Timms что это такое
TIMSS (Международное исследование качества математического и естественно-научного образования)
Международное исследование качества математического и естественно-научного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – международное сопоставительное исследование качества и тенденций в математическом и естественно-научном образовании. Проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). Национальным центром проведения исследования TIMSS в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
В рамках исследования TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4 и 8 классов по математике и естественно-научным предметам, а также подготовка учащихся 11 классов по углубленным курсам математики и физики.
Циклы исследования TIMSS: 1995, 1999, 2003, 2007, 2011, 2015, 2019, 2023.
Краткая информационная справка об исследовании TIMSS (PDF, 1274 Kb)
Общее количество стран-участниц в исследовании TIMSS
Цикл исследования
Общее количество стран-участниц
TIMSS-1995
TIMSS-1999
TIMSS-2003
TIMSS-2007
TIMSS-2011
TIMSS-2015
TIMSS-2019
Количество стран-участниц в исследовании TIMSS
Цикл исследования
Класс
Общее количество
стран-участниц
TIMSS-1995*
TIMSS-1999
TIMSS-2003
TIMSS-2007
TIMSS-2011
TIMSS-2015
47 стран мира
(естественно-научная грамотность)
49 стран мира
(математическая грамотность)
* В исследовании TIMSS-1995 принимали участие учащиеся 7 и 8 классов.
Результаты Российской Федерации в исследовании TIMSS
Количество баллов РФ
(по 1000-балльной шкале)
Класс
Направление исследования
TIMSS-1995*
TIMSS-1999
TIMSS-2003
TIMSS-2007
TIMSS-2011
TIMSS-2015
TIMSS-2019
PIRLS, TIMSS, PISA: что это за исследования, в которых участвуют школьники из России
Вы наверняка что-то слышали из этих хитрых англоязычных аббревиатур, когда читали о школьниках. Но не всегда понимали, что вообще всё это значит, какие такие исследования и что они оценивают. Рассказываем, в каких международных исследованиях участвуют российские школьники и даже учителя. И как они проводятся.
Российские школьники участвуют во многих международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным дисциплинам. Зачем это нужно? Во-первых, участие в международных исследованиях помогает достаточно объективно оценить уровень образования и сравнить его с другими странами. Во-вторых, если исследование проводится на международном уровне, это значит, что для оценки уровня образования используются самые современные мониторинговые технологии. И Россия может использовать этот опыт в проведении собственных исследований на федеральном и региональном уровнях.
1. PIRLS — как школьники читают и понимают тексты
Что проверяют. Как школьники умеют читать и понимать тексты.
Кто участвует. В исследовании участвуют дети, которые оканчивают начальную школу. В России это четвероклассники. Считается, что именно к этому моменту ученики настолько развивают свои навыки чтения и работы с текстом, что они становятся базой для учёбы в средней и старшей школе.
Когда проходит. PIRLS проходит циклично — раз в пять лет. С 2001 года его проводили уже четыре раза. Последний раз в 2016 году. В PIRLS в разное время участвовали от 35 до 50 стран.
В PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) оценивают два вида чтения:
Для проверки школьникам дают два текста: научно-популярный (информационный) и художественный. Почле чтения дети должны ответить на несколько вопросов к каждому. Вопросы к текстам оценивают четыре навыка:
Понятно, что система обучения и школьная программа могут довольно сильно разниться от страны к стране. Поэтому главная задача организаторов таких исследований — сделать так, чтобы результаты в разных странах были сравнимы между собой. Например, в большинстве стран дети начинают учиться в шесть лет, но в Англии и Новой Зеландии обучение начинается в пять лет, поэтому участие в проекте принимают школьники из пятого класса, а не из четвёртого.
Как в PIRLS показывают себя школьники из России. В самом первом исследовании PIRLS-2001 Россия заняла только 16-е место из 35 стран. В конце 2017 года появились результаты последнего исследования PIRLS-2016, в котором российские школьники заняли первое место. Причём это не в первый раз: в 2006 году Россия тоже была лидером. Несмотря на то, что PIRLS проверяет только читательскую грамотность, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов утверждает, что такие высокие результаты у наших четвероклассников означают, что в российская начальная школа — в принципе лучшая в мире.
Комментарий эксперта к заданию: «Поиск ответа облегчен тем, что в вопросе и в ответе использованы одни и те же слова: „запасные носки“, „ноги могут промокнуть“. Читателю даже не приходится делать синонимические замены. Российских четвероклассников практически не затрудняет поиск в тексте ответа на вопрос в том случае, когда формулировки вопроса и ответа практически совпадают. Однако неопытных читателей может затруднить необходимость делать самые элементарные синонимические замены при сравнении словесной ткани вопроса и ответа. Найти в тексте ответ на вопрос гораздо легче, если не требуется переформулировать вопрос. В приведённом выше примере такие трудности испытывает около 10% десятилетних читателей во всех странах мира, в том числе и в России».
2. PISA — какой уровень знаний у учеников в средней школе
Что проверяют. Математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность школьников.
Кто участвует. В отличие от PIRLS, в этом исследовании участвуют 15-летние школьники.
Когда проходит. Впервые PISA провели в 2000 году, с тех пор оно проводится каждые три года. Россия принимает участие в исследовании с самого начала. А всего с 2000 по 2015 год в PISA участвовали от 32 до 74 стран мира.
Исследование PISA позволяет оценить эффективность изменений и образовательных решений за три года. По результатам теста становится понятно, в каком направлении нужно развивать российское образование, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников российских школ.
Тест PISA адаптируется под изменения в сфере образования. Так, в 2012 году участники решали задачи «интерактивного типа», в которых нужно было виртуально обследовать какой-то предмет (например, кондиционер или MP3-плеер) и после этого ответить на вопросы о принципах его работы. А в 2015 году впервые проверяли финансовую грамотность школьников.
Как в PISA показывают себя школьники из России. К сожалению, результаты российских школьников в этом исследовании далеки от первых мест — за всё время Россия ни разу не вошла даже в двадцатку стран по трём показателям. А в последнем тестировании PISA-2015 в общем рейтинге стран Россия заняла 32-е место из 72.
Пример задания на математическую грамотность:
Комментарий эксперта к заданию: «В задании требуется воспринять новую информацию — описание представленной реальной ситуации — и интерпретировать её геометрическую модель, чтобы вычислить длину дуги. Опираясь на пространственное воображение и интуицию при работе с моделью, можно догадаться, что эта дуга составляет ⅙ часть длины окружности двери. Для решения нужно вспомнить (или посмотреть в списке формул) известную учащимся формулу длины окружности. Ответ в пределах от 103 до 105. […]. Подобных задач нет в российских учебниках. Слово „окружность“ не упоминается в тексте задания, и учащимя самим надо сообразить, что именно окружность, разделённая тремя радиусами на три равные части, является моделью вращающейся двери».
Пример задания на читательскую грамотность:
Комментарий эксперта к заданию: «В этом задании школьнику нужно осмыслить и оценить информацию из текста».
3. TIMSS — как в начальной и средней школе знают математику и естественные науки
Что проверяют. Основная цель исследования — сравнить между собой качество математического и естественнонаучного образования в начальной и средней школе.
Кто участвует. Ученики 4-х и 8-х классов.
Когда проходит. Каждые четыре года. Такая схема позволяет отслеживать, какие изменения происходят в образовании при переходе из начальной в основную школу и как они влияют на качество образования.
В 2015 году тестирование TIMSS проводилось и среди 11-классников — тогда у старшеклассников, углубленно изучающих точные предметы, проверяли понимание математики и физики.
Бонусом в странах-участницах (кстати, их в разные годы было от 25 до 50) исследуют особенности учёбы. Для этого разработаны специальные анкеты, которые заполняют не только школьники, а ещё учителя и администрация школ. Информация, которую учёные получают из этих анкет, помогает лучше понять результаты основного тестирования и объяснить, что не так с математическим или естественнонаучным образованием в стране.
Как в TIMSS показывают себя школьники из России. Результаты у российских школьников достаточно высокие. В последнем исследовании 2015 года ученики 4-х классов заняли 7-е место по математике и 4-е по естествознанию. Восьмиклассники оказались на 6-м месте по математике и на 7-м в естественных науках. Но при этом рейтинг выявил три большие проблемы российского школьного образования: большой объём домашних заданий, резкое падение успеваемости в средних классах и недовольство учителей своей работой.
Задание для 4-х классов по математике:
Комментарий эксперта к заданию: «Проверяется умение вписать равносторонний треугольник в окружность, разделённую на равные части. Требовалось не только увидеть, что окружность разделена на равные части, но и сообразить, что надо соединять отрезками каждую четвёртую точку, чтобы построить равносторонний треугольник, и описать способ соединения точек. Подобных заданий нет в учебниках. Практически все российские четвероклассники пытались решить это задание. Большинство справились с ним (верно выполнили его полностью 68%, верно построили, но не описали — 7%)».
Задание для 4-го класса по естествознанию:
Комментарий эксперта к заданию: «В задании требуется применить знание о взаимосвязи в природе на примере простых пищевых цепей: указать одну из причин, иллюстрирующих важную роль пауков в саду. Результат выполнения задания российскими школьниками самый высокий среди всех стран. Умение устанавливать взаимосвязи в природе является одним из требований ФГОС по предмету „Окружающий мир“ и достаточно эффективно формируется в процессе изучения естественнонаучной части этого предмета».
Задание для 8-х классов по математике:
Комментарий эксперта к заданию: «Проверяется умение выразить проценты в виде обыкновенной дроби или обратный перевод. Нетипичное задание, в котором надо сравнить стоимость одного и того же предмета при наличии скидки, выраженной в различных единицах — в процентах или дробью. Основное затруднение умногих учащихся объясняется тем, что первоначальная стоимость предмета не приводится. Второе затруднение — это перевод этих данных в проценты или в дроби (¾ — это 75%, значит, скидка — 25%). Неудивительно, что 14% российских учащихся не дали никакого ответа. Только учащиеся двух стран показали более высокие результаты: Республики Корея (62%) и Сингапура (76%)».
Задание для 8-го класса по естествознанию:
Комментарий эксперта к заданию: «Задание проверяет умение применять знание об избыточном давлении воды в водоносных слоях в простой практической ситуации. Высокие результаты выполнения этого задания российскими школьниками объясняются тем, что представление о давлении воды в водоносных слоях традиционно формируется в рамках изучения географии».
4. TALIS — как преподают учителя
Что и кого проверяют. Здесь проверяют уже не школьников, а учителей и директоров школ.
Когда проходит. Исследование проводится каждые пять лет — уже было в 2008 и 2013 годах, следующее планируется провести в 2018 году.
В TALIS нет никаких рейтингов преподавателей по странам. Исследователи делают выводы на основе опроса. Какие данные получают с помощью опроса? Особенности преподавания, убеждения и установки учителей, методы преподавания, удовлетворенность работой, уверенность в своих профессиональных способностях, контекст, в котором работают учителя и директора.
К примеру, в TALIS-2013 приняли участие 4000 учителей и 198 директоров из 14 регионов России. Кроме России, в в 2013 году в исследовании принимало участие ещё 37 стран, а в 2008 году — 24.
В отчёте о результатах TALIS-2013, который опубликован на сайте общероссийской системы оценки качества образования, так описывают российских преподавателей:
Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования
Информация об исследовании
Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования (The Trends in International Mathematics and Science Study, TIMSS) — это периодическое мониторинговое исследование качества и тенденций развития математического и естественнонаучного направления национальных систем образования. Позволяет сравнить уровень и качество математической и естественнонаучной подготовки учащихся средней школы в разных странах мира, а также выявить и сравнить изменения, происходящие в национальных системах образования. Осуществляется Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievements, IEA) в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров. Международным координационным центром исследования является Бостонский колледж (International Study Center, Boston College), США.
Исследование проводится начиная с 1995 года, четырёхлетними циклами, и считается одним из наиболее представительных международных исследований в области среднего образования. Число стран, охваченных программой исследования, постепенно увеличивается. В России данное исследование осуществляется Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской Академии образования (ИСМО РАО) при участии Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, а также органов управления образованием регионов, участвующих в исследовании. Россия принимала участие во всех циклах программы TIMSS. Результаты проведённых исследований стали предметом дополнительного анализа, который провели коллективы Российской Академии образования, Федерального института развития образования и других организаций. Рекомендации и материалы, разработанные в процессе анализа, использовались при разработке государственных стандартов второго поколения, а также ряда измерителей образовательных достижений.
Целью исследования является сравнительная оценка общеобразовательной подготовки учащихся средней школы по математике и естествознанию в странах с различными системами образования, и выявление факторов, влияющих на уровень этой подготовки. Исследование проводится таким образом, что его результаты позволяют отслеживать тенденции в математическом и естественнонаучном направлениях образования каждые четыре года, когда учащиеся 4-х классов становятся учащимися 8-х классов. Дополнительно изучаются особенности содержания математического и естественнонаучного образования в странах-участницах исследования, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, преподавателей, учащихся и их семей.
Методологической основой исследования является концептуальная модель оценки образовательных достижений учащихся, позволяющая проводить анализ взаимосвязи планируемого и реализуемого уровней образования с одной стороны и достигнутым уровнем образования (результатами обучения) с другой стороны.
В рамках данной модели образование рассматривается с позиции трёх уровней:
Исследование проводится в соответствии с едиными для всех стран-участниц инструкциями, разработанными Международным координационным центром. Все этапы исследования (от формирования выборки участников исследования, перевода и адаптации его инструментария, проведение тестирования и анкетирования до проверки и обработки данных) осуществляются под непосредственным контролем международных экспертов. В каждой стране назначается Национальный координатор исследования, который определяется в рамках Соглашения о сотрудничестве в области образования между министерством образования страны-участницы и Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений. Тем самым страна гарантирует доступность соответствующей инфраструктуры и ресурсов для проведения сравнительного исследования.
В качестве основы для разработки инструментария исследования используется специальный рамочный документ «TIMSS Assessment Frameworks and Specifications», в котором определены общие подходы к оценке образовательных достижений обучающихся по предметам естественно-математического цикла и разработке тестовых заданий, описаны виды познавательной деятельности, которые должны продемонстрировать учащиеся при выполнении заданий, перечислены основные факторы, характеризующие учащихся, преподавателей и образовательные учреждения, для анализа которых собирается информация в процессе анкетирования, приведены примеры заданий. При проведении максимально объективного тестирования, на основе которого сравниваются образовательные достижения учащихся разных стран, необходимо учитывать особенности систем образования в странах-участницах исследования. В связи с этим указанный документ разрабатывается специально организованной группой экспертов из стран-участниц и затем проходит экспертизу на соответствие проверяемого содержания учебным программам стран-участниц. Это делается для того, чтобы по результатам международного сравнения страны могли выявить сильные и слабые стороны математического и естественнонаучного образования в своих странах.
Инструментарий исследования включает:
Основным компонентом исследования являются блоки тестов, которые разрабатываются на основе следующих принципов:
Обеспечение связи тестов всех циклов.
При оценке образовательных достижений по математике используются задания различного типа (с выбором ответа, с кратким и полным развёрнутым ответом, практические задания). Задания разрабатываются по следующим темам: числа, алгебра, измерения, геометрия, работа с данными. Оцениваются следующие навыки: знания фактов и процедур, использование понятий, решение рутинных проблем, анализ, выдвижение гипотез, оценка, доказательства и другие.
При оценке образовательных достижений по естествознанию также используются задания различного типа (с выбором ответа, с кратким и полным развёрнутым ответом, практические задания). Задания разрабатываются по следующим темам: Биология. Химия, Физика, География, Окружающая среда. Оцениваются следующие навыки: знания фактов, концептуальное понимание, аналитические способности, умение обобщать, планировать, изучать и другие.
Дополнительное анкетирование, которое проводится в процессе исследования, предоставляет возможность сбора контекстной информации относительно социально-демографических характеристик учеников и преподавателей, организации учебного процесса по предметам естественно-математического цикла с точки зрения администрации учебных заведений, преподавателей, учащихся и их родителей, социального статуса семей учащихся, типа школы, учебных стандартов и требований, предъявляемых к общеобразовательной подготовке.
Объективность полученных результатов исследований образовательных достижений учащихся имеет прямую зависимость от проведения процедуры представительной выборки непосредственных её участников. Качественная представительная выборка участников исследования проводится согласно плану Международного координационного центра. Обязательным условием участия страны в исследовании является соответствие характеристик обследуемой совокупности требованиям Стандарта TIMSS.
Страна с большой территорией делится на страты, которые соответствуют административному делению государства. Для осуществления выборки страт собирается информация о численности учащихся исследуемой совокупности каждого региона. Сводный список регионов и школ составляется с указанием количества учащихся. Международный координационный центр посредством вероятностно-пропорционального метода проводит отбор не менее 150 школ-участниц от каждой страны. Отобранным школам присваивается четырёхзначный идентификационный номер. Одновременно определяются школы, которые могут заменить отобранные учреждения среднего образования в случае нарушения репрезентативности выборки (вследствие непредвиденных обстоятельств). Для каждой из школ определяется по две заменяющих.
В целях обеспечения сопоставимости результатов исследования в разрезе каждой страны-участницы обязательным является участие не менее 85% запланированного числа учащихся отобранных классов. Каждое действие в формировании выборки учащихся фиксируется в специальных формах, которые направляются в координационный центр TIMSS. Обследуемый контингент исследования — учащиеся 4-х и 8-х классов общеобразовательных учреждений страны составляет его генеральную совокупность. Из общего списка учащихся 4-х и 8-х классов, представленного страной, отбираются по 400 учащихся на 10 вариантов теста (по 4000 учащихся начальной и средней школы). Учащиеся, попадающие под исключение, относятся к исключённой совокупности. Оставшийся контингент участников составляет исследуемую совокупность.
- тонировка авто 5 или 15 какую пленку выбрать
- Как контролировать гнев и раздражительность советы