This is sparta что значит
This is Спарта!
Карачаево-Черкесия — это не только горнолыжные курорты и шерстяные рынки. Это многонациональная республика с богатой историей и иногда — с неожиданной географией. Только здесь посреди кавказских гор можно попасть в греческую Спарту. Именно так в память о славных предках назвали небольшое село основавшие его греки.
Фото: Зухра Биджиева
Кавказская Спарта
Спарта расположена среди холмов у реки Большой Зеленчук, в окружении абазинских, черкесских и ногайских сел на границе Адыге-Хабльского и Ногайского районов.
Греки-понтийцы обосновались в Карачаево-Черкесии во второй половине XIX века. Первым было поселение Хасаут-Греческое рядом со станицей Кардоникская. В 1924 году выходцы из Хасаута и греки-беженцы новой волны из Трапезунда и Карса основали второе село, дав ему имя в честь легендарного государства на Пелопоннесе.
— В Хасауте ущелье узкое, земли мало, еще 200 семей беженцев расселить было негде, поэтому стали выбирать место для нового села, — рассказывает потомок основателя Спарты Григорий Дибижев. — Специально искали, чтобы было много земли, пригодной для пашни.
И нашли. Вокруг села — плодородные земли, где спартанцы выращивают пшеницу, кукурузу, ячмень, подсолнечник. Трасса недалеко, до столицы республики рукой подать, рядом река. Благоустраивая село, поселенцы высадили лесополосы, вырыли оросительные каналы. На склонах холмов в обилии растут облепиха, боярышник, терн. Местные хозяйки, кстати, из поколения в поколение передают рецепты приготовления блюд из этих ягод.
Долгое время здесь жили только греки. Сейчас состав населения многонационален, есть смешанные семьи. Спарта — небольшое село, всего около 200 дворов, и многие пустуют, постепенно зарастая травой. Хозяева заколотили дома и уехали: кто в город, а кто и на историческую родину, в Грецию. Сейчас тут живут не более 400 человек, это если считать с теми, кто уехал на учебу и заработки. «Мы как те 300 спартанцев», — шутят жители села.
Когда-то в селе был богатый колхоз. Сегодня из официальных работодателей остались только школа, фельдшерский пункт и почта. Многие живут тем, что дает огород и небольшая ферма. Выращивают кур, овец, свиней и коров. Нескольким счастливцам, как Ивану Чахирову, достались колхозные пруды, в которых теперь разводят толстолобика, белого амура и зеркального карпа. Рыбы в пруду много, но улов распродается быстро — разбирают односельчане и жители соседних сел.
This Is SPARTA.
Баяны
183K постов 12.1K подписчик
Правила сообщества
Сообщество для постов, которые ранее были на Пикабу.
Это уборщик трупов, ведь кто-то же должен убирать умерших особей.
Уточнение в свете последних событий
Наглость
Про холодец
Знаете, когда-то давно, в моём сопливом детстве, мы держали скотину.
На семью из пяти человек, в самом начале зимы мы забивали двух свиней.
Это как минимум 200 кг мяса, не считая голов, ливера и копыт.
Гдет в конце декабря мы резали бычка или тёлку.
Это ещё 150-170 кг чистого мяса.
Жена частенько меня подъёбывает по поводу моего «голодного детства»..
Конечно, можно было зайти домой и тебя бы накормили, но ведь потом тебя на улицу не выпустят..
Ладно, сейчас разговор не об этом..
После разделки туш, оставались три головы, 12 ног, 12 мотолыжек, два свинячих хвостика и один бычий хуй хвост.
В один из дней отец говорил:
— 4iLiSH, сходи в сарай. Наруби там на холодец.
К тёще поедем, холодца сварим, тестя угостим.
Видя нас на пороге, бабушка всегда расплывалась в самой искренней улыбке.
Да, во времена моего детства, газа не было и зимой печь топилась круглосуточно.
Вставай, пошли. Поможем немножко старикам..
— Ну ты чего к ребёнку пристал?! Тебе сказали уже, не надо ничего, мы сами всё сделаем! Сиди, внучок! Вот, ещё пирожок возьми..
— Нет, ну правда, пошто мальчишку тиранить, пусть с бабкой сидит, сами управимся..
Отец же, не обращая внимания на пламенные речи деда с бабкой просто смотрел на меня.
Я нехотя поднимался из-за стола и под причитания бабушки о том как сильно заебали её внука физическими нагрузками мы выходили из дома во двор.
Там мы втроём, я, мой батя и мой дед, чистили снег.
Высказывания отца, типа:
— Смотри, дед, стареешь.. Внук-то, быстрее тебя лопатой орудует..
Придавали мне сил и я кидал снег как тот роторный снегоуборщик.
Закончив кидать снег, мы шли колоть дрова.
Дед старый, пусть он и носит! Я же сильнее деда, я и буду колоть.
Дед с отцом улыбались и после недолгих попыток уговорить меня на работу полегче, соглашались с тем что я уже взрослый мужик.
Отец колол чурбаки на плахи. Я колол плахи на поленья, дед носил их в сарай.
Иногда мы заходили домой погреться, отдохнуть, покушать или попить чай.
Бабушка тщетно взывала к совести двух здоровых мужиков, которые маленького мальчишку уже совсем заморили.
Отец с дедом улыбались.
— А мы разве его заставляем?
Если устал, так пусть сидит и отдыхает, мы сами доделаем.
Закончив колоть дрова, я еще успевал помочь деду перетаскать их в сарай.
А потом мы садились за стол разбирать сварившийся к тому времени холодец.
Мы все вместе отделяли мясо от костей.
Бабушка, отрезав кусок хлеба и отщипнув самый смачный кусочек мяса протягивала мне.
— Держи. Больше всех сегодня работал. Устал?
Я мотал головой и говорил что не устал.
Игрушек, вон, полный магазин..
А мы раньше вот эти кости, от холодца, сушили и потом ими в бабки играли..
Отец разливал из привезённой бутылки в две рюмки и они с дедом долго сидели за столом, обсуждая совершенно неинтересные мне вопросы.
Глаза мои постепенно закрывались и бабушка уводила меня в соседнюю комнату, на диван.
А утром, на столе, стоял холодец.
Не знаю кто как, а я холодец люблю.
Вот и сейчас, закусил рюмаху кусочком холодца, прикрыл на секунду глаза, и на меня нахлынули эти воспоминания.
Требования
У меня получилось
У меня получилось. В этом году у меня получилось два очень больших дела. Вот конкретно для меня прям гигантских дела. Первое. Я бросил курить. Стаж курения больше 20 лет. Как бросил, спросите вы? Отвечаю. Жалко стало деньги. Сигареты стали стоить все дороже и дороже. Раньше я курил Кент 8, потом Винстон, потом Бонд, Филлипс Моррис, и даже это уже стало дорого. А куда дальше. Вот и решил ну нах. Лучше вообще не буду курить. И не курю уже с 1 сентября. Почему именно с первого. Не знаю так получилось. Не было привязано к магии чисел. А второе дело. Я уехал на работу в Чехию! И теперь буду пытаться наладить жизнь и быт тут. Вот такое замечательное завершение года. Который начинался как урод.
Москалї
Только вот давайте без политоты хоть здесь.
Устами узбека глаголет истина
Всегда важен контекст
Я не могу, я еврей
Ответ на пост «Наконец то стоящая организация»
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАС ОБВИНИЛИ В ОСКОРБЛЕНИИ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ?
1. Пишите заявление о закрытии уголовного дела за отсутствием пострадавших. От следователя это заявление потребует сбора заявлений от «так называемых верующих» заявлений о том, что они пострадали, в письменном виде. Установление факта, что человек является пострадавшим согласно УПК должно быть основано на экспертизе, в основу экспертизы должно лечь научное исследование.
2. Пишите встречное заявление о клевете, сообщение о заведомо ложном преступлении, о лжесвидетельстве и мошенничестве с целью использовать судебную систему с целью обогащения.
3. Если верующий относит себя к православию или христианству в целом, просите его процитировать Евангелиe от Матфея глава 17 стих 20. В этом стихе чётко указывается критерий по которому человек обладает верой, т.е. является верующим, а именно: человек должен обладать телекинетическими способностями и двигать горы или хотя бы исходя из пропорции «горчичное зерно / гора» (минимальный размер во вселенной, т.е. и для веры) — кирпич весом 1 кг 600 граммов. Требуйте проведения научной экспертизы по сдвиганию силой слова или молитвы этого кирпича в суде. Если человек не может этого сделать — значит он никакой не верующий со всеми вытекающими последствиями как для вас (вы оправдываетесь), так и для так называемого верующего — тюремное заключение за заведомо ложный донос, лжесвидетельство и мошенничество.
«This is Sparta» на разных языках.
Русская и английская версии эпичны.
На японском поугарал.
Не могу отделаться от ощущения, что на японском звучит как отрывок из аниме.
А по делу, то французская озвучка вообще отстой какой то.
Французская звучит убого и жалко. Как будто Леонид извинялся.
Японская, да, прикольная.
Жалко что украинской нет.
Японцы вообще с липсинхом не заморачиваются
Так, стопэ, а чё это в русской озвучке «оскорбление»? Разве не «безумие» должно быть?
Русский не очень, в липсинк не попадает. И там вначале было слово «Безумие», а не «Оскорбление».
Kore wa по-японски все знают, кто смотрел хотя бы пару их фильмов с сабами.
Немецкий лучший. Дас ист Шпарта! Фойер. Тра-та-та.
Смотришь такой смотришь, а в конце вдруг фей нанять предлагают.
Русский здесь не звучит. А вообще многое зависит еще от актера озвучивания.
Ну и зачем я это посмотрел?
А почему никто про HOMM не пишет?
Почему французский язык так несерьёзно звучит? Смотрела момент из «Звездных войн» «Нет, я твой отец» на разных языках, там самые смешные варианты как раз французский и польский. А немецкий вообще всегда звучит, как ругательства))) «Ифан, ставайс!!»))))
а в конце саунд из elemtown из homm 3
Корлау? Жок! Бул спарта. (- казахский)
Нююао татарски: «Бу Спарты белэт»
жаль на Украинском нет. У них стебные озвучки бывают ))))
В оригинале самое брутальное звучание. Японский классный тоже.
Когда он говорил на японском было стойкое чувство, что он его не ногой, а фаерболом е*анет..
На немецком аж рука от сердца к солнцу потянулась.
Почему на японском «Спарта» где-то в середине фразы?
Русская версия весьма наглядно показывает уровень работы наших «дублёров». Впрочем, всех устраивает.
Дайте нигеру уже упасть, застрял в матрице.
? [трахни меня прямо здесь] Нет, это. [блять забыл слово, а, точно] Спартааа!»
К тому же искажет изначальный смысл: от «мы хуже чем безумие» получилось «нет мы не безумие, мы спарта»
На немецком звучит как песня Rammstein:
Das
Das ist
Das ist Sparta (4x)
Das
Das ist
Das ist Sparta (2x)
Das ist Sparta gefragt (2x)
Das ist Sparta gefragt, und ich hab nichts gesagt.
Даже извращенный смысл есть.
Музыка в конце из конфлюкса?
Еще немного бесполезной но забавной информации)
В таких сравнениях прикольные субтитры на Ютубе получаются.
Самый брутальный испанский и японский!
А почему нет версии на украинском?
Это Спааарта! Финал
Раскрашенная, готовая модель, высотой 280мм.
Печать данной модели в предыдущем посте Это Спааарта!
ЭТО СПАРТА!
После стольких лет? Всегда
Сегодня утром, стоя неподалёку от статуи царя Леонида, Джерард Батлер произнёс воодушевляющую речь о греческой земле и Спарте:
Актёр был удостоен чести зажечь огонь Олимпийских игр 2020 в Спарте.
История одного спартанца. Битва при Платеях
У меня нет машины времени, и я не смогу переместить вас на две с половиной тысячи лет в прошлое. Но есть слова и смыслы, с помощью которых я покажу, как выглядела битва при Платеях в 479 г. до н.э. Причем сделаю так, что Вы посмотрите на битву глазами того, кто участвовал в ней – мы встанем за спиной спартанского солдата и пройдем все сражение вместе с ним. Посмотрим на битву так, как смотрят современные западные историки, анализируя «Лицо Войны».
Мы реконструируем битву на основе тех сведений, которые оставил нам Геродот, а лакуны заполним данными археологии или же фрагментами из первоисточников (в примечаниях они будут помечены как «реконстр.»). Как и всегда ссылки на источники приводятся для более углубленного изучения, но могут спокойно игнорироваться.
Внешний вид персидского всадника
Следующий день проходит в постоянных атаках конницы персов. Всадники ахеменидов не вступают в ближний бой и только обстреливают греческие порядки из лука, отходят конники с наступлением вечера. Ночью греки начинают отступление, однако не все – командир питанетов (отряда спартанцев), швыряет к ногам продика (полководца) камень, отказываясь отходить. Наш свидетель слышит обрывки разговора – «исступленный безумец!», кричит полководец, но гордый командир не реагирует. Продик непреклонен и ночью армия продолжает отступление.
Топ-10: самые ужасающие факты про спартанцев
Спарта была самой жестокой цивилизацией в истории человечества. Примерно на рассвете истории Греции, пока она еще проходила через свой классический период, Спарта уже переживала радикальные социальные и политические революции. В итоге спартанцы пришли к идее полного равенства. Буквально. Именно они разработали ключевые концепции, которые мы частично используем и по сей день.
Именно в Спарте впервые прозвучали идеи самопожертвования во имя всеобщего блага, высокой ценности долга и прав граждан. Вкратце, целью спартанцев было стать максимально идеальными людьми, насколько это в силах простого смертного. Вы не поверите, но каждая утопическая идея, о которой мы до сих пор задумываемся и сегодня, черпает свои истоки еще со спартанских времен.
Самая большая проблема, связанная с изучением истории этой удивительной цивилизации, состоит в том, что спартанцы оставили очень мало записей, и не оставили после себя монументальных построек, которые можно было бы исследовать и анализировать.
Тем не менее, ученые знают, что спартанские женщины наслаждались правом на свободу, образование и равенство в такой высокой степени, в какой не могли похвастать женщины никаких других цивилизаций того времени. Каждый член общества, женщина или мужчина, господин или раб, играл свою особенную ценную роль в жизни Спарты.
Именно поэтому невозможно говорить о прославленных спартанских воинах, не упомянув об этой цивилизации в целом. Воином мог стать каждый, это не было привилегией или повинностью для отдельных социальных сословий. На роль солдата проходил очень серьезный отбор среди обязательно всех граждан Спарты без исключения. Из тщательно отобранных претендентов воспитывали так, чтобы из них выросли идеальные воины. Процесс закалки спартанцев порой был сопряжен с очень жесткими способами подготовки и доходил до крайне экстремальных мер.
10. Спартанских детей с ранних лет воспитывали для участия в войнах
Почти каждый аспект жизни спартанцев находился в подчинении у города-государства. Это касалось и детей. Каждый спартанский младенец представал перед советом инспекторов, которые проверяли дитя на наличие физических недостатков. Если что-то казалось им выходящим за рамки нормы, ребенка изымали из общества и отправляли на погибель за стены города, скидывая с ближайших холмов.
В некоторых счастливых случаях эти покинутые дети находили свое спасение среди случайных странников, проходящих мимо, или же их забирали к себе «гелоты» (низшее сословие, спартанские рабы), работающие на ближайших полях.
В раннем детстве те, кто переживал первый отборочный этап, купались в ванных с вином вместо воды. Спартанцы верили, что это укрепляет их силу. Кроме того среди родителей было принято игнорировать плач детей, чтобы те привыкали к «спартанскому» образу жизни со младенчества. Такие воспитательные приемы настолько восторгали иноземцев, что спартанских женщин часто приглашали в соседние края в качестве нянечек и медсестер за их железные нервы.
Вплоть до 7 лет спартанские мальчики жили в своих семьях, но после этого их забирало само государство. Детей переселяли в общественные бараки, и в их жизни начинался тренировочный период под названием «агоге». Целью этой программы было воспитание из юнцов идеальных воинов. В новый режим входили физические упражнения, обучение различным хитростям, безусловной верности, военному искусству, рукопашному бою, развитие терпимости к боли, охота, навыки выживания, навыки общения и уроки морали. Их также учили читать, писать, слагать стихи и ораторствовать.
В 12 лет всех мальчиков лишали одежды и всех других личных вещей, кроме единственного красного плаща. Их обучали спать на улице и делать себе постель из тростниковых ветвей. Кроме того мальчиков поощряли копаться в мусоре или воровать себе еду. Но если воришек ловили, детей ждало суровое наказание в виде порки.
Спартанские девочки жили в своих родных семьях и после 7-летнего возраста, но они тоже получали знаменитое спартанское воспитание, в которое входили уроки танцев, гимнастики, метание дротиков и дисков. Полагалось, что именно эти навыки помогали им лучше всего подготовиться к материнству.
9. Дедовщина и драки среди детей
Одним из ключевых способов вылепить из мальчиков идеальных солдат и развить в них истинно суровый нрав считалось провоцирование к дракам друг с другом. Более взрослые парни и учителя часто затевали ссоры среди своих учеников и побуждали их вступать в драки.
Даже взрослые мужчины не избегали поруганий. Спартанцы ненавидели полных людей. Именно поэтому все граждане, включая даже царей, ежедневно участвовали в совместных приемах пищи, «сисситиях», которые отличались нарочитой скудностью и пресностью. Вместе с ежедневными физическими нагрузками это позволяло спартанским мужчинам и женщинам держать себя в тонусе на протяжении всей жизни. Те, кто выбивался из общей струи, подвергались общественному порицанию и даже рисковали быть изгнанными из города, если не спешили справиться со своим несоответствием системе.
8. Состязания на выносливость
Неотъемлемой частью Древней Спарты и вместе с тем одной из ее самых отвратительных практик было Состязание на выносливость – Диамастигосис. Эта традиция была призвана чтить память случая, когда жители из соседних поселений поубивали друг друга перед алтарем Артемиды в знак почитания богини. С тех пор человеческие жертвоприношения совершались здесь ежегодно.
Во времена правления полумифического спартанского царя Ликургуса, жившего в 7 веке до нашей эры, ритуалы поклонения святилищу Артемиды Орфии были смягчены и включали только порку мальчиков, проходящих агоге. Церемония продолжалась до тех пор, пока они полностью не зальют своей кровью все ступени алтаря. Во время ритуала алтарь был усыпан шишками, до которых дети должны были добраться, и собрать их.
Старшие ребята ожидали младших с палками в руках, избивая детей безо всякого сострадания к их боли. Традиция по своей сути была посвящением маленьких мальчиков в ряды полноценных воинов и граждан Спарты. Последний выстоявший ребенок получал великие почести за свою мужественность. Нередко во время такой инициации дети погибали.
Во времена оккупации Спарты Римской Империей традиция Диамастигосиса не исчезла, но утратила свою основную церемониальную значимость. Вместо этого это стало просто зрелищным спортивным мероприятием. Люди со всей империи стекались в Спарту, чтобы посмотреть на жестокую порку молодых парней. К 3-му столетию нашей эры святилище было превращено в обычный театр с трибунами, с которых зрители могли удобно наблюдать за избиениями.
Когда спартанцы достигали 20-летнего возраста или около того, те, кто был помечен в качестве потенциальных лидеров, получали возможность поучаствовать в Криптерии. Это была своего рода секретная полиция. Хотя в большей степени речь шла о партизанских отрядах, которые периодически терроризировали и оккупировали соседние поселения гелотов. Лучшие годы этого подразделения пришлись на 5 век до нашей эры, когда у Спарты было примерно 10 000 мужчин, способных воевать, а мирное население гелотов превосходило их на считанные единицы.
С другой стороны спартанцы постоянно находились под угрозой бунта со стороны гелотов. Эта постоянная угроза и была одной из причин, почему Спарта развивала такое милитаризированное общество и ставила на первое место воинственность своих граждан. Каждый мужчина в Спарте по закону должен был быть с детства воспитан в качестве солдата.
Каждую осень молодые воины получали шанс проверить свои навыки во время неофициального объявления войны вражеским поселениям гелотов. Члены Криптерии выходили на задания по ночам, вооруженные только ножами, и их целью всегда было убийство любого гелота, встреченного на своем пути. Чем крупнее и сильнее попадался враг, тем лучше.
Эта ежегодная бойня проводилась, чтобы приучить соседей повиновению и снизить их численность до безопасного уровня. Только те мальчики и мужчины, которые участвовали в таких набегах, могли рассчитывать на получение более высокого ранга и привилегированного статуса в обществе. Все остальное время года «секретная полиция» патрулировала окрестности, все так же казня любого потенциально опасного гелота без каких-либо разбирательств.
6. Принудительная женитьба
И хотя это сложно назвать чем-то откровенно ужасающим, но принудительные браки к 30 годам сегодня многие бы сочли неприемлемым и даже пугающим. До 30 лет все спартанцы жили в общественных бараках и служили в государственной армии. При наступлении 30-летнего возраста их освобождали от военного долга и переводили в запас до 60 лет. В любом случае, если к 30 годам кто-то из мужчин не успевал найти себе жену, их женили насильно.
Спартанцы считали брак важным, но не единственным способом для зачатия новых солдат, поэтому девочек выдавали замуж не раньше 19 лет. Претенденты должны были сначала тщательно оценить здоровье и физическую форму своих будущих спутниц жизни. И хотя брак часто решался между будущим мужем и тестем, девушка тоже имела право голоса. Ведь по закону спартанские женщины имели равные с мужчинами права, причем даже намного большие, чем в некоторых современных странах по сей день.
Если мужчины Спарты женились до своего 30-летия и все еще во время прохождения военной службы, они продолжали жить отдельно от жен. Но если же мужчина уходил в резерв все еще холостым, считалось, что не исполняет свой долг перед государством. Холостяка ждали публичные насмешки по любому поводу, особенно во время официальных собраний.
А если по какой-то причине у спартанца не могло быть детей, он должен был найти своей жене подходящего партнера. Случалось даже, что у одной женщины было несколько сексуальных партнеров, и все вместе они воспитывали общих детей.
5. Спартанское оружие
Основную массу любой древнегреческой армии, включая спартанскую, составляли «гоплиты». Это были солдаты в громоздких доспехах, граждане, на чье вооружение уходили приличные средства, чтобы они могли участвовать в войнах. И в то время как воины из большинства греческих городов-государств не обладали достаточной военной и физической подготовкой и оснащением, спартанские солдаты умели воевать всю свою жизнь и всегда были готовы отправиться на поле боя. Пока все греческие города-государства строили защитные стены вокруг своих поселений, Спарта никак не заботилась об укреплениях, считая своей главной защитой закаленных гоплитов.
В левой руке воин держал свой круглый щит, знаменитый «гоплон». 13-килограмовые щиты использовались в основном для защиты, но иногда применялись и в ударных техниках ближнего боя. Щиты изготавливались из дерева и кожи, а сверху покрывались слоем бронзы. Спартанцы помечали свои щиты буквой «лямбда», которая символизировала Лаконию, регион Спарты.
Если ломалось копье или сражение становилось слишком тесным, гоплиты с передовой брались за свои «ксипо», короткие мечи. Они были длиной в 43 сантиметра и предназначались для ведения ближнего боя. Но спартанцы больше предпочитали таким ксипо свои «копис». Эта разновидность меча наносила врагу особенно мучительные рубящие раны за счет своей специфической односторонней заточки по внутренней грани клинка. Копис использовали в большей степени как топор. Греческие художники часто изображали спартанцев именно с кописами в руках.
Для дополнительной защиты солдаты носили бронзовые шлемы, покрывающие не только голову, но и заднюю часть шеи и лицо. Также среди доспехов были нагрудные и наспинные щиты из бронзы или кожи. Голени солдат защищали специальные бронзовые пластины. Предплечья были закрыты таким же образом.
Существуют определенные признаки того, на какой стадии развития находится цивилизации, и среди них как раз то, как народы воюют. Племенные сообщества обычно сражаются хаотично и бессистемно, каждый воин размахивает своим топором или мечом, как ему вздумается, и ищет личную славу.
Но более продвинутые цивилизации сражаются согласно продуманным тактикам. Каждый солдат играет определенную роль в своем отряде и подчиняется общей стратегии. Так воевали римляне, так же сражались и древние греки, к которым относились спартанцы. По большому счету знаменитые римские легионы были сформированы именно по примеру греческих «фаланг».
Гоплиты собирались в полки, «локхои», состоящие из нескольких сотен граждан, и выстраивались в колонны по 8 и более рядов. Такое построение называлось фалангой. Мужчины стояли плечом к плечу в тесных группах, защищенные со всех сторон товарищескими щитами. В промежутках между щитами и шлемами стоял буквально лес из копий, торчащих пиками наружу.
Фаланги отличались очень организованным передвижением благодаря ритмичным аккомпанементам и кричалкам, которые спартанцы интенсивно учили в юном возрасте во время тренировок. Случалось, что греческие города сражались между собой, и тогда в бою можно было увидеть зрелищные столкновения сразу нескольких фаланг. Битва продолжалась до тех пор, пока один из отрядов не закалывал другой до смерти. Это можно было бы сравнить с кровавой стычкой во время матча по регби, но в древних доспехах.
3. Никто не сдается
Спартанцы воспитывались чрезвычайной преданности и презирали трусость превыше всех прочих человеческих недостатков. От солдат ожидалось, что они будут бесстрашными в любых обстоятельствах. Даже если речь пойдет о последней капли крови и до последнего выжившего. По этой причине акт капитуляции приравнивался самой нестерпимой трусости.
Спарта считала, что солдат полностью выполнил свой долг только тогда, когда он умер за свое государство. Мужчина должен был погибнуть на поле боя, а женщина обязана была рожать детей. Только те, кто исполнял этот долг, имели право быть похоронены в могиле с выгравированным на надгробии именем.
2. Тридцать тиранов
Спарта славилась тем, что она всегда стремилась распространить свои утопические взгляды и на соседние города-государства. Сначала это были Мессениане с запада, которых спартанцы покорили в 7 – 8 веке до нашей эры, обратив их в своих рабов гелотов. Позднее взор Спарты устремился даже на Афины. Во время Пелопоннесской войны 431 – 404 годов до нашей эры спартанцы не просто подчинили себе афинян, но и унаследовали их морское превосходство в регионе Эгейского моря. Такого раньше не случалось. Спартанцы не стали равнять с землей славный город, как им советовали коринфяне, а вместо этого решили слепить завоеванное общество по своему образу и подобию.
Для этого они установили в Афинах «про-спартанский» олигархат, бесславно известный как режим «Тридцати тиранов». Главной целью этой системы была реформация, а в большинстве случаев полное уничтожение основополагающих афинских законов и порядков в обмен на провозглашение спартанского варианта демократии. Они провели реформы в области властных структур и понизили в правах большинство общественных сословий.
Было назначено 500 советников, призванных исполнять судебные обязанности, ранее принадлежавшие всем гражданам. Спартанцы также избрали 3 000 афинян, чтобы «разделить с ними власть». На деле у этих местных управленцев просто было несколько больше привилегий, чем у остальных жителей. Во время 13-месячного режима Спарты 5% населения Афин умерло или просто скрылось из города, было конфисковано много чужого имущества, и толпы сподвижников старой системы управления Афинами были отправлены в ссылку.
Бывший ученик Сократа Критиас, лидер «Тридцати», был признан жестоким и совершено негуманным правителем, который вознамерился превратить покоренный город в отражение Спарты любой ценой. Критиас вел себя, как будто он все еще находился на посту в спартанской Криптее, и казнил всех афинян, которых считал опасными для установления нового порядка вещей.
В итоге спустя 13 месяцев жестокого режима произошел успешный переворот, который возглавил Трасибулус, один из немногих граждан, сбежавших из ссылки. Во время афинской ресторации 3 000 вышеупомянутых изменников получили амнистию, но остальные перебежчики, включая тех самых 30 тиранов, были казнены. Критиас погиб еще в одном из первых боев.
Погрязшее в коррупции, предательстве и насилии, короткое правление тиранов обусловило сильное недоверие афинян по отношению друг к другу даже в течение последующих нескольких лет после падения диктатуры.
1. Знаменитое Фермопильское сражение
Наиболее известное сегодня по серии комиксов 1998 года и фильму 2006 года «300 спартанцев», Фермопильское сражение, произошедшее в 480 году до нашей эры, стало эпической бойней между греческой армией во главе со спартанским царем Леонидасом I и персами под руководством царя Ксеркса.
Изначально конфликт возник между этими двумя народами еще до воцарения упомянутых военачальников, во время правления Дариуса I, предшественника Ксеркса. Он немало расширил пределы своих земель вглубь европейского континента и в какой-то момент устремил свой алчущий взор на Грецию. После смерти Дариуса Ксеркс почти сразу же после вступления в свои права царя начал подготовку к вторжению. Это была величайшая угроза, с которой когда-либо сталкивалась Греция.
После долгих согласований между греческими городами-государствами, сборная сила примерно из 7 000 гоплитов была отправлена защищать Фермопильский проход, через который персы собирались продвинуться на территорию всей Эллады. По какой-то причине в экранизациях и комиксах те самые несколько тысяч гоплитов не были упомянуты, включая и легендарный афинский флот.
Среди нескольких тысяч греческих воинов были и воспетые 300 спартанцев, которых Леонидас повел в бой лично. Ксеркс собрал для своего вторжения армию из 80 000 солдат. Относительно малочисленная защита греков объяснялась тем, что они не хотели отправлять слишком много воинов далеко на север страны. Другой причиной был более религиозный мотив. В те дни как раз проходили священные Олимпийские игры и самый важный ритуальный фестиваль Спарты, Карнея, во время которого кровопролитие было запрещено. В любом случае Леонидас осознавал, какая опасность грозит его войску и созвал 300 самых своих преданных спартанцев, у которых уже родились наследники мужского пола.
Расположенное в 153 километров к северу от Афин, ущелье Фермопилы представляло собой отличную оборонительную позицию. Шириной всего в 15 метров, зажатое между практически вертикальными скалами и морем, это ущелье создавало большое неудобство для численной армии Персии. Такое ограниченное пространство не позволяло персам, как следует, развернуть всю свою мощь.
На протяжении 2 следующих дней греки отразили многочисленные персидские атаки, включая бой с элитным отрядом «Бессмертных» из личной гвардии персидского царя. Но преданные местным пастухом, который указал Ксерксу о тайном обходном пути через горы, на второй день греки все же оказались окруженные врагом.
Столкнувшись с такой неприятной ситуацией, греческий военачальник распустил большинство гоплитов, кроме 300 спартанцев и еще нескольких избранных солдат, чтобы дать последний бой. Во время последней атаки персов славный Леонидас и 300 спартанцев пали, с честью выполнив свой долг перед Спартой и ее людьми.
До сего дня в Фермопилах существует табличка с надписью «Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли». И хотя Леонидас со своими людьми погиб, их совместный подвиг вдохновил спартанцев собраться с духом и в ходе последующих греко-персидских войн свергнуть злостных оккупантов.
Фермопильское сражение навсегда закрепило за Спартой репутацию самой уникальной и сильной цивилизации.