Theory of knowledge что за предмет
Theory of knowledge что за предмет
ТоК чаще всего преподается в рамках дипломной программы Международного бакалавриата или гимназического компонента в федеральной образовательной программе. Это один из позитивных примеров, когда школы организуют учебный процесс с целью подготовить обучающихся к современным вызовам.
На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2016 году спикеры говорили о критическом мышлении как о ключевом навыке 2020 года. Критическое мышление необходимо, чтобы быть конкурентоспособным в современном мире, обладать самостоятельностью суждений, анализировать информацию и осознанно действовать.
Теорию познания можно сравнить с технологией развития критического мышления через чтение и письмо, которая опирается на теории Джона Дьюи, Жана Пиаже и Льва Выготского о «деятельностном» обучении.
Из всех определений критического мышления мне больше всего нравится это: «Критическое мышление — способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения». Возможность развивать критическое мышление — важная альтернатива шаблонным заданиям ЕГЭ, в которых, как известно, творческая составляющая сведена к минимуму ради максимально объективной оценки по четко заданному алгоритму.
Учителю теории познания нужно выбрать вопросы, которые находятся на пересечении нескольких областей знания, определиться с центральным вопросом урока и быть готовым к тому, что, возможно, ответ на вопрос найти так и не удастся либо мнения обучающихся будут сильно различаться.
Вопросы, связанные с познанием окружающего мира, сформированы таким образом, что на них нет единого правильного ответа. Задача преподавателя — оценить не само мнение, а аргументы, которые студенты приводят в защиту своей позиции. Нередко хорошо аргументированная позиция ученика может отличаться от собственного мнения учителя. В таком случае учителю самому нужно проявить навыки критического мышления и постараться быть объективным. Материалы (тексты, видео, аудио) подбираются таким образом, что основную ценность несет не фактическая информация, которую должен усвоить обучающийся, а навыки, которые он приобретет, анализируя противоречивые сведения. Как писал известный деятель международного образования Лэнс Кинг, главная задача учителя заключается не в передаче информации, а в развитии навыков учеников.
В качестве итогового задания студенты делают презентацию и пишут эссе. Вот некоторые темы эссе, которые организация Международного бакалавриата определила на ближайшую экзаменационную сессию в мае 2019 года:
В реализации данного подхода, главное, также формировать у детей внутренний стержень. Подростки должны быть хоть в чем-то уверены. Если детям покажется что «истины нет», а «любое событие можно трактовать двояко», они могут почувствовать себя уязвимыми. Именно поэтому данный предмет предлагается в старших классах, когда обучающиеся уже имеют некоторый жизненный опыт, ценностные ориентиры.
Если ребенок эрудирован и не боится преодолевать трудности, он вполне справится с программой курса, научится мыслить абстрактно, его будет трудно загнать в тупик, он лишний раз спросит себя: «А почему я должен этому верить? А если посмотреть на это с другой стороны? А вдруг это ложное умозаключение, ложная аналогия или ложная дилемма?» Ребенок научится использовать язык как средство убеждения, усовершенствует навыки публичных выступлений и ораторского мастерства.
На уроках мы анализируем ситуации из реальной жизни, обсуждаем, к примеру, этические вопросы системы социального кредитования в Китае, использование принципов этической теории Канта в речах президентов, ложные умозаключения, которые применяются для убеждения, и то, как это все связано с восприятием информации в целом, почему люди верят в fake news.
Таким образом, материал для моих уроков используется самый разный, я приношу ребятам распечатанные новости, и мы обсуждаем, могут ли они быть правдивыми или же это fake news. Обсуждали фрагменты из фильма «Плутовство», материалы с известными ложными умозаключениями, подбирая примеры из разных областей наук.
Недавно, например, обсуждали с ребятами исследования когнитивных психологов. Выяснили, что слово «ключ» в немецком языке — мужского рода, в испанском языке — женского, и, согласно исследованиям, испанцы приписывают ключу исключительно феминные характеристики: блестящий, миленький, филигранный. Этот кейс стал стимулом для обсуждения влияния языка на образ мышления и на восприятие реальности. Студенты изучали, как изображают один и тот же объект художники разных стран, пытались понять, в чем причина разного восприятия одного и того же объекта, сопоставляли род слова и его значение в разных языках.
Примеры
1. На уроке обсуждается правдивость статьи под названием Spooky underwater photos reveal Nazi submarine off the coast of Texas.
— Это статья точно fake news. Ни одно нормальное издание не выберет слово spooky для заголовка.
2. На слайде написано: «У нас больше нет побед. Раньше у нас были победы, но их больше нет».
— Я думаю, это ложная дилемма, как будто у страны может быть только два состояния: когда победы есть и когда побед нет.
3. Реплика ученика при выполнении задания:
— Если после гражданской войны отменили рабство, это еще не значит, что гражданская война была против рабства. Это логическая ошибка — post hoc ergo propter hoc (после этого значит вследствие этого).
P. S. Что мне как учителю больше всего нравится в этом предмете? Простор для творчества, необходимость держать нос по ветру, возможность чувствовать связь с будущим поколением, ведь вопросы, которые мы обсуждаем на уроке, дают много информации о системе духовно-нравственных ценностей детей, позволяют понять, какие у подростков приоритеты. Особенно интересно наблюдать, как меняются представления о гендерных ролях, как они интерпретируют события, какое у них понимание успешности и счастья.
СОДЕРЖАНИЕ
Описание курса
В курсе TOK используется комбинация без определенного порядка («возможно множество точек входа и последовательностей»):
Ожидается, что курс TOK будет включать 100 учебных часов в течение двух лет дипломной программы. Пройдя курс, студенты должны уметь анализировать утверждения о знаниях и отвечать на вопросы, связанные со знаниями в контексте различных областей знаний и способов познания, точно и честно выражать идеи, используя примеры из своего собственного опыта как учащихся, так и из жизни.
Описание курса для первого экзамена ToK 2022
Курс теории познания претерпел некоторые изменения и теперь исследует пять областей знаний (искусство, история, математика, гуманитарные науки, естественные науки), 12 концепций ToK и четыре аспекта интерпретации: объем, перспективы, методы и инструменты, Этика. 12 концепций ToK: доказательства, уверенность, истина, толкование, сила, обоснование, объяснение, объективность, перспектива, культура, ценности и ответственность.
Позволяет ли технология знающим получить доступ к «сумме всех человеческих знаний»? И как бы выглядела эта «сумма всех человеческих знаний»?
Оценка
Теория познания оценивается в двух частях: внешнее эссе на 1 200–1600 слов и презентация с внутренней оценкой. Каждая часть оценивается с использованием критериев оценки, которые различаются для сочинения и презентации. Общий балл конвертируется в оценку от A до E. Аналогичная система используется для расширенного эссе, и студенты могут получить до 3 баллов за диплом в зависимости от оценок, полученных за TOK и EE. Диплом не присуждается, если кандидат не подает эссе TOK или презентацию TOK или получает оценку E либо за расширенное эссе, либо за теорию познания.
ТОК эссе
Для каждой экзаменационной сессии IB предписывает 6 названий эссе, из которых студенты должны выбрать. Каждый заголовок поднимает общие междисциплинарные вопросы о знаниях, и ожидается, что студент рассмотрит проблемы, поднятые в заголовке, и сделает выводы по ним. Эссе должно выдвигать претензии и встречные претензии, связывать вопросы знаний с областями знаний и способами познания, а также демонстрировать доказательства оригинального мышления учащегося. Эссе, превышающее максимальное количество слов в 1600, наказывается снижением на один балл, и любой контент, превышающий 1600-е слово эссе, экзаменатор не читает.
Презентация TOK (Последний экзамен 2021 г.)
Во время курса теории познания студенты должны спланировать и провести по крайней мере одну презентацию (в индивидуальной или небольшой группе, максимум три студента) в классе. Тема основана на реальной жизненной ситуации, интересующей учащегося, например, «Надежность освещения науки в СМИ», «Что делает что-то произведением искусства?» и ожидается, что презентация покажет, почему эта тема важна, увязав ее с соответствующим основным вопросом знаний (KQ), и обсудив эти проблемы и изучив последствия подхода к вопросу с разных точек зрения, представленных WOK (способы познания), и хотя бы один АОК (Область знаний). Учителя могут помочь с выбором темы и определением подходящих подходов. Каждому докладчику должно быть отведено около десяти минут.
Выставка ТОК (Первый экзамен 2022 г.)
Эти 35 подсказок представляют собой вопросы к знаниям, такие как: Что считается знанием? Кому принадлежат знания? Что-то непостижимо? и т.п.
Ни в коем случае нельзя понимать ТОК как часть какой-либо предметной области
29 сентября для преподавателей школ Распределенного лицея НИУ ВШЭ, желающих расширить свой профессиональный опыт, состоялся семинар «Теория познания как предмет и антипредмет в структуре образовательного процесса». Организаторы мероприятия – Лицей НИУ ВШЭ и Дирекция общего образования НИУ ВШЭ.
Занятие было рассчитано на предварительное знакомство слушателей с основными целями и задачами курса «Теория познания» (Theory of Knowledge, ТОК), а также педагогическими приемами при проведении уроков ТОК. Семинар вел методист, заведующий кафедрой теории познания лицея Александр Гиринский. Из его выступления мы собрали основные тезисы о том, что представляет собой курс теории познания и зачем он нужен школьникам.
Александр Гиринский, заведующий кафедрой теории познания лицея
Сама идея введения этого предмета заимствована из системы международного бакалавриата IB, где этот курс призван помочь студентам при написании исследовательской дипломной работы. Однако в лицее она претерпела некоторые изменения: у нас разнообразнее формы и типы оценивания, тогда как в IB это только итоговый проект, и гораздо шире мировоззренческие задачи курса.
Основная черта курса теории познания – интегративность, он не ориентирован ни на одну предметную область в отдельности, и в этом заключается его специфика. Мы не можем сказать, что теория познания – это философия, потому что философия – тоже предметная область. Я всегда предупреждаю ребят, что на уроке ТОК они будут испытывать дискомфорт от того, что здесь им в любой момент могут понадобиться знания из любой дисциплины. И это неудобство не только для ученика, но в первую очередь – для преподавателя этого курса. В любой момент он может спровоцировать ученика, исходя из его интереса, проблемами из разных предметных областей.
ТОК проблематизирует «познание» как целостный процесс. Основная задача здесь – преодолеть разделение, которое не явно, но всегда присутствует: есть школьные предметы, и каждый из них – это что-то отдельное. Наша основная цель – объединить эти предметы на какой-то более широкой, концептуальной основе, но для начала ее нужно выстроить, причем не догматично, а делать это вместе с учеником. Именно ученик и его проактивная позиция в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом, по которому работает лицей, ставятся в центр образовательного процесса, следовательно, основной формой коммуникации становится диалог. Педагог больше не является конечным источником знаний – он в первую очередь сопровождающий, тот, кто организует работу, выстраивает некоторые проблемные, провоцирующие на познание, поиск информации инструменты, но никогда не выступает конечным источником информации.
ФГОС содержит требования к метапредметным результатам, при этом очень часто под метапредметностью понимается многопредметность. Однако между этими понятиями существует принципиальное различие. Многопредметность – это хорошее знание нескольких предметов или достаточное обладание навыками из нескольких предметов, используемое учениками для решения какой-либо задачи. В этой ситуации никакая метапредметность еще не возникает, потому что метапредметность (и мы пытаемся заложить это в курс ТОК) – это особый навык, непредметный способ постановки проблем. Для нас принципиально, что метапредметность не получается путем механического сложения некоторых навыков, она возникает как особый специфический навык, и его тренировка во многом является задачей курса ТОК.
ТОК предполагает поиск ответа на вопросы, по которым не существует однозначных и очевидных решений. Очень часто случается ситуации, когда в первые два месяца с начала курса ТОК ребята жалуются, что преподаватель задает им вопросы, на который сам не знает ответа – так не правильно. Но в этом и заключается процесс совместного мышления. Преподаватель сам идет иногда за учеником и двигается в том же русле, он не обязательно знает ответ на вопрос и просто хочет вместе подумать.
Курс теории познания в первую очередь наиболее комфортно вести тем преподавателям, которые озадачены не собственно предметом, а методологией, вопросами о том, как этот предмет возникает, как он формируется.
Мы стремимся к тому, чтобы курс ТОК играл роль «связки» между различными элементами учебного плана, между урочными и внеурочными формами, предметными и «непредметными» видами деятельности. Идеальная ситуация, когда ребята приходят на ТОК с какой-то проблемой, которую они вынесли из предмета, и хотят поставить ее в новом ракурсе, а преподаватель теории познания помогает им в этом, и, соответственно, наоборот, когда преподаватели-предметники приходят на уроки ТОК.
Очень важная задача курса для меня лично – научить детей принимать мир таким, какой он есть, хотеть в нем жить. Часто у ребят встречается позиция, что то, что есть – нам навязали, нами управляют и т.д., и в философии разработан целый арсенал критических аргументов. Мы не читаем авторов с такими установками – нам принципиальна установка «нужно жить в мире, который существует». Если ты хочешь изменить его, начни с себя, с того дела, которым ты занимаешься, полюби жизнь и дело, к которому хочешь относиться качественно, и тогда добьешься успеха. Критикуя все подряд, ты никогда успеха не добьешься.
На наш взгляд, ТОК должен быть частью общей ценностной системы подхода к образованию, которая есть в школе. Если теория познания – «фишка», существующая в единственном роде, курс не пойдет, он будет смотреться заезжим иностранным гостем, который говорит на непонятном языке, и соберет на себя весь негатив ребят.
Общественный портал Школы №1505 «Преображенская» — IB
Вход в личный кабинет
Старые логины и пароли работают!
В настоящее время на сайте могут зарегистрироваться только Учителя и Гимназисты.
Чтобы войти на сайт укажите Ваш логин и пароль в форме слева и нажмите кнопку «Войти».
Чтобы зарегистрировать новый аккаунт Учителя или Гимназиста нажмите соответствующую ссылку слева. Регистрация пользоваетелей осуществляется в два этапа: сначала пользователь заполняет и отправляет форму со своими данными, потом новый аккаунт утверждается администратором. Обязательно следуйте инструкциям по заполнению формы регистрации, в противном случае Ваш аккаунт не пройдет утверждение.
Функционал сайт постояно пополняется новыми возможностями. Следите за новостями.
Вы здесь
Theory of knowledge (TOK)
Поступая на курс IB ученки уже находятся в образовательном процессе 9 лет, а если смотреть на ситуацию шире и рассматривать всю жизнь, как процесс обучения, то все 17 лет. К этому моменту они уже, безусловно, накопили солидный багаж знаний, который будет увеличиваться по мере их взросления, причем, особенно интенсивно этот процесс будет проходить в те два года, которые займет IB.
В этой связи, курс ТОК отличается от стандартных академических курсов, например тем, что:
— курс содержит не перечень фактов / формул / дат, которые ученик должен выучить, а скорее представляет собой набор идей и вопросов, которые стоит обсудить, и по которым у учеников должно сформироваться собственное мнение
— нет итогового экзамена (хотя потребуется написать эссе);
— оценивание уеника в рамках курса минимально (только эссе и презентация)
В документах IB назван основным элементом курса, способствующих формирвоанию критическое мышление в отношении того, что такое знание и как мы его получаем. Таким образом, содержанием курса являются вопросы вроде: «Что можно считать знанием? Как мы получаем знания? Каковы его пределы?».
theory of knowledge
Смотреть что такое «theory of knowledge» в других словарях:
theory of knowledge — The branch of philosophy dealing with the study of knowledge; theory of knowledge … Mini philosophy glossary
theory of knowledge — noun Epistemology. In other words, we have an epistemology or theory of knowledge which has been improved by the elimination of the Kantian unknowables … Wiktionary
Theory of Knowledge (IB course) — Theory of Knowledge (ToK) is a course taken by all International Baccalaureate Diploma Programme students. This course discusses how the student is able to know something. The student is described as an actor of knowledge who attempts to find… … Wikipedia
Theory of knowledge (disambiguation) — Theory of knowledge can refer to:*Epistemology, the branch of philosophy that studies the nature and scope of knowledge *Theory of Knowledge (IB course), a course in epistemology offered by the International Baccalaureate Organization (IBO) … Wikipedia
causal theory of knowledge/justification — The view that an agent knows that something is so when there is some appropriate causal connection between the fact that it is so, and the agent s belief. The clearest example is direct perception, where the fact that there is a chair in the room … Philosophy dictionary
Theory-based semantics — is a phrase used by Richard L. Ballard to describe knowledge representations that are based on the premise that the binding element of human thought is theory, and that theory constrains the meaning of concepts, ideas and thought patterns… … Wikipedia
Knowledge Science — is the discipline of understanding the mechanics through which humans and software based machines know, learn, change, and adapt their own behaviors. Throughout recorded history, knowledge has been made explicit through symbols, text and graphics … Wikipedia
Knowledge Management — (KM) comprises a range of practices used by organisations to identify, create, represent, distribute and enable adoption of what it knows, and how it knows it. It has been an established discipline since 1995 [Stankosky, 2005] with a body of… … Wikipedia
Knowledge retrieval — is a field of study which seeks to return information in a structured form, consistent with human cognitive processes as opposed to simple lists of data items. It draws on a range of fields including Epistemology (Theory of knowledge), Cognitive… … Wikipedia
Knowledge — is defined (Oxford English Dictionary) variously as (i) expertise, and skills acquired by a person through experience or education; the theoretical or practical understanding of a subject, (ii) what is known in a particular field or in total;… … Wikipedia