толстой детство в каком классе изучается

Список произведений, изучаемых на уроках литературы в 5-11 классах

Список произведений, изучаемых на уроках литературы в 5-11 классах

I четверть А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне…». Ш. Перро «Спящая красавица». Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик». А. Погорельский «Черная курица». Поэзия об осени. А. Платонов «Никита». Ю. Олеша «Три толстяка».

II четверть

Русские народные сказки. Былины об Илье Муромце. Мифы о Геракле. М. Лермонтов «Бородино». Н. Языков «Пловец». М. Цветаева «Генералам двенадцатого года». Поэзия о зиме. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Песнь о вещем Олеге». Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».

III четверть

Ч. Айтматов «Белый пароход» (отрывок «Легенда о Маралихе»), «Прощай, Гульсары» (отрывок «Скачки»). Р. Киплинг «Маугли». И. С. Тургенев «Муму». Поэзия о животных. И. А. Крылов. Басни. IV четверть Л. Н. Толстой «Детство». И. А. Гончаров «Сон Обломова». А. П. Чехов «Ванька». М. Твен «Приключения Тома Сойера». Поэзия о весне и лете.

6 класс

I четверть Поэзия о слове. Л. Н. Толстой «Отрочество». Ф. М. Достоевский «Мальчики». И. С. Тургенев «Бежин луг». А. П. Чехов «Степь».

II четверть Поэзия о природе. Г. Р. Державин «Евгению. Жизнь званская». И. А. Бунин «Антоновские яблоки». Поэтизация быта (А. Ахматова, Н. Гумилев, Г. Иванов, Д. Самойлов, О. Мандельштам, И. Бродский). А. С. Пушкин. 5 глава «Евгений Онегин». Н. В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

III четверть М. Рид «Всадник без головы». А. С. Пушкин «Дубровский». В. А. Жуковский. Баллады. И. Гете «Лесной царь». Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик». Баллада 20 века (М. Светлов, Н. Асеев).

IV четверть А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Н. В. Гоголь «Шинель». Ф. М. Достоевский «Бедные люди» (отрывки). Н. С. Лесков «Левша». М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». А. П. Чехов «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Злоумышленник». А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

7 класс

I четверть Поэзии о рождении поэзии, литературе (Ф. Тютчев, А. Фет, О. Мандельштам). Древнерусская литература (летописи, «Житие Сергия Радонежского», хождения). А.С. Пушкин. Отрывки из трагедии «Борис Годунов». Притча в Ветхом и Новом заветах. М. Лермонтов «Три пальмы», «Морская царевна». Л.Н. Толстой «Три смерти», «После бала». А.П. Чехов «Студент».

II четверть В. Скотт «Айвенго». А.С. Пушкин «Капитанская дочка». М. Лермонтов «Песня про купца Калашникова».

Элегическая поэзия. Тема Рождественской звезды в поэзии. Н. В. Гоголь «Нос», «Записки сумасшедшего». А. П. Чехов «Человек в футляре». М. Сервантес «Дон-Кихот» (отрывки). А. И. Солженицын «Матренин двор». В. Шукшин «Чудик». Ф. М. Достоевский «Белые ночи».

IV четверть А. Грин «Алые паруса». М. Лермонтов «Мцыри». А. Твардовский «Василий Теркин». В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева». А. де Сент-Экзюпери «Планета людей» (отрывок).

8 класс

I четверть Гомер «Илиада» (отрывки). «Слово о полку Игореве». «Песнь о Роланде». Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». II четверть Н. Карамзин «Бедная Лиза». А. С. Пушкин «Метель». Н. В. Гоголь «Старосветские помещики». А. П. Чехов «Ионыч».

III четверть Поэзия по теме «Поэт и поэзия» (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов). Античная трагедия. Софокл. «Антигона». В. Шекспир «Ромео и Джульетта». П. Корнель «Сид».

IV четверть Д. Фонвизин «Недоросль». Н. В. Гоголь «Ревизор».

9 класс I четверть А. С. Пушкин. Детство. Лицейская лирика. М. Ломоносов. Оды. Г. Державин. Ода «Бог». Лирика. К. Батюшков. Лирика. В. А. Жуковский. Лирика. II четверть А. С. Пушкин. Романтическая лирика. Поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы». А. С. Грибоедов «Горе от ума». III четверть А. С. Пушкин «Евгений Онегин». А. С. Пушкин. Философская лирика. М. Ю. Лермонтов. Лирика. IV четверть М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». А. С. Пушкин «Пиковая дама». Н. В. Гоголь «Невский проспект», «Портрет». Ф. М. Достоевский «Двойник».

10 класс I полугодие Н. В. Гоголь. «Мертвые души». А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница», «Лес». И. С. Тургенев «Записки охотника», «Рудин», «Отцы и дети». И. А. Гончаров «Обломов». Н. А. Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Ф. И. Тютчев. Лирика. II полугодие Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир». А. А. Фет. Лирика. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывки). Сказки.

11 класс

I полугодие А. П. Чехов. Рассказы. Драматургия. И. А. Бунин «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый понедельник». А. И. Куприн «Гранатовый браслет». М. Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «На дне». Поэзия серебряного века. Обзор. А. А. Блок. Лирика. А. А. Ахматова. Лирика. О. Э. Мандельштам. Лирика.

II полугодие

В. Маяковский. Ранняя лирика. Поэма «Облако в штанах». А. Блок «Двенадцать». М. Булгаков «Белая гвардия». И. Бабель «Конармия». А. Фадеев «Разгром». М. Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон» (обзор). С. Есенин. Лирика. Поэма «Анна Снегина». М. Булгаков «Собачье сердце». Б. Пастернак. Лирика. «Доктор Живаго» (обзор). А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». В. Шаламов «Колымские рассказы». А. Ахматова «Реквием». М. Шолохов «Судьба человека». Современная литература о Великой Отечественной войне. И. Бродский. Лирика. Современная литература.

Источник

Школьная программа
по русской литературе
1—11 классы

Преамбула

Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.

Предлагаемый ниже список решает эту проблему следующим образом. Во-первых, он представляет собой сводку различных источников и включает авторов и произведения, которые упомянуты хотя бы в одной из программ, включая «списки литературы на лето», что обеспечивает его полноту.

Во-вторых, вместо распределения произведений по классам (и неизбежно возникающих при этом дублей) список включает все произведения школьной программы, упорядоченные по жанрово-хронологическому принципу, что обеспечивает его систематичность.

Ограничение: список включает только произведения русской литературы и не включает произведений зарубежной литературы.

На все произведения, входящие в список и присутствующие в корпусе Русской виртуальной библиотеки, даны гипертекстовые ссылки, что превращает его в дополнительный интерфейс РВБ, специально предназначенный для нужд школьного образования.

Одновременно с этим, произведения, которые пока остаются без ссылок, определяют вектор дальнейшего пополнения фондов РВБ.

Источник

Урок литературного чтения » Детство Толстого»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Предмет: Литературное чтение

Дата урока :03.12.2018

Тема урока : Детство Л.Н. Толстого

Тип урока : комбинированный

Цель: ознакомление с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого

Предметные : Определять тему и главную мысль произведений.

Метапредметные: Извлечение необходимой информации из прослушанных произведений.

Личностные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Оборудование: проектор, выставка произведений Л.Н. Толстого, индивидуальные карточки

Разноцветные полоски (дети выбирают цвет)

Рассказывают те,у кого желтый цвет(5 человек)

Чтение стихотв. «Осень»

б)Речевая разминка Слайд 1

рю- рю-рю рисую я зарю

ри-ри-ри- на ветке снегири

ра –ра –ра- в школу мне пора

ро-ро-ро- дари людям ……..(добро)

а) Беседа « Что такое добро?»

Выбрать любое слово, которое притягивает ваше внимание и подарите соседу.

_А сколько хороших слов подарили нам писатели!

Прочитайте высказывание на доске

« Чтоб поверить в добро,надо начать делать его»

-Как вы понимаете эти слова?

-Обратите внимание кто автор этих строк?

Тема …… Цель…….. (говорят дети)

5.Усвоение учебного материала.

а ) Рассказ о жизни и творчестве писателя Презентация Слайд 2-18

Сообщения детей о братьях Толстого и его детях и внуках

Я пою и ты поешь-1 2 3 (хлопки)

Очень дружно мы живем 1 2 3 (шаги на месте)

б ) Чтение текста « Детство» учителем

в ) Чтение текста детьми

6.Применение учащимися знаний и действий.

а ) Работа по содержанию

Ск-ко лет было Толстому, когда он потерял маму? (1,5г)

Ск-ко детей было в семье? (5)

Кто поведал тайну о муравьях? (старший брат Николай)

Где была записана тайна?( на палочке)

Какое детство было у писателя? (счастливое)

Физминутка для глаз

Глазкам нужно отдыхнуть (закрыты)

Нужно глубоко вздохнуть (закрыты,вздох)

Глаза по кругу побегут (по часовой стрелке)

Глазкам стало хорошо (касание пальцами глаз)

7.Творческий перенос знаний и навыков в новые условия

а ) Работа в тетрадях (число и классная работа)

Л.Н. Толстой «Детство»

б )Словарная работа

Испытывал чувство умиления испытывал нежное чувство к чему-то трогательному

Любовно льнущих прижиматься

Дать великое благо подарить дорогой подарок

б)составить вопросы по тексту

в) прочитать другие рассказы Толстого

9.Анализ достижений учащихся. (рефлексия)

толстой детство в каком классе изучается. a loader. толстой детство в каком классе изучается фото. толстой детство в каком классе изучается-a loader. картинка толстой детство в каком классе изучается. картинка a loader

Номер материала: ДБ-655898

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

толстой детство в каком классе изучается. 12ca 000988a9 e32712b1. толстой детство в каком классе изучается фото. толстой детство в каком классе изучается-12ca 000988a9 e32712b1. картинка толстой детство в каком классе изучается. картинка 12ca 000988a9 e32712b1

толстой детство в каком классе изучается. placeholder. толстой детство в каком классе изучается фото. толстой детство в каком классе изучается-placeholder. картинка толстой детство в каком классе изучается. картинка placeholder

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

толстой детство в каком классе изучается. placeholder. толстой детство в каком классе изучается фото. толстой детство в каком классе изучается-placeholder. картинка толстой детство в каком классе изучается. картинка placeholder

Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей

Время чтения: 1 минута

толстой детство в каком классе изучается. placeholder. толстой детство в каком классе изучается фото. толстой детство в каком классе изучается-placeholder. картинка толстой детство в каком классе изучается. картинка placeholder

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

толстой детство в каком классе изучается. placeholder. толстой детство в каком классе изучается фото. толстой детство в каком классе изучается-placeholder. картинка толстой детство в каком классе изучается. картинка placeholder

Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

толстой детство в каком классе изучается. placeholder. толстой детство в каком классе изучается фото. толстой детство в каком классе изучается-placeholder. картинка толстой детство в каком классе изучается. картинка placeholder

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

толстой детство в каком классе изучается. placeholder. толстой детство в каком классе изучается фото. толстой детство в каком классе изучается-placeholder. картинка толстой детство в каком классе изучается. картинка placeholder

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений

толстой детство в каком классе изучается. shkolnaya programma po literature 5 11 klass spisok proizvedenij. толстой детство в каком классе изучается фото. толстой детство в каком классе изучается-shkolnaya programma po literature 5 11 klass spisok proizvedenij. картинка толстой детство в каком классе изучается. картинка shkolnaya programma po literature 5 11 klass spisok proizvedenij

Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.

Литература, 5 класс: список произведений на лето

Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.

Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.

Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».толстой детство в каком классе изучается. SHkolnaya programma po literature spisok. толстой детство в каком классе изучается фото. толстой детство в каком классе изучается-SHkolnaya programma po literature spisok. картинка толстой детство в каком классе изучается. картинка SHkolnaya programma po literature spisok

Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:

А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.

Литература, 6 класс: список произведений на лето

Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.

Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.

Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.

А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.

Литература, 7 класс: список произведений на лето

Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.

Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.

Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.толстой детство в каком классе изучается. SHkolnaya programma po literature. толстой детство в каком классе изучается фото. толстой детство в каком классе изучается-SHkolnaya programma po literature. картинка толстой детство в каком классе изучается. картинка SHkolnaya programma po literature

Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.

Литература, 8 класс: список произведений на лето

Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.

Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.

Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.

Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.

Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.

Литература, 9 класс: список произведений на лето

В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.толстой детство в каком классе изучается. SHkolnaya programma spisok proizvedeniy. толстой детство в каком классе изучается фото. толстой детство в каком классе изучается-SHkolnaya programma spisok proizvedeniy. картинка толстой детство в каком классе изучается. картинка SHkolnaya programma spisok proizvedeniy

Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.

Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.

Литература, 10 класс: список произведений на лето

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.толстой детство в каком классе изучается. SHkolnaya programma po literature 5 11 klass. толстой детство в каком классе изучается фото. толстой детство в каком классе изучается-SHkolnaya programma po literature 5 11 klass. картинка толстой детство в каком классе изучается. картинка SHkolnaya programma po literature 5 11 klass

Список литературы на лето для 10 класса:

Литература, 11 класс: список произведений на лето

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.

Список литературы на лето для 11 класса:

Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.

Источник

Л.Н.Толстой «Детство»

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема: Лев Николаевич Толстой « Детство».

Цель: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; познакомить с главой из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к матери.

совершенствовать навыки чтения;

работать над выразительностью;

обогащать словарь учащихся;

развивать логическое мышление (умения сравнивать, делать выводы и обобщения);

воспитывать любовь к чтению;

воспитывать любовь и уважение к маме;

Тип урока: комбинированный

Учебник “Литературное чтение ”,4класс, часть 1.под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М. В. Головановой.

Мультимедийная презентация к уроку.

Карточки с заданиями.

карточки для словарной работы,

Выставка книг с произведениями Л.Н.Толстого.

2. Актуализация опорных знаний

3. Мотивация учебной деятельности

Введение в тему урока.

4.Работа над темой урока

5.Подготовка к восприятию текста. Словарная работа.

7. Работа с текстом по учебнику.

9.Гимнастика для глаз

— Кто улыбкою жизнь встречает,

Кто улыбкою урок начинает.

Тот, как солнышко, всё согревает.

Тот улыбкою зло побеждает.

— Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки, гостям.

Пусть улыбка сопровождает вас сегодня на уроке.

-Одна китайская пословица гласит:

«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».

И так, что мы будем делать сегодня на уроке? ( Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать и читать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение).

(« Не выкрикивай!», «Не перебивай!», «Уважай товарища!») Слайд 2

2. Актуализация опорных знаний

Проверка изученного материала.

Давайте, ребята, вспомним название раздела, с произведениями которого мы знакомились на предыдущих уроках. (“Чудесный мир классики”.) Слайд 3

-Назовите авторов и произведения, с которыми мы уже познакомились в этом разделе. (П.П.Ершов «Конек –Горбунок», А.С.Пушкин «Туча», «Уж небо осенью дышало», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», М.Ю.Лермонтов «Ашик- Кериб» )

— Хорошо ли вы помните их содержание? Проверим.

— Сейчас вы выполните полученное задание.

— Вставьте пропущенные слова в знакомые вам тексты.

1. Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь ________________ (Магуль-Мегери)

2. Тут её тоска взяла, и царица умерла. Лишь её похоронили,______________ тотчас учинили (свадьбу)

4. «То есть, это будет десять». Царь тотчас велел отвесить И, по милости своей, Дал в прибавок____________рублей. (пять)

5. Последняя ____________рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури (туча)

6. И жених сыскался ей,______________Елисей . (королевич)

7. Тогда Ашик взял комок ____________ из-за пазухи, развёл его водою и намазал матери глаза . (земли)

8. Унылая пора! Очей _________________

Приятна мне твоя прощальная краса ( очарованье)

А сейчас, каждый из вас почувствует себя в роли учителя.

( Взаимопроверка. Оценивание) Слайд 4

3. Мотивация учебной деятельности

-А теперь, ребята, приступим к изучению нового материала. Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских букв и замените их на буквы русского алфавита. А сделайте это задание с помощью клавиатуры, которую мы с вами изготовили на уроке технологии.

-Что это за фамилия? Слайд 5

Во всем мире знаменит,

Литературный вклад его велик.

Он граф богатый, но простой

Лев Николаевич Толстой Слайд 6

Сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись на экране Слайд 8

1) продолжим знакомиться с творчеством __________________________

3). отвечать на поставленные вопросы.

Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Л.Н.Толстого; учиться правильно, выразительно читать рассказ, анализировать его отвечать на поставленные вопросы.

— В 1, во 2, 3 классах мы знакомились с вами с биографией и творчеством Толстого. Давайте вспомним.

— В каком году родился Л.Н. Толстой? ( 1828)

— Давайте посчитаем сколько лет прожил Толстой?

-Полное собрание сочинений Толстого составляет 90 томов. Конечно, 90 томов мы не прочли, но некоторые рассказы уже знаем. Давайте вспомним.

Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся?

1.« А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». (Старый дед и внучек)

2. «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море …(Акула)

3.« Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьянка и забавляла всех…» (Прыжок)

4.«…мальчик осмелился и сказал:

— Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий.
Учитель остановил его и сказал:
— Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу.» (Филиппок)

5.«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…» (Лев и собачка) 9 слайд

Перед вами иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого. Вспомните их названия. Слайд 11

3 группа: « Найди пару ». Соотнесите пословицу и произведение, к которому она подходит.

1.Крепкую дружбу и топором не разрубишь «Лев и собачка»

2.Кто родителей почитает, тот во век не погибает «Старый дед и внучек»

3. «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» «Филиппок»

— Чему учат нас рассказы Л.Н.Толстого?

( Его произведения учат добру и справедливости, нравственности.)

Чистоговорка Слайд 13

Ок-ок-ок –продолжаем наш урок

Ать-ать-ать – будем повесть Толстого читать

Ять-ять-ять – будем знания свои применять

Ев-ев-ев – охарактеризуем новых героев

Ра-ра-ра – проведем урок добра

Игра «День и ночь» Слайды 14,15,16,17,18

На стихотворение дано 4 слайда:

1-й слайд: читаем, обсуждаем

У каждого есть в жизни «Берег детства»,

Где море сказок и волшебных снов.

На эту красоту не наглядеться…

Так хочется вернуться вновь и вновь

Игра «Потерялась буква» слайд 19

П рочитайте слова написанные на доске. Определите какие буквы потерялись?. Давайте допишем недостающие буквы и прочитаем слова. Из заглавных букв составьте слово.

(Дети по очереди выходят к доске и дописывают букву)

О ставшиеся …. (в памяти воспоминания Льва Николаевича Толстого)

5. Введение в тему урока

-Сегодня мы пролистаем ещё некоторые страницы альбома творческой жизни этого писателя и познакомимся с отрывком из повести “Детство”.

— Это произведение является трилогией. Новый для вас жанр художественной литературы слайд 21

— Мы почитаем лишь одну главу из трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

История появления повести «Детство”.

— Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман «Четыре эпохи развития »,( Эпоха- длительный промежуток времени, выделяемый по каким либо характерным особенностям и характеризующийся выдающимися событиями или явлениями) в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, «резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни; в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве недоверчивость; в юности красоту чувств.

На Кавказе написана первая часть задуманного рассказа «Детство»; позднее были созданы две другие – «Отрочество», и «Юность», а четвёртая часть «Молодость» так и осталась ненаписанной.

— Давайте немного остановимся на понятиях. Слайд 22

Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подростковый возраст от 11-14

Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.

-Определите какой у вас возраст? (Детство)

-И сама трилогия необычная.

— Вы помните, что такое автобиография? Трилогия автобиографическая.

-Как вы думаете, о чём будет говориться в главе «Детство»?

— Прежде чем мы познакомимся с повестью «Детство», давайте прочитаем воспоминания внука Льва Толстого – Сергея Сергеевича Толстого.

Работа с учебником стр.114

Работа по тексту «Вопрос-ответ»

1. Сколько лет было Сергею, когда он впервые увидел дедушку?

(Правильно, Сергею было 5 лет.)

2.У кого жил Серёжа в то время?

(Правильно, Серёжа жил у своего дедушки по материнской линии Рачинского Константина Александровича.)

3.Какой была обстановка в доме у Рачинского?

(Правильно, обстановка была богатая.)

4.На каком этаже располагалась квартира Рачинского? (Правильно, квартира Рачинского располагалась на втором этаже.)

5.Кто жил на первом этаже этого дома? (Правильно, на первом этаже жила прислуга.)

(Правильно, Лев Николаевич задержался на кухне, разговорился с кухаркой.)

6.Что бы вы сказали о писателе, как о человеке?

(Правильно, Лев Николаевич показал, что он считает кухарку таким же человеком, как и он.)

7.Как Сергей Толстой в этом эпизоде показал сравнение своих дедушек?

-(Правильно, Сергей Сергеевич Толстой рассказал о том, что его дед, хоть он был и из графской семьи, не считал себя выше простых крестьян. А дед по материнской линии – наоборот, не замечал в своём доме этих же людей.

-Мы смогли заглянуть в детство маленького мальчика Сережи Толстого

— А теперь знакомимся с отрывком из повести «Детство».

— Л.Н. Толстой работая в школе проводил игры со своими учениками

-Мы с вами немножко отдохнем и проведем физкультминутку

7.Подготовка к восприятию текста.

Словарная работа . Слайд 23

-Как вы думаете, о чем будет говориться в главе “Детство”? (Предположения детей.)
— В тексте вам встретятся слова. Как вы понимаете их значение?

Лелеять воспоминания – (нежить, заботливо ухаживать за кем, чем-нибудь).

Возвышают мою душу – (делают душу чище и лучше)

Лучшие наслаждения – (высшая степень удовольствия)

Отуманенными дремотой – (под властью сна)

Сладкие грезы – (счастливые воспоминания)

Ваточный халатец – (халат с подкладкой из ваты)

Добродетель – (положительное, нравственное качество, высокая нравственность).

Подле меня – (возле меня)

8.Первичное восприятие текста

Чтение рассказа д о слов «Воспоминания эти….»

— О чём рассказывает нам автор в самом начале?

— Что делают с автором эти воспоминания о детстве? (освежают, возвышают душу и служат источником наслаждений).

Чтение до слова Маман.

-О каком из воспоминаний идёт речь? ( о вечернем чае)

— А вам близки эти ощущения? Бывали ли у вас такие случаи?

Чтение до конца рассказа.

9.Гимнастика для глаз

-Почему? (речь идёт о самом дорогом человеке – маме)

— Что чувствует Николенька впросонках? (Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы).

-Попробуйте обобщить прочитанное и ответить, какая была у Николеньки мама? (Ответы детей)

— Обратите внимание на иллюстрацию, предложенную художником. Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует (…и над ухом звенит тихий знакомый голос). С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка с плеском воды).

-Что, по вашему мнению, хотел передать Л.Н.Толстой через чувства Николеньки? (Ответы детей) Этим произведением он признаётся маме в любви.

— С кого начинается всё в нашей жизни?

(Видеозапись «Притча Ангел и мама» ) Слайд 24

(демонстрация иконы Богородицы)

-Что это, ребята? Кто на ней изображён?

Это Богоматерь. Она тоже мать. Наша помощница и заступница. Тысячи матерей молятся ей и просят не за себя, а за кого? Да, за нас, своих детей, потому что нет для матери большего счастья, чем счастье её детей.

— Чему учит нас повестьЛ.Н.Толстого?

— Мне сегодня понравилась наша совместная работа.

— А вы, ребята, довольны?

-Мне хочется посмотреть, как вы оцениваете свои действия, знания.

Перед вами 3 разноцветные карточки: зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я произнесу некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

Я вспомнил биографию писателя.

Я знаю, что такое трилогия.

На уроке у меня всё получилось.

Я сегодня узнал много интересного.

11. Домашнее задание
— На дом я вам предлагаю творческую работу. Написать рассказ о своей маме и подготовить выразительное чтение отрывка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *