тейлор какая школа управления
Школа научного управления Ф. Тейлора
Основателем школы научного управления считается Фредерик Тейлор. Первоначально сам Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 г. применил Луис Брандвайс.
Фредерик Тейлор считал, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут применяться ко всем видам социальной деятельности.
Тейлор утверждает, что в обязанности руководства входит выбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении. Подготовка является определяющим моментом для повышения эффективности работы.
Тейлор считает, что специализация труда одинаково важна как на управленческом уровне, так и на исполнительном. Он считает, что планирование необходимо осуществлять в плановом отделе чиновниками, которые всесторонне подготовлены и могут выполнять все функции планирования.
Фредерик Тейлор создал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой, т. е. он основное значение придавал системе сдельных ставок заработной платы. Это значит, что рабочие, производящие продукции больше дневной стандартной нормы, должны получать более высокую сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму. Основным побудительным фактором работающих людей является возможность зарабатывать деньги, увеличивая производительность труда.
Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И, следовательно, это не могло решить проблему деления организации на отделы, диапазонов контроля и поручений полномочий.
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах; должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. Следует нормировать и стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. В своей концепции Тейлор значительное внимание уделяет «человеческому фактору».
Научное управление, по Тейлору, сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации.
Тейлоризм интерпретирует человека как фактор производства и представляет рабочего механическим исполнителем предписанных ему «научно обоснованных инструкций» для достижения целей организации.
Школа научного управления
Нестеров А.К. Школа научного управления // Энциклопедия Нестеровых
Школа научного управления явилась базисом для дальнейшего развития менеджмента как научного управления. Благодаря Ф. Тейлору, менеджмент был выделен в особый вид профессиональной деятельности, задачей которого было управление работниками предприятий для получения максимально эффективного результата. Идеи школы научного управления частично развивались представителями более поздних школ, а некоторые используются и в современном менеджменте.
Истоки школы научного управления
Формирование методологии и практики менеджмента происходило путем обобщения лучших результатов управленческой деятельности. Центральными были три явления – управленческая деятельность, задача, человек. Вначале развития управленческой мысли для ученых было характерно выделение одного их этих трех явлений в качестве приоритетного.
Школа научного управления (1885–1920 гг.) опиралась на тезис: управлять надо, применяя данные инженерных и других наук. Основатель школы научного управления американский инженер Ф. Тейлор и его последователи сосредоточили свои исследования практических аспектов управления на нижнем управленческом уровне.
Школа научного управления сильно отличалась от существовавших до этого подходов к управлению, согласно которым рабочие отвечали за все аспекты: выполнение плана, методы работы, используемые инструменты, результаты работы и т.д. Концепция научного управления изменила практику менеджмента, который был выделен в специальную сферу деятельности и стал особую область исследований. Однако в рамках школы научного управления не были решены все вопросы, поставленные перед менеджментом.
Концепция научного управления формировалась под влиянием результатов экспериментов Фредерика Тейлора и Роберта Оуэна.
Изначальные представления научного управления основывались на убеждении, что производительность труда зависит не только от применяемой техники, технологических модернизаций, новых технологий, оборудования, инструментов труда, но и от мотивации рабочих, их заинтересованности в применении новшеств.
Р. Оуэн осуществил несколько экспериментов в областях, связанных с производительностью труда. Результаты его исследований определили главные направления в теории и практике управления:
В 30 лет Р. Оуэн стал владельцем текстильной фабрики в Шотландии и провел там свой первый эксперимент. Условия труда на фабрике были плохие, что отрицательно сказывалось на результатах производства и производительности труда. Оуэн сократил рабочий день, организовал уборку производственных помещений, улучшил жилищные условия рабочих, запретил работать на фабрике детям в возрасте до 10 лет, но не отказался от детского труда полностью, так как детям платили меньше. Результатом повышенного внимания к человеческому фактору и изменения стиля управления стало превращение фабрики Оуэна в одну из наиболее рентабельных в стране за счет повышения производительности труда. Для тогдашних условий дикого капитализма – такие изменения были очень радикальными.
Основу школы научного управления заложил Ф. Тейлор, который сосредоточил свое внимание на постоянном повышении производительности труда:
Производительность труда должна обогатить и хозяев, и рабочих, но для этого необходим переворот в психологии и тех, и других.
Ф. Тейлор начал изучение вопросов повышения производительности труда с первого эксперимента в компании «Мидвэйл Стилл». Тейлор попытался заставить рабочих делать больше деталей под угрозой увольнения. Вначале производительность возросла, но затем рабочие стали противиться данным изменениям: начали ломаться станки, начались жалобы вышестоящему руководству. В результате данного эксперимента Тейлор пришел к выводу, что таким образом повышать производительность нельзя, так как есть справедливая норма для производства.
Следующий эксперимент Тейлор провел, когда работал в компании «Бетелхэм Стилл». Эксперимент Тейлора заключался в том, чтобы найти лучшего рабочего, проанализировать его движения и научить остальных двигаться так же. Эксперимент оказался успешным, а Тейлор по результатам эксперимента пришел к выводу:
Рабочих надо награждать за то, что они делают больше, и тогда прибыли компании будут расти.
Так в компании «Бетелхэм Стилл» по окончании эксперимента производительность труда увеличилась на 300%, а зарплата всего лишь на 60%.
Также Тейлор провел исследование относительно орудий труда. На основании чего был сделан еще один важный вывод:
Инструмент должен быть таким, чтобы он отвечал потребностям рабочих. Не следует закупать инструменты, которыми можно выполнять все виды работ, потому что такие инструменты не подойдут рабочим по соображениям максимальной эффективности.
Тейлор разработал концепцию «функционального начальника», заложив основу функциональных структур управления и заменив одного руководителя – «мастера на все руки» несколькими мастерами-инструкторами – компетентными специалистами. Данная концепция привела к повышению степени ответственности административных работников и расширила обязанности руководителей, а также разделила управление и планирование работ от их исполнения.
Тейлор ставил задачу повысить эффективность работы рабочих самого нижнего уровня: те, кто занимался сборкой изделий, работал на конвейере или специализированных производственных участках. В результате школа научного управления обогатилась еще одним тезисом:
Производительность труда повышается, если рабочие работают с наименьшими затратами и наиболее эффективно.
Под эффективностью понималась хорошо выполненная работа, наименьшие затраты определялись как небольшие затраты на выполнение работы. Таким образом, Ф. Тейлор был первым, кто экономически и научно обосновал концепцию эффективности процесса работы, как основного на производственных предприятиях. Его основная идея была следующей:
Работу следует выполнять наилучшим образом, это принесет пользу большей части общества, в том числе людям, которые ее выполняют. Уровень жизни рабочего поднимется, если он научится работать наилучшим образом.
Согласно Тейлору, рабочих нужно вознаграждать за то, что они лучше работают, и гарантировать им, что в результате этого улучшения никто из других рабочих не потеряет работу. В результате рабочие упорно будут совершенствовать свою работу, чтобы повысить за счет этого свой уровень жизни.
Система повышения производительности труда Тейлора
Ф. Тейлором была заложена основа для формирования современного менеджмента. Именно с развития идей школы научного управления берет начало эволюция менеджмента.
По мнению Тейлора, чтобы предприятие успешно развивалось и получало больше прибыли, необходим эффективный менеджмент, направленный на повышение производительности труда. Среди основных условий создания эффективного менеджмента, которые позволили бы руководителям добиться повышения производительности труда, Тейлор выделил следующие:
В качестве причины невысокой производительности труда Тейлор обозначал несовершенную систему мотивации и стимулирования рабочих. В результате, в рамках школы научного управления была выработана концепция материальных стимулов:
Главный материальны стимул рабочего – награда, которая должна быстро следовать за выполнением работы.
Работа должна быть оплачена.
Тейлор разработал прогрессивную систему оплаты труда на основе 3 принципов.