тип педагогических проектов изначально направленный на сбор информации о каком то объекте
Требования к оформлению педагогического проекта
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
«Проект» от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социо-культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социо-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.
Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:
— Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;
— Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;
— Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.
Педагогический проект – разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.
Типы проектов
А) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: эссе, исследовательские рефераты.
Б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.
В) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.
Г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: сообщения, доклады, страница педагогического сайта, медиа-проекты, педагогические блоги.
Д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Объем: не более 25 страниц (размер шрифта – 14 кегль, полуторный интервал, поля – 2,5 см, шрифт – Times New Roman).
Время защиты: 10–15 минут
2. Краткая аннотация проекта (не более 0,5 стр.)
3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).
4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).
5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. д.).
6. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).
8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).
9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).
10. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты, т. е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. д.) и/или результаты-эффекты, т. е. Социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач – количественная и качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта).
11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта.
Реферат по теме «Типология проектов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Джаджиева Татьяна Ивановна,
Учитель английского языка МБОУ Россошанской ООШ
Севостьянов 2016 год
Типологические признаки проектов……………………………………….4
Классификация проектов по типологическим признакам………..………5
Организация внешней оценки проектов разных типов……………….…12
Проектная форма работы является одной из наиболее актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе. Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.
Цель исследования данной работы – изучить классификацию типов проектов по типологическим признакам.
указать типологические признаки проектов;
дать краткую характеристику типов проектов в соответствии с их типологическими признаками;
обратить внимание на необходимость организации внешней оценки всех проектов.
Предмет исследования : метод проектов.
Объект исследования : типы проектов по типологическим признакам.
Методы и средства исследования : изучение научно-методической литературы по проблеме, метод анализа, использование Интернет-ресурсов.
Типологические признаки проектов.
Какие бывают проекты и как их следует структурировать? Это чрезвычайно важно не только для общего пони мания проблемы, но также и для того, чтобы учитель, разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, мог четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Знание типологии проектов поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К типологическим признакам проектов можно отнести 2 :
доминирующий в проекте метод или вид деятельности : исследовательский, творческий, ролево- игровой, информационный, практико- ориентированный и т. п.
предметно- содержательная область : монопроект ( в рамках одной области знаний) и межпредметный проект.
характер координации проекта : с открытой координацией, явной координацией и со скрытой координацией.
характер контактов : (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира) внутренний или региональный, или международный.
количество участников проекта (личностные, парные, групповые)
продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).
Классификация типов проектов по типологическим признакам.
По доминирующему в проекте методу различают следующие типы проектов.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования. Всё сказанное выше, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определённого этапа обучения.
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника и пр., плана сочинения, статьи, репортажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, Осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества эдесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом.
Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
Структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа очень схожа с предметно-исследовательской деятельностью, описанной выше.
Предмет информационного поиска.
Поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов.
Аналитическая работа над собранными фактами.
Дальнейший поиск информации по уточненным направлениям.
Анализ новых фактов. Обобщение.
Выводы (и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта).
Заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
По признаку предметно-содержательной области можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.
Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а так же достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную задачу, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работымногих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
По характеру координации проекты могут быть двух типов.
С открытой, явной координацией
В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников,· организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные и пр.).
Со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты)
В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта. Примером таких проектов могут служить известные телекоммуникационные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембриджский университет, Б. Робинсон), в которых в одном случае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь «научить» своих «коллег» грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых, других сделок. В третьем случае для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который» выступая в роли престарелого, немощного специалиста, направлял «экспедиции» участников проекта в разные регионы планеты и просил их сообщать ему обо всех интересных фактах, найденных их участниками при раскопках, задавая время от времени «провокационные ВОПРОСЫ», которые заставляли участников проекта еще глубже вникать в проблему.
По характеру контактов о проекты разделяются на внутренние и международные.
Международными проектами называются такие проекты, участниками которых являются представители разных стран.
Эти проекты представляют исключительный интерес, о чем подробнее будет рассказано во второй части книги, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий.
По количеству участников проектов можно выделить три типа проектов.
Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах).
Парные (между парами участников).
Групповые (между группами участников).
В последнем типе очень важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран). Роль педагога в этом случае особенно велика.
По признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам.
Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы).
Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по про грамме одного предмета или как междисциплинарные.
Средней продолжительности (от недели до месяца).
Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и долгосрочной продолжительности, то такие проекты (обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные) являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они представляют собой программу проектов. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя их отслеживать можно и на уроках.
Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например, одновременно практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или· иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.
Организация внешней оценки проектов разных типов
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки всех проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения.
Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать такую деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При этом и здесь, как и при обучении в сотрудничестве, оценка не обязательно должна выражаться в виде отметок. Это могут быть самые разнообразные формы поощрения вплоть до самого обычного: «Все правильно. Продолжайте». Или: «Надо бы остановиться и подумать. Что-то не клеится. Обсудите».
В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты. Но отслеживать работу все равно необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если такая помощь потребуется (но не в виде готового решения, а в виде совета).
Исследование проблемы позволяет сделать некоторые выводы.
Метод проектов зарекомендовал себя, как один из творческо- познавательных методов, повышающий мотивацию учеников к изучению иностранного языка. Метод проектов может позволить решить дидактическую задачу творческого применения языкового материала и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.
Но, следует заметить, что к какому типу не относился бы проект, любой из них требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно и нужно назвать творческим.
В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.
Внешняя оценка проектов любого типа необходима в целях отслеживания их эффективности и своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения.
Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. Пособие для студ. Лингв. Ун-тов и фак ин.яз. высш. пед. учеб заведений./ Н.Д. Гальскова, Н.И.Гез.-3-е изд., стер.- М.: Издательский центр « Академия», 2006
Бычкова А.В. Метод проектов в современной школе.-М.,2000.
Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка/ Т.В. Душеина// Иностранные языки в школе.-2003.-№5
Зачёсова Е.В.метод учебных проектов. Образовательная технология XXI века- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: doob-054.narod/animals.html/
Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку. Теория и практика.- [Электронный ресурс].-Режим доступа: itlt/edu.nstu/
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации кадров / под ред. Е. С. Полат. – М. : Академия, 2002. – 272 с.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это?/ Н.Ю.Пахомова // Методист, 2004– № 4
Палат Е.С.Новые педагогические технологии в системе образования. М.,2005.
Сергеев И.К. Как организовать проектную деятельность учащихся М.,2006.
1 Сергеев И.К. Как организовать проектную деятельность учащихся М.,2006.
2 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.
пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации кадров / под ред. Е. С. Полат. – М. : Академия, 2002. – 272 с.
3 Н. И. Колоскова Типологические особенности проектов в процессе изучения биологии. Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки). С. 98
Доклад по теме «Использование метода проектов в начальной школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕРТАНОВО»
«Использование метода проектов в начальной школе »
Учителя начальных классов
ГОУ «Центр образования «Чертаново»»
Гусевой Юлии Витальевны
Москва 2009-2010; 2010-2011 учебные года
Глава 1. Проектно – исследовательская деятельность младших школьников.
Из истории возникновения метода проектов.
Современные подходы к проектно – исследовательской деятельности учащихся.
Глава 2. Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении.
Метод проектов как педагогическая технология.
Основные требования к использованию метода проектов.
Структура и циклограмма учебного проекта.
Роль учителя в проектной деятельности учащихся.
Виды презентаций проектов.
Из опыта работы школ по использованию метода проектов в урочной деятельности младших школьников и во внеклассной работе.
Приложение (ученические проекты).
Перемены в экономическом и общественно – политическом строе России предполагают, что современная школа пересмотрит прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, умело добывать и применять полученные знания, тщательно обдумывать и принимать взвешенные решения и четко планировать свои действия. Воспитание коммуникативных навыков, толерантности, планетарного мышления становится актуальной задачей современного образования.
В книге Н.А.Бердяева «Самопознание» в главе «В начале моей жизни» русский философ так определяет свой учебный потенциал: «Мои способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном, творческом состоянии.. ». Эти слова не могут не привлечь внимание современного учителя, потому что проблема активного творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой.
Интерес к методу проектов со стороны школ сегодня очень велик. И это не дань моде или увлечению инновационными технологиями в образовании. Пожалуй, это дань времени: понятие «проект» вернулось в нашу жизнь как хорошо забытое старое, и оказалось востребованным не только в педагогике. Что ни день, мы слышим о проектах коммерческих, научных и т.д.
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Из истории возникновения проектного метода.
Зарождение проектной методики приходится на начало 20 века, когда после первой мировой войны первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработка модели воспитания и образования нового человека, содержания, организации и методов формирования его личности. Для подготовки такого человека требовались иные методы обучения, развивающие самостоятельность мышления, помогавшие бы ему уверовать в свои возможности.
В энциклопедическом словаре МЕТОД (от греч. – путь исследования или познания, теория, учение) рассматривается как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненной решению конкретной задачи. Анализ научной литературы показывает, что существует несколько подходов к понятию «метод обучения». С общедидактической точки зрения МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение целей образования (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.). М.И.Махмутов определяет метод обучения как совокупность приемов учебной работы. Е.И.Машбиц и Г.С.Костюк трактуют метод обучения как способ организации работы учащихся с учебным материалом. Мы под МЕТОДОМ ОБУЧЕНИЯ будем понимать способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на освоение знаний и способов учения.
Анализ литературных источников показывает, что в широком понимании ПРОЕКТОМ называют все, что задумывается или планируется. Понятие «МЕТОД ПРОЕКТОВ» является неоднозначным. Анализ работ российских и зарубежных исследователей (О.Н.Аринина, Л.И.Богомолова, В.В.Гузеев, Д.Питт, Г.К.Селевко), рассматривающих обучение методом проектов, свидетельствуют о сложности данного явления, широте и многообразии его трактовок. Ретроспективный анализ показывает, что теория и практика метода проектов активно развивалась параллельно в России и за рубежом в конце 19 – начале 20 веков в виде отдельных методических приемов или их совокупности – метода проектов. Но подходы к пониманию сущности этого метода в отечественной и зарубежной педагогике были разными.
Джон Дьюи (1859 – 1952), американский философ – прагматик, психолог и педагог, справедливо считается основоположником «метода проектов» в мировой педагогике. Ни в одной из своих работ он не употребляет слово «проект» применительно к педагогическому методу, но страницы его книг проникнуты пафосом утверждения связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества.
«… С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе…» (Из книги Д.Дьюи «Школа и общество»)
«Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова». Так писал в 1918 году один из основоположников «метода проектов», последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».
У.Х.Килпатрик полагал, что весь учебный процесс в школе должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:
— составление плана ее реализации;
— оценку ее выполнения.
Руководство самостоятельной деятельностью учащихся при решении проблем оставалось за учителем.
У.Х.Килпатрик выделял 4 вида проектов: созидательный (производительный), потребительский (рассчитанный на изготовление предметов потребления), проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения), проект-упражнение. Использование этих проектов, по мнению ученого, не только подготавливает ребенка к жизни его по окончании школы, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем.
А американский профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури писал: «В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово – за ребенком, последнее – за учителем», предложил первую в мире классификацию учебных проектов и выделил 4 группы :
«ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОЕКТЫ», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
«КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ», нацеленные на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака и др.
Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
В СССР метод проектов применялся в 1923 – 32 годах. Понимание сущности этого метода советскими педагогами (Е.Г.Кагаров, Т.Д.Корнейчик, Н.К.Крупская, Л.Левин, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, Е.Н.Янжул) отличалось от американского варианта прежде всего тем, что делался принципиальный упор на общественно – полезную, трудовую, идеологическую направленность всех проектов, уделяя познавательной деятельности мало внимания. Отечественные психологи и педагоги рассматривали метод проектов как подготовку к профессиональной деятельности, к самостоятельной трудовой жизни, «всестороннее упражнение ума», развитие творческих способностей. Множество трактовок метода проектов отразилось на многообразии его определений и названий – «метод проблем», «метод собственных открытий», «метод целевого действия», «активный метод», «гуманный метод», «жизненный метод», каждое из которых акцентировало внимание на той или иной стороне метода обучения.
Сущность и ценность метода проектов, по мнению американских и советских педагогов, состояла в том, что он позволял детям найти и выбрать деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы их силам, давало полезные знания и навыки, способствовало зарождению новых импульсов к последующим делам. В целом школьные проекты строились на действительном интересе детей к жизни и выступали прообразами жизненных проектов. В школьных проектах акцент делался на воспитание человека деятельного, предприимчивого, который научился бы сам составлять планы и проекты.
Современные подходы к проектно – исследовательской деятельности учащихся.
В последние годы все чаще на совещаниях различного уровня поднимается вопрос о творческой проектной и научно – исследовательской деятельности учащихся. Было рекомендовано попробовать данный вид творчества и в начальной школе. Учителя стали задаваться вопросом: что же представляет собой проектная и исследовательская деятельность учащихся в наше время применительно к образовательной школе?
В специализированных школах, гимназиях, колледжах и других подобных заведениях таким видом деятельности занимаются давно и довольно успешно. Но как применить все это в условиях обычной средней школы, в какой форме: на уроках, в кружковой деятельности, на факультативных занятиях или как-то по-другому?
Этот и другие вопросы, волнующие педагогов, обсуждались на организационной научно – практической конференции учащихся Москвы и Московской области в октябре 2001 года, которая была проведена под руководством Московского Комитета Образования в Доме Научно – Технического Творчества Молодежи на Донской и была посвящена научно – исследовательской и проектной деятельности школьников. Состоялись «круглые столы» по различным направлениям. Конечно, основное внимание уделялось средней и старшей школе.
На «круглом столе» по начальной школе высказывались очень разноречивые мнения по поводу данного вида творчества детей. Некоторые педагоги, правда, пытались рассказать об опыте своей работы, которую они ведут уже не первый год. По мнению остальных участников обсуждения, творческая проектная деятельность среди учащихся начальных классов может существовать лишь в какой-то элементарной форме (конструирование, рисование, игра и т.п.), а научно – исследовательская – практически невозможна.
Причинами чаще всего называли:
Физиологические особенности детей младшего школьного возраста;
Отсутствие необходимых для творческой проектной и научно – исследовательской деятельности общих знаний у учащихся начальной школы;
Отсутствие самостоятельности в выборе темы и работе над ней;
Недостаточный уровень системного аналитического мышления;
Трудности в построении гипотез и формировании самостоятельных выводов;
Неумение аргументировано строить доказательства;
Слабое владение техническими средствами по обработке информации (или не владение ими).
Почему же мы говорим о проектной и исследовательской деятельности (имея ввиду младших школьников), как о чем-то новом, неизвестном, и боимся подступиться к ней, сделать что-то не так, как требуется? Ведь все это – естественный процесс познания. Маленький ребенок с момента рождения уже начинает изучать мир. Значит, детство – самое подходящее время, чтобы начать готовить исследователя? Или, во всяком случае, помочь ему увидеть то, что «не лежит на поверхности» и помочь сохранить способность удивляться и смотреть на мир широко раскрытыми глазами.
Итак, проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самостоятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.
Подведем итоги. В российской педагогике все чаще звучит слово «проект». Многими учителями начальных классов понятие еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!
Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проект – это содержание обучения. Оно может быть частью учебного предмета, а может стать и отдельным предметом.
Проект – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природы проекта и урока – принципиально различны, и проектная деятельность может стать альтернативной классно – урочному обучению. Будущее школы – в балансе альтернатив.
Проект – это педагогическая технология, которая в настоящее время понимается как «комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. Любая педагогическая технология планируется с учетом того, что она может быть воспроизведена любым педагогом и обеспечит достижение намеченных результатов всеми учащимися».
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Проектно – исследовательская деятельность обучающихся является перспективным фактором развития московского образования, который позволяет комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развития личности в современном образовательном процессе. В московской образовательной системе наработан значительный опыт организации и развития проектно – исследовательской деятельности учащихся в различных формах и на базе образовательных учреждений различного типа, что является одним из важнейших источников развития столичной образовательной системы и обеспечивает лидерство Москвы в образовательном пространстве России и реализацию Москвой столичных функций.
Проектно – исследовательская деятельность учащихся является эффективной образовательной технологией, отвечающей целям и задачам модернизации образования и направленной на удовлетворение индивидуальных запросов, развитие творческих способностей личности, обеспечение интеллектуального лидерства России в будущем.
Метод проектов как педагогическая технология.
Долгое время в традиционной системе обучения акцент делался на усвоение готовых знаний, а само обучение происходило за счет эксплуатации памяти. В настоящее время основная цель обучения формулируется как развитие личности, формирование критического и творческого мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую – что предполагает владение определенными интеллектуальными умениями: анализом, сопоставлением, синтезом, прогнозированием. Но, главное он рассчитан на умение работать с различными источниками информации.
Основные требования к использованию метода проектов.
Наличие социально или лично значимой в исследовательском, информационном или практическом плане проблемы. Проблема может быть выдвинута перед проектной группой внешним заказчиком.
Планирование деятельности по реализации проекта с указанием конкретных действий, поэтапных сроков и результатов,
Самостоятельная (индивидуальная, парная или групповая) исследовательская деятельность учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы (участником проекта).
Наличие конкретного продукта деятельности – результата работы над проектом.
Представление заказчику и (или) общественности готового продукта. Иными словами, презентация продукта и защита самого проекта.
Таким образом, проект – это «пять П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» проекта – это его портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта – долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального – вне зависимости от его тематики.
Структура и циклограмма учебного проекта.
Проект – основные компоненты проекта – проблема требующая решения – практически значимый материальный или культурный продукт – презентация проекта.
Циклограмма долгосрочного (годичного) учебного проекта:
Этапы деятельности учащихся
Формулировка совместно с научным руководителем темы, проблемы, гипотезы работы
Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.
Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.