Tidal master что это
Tidal разделил подписку Hi-Fi на две и добавил бесплатные аккаунты
Один из крупнейших потоковых сервисов, Tidal, сменил ценовую политику. Среди его предложений появилась бесплатная подписка Tidal Free — пока что этот план доступен лишь в США, хотя обещано расширить опыт и на другие страны. Tidal Free даст доступ ко всей фонотеке Tidal, но с разрешением не более 160 кбит/с и рекламой.
В стандартный план Tidal теперь включена возможность получать аудио в «CD-формате» 16 бит/44,1 кГц — без потерь. Кроме того, добавлен уровень Tidal HiFi, который в США стоит 10 долларов и дает доступ к аудио со скоростью до 1 411 кбит/с (по сравнению с 320 кбит/с в предыдущем), плюс дополнительные возможности — в частности, доступ к Tidal Connect. Базовый «семейный» уровень Tidal (Family Tier) получил аналогичный прирост потоковых скоростей.
Старшая по цене 20-долларовая в США подписка Tidal HiFi Plus, помимо возможностей плана HiFi, позволит слушать еще и иммерсивную музыку в Dolby Atmos Music и Sony 360 Audio. Вдобавок можно получать контент в Master Quality Authenticated (MQA) со скоростью до 9 216 кбит/с. Также подписчикам HiFi Plus гарантирован первоочередной доступ к будущим предложениям сервиса.
Кроме доходной части, Tidal реформировал и расходную. Плата правообладателям теперь включает в себя до 10% от подписок HiFi Plus, причем она адресуется именно тем исполнителям, которых слушали больше всего. Обладатель подписки может убедиться в этом, зайдя в раздел «Мои действия» (My Activity). Для ускорения выплат компания будет работать с платежными системами Square, Cash App и PayPal.
Изучаем сервис Tidal: фокусы с MQA
Говорят, что будущее самого популярного lossless- сервиса довольно туманно. Но музыка все еще играет и никогда не поздно изучить Hi-Fi-стрим под микроскопом.
Это не первый наш материал о Tidal. В предыдущей статье рассказывалось о нюансах настройки интерфейса, и предпринимались попытки проанализировать соответствие контента оригинальным фонограммам. За это время случились две знаменательные вещи.
Теперь подписка на Tidal Hi-Fi стоит совсем никаких денег. За три с половиной доллара на ebay можно купить трехмесячный, а за тридцатку — и вовсе пожизненный доступ к мировым запасам музыки. Осталось только проверить эти запасы на чистоту происхождения.
А на второй полезной вещи мы отведем глазки и прямых ссылок давать не будем. Но кое в чем можно признаться перед честным народом. В закрытых комьюнити братушки-пиратушки смастерили уже не одну утилиту, которая позволяет выковыривать и сохранять себе любую музыку прямо из серверов Tidal. Т.е. мне сейчас не надо, как в прошлый раз, городить схему с USB-преобразователем и цифровым рекордером, записывая стрим Tidal в реальном времени. Искомые альбомы теперь просто с дьявольской скоростью оказываются по нужным папкам. Вот и сравним эти дубли с аналогичным музыкальным контентом, который приобретался ранее на CD или через online-покупки.
Начнем с lossy. Конечно, Tidal в подавляющем представлении — это lossless-ресурс. Но иногда бывает, что на каких-то малоизвестных альбомах в меню Tidal заветные буковки Hi-Fi или Master, увы, не зажигаются. Весь этот музыкальный материал хранится и транслируется в кодеке AAC с нищенским битрейтом 96 кбит/с, такие дела. Тем не менее это не единственный вариант lossy-трансляции. Если вы экономите трафик (например в 3G), в настройках плеера можно выбрать ширину потока High, и тогда вместо lossless-стрима включится передача музыки в AAC с битрейтом 320 кбит/с. Это — наиболее, на мой взгляд, оптимальный вариант походного сжатия аудиоданных. Теперь рассмотрим поближе те самые загадочные аудиофайлы из раздела Masters.
У Tidal, как известно, их навалом, но все они зашифрованы кодером MQA с весьма противоречивой репутацией. MQA распаковывается только «на лету», через фирменное приложение, или же через ЦАП с соответствующей лицензией. Это значит, что даже если мы украли у Tidal такой аудиофайл, пока ни одна программа не в состоянии исключить данную MQA-сигнатуру и пересохранить файл до первородного оригинала.
Также известно, что ни сами музыканты, ни студии не занимаются MQA-кодированием своих альбомов. В презентации Meridian эта возможность, в принципе, оговаривается, но мне пока неизвестно о звукозаписывающем оборудовании, где аналоговый сигнал переводится в цифровой вид с учетом специальной процедуры MQA. На данный момент готовые мастеры ото всех лейблов передаются специальной, аффилированной с Meridian конторе, которая прошивает их MQA-кодом, проверяет на ошибки и возвращает обратно. Подобный аудиоматериал уже вышел за пределы собственно Tidal. Например, в магазине Qobuz можно встретить последний альбом Шарлотты Генсбур с MQA-сигнатурой. Это видно и по записи тегов, да и на спектрограмме тоже. Другого варианта хайреза просто не существует. Хорошо это или плохо?
Альбом Шарлотты Генсбург «Rest» уже продается закодированным в MQA. В Qobuz, разумеется, об этом ни слова не говорят
В целом это скорее плохо, чем хорошо. С одной стороны, воспроизводить в обычных условиях подобное аудио вполне возможно. Это ведь обычный 24-битный FLAC с дискретизацией 44,1 либо 48 кГц. Ну как, все-таки не совсем обычный. Да и не вполне 24-битный. Как я уже показывал в прошлом материале, вся дополнительная HD-информация упаковывается в небольшой высокочастотный шумок в области 19-20 кГц. Его присутствие указано на спектрограмме красными стрелками. Это и есть то самое «воспоминание о хайрезе».
Таким образом, за счет небольшого снижения разрешения (т.е. битности) потока Meridian предлагает затем специальным декодером восстановить гармоники выше частоты дискретизации. Выглядит все как «слушайте традиционное качество», но ключик к хайрезу лежит только в одном укромном месте.
Заботу о трафике и бесперебойной трансляции еще можно понять, когда речь идет о тяжелых HD-файлах 24 бит / 96 кГц. Здесь вопросов нет, и я бы даже возразил скептикам MQA, которые называют его lossy-форматом (т.е. кодированием с потерями). Это некорректное обвинение. С таким же успехом можно обозвать lossy и содержимое компакт-диска, раз уж его исходником тоже когда-то послужил студийный мастер 24 бит / 96 кГц. Там ведь тоже была децимация оригинала, и, поверьте, куда большая, чем это предлагает Meridian. В общем, MQA — это по-прежнему лосслесс, но с рядом особенностей, одна из которых мне не очень нравится. MQA-формат затягивает под одну гребенку массу музыки в 24/44, которой сейчас абсолютное большинство среди новинок.
Я намеренно не стал ворошить какие-то особые аудиофильские издания и обратился к самому обычному контенту, с современным зверским мастерингом. Разберем в качестве примера издание 2015 года группы Duran Duran.
Везде, в том числе на HDtracks.com, альбом «Paper Gods» представлен в размерности 24 бит / 44,1 кГц, не выше. Что же лежит на сервере Tidal? Опять же 24 бит / 44,1 кГц, но уже с инъекцией бесполезного в данном случае шумка, который мы видели у Шаролотты Генсбур. Зачем он здесь нужен и какая «высокодискретная информация» в нем содержится? Согласно данному документу, это еще может быть набор неких криптографических ключей для аутентификации данных наподобие DRM. К собственно музыке это все не имеет отношения, благо можно сравнить с оригиналом. Что мы видим?
Оригинальный HD-трек Duran Duran из альбома «Paper Gods» в размерности 24 бит / 44,1 кГц
Изначально фонограмма на «Paper Gods» очень жестко обработана максимайзером, максимальные уровни остановились за 0,16 дБ от края. При таких пограничных величинах любая динамическая обработка данных неизбежно выбросит часть пиков за красную черту 0 dbFS. Подобным образом сейчас все так записывают музыку, к сожалению. В MQA-версии «Paper Gods» основной сигнал немного вырос по уровню громкости как раз до 0 dbFS, чтобы еще больше наловить клиппинг! На рисунке ниже он таков перед тем, как попасть на декодер Meridian. Нельзя сказать, что имело место линейное изменение уровня громкости, пропорции в пиках и провалах немного изменились. Стоит ли пускать такой контент на обычный ЦАП?
MQA-кодированный аудиофайл того же трека Duran Duran, который хранится на сервере Tidal.
Апологеты MQA, в том числе и самые напыщенные («не смотрите спецификации, слушайте музыку») болтуны из журнала Absolute Audio утверждают, что чудодейственные рецепты пре- и постфильтров Meridian облагораживают чуть ли не любой аудиопоток. Но разве это повод штамповать подряд все хайрезы MQA-татуировками? Кто-то любит делать апсемплинг с помощью SoX-алгоритмов. Да, для некоторых ЦАПов это более предпочтительный режим работы, и что? Кто-то вообще избавляется от любых фильтров в NOS-DAC. Meridian полагает, что DSP-обработка оригинального мастера одной из разновидностей минимально-фазового фильтра как-то кардинально меняет саунд? Да что вы говорите! Лет десять назад, когда появились ЦАПы с возможностью выбора цифрового фильтра, народ поигрался ими и особой разницы на слух не заметил. А ведь там был полный набор — и линейно-фазовый, и минимально-фазовый, а толку? Влияние цифрового фильтра на характер звучания компонента, мягко говоря, преувеличено.
В таком случае можно все готовые музыкальные альбомы закидывать, например, в diff-файлы и продолжать слушать их исключительно в DSD-домене. Как вы видели, эта идея отлично работает даже на дешевых китайских ЦАПах, о цифровых фильтрах можно уже не заботиться. Собственно, большая часть SACD и делалась из обычных PCM-дорожек — слушателей вполне устраивал специфически мягкий звук на выходе, — а сам носитель долгое время скопировать было практически невозможно, к радости правообладателей. Что-то такое в этом гибридном наследнике идей HDCD и SACD предлагает и Tidal с Meridian. Но, может быть, нашим «дюранам» в клиппинге хоть полегчает после декодера MQA? Ну что же, опять придется захватить рекордером PCM-поток на выходе десктопного приложения Tidal.
При распаковке в Tidal трека Duran Duran происходит апсемплирование до 88,2 кГц с выбросом т.н. «алиасных» помех
Как видно на рисунке выше, имеет место удвоение оригинальной частоты дискретизации альбома «Paper Gods». Ранее я уже демонстрировал такой же фокус с Beyonce и альбомами других исполнителей в той же размерности. Можно предположить, что такой сигнал будет легче обрабатывать, но клиппинга на нем меньше не стало, даже наоборот.
В распакованном в Tidal треке Duran Duran выросло количество клиппинга
Тем не менее не стоит считать MQA-кодер тотальным бульдозером. Это смотря к чему его применять. На оригиналах 24/44 и 24/48 я не вижу смысла в MQA. Но когда дело доходит до кодирования более тяжелых хайрезов, система действительно работает. Возьмем недавнее переиздание альбома «Roots» группы Sepultura в формате 24 бит / 96 кГц. На сервере Tidal этот материал раздается в FLAC формате размерности 24 бит / 48 кГц, а затем распаковывается в приложении Tidal до исходных 24 бит / 96 кГц. Вот это другое дело — все разворачивается корректно.
Спектрограммы оригинального исходника (HD Tracks) и раскодированной через Tidal заглавной композиции Sepultura из альбома «Roots»
К счастью, в оригинале «Roots» не было клиппинга, не оказалось его в MQA-версиях — хоть закодированной, хоть раскодированной. Различие пиков минимальное, на уровне сотых долей децибел. Частотный диапазон гармоник свыше 24 кГц восстановлен вполне достоверно. Разумеется, набор данных уже не соответствует оригиналу, но на слух драматической разницы не ощущается. Во всяком случае, в ABX-тесте я набрал классические 50% попаданий.
Теперь перейдем к куда более обширной выборке. Сможет ли Tidal бит в бит заменять домашние запасы музыки в обычном CD-качестве? Для ответа на этот вопрос я сравнил более тридцати альбомов из своей коллекции с аналогичными релизами, представленными в каталоге Tidal. Первичной задачей была проверка на совпадение контрольных сумм данных в паре аудиофайлов.
Главным верификатором этой разницы послужила функция Compare WAV’s, которую каждый может найти в CD-риппере EAC. Чтобы не замусорить результат, я старался избегать альбомов с платиновыми тиражами, так как в этих случаях несовпадение данных вероятно даже на уровне печати тиражей CD в разных странах. Полученные результаты Compare WAV’s были разделены на три группы:
1. 100% совпадение всех данных в файле;
2. Совпадение аудиоданных за исключением т.н. оффсета (короткой цепочки нулевых семплов в начале или конце аудиодорожки);
3. Частичное либо полное несовпадение данных.
В первую группу попали (т.е. полностью совпали с файлами от Tidal) исключительно web-релизы, которые достались мне онлайн. Это могли быть ресурсы, торгующие музыкой вроде bandcamp, но и также это касалось пиратской добычи через торрент —конкретно той, где был указан web-релиз, а не CD-рип.
Все чисто. Полное совпадение пары WAV-файлов
Компакт-диски (т.е. мои и чужие CD-копии с подтверждением точности контрольной суммы рипа по онлайн-базе AccurateRip) попали во вторую группу. Как уже отмечалось, несовпадение с контентом Tidal у них выражалось лишь между треками — горстка нулевых секторов, которая не имеет отношения к собственно фонограмме.
Вопрос об истинном исходнике ставить в данном случае бесполезно. В каталоге Tidal ведь запросто мог оказаться рип с невыставленным оффсетом чтения CD-привода. Не следует обольщаться, будто бы персонал лейблов маньячит, как мы с EAC или XLD. Человеческий фактор никто не отменял. Особенно это касается старых CD-релизов какого-нибудь 1994 года. Сунули диск в привод, сделали копию через iTunes, и привет. Оффсет у такой копии гарантировано будет уже иной. В базе AccurateRip находится более четырех тысяч компьютерных приводов, и у всех свои индивидуальные величины оффсета, которые следует учитывать, если вы желаете получить побитовую копию CD-образа.
Эта пара отличается друг от друга наличием оффсета в нулевой зоне
C другой стороны, даже если лейбл предоставит одни и те же файлы для онлайн-дистрибуции и CD-тиража, по собственному опыту знаю, что рип со свежего компакт-диска не будет соответствовать исходнику. Опять получится хоть небольшой, но оффсет в нулевой зоне. Таковы особенности разметки и индексации карты CD, которая появилась задолго до привычной нам структуры с файлами.
И самая интригующая, конечно, это третья группа. Сюда я включил казусы (всего 11 пар) с любыми отклонениями, даже самыми безобидными, которые изучались в аудиоредакторе.
Иногда чуть-чуть различалась громкость в треках. Такое случается и с компакт-дисками, особенно на больших сериях в разных местах. Где-то техники немножко прибрали (или, наоборот, прибавили) громкости перед запуском в тираж. Бывало, что из тройки совпадают только двое — веб-релиз и Tidal. А вот на компакт-диске кто-то вмешался, и там находится совсем другой набор данных. Это при том, что уровни и пики везде одинаковые!
Случались и разоблачения. Два раза честно купленный FLAC на bandcamp оказался апконвертом из lossy, который пришлось заменять дублем из Tidal. Впрочем, для симметрии и в каталоге Tidal нашлась пара альбомов одного исполнителя, формально в звании lossless, но, увы, спектрограмма показала апконверт.
Как это все звучит в сравнении? Для здорового человека, который любит музыку и желает, чтобы она подпевала ему на протяжении дня, конечно же, абсолютно одинаково. Но можно пустить бесов в душу, представить себе аудиопоток, как озеро. И вот на этой зыбкой глади, как лапки водомерок, бегает миллион факторов. Это может быть версия FLAC-кодера (вы, кстати, знаете, что 1.3.2 жмет файл хуже, чем старая 1.2.1?). Или, например, килобайты комментариев и вшитой картинки в ID-Tag аудиофайла. И тогда разница начнет вас преследовать не то что с оффсетом нулевого сектора, а даже на файлах с одинаковой контрольной суммой. Бойтесь играть в такие игры, лучше слушайте Tidal, пока существует такая возможность. Мы не в восторге от его фокусов с MQA, но в остальных вопросах этот ресурс здорово выручает и ему можно доверять.
Tidal не для кидал. Исследуем самый известный сервис потокового аудио в Hi-Res
Проект Tidal за три года прошел путь от норвежского стартапа до интернационального инвест-проекта, где совершаются сделки на сотни миллионов долларов. Разумеется, миллионами исчисляется и количество доступных треков на серверах Tidal. Эти и другие цифры, а также перечень уважаемых совладельцев, которые присоединились к призыву Jay-Z, можно посмотреть в Википедии, а мы сразу приступаем к практической стороне вопроса.
Финансы поют романсы в lossless
Tidal предлагает два варианта стрима – Premium и Hi-Fi. Нас интересует исключительно второй, поскольку только в пакете Hi-Fi доступна lossless трансляция и поддержка хайрезов в лице того самого MQA.
Цену за круглосуточный хай-фай поток нельзя назвать гуманной. Абонплата за Tidal Hi-Fi в месяц составит 20 долларов/евро, если регистрироваться через Apple Store будет еще дороже. Ладно, будем считать, что это «Ок» по меркам правоверного меломана, покупающего компакт-диск или пластинку раз в месяц. Ведь примерно такую сумму они и платят за единицу музыкального носителя.
Помимо финансового вопроса в наших широтах сдерживающим фактором для Tidal является его юридическое отсутствие. Приложение не представлено в локальном AppStore, вы даже не сможете просто зарегистрироваться на официальном сайте. Для этого нужно совершить ряд обходных маневров.
Время сейчас такое, что даже грудничок знает про VPN и с чем его едят. Поэтому этот образовательный раздел мы пропускаем и переходим непосредственно к регистрации аккаунта Tidal через VPN-подключение.
Если хотите сэкономить, переключайте VPN на страны Восточной Европы или Турцию, тогда абонплата за Tidal Hi-Fi обойдется дешевле в 3-4 раза. Вот это уже гуманно! А еще гуманнее будет купить ваучер на ebay.com. Там за 3$ продавец вышлет вам логин и пароль к Tidal Hi-Fi с правом доступа на 45 дней. Это уж совсем шара, но персональные настройки, плейлисты при таком способе сохраняться не будут, и каждый раз надо будет все начинать заново.
Софт и хард
Теперь, когда вы зарегистрированы в гостях у Jay-Z, приступаем к интеграции Tidal в личную аудиосистему. Самое простое — это войти на сайт Tidal в браузере Google Chrome и вуаля, уже можно слушать музыку! Возможно, большинство так и поступает, но для нас, контрол-фриков, важно обеспечить максимально «чистое» прохождение сигнала.
В этом случае музыку следует запускать через фирменное приложение Tidal, которое можно скачать на официальном сайте и установить на Mac или Windows, начиная с «семерки». Кроме того, только через официальное приложение возможно декодирование HD-контента, который у Tidal, как известно, упакован в виде MQA. Интерфейс приложения интуитивно понятен и хорошо структурирован. А что насчет присутствия Tidal на мобильных устройствах?
Как уже говорилось, Tidal iOS доступен не для всех Apple Store. В общем, кто наловчился мухлевать с американским аккаунтом, для того установка не проблема. А всем остальным мой сердечный совет – не морочить себе голову, а использовать любое приложение, в котором предусмотрена совместимость с Tidal. Это может быть и аудиоплеер, и управлялка для какого-нибудь стримера. В моем случае я использую бесплатное приложение Seek от хорошо известного в аудиокругах бренда Bel Canto. Мне нравится, что при воспроизведении в Seek всегда указывается не только битрейт, но и битность воспроизводимого потока. А мы пока вернемся за настольный компьютер.
Первые эксперименты
Чтобы вытащить и посмотреть аудиопоток Tidal, нельзя просто скопировать url в какой-нибудь Foobar и сохранить стрим на жесткий диск, как я это проделывал с другими lossless-радио. Этот flac-поток передается зашифрованным. Так что и здесь придется искать обходные пути. Для того, чтобы Tidal все-таки не утек в воздух и оказался на операционном столе, я использовал связку USB-конвертора SOtM dX-USB HD и славного рекордера Sony PCM-D100.
SOtM работает с Tidal как внешняя звуковая карта. USB-конвертор отправляет PCM-поток на оптический вход PCM-D100, включенного на запись. Регулировка уровня при цифровом трансфере не активна; передатчик и приемник просто синхронизируются по одной частоте дискретизации и все. Таким образом, аудиопоток Tidal не подвергается вмешательству, мы сохраняем его в неизменном виде. Что показали первые эксперименты?
Первым делом исследовался основной контент Tidal Hi-Fi в классическом CD-формате 16 бит/44 кГц. Трек, захваченный на лету из Tidal, сравнивался с оригинальным файлом, приобретенным через официальную страницу артиста на bandcamp.com.
Итак, уровень аудиосигнала совпадал с оригиналом только при воспроизведении через настольное приложение Tidal. Как показали дальнейшие замеры, через браузер Google Chrome и док-станциию с телефоном в стрим имеет чуть сниженную громкость на минус 0,8 дБ и 0,5 дБ соответственно. Разумеется, это сущие пустяки по сравнению с той помойкой, которая обычно льется из многочисленных интернет-радиостанций на низком битрейте. Но для чистоты эксперимента все дальнейшие образцы мы будем брать только из настольного приложения Tidal.
Тайны MQA
Все Hi-Res издания в Tidal отмечены буквой M — master и транслируются в зашифрованном MQA-контейнере. Вопросы, почему при современной ширине каналов нельзя было просто передавать оригинальные аудиофайлы, оставим за скобками. Разработчики MQA утверждают, что имеет место некий процесс, пользительный для слуха. Поэтому начнем с позиций, эксклюзивно представленных только на Tidal в MQA.
Альбом Beyonce «Lemonade» невозможно найти в HD Tracks, нету его и на других сервисах, торгующих хайрезами. Максимум, что можно встретить — это компакт-диск и не более. В целом, несмотря на современную компрессию динамики, «Lemonade» звучит весьма прилично, да и вообще по всем статьям выгодно отличается от предыдущих работ певицы. Попробуем разобраться, вносит ли MQA свою лепту в эти успехи?
Если отключить MQA-преобразование в настройках настольного приложения Tidal, система будет воспроизводить «Lemonade» с разрядностью 24 бит / 44 кГц. На спектрограмме можно заметить любопытный ультразвуковой шумок в узкой полосе 20-22 кГц, который тянется через весь альбом. Этот артефакт отсутствует на обычной, не master-версии «Lemonade», и ее 16-битное разрешение в этом не виновато. Все указывает, что перед нами именно данные для MQA-декодера, тихонько помещенные в высокочастотную область. И слово «тихонько» здесь не литературный эпитет. Эту область и так мало кто слышит, а кроме того, и сам подмешанный MQA-сигнал расположен по уровню ниже порога слышимости минус 100 дБ. Что-то подобное применялось у HDCD в 90-х, только там с помощью шума увеличивалась битность (т.е. динамический диапазон) сигнала до 20 бит. Включим же MQA-декодирование!
Та-ак, с включенным MQA-декодером приложение Tidal удвоило частоту дискретизации аудиопотока до 88 кГц. Посмотрим, что в нем имеется… Господи, а это что еще за «пропил» в АЧХ? На участке начиная с частоты Найквиста-Котельникова 22 кГц (т.е. там, где кончается полоса сигнала с дискретизацией 44,1 кГц) и до 24 кГц (т.е. там, где кончается полоса сигнала с дискретизацией 48 кГц) образовалась «мертвая зона». После нее сигнал вроде бы благополучно затухает, но какова его природа?
В принципе, USB-конвертер SOtM не является MQA-совместимым устройством. Может быть, ему попросту не все дано понять? Ок, подключим MQA-сертифицированный ЦАП Audioquest Dragonfly Black, который в последней прошивке меняет цвет подсветки на малиновый при подаче на вход MQA-сигнатуры. Заметим, что он это делает только при включенном декодировании в среде настольного приложения Tidal. Видимо, распаковывать и декодировать поток напрямую уже не хватит вычислительной мощности его встроенного процессора. Посмотрим спектр аналогового сигнала, снятого с аудиовыхода Dragonfly, и что же?
Этот дурацкий «пропил» никуда не делся! Оптимисты увидят в этом знак неких восстановленных с помощью MQA гармоник, ну а реалисты проверят остальные файлы.
Образцы альбома группы America «Homecoming» 1972 года при отключенном декодере MQA несут те же артефакты — ультразвуковой шумок, который отсутствует на обычной версии. Отличие разве что в дискретности сигнала, который при 24 битах имеет 48 кГц, а не 44 как у «Lemonade». Соответственно, при включении MQA-декодера в настройках настольного приложения Tidal, мы принимаем поток 24 бит/96 кГц. Вы не поверите, но здесь уже нет никаких «мертвых зон»! Сигнал спадает чинно и гладко, как и у аналогичных релизов America на HDtracks. Даже пичок какой-то вылез на 28 кГц. Что частенько случается при оцифровке аналоговых носителей.
Что же тогда было у Beyonce? Ответ дают альбомы групп Kraftwerk и The Magnetic Fields. В отличие от эксклюзивного «Lemonade», издания «3-D (Der Katalog)» и «50 Song Memoir» можно сыскать и на других ресурсах. Так вот, везде они доступны в размерности 24 бит/44 кГц, и не более. И точно так же, как и «Lemonade», после MQA-декодирования, апсемплируются до 88 кГц, с аналогичным «пропилом» на частотной характеристике. Какие из этого можно сделать выводы?
Пример трека из последнего альбома The Magnetic Fields в 24 бит / 44 кГц. Все, что возникает выше стрелки — это самодеятельность MQA-декодера, которая отсутствовала на оригинальном аудиофайле
Суду все ясно
1. Версию, что MQA-алгоритм используется на этапе звукозаписи, можно признать несостоятельной. Возможно, что-то применяется для каких-то экспериментальных треков, но определенно пока не в актуальной музыкальной продукции.
2. Технология MQA путем добавления незначительного количества кодированного шума в области 20 кГц позволяет из потока 24 бит/48 кГц достаточно достоверно восстанавливать спектр оригинального HD-образца 24 бит/96 кГц.
3. Музыкальные исходники с размерностью 24 бит / 44 кГц в результате MQA-обработки подвергаются апсемплированию со специфической фильтрацией, одним из результатов которой является неполное подавление зеркальных помех.
Постлюдия
Ну вот и выяснилось, что далеко не все хайрезы в Tidal соответствуют оригиналу. Скажем более, далеко не каждый альбом на Tidal доступен в оригинальном качестве. И ладно, когда значок Hi-Fi в приложении просто не загорается, указывая на lossy-поток. При таком огромном массиве музыки, периферийные издания никто специально не проверяет. Так что, например, альбом Антохи МС в Tidal Hi-Fi оказался голимым апконвертом. Но все это отдельные случаи, мелочи, которые не портят самого главного.
А главное заключается в том, что трансляцию Tidal приятно слушать где угодно — на кухне, за работой или в любых местах, где есть Wi-Fi. Даже бюджетная аудиосистема в фоновом режиме зазвучит гораздо адекватнее и разборчивее, когда на нее подается lossless вместо мерзких артефактов мр3 кодирования. И что бы там не говорили в слепых тестах, фонограмма в оригинальном формате не утомляет при длительном прослушивании. А Tidal нужно слушать долго. Ведь вы уже бросили несколько долларов на ближайший месяц, пусть себе играет. Да, и не забудьте включить в плейлист упомянутые альбомы!