The long dark о чем игра
В тайге никто не услышит твоего крика. Хроника выживания в The Long Dark
Поклонники говорят, что это один из немногих представителей жанра survival, уже в раннем доступе вполне играбельных. Разработчики отказались от мультиплеера, а сам процесс выживания как могли приблизили к реальности — никаких зомби, динозавров и прочей фантастики.
Этот дневник мы взяли из окоченевших рук нашего спецкора в канадской тайге и теперь публикуем на сайте, чтобы вы не повторяли тех же ошибок.
День первый
Один. Без припасов, теплой одежды и лекарств, а вокруг свирепствует вьюга. Температура около минус тридцати. Мне грозит обморожение, а потом и некроз тканей. К счастью, выбежав на берег замерзшего озера, я приметил несколько рыбацких кабинок, а в них нашел пару банок с консервами и теплую шапку. Неподалеку я наткнулся на строение посерьезнее — административное здание турбазы.
Тепло, еда и питье — то, что нужно, чтобы продержаться хотя бы пару дней. Радость, правда, подпортил свежий труп на втором этаже. Но копать могилу в промерзшей земле голыми руками — занятие неблагодарное, а выволокши его на улицу, я лишь привлеку хищников. Пусть уж лежит.
День второй
Обнаружил возле своего убежища железнодорожную линию. Где-то через километр наткнулся на заваленный туннель с остатками состава. Куда бы он ни вел, сейчас это тупик. Зато там нашлось немного припасов и лекарств. «Хозяева» обнаружились метрах в двадцати — один так и сидел, прислонившись к дереву. Тело второго, уже припорошенное снегом, я едва разглядел.
Обыскав обоих, нашел пару шоколадных батончиков, а со второго трупа удалось соскрести перчатки. Прочая одежда покрылась коркой и намертво примерзла — не снять. Знаю, это кощунство, но. я уже не в цивилизованном мире, и здесь другие законы.
День третий
Припасы подходят к концу, остались только батончики. Роясь в ящиках на первом этаже, я обнаружил примитивную удочку. Можно было бы порыбачить, но нечем выдолбить лунку. На другом берегу виднеются какие-то домики, надо туда сходить.
День пятый
Первый закон выживания в тайге — не отправляться в путь вечером.
Когда я был на середине озера, началась метель, и видимость упала почти до нуля. В итоге меня вывело на крутые скалы, по которым оказалось невозможно добраться до берега. Однако я все же сумел выйти туда, где их уровень сильно снижался. Там же и нашлись домики, бывшие моей целью.
Натопив воды и слопав оба батончика, я завалился спать. Но утром по-прежнему вьюжило, и угроза голода вставала все острее. По счастью, в одном из шкафчиков обнаружился сигнальный огонь. Толку от него мало, но со светом я обыскал еще пару домиков, нашел немного еды и пару банок с газировкой.
Вот теперь держись, волчара.
День седьмой
Обоим клыкастым хватило по одному патрону. Эти бестии неслись на меня зигзагами, уходя из-под прицела, но оба раза все прошло как нельзя лучше. Когда им до меня оставалось буквально пару метров, я спускал курок, и волки падали замертво.
Однако, разделывая туши, я забыл о погоде и обморозил руки. Нужно какое-то время воздерживаться от вылазок, благо мяса у меня теперь вдоволь.
День десятый
Тщательно разведал местность. Оказывается, места здесь не такие уж дикие. В глубине леса обнаружилось что-то вроде охотничьей заимки, а дальше по рельсам — трейлеры дровосеков. Разумеется, я нигде не встретил ни души, но теперь это уже не слишком огорчало, припасов едва хватает на одного. А если бы мне попался кто-то вооруженный. не хочу даже думать о последствиях.
На заимке нашлись патроны, можно охотиться дальше, но все-таки я намерен их экономить. Вчера я почти у самой двери наткнулся на красавца оленя. Сколько же в нем мяса! Но вместо того чтобы выстрелить, я погнал его к озеру, откуда в последнее время все чаще доносится волчий вой.
Все-таки человек не просто так возвысился над прочими тварями земными. Возле устья реки моего оленя и правда настиг волк. Он с таким упоением терзал тушу, что ничего не замечал. Один выстрел, и я обеспечен запасом еды на много дней. Правда, мясо портится, но этому горю можно помочь. Недавно я видел вдалеке нечто вроде дамбы. Если там осталось электричество, большинство моих проблем будет решено.
День одиннадцатый
Наконец он отлип от меня, заскулил и бросился вглубь темных коридоров. Но я уже схватил винтовку и, плюнув на экономию, с двух выстрелов добил это отродье. Потом обработал раны антисептиком и, наложив бинты, улегся на спальник. Мне очень нехорошо. Но, надеюсь, лекарства и сон поправят дело.
День тринадцатый
Возможно, это моя последняя запись. Нет, дело не в волке и не в ранах, для жизни они уже не опасны. Главный и злейший ваш враг в этих местах — человеческая неосторожность.
В первом часу ночи я наткнулся на малоприметный проход, который вел на другую сторону дамбы. От открывшегося вида у меня захватило дух. Но, решив вернуться внутрь, я обнаружил, что дверь, ведущую на ГЭС, ничем не открыть. Не знаю, заклинило ее, или надо мной подшутил неведомый злоумышленник.
Как бы то ни было, положение мое безнадежно. Нечем даже развести костер, спальник вместе со всеми другими припасами остался за дверью. Ночевать на голой земле в такой мороз — самоубийство.
Отказ от мультиплеера, невозможность сохраняться в любой момент и полнейшее, бесповоротное одиночество сделали игру единственным в своем роде образчиком жанра survival. Описанная выше история вполне правдоподобно передает изменения, происходящие в восприятии и психологии игрока всего за несколько часов пребывания в мире The Long Dark. Если по натуре вы домосед, но в вашей памяти еще живы рассказы Джека Лондона и воспоминания о юношеских походах, эта игра определенно придется вам по душе.
The Long Dark
По законам жанра
Про The Long Dark, наверное, не слышали только в глухой Сибири (хотя местным игра как раз ближе всего), да и превью мы подробное писали. Поэтом сразу к делу, точнее, к поискам ответа на заданный вопрос.
На первый взгляд тут, наоборот, всё достаточно привычно и стандартно для жанра. Одинокий, вечно замерзающий и голодающий Уильям Маккензи, потерпевший катастрофу над канадским лесом, бредёт по снегу сквозь метель и вьюгу, питается подножным кормом, собирает палки, ветки, кору, ягоды, кидается камнями в зайцев, отпугивает волков факелами, режет туши оленей на мясо и шкуры, периодически разводит костёр, греется у него, чтобы не умереть от переохлаждения, готовит еду и питьё, штопает одежду, мастерит ловушки, лук и стрелы для охоты.
Не прожаренное на костре мясо, понятно, может привести к отравлению, падение с пригорка или укус волка — к травме, а сон на голодный желудок — к смерти, ибо калории, в которых тут исчисляется здоровье, расходуются и во время сна. Факелы гаснут, спички кончаются, список доступных чертежей и рецептов для «крафта» постепенно расширяется, мы тащим в рюкзак всё, что плохо лежит, и приучаемся рыться в ящиках, шкафах, машинах и карманах лучше любого бомжа и домушника.
Есть также простенькая ролевая система. Основные навыки — в ремонте, разделке туш, приготовлении пищи, разведении костра, рыбалке, пользовании ружьём или луком — тренируются по мере того, как вы успешно занимаетесь соответствующими делами, то есть свежуете туши, готовите, рыбачите, разводите костёр, стреляете и так далее. Всё это понятно, знакомо и не раз видано в других survival-играх.
Правда жизни
Одежды тут вообще много — разных видов и практически на все части тела: все вещи различаются по своим параметрам (в том числе по сохранению тепла и защите от ветра), а авторы прямо советуют надевать несколько слоёв, чтобы было теплее и надёжнее, — правда, бегать будет тяжелее, ведь даже вес носков учитывается.
В темноте нельзя делать практически ничего — мастерить, чинить снаряжение и заниматься другими делами. Костёр же разводится не автоматически, а с определённым шансом, который сильно увеличивается, если добавить какую-нибудь горючую жидкость. На ветру же пробовать практически бесполезно, да он и затухнет быстро. Спать лучше у костра, в спальниках или в тёплых, да хотя бы просто закрытых, помещениях, получая бонус к обогреванию и восстановлению здоровья.
Ружьё нужно прочищать, чтобы не давало осечек, воду требуется кипятить или обеззараживать, банку с едой придётся сначала открыть, а потом сварить содержимое, а багажник машины поддаётся только лому или гвоздодёру. И на всё это — и на разведение костра, и на сбор, взлом, кипячение, изготовление, даже на поджигание простой спички, — тратятся и калории, и драгоценное время, с течением которого вы всё сильнее хотите есть и пить и больше замерзаете.
Выживший
Понятно, что в игре многое выдумано — и сама аномальная геомагнитная буря, которая легла в основу всего сеттинга The Long Dark, и поведение тех же волков, которые на самом деле на людей-то обычно не нападают (тут они такие агрессивные именно из-за аномалии). И авторы честно предупреждают об этом, не советуя рассматривать игру как инструкцию по выживанию и повторять всё это в реальной жизни.
Подвиг в снегах
Во-вторых, в The Long Dark удивительно много для таких игр контента. Помимо свободного режима выживания, который в раннем доступе был основным (там вы выбираете сложность и оказываетесь на просторах созданного «вручную» мира), есть ещё разные сценарии-испытания: в одном, например, нужно выжить в условиях, когда на вас охотится дикий медведь, в другом — продержаться по три дня в отмеченных локациях.
За достижения в свободном режиме и испытаниях выдают так называемые «подвиги» и «значки», которые тут приравнены к «перкам». Провели сто дней на открытой местности — теперь вы устойчивы к холоду и получаете постоянный бонус +2 градуса к температуре по ощущению. Пробежали полсотни километров — теперь бег сжигает на 25 % меньше калорий.
С полноценным релизом в игре появилась и сюжетная кампания, точнее, первые два её эпизода. И это не просто что-то фоновое, а вполне интересная история о том, как Уилл Маккензи повёз свою бывшую жену Астрид куда-то на остров Медведя, но потерпел аварию и теперь идёт по её следу, пытаясь выжить и узнать, что же случилось. Режиссура на высоте, красиво снятые ролики интригуют, а в отношениях между Уиллом и Астрид чувствуется нерв, какая-то скрытая история.
При этом на своём пути герой встретит и других людей, и даже неких сектантов-экологов. Общаясь с персонажами и выполняя их задания, мы повышаем свою репутацию, узнаём что-то новое о науке выживания, о других людях, о том, что случилось и куда идти дальше. Если же попытаться обчистить чужой дом или пожитки — репутация испортится.
The Long Dark — практически идеальная «выживалка». Реалистичная, сложная, но при этом вполне понятная и не громоздкая, работоспособная, вылизанная до блеска, красивая, атмосферная, с обилием контента, интересным сюжетным режимом и правильным звуковым оформлением. Авторы и дальше собираются развивать её, добавляя новые возможности и сюжетные эпизоды, — и мы призываем всех на них равняться.
Плюсы: реализм; атмосфера; проработанная и разнообразная механика выживания; обилие контента, есть и интересный сюжетный режим; приятное внешнее и звуковое оформление; стабильность работы.
Минусы: сюжет пока представлен не полностью.
Зима близко. Обзор The Long Dark
Человек с помощью современных технологий изменяет и подстраивает мир под себя. Но что будет, если его оставить один на один с природой? На ум приходит передача «Выжить любой ценой», где Беар Гриллс с минимальным набором предметов старается выжить в отдаленных уголках планеты. Подобный опыт дарит и The Long Dark.
Игрок должен выживать в условиях лютых морозов, голодных волков и смертельных вьюг. Подталкивает к исследованию мира сюжет — полноценная история, в которую разработчики вложили душу. Игра предлагает суровое испытание, погружаться в которое помогает визуальный стиль и звуковое оформление.
Игровой процесс
The Long Dark это выживалка, в которой упор сделан на борьбу с природой. Место действия — забытый Богом остров Великого Медведя у берегов северной части Канады. Поделили карту на отдельные участки землетрясения. Туннели обвалились, железнодорожные пути разрушены. Для перехода между локациями приходится протискиваться между завалов, искать проходы в старых угольных шахтах или использовать альпинистское снаряжение.
Бури и снегопады обычное явление для острова. Сильные ветра усложняют передвижение, а летящий в лицо снег ухудшает видимость. В добавок ко всему, одежда промокает, рвется и персонаж замерзает. Поставить костер на ветру не получится — он не зажжется или быстро потухнет. Если рядом нет здания, приходится искать пещеру, валун или поваленное дерево, что бы укрыться от ветра и отогреться возле огня.
Самое неприятное же это туман. Бывает, проснешься утром — за окном тишина, а значит надо отправляться в поход, бури не будет. Выходишь на улицу, а там туман — густой как молоко. Дальше носа не видно ничего, так и в трех соснах потеряться можно. Исследование локации приходится отложить до лучшей погоды. Хуже, когда непогода настигает в дороге. Внезапный туман или метель заставляют искать укрытие и топливо для костра. Разнообразие и непредсказуемость погоды — особенность The Long Dark.
Игрок должен следить также за базовыми потребностями: еда, вода и сон. С последним проще всего: в жилых домах стоят кровати и встречаются спальные мешки. Если ночевать придется на улице, а мешка нет, персонаж может соорудить снежное укрытие.
Из шкуры и кишок животных создаются самые теплые вещи в игре. Материалы 3-7 дней высушиваются в помещении. После чего на рабочем станке с помощью швейного набора создаются шапки и перчатки с кроличьей шкуры, оленьи сапоги и штаны, волчья и медвежья шуба. Шубы, кроме того, что теплые, отпугивают поодиноких хищников.
Фарма в игре совсем нет. Баланс выстроен так, что одним забегом наполнить дом дровами или мясом не получится — столько ресурсов попросту нет. Еда, к тому же, со временем портится. Максимальный переносимый вес ограничен тридцатью килограммами. Дополнительные вещмешки и хорошее самочувствие поднимает этот параметр до 45-и килограмм. Два слоя одежды, необходимые инструменты и минимальный запас пищи аккурат вписываются в ограничение. Большую часть времени персонаж перегружен, а значит двигается медленнее и быстрее устает. Брать с собой стоит самое нужное и только на ближайший день — иначе персонаж не залезет по скале, провалится под лед или сломает ноги, спускаясь с холма.
The Long Dark не о построении базы, грядок и шахт. Здесь невозможно победить, обыграть всех и стать условным «королем» острова. Низкий уровень сложности подойдет для тех, кто хочет насладиться красотой мира и исследовать локации. На высокой сложности цель одна — продержаться до следующего восхода солнца. Игра, в свою очередь, будет стараться сломить вас. Единственный домик на локации окажется пустым, волки собьются в стаю и нападут, а снежная буря продлится неделю.
Режимы игры
На выбор предоставлены 3 игровых режима: история, выживание и испытания. История состоит из 5 глав, сейчас доступны три из них, выход четвертой был перенесен на 21-й год. Выживание это песочница: для исследования доступны все локации, а цель одна — продержатся как можно дольше. Заготовленные игровые сценарии с четкими целями представляют собой испытания.
Сюжет
История игры — весомый повод для покупки. Легкий уровень сложности подойдет для ознакомления с сюжетом. Прочувствовать на себе то, что испытывает персонаж помогут средняя и высокая сложности.
Главные герои, Уилл Маккензи и Астрид Гринвуд, терпят крушение на острове Великого Медведя и теряют друг друга. Первые две главы посвящены поискам девушки. В третьей нам рассказывают, что было с Астрид, пока ее искал Маккензи. На пути герои встречают местных жителей. Каждый со своими причинами, почему остался на острове и своими проблемами. Открыто о себе незнакомцы рассказывают мало, но каждая их история интересна и запомнится надолго.
В сюжетной кампании остров не мертв — он живет своей промерзлой жизнью, в которую втягиваются и главные герои. По миру разбросаны записки, заметки и предметы, которые рассказывают о событиях минувших лет. Некоторые истории переплетаются или разбиты на части, что подталкивает исследовать каждый дом в поисках продолжения. Не смотря на некоторую сказочность повествования, в нее веришь, будто все происходит в действительности.
Сюжет пронизан тайнами и загадками. Вступление задает главный вопрос: «Что и зачем Астрид доставляет на остров?». По ходу история дополняется таинственным Северным Сиянием, легендами о духах-животных и постоянным ухудшением погоды. Желание разгадать тайны двигает игрока дальше по сюжету, что бы как можно скорее узнать истории персонажей, найти бункеры с припасами и понять, что все-таки происходит на острове.
Выживание в сюжетном режиме упрощено ровно на столько, что бы не забивать собою погружение в историю. На контрольных точках найдется больше ресурсов, герой имеет карту местности, а неудачные моменты можно перезагрузить. На этом помощь заканчивается и для продвижения по сюжету все так же приходится бороться с погодой и природой.
Три главы на среднем уровне сложности проходятся за 20 часов. Если не исследовать локацию и побочные истории, справиться получится быстрее. Разработчики разбавляют медлительное выживание постановочными сценами и особыми механиками. Например, стелс-миссия в медвежьей берлоге изрядно потрепала мне нервишки. Однако, еще две главы в таком же повествовательном темпе кажутся скучными. Сюжет, который хочется узнать до конца, не сможет тянуть на себе игру, если геймплей превратится в рутину. Надеюсь, последующие главы будут больше контрастировать на фоне выживания и вызов игроку будут бросать не только отбирая все вещи.
Свободный режим
Режим песочницы посвящен исключительно выживанию. На выбор предоставлены уровни сложности и редактор с десятками параметров, что бы настроить игру под себя. Для исследования доступны все локации острова, которые готовы в текущей версии. Цель перед игроком одна — выжить как можно дольше.
В отличии от сюжетного режима, карты у игрока изначально нет. Ее приходится рисовать вручную с помощью угольков. Для пометки важных мест служит балончик с краской. Ручных сохранений и загрузок тоже нет — игра сохраняется автоматически после сна и в зданиях. Каждое действие приходится тщательно обдумывать, так как ошибка или поворот не туда может стоить жизни персонажа.
Еще одно отличие от сюжетной игры — усовершенствование умений персонажа. Прокачки параметров и древа навыков в The Long Dark нет. Каждое действие, будто разжигание огня или починка одежды, улучшает соответствующий навык героя и увеличивает качество результата.
Предупреждаю, песочница может затянуть в себя на десятки часов. В ней нет ни истории, ни квестовых событий. Все, чем игрок занимается, это исследование локаций, продвижение вперед и выживание. Но этот процесс обладает особой магией. Каждый прожитый день, пройденная локация — большое достижение. А когда раздобыл необходимое снаряжение и жизни ничего не угрожает, вперед двигает тяга к исследованию. Новый предмет может оказаться в любой части карты и тебя так и норовит заглянуть под каждый камень. Да и сами локации разнообразны, просто изучать их не менее интересно.
Испытания
Заготовленные сценарии подойдут для тех, кто прошел сюжет, а в песочнице скучно. Испытания ставят перед игроком дополнительные цели, помимо выживания. К примеру, посетить все локации и пробыть там не меньше трех дней или подать сигнал с определенного места. Испытание с медведем состоит из двух частей: в первой мы — жертва. После удачного спасения откроется продолжение, где два хищника, человек и медведь, сойдутся в борьбе за жизнь.
Визуальный стиль
Игра создается на движке Unity и разработчики с ним прекрасно справляются. Системные требования тому доказательство: достаточно 4 ГБ оперативной памяти и видеокарты с 1 ГБ видеопамяти. При этом мы получаем не пиксельную двумерную картинку, а полноценное 3D. Модели персонажей выглядят мультяшно, а текстуры простые, но такой стиль отлично справляется с атмосферой игры.
Большая часть острова покрыта снегом. Низкополигональные ветки, деревья и камни выглядят, будто закованные в лед и это соответствует климату игры. Солнечные лучи не создают восхитительных закатов и рассветов, они как подмерзлые, медленно продираются сквозь холод. От вида и звука снегопада пробегает холодок, будто буря касается рук.
Что еще стоит знать
Звуковому дизайну разработчики уделили времени не меньше, чем визуальному. Звуки шагов персонажа на дороге, снегу, льду различаются. При спуске с горы звуки тяжелые, понимаешь, что ноги проваливаются в сугробы. Птицы в лесу не поют, только перекликаются, предупреждают об опасности или пугаются героя. Деревья поскрипывают от холода, а в завывающую бурю ветки гнутся и трещат. Мне не доводилось бывать в Канадской глуши, но я уверен, что звучит она именно так.
Игра находится на стадии развития. Патчи добавляют новые предметы, особенности геймплея и правки баланса. Тенденция показывает, что игра становится только лучше. За 25 часов в игре не встретил ни единого бага, хотя в перечне исправлений упоминаются улучшения и фиксы. Это не альфа-тест, скорее, готовая игра с дописыванием сюжета.
Озвучка только английская. Интерфейс же переведен в том числе на русский и украинский. В русской локализации встречаются мелкие неточности, в остальном она качественная. Украинскую не проверял.
The Long Dark доступна на: Windows, Linux, macOS, Xbox, PS4 и Switch. Купить игру можно в Steam, а так же найти в Xbox Game Pass на компьютере и консоли.
Часть выручки разработчики — студия «Hinterland» — жертвуют на благотворительность. Они входят в число спонсоров организации «Tree Canada» — проект по озеленению городов Канады. Во вступительных титрах так же упоминается сотрудничество с организацией, которая занимается медицинской помощью по всему свету — «Врачи без границ».
Diagnosis
The Long Dark, в отличии от большинства выживалок, это сюжетное приключение. Режим песочницы так же воспринимается как полноценная история, которая напоминает фильм «Выживший». Внимательный подход разработчиков к балансу и геймплею создают впечатление реальности происходящего. Помогают погрузиться в атмосферу промерзлого острова визуальный стиль и звуковое сопровождение. Местами сюжет затягивается, но создатели разбавляют подобные моменты новыми механиками и наполняют мир историями. Проекту еще долго до финального релиза, в главном, из-за работы Hinterland над сюжетом. В остальном игра полноценна и готова к знакомству с игроками.