тип пищеблока в школе какие бывают

Инфраструктура школьных пищеблоков в России

Классификация предприятий ДШП по следующим признакам и типам материально-технической базы

По принципу производства обедов и завтраков:

По форме собственности заготовочных баз и школьных столовых:

По типу снабжения:

По объему производства и по количеству обслуживаемых школ комбинатами школьного питания:

По форме управления производственно- логистическими комплексами:

По форме финансирования:

По форме обслуживания:

По предоставляемым услугам:

По степени развития информационной системы:

По степени автоматизации учета на предприятиях

Порядка 87% школьных пищеблоков в Российской Федерации были оснащены технологическим, торговым, холодильным, нейтральным оборудованием и мебелью еще в советские времена. Степень морального и материального износа данного оборудования по оценкам авторов НИР составляет от 85 до 100% в различных регионах РФ.

тип пищеблока в школе какие бывают. Infrastruktura shkolnyh pishheblokov v Rossii. тип пищеблока в школе какие бывают фото. тип пищеблока в школе какие бывают-Infrastruktura shkolnyh pishheblokov v Rossii. картинка тип пищеблока в школе какие бывают. картинка Infrastruktura shkolnyh pishheblokov v Rossii

Пищеблоки школьного питания подразделяются на два основных вида:

Большинство российских школ оснащено оборудованием отечественного производства образца 60-х, 70-х, 80-х гг. прошлого века.

В структуре оснащения стандартного предприятий ДШП преобладает следующее оборудование:

Большинство российских школьных пищеблоков оснащены морально устаревшими электрическими или газовыми конфорочными плитами российского, украинского и белорусского производства. Данное оборудование не укомплектовано энергосберегающими узлами и потребляет электроэнергии почти в 2 раза больше чем современные пароконвекционные печи и плиты.

Почти все холодильное оборудование имеет материальный износ до 90-95%, холодильные камеры не поддерживают требуемый температурный режим хранения сырья и готовой продукции.

Пекарское оборудование представлено жарочными шкафами старого образца, так же избыточно расходующими электроэнергию. Нейтральное оборудование представлено преимущественно деревянными столами, подтоварные стеллажи выполнены из черных металлов и окрашены масляной краской, либо сделаны из дерева. Моечные из нержавеющей стали имеются только в 10% пищеблоков ДШП. В остальных пищеблоках моечные ванны сделаны из чугуна с поврежденным эмалированным покрытием. Механическое оборудование отсутствует повсеместно. Преобладает ручная нарезка овощей и фруктов, что значительно повышает риск дополнительного обсеменения продукции и передаче продуктам дополнительного бактериального заражения.

Приготовление готовых блюд, каш и супов осуществляется преимущественно в наплитных котлах из алюминиевых сплавов.

Инвентарь, используемый в предприятиях школьного питания имеет 90% износ. Повсеместно используются емкости из пластика и металлических сплавов, не имеющих допуска для контакта с пищевыми продуктами.

Одной из наиболее актуальных задач, связанных с повышением эффективности организации питания в учреждениях образования является техническое перевооружение объектов питания, внедрение современного технологического оборудования на основе прогрессивных технологий приготовления пищи и методов обслуживания учащихся. Важно при этом обеспечить комплексное решение проблемы перевооружения, решение при котором отдельные виды оборудования будут взаимоувязаны по технологическому назначению, типоразмерам, будут обеспечивать ресурсосбережение при эксплуатации.

В современных предприятиях школьного питания (4% от общего числа предприятий в России) используются следующие виды технологического оборудования:

Конвективные и пароконвективные шкафы (конвектоматы и пароконвектоматы)

Пароконвектоматы предназначены для приготовления широкого ассортимента кулинарной продукции, конвектоматы — для выпечки хлебобулочных изделий, запекания бутербродов, пиццы, разогрева замороженной пищи. При этом пароконвектомат является более универсальным аппаратом, включающим в себя как конвекционную печь, так и собственно пароконвектомат.

Для нагрева воздуха в конвектоматах используются специальные ТЭНы, а вмонтированный в камеру вентилятор создает постоянное движение (конвекцию) горячего воздуха. Для оптимального использования равномерно прогреваемого пространства в конвекционных печах на строго заданных расстояниях располагаются противни для выпечки (обычно размерами 600×400 мм), как наиболее часто используемые в специализированных заведениях типа пекарен. В этом оборудовании также возможно использование гастроемкостей GN 1/1- 530×325.

Пароконвектомат объединяет в своей конструкции традиционную пароварку и конвекционный жарочный шкаф. Наличие, кроме тепловыделяющих элементов, парогенератора с форсунками, подающими пар под давлением в рабочую камеру, и вентилятора позволяет реализовать широкий спектр режимов обработки пищевых продуктов: во влажном паре, сухом жаре, перегретым паром, регулируемым паром. Используются и различные комбинированные режимы, когда один продукт проходит несколько стадий обработки в различных режимах, последовательность и продолжительность которых задается в компьютерной программе. Совершенная система управления технологическими режимами — особенность пароконвектоматов. Система позволяет задавать температуру с точностью до долей градуса, влажность — с точностью до 2%, контролировать температуру внутри продукта, обеспечивать сложные технологические режимы с изменяющимися во времени параметрами.

Пароконвектоматы последнего поколения оснащены системами интеллектуального приготовления (IQT). Автоматизированные системы очистки рабочей камеры аппарата позволяют полностью освободить персонал от этой работы. С помощью специальных устройств можно контролировать несанкционированную работу персонала на пароконвектомате с помощью удаленного компьютера (из офиса, например) или по мобильному телефону.

Пароконвектоматы представлены моделями с различных объемов рабочей камеры, работающие как на газе, так и на электричестве.

Основные преимущества пароконвектоматов по сравнению с традиционными жарочными шкафами и другими видами теплового оборудования можно свести к следующему:

Самые простые пароконвекционные печи позволяют применить три основных способа приготовления пищи:

Этот набор функций дает возможность производить до 80% от общего числа всех операций по приготовлению.

Большой практический опыт использования пароконвектоматов в комбинатах школьного питания наработан в Москве. На центральных кухнях комбинатов школьного питания используются пароконвектоматы, рабочая камера которых одновременно вмещает 15-20 функциональных емкостей, устанавливаемых на передвижную тележку. Тележка может перемещаться по цеху, а при работе пароконвектомата вкатывается в рабочую камеру. Для разогрева охлажденной продукции непосредственно в школьной столовой или буфете может использоваться конвектомат меньшей производительности, например, на 6 функциональных емкостей. Те преимущества, которые дает использование этих аппаратов, позволило правительству Москвы принять решение, по которому осуществляется внедрение пароконвектоматов во все школьные столовые, а в новые школы — в обязательном порядке.

Многофункциональные пищеварочные котлы (комби — котлы)

Стационарные пищеварочные котлы являются обязательным видом основного технологического оборудования для организации централизованного производства кулинарной продукции. Как известно, используемые в настоящее в пищеблоках ДШП в России имеют объемом (от 60 до 250 л), и предназначены для осуществления варки супов, напитков, сладких блюд, овощей, круп для гарнира, приготовления тушеных и отварных блюд.

Современные комби-котлы, по сравнению с традиционными пищеварочными котлами, имеют несравнимо большие технологические возможности и обеспечивают существенно более высокое качество приготовления. Объем котла в зависимости от типоразмера варьирует в диапазоне 40-300 л.

Котел имеет встроенное механическое устройство и снабжен следующими функциями:

Использование комби-котлов позволит существенно расширить технологические возможности, а, следовательно, повысить качество продукции, кроме того, уменьшить потребность в производственных площадях и другом технологическом оборудовании, позволит экономить электроэнергию и рабочее время. Возможность охлаждения пищи, конструктивно предусмотренная в комби-котлах, позволяет применять их при централизованном производстве охлажденной кулинарной продукции без использования дополнительных устройств для интенсивного охлаждения.

Источник

Паспорт пищеблока общеобразовательного учреждения

тип пищеблока в школе какие бывают. 152219633840wfo. тип пищеблока в школе какие бывают фото. тип пищеблока в школе какие бывают-152219633840wfo. картинка тип пищеблока в школе какие бывают. картинка 152219633840wfo

пищеблока общеобразовательного учреждения

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 5» а. Кунчукохабль__________________

Адрес: Республика Адыгея Теучежский район а. Кунчукохабль, ул.

Телефон: 9 –__________________________________________________________

Расчётная вместимость школы: 320______________________________________________

Фактически детей: 54__________________________________________________________

В общеобразовательном учреждении имеется:

Столовая, работающая на сырье

Столовая – доготовочная (работающая на полуфабрикатах

Помещение для приёма пищи

2. Питание организовано на базе организации общественного питания (да/нет) __________________нет______________________________________________________

наименование организации: __________________________________________________

Санитарно-эпидемиологическое заключение имеется /отсутствует (нужное подчеркнуть).

3. Инженерное обеспечение пищеблока (да/нет):

Наличие резервного горячего водоснабжения

4. Для перевозки продуктов питания используется:

Специализированный транспорт школы

Специализированный транспорт базовой школы, обслуживающий учреждения образования

Наличие раковин для мытья рук

Отсутствует необходимое оборудование (указать)

Холодильник «Индезит», 2001г.

Шкаф жарочный электрической ШЖ ЭП-1; Мясорубка электрическая МЗ ТУ 27-51 ; Печка электрическая ПЭСМ-4.00.000 РЭ;

Весы настольные циферблатные РН-3Ц 1 ЗУМ;

Помещение обработки и хранения уборочного инвентаря

Склад сыпучих продуктов

Склад скоропортящихся продуктов

Складские помещения отсутствуют

7. Характеристика бытовых помещений для сотрудников пищеблока:

Санузел для сотрудников пищеблока

Стаж работы по специальности

Наличие оформленной личной медицинской книжки

работников пищеблока/ посудомойщицы

Учреждение, осуществляющее подвоз готовых завтраков

Питание детей в общеобразовательном учреждении:

· организовано/неорганизованно (нужное подчеркнуть).

· с предварительным накрытием (кол-во детей):____________________________

· через раздачу (кол-во детей): ___________________________________________

Рацион питания согласован с органами Госсанэпиднадзора (да/нет) _____да______ Наличие нормативно-технической документации и технологических карт ___да___

Источник

Виды пищеблоков

тип пищеблока в школе какие бывают. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. тип пищеблока в школе какие бывают фото. тип пищеблока в школе какие бывают-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка тип пищеблока в школе какие бывают. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea тип пищеблока в школе какие бывают. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. тип пищеблока в школе какие бывают фото. тип пищеблока в школе какие бывают-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка тип пищеблока в школе какие бывают. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f тип пищеблока в школе какие бывают. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. тип пищеблока в школе какие бывают фото. тип пищеблока в школе какие бывают-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка тип пищеблока в школе какие бывают. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 тип пищеблока в школе какие бывают. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. тип пищеблока в школе какие бывают фото. тип пищеблока в школе какие бывают-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка тип пищеблока в школе какие бывают. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

тип пищеблока в школе какие бывают. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. тип пищеблока в школе какие бывают фото. тип пищеблока в школе какие бывают-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка тип пищеблока в школе какие бывают. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

тип пищеблока в школе какие бывают. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. тип пищеблока в школе какие бывают фото. тип пищеблока в школе какие бывают-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка тип пищеблока в школе какие бывают. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

1. пищеблок, работающий на сырье;

2. пищеблок, работающий на полуфабрикатах.

Принципы планировки помещений пищеблока

При планировке производственных помещений необходимо соблюдать следующие требования:

1) принцип поточности (последовательности) технологического процесса, который исключает встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды;

2) принцип раздельности, когда сырая и готовая продукции обрабатываются в отдельных цехах и отдельным персоналом.

3) производственные помещения не должны быть проходными.

Набор помещений пищеблока, работающего на сырье:

1. складские помещения – загрузочная, холодильное оборудование для хранения скоропортящихся продуктов (мяса, рыбы, молочных продуктов), кладовая для хранения сыпучих продуктов, кладовая суточного запаса продуктов, кладовая для овощей;

2. производственные помещения – два помещения овощного цеха (для первичной и вторичной обработки овощей), участок (отведенное место) для обработки яиц, мясо – рыбный, холодный, горячий цеха, хлеборезка, цех мучных изделий, моечная кухонной посуды и производственного инвентаря, моечная столовой посуды, помещение для мытья и хранения тележек, тары, раздаточная;

3. служебные и бытовые помещения – раздевалка, комната персонала, душевая и туалет для персонала с комнатой личной гигиены, помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления моющих и дезинфицирующих средств.

Набор помещений пищеблока, работающего на полуфабрикатах:

1. загрузочная, кладовая для хранения сыпучих продуктов, помещение с холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов;

2. производственные помещения – горячий цех, моечная кухонной посуды и производственного инвентаря, моечная столовой посуды;

3. служебные и бытовые помещения – комната персонала, душевая и туалет для персонала с комнатой личной гигиены, помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления моющих и дезинфицирующих средств, моечная обменной тары, раздаточная;

Набор и площади помещений должны соответствовать мощности организаций и обеспечивать соблюдение санитарных норм и правил.

Источник

Основные понятия и положения темы. Строительство и оборудование пищеблоков осуществляют в соответствии со «Строительными нормами и правилами (СНиП II-Л8-71

тип пищеблока в школе какие бывают. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. тип пищеблока в школе какие бывают фото. тип пищеблока в школе какие бывают-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка тип пищеблока в школе какие бывают. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea тип пищеблока в школе какие бывают. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. тип пищеблока в школе какие бывают фото. тип пищеблока в школе какие бывают-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка тип пищеблока в школе какие бывают. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f тип пищеблока в школе какие бывают. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. тип пищеблока в школе какие бывают фото. тип пищеблока в школе какие бывают-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка тип пищеблока в школе какие бывают. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 тип пищеблока в школе какие бывают. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. тип пищеблока в школе какие бывают фото. тип пищеблока в школе какие бывают-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка тип пищеблока в школе какие бывают. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

тип пищеблока в школе какие бывают. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. тип пищеблока в школе какие бывают фото. тип пищеблока в школе какие бывают-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка тип пищеблока в школе какие бывают. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

тип пищеблока в школе какие бывают. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. тип пищеблока в школе какие бывают фото. тип пищеблока в школе какие бывают-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка тип пищеблока в школе какие бывают. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Строительство и оборудование пищеблоков осуществляют в соответствии со «Строительными нормами и правилами (СНиП II-Л8-71, СНиП 69-78 и др.)».

Условно пищеблоки можно разделить на 3 типа:

1. Работающие на сырье с полном циклом его обработки: столовые промышленных предприятий, пищеблоки больниц, детских дошкольных учреждений, школ-интернатов, пионерских лагерей и др.

2. Работающие на полуфабрикатах: столовые-доготовочные многих учебных заведений, кафе, пельменные и др.

3. Реализующие поступившую из других предприятий общественного питания готовую пищу: буфеты, буфеты раздаточные отделений больниц, школ, кафе-мороженое и др.

Правильный санитарный режим на пищеблоке обеспечивает рациональная планировка производственных и складских помещений, направленная на исключение встречных и перекрещивающихся потоков сырья и готовой пищи.

Пищеблоки, построенные по централизованному или децентрализованному принципу, обязательно имеют в наборе следующие помещения:

1.Складские помещения: разгрузочные площадки, холодильные камеры раздельного хранения мяса, рыбы, молочных продуктов, овощей, фруктов и зелени, отходов (с отдельным наружным выходом), неохлаждаемые кладовые для хранения бакалейных продуктов.

2.Производственные помещения: коренной цех (заготовкаовощей), мясной цех (в нем же допускается разделка птицы и рыбы на отдельно поставленных столах), холодный цех, кондитерский цех, хлеборезка, моечная кухонной посуды и тары.

3.Служебные и бытовые помещения: кабинет директора, бухгалтерия, гардероб для персонала, санитарные узлы, душевые, комнаты отдыха персонала, бельевая, инвентарная, гладильная.

4.Технические помещения: вентиляционные камеры, машинное отделение, мастерские.

Некоторые особенности имеет планировка пищеблоков детских дошкольных учреждений, малокомплектных школ, малокоечных больниц и др. Как правило, в этом случае пищеблок строят по централизованному принципу и располагают на первом этаже. Он должен иметь самостоятельный вход, лучше с территории хозяйственного двора. При правильном взаимном расположении помещений вход в кладовые (овощную и для сухих продуктов) и заготовочный цех происходит из тамбура. Вход же в варочный цех осуществляется через заготовительный цех, что обеспечивает правильный поток сырья и исключает перекрещивание потоков готовых блюд и сырых продуктов.

Пищеблок дошкольного учреждения может быть представлен в виде одного помещения для заготовки и приготовления холодных и горячих блюд, а также для мойки кухонной посуды.

В школах предусматривают буфеты. Для школ на 320 и более учащихся, а также школ-интернатов создают школьно-базовые столовые и комбинаты питания, которые должны обеспечить пищеблок школ полуфабрикатами высокой степени готовности, освобождая их от первичной обработки сырья. Это ускоряет приготовление пищи и упрощает систему завоза продуктов.

В школьной столовой, имеющей отдельный выход на участок, должны быть обеденный зал, кухня, овощной и мясорыбный цех, моечная, кладовая сухих продуктов, кладовая овощей и холодильные камеры. Площадь обеденного зала зависит от вместимости школы. Предусмотрено 0,65-0,75 м 2 на одно посадочное место при количестве посадочных мест, рассчитанных не менее чем на 25% учащихся.

Перед входом в столовую должны быть установлены умывальники (1 кран на 20 посадочных мест). Для улучшения обслуживания учащихся следует использовать механизированные линии комплектации завтраков и обедов, а также заблаговременную сервировку столов. Обслуживание младших классов может осуществляться в классных комнатах.

Во всех, производственных, служебных и бытовых помещениях проектируют разветвленную сеть холодного и горячего водоснабжения. Бытовые помещения должны быть обособлены от производственных помещений с тем, чтобы работающие в пищевых цехах не проходили через производственные помещения непищевых цехов. Туалеты должны быть как в бытовом секторе, так и в секторе производственных помещений.

тип пищеблока в школе какие бывают. 640 1. тип пищеблока в школе какие бывают фото. тип пищеблока в школе какие бывают-640 1. картинка тип пищеблока в школе какие бывают. картинка 640 1

Оборудование пищеблока. Все предметы оборудования изготавливают из легко моющихся, прочных, безвредных для здоровья материалов, устойчивых к
химическим веществам и высокой температуре.

Производственные столы на металлических ножках должны иметь крышки из прочного водонепроницаемого материала с гладкой поверхностью, желательно из мрамора или дюраля, или из нержавеющей стали. В связи с дефицитом этих материалов в настоящее время все еще применяют столы с деревянными крышками, обитые оцинкованным железом, к недостатком которых следует отнести быстрое стирание слоя цинка или полуды. Столы для теста (ленивых вареников, сырников и др.) изготавливают из гладко струганной фанеры.

Разделочные доски и ножи обязательно маркируют выжиганием:

Разделочные доски и ножи хранят в том же помещении, где используют.

Кухонную посуду изготавливают из нержавеющей стали, алюминия, железа (противни), чугуна (сковородки). Оцинкованную посуду (бочки, тазы) используют только для хранения сыпучих продуктов, а эмалированную посуду, вследствие непрочности покрытия и образования сколов, применяют редко.

Внутренняя поверхность посуды должна быть гладкой, не иметь пятен и царапин. Вся кухонная посуда должна иметь маркировку. На котлах и крышках ставят обозначение I, II, III блюдо, молоко, рыбные блюда, селедка, салаты. Для I и III блюд и молока на внутренней поверхности должна быть отметка объема в литрах. Кухонную посуду не разрешено ставить на пол, для этой цели должны быть специальные табуретки, подставки, стеллажи.

Требования к транспортировке, приему и хранению пищевых продуктов. Поступающие на пищеблок продукты должны иметь сопроводительную документацию установленного образца, качественные удостоверения с указанием даты и часа выработки, времени отправки продукта, условий и срока хранения, а так же сроков реализации.

При наличии всего одной холодильной камеры места хранения мяса, рыбы и молочных продуктов в закрытой таре должны быть строго разграничены с обязательным устройством легко моющихся полок. Масло сливочное, а также сыр хранят раздельно в таре или брусками, завернутыми в пергамент; нельзя хранить открытое масло вместе с другими остро пахнущими продуктами. Яйца хранят в таре или выложенными на лотки.

Хлеб доставляют ежедневно и хранят на полках (в шкафу) или в ларях, раздельно черный и белый, с целью предупреждения адсорбции запахов и закисания белого хлеба. Расстояние от нижней полки до пола не менее 35 см. Дверки шкафа (ларя) должны иметь отверстия для вентиляции.

Технология приготовления пищи.Большинство блюд и кулинарных изделий, изготовленных на пищеблоке представляют скоропортящуюся продукцию, которая должна быть реализована в течение 2-4 часов. Даже при непродолжительном хранении блюда теряют свежесть, а многие витамины и ценные вещества полностью или частично разрушаются, заметно ухудшая вкусовые качества продукта.

При приготовлении пищи на небольшом пищеблоке (детского учреждения) необходимо соблюдать следующие правила:

1. Обработка сырых и вареных продуктов проводится на разных столах, имеющих маркировку «сырые», «вареные», и при использовании соответствующих досок и ножей

А) Холодная обработка продуктов.

Холодная обработка продуктов включает сортировку, размораживание, мытье, зачистку, измельчение, формовку и пр. Во избежание размножения микроорганизмов размораживание (дефростацию) мяса и птицы проводят в специальных холодильных камерах при температуре от 0 до +6°С или на столе мясного цеха при +18°С, обеспечивая условия для постепенного повышения температуры в толще мяса до +2 +3°С. По окончании дефростации мясо моют и удаляю видимые загрязнения. Субпродукты и птицу размораживают в лотках при температуре +15, +18°С, разложенными в один ряд. Рыбу размораживают в холодной воде в течение 2-4 часов. Для уменьшения потерь минеральных веществ, растворяющихся в воде, в воду рекомендуется добавлять соль (7-8 г/л).

Крупу перебирают с целью удаления посторонних примесей и не обрушенных зерен и моют, а муку, сахар-песок, соль перед употреблением просеивают вручную на ситах.

Б) Тепловая обработка пищевых продуктов.

Тепловую обработку продуктов проводят в варочном (горячем) цехе. При действии высокой температуры в продуктах происходит изменение структуры белков, расщепление протопектина, набухание и клейстеризация крахмала, что, в свою очередь, приводит к изменениям цвета, запаха, вкуса, консистенции продуктов и способствует лучшему перевариванию.

Присутствующие в сырых продуктах и полуфабрикатах микроорганизмы при термической обработке погибают.

Во избежание попадания образующихся при разрубе мяса мелких острых косточек, прежде чем готовить первое блюдо, сваренный бульон обязательно фильтруют через сито или ткань.

Овощи, предназначенные для салатов и винегретов, следует варить в кожуре. Нельзя их варить накануне, так как в вареных продуктах создаются более благоприятные условия для размножения микроорганизмов.

Запеканки, омлеты выдерживают в духовом шкафу при температуре не менее 220-250°С не менее 8-10 минут. Приготовленные первые и вторые блюда до момента выдачи больным или детям могут находиться на горячей плите не более 2-3 часов.

Полученное с базы или фермы молоко обязательно процеживают через двойной слой марли для удаления возможных загрязнений и немедленно кипятят. Кипяченое молоко остужают в водяном охладителе (ванна с холодной водой) или путем использования наружного холода в чистом неотапливаемом помещении. Остуженное молоко хранят в плотно закрытых котлах или флягах при температуре не менее +6°С. Оно должно быть реализовано в течение данного дня. Нереализованные остатки молока при отсутствии ухудшения вкусовых качеств снова кипятят перед употреблением. Прокисшее молоко («самоквас») употреблять в пищу непосредственно запрещено, его можно использовать для выпечки пирогов, кулебяк, блинов и т.д.

В детских учреждениях (детских садах, школах, лагерях) творог в натуральном виде не употребляют, а, как правило, подвергают термической обработке, изготавливая сырники, запеканки, пудинги, ватрушки и т.д.

При организации питания в детских коллективах запрещено:

1)изготовление простокваши-«самокваса», творога и других кисломолочных продуктов;

2)приготовление блинчиков с мясом, макарон по-флотски, зельцев, студней, фаршмаков и паштетов;

3) употребление кремов, морсов, напитков, квасов;

4) категорически запрещено употребление грибов в пищу;

5) употребление фляжного, бочкового молока без кипячения;

6) творога и сметаны без термической обработки;

7) яиц и мяса водоплавающей птицы;

8) мяса, не прошедшего ветеринарный контроль;

9) запрещено принимать непотрошенных кур и индеек;

10)запрещены консервы домашнего приготовления;
11) заводские консервы без термической обработки;

12)запрещено использование остатков пищи от предыдущего приема.

Качество готовых блюд оценивают органолептическим методом по следующим показателям: внешний вид, цвет, запах, консистенция, вкус.

Вначале исследуют блюда, имеющие слабовыраженные запах и вкус (например, крупяные супы), а затем те блюда, запах которых выражен отчетливо.

Сладкие блюда дегустируют последними. Определяют кулинарную готовность и доброкачественность пищи.

Правила мытья посуды. Для мытья кухонной посуды используют цельнометаллические или изготовленные из нержавеющей стали ванны с подводкой к ним горячей и холодной воды. Кухонную посуду, мелкий инвентарь (доски, мешалки, ножи) моют в 2-х ваннах: сначала в горячей воде (40-45°С) с добавлением разрешенных моющих средств, а затем ополаскивают горячей водой (не менее 65°С) и просушивают на решетчатых полках. Металлический инвентарь после мытья следует прокаливать в духовом шкафу, мясорубки разбирают, промывают, обдают кипятком и тщательно просушивают. Моечные ванны по мере необходимости и по окончании работы очищают моющими средствами (порошки «Гигиена», «Пемоксоль»), ополаскивают и при необходимости дезинфицируют. Колоды для рубки мяса и рыбы зачищают от пищевых остатков и посыпают солью. Мочалки после мытья посуды и столов кипятят в течение 15 минут, просушивают и хранят в закрытой посуде.

— В первой ванне моют щеткой или мочалкой при температуре) +50°С с добавлением моющих средств, способствующих лучшей очистке и обезжириванию.

— Во второй ванне по эпидемиологическим показателям посуду дезинфицируют погружением в 0,2% раствор хлорной извести или хлорамина не менее, чем на 10 минут. Такая обработка посуды обязательна на всех предприятиях общественного питания, в том числе и в школах после окончания работы, в течение дня во вторую ванну добавляют моющие средства в количестве, в 2 раза меньшем, чем в первой ванне.

— В третьей ванне производят ополаскивание посуды чистой проточной водой с температурой не менее 65°С.

Просушивание посуды производится в сушильных шкафах или на полках-решетках.

Для борьбы с мухами и грызунами необходимо использовать механические средства истребления, а также обеспечить правильное хранение продуктов и приготовленной пищи. Применение химических препаратов категорически запрещено.

Санитарные требования к содержанию помещений. Чистота предприятий общественного питания регулярно проводимой уборкой и дезинфекцией помещений. Существует несколько видов уборки: ежедневно проводимая влажная (текущая) уборка, еженедельная с мытьём стен, окон, дверей (генеральная) и санитарный день, проводимый раз в месяц при закрытом объекте с дезинфекцией, дезинсекцией, дезратизацией.

Медицинские обследования персонала пищеблока. Основная цель медицинского обследования персонала состоит в охране их здоровья и предупреждении допуска к работе больных лиц или бактерионосителей, которые могут стать источником инфекционных заболеваний или пищевых отравлений.

Медицинскому обследованию подлежат все поступающие работать на пищеблок (связь с пищей, инвентарем, посудой, тарой). Обследование включает: осмотры терапевта, гинеколога, дерматолога с лабораторным исследованием на сифилис и гонорею 1 раз в 3 месяца, рентгеноскопию (1 раз в год), лабораторное исследование на гельминтозы и бактерионосительство на кишечную группу инфекций (а для работающих по указанию центра гигиены и эпидемиологии). Результаты медицинских осмотров и лабораторных исследований записывают в личные медицинские книжки персонала.

К работе не допускаются лица с открытой формой туберкулеза, туберкулезной волчанкой, туберкулезом костей и суставов, с наличием свищей. Не допускаются больные кишечными инфекционными заболеваниями и бактерионосители, а также больные венерическими заболеваниями, кожными заразными болезнями (чесотка, фавус, стригущий лишай и др.) и лица, у которых обнаружено носительство яиц остриц и карликового цепня. Лица, страдающие другими гельминтозами, подвергаются лечению без отстранения от
работы. Не разрешается приступать к работе лицам с гнойничковыми заболеваниями.

Работники, в семье, квартире или по месту работы которых выявлены больные или бактерионосители брюшного тифа, паратифов, дизентерии, вирусного гепатита и других кишечных инфекционных заболеваний, могут быть допущены к работе на пищеблоке только после предъявления справки о госпитализации больного и проведения специальных анализов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *