тип здания школы какие бывают виды
Строй-справка.ру
Отопление, водоснабжение, канализация
Навигация:
Главная → Все категории → Общественные здания
Проектирование школьных зданий в нашей стране в настоящее время переживает новый этап развития. Реформа средней школы, переход на односменность школьных занятий вызывают необходимость в создании новых более совершенных проектов общеобразовательных школ.
По характеру режима обучения и эксплуатации школы делят на обычные, школы продленного дня и школы-интернаты. Специфика школ-интернатов проявляется в составе школьных помещений (например, помещения для отдыха и спальные корпуса, увеличение вместимости столовой, актового зала и др.). В то же время с расширением системы продленного дня сглаживаются различия между составом помещений обычных школ и школ продленного дня.
По содержанию образования школы делят на обычные, специализированные (музыкальные, художественные, школы искусств и т. д.) и школы с преподаванием ряда общеобразовательных дисциплин на иностранных языках.
По стадиям обучения общеобразовательные школы подразделяют на начальные, включающие подготовительные, I. III классы, неполные средние, включающие подготовительные и I. VIII классы, и полные средние с подготовительного по X классы. В связи с проведением школьной реформы намечается постепенное введение во всех школах подготовительных классов.
Каждый тип школьного здания характеризуется количеством классов с различным соотношением потоков младших (I. III), средних (IV. VIII) и старших (IX. X) классов.
Общее количество классов и нормативная наполняемость (количество учащихся в одном классе) определяют вместимость школьного здания, характеризующуюся общим количеством ученических мест. Количество ученических мест в классах принимается: I. VIII-40 мест, IX. X-36 (в дальнейшем количество учащихся во всех классах предполагается уменьшить до 30. 35).
Изменения в организационно-педагогической структуре школы, в первую очередь — начального цикла обучения, который будет дополнен подготовительным отделением для детей 6. 6,5 лет, влечет за собой соответствующие изменения вместимости зданий.
В связи с этим предлагается следующая примерная номенклатура и организационно-педагогическая структура (соотношение количества потоков начальной, неполной средней и средней школ).
Здания начальных школ предназначены для небольших сельских поселков. Их допускается проектировать объединенными со зданиями детских яслей-садов на 25 и 50 мест (при условии устройства отдельных входов). Большие школы с количеством учащихся более 1000 предназначены для крупных городов.
При выборе типа школьных зданий в конкретных условиях следует отдавать предпочтение зданиям большей вместимости, которые оказываются экономичнее по стоимости строительства, эксплуатации и использованию территории. В них также можно лучше организовать учебный процесс, развивая общешкольные помещения (производственные мастерские, спортивный комплекс и т. д.).
Навигация:
Главная → Все категории → Общественные здания
«Типология архитектурных форм образовательных учреждений»
Московский государственный областной университет (МГОУ)
Факультет: ИЗО и народных ремесел
по дисциплине: « Типология форм »
на тему: « Типология архитектурных форм образовательных учреждений »
Студент 4 курса, гр. Дизайн Среды
Преподаватель: Мирончук Е.В.
Типология архитектурных форм образовательных учреждений.
К первой группе общественных зданий для образования, воспитания и относят следующие типы:
Детские дошкольные учреждения общего типа для детей с нормальным физическим и умственным развитием (детские ясли, сады), специализированные и санитарно-оздоровительного типа (для нездоровых или ослабленных детей, а также дома ребенка для детей, лишившихся родителей).
Общеобразовательные и специализированные школы и школы-интернаты, межшкольные учебно-производственные комбинаты.
Колледжи и лицеи с начальным профессиональным образованием, и учебные заведения для подготовки и переподготовки рабочих кадров.
Средние профессиональные учебные заведения.
Высшие учебные заведения.
Учебные заведения для подготовки и повышения квалификации специалистов.
К дошкольным образовательным учреждениям относят:
детский сад, детский сад общеразвивающего вида с несколькими направлениями развития детей( художественного, физического и т.д.), детский сад компенсирующего вида, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад комбинированного вида, центр развития ребенка.
Площадь земельных участков принимается из расчета 30-40 м2 на одного ребенка.
Земельные участки включают следующие функциональные группы: групповые площадки, физкультурную площадку, хозяйственную площадку, огород – ягодник, зеленые насаждения.
Объемно – планировочное решение.
Все помещения детских садов делятся на 3 большие группы:
1) Помещения для каждой группы детей – групповые ячейки( групповая и спальня)
2) Общие помещения – зал для музыкальных и гимнастических занятий.
3) Медицинские, служебно – бытовые помещения, пищеблок.
Объемно-планировочная компоновка здания детских учреждений подразделяется на три типа: линейная (централизованная), блочная, павильонная.
Линейная (централизованная) компоновка наиболее проста, имеет самые короткие связи между группами помещений, компактность плана способствует уменьшению площади застройки, протяженности стен, фундаментов и санитарно-технических коммуникаций. Централизованный тип, используемый при небольшой вместимости учреждения, предусматривает расположение всех функциональных групп в одном здании.
Ее применение наиболее целесообразно в северных районах и районах средней полосы.
Блочная компоновка позволяет изолировать отдельные детские группы, создать условия для лучшей ориентации и проветривания помещений, использовать сложности участка и рельефа местности. В зданиях блочного типа разные функциональные группы размещаются в разных блоках. Используется при вместимости дошкольного образовательного учреждения от 140 до 220 мест.
Павильонная компоновка применяется в районах с жарким климатом, где особенно важна максимальная изоляция групп между собой и хозяйственных помещений от детских групп, в условиях сейсмичности, сильно пересеченной местности. Павильонный тип применяется в основном для южных районов. В этом случае для каждой группы проектируется отдельное здание.
В зависимости от назначения различают:
общеобразовательные школы и школы-интернаты;
специализированные школы и школы-интернаты для углубленной подготовки детей;
оздоровительные и санаторно-лесные школы;
спецшколы для детей с отставанием физического и умственного развития.
Общеобразовательные учреждения включают:
— начальную, основную, среднюю общеобразовательные школы;
— среднюю общеобразовательную школу с углубленным изучением отдельных предметов;
По уровню образования общеобразовательные школы бывают трех ступеней обучения:
1 ступень обучения включает учащихся 1-4-х классов;
II ступень обучения включает учащихся 5-9-х классов;
— III ступень обучения включает учащихся 10-11-х классов.
Вместимость вновь строящихся городских школ по санитарным нормам не должна превышать в настоящее время 1000 человек, сельских малокомплектных школ для I ступени обучения — 80 человек, I и II ступеней обучения — 250 человек, II и III ступеней — 500 человек.
Общеобразовательные школы располагаются в микрорайоне с максимальным радиусом доступности от жилья 500 м. Здание школы должно быть удалено от «красной линии» не менее чем на 25 м.
Школьные здания размещают на хорошо проветриваемых участках.
Отступ от красной линии не менее 25 м, а от границы участка школы до жилых домов не менее 10 м.
Функциональные зоны пришкольных участков:
Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Все помещения школ делятся на две основные группы:
1. Учебные помещения:
классные помещения для 1-4-х классов
учебные кабинеты и лаборатории с лаборантскими для 5-11-х классов
помещения для трудового обучения и профессиональной ориентации.
2. Общешкольные помещения:
актовый и физкультурный залы; пищеблок; мастерские; административно-хозяйственные помещения; библиотека и др.
Основные композиционные варианты школьных зданий:
Линейная композиция может быть выражена в нескольких вариантах — Н-образная, крестообразная и др. Она довольно компактна, проста в конструктивном решении. Недостатком ее является трудно преодолимая «коридорность» интерьера. Линейная композиция целесообразна при сравнительно небольшой вместительности школ (до 20 классов) для центральных районов с относительно спокойным рельефом местности.
Периметральная композиция характеризуется размещением групп помещений вокруг открытого двора, который предназначен для отдыха во время перемен и различных школьных ритуалов. Такая композиция достаточно компактна даже при большой вместительности школы. «Закольцованность» горизонтальных коммуникаций создает удобства связи помещений, что важно при кабинетной системе обучения. Вариантом такой композиции может быть группировка учебных помещений вокруг зальных помещений
Блочная композиция наиболее гибка, она может быть представлена во многих вариантах. При этой композиции здание школы делится на функциональные блоки, соединенные между собой переходами или примыкающих друг к другу блоков без переходов
Композиция школьных зданий бывает представлена следующими
— Павильонный тип школьного здания обеспечивает максимальную дифференцированность учащихся с учетом возраста, позволяет разделять блоки по функциональным признакам, максимально учитывать гигиенические требования. Павильонная схема приемлема для районов с теплым климатом.
— Централизованно-блочный тип лежит в основе типовых проектов, наиболее распространенных в отечественный практике.
-Периметральный тип формируется вокруг замкнутого дворового пространства.
— Тип с развитым центром применяется для крупных школ, позволяет наиболее рационально организовать внеучебную деятельность.
— Компактный тип с крупным внутренним пространством.
— Концентрированный сверхкомпактный с гибкой планировкой обеспечивает значительную эффективность использования площади и позволяет преодолеть жесткость ячеистой структуры традиционных школ.
Размеры классных помещений устанавливаются из расчета 2 м2 на одного учащегося, но минимальная площадь классного помещения должна быть ≥ 60 м2.
Помещения для групповых занятий должны, кроме входа из классных помещений и специализированных кабинетов, иметь еще и вторые входы (возможно допускается через гардеробную).
Помещения для практических занятий используются преимущественно только для указанной цели.
Библиотека, читальный зал. Площадь помещения библиотеки ≥ 25 м2. В читальном зале следует устраивать звукопоглощающее, бесшумное покрытие пола. Освещенность мест для чтения должна быть ≥ 500 лк.
Рекреационные залы и дворы. Площадь помещения для пребывания учащихся во время плохой погоды назначается из расчета ≥ 0 0,5 м2 на одного учащегося. Это помещение может быть открытым только с одной стороны (по возможности, со стороны рекреационного двора). На открытой стороне, если пол зала выше уровня земли на 0,5 м и более, требуется устройство перил. В таком зале покрытие пола должно быть стойким к атмосферным воздействиям и безопасным для хождения.
Высота рекреационных залов и проходов ≥ 2,25 м.
Различают следующие виды классов : обычные классы, и специализированные кабинеты. Классы делятся также на основные (стационарные) и «кочующие». При системе стационарных классов каждый учащийся имеет свое постоянное классное помещение, которое он покидает лишь изредка (уроки гимнастики, пения, занятия по труду и т.п.). При системе «кочующих классов» учащиеся меняют классные помещения, а учитель имеет свое постоянное классное помещение.
Коридоры. Высота коридора должна быть 2,2 м. Нормальная ширина коридоров 2,5 м.
Тамбуры. Тамбуры должны отделяться от примыкающих к ним лестничных клеток и коридоров дверями, открывающимися в направлении аварийного выхода.
Лестницы. Нормальная ширина лестничных маршей 1,25 м, но не более 2 м.
Уборные следует располагать вблизи рекреационных дворов и рекреационных залов; в случае устройства больших централизованных уборных необходимо дополнительно предусматривать отдельные уборные на этажах.
Защита от шума. Учебные помещения и мастерские должны быть защищены от шума посредством таких конструктивных мероприятий, которые обеспечивают достаточную звукоизоляцию и хорошие акустические качества.
Полы должны быть надежными и легко очищаемыми. В учебных помещениях покрытия полов должны иметь минимальное число швов; при хождении не должно возникать ощущение охлаждения ног.
Учительская не должна выходить окнами на рекреационный двор. Площадь учительской (в зависимости от числа классов) около 60 м2.
2. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб. пособие. – М.: Архитектура – С. 2007.-280с., ил.
3. Бабуров А.О природе архитектурного ансамбля // Архитектура СССР, 1987
Тип здания школы какие бывают виды
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
Общеобразовательные школы и школы-интернаты
Дата введения 1974-01-01
ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР.
УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 4 сентября 1973 г.
ВЗАМЕН главы СНиП II-Л.4-62 и СН 402-69.
Глава СНиП II-65-73 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты» разработана ЦНИИЭП учебных зданий Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР при участии НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР.
С введением в действие главы СНиП II-65-73 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты» утрачивают силу: глава СНиП II-Л.4-62 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования» и изменения к ней, а также «Указания по проектированию зданий общеобразовательных школ и школ интернатов для сельских населенных пунктов» (СН 402-69) и пп.2.20, 4.25-4.32 «Указаний по проектированию населенных мест, предприятий и сооружений в северной строительно-климатической зоне» (СН 353-66).
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Нормы и правила настоящей главы должны соблюдаться при проектировании новых и реконструкции существующих зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов, а также интернатов при общеобразовательных школах (спальных корпусов).
Нормы не распространяются на проектирование зданий санаторно-лесных и специализированных школ и школ-интернатов (музыкальных, художественных и хореографических, а также для детей с дефектами умственного и физического развития).
Примечание. При проектировании зданий общеобразовательных школ и школ интернатов, а также интернатов при общеобразовательных школах (спальных корпусов) должны выполняться соответствующие требования других нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР.
1.2. Типы зданий школ и школ-интернатов должны приниматься согласно табл.1 и 2. Интернаты при школах должны проектироваться на 50, 80, 120, 160, 200 и 280 мест.
Здания с общим количеством учащихся, не указанным в табл.1 и 2, должны проектироваться по заданиям, составленным с учетом требований настоящей главы и утвержденным в установленном порядке.
Общее количество учащихся
Соотношение потоков I-IV, V-VIII, IX-X классов
Типы и назначение общеобразовательных учреждений
Введение
В настоящее время проектирование школьных зданий в нашей стране переживает новый этап развития. Появляются новые методы образования, школы корректируют учебные программы, добавляя новые предметы. При этом инновационный учебный процесс протекает в типовых зданиях, оставшихся от предыдущей социальной системы.
Появляется несоответствие учебного процесса и его материальной оболочки.
Реформа средней школы, вызывает необходимость создания более совершенных проектов общеобразовательных школ.
К общеобразовательным учреждениям относятся общеобразовательные школы I, II и III ступеней обучения, гимназии, лицеи.
I ступень обучения – начальное общее образование (1–4 классы), II ступень – основное общее образование (5–9 классы), III ступень – среднее (полное) общее образование (10, 11 или 9–11 классы).
Начальная общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельная школа, а также в составе основной или средней общеобразовательной школы (срок обучения в начальной школе 3–4 года).
Основная общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельное общеобразовательное учреждение с 1 по 9 класс включительно, так и в составе средней (полной) общеобразовательной школы.
Средняя (полная) общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельная школа Ш ступени, так и имеющая в своем составе школы I и П ступеней, (срок обучения – 2(3) года или 11 лет).
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов. Общеобразовательное учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее учебные программы среднего (полного) общего образования, в том числе программы углубленного изучения одного или нескольких предметов (иностранный язык (языки), физика, математика (физико-математика), химия, биология (биолого-химия), литература, история, экономика и другие предметы). С 8-х и 9-х классов П ступени образования начинает осуществляться дифференцированный подход в работе со школьниками и постепенный переход на углубленные программы. Существует как самостоятельное звено (Ш ступень) или имеет в своем составе школу I или П ступеней образования.
Общеобразовательная школа-лаборатория. Общеобразовательное учреждение реализует образовательные программы общего среднего (полного) образования и экспериментальные программы. Экспериментальные образовательные программы обеспечивают работу учреждения в инновационном режиме и на повышенном образовательном уровне, разрабатываются и реализуются при участии научных сотрудников, входящих в состав лаборатории. Школа-лаборатория имеет в своем составе три образовательные ступени. При необходимости включает в свою структуру дошкольное учреждение. Общеобразовательная школа-лаборатория может вводить начальную профессиональную подготовку.
Старшая профильная школа содержит 8–11-е, 9–11-е или 10–11-е классы с числом учащихся в классной группе – 20 учеников. Может быть многопрофильной или монопрофильной. Основными планировочными элементами, определяющими профильность школы, являются помещения практикумов, их назначение, число и площади определяются программами углубленного изучения предметов и соответствующей им педагогической технологии. По основным направлениям профилизации может быть принято от двух до нескольких практикумов.
Гимназия – общеобразовательное учреждение реализует обще-образовательные программы общего среднего (полного) образования, дает, как правило, обучающимся среднее гуманитарное образование углубленного типа со знанием двух-трех иностранных языков. Гимназия может иметь в своем составе только П и Ш ступени образования. Срок обучения – 7(8) лет;
Лицей– общеобразовательное учреждение реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, дает обучающимся углубленное изучение ряда предметов и профессиональную подготовку, а также обеспечивает непрерывность среднего и высшего образования. Лицей организуется как учреждение в основном Ш ступени образования, но может с 8–9 класса. Срок обучения 2(3) года или 4(5) лет.
Количество учащихся определяется исходя из демографического фактора и составляет: на 1 000 жителей – 110 мест в городах, до 180 – в поселках-новостройках. При этом максимальное количество учащихся в одной школе – 1 000 человек. Доступное расстояние от дома до школьного учреждения определяется так: для начальных классов – 15 минут пешком, для средних классов – 30 минут, для старших классов – 45 минут пешком.
Вместимость школьного здания зависит от общего количества ученических мест и количества классов.
Количество ученических мест в классах – не более 25.
Количество классов определяется различным соотношением потоков I, II и III ступеней обучения. Например, в средней школе, рассчитанной на три ступени обучения по одному классу на каждой из них, будет составлять 275 учащихся (т.е. один класс, умноженный на 11 лет, 11 классов по 25 человек в каждом). В школе с двумя параллельными классами на каждой ступени будет учиться 550 учащихся (22 класса по 25 человек). В школе с тремя параллельными классами – 825 учащихся.
В связи с этими данными предлагается следующая примерная номенклатура и организационно-педагогическая структура (соотношение количества потоков начальной, неполной средней и средней школы).
Выбор типа школьных зданий зависит от ряда конкретных условий. Так, при равных условиях следует отдавать предпочтение зданиям большей вместимости, которые, как правило, экономичнее по стоимости строительства, эксплуатации и использованию территории. Кроме того, в них лучше можно организовать учебный процесс, развивая общешкольные помещения (производственные мастерские, спортивный комплекс и т.д.).
Настоящие методические указания составлены для разработки проекта общеобразовательной школы, включающей 11 классов обучения. Вместимость проектируемого здания – 550 или 825 учащихся (по 25 учащихся в каждом классе).
Цель разрабатываемого проекта – создание более совершенного объемно-планировочного решения здания школы, отвечающего требованиям современного учебного процесса и санитарно-гигиеническим нормам.
Объемно-планировочное решение
Школьныездания рекомендуется проектировать универсальными: тогда они могут использоваться и в качестве школы, и как лицей или гимназия. Высота школьных зданий – два-три этажа, на затесненных участках допускаются четыре этажа, в том случае, если на четвертом этаже не размещаются помещения начальных классов. Высота учебных помещений – не менее 3,3 м от пола до пола вышележащего этажа. При этом необходимо учитывать следующие особенности: для 1. 4 классов всех школ предусматривают классные помещения; для 5. 9 классов неполных средних школ –классы-кабинеты и лаборатории; для 10, 11 классов средних школ – учебные кабинеты и лаборатории. (Приложение №2.)
Таким образом, в средней школе начиная с 4 класса вместо классных помещений предусматриваются специализированные учебные классы-кабинеты (математики, литературы и т.д.). Количество классов, учебных кабинетов и лабораторий определяется исходя из того, что все занятия проводятся в одну смену.
Помещения школьных зданий подразделяются на две обособленные группы: учебные и общешкольные. Рекреационный комплекс (форум), если он проектируется, занимает промежуточное положение.
Учебные помещения группируются в секции:
· для первых классов в секциях располагаются не более трех классных помещений со спальнями-игровыми (комнатами отдыха) и caнитарными узлами;
· для 2. 4 классов в учебных секциях следует предусматривать не более шести классных помещений с рекреационными помещениями и санитарными узлами, а также комнату труда и универсальное помещение для групп продленного дня;
· для 5. 11 классов в секции должны входить учебные классы-кабинеты, лаборатории, рекреационные помещения и санитарные узлы.
Общешкольные помещения: столовая, спортивный зал, актовый зал, административно-хозяйственные, медицинского обслуживания, вспомогательные и другие – должны размещаться по возможности изолированно от учебных. Но в то же время они должны быть связаны с ними горизонтальными и вертикальными коммуникациями.
Классы и кабинеты являются основными помещениями школьного здания, их качественные характеристики во многом определяют качество учебного процесса. Учебный класс в общеобразовательной школе, рассчитываемый на размещение 25 учащихся, включает одно- или двухместные парты для учащихся и рабочее место для учителя. Площадь класса принимают, исходя из нормы 3,3 м 2 на одного учащегося в первых классах, 2,5 м 2 на одного учащегося в классах для традиционных форм занятий и 3,0 м 2 в специализированных кабинетах и классах для групповых и индивидуальных занятий.
Форма и размеры класса зависят от рационального размещения столов и парт, достаточного освещения рабочих мест, а также от принятого конструктивного решения. Освещение столов и парт должно быть обеспечено прямым светом слева. Для мест, удаленных от окон, прямого света недостаточно, поэтому необходимо устраивать дополнительный подсвет через фрамуги в стенах, отделяющих класс от коридора, или верхний свет. Устройство классов удлиненной формы нежелательно, так как из дальних рядов плохо видно, Наиболее удобным считается класс квадратной формы, размеры сторон квадрата колеблются от 7,2 до 8,0 м, со сплошным остеклением и устройством дополнительного подсвета со стороны рекреации.
Вход в класс следует располагать со стороны доски около кафедры преподавателя. Количество классов со входом со стороны задних парт («оборотный класс») не должно превышать 25% от общего числа классных помещений.
В классных помещениях необходимо иметь следующую мебель и оборудование: двух- или одноместные парты, или столы по количеству учащихся, стол учителя, встроенные шкафы для хранения учебных пособий, книг и тетрадей, подвесную классную доску.
Современные классы и кабинеты оборудуют подставкой для диа- и кинопроектора у задней стены класса и устанавливают телевизор. Возможен вариант, когда телевизор и часть шкафов расположены за классной доской, которая представлена как дверца шкафа.
Лаборатории физики и химии рекомендуется располагать на первом этаже. Их оборудуют специальными ученическими лабораторными столами, демонстрационным столом-кафедрой и встроенными шкафами.
Типы классных помещений:
Для фронтальных форм ведения урока
Для групповых форм ведения урока
Для фронтально-групповых форм ведения урока
Рекреационные помещения являются существенным элементом учебной секции. Здесь учащиеся отдыхают во время перемен; в школах продленного дня рекреации, кроме того, служат для проведения внеклассной работы (кружков, игр и т.п.).
По форме рекреационные помещения могут быть двух типов – коридорного и зального. Зальное помещение более удобно. Рекреационное помещение коридорного типа должно иметь ширину не менее 4 м при одностороннем расположении классов и 6 м – при двухстороннем. Одна рекреация обслуживает 2. 6 классных помещений и принимается площадью 1,6 м 2 на одного учащегося.
Оптимальной рекреационной системой для наших средних школ является развитая система, в которой автономные рекреационные пространства связаны с главным общешкольным рекреационным пространством- форумом. (См. приложение № 4.)
Санитарные узлы делают на каждую или две смежные секции, раздельно для мальчиков и девочек; удобно располагать их у лестниц, однако, устраивать входы в уборные и умывальные из лестничных клеток запрещается. Входы в санузлы необходимо делать из рекреаций.
Информационно-технический центр школы – это центр по подаче информации и управлению учебным процессом. В его состав входят радиоузел, фотолаборатория, инвентарная для хранения технических средств обучения и аппаратуры. К числу новых помещений, связанных с техническими средствами обучения, относятся компьютерные классы, лингафонные кабинеты. Традиционная библиотека входит в него как один из составных элементов. Кроме чтения книг, хранимых в книгохранилище в школьной библиотеке, необходимо обеспечить возможность работы ученика с другими средствами хранения информации. Вероятно, доля этих материалов будет со временем возрастать, как будет возрастать и роль информационно-технического центра.
Помещения для трудового обучения – это учебные мастерские для мальчиков 4. 8 классов по обработке металла и дерева с инструментальным помещением при них, кабинет для девочек 4. 8 классов по изучению обработки тканей и кулинарии, мастерская для практикума 9. 11 классов с лаборантской. Эти помещения следует располагать на первом этаже (допускается размещение в цокольном этаже при наличии естественного освещения). В мастерской по обработке дерева необходимо предусмотреть дополнительный выход непосредственно наружу или через коридор, в который нет выхода из классных помещений.
Учебно-спортивные помещения – спортивный зал, раздевальня, душевые и уборные (раздельные для мальчиков и девочек), комната инструктора и снарядная для хранения спортивного инвентаря. По заданию в школе может быть устроен бассейн.
Размеры и количество спортивных залов зависят от вместимости школ, типа школ, и определяются задачами обслуживания населения. Минимальные размеры спортивного зала – 18×15 м, высота 4,6–6 метров. Оптимальный зал – это зал размером 36×18 м, высотой 7,8 м для игровых видов спорта.
Спортивные залы следует размещать изолированно от учебных секций в удобной связи со спортивным ядром, расположенным на участке школы. Снарядную размещают в непосредственной связи с залом, между снарядной и залом устраивают дверь или проем шириной не менее 2 м и высотой не менее 2,2 метра. Раздевальни должны быть связаны с залом непосредственно или через непроходной коридор. При каждой раздевальне должны быть душевая на два рожка и уборная с одним унитазом и умывальником в шлюзе.
Бассейн может быть с одной основной ванной размером 25х1,5 м (и более) и глубиной от 1,2 до 1,8 м или с основной ванной и ванной для обучения плаванию размером 10х6 м и глубиной 0,6. 0,85 метра. Для бассейна и спортивного зала могут быть устроены общие раздевальные комнаты или отдельные, но важно, чтобы проход из раздевальных к бассейну был устроен через душевые.
Помещение культурно-массового назначения – это универсальный зал: для малышей и актовый зал. В крупных школах, при условии дифференциации учащихся на возрастные группы, возникает необходимость устройства отдельного многофункционального зала для младших школьников, который мог бы служить одновременно: для физкультурных занятий, проведения собраний, занятий художественной самодеятельностью, проведения игр и т.д. Площадь такого зала должна быть размером 12×12 метра. При зале необходимо создать помещения для хранения инвентаря, раздевальни (возможно, и для киноаппаратной).
Актовый зал – киноаудиторию в учебное время используют для демонстрации учебных кинофильмов, проведения лекций, уроков пения; во внеурочное время – для проведения различных собраний, показа художественной самодеятельности и кинофильмов, а также для проведения торжественных вечеров. Количество мест в зале определяется из расчета 60 % общего количества ученических мест, а площадь – 0,7 м 2 на одно место. При актовом зале должны быть предусмотрены: эстрада (72 м 2 ), киноаппаратная (27 м 2 ), технический центр, радиоузел (48 м 2 ), уборная и умывальня.
В тех случаях, когда универсальный школьный зал предполагается использовать для проведения различных районных мероприятий, для жителей конкретного района, то рекомендуется это помещение выделять в отдельный блок с устройством вестибюля, включая гардероб. При этом блок зального помещения должен быть удобно связан с основными помещениями школы.
Столовая состоит из обеденного зала и кухонного блока. Обеденный зал проектируют с расчетом питания всех учащихся в три смены. При этом площадь зала определяют по норме 0,7 м 2 на одно место. Перед обеденным залом необходимо предусмотреть умывальники (один умывальник на 20 мест в зале).
Пищеблок рекомендуется располагать на первом этаже с удобным подъездом к загрузочной со стороны хозяйственного двора. Допускается размещение в цокольном этаже при заглублении не более чем на 1,5 м от уровня тротуара.
Складские и бытовые помещения для персонала допускается размещать в подвальном этаже при обязательном устройстве отдельного выхода наружу.
Вестибюли и гардеробы проектируются по-разному: единый вестибюль для всей школы с рассредоточенными гардеробами; раздельные вестибюли со своими гардеробами для разных возрастных групп, гардеробы для разных классов, размещаемые на первом этаже или по этажам в рекреациях. Площадь вестибюля с гардеробом и самообслуживанием принимают из расчета 0,3 м 2 на одного учащегося.
Выбор схемы расположения вестибюлей и гардеробов зависит от вместимости школы, ее типа, климатических условий строительства. Так, в малой школе рационально устроить один вестибюль с гардеробом, в крупной школе – отдельные вестибюли и гардеробы для младших и старших школьников. В районах с теплым климатом возможно устройство гардеробов непосредственно в рекреациях, что создает благоприятные условия для прогулок во время перемен.
Гардеробы для преподавателей выделяются из общей площади гардеробов. Их вместимость определяют из расчета: два места на одно классное помещение.
В вестибюлях проектируют тамбуры: в наиболее холодных климатических подрайонах IA, 1Б, и 1Г с тремя дверями; в I (кроме указанных подрайонов), II и Ш климатических районах – с двумя дверями, в IV климатическом районе – с одной.
Кабинет директора и канцелярию необходимо размещать смежно и вблизи главного входа в школьное здание. Учительская должна быть удобно связана с учебными помещениями. В крупных школах разрешается проектировать несколько помещений учительских, в связи с возрастными группами учащихся. Кабинет заведующего учебной частью рационально размещать рядом с учительской.