тональность g это какая тональность
Урок 29. Таблица тональностей.
Так же в последних двух столбиках указаны 2 дополнительных аккорда, которые достаточно гармонично звучат в соответствующих тональностях и довольно часто используются.
Теперь по поводу шестого аккорда тональности (например, в первой строке это аккорд E). По идее, теория говорит, что нужно играть не мажорный аккорд, а септаккорд, т.е. E7. По правде сказать, я не заметил, чтобы сэптаккорд звучал лучше. Есть такое золотое правило в музыке: «Хорошо то, что хорошо звучит». По мне, мажорный аккорд в большинстве случаев звучит хорошо. Всегда выбирайте на свой вкус, что вам больше нравится в конкретной мелодии.
Сам я использую септы только в ситуациях, когда за Am идет A7 (не важно в какой это тональности)
Септ после одноименного минора звучит на мой вкус сочнее, нежели мажор. Хотя, тоже не всегда. Иногда мажор по настроению вписывается лучше.
Так же, если песня в тональности G-Em, вместо B, разумеется, беру B7, т.к. он без баррэ, зачем нам лишний гемор. 🙂
В первую очередь изучите тональности С-Am и G-Em. Технически они самые простые, особенно последняя, т.к. заменив аккорд B на B7 можно в ней играть без баррэ.
Нужно отметить, что часто в песнях делают модуляцию (изменение тональности в ходе песни). И Достаточно часто это бывает не один раз. Например Сектор Газа очень любил такую фишку. сыграть пару куплетов, повысить на тон, еще куплет, еще повысить и т.д.
Так же хочется сказать, что далеко не всегда песня играется в одной тональности. Бывает, что в двух (не путать с модуляцией, о которой я говорил выше). Наверняка бывает и больше, но я таких не слышал.
А бывает, песня в одной тональности, и в нее вворачивают 1 аккорд из другой. Достаточно интересный прием, если со вкусом пользоваться.
Как пользоваться таблицей? Для примера переведем ту же Пачку, аккорды Em Am C D.
Все эти аккорды есть только в 8 строчке. Переводим, например в первую. Получаем Am Dm F G.
Подобным образом можете подбирать удобные для голоса тональности.
Так же можно глянуть этот урок, там я использую таблицу на практике.
На этом все. Как видите, ничего сложного нет.
Надеюсь, кому-то помог. Удачи!
Таблица тональностей
Буквенное обозначение звуков и тональностей
Мажорные тональности
До мажор — С-dur | Фа мажор — F-dur |
Ре мажор — D-dur | Си бемоль мажор — B-dur |
Ля мажор — A-dur | Ми бемоль мажор — Es-dur |
Ми мажор — E-dur | Ля бемоль мажор — As-dur |
Си мажор — H-dur | Ре бемоль мажор — Des-dur |
Фа# мажор — Fis-dur | Соль бемоль мажор — Ges-dur |
До# мажор — Cis-dur | До бемоль мажор — Ces-dur |
Соль мажор — G-dur |
Минорные тональности
ля минор — a-moll | соль минор — g-moll |
си минор — h-moll | до минор — c-moll |
фа# минор — fis-moll | фа минор — f-moll |
до# минор — cis-moll | си бемоль минор — b-moll |
соль# минор — gis-moll | ми бемоль минор — es-moll |
ре# минор — dis-moll | ля бемоль минор — as-moll |
ля# минор — ais-moll | ми минор — e-moll |
ре минор — d-moll |
Параллельные тональности
Энгармонически равные тональности
Энгармонически равные тональности — тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.
Энгармонически равные мажорные тональности:
Энгармонически равные минорные тональности:
Смотрите другие статьи этого раздела:
29.03.2015 в 14:02 олег высказался:
Я не увидел таблицу со всеми знаками при ключе во всех ВОЗМОЖНЫХ тональностях. Таблица есть, а того что надо нет!
05.04.2015 в 23:54 Светлана высказался:
Здравствуйте. Напишите конкретно какая тональность Вас интересует, я Вам отвечу.
21.01.2016 в 16:06 Юлия высказался:
21.01.2016 в 16:17 Светлана высказался:
19.02.2016 в 18:59 Максим высказался:
Меня интересует до бемоль мажор. И не могли бы Вы сделать отдельную статью, где построены разные аккорды в разных тональнастях?
19.02.2016 в 22:25 Светлана высказался:
Здравствуйте, Максим. В до-бемоль мажоре семь бемолей. Рекомендую Вам заменить на тональность си мажор, энгармонически они равны, а знаков будет меньше — 5 диезов.
Написания такой статьи в ближайших планах нет.
30.08.2017 в 04:52 мне надо построить д7 с обращениями в 24тональностях а везде почему то нахожу по 30 тональностей в интернете.почему? высказался:
Я нечаянно в имени написал свой вопрос.
25.04.2018 в 14:25 Петр высказался:
Ребят на самом деле всё выше перечисленное очень полезно, и необходимо для применения на практике просто не понимаю тех, кто из-за недостаточного понимания темы оставляет плохие отзывы.
08.10.2018 в 17:36 Юлия высказался:
ребенку задали до.задание: знаки в тональностях до 3-х с # и b.
К сожалению, уже 4-тый учитель по сольфеджио за 3 года, материал дается кусками. Дочка вообще не понимает, что это и что от нее хотят.
02.01.2019 в 21:33 morozalex2018 высказался:
G-dur и e-moll есть в таблице, смотрите внимательно
09.02.2019 в 09:16 Ева высказался:
Спасибо! Очень полезная статья, сохранила👏🏻👍🏻
16.04.2019 в 19:33 Лида высказался:
Какие знаки в Фа бемоль миноре?
21.04.2019 в 23:48 Олег высказался:
21.04.2019 в 23:49 Олег высказался:
21.04.2019 в 23:55 Олег высказался:
22.04.2019 в 00:05 Олег высказался:
05.10.2019 в 21:17 Макс высказался:
По моей информации нота си обозначается латинской буквой H, а не буквой B. Буквой B по моей информации обозначается нота сиb, но не си.
09.01.2020 в 00:36 Василий высказался:
скажите строй А moll подходит для романтической музыки?
23.01.2020 в 11:51 Женек высказался:
какие ноты идут в тональностях? ничего не написано, названия я и сам знаю
04.04.2020 в 17:52 илия высказался:
07.04.2020 в 21:50 Юлия высказался:
Подскажите, пожалуйста, родственные тональности для ми минор
05.05.2020 в 09:55 Ксения высказался:
23.03.2021 в 00:27 Симона высказался:
Спасибо за материал и за такой замечательный сайт в целом!
17.04.2021 в 15:58 Кишал высказался:
Мне очень понравелось.
Буквенное обозначение нот и тональностей
В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.
Интересно, что во время, когда формировалась буквенная система, музыкальный звукоряд начинался со звука ЛЯ, а не со звука ДО. Именно поэтому, первой букве алфавита A соответствует именно звук ЛЯ, а не ДО. Еще одной особенностью этой старой системы является звук СИ-БЕМОЛЬ в основном звукоряде, он обозначается буквой B. А за нотой СИ, являющейся основной ступенью современного звукоряда, позже была закреплена буква H.
Диезы и бемоли по буквенной системе
Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется другой суффикс – ES (эс).
Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес).
Однако из этих правил есть несколько исключений, которые нужно запомнить. Все они касаются обозначения бемольных нот. Звук МИ-БЕМОЛЬ по буквенной системе выглядит как EES, но в практике одна, средняя гласная сокращается и таким образом получается обозначение ES. Точно такая же история возникает со звуком ЛЯ-БЕМОЛЬ, в его обозначении AES сокращается один гласный звук и в результате получается просто AS.
И еще одно исключение из правил связано чисто с историческими причинами. Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.
Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе
Когда речь идет о двойных понижениях и понижениях, то есть о знаках дубль-диеза и дубль-бемоля, принцип отражения их в буквенной системе очень простой и логичный. Дубль-диез – это два диеза, а значит два суффикса IS – ISIS, дубль-бемоль – это два бемоля и, соответственно, два суффикса ES – ESES. Причем правило с дубль-бемолями касается также и звука СИ-ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, который обозначается в данном случае по общему правилу – HESES.
Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить не только основные звуки, но и диезы с бемолями, а также дубль-диезы и дубль-бемоли. Давайте подытожим все эти способы обозначения в таблице:
Таблица буквенных обозначений звуков
Нота | Диез | Дубль-диез | Бемоль | Дубль-бемоль | |
ДО | c | cis | cisis | ces | ceses |
РЕ | d | dis | disis | des | deses |
МИ | e | eis | eisis | es | eses |
ФА | f | fis | fisis | fes | feses |
СОЛЬ | g | gis | gisis | ges | geses |
ЛЯ | a | ais | aisis | as | ases |
СИ | h | his | hisis | b | heses |
Буквенное обозначение тональностей
В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Эта же структура всегда находит отражение и в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук, только с одной особенностью – для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы.
Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий».
Обозначение октав по буквенной системе
Наблюдательный читатель, быть может, уже с самого начала задался вопросом о том, как же в буквенной системе различить звуки малой октавы и, например, второй, или первой и большой. Оказывается, все предусмотрено, и для обозначения разных октав в буквенной системе есть свои правила. Только многие почему-то о них забывают, а иные и вовсе о том не слышали. Давайте же разбираться.
Здесь все на самом деле довольно просто. Если вы пока плохо знаете названия всех октав, то рекомендуем к изучению материал Расположение звуков на клавиатуре фортепиано, где этот вопрос рассматривается довольно подробно.
Итак, правила следующие:
На рисунке вы можете посмотреть примеры звука ЛЯ с разным обозначением октав. Кстати этот же октавный принцип имеет точно такое же действие и в слоговой системе обозначения звуков. Поэтому примеров обозначения будет сразу несколько.
Дорогие друзья, если у вас еще остались вопросы по данной или по какой-нибудь другой музыкально-теоретической теме, то напишите их, пожалуйста, в комментариях к данному материалу.
А сейчас для лучшего усвоения урока мы предлагаем вам просмотреть видео по теме и рекомендуем выполнить упражнения, которые там будут предложены.
Таблица обозначений тональностей
Таблица обозначений тональностей
до-бемоль мажор | Ces-dur | C-flat major | 7 ♭ |
ля-бемоль минор | as-moll | A-flat minor | 7 ♭ |
соль-бемоль мажор | Ges-dur | G-flat major | 6 ♭ |
ми-бемоль минор | es-moll | E-flat minor | 6 ♭ |
ре-бемоль мажор | Des-dur | D-flat major | 5 ♭ |
си-бемоль минор | b-moll | B-flat minor | 5 ♭ |
ля-бемоль мажор | As-dur | A-flat major | 4 ♭ |
фа минор | f-moll | F minor | 4 ♭ |
ми-бемоль мажор | Es-dur | E-flat major | 3 ♭ |
до минор | c-moll | C minor | 3 ♭ |
си-бемоль мажор | B-dur | B-flat major | 2 ♭ |
соль минор | g-moll | G minor | 2 ♭ |
фа мажор | F-dur | F major | 1 ♭ |
ре минор | d-moll | D minor | 1 ♭ |
до мажор | C-dur | C major | нет |
ля минор | a-moll | A minor | нет |
соль мажор | G-dur | G major | 1 # |
ми минор | e-moll | E minor | 1 # |
ре мажор | D-dur | D major | 2 # |
си минор | h-moll | B minor | 2 # |
ля мажор | A-dur | A major | 3 # |
фа-диез минор | fis-moll | F-sharp minor | 3 # |
ми мажор | E-dur | E major | 4 # |
до-диез минор | cis-moll | C-sharp minor | 4 # |
си мажор | H-dur | B major | 5 # |
соль-диез минор | gis-moll | G-sharp minor | 5 # |
фа-диез мажор | Fis-dur | F-sharp major | 6 # |
ре-диез минор | dis-moll | D-sharp minor | 6 # |
до-диез мажор | Cis-dur | C-sharp major | 7 # |
ля-диез минор | ais-moll | A-sharp minor | 7 # |
В обозначении тональности указывается тоника (она же — основной тон тонического трезвучия) и лад (в данном случае, мажор или минор), например: C-dur (до мажор), Fis-dur (фа-диез мажор), a-moll (ля минор), es-moll (ми-бемоль минор) и т. п.
В русской традиции тональности обозначаются двояко — кириллицей (до мажор, ре минор, ми-бемоль мажор и т.д.) или латиницей (C-dur, d-moll, Es-dur). В буквенной системе обозначений прописные буквы указывают на мажор, строчные на минор; поэтому зачастую (для краткости) вторая часть обозначения тональности опускается, например, Es расшифровывается как ми-бемоль мажор.
В таблице показаны обозначения тональностей. Мажорные и минорные тональности расположены в порядке кварто-квинтового круга, после каждого мажора идёт параллельный ему минор. Тональности идут от бемольных к диезным, поэтому в последней графе для верхней части таблицы указано число бемолей, а для нижней — диезов. Первые шесть тональностей в таблице соответственно энгармоничны последним шести.
Тональность в музыке
Понятно, что параллельно с понятием «лад» возникает понятие «тональность».
Что такое тональность?
Порядок появления знаков в тональностях:
Этот порядок надо выучить!
энгармонически равные тональности.
Параллельные тональности
Одноименные тональности
Это те тональности, что имеют одно имя тоники, но разный лад. Понятно, что знаки в таких не могут быть одинаковыми, если играть мажор и минор от одной клавиши. Но закономерность в разнице количества знаков существует.
Знания о параллельных и одноименных тональностях помогут правильно определить ключевые знаки. Знания о параллельных и одноименных тональностях помогут правильно определить ключевые знаки.
Энгармонически равные тональности
Квинтовый круг тональностей
Все тональности делятся на мажорные и минорные, которые в свою очередь делятся на диезные и бемольные.
То есть, образуется 4 группы тональностей:
Итак, Квинтовый круг или кварто-квинтовый круг (вспомним, что кварта вращается в квинту) – это такая схема, где показаны все существующие тональности и в ней видно, что и знаки и тональности расположены по квинтам: диезные вверх, бемольные вниз от До мажора – ля минора, в которых 0 знаков.
Ключевые диезы идут от фа-диез по ч. 5 (чистым квинтам – с 1/2 тона) вверх:
Фа-До-Соль-Ре-Ля-Ми-Си – Порядок диезов при ключе (они изображены слева красным).
И, если прочитать наоборот:
Си-Ми-Ля-Ре-Соль-До-Фа – порядок ключевых бемолей (слева синим цветом).
Еще присмотритесь к тональностям с 0 и 7 знаков с обеих сторон – это:
До бемоль мажор – ля бемоль минор = 7 бемолей
Тональность как элемент и средство художественной музыкальной выразительности
В системе тональностей каждая отдельная тональность приобретает определенную функцию в динамикогармоническом и колористическом смысле. То, что за выбором тональностей не тянется шлейф эстетической связи, а есть лишь «личная ассоциация», становится понятным, когда выясняем, что особая «баховская» или «моцартовская» тональности никогда не использовались, скажем, Бетховеном для значительного произведения, за исключением некоторых глав «торжественной мессы» и «богатели ор.124 №4», который считал h-moll сумеречной, почти темной тональностью.(Подобное имеет свою историю и в характеристике интервалов: в средневековье тритон, например, считали «дьяволом в музыке»).
Собственно, никогда мнимые характерные особенности различных тональностей не имели более широкого обсуждения, чем во времена Баха. Их глубокий анализ подается в работе И. Маттезона «Das Neu Eroffnete Orchester » (новый оркестр), в которой определенным образом отражен строй мыслей музыкантов эпохи барокко:
«е-mоll в высшей степени передает отчаяние или смертельную скорбь. Он подходит к ситуации безнадежной любви, беспомощности, безысходности, а в некоторых случаях становится мучительным и пронзительным, что можно сравнить разве что с расставанием души с телом;
E-dur в состоянии высказать самые благородные чувства – великодушие, стойкость, любовь, причем достигается это естественно с такой несравненной простотой, что нет необходимости в примерах. Привлекательность и очарование этой тональности лучше всего сравнить с элегантным человеком, каждый жест которого, соответствует его индивидуальности, которые, по выражению французов, передает bonne grace;
с-moll представляет мягкое и спокойное величие, а иногда сердечную муку, которая кое-где переходит в отчаяние. Он удивительно трогателен и прекрасно выражает безнадежную меланхолию, а иногда даже может создать впечатление ужаса, заставляя вздрагивать;
d-moll-разве что не самая красивая тональность, поскольку не только сочетает в себе легкую серьезность (что присуще G-dur) с привлекательной веселостью. В ней много грации и шарма, она одинаково подходит для нежного, исцеляю чего душу элемента, страстной, но сдержанной мольбі, и является чрезвычайно гибкой;
А-dur-удивительно чувствительна, несмотря на безусловную блистательность, больше подходит для проявления глубокой страсти, чем для музыки развлекательной, и особенно привлекательным выглядит в сочинениях для скрипки;
h-moll – причудливая, сумеречная, меланхоличная, фантастическая».
Рудольфу Вустману удалось отыскать примеры в Баховском творчестве, которые точно соответствовали приведенным описаниям Маттезона, хотя он подчеркивал и наличие исключений.
По мнению выдающегося немецкого композитора, дирижера и музыкального теоретика ХХ века
Пауля Хиндемита тональность выступает определенным предохранителем в анархии и произволе в музыке и добавляет :
«Любая музыка тональна и избежать тональных связей так же трудно, как и земного притяжения».
А выдающийся экспериментатор, один из самых ярких композиторов ХХ века Игорь Стравинский
отмечал: «Музыка – искусство многополярное, в котором тональность – ось музыки, стиль ориентации между этими полюсами».