тьмутаракань это какой город сейчас
Где находится Тмутаракань?
Задайте кому-нибудь вопрос: «Где находится Тмутаракань?» Многих вы поставите в тупик. Нет, конечно, если кого-то нужно послать куда подальше, например, на край земли, то вспомнят обязательно Тмутаракань. Но где, собственно, она находится, вспомнить не так-то просто.
Тмутаракань – древнейший русский город, и находился он в древности не в каких-то экзотических краях, а на землях теперешней станицы Тамань в хорошо известном всем Краснодарском крае. Это место на побережье Чёрного моря издавна интересовало торговых людей, а заодно и завоевателей, которые все вместе и создали интересную историю Тмутаракани.
Давным-давно
Мы не будем забираться очень далеко в глубь веков, но остановимся на более-менее известных фактах. Считается, что этот город-порт, который назывался Гермонасса, был основан в VI веке до н. э. и входил в состав эллинского Боспорского государства. Соседями у него были Пантикапей и Горгиппия, которые мы сегодня знаем как Керчь и Анапу. Судьба Гермонассы для античного города вполне благополучна, она просуществовала целое тысячелетие, и только в VI веке нового тысячелетия её захватили тюрки, после чего и поселение стало называться Тумен-Тархан. Тюркскому каганату повезло меньше, уже в IX веке он распался, а город перешёл под хазарское правление и получил новое название Самкерц.
На карте хорошо видно местоположение Тмутаракани
Древнерусский след
Теперь самое время вспомнить отечественную историю и походы киевского князя Святослава Игоревича против Хазарского каганата. Эти походы окончились полным разгромом хазар. А на этих землях в X веке образуется Тмутараканское княжество со столицей, понятное дело, в городе Тмутаракань. Таким образом, мы отвечаем не только на поставленный вопрос, где что находится, но и сообщаем вам самое главное: Тмутаракань – это древнейший русский город, просуществовавший до конца XI века.
Тмутараканский камень является древнейшим свидетельством гидрографических работ Древней Руси и ярким археологическим памятником Тмутараканского княжества
В летописях встречаются варианты названия: это и Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань. Современники пишут о крупном торговом городе с гаванью. Именно через Тмутаракань осуществлялись экономические и политические контакты русских княжеств с народами Северного Кавказа и Византией. Город привлекал греков, аланов, хазар, славян и армян. В 1022 году князь Мстислав Владимирович, правивший Тмутараканью, построил здесь церковь Богородицы. А в 1068 году князь Глеб Святославович провёл исследования и прямо по льду измерил ширину Керченского пролива между древнерусским городом Корчевом (Керчью) и Тмутараканью. Это расстояние составило 14 тысяч саженей, или 24 (более привычных нам) километра. Но уже вскоре Древнюю Русь захлёстывают междоусобные распри, растёт давление Константинополя, и Киев в 1094 году теряет контроль над городом. Тмутаракань переходит под управление Византийской империи и получает новое название – Таматарха. Но, что примечательно, торговые отношения с Русью не были утрачены, пока эти связи не перекрыли половецкие набеги.
Рождение Тамани
В XIII веке город ненадолго входит в состав Золотой Орды и называется Матрикой, затем меняет хозяев и находится под властью купцов из Генуи (название опять меняется, но звучит похоже, теперь – Матрега). В 1475 году город попадает под власть Османской империи, после чего название становится уже вполне знакомым – Таман.
Монеты Тмутараканского княжества
В состав Российской империи город вошёл в 1792 году и получил привычное название Тамань, а с 1849 года поселение стало именоваться станицей, здесь обосновалась база флотилии Кубанского казачьего войска.
Смерть Володаря и Василько Ростиславичей. Миниатюра Лицевого летописного свода
В годы Великой Отечественной войны здесь шли ожесточённые бои за Таманский полуостров, и в 1943 году Тамань была окончательно освобождена от захватчиков. В самом начале нашего повествования мы говорили, что мало кто сможет рассказать о Тмутаракани. Сегодня вы сами сможете узнать об этом городе много интересного, если побываете в станице Тамань. Здесь расположен очень интересный археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань», наглядно рассказывающий о многовековой жизни людей в этих краях. Здесь постоянно ведётся поисковая работа, и эти земли являются самым настоящим кладезем сокровищ для учёных.
Тмутаракань
Тмутарака́нь — один из древнейших городов Tаманского полуострова, был расположен на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края.
Содержание
Общие сведения
История
После 1094 года упоминания о Тмутаракани исчезают из русских летописей. На протяжении XII века в византийских источниках Таматарха и окрестности упоминались как принадлежащие империи. В 1040-х годах Иоанн Цец писал о «стране матархов» как о части империи. Период господства Византии закончился с падением Константинополя (1204) в ходе 4-го крестового похода
Другие Тмутаракани
В «Списке русских городов дальних и ближних», помещавшемся обычно в летописях и сборниках XV—XVII веков, упоминается город Тмутаракань, показанный между Мирославицами и Остречьским городом на Десне, то есть на левом берегу Днепра. Такое использование исторического южного топонима для именования нового города встречается в этом списке и в случае города Корсуни на Роси, существующего и поныне и названного по имени византийской Корсуни-Херсонеса в Крыму.
Село Торокань существовало также в XIX веке в Кобринском уезде Гродненской губернии (Белоруссия).
Разговорное употребление
В русской разговорной речи слово Тьмутаракань ассоциируется с чем-то недосягаемо далёким и неизвестным, сродни за семью морями, неизвестно где — обычно с пренебрежительным оттенком — как синоним слова «глушь».
Исследования
На памятнике открыты фундаменты построенной в 1022 г. Мстиславом Владимировичем церкви Богородицы с примыкающим христианским кладбищем, остатки сырцовой оборонительной стены, развалины большого шести- или семиугольного сооружения (башня-донжон?). В пределах стен открыты резервуары для воды, давильня для винограда. Выявлена регулярная городская планировка: мощеные улицы, поставленные на каменный цоколь сырцовые дома с печами из сырцовых кирпичей. Со второй половины X в. городская планировка меняется – дома ориентированы углами по сторонам света. К жилищам примыкали небольшие дворики или хозяйственные сооружения без крыши, где размещались ямы-погреба и зернохранилища. Город был окружен несколькими кладбищами. За городищем находилась внутренняя гавань, соединенная с морем протокой. К югу от городища, на вершине горы Зеленской исследованы остатки монастыря XI в. К востоку от городища, под современной станицей расположены остатки генуэской и турецкой крепости.
Находки материальной культуры (амфоры, высокогорлые кувшины, кухонная, столовая, поливная керамика и пр.) в основной своей массе имеют греческое (византийское) происхождение и традиции. Большинство памятников эпиграфики также выполнено на греческом языке. Предметы славянской культуры очень малочисленны и связаны с пребыванием в городе русских князей, дружинников, монахов и торговцев.
В настоящее время территория городища объявлена музеем-заповедником.
Христианство в Таматархе-Тмутаракани
Зихская епархия Константинопольского патриархата с центром в Никопсисе известна со второй трети VI в., ее основная задача – христианская миссия, рассчитанная на проповедь среди населения Северо-Западного Кавказа – зихов. В середине IX в. кафедра Зихии была перенесена в Таматарху (Матраху) на Таманском полуострове. В третьей четверти XIII в. архиепископия была возведена в ранг митрополии. При этом архиереи продолжали сохранять титул «Зихийский». С конца XIV в. о митрополии ничего не известно, а уже в 1439 г. в Матрахе присутствует католический архиепископ.
Предстоятели Матрахи известны по сообщениям «Документов синодов Константинопольских патриархов» (для XI–XII вв.) и «Просопографического лексикона Палеологов» (в XIII–XIV вв.).
Анонимный архиепископ Зихии упомянут под 1023 г.
Между 1039 и 1054 гг. известен архиепископ Зихии Антоний. Антонию также принадлежат пять моливдовулов (печатей), обнаруженных на Таманском городище.
Второй половиной XI в. датируется анонимная печать проэдра Зихии.
Анонимный архиерей, иерействовал между 1081 и 1084 гг.
Упомянутый в Киево-Печерском Патерике монах Никола (Николай) был поставлен на кафедру Матрахи в конце XI в.
Под 1169 г. известен еще один анонимный архиерей Матрахи.
Впервые митрополит Зихии – Василий упомянут под 1285 г.
В письме Иоанна Апокавка (ок. кон. XII в.) упоминается церковный архиерей Зихии Феодосий, а в Типиконе Михаила Палеолога под 1394 г. – архиерей Зихии Никодим.
В XIV в. неоднократно упоминаются архиереи без указания имени: 1317–1318 гг. Зихо-Матрахский; 1364 г. Матрахо-Зихийский; 1366, 1382, 1393, 1394 гг. Зихийские.
Наконец под 1396 г. отмечается последний известный архиерей – Иосиф, митрополит Зихии и Матрахи.
Где находится тмутаракань
Тмутаракань – где находится такой город
Смысловые ассоциации с этим названием не очень приятны, даже слегка презрительны – далекая провинция, медвежий угол, край земли.
Тмутаракань, где находится такое место, – вопрос, часто ставящий в тупик.
Даже весьма образованные люди, учившие историю с географией на «пять», указывают точку на карте мира, начиная от библейских мест Синайского полуострова заканчивая территориями Индии и Китая.
На самом деле, Тмутаракань – древнейший русский город. Он был расположен на землях современной станицы Тамань в благодатном Краснодарском крае, ничего общего не имеющего с задворками мира.
Напротив, эти места всегда были историческим фронтиром.
Побережье Черного моря издавна привлекало сюда торговых людей, завоевателей многих стран и народов, которые внесли свой вклад в долгую, непростую, но очень интересную историю Тмутаракани.
Далекое прошлое
Так именовался город, входивший в состав Киевской Руси. Но, это далеко не первое и не единственное название этого поселения на Таманском полуострове. Жизнь никогда не затихала на этом месте. Лучше узнать Тмутаракань, где сейчас находится станица Тамань, поможет археологический комплекс «Гермонасса – Тмутаракань», наглядно рассказывающий о многовековой жизни людей.
Сменяя один другого в веренице лет, здесь существовали:
Точку в череде государственной принадлежности города поставили войска Российской империи, захватившие крепость в августе 1792 года.
Город получил название Тамань, а с 1849 года стал именоваться станицей, здесь была база флотилии Кубанского казачьего войска.
В ходе войны с фашистами здесь было много ожесточенных боев за Таманский полуостров. В 1943 году Тамань была освобождена от захватчиков.
Тмутаракань, где находится много культурных наследий древних поселений, – настоящий кладезь сокровищ для археологических экспедиций. Постоянно ведутся изыскания, приносящие новые результаты.
Был установлен интересный факт, что в 1068 князь Глеб Святославович по льду измерил ширину Керченского пролива между древнерусским Корчевом (Керчью) и Тмутараканью, составившее 14 тыс. маховых саженей или 24 км.
Это точно соответствует современному расстоянию между зданиями главных храмов этих городов того периода, что установлено археологами.
Этому способствовала находка в 1792 году Тмутараканского камня, древнего свидетельства гидрографических работ, с высеченной записью о промере расстояния Керченского пролива.
Настоящее Тмутаракани
Станица Тамань – это небольшой поселок в Темрюкском районе, в акватории Керченского пролива. Современная Тмутаракань насчитывает 10 тыс. жителей. Станица привлекает туристов со всей России своими достопримечательностями:
Современная Тмутараканьв 2008 году отпраздновала 2600-летие древнейшего российского города. Около Тамани в пос. Волна ведется строительство международного глубоководного порта для судов океанского класса с большой грузоподъемностью и осадкой. На строительной площадке «Тамань» ведутся масштабные работы по возведению моста через Керченский пролив.
Сегодня Тмутаракань, где находится много исторических достопримечательностей, это не только туристический комплекс, застывший во времени, но и населенный пункт, в который строительство Крымской переправы вдохнуло новую жизнь.
Тьмутаракань (2): под властью русских князей | ЛЮДОТА
(Начало)
В 986 году на Тамань вторглись дружины Владимира Красно Солнышко. Князь прошел по полуострову огнем и мечом, покорив крепость Таматарха и несколько соседних ей городов.
А затем отправился через Керченский пролив в Крым, взял город Корсунь (нынешний Херсон), где и крестился в 988 году. К этому времени Таматарха уже называлась на русский лад — Тьмутаракань.
Былой расцвет города, начавшийся при хазарах, продолжился и при новых хозяевах. Тьмутаракань выросла в размерах, теперь ее границы примерно совпали с античными.
Более того, на ее территории снова чеканили монеты.
Тьмутаракань по-прежнему удерживала славу крупного торгового города, с хорошей гаванью и пестрым населением. В ней обитали греки, аланы, хазары, армяне и славяне.
Какой процент от общего числа жителей приходился на русских, точно неизвестно. Думаю, что приближенные князя и дружина были русскими, ну или русскими и варягами. А вот данных про то, сколько русских проживало в городе и его пределах — такой цифры нет.
Князь Мстислав Храбрый
Первым князем Тьмутаракани стал Мстислав Храбрый. Он получил ее в управление от своего отца — киевского князя Владимира.
«Был же Мстислав могуч телом, — говорит летопись, — красив лицом, с большими очами, храбр на ратях, милостив, любил дружину без меры, имения для неё не щадил, ни в питье, ни в пище ничего не запрещал ей ».
Дружина была его опорой — и воины не раз оправдывали княжье доверие. Сражений на веку Мстислава Владимировича хватало.
Обломок меча 9-11 веков, обнаруженного вблизи современного города Купянск на Харьковщине.
Во времена Тьмуктараканского княжества эта территория входила в его состав.
Одно из самых известных случилось в 1022 году, когда он поддержал Византию в ее войне с Грузией. Тьмутараканская дружина ударила по аланам, союзникам Грузии.
В один из дней похода им преградило путь войско касожского князя Редеди.
Касоги — предки современных абхазцев и адыгов, скорее всего входили в племенной союз алан, что автоматически делало их врагами Тьмутаракани.
Вот что рассказывает летопись:
И, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: «Чего ради погубим дружины? Но сойдемся, чтобы побороться самим. Если одолеешь ты, возьмешь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое все».
И сказал Мстислав: «Да будет так».
И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя.
И сказал Мстислав: «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое».
И, пойдя в землю его, забрал все богатства его, и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов.
И, придя в Тмутаракань, заложил церковь святой Богородицы и воздвиг ту, что стоит и до сего дня в Тмутаракани.
Что интересно, эту церковь нашли только в 1955 году. Вернее фундаменты каменного храма, площадью 16,5 на 10,7 метров. Больше ничего от нее и не сохранилось.
Но вернемся к Мстиславу, который зарезал Редедю на глазах его войска. Договор был выполнен безукоризненно. Мстислав увез с собой жену и детей Редеди, причем отнесся к ним с уважением.
Сыновей Редеди он крестил христианскими именами Юрий и Роман, причем за последнего отдал свою дочь Татьяну.
В 1024 году Мстислав стал княжить в Чернигове, однако держал под контролем и отдаленную Тьмутаракань.
Дальнейшие события в жизни Мстислава, например, война с братом Ярославом Мудрым и раздел ими Руси, мало касаются Тьмутаракани. Так что обо всем этом я расскажу в будущем.
А я лишь упомяну, что умер он в 1036 году на охоте, и после смерти Мстислава Тьмутаракань стала принадлежать Ярославу.
Никон — летописец Тьмутаракани
Если Мстислав был военным героем Тьмутаракани, то летописец Никон стал ее культурным героем. Да и не только Тьмутаркани, а всей Древней Руси.
Появился он в Тьмутаракани после конфликта с киевским князем Изяславом. И вот как это произошло.
Будучи монахом Киево-Печерского монастыря Никон постриг в монахи двух приближенных ко князю людей. Взбешенный Изяслав вызвал к себе Никона, и потребовал, чтобы он «все вернул назад». Князю было отказано.
Тем временем, весь Киево-Печерский монастырь во главе с настоятелем собрался бежать из Киева. Новость тут же облетела весь город и князь поспешил помириться с Никоном.
Но вскоре Никон все-равно ушел из монастыря вниз по Днепру, достиг Тьмутаракани и обосновался в ее окрестностях. Вскоре в тех краях возник монастырь Пресвятой Богородицы, не дошедший до нас к сожалению.
Считается, что именно в стенах этого монастыря и появились первые записи об истории Древней Руси. Они говорили о событиях, которые происходили в пределах Киевского и Тьмутараканского княжеств.
Пройдет немного времени и их продолжит еще один легендарный летописец, Нестор. Так появится «Повесть временных лет» — главная хроника Древней Руси.
Но откуда мы знаем, что летопись писал Никон? Ведь это было тысячу лет назад!
Верно. Прямых доказательств нет, как нет и подписи Никона под текстом летописи. Автора можно только предполагать.
Но мы знаем, что Никон жил на два города — Киев и Тьмутаракань.
Так вот. События, описанные летописцем, происходили именно в этих городах, причем именно тогда, когда там жил Никон. Поэтому очень многие представители официальной науки склоняются к тому, что многие летописные сюжеты принадлежат перу Никона Печерского.
Князь Ростислав и греческий яд
И вот в то время, когда Никон жил в Тьмутаракани, у местного князя Глеба появился сильный соперник.
Двоюродный брат Глеба Ростислав не просто заявил свои претензии на власть. Он сумел прогнать родственника и сам стал князем Тьмутараканским.
Однако место это оказалось весьма нервным для него.
На следующий, 1065 год, отец Глеба черниговский князь Святослав Ярославич собрал дружину, взял с собой сына и направился к Тьмутаракани.
Они хотел спросить с Ростислава за обиду, но того уже не было в городе.
Ненадолго. Как только Святослав ушел из Тьмутаракани, Ростислав вернулся и, выгнав Глеба, снова вокняжился в богатом городе.
На следующий год, пишет летописец, когда Ростислав был в Тмутаракани и брал дань с касогов и с других народов, этого так испугались греки, что с обманом подослали к нему котопана.
Котопан, то есть, греческий военачальник, имени которого не сообщается, сумел втереться в доверие русского князя.
В конце января 1067 года Ростислав пировал с дружиной и приближенными. Котопан поднялся со своего места с чашей вина и сказал:
-Князь, я хочу выпить за тебя!
И на глазах у всех отпил половину чаши.
А затем протянул ее князю.
Отравление князя Ростислава греческим котопаном на пиру (Миниатюра из Радзивилловской летописи)
Не подозревавший измены Ростислав выпил ее, и сел на место.
А котопан вернулся назад в Корсунь и объявил,что князь Тьмутараканский умрет в течение недели после пира.
Так и случилось.
Корсуньцы не одобрили его поступок и побили котопана камнями.
А Ростислав умер 3 февраля и был похоронен в церкви святой Богородицы. Той самой, фундамент которой обнаружили в середине прошлого века.
Князь Глеб Святославич
В княжестве возникла опасная ситуация — город был лишен князя, а значит защиты.
При таком повороте событий явно страдала торговля, основной кормилец горожан. И жители Тьмутаракани упросили Никона, как человека авторитетного, помочь им.
Вскоре он уехал и через некоторое время привел в город уже знакомого всем Глеба Святославича с дружиной.
Глеб — это уже, можно так сказать, научный герой Тьмутаракани.
В 1792 году на Тамани нашли камень с надписью:
«В лето 6576 интердикт 6 Глеб князь море по льду от Тмутаракани до Корчева 14000 сажен.»
Тмутараканский камень. Надпись по верхней грани плиты. Древнерусский зал Государственного Эрмитажа.
Дата дана от Сотворения мира, в переводе на исчисление от Рождества Христова это лето 1068 года.
Грубо говоря, перед нами первое неоспоримое доказательство того, что в 11 веке в Тьмутаракани, а значит и вообще на Руси, проводили топографические работы. То есть, тысячу лет назад уже составляли карты, а не полагались только на звезды.
Много веков спустя, летом 1792 года, солдаты егерского батальона, строившие на таманском прибрежье редут, обнаружили большой мраморный блок.
Блок пригодился – и стал порогом казармы. Там он и оставался некоторое время, до тех пор, пока командир егерей премьер-майор Христофор Розенберг не разглядел на нем надпись:
И после этого Тьмутараканский камень ждала настоящая Одиссея!
Его решили показать адмиралу Мордвинову и погрузили на корабль, чтобы отправить его сперва в Севастополь, а затем в Таганрог. Однако адмиралы камней не ждут, и когда камень прибыл в Севастополь, его там не оказалось.
Пока корабль с драгоценным для истории грузом стоял на рейде, разыгрался шторм. Судно сорвало с якоря и оно оказалось ни много ни мало в Константинополе!
В Севастополь камень все-таки вернули – но уже через год. И вновь адмирала не оказалось на месте. Камень отправили ему вдогонку в город Николаев.
Видите древние буквы?
Там-то его и увидел… нет, не адмирал, а некий знакомый графа А. И. Мусина-Пушкина, занимавшего должность обер-прокурора Священного Синода Русской Православной церкви. И он тут же составил указание за подписью императрицы.
Камень был возвращен на прежнее место, измерен, обследован, снабжен ограждением. Затем перенесен в помещение церкви и установлен так, чтобы все желающие без проблем могли его разглядеть со всех сторон.
Затем камень переносят в Керченский музей и лишь оттуда, накануне Крымской кампании 1851 года Тьмутараканский камень перевезли в Санкт-Петербург на телеге.
Олег — наместник Византийского императора
Закат Тьмутаракани как русского княжества произошел во времена младшего брата Глеба, князя Олега Святославича. Того самого, который по словам летописца, трижды наведет поганых на русскую землю.
История Олега была весьма терниста, да и сам он вовсе не был ангелом-хранителем родной земли. Он пытался овладеть Черниговом, но не смог там удержаться и бежал в Тьмутаракань.
С тех пор Черниговское княжение станет для него главной целью в жизни.
И он ее добьется. Но вот какой ценой.
Через несколько месяцев половцы и хазары похитили его и силой отвезли в Константинополь. Затем была ссылка на остров Родос, женитьба на гречанке, и через два года — персональное разрешение вернуться в Тмутаракань.
Разрешение было дано не просто так. Сохранилось несколько печатей Олега, которые совершенно идентичны печатям наместников византийских императоров. На печати Олега, крещенного под именем Михаил, написано «Господи, помоги Михаилу, архонту Матархи, Зихии и всей Хазарии»
Та самая печать Олега Тьмутараканского
В 1094 году Олег наймет половцев и вместе с ними возьмет в осаду Чернигов, где правил тогда Владимир Мономах.
За те восемь дней, что длилась осада, окрестности города, в том числе, монастыри, были выжжены и разграблены.
Летописец пишет об этом так:
«Половцы же стали воевать около Чернигова, а Олег не препятствовал им, ибо сам повелел им воевать.
Это уже в третий раз навел он поганых на землю Русскую, его же грех да простит ему Бог, ибо много христиан загублено было, а другие в плен взяты и рассеяны по разным землям. »
Через восемь дней черниговский князь Владимир Мономах сдаст город Олегу, а сам уйдет в Переяславль.
После того, как Олег стал князем Черниговским, летописцы словно забыли о событиях в Тьмутаракани. Считается, что именно с 1094 года Русь и потеряла богатое княжество на Черном море.
Его хозяином снова стала Византия. До прихода Золотой Орды…
Литература
«Повесть временных лет»
Андрей Чернов, глава из книги «Хроники Изнаночного времени»
Тмутараканское княжество
Тмутараканское княжество, ТМУТАРАКАНЬ — древнерусское княжество на Таманском п-ове в X-XI вв. Центр — г. Тмутаракань.
Через Тмутаракань, располагавшуюся между Азовским и Черным морями, шли торговые пути, связывавшие Европу с Кавказом и Средней Азией. Тмутараканская земля упоминается в трудах иностранных авторов IX-X вв. В 941 г. дружина тмутараканского князя участвовала в походе киевского князя Игоря на Византию.
Есть некоторые основания предполагать, что после возвращения Игоря в Киев тмутараканский князь Хельгу совершил набег на византийские земли, а в 943-944 гг. напал на г. Бердаа в Закавказье. Некоторое время Тмутаракань находилась под властью Хазарского каганата, но вскоре оказалась в сфере влияния Киева.
С 988 г. в Тмутараканском княжестве правил сын киевского князя Владимира Святославича Мстислав Владимирович Храбрый, который расширил территорию княжества за счет земель касожских племен. Мстислав построил в столице своего княжества церковь Богородицы, позднее была учреждена Тмутараканская епархия. С 1024 г.
Мстислав вопреки воле своего брата Ярослава Владимировича Мудрого занял княжеский стол в Чернигове, сохраняя за собой и контроль над Тмутараканью. В 1026 г. Мстислав и Ярослав заключили соглашение о разделе Русской земли. После смерти Мстислава (1036) Тмутаракань, как и остальные его владения, отошла к Ярославу.
В 1054 г. князем Тмутараканской земли стал третий сын Ярослава — князь черниговский Святослав Ярославич, затем сын Святослава — Глеб. В 1064 г.
племянник Святослава Ярославича, князь-изгой Ростислав Владимирович, изгнал своего двоюродного брата Глеба из Тмутаракани. После его смерти в 1066 г. Глеб Святославич вернулся в Тмутаракань. В 1070-х гг.
Глеб перешел на княжение в Новгород, а на тмутараканском столе утвердился его младший брат Роман Святославич.
В 1077 г. в Тмутаракань явился младший брат Романа Святославича Олег, затем князь-изгой Борис Вячеславич. В августе 1078 г. Олег Святославич и Борис Вячеславич, призвав на помощь половцев, разгромили на р. Сожица войско Всеволода Ярославича и заняли Чернигов.
Но 3 октября того же года в битве с объединенным войском Изяслава и Всеволода Ярославичей на Нежатиной ниве рать князей-изгоев была разгромлена. Борис Вячеславич погиб, а Олег Святославич с небольшой дружиной вернулся в Тмутаракань. В 1079 г. Олег был уведен в плен хазарами, которые отправили его в Константинополь.
Несколько лет Тмутараканским княжеством управляли посадники киевского князя.
В 1083 г. в Тмутаракань вернулся Олег Святославич, который сумел заключить союз с византийцами и даже женился на знатной гречанке. В 1094 г. он ушел княжить в Чернигов.
К этому времени степи, разделявшие Русь и Тмутаракань, оказались под властью половцев. Возможно, до сер. XII в.
князьями Тмутаракани считались потомки Олега Святославича, но фактически Тмутаракань попала под власть Византии, которая владела этой областью вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII в.
автор статьи А. Королев
Тмутаракань
Тмутаракань (Тмуторокань), также известна, как Гермонасса, Таматарха — древний город на Таманском полуострове на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края.
Городище раскопано частично, так как большая часть его находится под жилой застройкой. Толщина культурного слоя достигает 12 метров. Раскопки производились с XIX до середины XX веков. В настоящее время территория раскопок объявлена заповедником, в перспективе создание музея-заповедника под открытым небом.
Содержание
История
Многолетние археологические исследования и письменные источники позволили идентифицировать городище со следующими историческими именами:
а также Самкерц, Самкуш. Арабские источники этого периода называют город Самкуш ал-йахуд ( т. е. Еврейский Самкуш ) что может указывать о существовании здесь большой еврейской общины, или о распространении иудаизма у хазарской знати.
Тмутаракань в X веке была обнесена мощной стеной из кирпича. В 1023 князь Мстислав Владимирович, правивший в Тмутаракани с 988 по 1036, построил здесь церковь Богородицы. В 1068 князь Глеб измерил море от Тмутаракани до Корчева (см. Тмутараканский камень).
Византийский период
В VI веке Боспор становится федератом или частью Юстиниановой Византии (Прокопий Кесарийский, Персидская война; Таматарха Прокопием не упоминается, однако Тамань входила в сферу влияния Боспора). Это подтверждается и сообщением Иоанна Малалы о назначениях на должность комита понтийских проливов (Хронография, Книга XVII).
Усиление Хазарского каганата в VIII — IX веках не прервало связи Таматархи с Византией: их связывали союзнические отношения, направленные сначала против экспансии арабского халифата, а затем и против варяжских грабительских походов, при этом политика Византии была направлена на господство на море и контроль портов и их окрестностей, существуют сведения, что Таматарха и была таким портом, расположенным на побережье, контролируемом хазарами.
Упоминание о Таматархе встречается также и в сочинении Константина Багрянородного Об управлении империей (X век); в нём Таматарха называется крепостью (глава 42).
Как уже упоминалось, что у Хазарского каганата и Византии в это время сложились союзнические отношения, так, например, хазарская крепость Саркел была построена византийцами по просьбе хазарского кагана и, судя по всему, Таматарха контролировалась Византией через херсонских стратигов.
Заинтересованность Византии в Таматархе достаточно очевидна — в том же сочинении Константина Багрянородного (глава 53) в списке нефтяных источников Таматарха стоит первой: Должно знать, что вне крепости Таматарха имеются многочисленные источники, дающие нефть — нефть использовалась в Византии для изготовления греческого огня и в окрестностях Керчи и на Тамани могочисленны находки остатков византийских амфор со смолистыми остатками на дне и стенках, люминесцентный анализ показал, что эти амфоры (в т.ч. XI и XII веков) использовались для перевозки нефти, по своему составу идентичной таманской и керченской.
Несомненно, захват Таматархи русскими в X веке поставил под угрозу не только интересы Византии в северном Причерноморье, разрушив русско-византийские отношения, кодифицированные договором 944 г., но и сказался на источниках её военно-морского могущества.
Всеволод Ярославович захватил Тмутаракань, Олег Святославович Черниговский был схвачен и по соглашению с императором Никифором III Вотаниатом, с которым у Всеволода были союзнические отношения, был сослан в Византию (на Родос); после этого в Тмутаракани в течение трёх лет правил посадник Всеволода Ратибор. Ссылка продолжалась в течение 1079-1081, но в мае 1081 Никифор III был свергнут Алексеем I Комнином.
Алексей I после прихода к власти, в ответ на норманскую угрозу начал интенсивно отстраивать военный флот, пришедший в упадок при его предшественниках.
Алексей I в поисках срочных мер по восстановлению морской военной мощи и отражения экспансии сийцилийских норманов на адриатическое побережье империи отозвал Олега Святославовича с Родоса, и женил его на Феофано Музалониссе — энергичный и честолюбивый Олег был прекрасной кандидатурой для осуществления контроля над боспорскими источниками нефти.
Осуществлению плана Алексея I способствовала и потеря Всеволодом Тмутаракани: в 1082 г. Володарь, сын отравленного византийским катепаном Херсона Ростислава, и Давид Игоревич изгнали посадника Ратибора. В 1083 г. при поддержке Византии Олег Святославович захватил Тмутаракань, и с этого времени по 1094 г.
, когда Олег Святославович вернул себе Черниговское княжение, Таматарха находилась под контролем Византии.
Легенды сохранившихся печатей Феофано и Олега подтверждают сложившуюся ситуацию: Господи, помоги твоей рабе Феофано, архонтиссе России, Музалониссе и Господи, помоги Михаилу, архонту Матархи, Зихии и всей Хазарии, причём печать Олега (в крещении Михаила) принадлежит к типу печатей провинциальных наместников византийских императоров.
После 1094 года Тмутаракань в русских летописях не упоминается, однако на протяжении XII века в византийских источниках Таматарха и окрестности упоминаются как принадлежащие империи, так, в 40-х годах Иоанн Цец писал о «стране матархов» как части империи, а Мануил I в 1166 г. титулуется в т.ч. и «государём зихийским и хазарским» — во многих источниках окрестности Таматархи упоминаются как часть Зихии.
Мануил I в соглашении 1169 г.
с Генуэзской республикой о торговле в Чёрном море разрешил генуэзским судам заходить в любые порты Чёрного моря, кроме Тмутаракани и России (Керчи), этот запрет был повторён и в соглашении 1192 г.
и Исааком II Ангелом. Период господства Византии закончился после взятия Константинополя в ходе 4-го крестового похода, после чего контроль над Таматархой перешёл генуэзцам.
Сленг
В русской разговорной речи Тмутаракань ассоциируется с чем-то недосягаемо далёким и неизвестным, сродни за семью морями, неизвестно где — обычно с принебрежительным оттенком — как синоним слова «глушь».
Другие имена городов, существующих или вымышленных, использующиеся в том же значении:
Ссылки
Литература
Категории:
Тмутараканское княжество
Тмутаракань впервые упоминается в «Повести временных лет». Также встречается в «Слово о полку Игореве». Существовал ли такой город? А если был, то где? Этими вопросами занимались многие историки.
Все решил камень
Одни источники утверждают, что в 1793 году служители Таврического егерского корпуса на о. Фаногория нашли камень с надписями, а по другим данным он был обнаружен в 1792 году на территории Таманской крепости. Есть и еще версии о том, кто и где нашел этот исторический предмет.
Достоверно известно лишь то, что эти письмена сделал князь Глеб Святославич в 1068 году. Он определил расстояние между Тмутараканью и Корчевым (теперь это г. Керчь) и зафиксировал это событие. Находка камня доказала существование Тмутаракани и подсказала ее местоположение.
В настоящее время увидеть древнейший исторический памятник палеографии можно в Эрмитаже.
История возникновения
Тмутаракань, город, который был основан греческими поселенцами в 6 в. до н. э. (тогда назывался Гермонаса), был захвачен Тюрским каганатом, а затем перешел под власть Хазарской империи. В 965 году киевский князь Святослав Игоревич совершил поход против хазар. Предположительно, в этот период и образовалось Тмутараканское княжество. Русским оно было в 10-12 веках.
Занимало Таманский полуостров и часть Крыма. Под контролем были Кубань и Нижняя Волга. Город Тмутаракань был столицей княжества.
Правители
В связи с тем, что княжество находилось далеко от Киева, в Тмутаракань отправлялись, в основном, князья, чем-то неугодные правящей власти. Всего известно восемь правителей тмутараканского княжества:
Жизнь князей в Тмутаракане отнюдь не была спокойной. Она наполнялась междоусобными конфликтами, постоянными набегами зависимых народов, стремившихся избавиться от гнета, а также активными внешнеполитическими и экономическими действиями.
Например, стал легендарным поединок князя Мстислава и вождя касогов Редедя. После одержанной победы, правитель Тмутаракани забрал жену и детей поверженного к себе, а касожский народ должен был выплачивать дань. Про эту схватку можно прочесть в Лаврентьевской летописи. Этот же исторический эпизод запечатлел Николай Рерих на своей картине.
Повседневная жизнь княжества
Выход к морю и удобная гавань позволяли вести активную торговлю, которая приносила существенную прибыль и гражданам, и государству. На прибрежных землях жители занимались:
В городах процветали ремесленники. Население было многонациональным.
Основной религией было православие. Строились храмы. Например, Князем Мстиславом, после победы над Редедей, была возведена церковь Богородицы. А игумен Киево-Печерский, летописец Никон недалеко от Тмутаракани, основал монастырь.
Город строился и развивался. Однако, удержать южные владения Киевской Руси не удалось.
Последнее упоминание в летописи о Тмутараканском княжестве датируется 1094 годом.
Тмутаракань в наши дни
Сейчас территория, на которой находилось княжество, неотъемлемая часть России. Тмутаракань – это станица Тамань, находится в Темрюкском районе Краснодарского края. Место древнего города теперь является музеем-заповедником, в котором ведутся археологические изыскания.
Главные сохранившиеся археологические памятники тмутараканского княжества:
Тмутаракань
тмутаракань википедия, тмутаракань
Координаты: 45°13′09″ с. ш. 36°42′51″ в. д. / 45.21917° с. ш. 36.71417° в. д. / 45.21917; 36.
Раскопки Гермонассы-Тмутаракани, 2008 | |
Область | Краснодарский край |
Другие названия | Гермонасса, Самкерц, Таматарха, Матарха, Матрика, Матрега, Таман |
Название городища | Археологический комплекс Гермонасса-Тмутаракань |
Этнохороним | тмутараканец, тмутараканцы |
Современная локация | Станица Тамань,Краснодарский край, Россия |
Тмутарака́нь — один из древнейших городов Таманского полуострова, был расположен на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Город носил это название, когда входил в состав Древнерусского государства.
Эксклавы Белая Вежа, Олешье и Тмутаракань на карте Древнерусского государства XI века.
Содержание
История
Город был основан греками с острова Лесбос и получил название Гермонасса (др.-греч. Ἑρμώνασσα) в VI век до н. э. Вошёл в состав Боспорского царства.
С самого начала город имел двухэтажные каменные дома, которые содержали печи и зернохранилища. Здания крылись черепицей и содержали по 5 комнат. В центре города располагался акрополь. Неподалёку от города располагался храм Афродиты.
В VI веке Боспор стал федератом или частью Византийской империи Юстиниана I.
В VI веке город был завоёван Тюркским каганатом и с этого времени получил новое название — Тументархан, которое происходит от тюркского титула тархан и слова тумен, обозначавшего у кочевников войсковое подразделение в 10 тысяч человек.
Вскоре, после распада Тюркского каганата, Тументархан стала хазарской и в источниках IX—X веков иногда именовалась Самкерц. В результате воздействия набегов Тумантархан превратился в крепость.
Византийское влияние не прекратилось: земляночные и юртовые постройки для города не характерны. В это время население города было полиэтничным — здесь селились греки, армяне, хазары, аланы.
Пёстрой была и религиозная ситуация: христианство соседствовало с иудаизмом и язычеством. Основная часть населения была занята в торговле. Также жители занимались виноделием.
После разгрома Хазарского каганата в 965 году (или, по другим данным, в 968—969) киевским князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Киевской Руси. Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань) — столица древнерусского Тмутараканского княжества (2-я половина X — XI).
В это время известен как крупный торговый город с гаванью. Через Тмутаракань поддерживались экономические и политические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. В городе продолжали жить зихи, греки, аланы, хазары, славяне и армяне.
В 1022 году князь Мстислав Владимирович, правивший в Тмутаракани с 988 по 1036 год, построил здесь церковь Богородицы. Князь Ростислав Владимирович самостоятельно правил в Тмутаракани в 1064—1066 гг. В 1068 году князь Глеб Святославич «измерил море» от Тмутаракани до Корчева (Керчи) (о чём сохранилась надпись на Тмутараканском камне).
В 1079 году правивший в Тмутаракани Олег Святославич Черниговский был схвачен местными жителями — козарами, и по соглашению с императором Никифором III Вотаниатом, с которым киевский князь Всеволод Ярославич был в союзе, сослан на Родос. После этого Тмутараканью три года управлял посадник Всеволода Ратибор.
Володарь, сын отравленного византийским катепаном Херсонеса Ростислава, и Давид Игоревич изгнали посадника Ратибора (1082). В 1083 году при поддержке Византии Олег Святославович захватил Тмутаракань. С этого времени, и пока Олег Святославович не вернул себе Черниговское княжение (1094), Тмутаракань находилась под контролем Византии.
Сохранившиеся печати Олега подтверждают сложившуюся ситуацию: Господи, помоги Михаилу, архонту Матрахи, Зихии и всей Хазарии, а также: Господи, помоги Михаилу, архонту и дуке Матрахи и всей Хазарии. Причём печати Олега, в крещении Михаила, принадлежат к типу печатей наместников византийских императоров.
После 1094 года упоминания о Тмутаракани исчезают из русских летописей. На протяжении XII века в византийских источниках Таматарха и окрестности упоминались как принадлежащие империи. В 1040-х годах Иоанн Цец писал о «стране матархов» как о части империи. Период господства Византии закончился с падением Константинополя (1204) в ходе 4-го крестового похода
Матрега в зоне генуэзского влияния
В XIII—XV веках город является колонией Генуи, одновременно им управляют адыгские князья. Под 1419 год упомянут династический брак знатного генуэзца Винченцо де Гизольфи и дочери адыгского князя Берозоха — Биха-ханум. Правителем города стал сын от этого брака Захария де Гизольфи.
Однако в 1475 году турки захватили Матрегу и присоединили к своим владениям. Тем не менее, дипломатическая активность Захарии помогла ему сохранить за собой пост главы города.
Турецкая крепость Хункала была построена к востоку от города, на развалинах генуэзской крепости, сам город получил название Таман (XVI — конец XVIII).
Монета Тмутараканского княжества. Подражание византийскому миллиарисию. Медь. X—XI век
Другие Тмутаракани
В «Списке русских городов дальних и ближних», помещавшемся обычно в летописях и сборниках XV—XVII веков, упоминается город Тмутаракань, показанный между Мирославицами и Остречьским городом на Десне, то есть на левом берегу Днепра. Такое использование исторического южного топонима для именования нового города встречается в этом списке и в случае города Корсуни на Роси, существующего и поныне и названного по имени византийской Корсуни-Херсонеса в Крыму.
Село Торокань существовало также в XIX веке в Кобринском уезде Гродненской губернии (Белоруссия).
Разговорное употребление
В русской разговорной речи слово Тьмутаракань ассоциируется с чем-то недосягаемо далёким и неизвестным, сродни за семью морями, неизвестно где — обычно с пренебрежительным оттенком — как синоним слова «глушь».
Исследования
Таманское городище (площадь около 35 га) раскопано частично, так как большая часть его находится под жилой застройкой или разрушена водами Таманского залива. Толщина культурного слоя достигает 12−14 метров.
Раскопки производятся с XIX века (А. Фиркович, К. Р. Бегичев, В. Г. Тизенгаузен и др.) и до настоящего времени. Исследовано экспедициями А. А. Миллера (1930−1931), Б. А. Рыбакова (1952−1955). С 1965 г. здесь работает археологическая экспедиция, которой последовательно руководили И. Б. Зеест, А. К. Коровина, С. И. Финогенова, а с 2007 г. — Т. А. Ильина и В. Н. Чхаидзе.
На памятнике открыты фундаменты храма начала XI века (отождествляются с построенной в 1022 г. Мстиславом Владимировичем церковью св. Богородицы) с примыкающим христианским кладбищем, остатки сырцовой оборонительной стены, развалины большого шести- или семиугольного сооружения (башня-донжон?).
В пределах стен открыты резервуары для воды, давильня для винограда. Выявлена регулярная городская планировка: мощёные улицы, поставленные на каменный цоколь сырцовые дома с печами из сырцовых кирпичей. Со второй половины X в. городская планировка меняется — дома ориентированы углами по сторонам света.
К жилищам примыкали небольшие дворики или хозяйственные сооружения без крыши, где размещались ямы-погреба и зернохранилища. Город был окружён несколькими кладбищами. За городищем находилась внутренняя гавань, соединённая с морем протокой. К югу от городища, на вершине горы Зеленской исследованы остатки монастыря XI в.
К востоку от городища, под современной станицей расположены остатки генуэской и турецкой крепости.
Находки материальной культуры (амфоры, высокогорлые кувшины, кухонная, столовая, поливная керамика и пр.) в основной своей массе имеют греческое (византийское) происхождение и традиции. Большинство памятников эпиграфики также выполнено на греческом языке. Предметы славянской культуры очень малочисленны и связаны с пребыванием в городе русских князей, дружинников, монахов и торговцев.
В настоящее время территория городища объявлена музеем-заповедником.
Христианство в Таматархе-Тмутаракани
Зихская епархия Константинопольского патриархата с центром в Никопсисе известна со второй трети VI в., её основная задача — христианская миссия, рассчитанная на проповедь среди населения Северо-Западного Кавказа — зихов.
В конце VIII века впервые упоминается Таматархская епархия в составе Готской митрополии Константинопольского патриархата В середине IX в. кафедра Зихии была перенесена в Таматарху (Матраху) на Таманском полуострове. В третьей четверти XIII в. архиепископия была возведена в ранг митрополии.
При этом архиереи продолжали сохранять титул «Зихийский». С конца XIV в. о митрополии ничего не известно, а уже в 1439 г. в Матрахе присутствует католический архиепископ.
Предстоятели Матрахи известны по сообщениям «Документов синодов Константинопольских патриархов» (для XI—XII вв.) и «Просопографического лексикона Палеологов» (в XIII—XIV вв.).
Анонимный архиепископ Зихии упомянут под 1023 г.
Между 1039 и 1054 гг. известен архиепископ Зихии Антоний. Антонию также принадлежат пять моливдовулов (печатей), обнаруженных на Таманском городище.
Второй половиной XI в. датируются три анонимные печати проэдра (то есть архиепископа) Зихии.
Под 1072 г. упомянут архиепископ Зихии Григорий.
Анонимный архиерей, иерействовал между 1081 и 1084 гг.
Упомянутый в Киево-Печерском Патерике монах Никола (Николай) был поставлен на кафедру Матрахи в конце XI в.
Под 1169 г. известен ещё один анонимный архиерей Матрахи.
Впервые митрополит Зихии — Василий упомянут под 1285 г.
В письме Иоанна Апокавка (ок. кон. XII в.) упоминается церковный архиерей Зихии Феодосий, а в Типиконе Михаила Палеолога под 1394 г. — архиерей Зихии Никодим.
В XIV в. неоднократно упоминаются архиереи без указания имени: 1317—1318 гг. Зихо-Матрахский; 1364 г. Матрахо-Зихийский; 1366, 1382, 1393, 1394 гг. Зихийские.
Наконец под 1396 г. отмечается последний известный архиерей — Иосиф, митрополит Зихии и Матрахи.
См. также
Примечания
Где находилось Тмутараканское княжество – Альтернативная История
Хорошая пора для краеведа — весна и лето. Потому степь, плавные и вся наша святая Хортица дарят в это время множество своих тайн — не ленись только ходить и отыскивать их. А вот короткие зимние дни с долгими вечерами — это для работы в архивах.
Проверено опытом — внимательнее считываются документы, увеличивается вероятность, что что-то такое «вичепиш». Вот хотя бы о знаменитом и полулегендарном Тмутараканском княжестве, которое, казалось бы, и было, и, казалось, нет.
И следы его ведут будто на Северный Кавказ, во верится, как говорится, «с большим трудом». Известный английский историк и философ Р. Дж. Коллингвуд как-то писал, что критерием истины историка, не может быть только документ.
Считается, и это бесспорно, что, кроме документов, историки (а также политики и все нормальные люди) должны учитывать достоверность.
Читая интересные статьи «Большой Советской Энциклопедии» (Т, 42 г., 1956 г. Стр. 528), узнаем что одноименные город и княжество (Тмутаракань) находились на Северном Кавказе и впервые упоминаются в летописях якобы с 988 года (именно тогда, когда принято на Руси христианство!). После смерти Владимира (1015 г.
) его сын Мстислав Храбрый, посажен на княжество в Тмутаракани, захватил в 1024 году Черниговскую землю. Уже позже черниговский князь Святослав посадил на трон своего сына Глеба, которого выгнал галицкий князь Ростислав Владимирович (1064 г), а после смерти последнего Глеб вернулся опять (1067 г.) в Тмутаракань.
Следующего года, утверждается в «БСЭ», этот Глеб вроде мерил по замерзшему льду Керченский пролив и оставил мраморную плиту размере 2,25 x0, 70×0, 24 м весом более 850 килограммов с надписью: «В лето 6576 (1068) индикта 6 Глебъ мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева (Керчи) 14000 сажень».
Этот камень и считают до сих пор бесспорным доказательством того, что Тмутаракань находилась как раз на Таманском полуострове, то есть на Северном Кавказе.
Давайте взглянем на карту Киевской Руси того времени. Южная граница проходит по реке Псел, а реки Ворскла, Орель, Самара, Конка — под половецкими землями. Невооруженным глазом видно, что по суше путь к р. Дон и дальше вдоль берега Азовского моря исключен. Без разрешения половецких каганов там не пройдешь. Морским путем общаться Киевской Русью с «оторванным княжеством» еще хуже.
Наши предки ходили в Константинополь в IX, X, XI веках, но исключительно на виду у берега, а как, скажите на милость, пройти в Тмутаракань, что якобы находилась на Кавказе? Если пойдешь от. Тендровской косы в Крым, потеряешь из виду берег, и вовсе неизвестно, куда тебя занесет беспокойное и бурное Черное море.
Идти на виду берега — попадешь в мелководье Киркиникидського залива, где тоже, кстати, гуляют бешеные волны, на берегу враг, отсутствуют продовольственная и ремонтные базы! Но давайте же к тому же задумаемся, а какая была необходимость иметь земли в такой дали от родных берегов? Походы на Константинополь давали значительную прибыль (в случае победы), славу, привилегии в торговле на Средиземноморье. А что давали походы на восточный берег Керченского пролива?
И не было там никогда Тмутаракани! Она была совсем в другом месте, потому общаться с ней приходилось довольно часто. Русские князья, в случае значительной угрозы, часто убегали из Тмутаракани, видимо, под защиту более сильного соседа. А какие соседи были в то время у так называемой Тмутаракани, на Таманском полуострове и вокруг него?
«Святослав, брат Ерославов, пошол на Великий Новгород, в котором Ростислав, сын Володимеров княжил, и воевал Святослав Новгород так, аж князь Ростислав мусил з Новгорода утечи, и пришол к Тмутороканю, выгнал з Тмуторокани Глеба, сына Святославового, а сам сел там.
Теды Святослав пошол знову на Ростислава к Тмутороканю, а Ростислав, не боячися Святослава, але яко стрия своего шануючи, вышел з Тмутороканя добровольно (цікаво – куди?, — В.Ш.) Святослав знову Глеба, сына своего, посадил княжит в Тмуторокане и отышол додому.
Ростислав знову выгнал Глеба, а сам сел в Тмуторокани, але немного сидел, бо един грек Котопана названии, дал Ростиславу трутизну в напою, от которого Ростислав осмого дня умер» (Ф. Софонович. Хроника из летописцев древних. К., 1992, с. 74). Это сведения «Хроники о Руси» Ф. Софоновича, не имеющих аналогии в других источниках.
«Святослав посадил в Тмутаракани сина Глеба, которий бил изгнан галицким князем Ростиславом Владимировичем…» (БСЭ. Т.42. Стр., 528).
Понятно, что Галич до Таманского полуострова недоступен. А что доступно? По моему мнению, вот это интересное сообщение окончательно убеждает в том, где находится Тмутаракань.
«Из сих князей знатнейшие по историям: Каган, воевавший Грецию и осадивший флотіліею своею и сухопутніми войсками столичній город Константинополь, спасшийся чудом Богоматери; Кий, основатель Кіева и княжества сего имени; победоносные в войсках Оскольд и Дир, воевавшие славно с греками и Генуезцами на море и суше, разорившие славные города Синоп и Трапезонд, и поразившие на голову войска неприятельские при реке Осколе; Игорь избивший коварно Оскольда и Дира и сам убитый древлянами; Святослав, покоривший себе Болгар Задунайских и тамо живший в городе Переяславце, нынешнем Рущуке; Владимир, первый крестивший всю Росію» (Г. Конисский. История русов или Малой Россіи. М. 1846. Стр. 3).
Сейчас город Рущук переименован в Русе, как и множество других городов Болгарии, зря, что во времена русско-турецкой войны 1806-1812 гг именно Рущукська битва 22 июня 1811 имела решающее значение, это старинное название не сохранили. В своей книге «Разгром турецкой армии в 1811 г.
», изданной в Москве в 1952 году на с. 29 выдающийся русский военный историк П. Жилий пишет: «Рушук являлся важным стратегическим пунктом, овладение которым преграждало движение русских к Балканам.
Кроме того, через Рушук проходил кратчайший путь к Бухаресту, куда стремилась прорваться турецкая армия».
Довольно часто в летописях упоминается город Доростол, известна даже Доростольский оборона 971 года, где 45-тысячное войско И. Цимисхия окружило 30000 воинов князя Святослава (!) Прорываясь из окружения, киевляне (русичи) потеряли более половины войска, а византийцы — 20000.
Советская энциклопедия истории Украины с 1970 года (К., Стр. 72) утверждает, что «23 июля 971 года Святослав вынужден был подписать мирный договор, по которому отказался от придунайских (!) Земель».
Почему на картах Киевской Руси мы никогда не видели «Придунайских земель»? Город Доростол тоже сейчас переименовано в Силистру.
Посмотрим на карту Болгарии. На Дунае, между городами Русе и Силистра находится город с созвучным названием Тутракан (!), Так он называется сейчас. Этот город Тутракан находится на расстоянии 60 километров от г. Русе и около 40 км от Силистра.
В IV-V веках этот город носил название Трансмариска, в IX-Х — Тмуторкан, в ХI-ХII — Тмутаракань, в XIII — снова уже называется без «а» — Тмутаркан, в XIV — Тмутаркан Дирака, а с XV века и до сих пор называется Тутракан. (История на България. Т: 1-2-3. Карты.
София 1972-1982 гг.). Однако, что именно здесь, в этих краях, находились важные стратегические пути в Византию, знали уже давно руськие князья. Через эти дороги был короткий и безопасный путь по суше к Руси, Валахии, Жмуди — позже Речи Посполитой.
Именно здесь и базировался передней форпост земель Руських.
А к тому же, спросите себя, с чего это мраморная красивая плитка валялась под открытым небом в безлесных краях на Северном Кавказе, и нашли ее как раз тогда, когда надо было подтвердить «миролюбивым политику» царского российского правительства, по «освободительной миссии русской армии» на Кавказе?
Что же послужило толчком к «исканию Тмутараканского камня»? Поводом этого «искания» служил тот факт, что: «29 декабря 1791 г. в Яссах Был заключен между Россией и Турцией Мирный договор, которыми прежде всего подтверждались трактат 1774 г. и акт 1783 г. о присоединении Крыма и Тамани к России и установления русско-турецкой границы по р Кубани.
Подтверждалась также принадлежность к Турции Черноморского побережья вплоть до г. Кубани. Турция обязывалась «употреблять вею власть и способы к обуздания и воздержание народов, на левом берегу реки Кубани обитающих при границах ее, дабы они на пределы Всероссийской империи набегов не чинили …» (Н. Смирнов. Политика России на Кавказе в XV-XIX веках. М. 1958. Стр. 162).
Как-то приходилось читать, что в начале первой мировой войны (1914 года) какой-то корреспондент, обращаясь к кайзеру Вильгельму II, спросил: «… Как объяснить вступление немецких войск на территорию Польши?” Кайзер ответил: «А зачем у меня имеется целая дивизия историков? Они найдут соответствующие аргументы и мое право на эту территорию ». Уже во время немецкой оккупации Украины в 1941-1943 гг проводились раскопки городищ и курганов в поисках так называемой «шнуровой керамики», наличие которой свидетельствовало бы о принадлежности этих земель древним немцам-арийцам (!). Поэтому поиски нужных экспонатов для оправдания своих даже агрессивных планов были и остаются актуальными всегда, в разные времена, у разных народов, за господство различных форм государственной власти. Не является исключением и Россия.
Уже значительно позже Ясского мирного договора … «В 1792 г. в ведение Черноморского казачьего войска Был передан таманских полуостров и земли по правую сторону нижнего течения г. Кубани. Здесь ни были созданы 42 куреня, составившие 10 конных и 10 пеших полков ». (Политика России на Кавказе. Стр. 163).
Но если сверимся предварительным данным договору 1791 года, то территория от Темрюцкого залива (куда впадает р Кубань) до Черного моря, включая Таманский полуостров, принадлежали Турции. Вот, оказывается, где «собака зарыта»! Раз надо, то сразу же «находится аргумент» в виде «Тмутараканского камня». Надпись на этом камне впервые был опубликован А.И. Мусиным-Пушкиным в 1794 году.
Эту публикацию и исследование после нее А.М. Оленина положено в начала Российской эпиграфики и палеографии.
Уникальность надписи послужила причиной «сомнений в ее подлинности (!)» (Советская историческая энциклопедия. Т. 14. М., 1973 г. Стр. 261). Ну, что еще можно добавить к этому, и разве может быть другая разумная мысль после всего сказанного?
Тмутаракань существует и сейчас, несмотря на то что под другим названием. А то, что «Тмутараканское княжество в конце ХI-ХII вв. потеряли связь с другими русскими землями, сведения о его политической истории прерываются »(БСЭ. Т. 42, Стр. 528), то ничего удивительного, ведь наших князей« добро попросили »со своей земли болгары при помощи византийцев.