тфомс какой тип контрагента
Контрагент — физлицо: как не ошибиться с его статусом при выборе КОСГУ при расчетах?
Y-Boychenko / Depositphotos.com |
Порядок № 209н устанавливает детализацию 26-го разряда номера счета (он же – третий разряд соответствующих статей 560, 660, 730, 830 КОСГУ) подстатьями по типам контрагентов –дебиторов и кредиторов в соответствии с Классификацией институциональных единиц.
При этом физическое лицо фигурирует и в коде типа контрагента 6 «Некоммерческие организации и физические лица – производители товаров, работ, услуг», и в коде 7 «Физические лица, в т.ч. нерезиденты». Как же не ошибиться с выбором?
К категории «физические лица» (тип контрагента 7), относятся физические лица, НЕ осуществляющие производство товаров / работ / услуг, в том числе нерезиденты. Это, прежде всего, действующие и бывшие сотрудники учреждения, получатели социальных выплат и т.д.
А вот к физическим лицам, которые производят товары / работы / услуги, то есть тип контрагента 6, относятся, в частности:
К примеру, если медицинское учреждение заключает договор на адвокатские услуги с физическим лицом, учредившим адвокатский кабинет, то в учете расчеты по приобретенным услугам будут отражены с указанием в 26-м разряде номера счета кода 6 – КОСГУ 736/836. А вот если тот же адвокат обратился в учреждение за медицинской услугой как рядовой пациент, то взаиморасчеты с ним уже будут отражены по коду 7 – КОСГУ 567/667.
Обратите внимание на эти нюансы при отражении фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете. Кроме того, грядет пора сдачи отчетности за 9 месяцев, и вопрос правильности выбора институциональных единиц особенно остро встанет при заполнении Сведений о дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, 0503769) – это обязывает бухгалтера быть вдвойне внимательным, чтобы не исказить показатели отчетности.
Тфомс какой тип контрагента
Дата публикации 27.11.2019
С 1 января 2019 г. статьи 560, 660, 730, 830 КОСГУ детализированы подстатьями в зависимости от типа контрагента в расчетах. К какому типу контрагента относятся ПАО, ОАО, МУП и ООО?
Согласно п. 15.3 Порядка № 209н статья 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ детализируется подстатьями:
731 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;
732 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;
733 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;
734 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;
735 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;
737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;
738 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;
739 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».
Аналогично детализированы статьи 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности», 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности», 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ (пп. 13.6, 14.6, 16.3 Порядка № 209н).
Выбор соответствующей подстатьи статьи 730 (830) «Увеличение (уменьшение) прочей кредиторской задолженности» КОСГУ, статьи 560 (660) «Увеличение (уменьшение) прочей дебиторской задолженности» КОСГУ зависит от типа контрагента, с которым учреждение осуществляет расчеты.
Прежде всего, для определения кода КОСГУ необходимо руководствоваться непосредственно Порядком № 209н и методическими рекомендациями, доведенными письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153.
Перечень организаций, которые относятся к госсектору для целей применения КОСГУ, приведен в п. 9.5 Порядка № 209н:
До внесения изменений в Порядок № 209н к организациям госсектора также следовало относить корпоративные юридические лица, владельцами более 50% акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения. Однако приказом Минфина России от 13.05.2019 № 69н подобные юридические лица исключены из этого перечня. При расчетах с ними необходимо выбрать код КОСГУ, предусмотренный для других организаций, кроме сектора государственного управления и организаций госсектора.
Таким образом, расчеты с МУП необходимо отражать с применением подстатей 733, 833, 563, 663 КОСГУ.
В силу параграфа 2 гл. 4 ГК РФ все перечисленные общества (ПАО, ОАО, ООО) относятся к коммерческим корпоративным организациям. При расчетах с ПАО, ОАО, ООО важна не только организационно-правовая форма контрагента, но и то, какого рода работы, услуги он оказывает.
Рассмотрим некоторые примеры. ПАО «Лукойл», ПАО «МТС», ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот» являются производителями товаров, работ, услуг. Следовательно, при расчетах с подобными организациями в номерах счетов указываются подстатьи 734, 834, 564, 664 КОСГУ.
ПАО СК «Росгосстрах» является страховой компанией, т.е. финансовой организацией в целях применения КОСГУ (п. 10.4 Порядка № 209н). Для расчетов с такими контрагентами применяются подстатьи 735, 835, 565, 665.
ПАО «Сбербанк» является кредитной организацией. Следовательно, расчеты с ПАО Сбербанк отражаются с применением подстатьи 735 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями» КОСГУ (п. 15.3.5 Порядка № 209н).
Смотрите также
Энциклопедия решений. Определение типа контрагента в целях выбора подстатьи КОСГУ (для бюджетной сферы)
Определение типа контрагента в целях выбора подстатьи КОСГУ
Внимание
Материал подготовлен в соответствии текстом приказа Минфина России от 13.05.2019 N 69н, предусматривающего внесение изменений в Порядок N 209н. Текст этого приказа направлен на регистрацию в Минюст России и размещен на официальном сайте Минфина России.
Смотрите в этом материале:
Выбор подстатьи КОСГУ для 24-26 разрядов многих счетов по учету расчетов и финансового результата теперь зависит от статуса вашего контрагента. В частности, от типа контрагента зависит выбор конкретной подстатьи в кодах 560, 660, 730, 830, 150, 160, 180, 190, 240, 250, 280, 500, 600, 700 и 800.
Примечание
На сегодняшний день в нормативных актах нет требования об уточнении кода КОСГУ по расчетам, если оплату за вашего контрагента провело третье лицо. Например, дебиторская задолженность физического лица может быть учтена по дебету счета 0 205 31 567 и этот счет не надо менять, даже если за физлицо оплату проведет какая-нибудь организация.
1) договоры, контракты, первичные документы контрагента, его фирменные бланки и оттиск печати;
2) официальный сайт контрагента;
3) информацию об учреждении, опубликованную на сайте www.bus.gov.ru;
4 ) учредительные документы юрлица или их копии;
5) выписку из ЕГРЮЛ. В части открытых данных эти выписки может получить любое заинтересованное лицо на сайте ФНС России, оформив электронный запрос с указанием ИНН своего контрагента.
Примечание
Перечень участников бюджетного процесса приведен в п. 1 ст. 152 БК РФ. К ним, в частности, относятся:
— органы законодательной и исполнительной власти (федеральные и субъектов РФ);
— органы местного самоуправления;
— органы государственного/ муниципального финконтроля;
— ГРБС, РБС, администраторы и главные администраторы доходов бюджета;
— получатели бюджетных средств (ПБС), в т.ч. казенные учреждения;
— территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) и ФОМС
1. Расчеты бюджетного или автономного учреждения с органом-учредителем по субсидиям. Проводка на основании соглашения о предоставлении субсидии на задание:
Д-т 4 205 31 561 К-т 4 401 40 131.
2. Расчеты вашего учреждения с казенными учреждениями.
4. Расчеты по уплате в бюджет любых административных штрафов. Проводка по начислению оформленного на учреждение штрафа ГИБДД:
Д-т 0 401 20 295 К-т 0 303 05 731
5. Расчеты по уплате в бюджет госпошлин, например, при обращении в Росреестр, Роспатент. Проводка:
Д-т 0 401 20 291, 0 109 80 291 К-т 0 303 05 731
Не забывайте, что учреждения могут менять тип. Причем в поступающих документах может остаться старое наименование. Например, на дату совершения операции учреждение уже может быть казенным, а в первичке еще указан тип «бюджетное». Так что проверяйте хотя бы выборочно выписки из ЕГРЮЛ.
Пока не установлено никаких спецправил по формирования 24-26 разрядов номера счета 304 06 для бюджетных и автономных учреждений:
— при расчетах по внутреннему привлечению остатков средств;
— при приобретении НФА за счет нескольких источников.
Организации сектора госуправления
К сектору государственного управления относятся:
1. Органы госвласти: федеральные и региональные.
2. Органы местного самоуправления.
3. Органы управления государственными внебюджетными фондами.
4. Государственные и муниципальные учреждения: казенные, бюджетные и автономные.
5. Иные юрлица, осуществляющие полномочия ПБС
Согласно п. 9.5 Порядка 209н к организациям ГОССЕКТОРА относятся:
1. Следующие некоммерческие организации (НКО):
2. Унитарные предприятия (ГУП и МУП), в т.ч. казенные предприятия
— оказанием/ выполнением нефинансовых услуг, работ
К ИНЫМ финансовым организациям с огласно п. 10.4 Порядка 209н относятся следующие коммерческие организации:
1) банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций;
4) микрофинансовые организации (МФО);
К этой группе относятся:
— расчеты с профсоюзной организацией, зарегистрированной в качестве НКО;
— расчеты с благотворительными организациями по пожертвованиям;
— расчеты по членским взносам в общественные организации
— расчеты с автономными некоммерческими организациями (АНО) с госучастием и фондами с госучастием.
— расчеты с сотрудниками по зарплате, пособиям, компенсациям, иным выплатам (счета 302 11, 302 12, 302 66, 206 00 и т.д.);
— расчеты по удержаниям и депонентам (счета 304 02, 304 03);
— расчеты с подотчетными лицами, в т.ч. когда они покупают товары, работы и ли услуги у различных контрагентов (счет 208 00);
— расчеты с бывшими работниками по пособиям, компенсациям, иным выплатам, в т.ч к памятным датам (счета 302 00, 206 00);
— расчеты по недостачам и возмещению ущерба, в т.ч. когда еще окончательно не определено конкретное виновное лицо (счет 209 00);
— расчеты с физлицами по договорам гражданско-правового характера (счета 302 00, 206 00);
— расчеты с физлицами-нерезидентами (прежде всего речь идет о физлицах, не являющихся гражданами РФ).
Примечание
С точки зрения п. 2 ст. 207 НК РФ физлица, которые фактически находятся в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев НЕ являются налоговыми резидентами
— Международный валютный фонд (МВФ);
— Всемирная торговая организация
Определение понятия «нерезидент» в целях применения КОСГУ нормативными актами пока не установлено. Сейчас это понятие приведено в п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Прежде всего это юрлица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.
Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материалы приводятся по состоянию на октябрь 2021 года.
См. содержание Энциклопедии решений.
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке :
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
Пименов В.В., руководитель направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Железнева Ю.С., главный бухгалтер ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина» Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Сапетина И.Н., руководитель проекта направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Сульдяйкина В.П., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Киреева А.А., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Дурнова Т.Н., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Верхова Н.А., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
КОСГУ в счетах расчетов, поступлений и выбытий: как правильно выбрать тип контрагента
denisismagilov / Depositphotos.com |
Выбор подстатьи КОСГУ для 24-26 разрядов счетов по учету расчетов теперь зависит от статуса вашего контрагента. И далеко не всегда очевидно, какой же код выбрать в статьях 560, 660, 730 и 830 для учета конкретной операции. В нашей специальной таблице смотрите советы по определению типа контрагента для выбора подстатьи КОСГУ в целях учета расчетов, безвозмездных поступлений и выбытий. Они помогут принять обоснованное решение, пока Минфин России не подготовил подробные разъяснения по данному вопросу.
Разберем каждый тип контрагента максимально подробно:
Документы по теме:
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Тфомс какой тип контрагента
Дата публикации 27.11.2019
С 01.01.2019 статьи 560, 660, 730, 830 КОСГУ детализированы подстатьями в зависимости от типа контрагента в расчетах. В каком нормативном документе можно посмотреть, к какому типу относится тот или иной контрагент?
Согласно п. 15.3 Порядка № 209н статья 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ детализируется подстатьями:
731 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;
732 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;
733 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;
734 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;
735 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;
737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;
738 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;
739 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».
Аналогично детализированы статьи 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности», 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности», 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ (пп. 13.6, 14.6, 16.3 Порядка № 209н).
Выбор соответствующей подстатьи статьи 730 (830) «Увеличение (уменьшение) прочей кредиторской задолженности» КОСГУ, статьи 560 (660) «Увеличение (уменьшение) прочей дебиторской задолженности» КОСГУ зависит от типа контрагента, с которым учреждение осуществляет расчеты.
Перечень организаций, которые относятся к госсектору для целей применения КОСГУ, приведен в п. 9.5 Порядка № 209н:
До внесения изменений в Порядок № 209н к организациям госсектора также следовало относить корпоративные юридические лица, владельцами более 50% акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения. Однако приказом Минфина России от 13.05.2019 № 69н подобные юридические лица исключены из этого перечня. Следовательно, при расчетах с ними необходимо выбрать код КОСГУ, предусмотренный для других организаций, кроме сектора государственного управления и организаций госсектора.
В соответствии с п. 10.4 Порядка № 209н к финансовым организациям относятся:
Кроме того, для определения вида контрагента необходимо руководствоваться нормативными документами, которые регулируют соответствующую отрасль законодательства.
Полный перечень участников бюджетного процесса приведен в п. 1 ст. 152 БК РФ:
Налоговые органы (управления ФНС России по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня) являются территориальными органами ФНС России (п. 4 Положения о ФНС России). Следовательно, ФНС России и ее территориальные органы относятся к участникам бюджетного процесса. При расчетах с ними необходимо использовать код 731 КОСГУ.
Кроме того, к участникам бюджетного процесса относятся (п. 13.5.1 Порядка № 209н):
В пункте 1.2 приложения В к ОКОПФ дано понятие резидента. К резиденту Российской Федерации относится институциональная единица, если преобладающий центр ее экономических интересов находится на экономической территории Российской Федерации, т.е. когда она в течение года и более осуществляет свою экономическую деятельность на экономической территории Российской Федерации. Фактическое или предполагаемое место пребывания в течение одного года используется в качестве практического правила.
Определение резидента Российской Федерации соответствует Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (кроме определения резидентства филиалов единицы-нерезидента).
Обратите внимание, пп. 13.4.9, 13.6.9, 14.4.9, 14.6.9, 15.3.9, 16.3.9 Порядка № 209н применяются при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 01.01.2020, составлении отчетности с отчетности за 2020 г. (п. 2 приказа Минфина России от 29.11.2017 № 209н). Это означает, что следующие подстатьи КОСГУ необходимо применять с 2020 г.:
Таким образом, при определении соответствующей подстатьи статьи 730 (830, 560, 660) КОСГУ необходимо руководствоваться Порядком № 209н, Методическими рекомендациями, а также нормативными документами, которые регулируют соответствующую отрасль законодательства. Для определения типа контрагента целесообразно руководствоваться кодами ОКОПФ, а также приложением В к ОКОПФ.