типология личности или какие мы разные раиль кашапов

Кашапов Р. Типология личности, или Какие мы разные

Эта книга о нас с вами О том, какие мы разные и в чем секрет этих различий. Знакомство с предлагаемой книгой позволит вам другими глазами посмотреть на привычный мир и понять, как нужно строить взаимоотношения с людьми, чтобы жить с окружающими в согласии и взаимопонимании.
Если вы любите все новое — факты, идеи, суждения, тогда наша книга будет вам интересна.

Я рад, что вы остановили свой выбор на моей книге, и благодарю вас за это. О чем она?
9

Эта книга о нас с вами. О том, какие мы разные и в чем секрет этих различий. Почему одни люди поступают в определенной ситуации так, а другие — иначе. Почему один человек добивается внутренней гармонии с самим собой легко, а другой — труднее.
Эта книга познакомит вас с многообразием характеров, типов людей. В ней вы узнаете о причинах конфликтов, о том, почему люди не понимают друг друга, о том, как нужно строить взаимоотношения с разными типами людей, чтобы жить с окружающими в согласии и взаимопонимании.
Я старался написать книгу так, чтобы она была понятна не только профессиональным психологам, но и людям, которые не знакомы с психологией. Я хотел максимально
4
сократить объем предлагаемых читателю учений, но сделать это так, чтобы не исказить их смысл. Если эта книга позволит вам несколько другими глазами посмотреть на привычный мир, увидеть среди окружающих вас людей знакомые типы, поможет избегать или легче переносить конфликты, оценить неповторимость личностей многих ваших знакомых, то автор будет считать свою задачу выполненной.
Эта книга адресована также любознательным читателям, которые любят все новое — знания, идеи, суждения, факты. Для них эта книга станет источником любопытного и интересного.
Читая эту книгу, каждый читатель, конечно, будет примерять характеристики и типы людей в первую очередь по отношению к себе. Будет искать те или иные черты характера у себя и, найдя их, будет радоваться или огорчаться. Но если вам покажется, что вы не похожи ни на один из описанных типов, или, наоборот, найдете много похожих на себя, не расстраивайтесь, а попробуйте сравнить эти типы с другими и выявить их положительные и отрицательные качества. Если среди родственников или друзей вы найдете типы, похожие на описанные мной, то не старайтесь переделать этих людей или приклеить им ярлыки. Ваши доводы и умозаключения могут быть ошибочными, ведь это всего лишь информация к размышлению.
Главная цель этой книги — показать многообразие человеческих натур («все мы люди, и все мы разные») и вывести

5
определенные закономерности, которые нужно учитывать во взаимоотношениях с окружающими людьми. Нужно принимать людей такими, какие они есть, и не стараться их переделать, перевоспитать. Например, иногда жене хочется переделать своего мужа в соответствии со своими представлениями о том, каким он должен быть (она— экстраверт, он — интроверт). Или начальник хочет, чтобы его заместитель все делал так же быстро, как он сам, не понимая, что они относятся к совершенно разным типам людей. Или мать третирует ребенка, изводя себя и его совершенно невыполнимыми для этого типа требованиями.
Понимание типов людей и закономерностей их поведения позволит сгладить острые углы в общении и воспитании, взглянуть на мир другими глазами, объяснить многие особенности поведения людей, их поступки и капризы.
Но как бы хороша ни была какая-либо типология, она не дает рецепта понимания характера или поведения конкретного человека (если это было бы так, тогда легко можно было, определив тип человека, прогнозировать его поступки и действия).
Психология как наука чрезвычайно сложна и в то же время обманчиво проста. Во время чтения книги все кажется ясным и простым, когда это касается других людей. Но подчас чрезвычайно трудно применить простейшие вещи по отношению к себе. Недаром говорят: «Чужую беду руками разведу, а к своей головы не приложу». Так и в психологии. По отношении к самому себе нужно проделать огромную работу, чтобы понять хотя бы некоторые свойства своей личности, характера и поведения.
Наверное, интересней, увлекательней, занимательней науки, чем психология, не существует. Психология— одна из самых молодых наук, и мы стоим только на пороге великих открытий. Я уверен, что XXI век пройдет под знаком психологии.
Эта книга открывается типологией К.Г. Юнга. Почему? Для этого есть несколько оснований. Во-первых, К.Г. Юнг —
4 6
величайший психолог и мыслитель XX века, внесший огромный вклад в понимание сущности человеческой психики и типологии человека. Его классический труд «Психологические типы» остается до сих пор наиболее фундаментальной работой по типологии личности. Во-вторых, типология К. Г. Юнга наиболее универсальна и применима во многих областях человеческой деятельности, таких, как психология, медицина, педагогика, бизнес, искусство, и т. п. Она является основой для работы в системе профориентации и профессионального отбора, широко используется в конфликтологии и т. п. Я думаю, что трудно представить по- настоящему образованного человека без знания типологии Юнга. В-третьих, Юнг говорил, что целью психологической типологии является не классификация людей по категориям, а типологическая система — это основанная на практическом опыте попытка построить теоретический каркас для объяснения безграничного разнообразия людей, лучшего понимания, изучения и объяснения человеческой психики.
Рассмотрим два примера. Каждый из нас, наверное, терял что-либо в своей квартире. В зависимости от наших особенностей мы ищем вещи по-разному. Один бегает по квартире переворачивает все на своем пути, открывает шкафы, вытряхивает содержимое сумок и карманов. А другой размышляет, куда

он мог положить эту вещь, вспоминая обстоятельства и время, когда это произошло. И только после этого он проверяет, там ли находится потерянное. Если веши в предполагаемом месте не оказалось, он старается и дальше опять восстановить цепь событий, отыскать хоть какую-то зацепку. В отличие от первого типа, второй тип не бегает лихорадочно по квартире, все вороша, переворачивая и раскидывая. Он ищет вещи мысленно и довольно успешно их находит. Этот маленький пример показывает два типа, две стратегии поведения. Ориентация людей на внешний, объективный, мир К Г. Юнг назвал экстравертированной установкой, или экстраверсией. А ориентация на внутренний, субъективный, мир, мир, «который в голове», он назвал интравертированной установкой, или интраверсией. В личности присутствуют обе установки, но обычно одна из них занимает главенствующую, доминирующую позицию и является сознательной, тогда как другая — второстепенной и бессознательной.
Человек обладает четырьмя основными психологическими функциями: чувством, мышлением, ощущением и интуицией. Но каждая из них у разных людей развита неодинаково. Одна из этих функций развита сильнее и поэтому играет в сознании доминирующую роль. Это высшая функция. Остальные функции выступают как дополнительные, вспомогательные, подчиненные высшей.
Во все времена люди пытались понять сущность мира, в частности своего собственного. Мышление дает человеку возможность сравнивать, сопоставлять, обобщать, выводить умозаключения.
Чувства рассказывают нам, в какой степени вещи являются для нас важными. Они определяют ценность вещей, позитивную или негативную. Чувства дают субъективные переживания радостей и удовольствий, боли и страха, гнева и горя, любви и страдания.
Ощущение передает конкретную действительность реального мира посредством зрения, слуха, обоняния, прикосновения и т. д.
8
Интуиция на основе бессознательных процессов, протекающих в мозгу человека, делает нас способными к предугадыванию будущих явлений или сути вещей, к «озарению». Интуитивный человек, сталкиваясь с фактами, чувствами, идеями, как бы целостно охватывает ситуацию, и знание приходит благодаря «непосредственному усмотрению». Знание возникает не в результате осознания фактов, идей, чувств, и т д., а как бы непосредственно, сразу, «мистически».
Представим себе тихий вечер, луну, освещающую все вокруг, темное небо с бесконечным множеством звезд на небе и человека, который, запрокинув голову, смотрит вверх.

Природу доминирующей функции у человека можно понять, если спросить его, что он видит. Если у него доминируют чувства, то он будет любоваться красотой вечернего неба луны и звезд, благоговеть перед природой. Если им управляют ощущения, то он увидит картину неба, луну, звезды как на фотографии неба. Если доминирует функция мышления, то он будет пытаться понять суть мироздания, движения планет, законы Космоса с точки зрения принципов, теорий, известных физических законов. И последнее. Если в человеке превалирует функция интуиции, то он все это будет рассматривать как нечто мистическое, стараясь раскрыть и понять картину в целом.
Часть лервая
ОСНОВНЫЕ ТИПОЛОГИИ XX ВЕКА
Глава 1
ABA МИРА, ABA МИРОПОНИМАНИЯ, ABA ТИЛА ХАРАКТЕРОВ, или типология К. Г. Юнга
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТРОВЕРТОВ К ЭКСТРАВЕРТОВ
По ТИПОЛОГИИ К. Г. Юнга* всех людей можно разделить сначала на два типа— экстраверты и интроверты, а затем каждый из этих типов можно подразделить еще на четыре типа. Тогда мы получаем восемь типов, по четыре в каждой группе: в группе экстравертов — экстравертированный мыслительный тип, экстравертированный чувствующий тип, экстравертированный ощущающий тип, экстравертированный интуитивный тип. В группе интровертов соответствен-
* Карл Густав Юнг (1875—1961) — известный швейцарский психолог, психиатр и философ. Основатель глубинной аналитической психологии. Всю жизнь «стремился постичь необъятную проблему души» человека. Его работы простираются от традиционных для психоанализа вопросов терапии психических расстройств до глобальных проблем существования человека в мире. Ввел термины «коллективного бессознательного», т. е. психических первообразов и архетипов. Разработал структуру личности и типологию характеров.
7 Часть первая
но — интровертированный мыслительный, интровертирован- ный чувствующий, интровертированный ощущающий и интровертированный интуитивный типы.
Экстраверты — это люди, обращенные к объекту, к внешней действительности. Это открытые люди, которые характеризуются интересом к внешнему объекту, готовно

стью воспринимать все, что происходит вовне, оказывать непосредственное влияние или оказываться под влиянием внешних событий. Экстраверты постоянно находятся в гуще событий, в месте событий, они хотят быть участниками этих событий и находят непосредственное удовольствие и удовлетворение в этом. Эти люди любят шумные компании, вечеринки, заводят много друзей и знакомых, часто без разбора, лишь затем, чтобы иметь ощущение нужности, важности в том окружении, в котором они могут себя показать. У экстравертов нет секретов, потому что они не могут их долго сохранять, так как вынуждены в силу своего характера делиться с другими. Как пишет К. Г. Юнг, они живут в других и через других, любые размышления о себе приводят их в содрогание. Часто их положительные стороны могут превращаться в отрицательные. Так, например, умение быстро ориентироваться в
Основные типологии XX века 101
новой ситуации, быстрая пластичность и приспособляемость могут вылиться в неразборчивость связей, чрезмерную общительность, болтливость и назойливость. Чрезмерная активность и напористость экстравертов ведет иногда к тому, что они вмешиваются в чужие дела. Если они увлекаются показом себя, то переходят в позерство и самовыпячивание и т. д. Как известно, слабые стороны — это всегда продолжение сильных сторон, но чрезмерно выраженное.
Интроверт, наоборот, — человек, обращенный вовнутрь, он весь в себе, внешнее его интересует мало, он больше заботится о своем внутреннем мире. Обычно

интровертов распознать труднее, их как бы нет иногда, настолько сильно они растворяются в толпе и компании. Это внешне спокойные люди, без эмоций, держащиеся в тени, неразговорчивые. Они не любят компании и редко первыми заводят знакомство. Стараются держаться в отдалении от внешних событий, не вступая с ни с кем в контакт, и проявляют как бы негативное отношение к ним. Часто они выглядят неловкими и неуклюжими в разговоре, нарочито сдержанными, застенчивыми, поэтому, по обыкновению, в компании производят впечатление как бы отстраненности и пренебрежительности по отношению к людям, которые расположены к ним всей
Часть первая
душой. Из-за этого интроверты сами испытывают неловкость и настраивают окружающих на недружелюбный тон. Если для экстравертов мир — это они сами, то для интровертов — это что-то извне, к чему они относятся с некоторым недоверием, подозрением, что этот мир «обманет, проведет, заберет у них сокровенное». Поэтому от внешнего мира интроверт отгораживается оборонительной системой. Эта система позволяет мирно сосуществовать с внешним миром и позитивно строить свои взаимоотношения, но в любом случае этот мир остается как бы не своим, непринятым и непонятным. По К.Г. Юнгу, эта оборонительная система состоит из «. скрупулезности, педантичности, умеренности и бережливости, предусмотрительности, правильности и честности, болезненной совестливости, вежливости и открытого недоверия».
Интроверт, который все самое сокровенное, все свои самые лучшие качества оставляет для себя, в своих раздумьях и размышлениях находит наибольшую радость и смысл своего существования Его внутренний мир — это и есть весь мир, который бурлит и в котором он находит безопасность спокойствие и уединение. В нем он чувствует себя «в своей тарелке» и готов проявить все, на что он способен. Здесь он проделывает огромную работу по собственной инициативе, по собственным законам и добивается прекрасных результатов. Это его сад, за которым он бережно ухаживает, лелеет и бережно растит, в котором он находит утешение, радость и победу. Внешнее — общественное мнение, какие-либо корпоративные законы, мнение знакомых — никогда ни в чем его не убедит, если его внутренние убеждения не найдут подтверждения в нем самом; только он сам решает что правильно, а что нет. Можно сказать, что, чем сильнее общественное мнение, тем сильнее интроверт закрывается в своей скорлупе. Полную свою безопасность он находит только в кругу очень ограниченного количества людей,

которых у него бывает очень и очень мало так как в выборе своих друзей и знакомых интроверт весьма разборчив В случае чрезмерного развития тех или иных черт бывает нетрудно понять, почему таких людей обвиняют, как пишет К.Г. Юнг, в «. холодности, гордыне, упрямстве, эгоизме, самодовольстве, тщеславии, капризности». Но они великолепно находят свое место в обществе там, где нужны характеристики, более сильно выраженные, чем у экстравертов. Например, они обычно более последовательны, более аккуратны и педантичны, более добросовестны, более бережливы, терпеливы и более спокойны и осмотрительны, чем экстраверты.
Эти две установки — экстраверсия и интроверсия — являются основополагающими, по ним отличаются одни люди от других. Эти две установки показывают непреодолимую грань между двумя видами. Экстраверты и интроверты различаются изначально так же, как и мир, который делится на тот, что существует в пространстве, и тот, что
9 Часть первая
существует в нас, в наших мыслях. Эти два типа людей никогда друг друга не поймут, потому что у них изначально, с самого рождения, отличный друг от

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Источник

Кашапов Р. Типология личности, или Какие мы разные

друга взгляд на мир как на объект и субъект. Только выяснив и поняв это, можно говорить о различиях двух типов в самом широком смысле слова как о различиях мировоззренчески-методологических. Все другие различия между людьми, другие типологии носят, более узкий характер. Юнговская типология — это глобальная типология. В дальнейшем мы увидим, что различные основы, которые берутся для типологии или квалификации людей, зависят от подхода, от критериев тех или иных ученых, которые выбрали за основу деление. Даже дальнейшая типология К. Г. Юнга, исходя из того, какая функция (мышление, чувство, ощущение, интуиция) преобладает в личности, является просто продолжением основной типологии.
Экстра&ерлн, м^исммне^ммый
Если у экстраверта преобладает среди других четвертая функция — мышление, то мы имеем экстравертированныи мыслительный тип. Человек, который обладает таким типом, всю свою жизнедеятельность строит, опираясь на умозаключения и интеллектуальные выводы, полученные из внешних источников, на объективные факты или общезначимые идеи. Для него решающее значение имеет объективная действительность или соответствующая ей интеллектуальная модель. Если такой человек обладает организаторскими или лидерскими качествами и вдобавок его интеллектуальная модель имеет общественно значимые цели, то он может сыграть значительную роль в истории как реформатор, публичный обвинитель, новатор, «совесть эпохи или нации». Но если вы где-то увидите брюзгу, самодовольного критика, моралиста, который хотел бы всех, в том числе и себя, втиснуть в свою интеллектуальную
Основные типологии XX века 101
модель, в свой штамп, то это и есть экстравертированный мыслительный тип.
Если человек не обращает внимания на свое здоровье, общественное положение, если его перестает интересовать благосостояние семьи, мораль во имя какого-либо идеала или общественной модели, то мы смело можем причислить такого человека к крайнему проявлению этого типа.
У некоторых индивидуумов этого типа часто страдают чувства. Они играют настолько незначительную роль, что даже понятие прекрасного, добра и зла экстраверты рассматривают через призму интеллектуальной модели или идеи, и насколько эта идея сильна, настолько мелочны, подозрительны, капризны и консервативны бывают чувства. Вся жизненная энергия такого типа направлена на мыслительные процессы, поэтому мышление его позитивно-прогрессивно и обычно имеет творческий характер. Но если такая личность пренебрегает другими функциями (ощущения, чувства, интуиция), тогда мышление начинает вариться в самом себе, то есть человек становится «крепок задним умом», потому что ограничивается тем, что в мыслях пережевывает, расчленяет, переваривает то, что свершилось.
10 Часть первая
Этот тип встречается чаще у мужчин, чем у женщин. Наиболее ярким примером человека такого типа можно считать Дарвина.
Если предыдущий мыслительный тип преобладает у мужчин, то названный тип преобладает у женщин, так как женщины— более чувствительные натуры. Такой человек живет, руководствуясь в основном только своими чувствами. У такой личности чувство часто подменяет мышление. Можно даже сказать, что он думает чувствами, настолько живет в чувственном мире. Поэтому у этого типа мыслительные процессы часто подавляются и мыслительные механизмы играют второстепенную роль, придаточную к чувствам. К.Г. Юнг приводит в качестве примера высказывание одного из людей такого типа: «Не могу же я думать того, чего не чувствую». Все мышление такой личности вращается вокруг чувства, и если мышление приносит логический вывод, противоречащий чувству, то обычно такой результат отвергается с порога. Такой результат даже не доходит до сознания, о нем просто не думают, поэтому мышление не служит чувствам. Наиболее наглядно стиль поведения человека такого типа можно понять при выборе объекта любви.
М

Основные типологии XX века 101
Женщинам такого типа чувство обычно всегда правильно подсказывает объект любви. Они не бросаются очертя голову в объятия кого попало и не строят свою жизнь также с кем попало. Обычно они выбирают объект любви, отвечающий всем их требованиям: возраст, образование уровень воспитания, мораль, отношение к семье и т. д. Для них не подходит пословица: «Любовь зла, полюбишь и козла».
Экстраверт осиусщгашцш
Если человек относится к этому типу, то нет более земного человека, живущего сегодняшними реалиями.
Его жизнь можно охарактеризовать словами «здесь и теперь». Он живет сегодняшним днем, наслаждаясь тем, что у него есть в данный момент, и сегодняшним ощущением. Он не склонен к самокопанию, даже не знает, что это такое, и обычно не стремится ни к славе, ни к власти. Его обычный мотив — иметь чувственные впечатления и по возможности наслаждаться ими. Для него ничто не может быть выше- конкретности и действительности. Для него наиболее подходит пословица: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Ему необязательно иметь приятные ощущения. Это те люди, которые любят сильные ощущения, и, согласно их природе, эти сильные ощущения должны идти извне, из окружающего
20
Часть первая
мира. То, что исходит из чувств, изнутри, кажется такому человеку болезненным и негодным. Экстраверт ощущающий обычно хорошо, со вкусом одевается, любит хорошую еду и гостей. Объект любви выбирает в основном по внешнему виду и внешним характеристикам.
У таких людей нет идеалов. Крайние индивидуумы таких типов превращаются в грубых искателей приключений или наслаждений, а может быть и то, и другое. Для них разум становится «умничанием», мораль оказывается праздным морализаторством и фарисейством, интуиция превращается в суеверие и мелочную навязчивость.
Экс«ира&ер*п ссшиусмш&ммс
Наиболее отличительной чертой этого типа является умение предвидеть. Он там, где все новое, он там, где есть возможность развития нового, он там, где должно произойти открытие, должны появиться новые пути. У него тонкое чутье на все, что зарождается и имеет будущее. Его не увидишь, не найдешь там, где уже все устоялось, обросло

Основные типологии XX века 101
мхом, где превалируют устойчивые и хорошо обоснованные связи. Он постоянно в движении, в поиске нового, даже если разум и его ощущения говорят ему оставаться на месте. Но его интуиция толкает его на новые начинания из боязни задохнуться устоявшимся.
У него своя мораль и свой взгляд на окружающее благополучие. Поэтому у него столь мало уважения к убеждениям и ценностным ориентациям окружающих, за что его могут считать безнравственным, беззастенчивым авантюристом.
Ввиду того, что интуиция у людей этого типа основывается на внешних данных, среди них часто встречаются биржевики, продюсеры, политики и т.д., которые часто добиваются выдающихся результатов. Если такие типы встречаются среди женщин, то большего успеха они добиваются в общественной жизни; они умеют завязывать нужйые общественные связи и пользуются ими для того, чтобы открывать новые возможности и новые направления. Поэтому такие люди играют большую роль в общественно- политической жизни. Они могут быть инициаторами многих начинаний и двигателями этих.идей. Никто не может лучше их создавать команды, сплачивать их вокруг себя для достижения нужной и новой цели. Хотя после достижения этой цели они могут оставить свою команду и идти к новым «заоблачным далям». В течение всей своей жизни экстраверт интуитивный растрачивает слишком много сил и энергии, потому что он оживляет людей и пространство вокруг себя, распространяет вокруг себя полноту жизни, которую, однако, проживает не он, а другие. Если бы он мог остаться у дел, то сполна вкусил бы их плоды, но ему слишком часто приходится отказываться от успешно начатого дела и мчаться за новыми возможностями.
12 Часть первая
ИНТРОВЕРТИРОВАННЫЕ ТИЛЫ
Интровертированный мыслительный тип довольно трудно распознать сразу, это человек в себе. В силу мышления, направленного внутрь, он питается только внутренними явлениями и фактами. Внешний мир ему дан постольку- поскольку. В нем пребывает только его тело, только его внешняя оболочка, и факты внешней действительности ему нужны только для придания внешнего лоска своим мыслям, идеям, учениям и жизни или приведения доказательств окружающим. Он постоянно находится под влиянием идей, которые, однако, вытекают не из объективного мира, а из субъективного слова. Он постоянно стремится к углублению своих идей, в отличие от экстраверта мыслительного типа, который стремится к расширению этих идей.
Во внешнем поведении он постоянно стремится к скрытности, незаметности, поэтому он как бы отгораживается от внешнего мира и может казаться посторонним, незнакомым людям неприступным, надменным, так как он человек в себе. Часто его внешнее поведение бывает неловким, иногда он чрезмерно заботлив, иногда беспечен, иногда детски наивен. Это тип этакого рассеянного ученого, постоянно думающего о чем-то. В продвижении своих идей
Основные типологии XX века 101
он бывает упорен и настойчив и не поддается чужому влиянию и воздействию со стороны. Но в то же время в повседневной жизни он позволяет себя эксплуатировать со страшной силой, и многие просто «ездят» на таких людях. Часто он становится жертвой честолюбивых женщин, которые его нещадно эксплуатируют, но если женщина еще и властная, то он оказывается у нее под каблуком. Часто таких людей можно видеть среди холостяков, тогда из них развивается холостяк-мизантроп с сердцем ребенка. Из известных людей можно привести пример философа Иммануила Канта.
Кмнра&ерик HyScm&ywtaftcc
Если интровертированно-мыслительный тип больше относится к мужчинам, то интровертированно-чувствую- щий — это более женский тип, т. е. чаще всего он встречается у женщин. По внешнему виду таких женщин очень трудно догадаться о глубоко бушующих внутри них эмоциях. Обычно они внешне спокойны, даже приятно спокойны, во всем внешнем виде у них есть какая-то мягкость.
Но часто, как присуще всем интровертам, определенная холодность, отгороженность проявляются только во внешнем поведении, а внутри бурлят эмоции, они как бы живут собственной жизнью. То ладят друг с другом, то вступают в
Часть первая
конфликты независимо от того, что происходит во внешней действительности. Пока они вмещаются во внутреннюю оболочку, их не видно, но наружу они выливаются бурно и страстно. Крайние проявления этого типа— властолюбивые, тщеславные, женщины, отличающиеся честолюбием, коварной жестокостью, что часто приводит к неврозам.
Жмкро&ерт outyu^iautuu,
Интровертированно-ошущающий тип строит свое поведение на основе того, что происходит в данный момент, но пропуская события через фильтр, который или увеличивает, или сглаживает эти ощущения. Если у экстравертированно- ощущающего типа поведение определено интенсивностью воздействия со стороны объекта, то интровертированно- ошущающий тип ориентируется только по субъективной интенсивности ощущения, которое было вызвано объективной действительностью. У него нет никакого пропорционального соотношения между объективной действительностью и реакцией на нее, поэтому со стороны нельзя сказать, что производит на него впечатление, а что нет. Если бы хоть что-то бросалось в глаза, то этот тип было бы легко определить. Но так как по внешнему виду не видно степени воздействия на него объекта, этот тип очень трудно обнаружить, напротив, он может обратить на себя внимание своим спокойствием, своей пассивностью.

Основные типологии XX века
Если объект воздействует слишком сильно, то интроверт ощущающий старается нейтрализовать или сгладить это воздействие. Так, например, слишком восторженное поведение подавляется, слишком низкое несколько возвышается, экстравагантное — упрощается, а необычное сводится к обыденному — и все для того, чтобы удержать воздействие объекта в должных границах.
По сравнению с другими интровертированными типами интроверта интуитивного легко определить. Это обычный тип человека — мистика-мечтателя, провидца, с одной стороны, фантазера и художника — с другой. Образ худож

ника Юнг считает более естественным для этого типа. Юнг пишет, что если он художник, то его искусство возвещает необыкновенные вещи, вещи не от мира сего, который переливается всеми цветами и является одновременно значительным и банальным, прекрасным и аляповатым, возвышенным и причудливым. Но если такой человек не художник, то он часто остается непризнанным гением, праздно загубленной величиной, чем-то вроде мудрого полуглупца, фигурой для «психологических» романов.
27
Часть первая
Глава 2
КАК ХАРАКТЕР ЗАВИСИТ ОТ СТРОЕНИЯ ТЕЛА, или типология У. Шелдона
Для того чтобы можно было определить критерии для разделения людей на группы, У. Шелдон* выбрал фотографии четырех тысяч обнаженных студентов, сфотографированных сбоку, спереди и сзади. На основе визуального антроскопического метода он выбрал наиболее несхожие группы людей. Таких групп оказалось три.
Первая группа, или первый тип, по внешнему виду был похож на Винни-Пуха (если, конечно, можно сделать такое

* Уильям Герберт Шелдон (1898) — американский ученый, врач, психолог. Работал в Чикагском, Гарвардском и Колумбийском университетах. Основные работы посвящены теории и практике типов темпераментов, взаимосвязи характера и строения тела.

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *