топ ган какие самолеты
Миг-28
МиГ-28 и F-14 (на заднем плане). Кадр из фильма «Top Gun».
Shenyang J-8 Finback. Китайский истребитель-перехватчик.
Northrop F-5E/F Tiger II. «Прототип» МиГ-28)
Первое явление МиГ-28 состоялось в 1978 году в книге Эллестона Тревора «Сотрудник из Синьдзяна». Самолет МиГ-28Д, как он назывался в книге, представлял из себя немного модифицированный МиГ-25 с заостренными воздухозаборниками и стреловидными крыльями.
МиГ-28Д на обложке книги Эллестона Тревора «Сотрудник из Синьдзяна».
МиГ-28 из фильма «Top Gun».
В 1986 году в фильме «Top Gun» лейтенант Пит «Бродяга» Митчелл (Том Круз) дал отпор МиГам-28, не обозначенным в НАТО никаким кодовым именем и без выраженной национальной принадлежности. Были они ничем иным, как американскими Northtop F-5, которых в те времена использовали в роли самолетов агрессора для обучения неравному воздушному бою на настоящих семинарах TOPGUN (ныне известных как Школа вооружений истребителей ВМС США). F-5 в роли 28-х МиГов были покрашены в черное в ознаменование их злодейской сущности и так и остались жить с таким цветом по завершении съемок. Какой страны были эти МиГи, в фильме никак не обозначено, но можно догадаться, что они либо советские, либо какой-нибудь еще коммунистической страны: в аудиокомментарии к специальному изданию фильма на DVD сообщается, что вначале их хотели сделать северокорейскими. В видеоиграх, основанных на фильме, самолеты противника заменены настоящими советскими МиГ-29 «Fulcrum».
Последнюю из версий МиГа-28 можно было увидеть в 1988 году, в сериале «Supercarrier» телекомпании ABC. Там МиГ-28 был вымышленным советским истребителем-стелсом.
Надо отметить, что обозначение «МиГ-28» расходится с обычаем РСК МиГ давать моделям истребителей нечетные номера, либо вследствие недосмотра, либо для того, чтобы не путали с реальным самолетом.
« Top Gun»: как создавалась легенда
С момента выхода « Лучшего стрелка» ( Top Gun) — самого яркого фильма о современной авиации — прошло 32 года. Столько времени, а на горизонте так до сих пор и не появилось достойной замены. В чём же секрет его успеха и как снимались самые зрелищные сцены — в нашем материале.
С момента выхода « Лучшего стрелка» ( Top Gun) — самого яркого фильма о современной авиации — прошло 32 года. Столько времени, а на горизонте так до сих пор и не появилось достойной замены. В чём же секрет его успеха и как снимались самые зрелищные сцены — в нашем материале.
Сложные решения
Недосягаемым « Лучшего стрелка» делают умопомрачительные съёмки самолётов. Чёрт знает, сколько нервных клеток стоило киношникам договориться с военными, но итогом их сотрудничества стал до сих пор никем не превзойдённый ‘ title=>видеоряд полётов истребителей. Как создателям это удалось — при том, что потратили они всего 15 миллионов долларов ( смешной бюджет даже для того времени)?
В 1983 году один из лучших голливудских продюсеров современности Джерри Брукхаймер ( в тот момент он ещё только начинал свою легендарную карьеру) прочитал в журнале « Калифорния» статью о военно-морской школе для пилотов истребителей « Мирамар» в Сан-Диего. Статья, как нетрудно догадаться, называлась « Top Gun» — « Лучший стрелок». Джерри загорелся идеей снять об этом фильм и послал двух сценаристов — Джима Кэша и Джека Эппса младшего — на базу, чтобы те прониклись духом авиации и выдали на-гора шедевральный сценарий.
И, хотя киношников там даже покатали на F-14 « Томкэт» ( на этом месте автор текста умер от зависти), то что они выдали, увы, не лезло ни в какие ворота. Уж на что итоговый сценарий не шедевр, первая его версия была совсем слабой.
Впоследствии сценарий кто только не дорабатывал: и режиссёр Тони Скотт, и военные консультанты, и сам Брукхаймер.
По итогу получилось лучше, чем совместное письмо из Простоквашина, но всё равно не фонтан.
Что удалось Брукхаймеру гораздо лучше, так это договориться с флотскими о съёмках. Военные выделили консультанта, который убрал из сценария самые спорные моменты ( столкновение на палубе авианосца, сделал главную героиню не военнослужащей, а гражданской, работающей по контракту) и в итоге дал добро на съёмки.
Просто, дёшево, по-настоящему
Собственно, весь фокус в том, что киношники платили за полёты только часть суммы. Военные расходовали ресурс самолётов за казённый счёт. Естественно, не просто так, а в рамках тренировочных полётов. Paramount платил, но лишь 7800 долларов за час полёта. Это, считай, только за керосин.
Вообще, стоимость лётного часа — штука очень сложная и противоречивая. Которая сильно зависит от того, кто заказал подсчёт и какие цифры надо получить. Например, британцы в 2010 году получили себестоимость лётного часа « Тайфуна» почти в 100 000 долларов. А в 2016 году в американской статье уверялось, что час полёта F/A-18 обходится американским налогоплательщикам всего в 11000 долларов, при этом F-15 почему-то уже более 24000 долларов. Тут всё зависит от массы параметров, включённых или нет в итоговую калькуляцию.
Основными летунами в фильме были F-14A « Томкэт» из истребительных эскадрилий VF-51 « Кричащие орлы» и VF-111 « Сандаунерс», и F-5E / F « Тайгер II» из военно-морской школы истребителей. « Тайгеры» изображали ужасные русские ‘ title=>МиГ-28, таинственные и непобедимые. Съёмки взлётов и ‘ title=>посадок велись на авианосце USS « Энтерпрайз».
Есть байка, что как-то на закате авианосец сменил курс, сделав съёмку невозможной. Тони Скотт спросил, можно ли на несколько минут взять обратный курс, и, услышав, что флоту США это будет стоить 25 000 долларов, согласовал манёвр за дополнительные деньги. Злые языки уверяют, что он прямо выписал чек командиру корабля. Но в это не верится от слова совсем.
Как же снимались кадры полётов во время обучения? Удивительно, но большинство проходов операторам удалось сделать с земли, используя удачный рельеф рядом с аэродромом ВМС США Фаллон, что в штате Невада. Для остальных эпизодов использовали нанятый « Лирджет». Также удалось договориться на установку камер на специальных стойках прямо на самолёты.
F-14 и A-4E Skyhawk ( в тренировочной модификации « Мангуст») оснастили такими стойками. Сама камера была статичной и могла снимать либо вперёд, либо назад. Всё остальное — дело рук гениальных монтажёров.
К слову, стойки на истребители пришлось заказывать на родном заводе-изготовителе самолётов F-14 — « Грумман Корпорейшн». А то мало ли что.
Модели вперёд
Не обошлась съёмка и без моделей. Использовали их, например, в сцене плоского штопора, ставшего причиной гибели « Гуся», напарника « Бродяги».
Создатели несколько раз спрашивали военных, нельзя ли ради красивого кадра ввести в плоский штопор настоящий самолёт. Но в ответ донеслось такое непечатное, что они решили: модели — их вариант.
Плоский штопор это не только одна из фигур высшего пилотажа, но и критический режим полёта, заключающийся в движении самолёта вниз по спирали малого радиуса. И если для маленьких пилотажных самолётов сваливание в штопор и выход из него — это упражнение для мастеров пилотажа, то для тяжёлых пассажирских и военных самолётов это практически неминуемая гибель. Выйти из плоского штопора очень сложно, особенно в случае неработающих двигателей.
В фильме во время плоского штопора ( когда самолёт почти не наклонен к плоскости горизонта) гибнет лейтенант Ник Брэдшо « Гусь», лучший друг и напарник главного героя. Жестокая ирония судьбы, но во время съёмок от плоского штопора погиб Арт Шоль, один из пилотов небольшого самолёта S-2, помогавший в съёмках. Его самолёт вошёл в плоский штопор и упал в море, хотя это маленький пилотажный самолёт, способный на выполнение такой фигуры пилотажа. Судя по имеющимся данным, в этот день как раз пытались снять « вид из глаз» пилотов самолёта, попавшего в плоский штопор.
Естественно, что сразу же заказали производство взрывающихся моделей. А также несколько сцен, сделать которые с реальными самолётами было просто невозможно.
Тони Скотт обратился в компанию USFX в Сан-Франциско. Это были опытные ребята, которые как раз недавно занимались такими съёмками для фильма « Парни что надо». Причём режиссёр не просто обратился, а сразу прислал практически готовые раскадровки требуемых сцен. Это показатель серьёзного подхода и умения « видеть» готовое кино ещё до того, как оно будет снято.
Созданные для одной сцены модели включали три трёхметровых самолёта, три двухметровых и большое количество моделей меньшего размера. Две недели заняли испытания и три с половиной недели — сама съёмка.
На холм в Окленде поставили циклораму ( огромную изогнутую конструкцию для создания однотонного фона, в данном случае голубого неба). Построили башню, на которой разместили краны с камерами. Оттуда же запускали и модели самолётов.
Облака делали при помощи дымовой установки, снятой с торпедного катера времён Второй мировой войны. С её помощью удавалось сделать плотные, чрезвычайно похожие сгустки дыма. Если присмотреться, можно заметить, что камеру во время взрывов на экране потряхивает. Для достижения этого эффекта к ней примотали электродрель, передававшую на корпус вибрации.
Там же, на студии, были сделаны почти все кадры с самолётом, практически влетающим в камеру. Несколько моделей было разбито во время дублей, но работа стоила того. Даже сейчас, спустя тридцать лет, только очень опытный глаз может отличить, где в фильме натурная съёмка, а где волшебство от студии USFX.
Причина успеха
« Лучший стрелок» стал легендой. При своём крохотном производственном бюджете в 15 миллионов долларов он собрал более 356 миллионов. И причина этому вовсе не игра в волейбол в исполнении полуобнажённых и обильно намазанных маслом актёров, не песня « Таке my breath away» и даже не ярко-красный байк « Кавасаки» Тома Круза. Всё дело в самолётах — прекрасных натурных съёмках и идеально, просто ювелирно сделанных модельных. Наверное, это именно тот случай, про который можно сказать — « штучная работа, сейчас так уже не делают».
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Хотите узнать историю этой фотографии. Поверьте, оно стоит того …
Для начала следует дать слово американскому летчику, непосредственному очевидцу описываемых событий (текст его письма, отправленного по электронной почте с борта авианосца «Китти Хок», помимо воли автора послания, стал достоянием гласности).
«…Плавание было довольно легким и интересным: 54 дня в море, 4 — в порту и 45 часов полета в одном только октябре! (для сравнения – многие летчики российских ВВС имеют годовой налет около 45-60 часов при необходимых 200-250) Да уж, мы отлетали свои задницы! С тех пор как я стал одним из командиров эскадрильи, я много летаю. Вот интересная история (и это не туфта).
Так вот, сижу я там и болтаю о всякой фигне с моим заместителем, и мы слышим по ящику звонок из БИЦ (боевого информационного центра — «мозга» корабля).-Они говорят: «Сэр, мы засекли русские самолеты».
Капитан отвечает: «Объявляйте тревогу, поднимайте истребители». Из центра говорят: можно объявить только «Тревогу-30» (вылет через 30 минут (!) с момента объявления). Капитан выругался и сказал: «Поднимайте в воздух все, что возможно, как можно быстрее!». Я побежал к штурманскому телефону и связался с дежурным офицером эскадрильи. В тот день дежурила не наша эскадрилья, так что я велел ему выяснить, кто дежурит, и сделать так, чтобы они подняли свои задницы и мчались на полетную палубу (только «Тревога-7» предполагает, что вы уже на взлетной палубе и готовы подняться в воздух: «Тревога-30» означает, что вы еще сидите в комнате ожидания).
Вскоре русские Су-27 и Су-24 на скорости 500 узлов прошли прямо над мостиком «Китти Хока». Прямо как в фильме «Топ Ган»! Офицеры на мостике расплескали свой кофе и сказали…! (Нецензурное выражение, имеющее весьма эмоциональный русский аналог.) В этот момент я посмотрел на капитана — его лицо было багровым.
Русские истребители сделали еще два крутых виража на малой высоте до того, как мы наконец-то запустили свой первый самолет с палубы. Им был… ЕА-6В «Праулер» (самолет радиоэлектронной борьбы). Да, да, мы запустили несчастный «Праулер» один на один против истребителя прямо над кораблем. Наши летчики уже просили о помощи, когда наконец-то F/A-18 из «сестринской» эскадрильи (я использую этот термин в буквальном смысле, так как они выглядели, как компания «женщин легкого поведения» (фраза в кавычках заменена более приличной- прим.администрации), заигрывающих с русскими) поднялся в воздух, чтобы выполнить перехват. Но было поздно. Вся команда задрала головы и смотрела, как русские делали посмешище из нашей убогой попытки их остановить.
Самое смешное, что адмирал и командующий авианосным соединением находились в зале командования на утреннем совещании, которое было прервано гулом турбин русских самолетов, кружащих над рубкой авианосца. Офицер штаба командующего рассказал мне, что они посмотрели друг на друга, на план полетов, убедились, что в этот день запуск предусматривался лишь через несколько часов, и спросили: «А что это было?»
Четыре дня спустя русская разведслужба прислала по электронной почте командиру «Китти Хока» фотографии наших летчиков, мечущихся по палубе, отчаянно пытаясь поднять самолеты в воздух…».
Описываемые в письме события произошли в районе Корейского пролива 17 октября 2000 г. В облете американского многоцелевого авианосца «Китти Хок» участвовали два самолета-разведчика Су-24МР и прикрывающее их звено истребителей-перехватчиков Су-27 из состава 11-й армии ВВС и ПВО. По словам бывшего тогда Главнокомандующим ВВС России Анатолия Карнукова, «это была плановая разведка, в ходе которой, однако, решались необычные задачи». При этом никакие международные соглашения российской стороной нарушены не были.
Следует заметить, что американские военно-морские маневры проходили всего лишь в 300 км от российского побережья, что само по себе никак нельзя было расценить как дружественный акт по отношению к нашей стране. Поэтому действия российской авиации были вполне оправданными и правомерными.
По словам Главкома, результаты разведки «были впечатляющими». Су-24МР выполнили несколько заходов на авианосец, фотографируя все, что происходит на полетной палубе. На снимках была зафиксирована паника на борту корабля: моряки начали срочно рубить шланги, соединявшие авианосец с танкером, осуществлявшим в то время передачу на борт «Китти Хока» топлива.
Истребители F/A-18 удалось поднять в воздух лишь после второго захода российских разведчиков, однако Су-27 их сразу же увели в сторону от корабля отвлекающим маневром, что позволило самолетам-разведчикам выполнить еще несколько полетов над совершенно беззащитным с воздуха авианосцем. По сообщению печати, облет российскими самолетами «Китти Хока» был повторен 9 ноября и также оказался успешным.
Вот как описывали эти события СМИ:
1) 7 декабря в Вашингтоне официальные представители военного ведомства США Кенент Бэйкон и адмирал Стивен Пьетропаоли провели пресс-конференцию, на которой раскрыли некоторые подробности серии инцидентов в Японском море, когда российские самолеты-разведчики Су-27 и Су-24 подлетали на критическое расстояние к базирующемуся там американскому авианосцу Kitty Hawk.
Как заявил в четверг Бэйкон, некоторое время спустя на авианосец по электронной почте пришло письмо, содержащее две фотографии палубы Kitty Hawk, сделанные с русских самолетов во время одной из таких акций российских ВВС. В письме также было короткое сообщение на русском языке, содержание которого отказался уточнить амирал Пьетропаоли, сообщает агентство UPI. По его данным, письмо было отправлено не из министерства обороны России, и отправитель его представителю Пентагона неизвестен.
Кроме того, Кеннет Бэйкон сообщил, что на пресс-конференции неделю назад, когда он также рассказывал о действиях российских летчиков, он допустил ряд неточностей. Во-первых, случаев пролета русских самолетов было не два, а три — 12 октября, 17 октября и 9 ноября. Во-вторых, в ходе инцидента 17 октября самолеты были не «обнаружены на приемлемом расстоянии» в нескольких сотнях метров от корабля, как сообщалось о действиях российских ВВС ранее, а пролетели непосредственно над авианосцем, чем привели американских военных в замешательство. В этот момент и были сделаны снимки, посланные впоследствии на Kitty Hawk.
Лента.ру 8.12.00
2) Российские военные самолеты вЯпонском море успешно провели операцию по преодолению противовоздушной обороны американской авианосной многоцелевой ударной группировки во главе с авианосцем «Китти хок» (KittyHawkCV63). Сообщение об этом, опубликованное газетой «Известия», подтвердили во вторник «Интерфаксу» информированные источники в российском военном ведомстве. По их словам, это произошло дважды в Японском море в тот момент, когда авианосная группировка США направлялась на учения в Корейский пролив (17 октября) и когда возвращалась с маневров (9 ноября)… (Интерфакс 14 ноября 2000 г.)
По некоторым данным, самолеты были из 11 воздушной армии (командующий — генерал-лейтенант Анатолий Наговницын). Палуба у Китти Хок была полностью не готова к противодействию и американцы всерьез решили, что их атакуют, и стали в панике перерубать топливные коммуникации, чтобы не было большого взрыва и пожара при атаке. Потом уже они подняли «Хорнеты» и пытались сопровождать «сушки» до побережья.
В тот же день Анатолий Корнуков заявил, что «Руководство Генерального штаба Вооруженных сил высоко оценило работу российских летчиков, которые вскрыли систему ПВО авианосного ударного соединения США во главе с авианосцем «Китте Хок». По его словам, все пилоты будут представлены к наградам. «Это была плановая разведка, хотя в ходе ее решалисьнеобычные задачи. Результаты этой разведки — впечатляющие», — подчеркнул главком.
Википедия:
«Реальные самолеты, реальные перегрузки»: как снимали фильм Top Gun: Maverick с Томом Крузом [видео]
В начале недели в сети появился новый трейлер фильма-сиквела Top Gun: Maverick / «Топ Ган: Мэверик» с Томом Крузом в главной роли. Спустя неколько дней киностудия Paramount Pictures опубликовала весьма интересное видео, которое демонстрирует процесс съемок этого «воздушного боевика».
Том Круз неоднократно заявлял в интервью, что новый Top Gun снят старым добрым способом — с реальными самолетами и перегрузками и без компьютерной графики. Теперь убедиться в этом могут все желающие.
Решение снимать воздушные сцены именно таким образом было принято для повышения реалистичности происходящего. Том Круз отметил, что «сыграть» многократные перегрузки в кабине военного самолета практически невозможно, если сидишь перед зеленым экраном и рассчитываешь на компьютерную графику.
Несмотря на то, что Том Круз имеет лицензию пилота (и даже будет самостоятельно летать в фильме на личном истребителе P-51 Mustang), управлять палубным истребителем F/A-18E/F Super Hornet ему не позволили.
Во время съемок использовалась двухместная модификация самолета, управляемая военным пилотом, однако на втором месте находились актеры, которые переживали реальные перегрузки во время исполнения фигур высшего пилотажа. Кстати, судя по шпионским фотографиям, в картине будет как минимум один самолет F-14 Tomcat — эту модель использовали во время съемок первой части в 1986 году.
Чтобы снять все нюансы игры и поведения актеров во время воздушных боев использовалась специальная установка из шести камер «IMAX-качества», установленная в кокпите самолета.
Напомним, что премьера картины Top Gun: Maverick / «Топ Ган: Мэверик» состоится 26 июня 2020 года.
Любимое кино. Лучший стрелок
Я чувствую жажду… Жажду скорости!
Два молодых пилота американских ВМС, вместе управляющих истребителем Grumman F-14, учатся на элитных курсах подготовки летчиков-инструкторов. Перед очередным вылетом они узнают, что их главные конкуренты в борьбе за звание лучшей команды выпуска только что выиграли очередной тренировочный бой. Теперь, чтобы не отпустить соперников слишком далеко, героям во что бы то ни стало надо выиграть свой следующий бой. «Я чувствую жажду…» – начинает один из них. «Жажду скорости!» – подхватывает другой, и они оба смеются.
1986 год был одним из лучших в истории американского военного флота. Молодые люди в тот год так активно ломились на службу, будто японцы вновь разбомбили Перл-Харбор. Но в 1986-м на Гавайях все было спокойно. Патриотичные парни шли служить на флот не из-за восточных адмиралов, а из-за западных продюсеров Джерри Брукхаймера и Дона Симпсона, которые отметили начало очередного летнего блокбастерного сезона военным триллером «Лучший стрелок».
Когда американские военные авиаторы отправлялись на войну во Вьетнам, они были уверены, что легко порвут «косоглазых» на звездно-полосатый флаг. Статистика предыдущей войны была на их стороне – в Корее американцы платили одним своим самолетом за десять вражеских. Вьетнамцы, однако, под руководством советских инструкторов оказались не столь податливыми, как корейцы. В войне с ними американцы нередко теряли один самолет, уничтожив всего пару вражеских. Бывали и случаи, когда размен оказывался равным. Сказывались шапкозакидательские настроения и чрезмерная вера в средства дальнего обнаружения и уничтожения самолетов противника, якобы исключающие ближний бой.
Кадр из фильма «Лучший стрелок»
После Вьетнамской войны курсы TOPGUN не были закрыты. Они продолжили готовить лучших флотских мастеров воздушного боя, экспертов по иностранным (преимущественно советским) боевым тактикам и наземные группы поддержки. Их существование не было военной тайной, но и особенно не афишировалось. Даже в Калифорнии многие узнали о TOPGUN лишь после того, как в 1983 году израильский журналист Эхуд Йонай опубликовал в региональном журнале California статью Top Guns, иллюстрированную снимками инструктора курсов и по совместительству авиационного фотографа Чарльза Хитли.
Когда продюсеры Дон Симпсон и Джерри Брукхаймер, в то время известные по музыкальной драме «Танец-вспышка» и готовившие к прокату криминальный триллер «Полицейский из Беверли-Хиллз», прочли статью Йоная и увидели фотографии Хитли, они пришли в восторг. «Это реальные “Звездные войны”!» – сказали они друг другу, имея в виду, что парни из TOPGUN каждый день летали так, что Люк Скайуокер обзавидовался бы. И хотя у большинства летчиков TOPGUN не было крови на руках, их тренировочные сражения были почти столь же напряженны, как реальные боевые операции. Ведь если «топгановец» не справляется с программой, он может поставить крест на дальнейшей воздушной карьере. А для «лучших из лучших» это страшнее смерти от пули или ракеты.
Купив права на статью Йоная, Симпсон и Брукхаймер пришли с ней к тогдашнему главе кинопроизводства студии Paramount Джеффри Каценбергу. Тот согласился, что фильм о бравых пилотах, состязающихся в управлении «лучшими в мире истребителями», может стать коммерческим хитом, и предложил этот проект сценаристам Джеку Эппсу и Джиму Кэшу. Соавторы-напарники в то время написали для студии несколько сценариев, не пошедших в производство, и они были готовы взяться за любую мало-мальски интересную идею, если у нее были шансы добраться до экрана. К тому же Эппс был летчиком-любителем, и он очень хотел прикоснуться к миру военной авиации и хотя бы пассажиром полетать на реактивном истребителе.
Кадр из фильма «Лучший стрелок»
С самого начала работы над «Лучшим стрелком» и продюсерам, и сценаристам было ясно, что проект не состоится без поддержки ВМС. После Вьетнамской войны у Голливуда с Пентагоном были напряженные отношения, и военное кино 1970-х и начала 1980-х преимущественно снималось без поддержки американских военных. Например, в «Апокалипсисе сегодня» играли пилоты и вертолеты армии Филиппин. «Стрелка», однако, нужно было снимать с участием американских летчиков и американских военных баз и истребителей. Доступные в то время спецэффекты не могли правдоподобно сымитировать воздушную акробатику и задуманные Симпсоном и Брукхаймером съемки на «боевой» высоте западных и советских истребителей. Отдельные сцены еще можно было создать с помощью оптических трюков, но картину, половина действия которой развивается в воздухе, так снять было невозможно. Или запредельно дорого.
Президентом США тогда был бывший актер Рональд Рейган, и ВМС были готовы за символическую цену предоставить голливудцам пилотов, самолеты и даже авианосец. Однако у адмиралов было несколько условий, главным из которых было право вето на сюжетные ходы, выставляющие флот в невыгодном свете. В частности, сценаристам запретили включать в картину столкновение самолетов в воздухе и роман пилота с сослуживицей. Если бы речь шла о «разговорном» фильме вроде комедии 1980 года «Рядовой Бенджамин», продюсеры могли бы пойти на принцип и отказаться от сотрудничества с Пентагоном (как это сделала студия Warner в случае «Рядового»). Но «Стрелку» нужен был доступ к ВМС, и Симпсон и Брукхаймер соглашались на все, на чем военные настаивали. Вот почему главная героиня фильма – не офицер, а гражданский эксперт по советской технике.
Кадр из фильма «Лучший стрелок»
На время работы над сценарием ВМС предоставили Эппсу и Кэшу доступ на курсы TOPGUN, и общение с пилотами полностью изменило концепцию сюжета, которая сложилась было у соавторов в головах. До посещения TOPGUN Эппс и Кэш планировали написать военную драму, но затем они осознали, что их фильм должен быть прежде всего спортивным кино, выстроенным вокруг соперничества и сотрудничества сверхамбициозных пилотов. Когда страна доверяет молодому парню многомиллионную машину, его эго раздувается до неимоверных размеров, и он смотрит свысока даже на звезд экрана и музыки. Поэтому сценаристы решили показать, что, с одной стороны, «лучшие в мире» пилоты имеют право на зашкаливающее самомнение, а с другой стороны, они должны научиться усмирять свой эгоизм ради общих побед. Это был традиционный спортивный сюжет, и его привычность должна была помочь зрителям разобраться в картине, герои которой постоянно говорят на профессиональном жаргоне, непонятном «гражданским».
Вместе с Эппсом и Кэшем над картиной работал бывший инструктор TOPGUN и ветеран Вьетнама контр-адмирал Питер Петтигрю. Как это часто бывает с консультантами, голливудцы игнорировали советы Петтигрю, когда речь шла о ключевых драматических ходах. Например, они включили в сценарий официальное состязание пилотов TOPGUN, которого на самом деле не существует (как объяснил Петтигрю, если бы лучшему летчику присуждался кубок или хотя бы наградной листок, ретивые курсанты состязались бы с таким остервенением, что угробили бы и себя, и свои истребители). Также в сценарий вошли сцены в душевой в раздевалке, которой на реальной базе TOPGUN не было. Соавторы сочли, что фильм выиграет, если в нем будут фрагменты, где персонажи говорят откровенно, невзирая на чины. А раздевалка для спортивного кино – это традиционная «зона искренности».
Кадр из фильма «Лучший стрелок»
С другой стороны, когда сценаристам нужен был правдоподобный сценарий воздушной катастрофы без столкновения самолетов, именно Петтигрю предложил отказ двигателя из-за попадания в воздухозаборник реактивного выхлопа. Эппс и Кэш никогда бы до такого не додумались. Как и до многого другого, что привнес в фильм Петтигрю. И уж конечно, они без его помощи ни за что бы не сочинили диалоги на военном жаргоне.
Когда сценаристы завершили черновик «Лучшего стрелка», он очень понравился продюсерам. Студия, однако, к тому времени потеряла к проекту интерес, потому что в 1984 году телекомпания ABC выпустила в эфир сериал о военном летчике «Зов славы», и он, несмотря на массированную рекламную кампанию, был закрыт после первого сезона из-за низких рейтингов. Это шоу принципиально отличалось по стилю и духу от «Лучшего стрелка», потому что было преимущественно посвящено тяготам жизни военных семей и его главным героем был офицер средних лет, а не молодой красавец. Но в Paramount провал «Зова» расценили как сигнал о том, что военные летчики зрителям неинтересны. Дону Симпсону пришлось буквально на коленях умолять президента Paramount Майкла Айзнера, чтобы тот не перекрыл «Стрелку» кислород. В итоге проект не был официально закрыт, но фактически был заморожен.
К счастью для «Стрелка», вскоре после этого Айзнер и Каценберг перешли на работу в Walt Disney. Новым президентом Paramount стал бывший топ-менеджер Universal Нед Теннен, и он согласился вложиться в «Стрелка» – при условии, что Симпсон и Брукхаймер уложатся в 15 миллионов долларов. Для 1985 года это была внушительная, но не головокружительная сумма. «Инопланетянин» тремя годами ранее обошелся в 10 миллионов, а фильм 1983 года о первых американских космонавтах «Парни что надо» стоил почти 30 миллионов долларов.
Кадр из фильма «Лучший стрелок»
Пытаясь узнать, кто из режиссеров имеет хоть какой-то опыт съемки реактивных самолетов, продюсеры наткнулись на рекламный ролик Тони Скотта для компании SAAB, где управление автомобилем сравнивалось с управлением истребителем. Это был эффектный и стильный клип, и Симпсон и Брукхаймер наняли британца, хотя младший брат Ридли Скотта считался в Голливуде парией после провала его дебютной картины, вампирского хоррора «Голод» (1983). Тони Скотт видел себя создателем артхаусных лент, а не блокбастеров, и он не сразу понял, чего ждут от него продюсеры. Но когда он «въехал» в материал, он с удовольствием взялся за фильм, который было очень интересно снимать и который должен был открыть ему дорогу к более содержательным и драматически сложным постановкам.
Кадр из фильма «Лучший стрелок»
Вторую главную роль, соперника персонажа Круза, получил Вэл Килмер («Совершенно секретно!»). Скотт счел Килмера идеальным визави Круза – столь же привлекательным, но обладателем принципиально иного, холодного и «истинно арийского» обаяния. По контрасту с Крузом искали и исполнителя роли лучшего друга и напарника главного героя. Этот образ достался долговязому и лысеющему Энтони Эдвардсу, будущему доктору Грину из популярнейшего медицинского телесериала «Скорая помощь».
Когда Скотт подбирал актрису на главную женскую роль, он вступил в конфликт со студийными продюсерами. Paramount хотела, чтобы героиня «Стрелка» была юной сногсшибательной красоткой. Режиссер, однако, понимал, что такая девушка не будет правдоподобно смотреться в роли пусть и гражданского, но все же инструктора TOPGUN. Поэтому он искал женщину, которая была бы на несколько лет старше Круза и от которой веяло бы уверенностью в себе, сексуальной агрессией и чуточкой мужеподобия. В итоге Скотт разглядел нужные ему черты в Келли Макджиллис, хотя она была известна в Голливуде лишь по триллеру «Свидетель» (1985), где у нее была роль совсем другого плана. Постановщика не испугало даже то, что Макджиллис была заметно выше ростом, чем Круз, и актеру пришлось сниматься в туфлях с подставками, чтобы не казаться карликом. Вторую существенную женскую роль, роль жены персонажа Эдвардса, получила Мег Райан, будущая звезда романтических комедий.
Кадр из фильма «Лучший стрелок»
Съемки «Стрелка» проходили в несколько этапов. Сперва были отсняты все наземные, «разговорные» сцены. Особое внимание при этом уделялось эпизодам, в которых герои появлялись полуобнаженными. Скотт осознавал, что военно-спортивный сюжет картины вряд ли привлечет в кинотеатры девушек, и он решил насытить ленту мужской «обнаженкой», чтобы в кино пришли поклонницы Круза, Килмера и прочих снимавшихся в фильме красавцев. Для того времени это было необычно, и потому возникла «теория заговора» о том, что «Стрелок» – кино для мужчин нетрадиционной ориентации. Странно, но факт – американцам было проще поверить, что режиссер пытался потрафить геям, чем тому, что режиссер раздел актеров ради прекрасного пола.
Затем пришел черед съемок на борту авианосца «Энтерпрайз» (не путать со звездолетом «Энтерпрайз» из «Стартрека»!). Поскольку экипаж судна участвовал в съемках в промежутках между настоящими боевыми заданиями (никто не вывел бы авианосец в море только для того, чтобы снять на нем Круза, Килмера и Эдвардса), от голливудцев скрывали все, что было возможно скрыть. Кинематографисты даже не знали точных координат местонахождения судна. Тем не менее моряки по возможности шли голливудцам навстречу. Однажды они даже на пять минут отклонились от назначенного курса, чтобы Скотт смог снять сцену, которая требовала солнечного освещения с определенной стороны судна. Режиссеру, правда, пришлось из собственного кармана заплатить 25 тысяч долларов – стоимость 5 минут плавания «Энтерпрайза».
Кадр из фильма «Лучший стрелок»
После возвращения на сушу в фильме в основном снимались профессиональные пилоты, в том числе сотрудники TOPGUN. Актеры картины сыграли в нескольких снятых на земле комбинированных летных сценах, и они по нескольку раз поднялись в воздух в задних кабинах истребителей, чтобы их лица можно было снять на фоне неба. Но в большинстве воздушных фрагментов картины на экране были профи. Именно поэтому в фильме так много сцен, где лица героев скрыты шлемами.
Требуемая по сценарию воздушная акробатика снималась с помощью закрепленных на истребителях камер. Поэтому каждая такая сцена требовала точного расчета и идеальной координации. Только представьте, как трудно поймать в объектив несущейся с огромной скоростью камеры несколько столь же стремительных самолетов, выполняющих фигуры высшего пилотажа! К счастью для фильма, курсы TOPGUN уделяли огромное внимание отработке совместных действий, и для их выпускников «воздушный балет» был делом привычным.
В «Стрелке» снимались самолеты трех разных моделей. Главные герои летали на Grumman F-14, в то время основных флотских истребителях. Их противники по тренировкам рассекали на Douglas A-4, традиционных «дублерах» советских МиГ-17 в TOPGUN и других американских авиашколах. Наконец, когда в кадре должны были появляться настоящие МиГи, их замещали Northrop F-5E, основные конкуренты МиГ-21. В фильме Northrop F-5E, раскрашенных по правилам советской маскировки, именовали реально не существующими МиГ-28, чтобы фанаты авиации не возмущались тем, что эти самолеты не похожи на настоящие советские истребители.
Кадр из фильма «Лучший стрелок»
К несчастью, съемки не обошлись без трагедии. 16 сентября 1985 года во время выполнения «плоского штопора» погиб Арт Шолль, чемпион США по воздушной акробатике и один из ведущих американских гражданских авиаторов и воздушных операторов. Снятые им кадры использовались в большинстве американских авиационных лент, созданных в те годы, когда он сотрудничал с Голливудом. Так как самолет Шолля рухнул в Тихий океан (съемки проходили в Калифорнии, неподалеку от побережья), установить причину крушения не удалось. «Стрелок» был посвящен его памяти.
После завершения воздушных съемок в бой пошли мастера спецэффектов. Им нужно было снять взрывы самолетов для кульминационных боевых сцен. Чтобы зрители не могли отличить кадры с настоящими аэропланами от спецэффектных кадров, перед камерой взрывали большие модели (порой в человеческий рост), до мельчайших деталей воссоздающие облик реальных истребителей.
Финальный монтаж ленты оказался одной из сложнейших задач во всем проекте. Монтажеры Крис Лебензон и Билли Уэбер должны были перелопатить километры воздушных съемок и склеить из них правдоподобные и понятные зрителям авиационные бои. Порой им приходилось импровизировать, так как пилоты в воздухе не всегда в точности следовали сценарию и так как не все снятые для фильма сцены достойно получились на пленке. К счастью, в большинстве воздушных сцен рты персонажей были закрыты шлемами, и потому такие сцены можно было озвучить новыми репликами, объясняющими происходящее в соответствии с монтажной импровизацией (а не в соответствии со сценарием).
Кадр из фильма «Лучший стрелок»
Тони Скотт с самого начала работы над «Стрелком» определял фильм как «кино в стиле рок-н-ролла», и потому ленте позарез требовался достойный саундтрек. Несколько известных музыкантов – в частности Брайан Адамс – отказались работать над милитаристским фильмом, но продюсеры ничуть не от этого не расстроились. Ведь картину согласился озвучить немецко-итальянский композитор и продюсер Джорджо Мородер, который в 1980-х был столпом западной попсы. Мородер не только сочинил для фильма хиты Take My Breath Away и Danger Zone, но и «сосватал» их соответственно синт-поп-группе Berlin и софт-рокеру Кенни Логгинсу. И для той, и для другого музыка «Стрелка» стала высшим карьерным достижением. В свою очередь, инструментальную тему картины сочинил Гарольд Фальтермайер, сотрудник Мородера и композитор знаменитой мелодии Axel F для «Полицейского из Беверли-Хиллз».
Последней точкой в работе над фильмом стали два спешно доснятых романтических фрагмента, известных как «сцена в лифте» и «постельная сцена». Они были включены в картину по настоянию представителей кинотеатров, для которых был устроен особый предварительный показ. Так как Макджиллис к тому времени коротко постриглась, она снималась либо в темноте, либо в кепке. Впоследствии это было использовано как подтверждение «гей-теории». Мол, главный герой влюбляется в героиню лишь после того, как видит ее в мужском головном уборе.
Когда в мае 1986 года «Лучший стрелок» вышел на экраны, критики отреагировали сдержанно. Многие из них хвалили новаторские воздушные съемки, и почти все ругали наземные сцены, слишком пафосные и слишком глупые. Тем не менее публика валом валила в кинотеатры, «авиаторские» черные очки и куртки-бомберы разлетались с прилавков, а представительства армии и флота осаждали молодые люди, которые очень хотели летать на истребителях, воевать с коммунистами и покорять девушек одним видом своих мундиров. Со сборами в 356 миллионов долларов «Лучший стрелок» стал главным хитом года, а генералы и адмиралы многократно перевыполнили план по найму солдат и курсантов. Правда, лишь немногие из них стали пилотами – тем более пилотами уровня TOPGUN. Но на то и реклама, чтобы продавать несбыточную мечту!
Другое дело, что создатели «Лучшего стрелка» не собирались рекламировать армию. Они снимали эффектное, захватывающее и патриотичное кино, умеренно приукрашивающее реальность. Ведь пилоты истребителей – это в США действительно «гламурная» профессия. Но так уж вышло, что после внесения в сценарий всех изменений, которые потребовали в Пентагоне, фильм получился двухчасовым рекламным роликом службы в армии. И военным это так понравилось, что они до сих пор с удовольствием помогают голливудцам снимать кино – в обмен на право одобрять сценарии и вычеркивать из них все оскорбительное для армии. Радикальные либералы даже пишут о том, что в Америке есть не только военно-промышленный, но и военно-разлекательный комплекс.
Что же касается фразы про «жажду скорости», то она с годами стала очень популярной. Правда, используется она обычно не в приложении к истребителям, а в приложении к автомобилям и мотоциклам. Ведь сесть за штурвал F-18, нынешних любимых флотских самолетов, все еще могут лишь лучшие из лучших, а прокатиться на скоростной машине сейчас проще простого. Если не в реальной жизни, то в одной из множества автомобильных видеоигр. И, кстати, в марте 2014 года в прокат должен выйти гоночный фильм «Жажда скорости», основанный на игровой серии Need of Speed. Школы TOPGUN в Калифорнии уже нет (в 1996-м ее перевели в Неваду), но скорость ее живет! И в жизни, и на мониторах, и на большом экране.