полно отразить индивидуальные особенности интеллекта. Она, как правило, «безразлична» и к динамическим аспектам интеллектуального развития. Как справедливо подчеркивается, высокие оценки IQ не являются существенными признаками гениальности. Зачастую случается так, что люди с такими оценками незаметно для окружающих проводят дни своей жизни, а люди со средним значением IQ добиваются в своей профессии выдающихся успехов. Все дело в том, что успешность (в обучении и конкретной деятельности) зависит от специфических интеллектуальных способностей, оригинальности, целеустремленности и т.д. По этим причинам сколько-нибудь категорическое экспертное заключение по тестовым данным об интеллектуальном потенциале, «потолке» развития ребенка является в моральном плане недопустимым, в научном – необоснованном.
Продолжение в следующем файле на сайте psihologn.org в разделе ПСИХОЛОГАМ
Полный вариант с таблицами вы можете скачать здесь:
Методика Векслера: детский вариант
Тест Векслера (Методика Векслера) был разработан в 1939 году американским психологом и психиатром Дэвидом Векслером. С ее помощью можно измерить интеллектуальное развитие и уровни его составляющих – вербальные/невербальные интеллекты. Так же методика позволяет оценить готовность ребенка к школе, его когнитивные способности. Можно выявить нарушения в различных интеллектуальных сферах, что позволит начать своевременную и эффективную психолого-педагогическую коррекцию.
Общие правила проведения тестирования
Несмотря на активное развитие исследований интеллекта в 20 веке, вплоть до 1930-х годов не было хорошо стандартизированных методов оценки интеллекта для взрослых. Это и послужило толчком Векслеру к созданию собственных шкал. Психолог разработал тест как «бальную шкалу», которая включала в себя вербальные, и невербальные составляющие.
Изначально тест Векслера предназначался для лиц старше 16 лет. Позже для обследования детей в возрасте 6,5 – 16,5 лет был создан специальный вариант, стандартизированный и адаптированный в 1973 году А.Ю. Панасюком. Он состоит из 11 субтестов, которые соответствуют взрослому варианту, но представлены в более облегченной форме + двенадцатый «Лабиринты» (во взрослом варианте его нет).
Тест помогает решать педагогические и психологические задачи:
Вербальные показатели связаны с критериями общей культуры и успеваемостью. Тем самым результаты могут быть чувствительны к национальным различиям. Отражают способность к умозаключениям и обобщениям, словарный запас, осведомленность, объем памяти.
Субтесты для определения уровня вербального интеллекта:
Невербальные показатели отражают уровень общего интеллекта, связанный с различными навыками, а также с сенсомоторными, психофизическими и перцептивными особенностями и характеристиками.
Субтесты для определения уровня невербального интеллекта:
В СССР Метод Векслера был адаптирован научными работниками Ленинградского психо-неврологического института им. В.М. Бехтерева.
Правила проведения тестирования
Обработка и интерпретация данных
Обработка результатов тестирования происходит вручную: сумма баллов переводится в стандартезированные единицы при помощи специально разработанных таблиц.
IQ-показатели по Векслеру:
130 – очень высокие показатели IQ
120-129 – высокие показатели IQ
110-119 – IQ в норме
90-109 – средние показатели IQ
80-89 – низкие показатели IQ
70-79 – очень низкие показатели IQ
> 69 – дефект интеллектуального развития
Вместо заключения
Заключение про уровень интеллектуального развития конкретного ребенка необходимо делать корректно. Полученные данные по невербальному интеллекту могут указывать на зону ближайшего развития или возможности интеллекта в целом. В детском возрасте показатели весьма изменчивы в связи с условиями жизни, обучения и воспитания ребенка.
Важно осознавать, что стандартизированная методика не может максимально полно оценивать индивидуальные особенности интеллектуального развития. Высокие баллы IQ не всегда являются определяющими признаками гениальности. Успешность во многом зависит от таких составляющих, как целеустремленность, внимательность, креативность, усидчивость и т.д.
Методика Векслера WPPSI для детей дошкольного возраста (4–6,5 лет)
Методика WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence)предназначена для изучения интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста (4–6,5 лет).
С помощью этой методики можно определить готовность ребенка к школе, оценить его когнитивные способности, а также нарушения в разных интеллектуальных сферах, чтобы своевременно начать психолого‑педагогическую коррекцию.
Структура методики соответствует принципам построения методик Векслера для школьников и взрослых. Российский вариант полностью соответствует американскому источнику (WechslerD.WPPSI Manual // The Psychological Corporation. 1967. № 4).
WPPSI,так же как и WISC,состоит из субтестов, которые измеряют разные психические процессы, а в сумме дают IQ –коэффициент интеллектуального развития ребенка.
WPPSI,так же как и WISC,делится на группу вербальных субтестов и невербальных. Всего имеется 10 субтестов: 5 вербальных и 5 невербальных.
Стандартные правила по проведению диагностики
• Проводить диагностику и заполнять бланк должен квалифицированный психолог‑специалист в области детской клинической психологии.
• Необходимо строго и точно придерживаться инструкции.
• Не выставлять оценки в присутствии ребенка; любой ответ, кроме явно отрицательного, следует поощрять: «молодец», «как хорошо ты это сделал», «правильно» и т. д. Неправильные ответы нужно «амортизировать», смягчать, чтобы поддерживать мотивацию ребенка на дальнейшее сотрудничество. Если ребенок молчит, не хочет отвечать на вопросы, лучше переключить его внимание на невербальные субтесты, а затем снова вернуться к вербальным.
• Если ребенок дает два непротиворечивых ответа, но разного качества, следует оценивать ответ по лучшему из них. Обычно весь тест занимает от 50 до 75 минут, поэтому большинство детей диагностируются в одну встречу. Но если ребенок выглядит усталым, можно прервать встречу и назначить дополнительную. Также разрешается после 5 субтестов сделать небольшой перерыв, дать возможность ребенку чего‑нибудь попить или съесть конфету.
• Важна теплая и дружественная атмосфера проверки.
• Психолог должен быть объективным и расположить ребенка к себе. Нельзя показывать свою излишнюю озабоченность.
• Перед диагностикой стоит сказать ребенку, что вы собираетесь поиграть с ним в различные игры.
• Хорошие отношения между психологом и ребенком важны при любых диагностических проверках, но с дошкольником в особенности. Психолог должен быть уверен, что ребенок не боится его, что у него нет излишней тревожности. Вообще, при тестировании маленьких детей важна атмосфера непринужденности и естественности, что, однако, не снимает с психолога ответственности за соблюдение всех стандартных правил при оценке результатов.
Оснащение методики
3. Бланк лабиринтов.
4. Сложенная бумага с номерами для геометрических фигур.
5. Доска с изображением животных и коробочка с 24 цилиндриками разных цветов (6 шт. – красные, 6 шт. – синие, 6 шт. – зеленые, 6 шт. – желтые (белые)). Размеры доски: длина – 26 см, высота – 1 см, ширина – 20 см. Глубина прорезей для цилиндриков – 0,7 см. Размеры цилиндриков: высота – 1,2 см, диаметр – 1,2 см.
6. Блокнот картинок с недостающими деталями, образцы для проведения субтеста «Кубики».
7. Блокнот с задачами по счету и геометрическими фигурами.
8. Четырнадцать кубиков (пластин) для задания «Кубики». Размер: 3 х 3 см, высота – 0,5 см.
10. Два красных карандаша (для лабиринтов).
11. Два простых карандаша.
Во время тестирования необходимо подробно записывать ответы ребенка и его реакции.
Желательно предлагать задания в следующем порядке.
4. Недостающие детали.
7. Геометрические фигуры.
9. Кубики (пластины). 10. Понятливость.
Проверка строится на чередовании словесных и невербальных заданий, тяжелых и легких. Если ребенок затрудняется начать с определенного задания, психолог может свободно поменять порядок работы с заданиями.
Особенно застенчивым детям можно предложить «Дома животных» и лишь потом перейти к «Осведомленности».
В заданиях на время следует строго замерять секундомером время.
Обработка результатовпроводится так же, как и по тесту Векслера (WISC).Сначала определяются исходные результаты по каждому субтесту. Они заносятся в графу «Исходная оценка» таблицы, расположенной на регистрационном листе (приложение 1). Затем эти «сырые» баллы переводятся в шкальные оценки. Для этого в точном соответствии с полным количеством лет, месяцев и дней ребенка на момент обследования по соответствующей таблице каждая «сырая» оценка переводится в шкальную (приложение 2). Результаты шкальных оценок заносятся в графу «Шкальные оценки» регистрационного листа. Далее подсчитываются суммы шкальных оценок по вербальной и невербальной шкалам, а также их общая сумма. При определении итоговых показателей теста используются «Таблица вычисления итоговых показателей /Q» и «Таблица вычисления общих показателей I(h>(приложение 3).
Инструкции к заданиям
Желательно вначале спросить имя и фамилию (оценка не ставится).
Каждый вопрос задается стандартно. Если ответ неясен, можно спросить: «Что ты имел в виду? Объясни еще раз».
Прекратить субтест после пяти последовательно неправильных ответов.
Оценка:1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов – 23.
Дома животных
Перед началом субтеста установить – ребенок левша или правша (какой рукой он берет предмет или рисует).
Положить перед ребенком доску, а коробочку с цилиндриками – сбоку (если левша – слева, если правша – справа).
Инструкция:«Посмотри наверх» (указать на верхнюю строчку‑пример на доске). «Здесь собачка, которая живет в красном домике» (указать на красный цилиндрик под собачкой) «Это курочка, она живет в зеленом домике» (показать). «Это рыбка, она живет в синем домике» (показать). «А это котик, он живет в желтом домике» (показать). «Ты видишь, каждое животное живет в домике своего цвета». Потом указать на первую картинку в первой строчке: «Ты видишь, вот курочка, у нее нет домика: давай найдем ей дом подходящего цвета. Курочка живет в зеленом домике» (указать на курочку из строчки‑примера).
«Ты сейчас найди домик зеленого цвета и вставь его в эту дырочку. Сейчас посмотри на рыбку: она живет в синем домике. Дай ей ее домик». Так разобрать всю строчку. Если видим, что ребенок не понял, то можно разобрать шестую картинку – собачка. Больше шести не разбирать. Быстро вытащить все цилиндрики, положить назад в кончишь эту строчку, начинай вторую (показать). Посмотрим, с какой скоростью ты сможешь это сделать. Готов? Приступай!» Включить секундомер. Больше ребенку помощь не оказывается.
Продолжительность задания – 5 минут. Если ребенок не закончил в течение 5 минут – забрать доску, сказать, что поиграем в другую игру. Записать, сколько было ошибок, пропусков. Сложить все вместе. Отметить общее время выполнения задания и по табл. 2 определить «сырой» балл. Максимально – 70 баллов.
Словарный запас
Инструкция:«Я хочу посмотреть, сколько ты знаешь слов. Скажи мне, что обозначает это слово. Ботинок – что это?» Если ответ ребенка непонятен, попросить: «Объясни мне еще раз».
После 8 неправильных ответов прекратить задание.
Слова 2–7: правильный ответ – 1 балл.
Слова 8‑23: каждое правильное объяснение – 2 балла или 1 балл. 2 балла (задания 8‑23):
• если ребенок называет слово‑синоним;
• главное назначение предмета;
• подробное описание. Максимально – 38 баллов.
1. Ботинок(балл не выставляется). Если ребенок дает правиль– ный ответ, проверка продолжается. Психолог обобщает ответ и рас– ширяет его. В других словах ничего не комментируется. Просто за– писывается ответ ребенка.
2. Шапка
1 балл – надеваем на голову; надеваем; она круглая, надеваем.
0 баллов – одежда; у меня есть.
3. Велосипед
1 – катаемся на нем… у него есть колеса… он как мотоцикл, но без двигателя.
0 – я хочу его… для того, чтобы играть с ним.
4. Нож
1 – им можно резать… у него есть ручка и лезвие… столовый прибор… он режет… это оружие… можно зарезать им… кушаем им… сделан из железа.
0 – у меня есть… я с ним играю.
1 – игрушка… игра… строим… квадратный. 0 – бросаем… у меня есть.
Дома животных («сырые» баллы). Ошибки + пропуски
6. Осел
1 – садимся на него… бьем его и он идет… говорит «иа»… похож на лошадь…
0 – лошадь… кусает… ходит…
7. Дым
1 – выходит из огня… из сигарет… выходит из трубы… от костра.
0 – черный… курить… выходит из чайника, супа… это огонь, костер.
8. Пила
2 балла – пилим дерево… распиливаем что‑нибудь.
0 – отрезаем деревья.
9. Зонтик
2 – пользуемся от дождя… что‑то большое и круглое, складывается… поднимаем над головой, когда идет дождь… прячемся под него от дождя.
1 – ходим с ним, когда идет дождь… что‑то от дождя… что‑то, что поднимаем над головой… прячемся от солнца.
0 – носим его… держим… у моей мамы есть дома… надеваем в дождь.
10. Гвоздь
2 – забиваем в дерево, в стену, бьем по нему молотком, чтобы скрепить доски.
1 – острый… металлический… для скрепления… для молотка… чиним с ним… забиваем.
0 – бьем по этому… скрепляем.
11. Письмо
2 – что‑то, что пишем и посылаем… почта… разговор с кем‑нибудь письменно… разговаривать с кем‑нибудь на бумаге… посылаем его по почте… бросаем в почтовый ящик… когда кто‑то далеко и хотим сказать ему что‑то, то посылаем.
1 – посылаем… читаем… пишем… конверт… марка… приглашение.
12. Соревнование
2 – когда бежим и кто‑то побеждает… кто‑то выигрывает… кто‑то побеждает… кто‑то первым заканчивает.
1 – игра… это что‑то, когда соревнуемся (игра кошки‑мышки) 0 – война, когда бежим… дерутся.
13. Бензин
2 – заводит машину… может загореться… запускает двигатель… используют как топливо… чистит вещи.
1 – заполняем в машину… заливаем в двигатель… наполняем топливом… что‑то жирное, что добавляем в машину… еда для машины… для зажигалок.
0 – на заправочной станции чиним машину… играем с этим… ремонтировать машину.
14. Гранат
2 – фрукт… кушаем его…
1 – кушаем его… делаем сок… есть красные ягодки внутри.
15. Высушить
1 – вешаем… высушить цветы… полотенцем… на солнце… стирка… волосы… тело.
16. Утонуть
1 – в море (реке)… в воде… спасать… глубоко в воде.
17. Шерсть
2 – в чем собаки и кошки ходят… волосы… волосы у лошади (коровы, овцы, кошки)… у животных есть… шуба, в которой тепло… чем покрыты животные.
1 – что‑то, что греет… у животных есть… у овцы… можно из этого делать одежду… пальто (шуба)… воротник у пальто… ковер… кто‑то в рукавицах.
0 – мягкое… животное.
18. Замок
2 – место, где живет царь… как дом, роскошный и большой… крепость… дом короля и королевы, дворец такой.
1 – у царя… дом высокий… в нем живут (силачи, ведьмы, чудовища)… можно построить из песка.
О – здание (дом… царь… строим).
19. Герой
2 – смелый… сильный… не боится… на войне он побеждает всех… он получает награды (медали, ордена)… делает что‑то важное для страны.
1 – побеждает… первый в игре… спасает нас… на войне управляет самолетом… человек, который делает то, что другие не умеют делать… имя героя: Геркулес и т. д.
0 – солдат… много кушает…
20. Соединить
2 – приклеить… приклеить два кусочка бумаги (дерева)… связать… прикрепить… сложить вместе.
1 – вещи соединенные… цепочка… поезд… соединить колеса в машине… с клеем… с веревкой… к электричеству…
21. Бриллиант
2 – дорогой камень… очень хороший камень… его вставляют в кольца.
1 – дорогой… блестящий… украшение… кольцо.
0 – что‑то очень красивое… камень… сделан из стекла.
22. Микроскоп
2 – прибор, с помощью которого можно увидеть микробы… увеличивает в тысячи раз…
1 – увеличивающий прибор… прибор, с помощью которого мы видим… с ним мы маленькие предметы видим как большие
0 – приближает предметы… прибор, через который смотрим… можно увидеть дальние предметы, увеличительное стекло.
23. Великодушный
2 – хороший… хорошо себя ведет… вежливый… ты приветлив с другими… ты всегда говоришь «спасибо» и «пожалуйста»… ты молчишь, когда другие говорят.
1 – не говоришь плохих, грубых слов… ты милый… можешь поделиться едой.
Недостающие детали
Инструкция:«Я покажу тебе разные картинки. На каждой картинке отсутствует важная часть. Посмотри на картинку. Какой части здесь не хватает?»
На первых двух заданиях можно помочь.
Если в течение 15 секунд ребенок не отвечает – перейти к еле дующей картинке.
Если ответ ребенка непонятен, попросить указать пальцем отсут ствующую деталь.
Прекратить, если ребенок дал пять последовательно неправиль ных ответов после трех заданий. Оценка: 1 балл за каждый правиль ный ответ. Максимально – 22 балла.
Арифметический
Вопросы 1–8 – ограничений по времени нет. Но если ребенок в течение 15 секунд не отвечает – переходить к следующему вопросу. На решение задач 9‑20 отводится 30 секунд на каждую. Время засекается после вопроса.
Остановить проверку после пяти неправильных ответов. 1 балл за каждый правильный ответ. Максимально – 20 баллов.
Вопросы
В заданиях 1–4 используются рисунки.
1. Ребенку показывают круги: «Это мячи. Какой из них самый большой? Покажи мне».
2. «Перед тобой полоски. Какая из них самая длинная? Покажи мне».
3. «Здесь несколько рамок со звездочками. В какой рамке больше всего звездочек? Покажи».
4. «В этих тарелочках лежат вишенки. В каких тарелочках лежит одинаковое количество вишенок?»
В заданиях 5–8 используются кубики (пластины), повернутые красной стороной.
5. Положить 2 кубика. «Сколько здесь кубиков?»
6. Положить 4 кубика. «Сколько здесь кубиков? Посчитай с помощью пальцев».
7. Положить 9 кубиков. «Посчитай все кубики с помощью пальцев».
8. «Сейчас дай мне все кубики кроме четырех. Оставь на столе 4 кубика».
9. «Если я разрежу яблоко пополам, сколько половинок я полу‑чу?» (2)
10. «У Миши было 2 рубля, папа дал ему еще 1. Сколько рублей стало у Миши?» (3)
11. «У Саши было 3 кубика. Один потерялся. Сколько кубиков осталось?» (2)
12. «Сколько это – 2 книги и еще 3?» (5)
13. «У Маши было 5 кукол, 2 она потеряла. Сколько кукол у нее осталось?» (3)
14. «У Гриши было 4 рубля. Мама дала ему еще 2. Сколько рублей стало у Гриши?» (6)
15. «У Вали была 1 конфета. У Вики было 2 конфеты. У Маши – 2 конфеты. Сколько конфет вместе было у всех девочек?» (5)
16. «У Васи, Кати и у Леши было по 2 карандаша. Сколько карандашей было у всех детей вместе?» (6)
17. «Если одна конфета стоит 2 рубля, сколько будут стоить две конфеты?» (4)
18. «Один шарик стоит 4 рубля. Сколько будут стоить два шарика?» (8)
19. «У Жени было 8 открыток, он купил еще 6. Сколько открыток стало у Жени?» (14)
20. «У продавца было 12 газет. Он продал 5 из них. Сколько газет у него осталось?» (7)
Лабиринты
Оценка 0 баллов (неудача) дается, если:
количество ошибок превышает дозволенное;
время, затраченное на выполнение, больше выделенного;
ребенок не достигает цели (не заканчивает выполнение);
ребенок выходит из правильного маршрута (пересекает «стену»), «перепрыгивает» через часть лабиринта;
ребенок начинает не с самого начала, а с середины.
Нужно два красных карандаша для ребенка. У психолога – простой карандаш или ручка, секундомер.
Лабиринты горизонтальные)
Инструкция:1А.«Ты видишь здесь маленького цыпленка? Он хочет прийти к своей маме, которая находится на другом конце (показать). Он может попасть к ней, только если будет идти по этой дороге и не пойдет по дороге, где стена (показать первый закрытый поворот). Смотри, цыпленок начинает здесь и идет по этой дороге». Использовать простой карандаш до середины дороги. «Здесь запрещено поворачивать».
Дальше дать красный карандаш ребенку, чтобы он закончил дорогу.
1В.«Теперь попробуй совершенно самостоятельно, но помни, что запрещено заходить в тупик и нельзя дотрагиваться до линий, идти только по середине дороги», не отрывать карандаш от бумаги.
Если ребенок остановился в 1Аи 1В,не дойдя до курицы, сказать, чтобы он довел линию до самого конца.
Прекратить задание после двух неудач, начиная с третьего лабиринта.
Максимальная оценка – 26 баллов.
В начале каждого лабиринта показать, откуда цыпленок должен начать идти и куда должен прийти, добавить, что нужно постараться довести его побыстрее к маме и не идти тупиковой дорогой.
4‑10 (лабиринты квадратные)
Инструкция:«Ты видишь здесь мальчика в середине? Он хочет выйти отсюда. Я покажу тебе, как он может выйти, не останавливаясь». Объяснить, откуда он начинает идти, почему нельзя идти тупиковой дорогой. «Видишь, здесь дорога закрыта, он не может идти через стену, правильно? Он может идти только по этой дороге» – указать правильную.
Если ребенок правильно выполнил четвертый лабиринт, перейти к пятому. Если ошибся, опять объяснить четвертый, а лишь потом перейти к пятому. Главное, чтобы ребенок:
уложился в необходимое время.
Оцениваются лабиринты, начиная с первого (1А, 1В) (см. с. 205). Если ребенок получает за лабиринты 2А, ЗАпо 2 балла, то лабиринты 2 В,3 Ввыполнять не нужно, а сразу можно перейти к четвертому. Все ошибки, связанные с недостаточностью моторики, не засчитыва‑ются как неудача.
Геометрические фигуры
Материал: 3 листа А4 пополам, 2 простых карандаша, 10 карточек для копирования фигур (рис. 4).
Инструкция:перед ребенком кладут карточку с фигурой: «Нарисуй мне точно так, как на карточке».
Когда ребенок заканчивает, лист переворачивается. Прекратить после двух неудач.
Оценка дается согласно качеству выполнения (рис. 5; баллы указаны цифрами):
1) насколько линии прямые или круглые, как на примере;
3) расстояние между линиями;
5) точность соприкосновения концов линий;
6) соединение двух фигур;
7) расположение на листе;
Максимальная оценка – 28 баллов.
Сходство
Инструкция:«Скажи, что общего между поездом и машиной?» Если ребенок говорит, что ничего, сказать: «Они оба едут, мы можем на них куда‑нибудь ехать, они являются транспортом».
«А теперь скажи, что общего или чем похожи ложка и вилка». Если ребенок затрудняется, сказать: «Это столовые приборы, тыможешь ими кушать», больше помощь не оказывать.
Каждому ребенку задают от 1 до 5 вопросов. Если ни на один из них он не отвечает правильно, прекратить субтест.
1. Поезд и машина
2 балла – транспорт.
1 – едем… колеса… окна… из железа… в обоих есть водитель.
0 – размером… поезд едет по рельсам, а машина по дороге, цветом.
2. Ложка и вилка
2 – столовые приборы.
1 – кушать… железные… есть ручка.
0 – размером… длинные… держим их.
3. Мяч и кукла
1 – играем… для игры… голова круглая и мяч круглый.
4. Стакан и чашка
2 – посуда для питья.
1 – пить из них… стеклянные… пластиковые… сверху круглые.
0 – стакан похож на чашку… круглые… с ручкой.
5. Руль и колесо
2 – круглые… игрушки.
1 – едем… для машины… катаются… крутим их…
Ступеньки и лестница
2 – поднимаемся и спускаемся.
1 – поднимаемся… спускаемся… лазить… похожее линиями.
0 – у обоих есть ступеньки… они так стоят… есть перила.
7. Копейка и рубль
1 – круглые… покупаем с ними… платим… даем их в магазине. О – блестящие.
8. Слива и яблоко
1 – кушаем… срываем… растут на дереве… похожи цветом… у обоих есть кожура… у обоих сок… у обоих косточки.
9. Пальто и свитер
2 – теплая одежда (вещи)… зимняя одежда.
1 – одеваем… она греет… одевает наполовину… для зимы… из шерсти… одежда.
10. Карандаш и ручка
2 – письменные принадлежности… орудия для письма.
1 – пишем… рисуем… у обоих есть стержень.
0 – длинные… стираем.
11. Вода и молоко
2 – напитки… жидкость… питье.
1 – пьем их… разливаются… делаем из них чай… кофе.
12. Школа и детсад
1 – там есть дети… ходим туда… играем там… там есть книги…
0 – оба квадратные… оба дома… у обоих есть песок… в обоих делаем уроки.
13. Кошка и мышка
1 – ходят… бегают… быстрые… с хвостами… четырьмя ногами.
0 – кошка кушает мышку… они белые… маленькие.
14. Нож и осколок стекла
1 – режем… ранят… делают кровь.
0 – длинные… бросаем их… разбивают… оба из стекла.
15. Цыпленок и младенец
2 – только что родились.
1 – маленькие… у обоих есть ноги… у обоих глаза…
0 – играем с ними… пьют молоко… спят в кроватке… ходят ногами.
Максимальная оценка – 30 баллов.
Кубики (пластины)
6 кубиков: одна сторона – красная, вторая – белая. 8 кубиков: одна сторона – красная, вторая – наполовину красная, наполовину белая.
3 карточки с образцами, секундомер. Инструкция:
в заданиях 1–7 ребенок должен собрать узор согласно образцу, сделанному психологом;
в заданиях 1–4 изменения, сделанные ребенком с помощью психолога, засчитываются, а в 5‑10 – нет.
если ребенок составляет узор правильно, но заменяет цвет – 0 баллов.
1. Берем три кубика. Говорим: «Посмотри, у меня три кубика, у которых одна сторона красная, а вторая – белая. Их можно выложить так»:
Показать. «Ты сделай точно так, как я это делал». Образец остается перед ребенком.
2. Сложить второй образец. Ребенок не должен видеть, как мы это делаем. Положить готовый образец и предложить сделать так же; 3, 4, 5, 6 и 7 – по этой модели, 8, 9, 10 – по карточке‑образцу.
Оценка.Если ребенок делает правильно с первой попытки и в отведенное время – 2 балла.
1 балл – если укладывается по времени, но делает со второй попытки.
0 – неудача в двух попытках.
Максимальная оценка – 20 баллов.
Понятливость
Ребенку задаются вопросы. Если он не понял, то можно повторить, но не изменять формулировку.
Если ребенок не отвечает в течение 15 секунд, проверяющий еще раз может повторить вопрос, но другая помощь запрещена.
Если ответ ребенка непонятен, можно сказать: «Объясни еще раз».
Вопросы 6, 8, 9,11 и 15: если ребенок называет одну причину, попросить: «Назови мне еще одну причину».
После 4 неправильных ответов остановить.
Вопросы 1–4:1 балл за правильный ответ, с пятого вопроса ребенок может быть оценен в 2, 1 и 0 баллов в зависимости от полноты ответа и его правильности.
Максимальная оценка – 26 баллов.
Вопросы
1. Почему нужно умывать лицо и руки?
1 – быть чистым… чтобы не было микробов… чтобы не быть грязным… чтобы не пачкать вещи… быть чистым перед едой, школой, так как они грязные.
0 – потому что мама сказала.
2. Для чего нужны часы?
1 – знать время… показывать время… будить… показывать, когда нужно идти в сад/школу, спать.
3. Почему нельзя играть со спичками?
1 – возникнет пожар… чтобы дом не сгорел, чтобы люди не пострадали… они опасные… можно сделать больно себе…
0 – они горят… будут бить тебя… получится огонь… можно умереть от этого.
4. Для чего нужны перила (ограждение) на балконе?
1 – уберечь от падения, чтобы не упасть.
5. Если ты потеряешь мяч твоего друга, что будешь делать?
2 – дам ему свой… куплю новый… мама моя купит ему новый.
1 – найду его… буду искать… напишу в газету о пропаже… попрошу кого‑нибудь поискать его… расскажу маме… я ему должен буду.
0 – просто заплачу… скажу ему, что я сожалею, позову милицию.
6. Для чего в домах окна?
Общее:свет – чтобы было светло дома… чтобы солнце могло быть внутри… Вид – чтобы можно было смотреть на улицу. Воздух – что‑бы было светло. Тепло – чтобы не было холодно. Преграда – чтобы мухи не залетали.
2 – ответ из двух причин.
1 – ответ из одной причины.
0 – так красиво… нельзя, чтобы дом был без окон.
7. Почему стирать лучше в стиральной машине, а не руками?
2 – так быстрее… легче стирать… не нужно напрягаться… она стирает одна (без помощи).
1 – чтобы руки не испачкать… чтобы руки не мочить… руками не очень приятно… более чисто.
0 – чтобы вещи не рвались… чтобы не было дырок.
8. Почему люди работают?
Общее:занятость – чтобы было чем заниматься… иначе будет скучно сидеть дома… Заработок: получение денег – заработать деньги… купить еду… купить вещи. Для того чтобы создать продукцию… построить дом… убрать дома, чтобы было чисто… учить детей в школе.
2 – ответ состоит из двух общих ответов.
1 – ответ состоит из одного общего ответа.
0 – чтобы не нужно было работать потом… так как они хотят работать… должен работать… все взрослые ходят на работу (работает в банке, продает в магазине).
9. Почему мы носим (надеваем) одежду?
Общее:греет, чтобы было нам тепло… можно простудиться… Скромность – стыдно быть голым… чтобы не быть голым… чтобы никто не видел нас.
2 – ответ содержит два высказывания из общих.
1 – ответ содержит одно высказывание из общих.
0 – чтобы люди не смеялись, глядя на нас… это некрасиво… чтобы пойти в сад… потому что это смешно.
10. Почему больные дети должны оставаться дома?
Общее:чтобы предупредить распространение болезни… исключить осложнение болезни.
2 – другие дети могут заразиться… чтобы в группе не было микробов… если выйдешь из дома, заболеешь сильнее… чтобы не было больше больных.
1 – чтобы не простудиться сильнее… чтобы мама могла лечить нас.
0 – взять их к врачу… так как у них температура… принять лечение… чтобы остались в постели… так как они больные.
11. Почему электрический свет лучше света от свечи?
Общее:светит лучше – лучше видно… свечка не светит сильно. Удобство – легче включить… свечку надо зажигать спичками. Замена – свечки гаснут быстро, а лампочки нет… лампочки могут гореть долго.
2 – ответ содержит хотя бы два высказывания.
1 – ответ содержит одно высказывание.
0 – нельзя вставить свечку вместо лампочки, свечи используют для торта на день рождения, так красивее… они лучше…
12. Что должен сделать большой мальчик, если его начинает бить маленький?
2 – не драться с ним… уйти… сказать ему, что не хочет драться… не бить его… узнать, в чем дело…
1 – сказать ему, что он не хочет сделать ему больно… попросить кого‑нибудь остановить его… сказать ему, чтобы прекратил драться… сказать его маме… пойти домой.
0 – просто разрешить ему продолжать драться… дать ему победить… если он маленький, не бить его сильно… не делать ничего… дать ему сдачи.
13. Для чего существуют флаги?
2 – это символ страны… выражение чувств… патриотизм.
1 – развеваются на праздниках, маршах (демонстрациях)… развеваются на… для веселья… для украшения… так как мы победили.
14. Почему ночью холоднее, чем днем?
2 – солнце заходит… нет солнца…
15. Почему преступников сажают в тюрьму?
Общее:защита общества, чтобы не убивали больше людей… чтобы не воровали… Наказание – они должны быть наказаны за воровство… урок для других – чтобы другие не захотели заниматься этим, для исправления – воспитывать их, как надо себя вести, изоляция от общества.
2 – если ребенок приводит две причины.
1 – если ребенок приводит одну причину.
0 – они плохие… они совершают плохие поступки… они убийцы… они не полезны людям… если бы они не были бы преступниками, их бы не сажали… они опасны… они воруют и они должны сидеть в тюрьме… я не знаю.
Приложение 1
Фамилия _______________ Имя _________ Отчество _________
Дата рождения: день ________ мес. _______ год ______
Возраст: ______ лет _____ мес. _____ дней
Дата исследования: ______________ 200 г.
Приложение 2
Таблицы перевода «сырых» баллов в «шкальные»
Возраст: 3 г. 10 м. 16 дн. – 4 г. 1 м. 15 дн.
Возраст: 4 г. 1 м. 16 дн. – 4 г. 4 м. 15 дн.
Возраст: 4 г. 4 м. 16 дн. – 4 г. 7 м. 15 дн.
Возраст: 4 г. 7 м. 16 дн. – 4 г. 10 м. 15 дн.
Возраст: 4 г. 10 м. 16 дн. – 5 л. 1 м. 15 дн.
Возраст: 5 л. 1 м. 16 дн. – 5 л. 4 м. 15 дн.
Возраст: 5 л. 4 м. 16 дн. – 5 л. 7 м. 15 дн.
Возраст: 5 л. 7 м. 16 дн. – 5 л. 10 м. 15 дн.
Возраст: 5 л. 10 м. 16 дн. – б л. 1 м. 15 дн.
Возраст: 6 л. 1 м. 16 дн. – 6 л. 4 м. 15 дн.
Возраст: 6 л. 4 м. 16 дн. – 6 л. 7 м. 15 дн.
Приложение 3
Таблица вычисления итоговых показателей IQ
Таблица вычисления общих показателей IQ
Методика Векслера WISC (для детей 5‑16 лет)
Введение
Методика исследования интеллекта детей, разработанная Д. Векс‑лером, является надежным, научно обоснованным и апробированным в школьной и медицинской практике психодиагностическим инструментом. Однако это вовсе не снижает требований к знаниям, навыкам и психологической интуиции экспериментатора. Твердое знание им порядка предъявления стимульного материала и правил численной обработки ответов испытуемого следует считать обязательным условием при принятии решения об использовании WISCв психодиагностических целях.
Перевод WISCи адаптация материалов ее субтестов на русский язык осуществлена А. Ю. Панасюком. Описание адаптированного варианта методики опубликовано в 1973 г. Это описание имеет ряд недостатков, затрудняющих грамотное использование WISC:
• в описании отсутствуют наглядные материалы, без которых понимание текстовой части в некоторых случаях становится невозможным;
• в тексте опущены некоторые сведения, обосновывающие и тем самым делающие понятными некоторые правила обработки данных тестирования;
• в таблицах имеют место ошибки, создающие противоречия между указаниями, которые даются в разных частях описания.
Ю. И. Филимоненко, В. И. Тимофеев устранили эти мелкие редакторские погрешности в описании А. Ю. Панасюка, унифицировали работу экспериментатора с WISC,а также включили дополнительную информацию, полезную для корректного применения методики WISC.[9]
Общие положения
Интеллектуальный тест для детей WISC (WechslerIntelligence Scale for Children)был опубликован Д. Векслером в 1949 г. Его название достаточно точно отражает место данного теста в структуре тестов, изучающих познавательные процессы. В психодиагностике принята такая классификация:
• тесты способностей, измеряющие относительно простые способности, психические процессы;
• тесты достижения, цель которых заключается в оценке усвоения ребенком заданной программы;
• тесты интеллекта, представляющие собой совокупность разнородных интеллектуальных заданий, оцениваемых в результате единым показателем.
По своему содержанию и по исходным принципам его формирования тест WISCможет быть полезным при решении преимущественно следующих диагностических задач:
• Определение подготовленности ребенка к обучению в школе. Приступая к этой задаче, следует, однако, иметь в виду, что эта подготовленность не является сколько‑нибудь однородным фактором. Она зависит не только от наследственных задатков и гармоничности процесса их созревания, но также и от опыта учебной работы ребенка в дошкольном учреждении и в семье, от специфических особенностей школы и выдвигаемых ею требований к знаниям, навыкам и свойствам обучаемого.
• Оценка возможных причин неуспеваемости школьника. Однозначное решение этой задачи на основе только результатов тестирования по WISCтакже не может быть найдено. Существует целый ряд причин, приводящих к неуспеваемости.
Таким образом, в рамках весьма обобщенной схемы (рис. 6) тест WISCчастично выявляет один из пяти возможных блоков причин. И кроме того, как показал опыт работы педагогов‑новаторов В. Н. Шаталова, С. Н. Лысенко вой и др., существенный вклад в неуспеваемость ученика привносится несовершенством методики преподавания.
• Обнаружение умственной отсталости ребенка. В той или иной степени обнаружение отсталости, существенно изменяющее характер обучения и жизни ребенка, может иметь место и при