точная копия какого либо предмета произведения скульптуры 6 букв
Точная копия какого либо предмета произведения скульптуры 6 букв
Мастерская реставрации предметов прикладного искусства
Доклад по теме статьи был прочитан в октябре 2015 года в РГГУ.
Титульный лист каталога фирмы «П. П. Капрони и Брат», Бостон, 1901 год
Залы галереи фирмы «П. П. Капрони и Брат», Бостон, 1901 год
Мастерская реставрации предметов прикладного искусства
Доклад по теме статьи был прочитан в октябре 2015 года в РГГУ.
Понятия «копия», «реплика» и «репродукция» относятся к числу наиболее важных и емких в терминологии скульптуры. Именно они помогают нам наиболее кратко охарактеризовать степень аутентичности и художественной ценности большинства произведений. Эти заимственные слова не имеют смысловых эквивалентов в русском языке, поскольку наиболее близкие к ним понятия «повторение» и «воспроизведение» носят довольно размытую смысловую окраску. Зачастую мы пользуемся ими произвольно, не задумываясь об их подлинном значении. В результате «копия» и «реплика» сливаются для многих в единое понятие, несмотря на то, что слова не являются семантическими синонимами. Напротив, «репродукция» применяется по отношению к скульптуре редко и лишь немногими профессионалами. Это не удивительно, поскольку данные термины сопровождаются весьма расплывчатыми и даже противоречивыми дефинициями в большинстве русскоязычных энциклопедических изданий и словарей. Однако устоявшиеся понятийные ошибки неизбежно влекут за собой искаженные или даже полностью неадекватные оценки художественных произведений, что является абсолютно недопустимыми при научном их изучении.
Данная тема является слишком обширной, поэтому мы поставим перед собой некоторые ограничения. Особенно важным, на наш взгляд, является правильное понимание и применение понятия «копия», которое фактически вытеснило из нашего профессионального языка термин «репродукция». Различия между «копией» и «репликой» кажутся нам слишком очевидными, хотя эти понятия и используюися иногда как взаимозаменяющие.[1] Квалифицируя произведение тем или иным образом, мы берем на себя немалую ответственность, поскольку определяем тем самым его место в общей ценностной шкале скульптуры.
Базовым определением этого термина в настоящее время по-прежнему является толкование, приведенное в последнем издании БСЭ.[2] Следуя его логике, мы можем отнести к разряду копий только художественные произведения, выполненные вручную, при исполнении которых копиист, по сути дела, воспроизводит заново весь процесс создания автором исходного оригинала.
История копирования берет свое начало в глубокой древности. В эпоху Античности повторению подверглось большинство скульптур, получивших известность. Это происходило по целому ряду причин, из которых художественно-эстетические не всегда стояли на первом месте. О масштабах такого копирования мы можем сейчас лишь догадываться. В настоящее время многие работы древнегреческих мастеров известны лишь по поздним римским воспроизведениям, зачастую созданным в другом материале.[3] Неизбежные различия между сохранившимися образцами позволяют скорректировать наши представления об утраченном оригинале, а также являются красноречивым свидетельством эволюции художественных вкусов. Индивидуальные особенности копий, а также приобретенная ими многовековая «патина времени» позволяют расценивать каждое из этих произведений как уникальное. Новая мощная волна копирования антиков наступает в эпоху Возрождения.
Копирование скульптуры осуществляется двумя традиционными методами, основанными на технологиях ваяния:
2) лепкой с натуры – способом более доступным, но менее точным и поэтому несовершенным по конечному результату, допускающим некоторую свободу интерпретации; работающий этим методом копиист должен владеть профессиональными художественными навыками.
Термин «репродуцирование» используется по отношению к скульптуре довольно редко, поскольку ошибочно относится многими лишь к двухмерным памятникам. [6] Однако он уже давно введен в профессиональную лексику отечественных технологов скульптуры. Например, «за разработку и внедрение новой технологии гальванопластики при репродуцировании скульптур в металле» Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы за 1949 год третьей степени была присвоена группе сотрудников ленинградского завода «Монументскульптура» и Н.В. Одноралову, заведующему лабораторией Московского институт прикладного и декоративного искусства (МИПиДИ).[7] За рубежом термины «репродукция» и «репродуцирование» безоговорочно приняты по отношению к отливкам и гальванопластическим воспроизведениям и широко используется в научных публикациях.[8]
Материалы, используемые при репродуцировании скульптуры, имеют свои индивидуальные технологические особенности. Они затекают в форму в холодном или расплавленном состоянии, расширяясь, либо давая усадку, что неизбежно влияет на габариты получаемого воспроизведения. Иногда выбор материала бывает продиктован художественными особенностями исходной скульптуры.[9] От него зависят не только точность воспроизведения, но и долговечность и практичность в эксплуатации [10], а также конечная стоимость изделия. Но главным кретерием в оценке качества репродукции все-таки является степень ее приближенности к оригиналу.
В 1974 году была опубликована книга Н.В. Одноралова «Гальванотехника в декоративном искусстве», в которой «описывается техника репродукции методом гальванопластики художественной скульптуры всех видов – от монументальной круглой скульптуры до медальерной».[11] Автор убедительно подтверждает правомерность использования этого термина самим изложением особенностей технологии. Скульптура, воспроизведенная методом гальванопластики («гальванопластическая скульптура»),[12] является наиболее приближенной к исходному оригиналу, поскольку медь осаждается на форму из электролита буквально по микронам. Совершенно очевидно, что в настоящее время данная технология занимает первое место по качеству репродуцирования трехмерных произведений.[13]
Имеющее непосредственное отношение к гальванопластике понятие «гальванокопия» отсутствует как в БСЭ, так и других отечественных энциклопедических изданиях. Однако оно активно используется, в первую очередь, в среде нумизматов и фалеристов. Например, в книге И.А. Ларина-Подольского «Монеты СССР. Большая иллюстрированная энциклопедия» в разделе «Краткий словарь нумизмата» приводится следующее толкование: «Гальванокопия – копия монеты, в отличие от чеканки, изготовленная методом гальванизации, – методом покрытия металлических предметов слоем какого-либо металла по заготовленному «негативному» рисунку».[14] В «Словаре нумизмата», составленном В.Д. Гладким, это понятие также определяется как «копия с монеты или медали, изготовленная методом гальванопластики».[15] Еще раз напомним, что все существующие методики воспроизведения трехмерной авторской поверхности, основанные на снятии формы, могут быть квалифицированы только как репродуцирование. Поэтому совершенно очевидно, что семантическая структура слова «гальванокопия» (как и «гальванокопирования») является абсурдной. Оно должно быть исключено из профессионального языка и заменено понятием «гальванорепродукция», либо более общим «гальванопластика».
Если гальванопластика позволяет безукоризненно воспроизводить металлические оригиналы, то скульптуры из камня, дерева, керамики, цемента и т.п. целесообразнее всего репродуцировать в гипсе. Этот материал доступен, дешев и сравнительно прост в работе, он примененялся древними египтянами уже в XVII тысячелетии до нашей эры.[16] Данная технология уступает по точности гальванопластике, но она также по-своему совершенна. Гипс легко окрашивается, поэтому опытный живописец-копиист методом многослойной тонировки способен добиться иллюзии другого скульптурного материала, передать его природный цвет, текстуру и как бы заново воссоздать на поверхности «патину времени». Он является самым универсальным из материалов, использующихся для репродуцирования произведений пластики.
Гипс широко применялся для воспроизведения миниатюрных предметов, в первую очередь, произведений глиптики и нумизматики. Он особенно широко использовался с этой целью в XVIII столетии, ставшем эпохой расцвета европейской моды на дактилиотеки и нумизматические кабинеты. Для этого также применялись другие материалы, имеющие собственные технологии: сургуч, сера и стеклянные пасты.[17]
Ярким доказательством достоинств и богатейших возможностей в использовании гипсовых отливов являются многочисленные музеи слепков, появлявшиеся в Европе XIX века один за другим. Они не утратили своей просветительской значимости и сейчас, давая нам возможность получать энциклопедические знания по истории скульптуры. Не являясь художественными памятниками, слепки доносят до нас максимально полную информацию об оригиналах и доставляют эстетическое удовольствие. Такие скульптуры долговечны, но требуют осторожного обращения – пористый гипс боится высокой влажности и механических повреждений, в том числе, поверхностного красочного слоя, иногда довольно сложного, который страдает в первую очередь.[18]
Этому предшествовал великий энтузиазм второй половины XIX столетия, когда были сформированы крупнейшие музейные и университетские собрания слепков,[20] и на Всемирной выставке 1867 года, проходившей в Париже, по инициативе первого директорa Южно-Кенсингтонского музея Генри Коула[21] была заключена «Международная конвенция для содействия всемирному репродуцированию произведений искусства на благо музеев всех стран», подписанная высокопоставленными лицами пятнадцати европейских государств.[22]
Бронзовые отливки занимают третье место по точности репродуцирования после гальванопластических воспроизведений и слепков. Они долговечнее и практичнее слепков, но дороже их по материалу и сложнее по технологии исполнения. Процесс формовки и отливки из бронзы существенно отличается от работы с гипсом. Для изготовления отливки с модели (авторского гипса) снимают кусковую форму, по которой делают гипсовую отливку (т.н. рабочая модель), являющуюся репродукцией. С нее в свою очередь снимается литьевая форма, в которую заливается бронза. Получается, что с репродукции делают еще одну репродукцию. Бронзовые воспроизведения отличаются от оригиналов по габаритам, поскольку при остывании металл неизбежно дает усадку (до 4%).
Бронзовые отливки, выполненные под авторским контролем, называются «авторскими». Однако, в отличие от «авторских гипсов», они, по сути дела, являются репродукциями. Ведь любая отливки по форме, будь то гипс, бронза, либо другой материал, является техникой репродуцирования, подразумевающей определенный тираж. В некоторых случаях, например, при отливке памятников, этот тираж ограничивается изготовлением только одного экземпляра. Перед нами возникает очевидный парадокс. Как же квалифицировать подобные произведения? По-видимому, их следует определять как авторский тираж. Похожая ситуация существует и в печатной графике, где все полученные оттиски принято считать авторскими подлинниками. Уникальные бронзовые отливки ценятся чрезвычайно высоко, зачастую они имеют более тщательную проработку (например, прочеканку) и декоративное покрытие (патину, позолоту и т.п.), нанесенные по замыслу самого скульптора. Во многих случаях они являются завершающей ступенью в реализации творческого замысла. Однако, как уже говорилось, эти воспроизведения все-таки уступают по степени аутентичности так называемым «авторским гипсам» (отливкам, выполненным непосредственно с авторских моделей).[25]
Репродукции из полимеров, получившие широкое применение во второй половине ХХ столетия, могут быть очень долговечными и близкими по передаче материала оригиналу. По мнению Н.В. Одноралова методики литья из синтетических материалов отработаны настолько хорошо, что они также могут успешно использоваться в репродуцировании скульптуры.[27] Полимеры дают минимальную усадку, обладают достаточной прочностью и сравнительно недороги, поэтому со временем они смогут занять достойное место среди репродукционных материалов, потеснив гипсовые слепки. Пластик значительно прочнее гипса, что облегчает эксплуатацию изготовленных из него предметов.
Новейшей технологией репродуцирования является воссоздание по цифровой модели с применением 3D-сканеров и 3D-принтеров. С их помощью можно повторить скульптуру любой сложности, однако современная техника еще не научилась воспроизводить фактуру оригинала (матовую, либо полированную поверхности, текстуру дерева и т.п.), поэтому данный способ репродуцирования является еще очень несовершенным. По степени точности такие репродукции можно поставить пока еще только на самое последнее место.
Гладкий В.Д. Словарь нумизмата. М., 2006
Ларин-Подольский И. А. Монеты СССР. Большая иллюстрированная энциклопедия. М., 2013
Одноралов Н.В. Гальванотехника в декоративном искусстве. М., 1974
Одноралов Н.В. Занимательная гальванотехника: Пособие для учащихся. М., 1979
Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы. М., 1982
Рязанцев В.Д. Большая политехническая энциклопедия. М., 2011
Сергеев Ю.П. Выполнение художественных изделий из стекла: Учебник для художественных вузов и училищ. Москва, 1984
Советский энциклопедический словарь. // Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1981
Яхонт О.В. Проблемы консервации, реставрации и атрибуции произведений искусства: Избранные статьи. М., 2010.
Catalogues for Reproductions of Objects of Art, in Metal, Plaster and Fictile Ivory, Chromolithography, Etching and Photography selected from The South Kensington Museum, Continental Museums, and Various Other Public and Private Collections, produced for the use of Schools of Art, for Prizes, and for General Purpose of Public Instruction, Science and Art Department of the Committee of Council on Education, South Kensington Museum, London, 1869
Fitzpatrick Nichols M. Plaster cast sculpture: A history of touch // Archaeological Review from Cambridge. Vol.21, no. 2, 2006. PP. 114-130
P.P. Caproni & Brother: Catalogue of plaster reproductions from antique, medieval and modern sculpture. Subjects for art schools. Boston, Mass. : Caproni, 1901
P.P. Caproni & Brother: Catalogue of plaster reproductions from antique, medieval and modern sculpture. Subjects for art schools. Boston, Mass. : Caproni, 1911
In Situ: Revue des patrimoines [En ligne], n. 28, 2016: Le moulage. Pratiques historiques et regards contemporains. URL : http://insitu.revues.org/12403
Plaster Casts: Making, Collecting and Displaying from Classical Antiquity to the Present // Frederiksen R., Marchand E., eds. Brl-NY: Walter de Gruyter, 2010
Термины «копия», «реплика» и «репродукция» не имеют смысловых эквивалентов в русском языке. Неправильное применение этих слов приводит к ошибкам в определении художественной ценности произведений скульптуры. Копия создается вручную двумя способами: 1) моделированием из глины или воска; 2) высеканием (или вырезанием) из камня, дерева и т.п..
Технологии формовки и литья не относятся к художественным методам. Поэтому бронзовые и гипсовые скульптуры, созданные таким способом, являются репродукциями. Любая отливка, созданная под контролем скульптора и им доработанная, имеет особый статус. Такое произведение является уникальным и приравнивается по ценности к оригиналам. Гальванопластика также является технологией репродуцирования, поэтому термин «гальванокопия» являтся ошибочным.
The terms «copy», «replica» and «reproduction» have no semantic equivalent in Russian. Incorrect applications of these words lead us to the errors in determining the artistic value of the sculptures. A copy is created manually in two ways: 1) modelling in clay and wax; 2) carving of stone, wood etc. The technologies of taking molds and casting are not the artistic methods. So the bronze or plaster sculptures created in this way are reproductions. Any cast made under sculptor’s direction and finished by him have a special importance. Such piece is unique and equal in value to the original. Electroplating (galvanoplastics) is one of the the methods of reproduction, so the term «galvanocopy» is wrong.
[3] По справедливому замечанию одного из ведущих отечественных исследователей скульптуры О.В. Яхонта все они «представляют в определенной мере творческую интерпретацию известного оригинала (часто мраморные копии изготовлялись с бронзовых оригиналов). В то же время, благодаря сохранившимся копиям, несмотря на утрату знаменитых оригиналов, историки искусства смогли реконструировать основную канву развития искусства скульптуры в древнегреческом и древнеримском периоде истории культуры».
Яхонт О.В. Проблемы консервации, реставрации и атрибуции произведений искусства: Избранные статьи. М., 2010. СС.110-111
[4] Он определяется как «точная копия произведения скульптуры, прикладного искусства и других видов искусств. Получается путем снятия формы, твердой – (гипсовой) или мягкой (восковой, пластилиновой и т.д.) с оригинала и заливки в нее гипса, синтетических масс и т.п. Используется в музейных экспозициях в качестве учебного пособия, в реставрации». БСЭ. т.23. С.559
[5] Исключение составляют «авторские отливки», о которых мы скажем позднее
Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1981. С. 1132
Николай Васильевич Одноралов – ведущий отечественный материаловед и технолог изобразительного искусства, автор ряда учебных пособий для художественных вузов, методически использовавший этот термин по отношению к скульптуре и декоративным изделиям из металла. В своих многочисленных публикациях он называет «репродуцированием» формовочные работы и технологические операции, связанные с тиражированием объемных произведений.
[8] Термин «репродукция» применяется по отношению к трехмерных воспроизведениям уже в ранних изданиях Южно-Кенсингтонского музея (позднее – Музея Виктории и Алеберта): Catalogues for Reproductions of Objects of Art, in Metal, Plaster and Fictile Ivory, Chromolithography, Etching and Photography selected from The South Kensington Museum, Continental Museums, and Various Other Public and Private Collections, produced for the use of Schools of Art, for Prizes, and for General Purpose of Public Instruction, Science and Art Department of the Committee of Council on Education, South Kensington Museum, London, 1869 и др.
[9] Н.В. Одноралов приводит следующий пример: «Воспроизведение скульптур в бронзе или чугуне возможно только литейным способом, к сожалению, не дающим возможности получать скульптурное произведение с абсолютной точностью; при отливке ухудшается передача мельчайших штрихов, а вместе с ними и той манеры, в которой воспроизведена лепка. Для того чтобы воссоздать скульптуру в металле с сохранением всех деталей работы скульптора, прибегают к технике гальванопластики». Одноралов Н.В. Занимательная гальванотехника: Пособие для учащихся. М., 1979. C.19
[10] Например, скульптуры, предназначенные для постановки на открытом воздухе, создаются из наиболее прочных и долговечных материалов, минимально страдающих от воздействий окружающей среды и т.п.
[13] В подтверждение этому приведем еще одну цитату из книги Н.В. Одноралова: «Литье в землю и даже литье по восковой модели не могут удовлетворить высоким художественным требованиям, так как необходимые последующие чеканные и другие работы отделяют репродукцию от оригинала скульптора. Метод прецизионного литья, внедренный в настоящее время в советской художественной промышленности и достигший успехов в области техники репродуцирования скульптур, повысил точность передачи оригинала. Однако ни прецизионное литье, ни любой из других видов современного литья, применяемый в художественной промышленности, не может сравниться по точности репродуцирования с техникой гальванопластики, безукоризненно передающий все тонкости оригинала и тем сохраняющей всю специфику мастерства скульптора». Одноралов Н.В. Ук. соч., с.3
[14] Ларин-Подольский И. А. Монеты СССР. Большая иллюстрированная энциклопедия. М., 2013. С.248
[15] Гладкий В.Д. Словарь нумизмата. М., 2006. С. 38
[16] Краткая научная информация об истории применении гипса в Древнем Египте, Греции и Риме примодится, например, в статье Руне Фридерексен: Frederiksen R. Plaster casts in Antiquity. // Plaster Casts: Making, Collecting and Displaying from Classical Antiquity to the Present // Frederiksen R., Marchand E., eds. // Series: Transformationen der Antike, Bd. 18. Brl-NY: Walter de Gruyter, 2010. P. 15. В статье приводится краткая научная информация об истории применении гипса в Древнем Египте, Греции и Риме.
[17] Способ репродуцирования инталий с использованием стеклянных паст был открыт немецким химиком Вильгельмом Гомбергом (1652-1715). В дальнейшем этот метод был усовершенствован Джеймсом Тасси (1735–1799). Современная технология стеклянных паст изложена в издании: Сергеев Ю.П. Выполнение художественных изделий из стекла: Учебник для художественных вузов и училищ. Москва, 1984. СС.184-192
[18] Именно поэтому многие музеи избегают экспонирования гипсов и предпочитают приобретать скульптуры, выполненные из более прочных и практичных в эксплуатации материалов
[19] Инв.II.2.в.176. Оригинал – мрамор, керамика, полихромная майоликовая роспись. См.: http://www.arts-museum.ru/data/fonds/europe_and_america/2_2_v/0001-1000/176_robia_luca_bishop_benozzo_tomb/index.php
[20] Этот тип собраний так и не получил единого международного названия названия, одним из наиболее удачных, как нам кажется, является французский термин «гипсотека» (широко используется в настоящее время, например, авторами статей в электронном издании: In Situ: Revue des patrimoines [En ligne], n. 28, 2016: Le moulage. Pratiques historiques et regards contemporains. URL : http://insitu.revues.org/12403
[21] Henry Cole (1808 – 1882); Южно-Кенсингтонский музей в 1899 году переименован в Музей Виктории и Альберта
Это событие рассматривается в целом ряде публикаций, например см.: Fitzpatrick Nichols M. Plaster cast sculpture: A history of touch // Archaeological Review from Cambridge Vol.21, no. 2, 2006. PP.117-118; Bilbey D., Trusted M. The Question of Casts: Collecting and later Reassessment of the Cast collections at South Kensington. // Plaster Casts: Making, Collecting and Displaying from Classical Antiquity to the Present. (Frederiksen R., Marchand E., eds.) Berlin-New York: Walter de Gruyter, 2010. P. 466
[24] P.P. Caproni & Brother: Catalogue of plaster reproductions from antique, medieval and modern sculpture. Subjects for art schools. Boston, Mass. : Caproni, 1911 (без номера страницы)
[27] Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы. М., 1982. С.50
[28] Этот ряд примеров можно продолжить. Например, некоторые гипсовые репродукции из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, по художественной значимости заняли место оригиналов снятые, утраченных во время Второй мировой войны.