точечный массаж методом штопора проводится при какой дизартрии
Логопедический массаж при дизартрии
Логопедический массаж является одним из основных элементов программы реабилитации пациентов, страдающих дизартрией. Реабилитологи Юсуповской больницы применяют различные виды массажа при дизартрии: зондовый, точечный, мышц лица, языка. В зависимости от вида, степени нарушения функции артикуляционной и мимической мускулатуры специалисты подбирают тот или иной вид воздействия.
Программа логопедического массажа при дизартрии у пациентов в острой фазе инсульта, черепно-мозговой травмы, при демиелинизирующих заболеваниях нервной системы обсуждается на заседании Экспертного Совета, в работе которого принимают участие доктора и кандидаты медицинских наук, врачи высшей категории. Медицинский персонал внимательно относится к проблемам пациентов с нарушением речевой функции.
Зондовый логопедический массаж при дизартрии
Логопедический массаж языка при дизартрии, выполняемый при помощи зондов, является уникальным методом коррекции нарушений речи, который способствует:
Зондовый массаж при дизартрии языка проводят по методике Е.Новиковой. Перед началом массажа выполняют гимнастические упражнения для языка:
Массаж языка проводится в положении лёжа, при максимальном расслаблении пациента. Массажист при помощи салфетки одной рукой удерживает язык в вытянутом положении. Массирующие упражнения выполняет от кончика языка к корню. Вначале массирует боковые части, затем середину, и, как можно ближе, к корню, насколько позволяет рвотный рефлекс. Каждый приём (прокалывание, катание, надавливание) выполняется с помощью специальных зондов. Их можно заменить маленькой ложкой, зубной щёткой.
Зондовый массаж языка не выполняют при повышенном рвотном рефлексе. Иногда при проведении массажа возникает мышечный спазм. Он вызывает боль. Для снятия болевого синдрома следует заварить чёрный чай с крапивой в пропорции 1:2. Одну чайную ложку смеси заваривают стаканом кипятка и настаивают. Пациенту дают подержать тёплый настой во рту до снятия спазмов, затем предлагают выплюнуть.
Длительность курса зондового массажа языка варьирует от 10 до 320 дней. Через 1,5-2 месяца его нужно повторить. При желании родственники могут научиться делать массаж языка дома самостоятельно. Пациент может проводить самомассаж языка при дизартрии. Первые сеансы должны проходить под наблюдением логопеда.
Массаж лица при дизартрии
Для симуляции мышц пациентам, страдающим дизартрией, используются следующие приёмы:
Чтобы выполнить разглаживание лобных мышц, логопед становится сзади, производит поглаживание указательными и средними пальцами обеих рук поперек лба от средней его линии до височной области. Вибрация лица выполняется согласно алгоритму:
Для разглаживания мышц между губой и подбородком логопед стоит справа. Двумя большими пальцами он производит поглаживание под нижней губой, продолжая движение до восходящей ветви нижней челюсти.
Точечный массаж при дизартрии
Для восстановления речевой функции у пациентов с дизартрией рефлексотерапевты применяют точечный массаж. Его сочетают с двигательными упражнениями и самомассажем при дизартрии, так как активные двигательные упражнения повышают шансы пациента на выздоровление. Основным принципом лечения с помощью точечного массажа является восстановление проходимости и активация деятельности меридианов, нормализация циркуляции энергии и крови.
Для лечения дизартрии и контрактуры мышц языка рефлексотерапевты используют тонизующую методику точечного массажа. Воздействуют на следующие точки:
Точечный массаж пациент может также выполнять самостоятельно. Первые сеансы следует проводить под контролем рефлексотерапевта.
Приёмы массажа на стимуляцию паретических мышц
Логопедический массаж при паретическом синдроме проводится с целью укрепления мышц. Движения следует проводить интенсивно, с нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания. Массаж лба выполняется с целью укрепления и стимуляции лобных мышц. Указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук выполняются поглаживание лба от середины к вискам. Массажные движения делают 6–8 раз, 2–3 раза в день. Следующее упражнение выполняют вторыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев, сжатых в кулак. 6-8 раз дважды в день производят разминающие движения.
Растирание лба от середины к вискам осуществляется первыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев. При растирании кожный покров лба натягивают натягиваться. Растирающие движения выполняют 4–6 раз, дважды в день. Укрепление и стимуляцию лобных мышц можно осуществлять спиралевидными движениями от середины лба к вискам. Их выполняют подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук 4–6 раз, 1 раз в день.
Массаж щек проводится поглаживанием, растиранием, разминанием мышц щеки. Разминание и растирание щек проводится обеими руками в направлении от носа к щекам дважды в день в течение 6–8 секунд. Для стимуляции мышц, поднимающих угол рта, указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук дважды в день 8-10 раз осуществляют против часовой стрелки вращательные поглаживающие движения по поверхности щёк.
Активизация мышц, поднимающих нижнюю челюсть, осуществляется с помощью спиралевидного растирания жевательной мышцы от висков к углам челюсти. Движения выполняют подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук по спирали 8–10 раз, 2–3 раза в день.
Для укрепления и активизации мышц, поднимающих угол рта и верхнюю губу, производят пощипывание щёк. Пощипывающие движения делаются указательными, средними и большими пальцами обеих рук по кругу против часовой стрелки. Стимулирует паретические мышцы при дизартрии точечный массаж.
Массаж при стёртой дизартрии
Скрытая дизартрия относится к лёгким расстройствам речевой функции у детей. Логопедический массаж при дизартрии в картинках позволяет освоить упражнения, направленные на укрепление или расслабление артикуляционных мышц, стимуляцию проприоцептивных ощущений, родителям. В формировании импрессивной и экспрессивной речи имеют значение речевые кинестезии. Массаж при стёртой дизартрии усиливает мозговое кровообращение и обменные процессы в нейронах головного мозга, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (внимания, памяти), гармонизирует все процессы, которые происходят в целостном организме.
В работе с детьми, страдающими скрытой дизартрией, имеющими речевую патологию, логопеды и реабилитологи используют различные виды массажа рефлексогенных зон (стоп, кистей, волосистой части головы), сегментарно-рефлекторный, линейный, точечный массаж. Логопедический массаж является методом активного механического воздействия. Он изменяет состояние мышц, кровеносных сосудов нервов и тканей периферического речевого аппарата.
Под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила, объём и сократительная функция, работоспособность мышц. Массаж при скрытой дизартрии – один из методов энергетического и физического воздействия на тело человека. Он успокаивает, снимает боль, помогает победить болезнь, способствует физическому, умственному и физическому развитию детей.
Применение логопедического массажа при стёртой дизартрии позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию массажа формирование нормативного произнесения звуков в ряде случаев происходит спонтанно. Для того чтобы пройти курс точечного, расслабляющего или стимулирующего, зондового логопедического массажа при дизартрии, узнать цену, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.
Логопедический массаж при дизартрии
Современные логопеды имеют в своем арсенале много различных способов постановки звуков и нормализации речи. Один из наиболее эффективных и весомых в глазах родителей – логопедический массаж. Это весьма эффективный современный метод логопедического воздействия, в результате которого удается изменить состояние кровеносных сосудов, мышц и нервов, тканей периферического речевого аппарата.
Логопедический массаж проводится при наличии определенных показаний. Полезен будет он при ринолалии, механической дислалии, заикании и дизартрии. Массаж при дизартрии позволяет подготовить речевой аппарат детей к дальнейшим логопедическим занятиям.
Что такое дизартрия
Так называют речевое расстройство, возникающее при недостаточной иннервации органов речи. В таком состоянии подвижность речевого аппарата ограничена. Дизартрики говорят невнятно, про таких людей говорят: «каша во рту».
Дизартрия может развиться у детей в результате травм, опухолей, нейроинфекций и других патологий головного мозга и ЦНС. В детском возрасте кроме произносительной стороны также часто страдают и другие составляющие речевой системы. Малыш может иметь нарушения восприятия речи на слух, допускать ошибки при чтении или письме. Во взрослом возрасте дизартрия развивается после инсультов или травм. В этом случае страдает только произношение.
Существует много форм дизартрий. Сегодня в мире большинство специалистов используют классификацию, подразумевающую наличие семь видов этого речевого расстройства:
Диагностируется дизартрия в пятилетнем возрасте. После логопедического обследования ребенок с симптоматикой дизартрии направляется к невропатологу. Врач, после тщательного обследования, опровергнет или подтвердит диагноз, а также назначит адекватное лечение. Кроме медицинского воздействия дизартрикам необходима психолого-педагогическая и логопедическая помощь.
Дизартрия является расстройством речи, которое сложно поддается коррекции. Прогноз во многом зависит от состояния дизартрика и степени поражения его ЦНС.
Лечение дизартрии
Дизартрия не является самостоятельным заболеванием. Это расстройство речи возникает на фоне различных патологий нервной системы. Хотя в ряде случаев, именно оно становится наиболее ярким проявлением заболевания. Именно поэтому диагноз должен быть подтвержден врачом-неврологом, который учитывает мнения логопеда.
Лечение дизартрии должно быть комплексным, включающим в себя следующие методы:
Воздействие логопеда заключается в выполнении артикуляционной гимнастики, исправлении произношения звуков, правильной организации речевого дыхания, повышении выразительности речи. Проводится также массаж органов артикуляции – логопедический
Роль логопедического массажа при лечении дизартрии
Массаж, как способ воздействия на определенные участки тела, давно применяется в медицине при лечении различных заболеваний. В логопедической практике его стали использовать относительно недавно. С его помощью можно нормализовать тонус артикуляционных мышц и улучшить моторику органов речи. В результате удается сделать произношение более выразительным.
Логопедический массаж является частью комплексного логопедического занятия. Он предшествует дыхательной, артикуляционной и голосовой гимнастике. У детей такое воздействие может проводиться при наличии показаний.
Этот метод логопедического воздействия весьма эффективен при коррекции произношения, но если у ребенка нет речи вообще, то массаж будет малоэффективен.
Проблемой коррекции тяжелых расстройств речи при помощи логопедического массажа занимались многие исследователи. Сегодня наиболее распространенной методикой является тот, который предложила в своей книге Е. Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии». Сеанс массажа должен состоять несколько этапов:
Логопедический массаж может производиться вручную или с использованием специального вибромассажера. Аппарат имеет несколько разных насадок, использование которых проводится в строгом соответствии с инструкцией. Могут применяться также специальные зонды и другие приспособления.
Противопоказания
Хоть логопедический массаж и абсолютно безопасная процедура, но все же существует ряд противопоказаний к такому воздействию. Категорически запрещено осуществлять механическое воздействие на оральную мускулатуру в таких случаях:
Нельзя также применять такой массаж при работе с пациентами, имеющими психические расстройства. Особенное если для них характерно чрезмерное возбуждение.
Приступать к логопедическим занятиям можно будет после полного выздоровления или перехода хронического заболевания в вялотекущую фазу.
Инструменты
В ходе массажа могут быть использованы особые приспособления – специальные логопедические зонды. Поскольку наиболее эффективными они являются при работе с дизартриками, то их часто называют дизартрическими зондами.
Впервые такие приспособления стали использовать в школе глухонемых, расположенной в Берлине, в начале прошлого века. Их разработчиком стал директор этой школы, врач и сурдопедагог А. Гутцман. В то время царила мода на всевозможные технические приспособления и лечение при помощи механических устройств. Позднее зонды Гутцмана модернизировал и использовал в своей практике отечественный сурдопедагог и логопед Ф.А. Рау. С небольшими изменениями эта модификация дошла до наших дней.
Сейчас существует несколько типов зондов, но наиболее известными являются:
Широкое применение в логопедической практике зонды приобрели лишь недавно. В ХХ веке общественность была плохо информирована о подобных приспособлениях, да и изготавливались они практически вручную в единственном экземпляре.
Несмотря на то, что сегодня у логопедов есть больше возможностей по использованию таких инструментов, логопедические зонды применяют немногие специалисты и лишь в особо тяжелых случаях. Связано это с тем, что дети пугаются странных металлических предметов, которые им пытаются засунуть в рот. Из-за этого логопеды при работе с дизартриками по-прежнему пользуются медицинскими шпателями, ватными палочками, резиновыми сосками и другими подручными средствами.
Что делать в домашних условиях
Чтобы лечение было непрерывным, специалисты рекомендуют проводить массаж органов речи и лица в домашних условиях. Дома заниматься можно в любое удобное время, да и детям проще довериться близким людям.
Самостоятельно можно использовать такие приемы массажа:
Дома массаж можно выполнять один или два раза в день по 15 минут. В зависимости от формы дизартрии, курс массажа может длиться две или три недели.
Освоить приемы массажа достаточно легко. Поможет в этом вам логопед. Он подберет комплекс упражнений в зависимости от диагноза, возраста и выраженности нарушений.
Что нужно знать
Несмотря на то, что логопедический массаж при дизартрии можно выполнять в домашних условиях, все же не следует это делать без предварительной консультации с логопедом и неврологом. Если использовать приемы механического воздействия неправильно, то можно навредить ребенку, страдающему дизартрией.
Чтобы логопедический массаж принес пользу, необходимо следовать таким рекомендациям:
Как правило, речевые расстройства у детей диагностируются в пятилетнем возрасте. Но если ваш ребенок в группе риска или вы заметили у него проблемы с произношением, то стоит сразу обратиться к специалисту. Ведь чем раньше начать сеансы логопедического массажа при дизартрии, тем успешнее будет лечение.
Найти хорошего логопеда сегодня достаточно просто. Но важно оценить не только профессионализм выбранного специалиста. Очень важно, чтобы он нашел контакт с вашим ребенком. Малыш должен с радостью идти на занятия, тогда эффект от проделанной работы будет более заметным. Это правило работает также и в отношении врачей.
Чуткие, грамотные специалисты ведут прием в Московском Городском Психоэндокринологическом Центре. Здесь можно получить консультации врачей различных специальностей.
Точечный массаж методом штопора проводится при какой дизартрии
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Нарушение речи у детей беспокоит многих родителей. Примерно к трем годам становится ясно, какие звуки у них не получаются.
Статья:
Нарушение речи у детей беспокоит многих родителей. Примерно к трем годам становится ясно, какие звуки у них не получаются. У многих деток проблема проходит с годами и с практикой. Но у некоторых из них расстройства связаны с проблемами в работе артикуляционных мышц и имеют физиологический характер. Помочь может логопедический массаж.
Показания к проведению логопедического массажа
Логопед подбирает вид массирования, направленный на активизацию неработающих участков вербального аппарата. Это позволяет постепенно вернуть тонус всем мышцам, отвечающим за речевую функцию. Методика может применяться при дизартрии, ринолалии, дислалии и так далее.
Манипуляции можно проводить с двух месяцев, хотя в раннем возрасте они делаются только для профилактики. При серьезных расстройствах применяется массаж, направленный на восстановление голосовых возможностей, приведение в тонус мышц речевой системы и уменьшающий время становления произношения. Метод может скорректировать даже существенные неврологические симптомы.
Воздействие на важные речевые центры – губы, язык, мочки ушей и шею, показано детям с такими проблемами:
Все эти нарушения могут привести к серьезным дефектам речи в будущем, и для предотвращения этого нужно как можно раньше принять меры.
Логопедический массаж имеет противопоказания. К ним относятся простудные и респираторные патологии, стоматиты, увеличение лимфоузлов, воспаления слизистых глаз и десен, герпес. При аутизме, ДЦС, судорогах, синдроме Дауна нужна особая осторожность.
Польза и цели логопедического массажа
Главные цели проведения массажа следующие:
Массаж помогает нормализовать мышечный тонус общей, артикуляционной и мимической мускулатуры, снижает проявление параличей и парезов этих мышц, снижает патологические движения речевой мускулатуры. Иногда процедура проводится для устранения чрезмерного слюноотделения у детей, которое также мешает нормальной дикции.
Основные виды массажа
Логопедический массаж имеет несколько основных видов:
Классический. Предполагает привычные массажные приемы: поглаживания, разминания, растирания и вибрация. Применяется для активизации и стимуляции тонуса мышц.
Существует зондовый массаж и самомассаж. Последний ребенок делает сам, массируя лицо и язык.
Зондовый массаж выполняется по методу Е.В Новиковой. Он помогает нормализовать речевое дыхание, исправить произношение звуков, увеличить голосовую силу и дополнительно нормализовать работу нервной системы. Проводится он специалистом. Последовательность использования различных зондов на необходимые участки определяется индивидуально.
Обычно сеансы проводят курсом в 2-3 недель. Повторный курс возможен спустя 1,5-2 месяца. Методика противопоказана детям младше полугода.
Специфика массажа в домашних условиях
При выполнении массажа в домашних условиях ребенку должно быть комфортно. Он не должен чувствовать тревогу, важно отыскать к нему подход и отвлечь чем-то. Маленьким деткам сеансы проводят, когда они находятся в коляске или на руках у мамы. Более взрослые детки могут располагаться на спине с маленькой подушкой либо валиком под шеей или в кресле с подголовником.
Со временем дети привыкают к манипуляциям и воспринимают их спокойно.
Процедуру можно проводить не ранее, чем спустя два часа после еды. Предварительно нужно хорошо прополоскать рот ребенка.
Предварительная разминка
Начинать сеанс нужно с общего лицевого массажа в течение нескольких минут. Нужно выполнять приятные для малыша поглаживания и вибрирующие манипуляции. Направления могут быть различными:
Чтобы расслабить мышцы шеи и корня языка, детская головка раскачивается и плавно поворачивается в стороны. Затем начинается проработка языка и губ.
Методика массажа
Массаж начинается с обработки мышц лица, затем прорабатываются другие. Используются классические приемы с постепенным увеличением надавливания. При этом не допускается дискомфорт у ребенка. Могут выполняться поглаживающие движения лба и растирания щек. В конце делаются легкие постукивающие и пощипывающие движения. Губы разминаются от середины к краям, каждая губа отдельно, затем переходят к носогубной складке.
Если речь идет о повышенном возбуждении мышц, используется расслабляющая техника. Она включает классические поглаживания и вибрации. Сеанс начинают с воротниковой и плечевой зоны, затем прорабатывается лицо, губы, язык. Заканчивают релаксацию плавными чуть давящими движениями, которые повторяют 8-10 раз.
Для преодоления обильного слюнотечения нужно научить ребенка правильно жевать, сначала с запрокинутой головой. Также он должен научиться подсасывать слюну и чаще ее проглатывать с помощью одного толчка. Другое действенное упражнение – вращение языком в ротовой полости с дальнейшим сглатыванием слюны.
Родители должны проявлять терпение и заниматься с малышом регулярно. Время сеансов определяется степенью нарушения и возрастом ребенка. Она не должна превышать 25 минут вне зависимости от того, проводится ли массаж дома или в лечебном учреждении. Первые сеансы длятся пять минут, со временем их длительность увеличивается.
Курс обычно включает в себя 10-20 сеансов. Проводить массаж можно ежедневно либо с интервалом через день.
Массаж языка для коррекции речи
Сеанс проводится после удаления из полости рта остатков еды, спустя 1,5-2 часа после еды либо за 2 часа до кормления. Делаются поглаживающие движения языка по всем направлениям – это помогает активизировать максимальное количество мышц.
Массаж делается в следующей последовательности:
Эта методика может использоваться и в домашних условиях.
Расслабление речевых мышц
Для расслабления речевых мышц массаж делается в такой последовательности:
Артикуляционная и дыхательная гимнастика
Для повышения эффективности логопедического массажа его дополняют артикуляционной и дыхательной гимнастикой. Выполнять ее рекомендуется перед зеркалом. Обычно ребенок повторяет движение за логопедом или родителем. Подобная гимнастика может включать такие упражнения:
Дыхательная гимнастика обычно проводится в игровой форме. Малышам полезно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики. При этом коррекция речи должна сопровождаться скороговорками. Постоянное их разучивание научит ребенка справляться со сложными для него звуками и поможет освоить темпоритмику речи.
Массаж ложками
Метод массажа ложками может применяться в домашних условиях. Он значительно улучшает развитие речи у детей. Для выполнения манипуляции нужно две пары чайных ложек. Проводится массаж следующим образом:
Логопедический массаж помогает устранить нарушения речи у ребенка и обеспечить нормальное развитие речевого аппарата. Он должен выполняться регулярно и по правильной технике.
Точечный массаж методом штопора проводится при какой дизартрии
Показания к применению массажа
Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата (приемы и методы логопедического массажа взяты из книги Дьяковой Е.А.). Логопедический массаж входит в комплексную медико–педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее минимальные проявления: ринолалия, заикание, нарушение голоса, а также в целях профилактики речевых нарушений у детей доречевого периода развития, у которых имеются различного рода двигательные нарушения.
Основные цели логопедического массажа:
Краткие анатомо –физиологические сведения:
Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щёк, мягкого нёба. Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции тех мышц, в области которых будет проводиться логопедический массаж.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на форму пареза (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр. Как правило, логопедический массаж рекомендуется проводить только по рекомендации врача. Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед должен определить форму и структуру речевого дефекта, руководствуясь клинико-педагогической классификацией, после чего ставить вопрос о необходимости проведения массажа. Как правило, основным показанием к проведению массажа является изменение мышечного тонуса, которое может отмечаться как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата. Однако даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц. Это поможет ему определить тактику массажа в каждом конкретном случае. Логопеду следует определить состояние мышц: верхней половины туловища, шеи, мимических, артикуляционных. Это устанавливается путем осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений.
Осмотр. При осмотре ребенка следует обратить внимание на положение головы по отношению к туловищу, отметить, нет ли привычных асимметричных поз. При осмотре лица надо помнить о возможной асимметрии в виде сглаженности носогубной складки, опущенного уголка рта, расширенной или суженной глазной щели, а также наличии постоянно приоткрытого рта, слюнотечения (это важно). Окраска кожи, кожные высыпания, кожные кровоизлияния.
Пальпация. Пальпация мышц, участвующих в артикуляции, дает возможность логопеду точнее определить характер нарушений мышечного тонуса. Путем пальпации определяются следующие характеристики. Эластичность кожи, отечность кожи, состояние лимфатических узлов, состояние мышц.
Виды массажа, используемые в логопедической практике
В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического(ручного) массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера, баночный и т.п.), а также элементы самомассажа.
Противопоказания к назначению массажа
Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желёз, резко выраженная пульсация сонных артерий. Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.
Подготовка к массажу
Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы:1) медицинский спирт (для дезинфицирования зондов, шпателей.2) стерильные салфетки 30 х 30 см (для обследования состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата), 3) гексорал (после массажа мышц полости рта ребенок может в целях гигиены прополоскать раствором рот), 4) стерильные медицинские резиновые перчатки (могут использоваться при проведении массажа в полости рта), 5) нашатырный спирт и 3-процентная перекись водорода (могут использоваться при необходимости оказать неотложную помощь), 6) защитную маску (применение ее желательно во избежание попадания капельной инфекции). Кожа массируемого должна быть чистой, руки логопеда — чистыми и теплыми, без ссадин и царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем лица или шеи руки можно слегка смазать детским маслом или использовать детскую присыпку. При массаже мышц полости рта рекомендуется применять стерильные медицинские резиновые перчатки или стерильные салфетки.
Общие рекомендации к проведению массажа.
Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10 — 20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5 — 7 мин, а конечная — 20 — 25 мин.
Положения тела при массаже.
Перед началом процедуры ребенок должен принять правильную позу — позу покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц, делает свободным дыхание, а также обеспечивает удобную позу логопеда при проведении массажа.
Оптимальны следующие положения тела при логопедическом массаже: 1. Массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой — небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Логопед занимает положение за головой пациента. 2. Поза — полусидя в кресле с высоким подголовником. Логопед занимает положение за головой пациента.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МАССАЖА.
Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каждый массажный комплекс.
Растирание. Этот прием проводится, как правило, на малых, ограниченных участках (подкожно-жировая клетчатка слегка смещается в складку).
Разминание. Этот прием выполняется так же, как и растирание, в области отдельных мышечных групп, максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей.
Вибрация и поколачивание. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает состояние тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус.
Плотное нажатие. Как правило, этот прием, улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний.
Методические указания к проведению расслабляющего массажа.
Методические указания к проведению активизирующего массажа.
МАССАЖ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И ШЕИ
Расслабляющий массаж. Расслабление мышц плечевого пояса и шеи расширяет физиологические возможности дыхательного аппарата, при этом рефлекторно снижается тонус корня языка, что способствует активизации движений нижней челюсти. Массируемый должен быть обнажен до половины груди.
Активизирующий массаж. Массажные движения производят в направлении снизу вверх, используя приемы поглаживания и растирания. Поколачивание, разминание и вибрация этих отделов противопоказаны. 1. Движение проводится одновременно или попеременно обеими руками, вверх по боковой поверхности шеи к углам нижней челюсти. 2. Движение начинается от области лопаток по заднебоковой поверхности шеи вверх к затылку.
Массаж в области лба
Расслабляющий массаж.
Активизирующий массаж.
Массаж в области глаз
Массаж оказывает воздействие на круговую мышцу глаза и мышцу, сморщивающую бровь. Массаж проводят при закрытых глазах. Массажные движения в области глазниц должны быть очень нежными, проводятся без большого нажима и сдвигания кожи.
Массаж в области щек и подбородка
Массаж оказывает воздействие на скуловые, щечную, жевательную, подбородочную мышцы, а также мышцы, изменяющие положение губ (мышца смеха, мышца, поднимающая угол рта; мышца, опускающая угол рта; мышца, опускающая нижнюю губу). Особенно важным является воздействие на жевательные, крыловидные и височные мышцы, так как от их состояния зависят качество движения нижней челюсти, положение рта в покое, функция жевания.
Расслабляющий массаж.
Активизирующий массаж.
Массаж внутренней поверхности щеки
Массаж жевательных, щечных и скуловых, а особенно крыловидных мышц может проводиться при положении пальцев логопеда внутри полости рта ребенка. При массаже левой щеки логопед помещает большой палец правой руки в рот, остальные пальцы остаются снаружи. Массажные движения осуществляются большим пальцем по внутренней, а остальными пальцами — по наружной поверхности щеки. При массаже правой щеки в ротовую полость вводятся указательный и средний пальцы, большой палец находится на наружной поверхности щеки, осуществляя основные массажные движения. Массаж внутренней поверхности щеки может проводиться при различном положении рта: открытом и широко открытом — и при сомкнутых челюстях. В качестве основных приемов используются растирание и разминание.
Массаж мышц губ
Расслабляющий массаж.
Активизирующий массаж. Используются приемы растирания в виде полукружных и спиралевидных движений, разминания в виде перетирания и вибрации.
Массаж мышц языка
Нарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в мышцах языка. Повышенный тонус мышц языка отмечается значительно чаще, чем пониженный. Возможны случаи и неравномерного распределения мышечного тонуса в мышцах языка; например, тонус может быть понижен лишь в изолированной группе мышц (одной половины языка, корня, кончика и т.п.). Массаж язычных мышц, имеющих сложное строение, производящих тонкие, точные движения в процессе артикуляции, является наиболее сложной процедурой. Кроме того, выполнение массажных движений на языке, как правило, вызывает неприятные ощущения у массируемого. Следует учитывать и тот факт, что язык достаточно интимная часть тела человека. Массаж мышц языка требует от логопеда предельной точности движений, аккуратности и определенной корректности. При выполнении массажа должны быть учтены следующие методические указания: дифференцированный массаж мышц языка проводится либо в резиновых перчатках, либо через марлевую салфетку, либо через стерильный батистовый носовой платок; при массаже языка могут использоваться различные приспособления: зонды, шпатели, зубные щетки и т.п.; Для этого логопед подтягивает язык вперед следующим образом: захватывает кончик языка (через носовой платок или марлевую салфетку) так, чтобы большой палец находился сверху, указательный и средний — снизу, и слегка подтягивает его вперед. Захват языка осуществляется левой рукой, а массажные движения — правой. массажные движения должны проводиться в трех направлениях, соответственно расположению мышц языка: горизонтальном, поперечном и вертикальном.
Расслабляющий массаж.
Наиболее сложным является расслабляющий массаж языка. При повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, нёбно-глоточный (рвотный) рефлекс также может затруднять проведение массажа. В связи с этим при проведении расслабляющего массажа языка необходимо строго выполнять ряд правил: расслабление мышц языка проводить только после расслабления других мышц, особенно мышц шеи, плечевого пояса и мышц, обеспечивающих движение нижней челюсти, поскольку эти мышцы тесно связаны с мышцами языка, особенно его корня; движения в расслабляющем массаже в основном направлены от кончика к корню языка; перед началом массажа устанавливается «граница» нёбно-глоточного рефлекса. Для этого надо постепенно прикасаться к поверхности языка шпателем, двигаясь по средней линии от самого кончика по направлению к корневой части языка. Место, которое связано с появлением рвотного рефлекса, считается «границей» рвотного рефлекса. При повышенном тонусе «граница» рвотного рефлекса может приближаться к средней части языка, а в тяжелых случаях даже к его кончику. В этих случаях массаж следует выполнять крайне осторожно, постепенно заходя за «границу» рвотного рефлекса; если ввиду выраженной спастичности мышц, особенно корня языка, не удается удержать язык вне полости рта, массаж языка начинают внутри полости рта. Постепенно, по мере нормализации тонуса мышц, язык выводится в положение вне полости рта; перед расслабляющим массажем мышц языка целесообразно провести специальные упражнения, способствующие расслаблению его корня: указательным или большим пальцем произвести легкие вибрирующие движения в области подчелюстной ямки.
После этого переходят к собственно массажу мышц языка.
Активизирующий массаж.
При выполнении активизирующего (укрепляющего) массажа следует обратить внимание на следующие моменты: движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику; в основном используются приемы разминания и перетирания; как правило, при сниженном тонусе мышц языка снижен также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка; если снижение мышечного тонуса наблюдается только в какой-либо части языка (например, только на одной половине языка), массажные движения выполняются в основном на пораженной стороне; при сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и в его процессе логопед предлагает ребенку проглотить слюну.
Активизирующий массаж может включать в себя следующие движения.
Массаж мягкого нёба
Массаж направлен на активизацию тонуса мыши мягкого нёба и повышение нёбно-глоточного рефлекса. Основным показанием для массажа мышц мягкого нёба является назальный оттенок голоса. Данные движения используются только при пониженном тонусе мышц мягкого нёба. Общие рекомендации при проведении массажа следующие: массажное воздействие направлено обычно не только на мышцы мягкого нёба, но также на язычно-нёбные и глоточно-нёбные дужки; массаж необходимо сочетать с пассивной и активной гимнастикой, направленной на стимуляцию нёбных и глоточных мышц; массажные движения совершают большим или указательным пальцем правой руки. Массаж мягкого нёба может включать следующие движения.
послеоперационный период при ринолалии массирующие движения следует проводить крайне осторожно (только после разрешения врача) в двух направлениях: в продольном, по линии операционного шва, и поперечном, вдоль границы твердого и мягкого нёба. Движения в начале курса послеоперационного массажа должны быть очень легкие, поглаживающие, и лишь постепенно следует переходить к разминающим и надавливающим движениям. Очень важно активизирующий массаж мягкого нёба сочетать с активными и пассивно-активными упражнениями, направленными на рефлекторное сокращение мышц мягкого нёба, мышц зева и мышц задней стенки глотки.
Пассивные и пассивно-активные упражнения, стимулирующие работу нёбно-глоточных мышц.
С помощью шпателя, которым трогают корень языка, вызывать рефлекторное сокращение мышц задней стенки глотки и мягкого нёба. Имитировать жевание. Пить воду маленькими глотками или имитировать глотательные движения (следующие друг за другом многократные глотательные движения приводят к увеличению времени, в течение которого мягкое нёбо находится в поднятом положении). Покашливать — это движение совершается многократно на одном выдохе (приводит к полному смыканию нёбно-глоточного кольца). Позевывать — это движение имитируется ребенком вслед за логопедом. Многократно произносить гласные а, э на твердой атаке голоса. Полоскать горло маленькими порциями теплой воды.
Массаж уздечки языка
В случае укорочения уздечки языка прибегают к массажным движениям, способствующим ее растяжению. Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх. Рот при этом раскрыт. Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу ввер.
Массаж слизистой оболочки десен и твердого нёба В раде случаев у ребенка кроме нарушений мышечного тонуса может наблюдаться слабость кинестетических ощущений. В таких случаях с целью преодоления расстройств артикуляционного праксиса в комплекс массажных движений включают массаж слизистой оболочки твердого нёба и десен.