топ гир с какого года идет
15 лет Top Gear: все самое интересное о легендарном шоу
Британскому автомобильному шоу Top Gear исполняется 15 лет. В 2012 г. оно попало в Книгу рекордов Гиннесса благодаря самой большой зрительской аудитории — передачу транслировали в 212 странах.
Top Gear прочно ассоциируется с троицей ведущих (Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд, Джеймс Мэй), поэтому после их ухода популярность шоу продолжает падать. Потери аудитории с момента перезапуска исчисляются миллионами — своеобразный рекорд. Но в юбилей Top Gear лучше вспомнить все же другие достижения шоу.
Мало кто знает, но шоу начало выходить в 1977 г. — таким образом сейчас оно празднует вообще 40-летний юбилей. Вела передачу женщина — Анджела Риппон. В 1980-х в программу пришел молодой Джереми Кларксон. Он и придумал привычный формат Top Gear, который начал выходить с 2002 года. Ведущими, помимо Кларксона, стали Ричард Хаммонд и Джейсон Доу. Во втором сезоне Доу сменил Джеймс Мэй, и Top Gear стал тем, к чему мы привыкли.
Образ Стига придумали Кларксон и продюсер шоу Энди Уилман. Они знали, что многие профессиональные гонщики плохо говорят на камеру, поэтому Стиг должен был молчать и носить шлем с закрытым визором. В самом начале эту роль исполнял Перри Маккарти и одевался во все черное. Черный Стиг по сценарию погибает при попытке разогнать автомобиль на палубе авианосца, и в следующем сезоне появляется белый Стиг. В первом эпизоде 13-го сезона он снял шлем и оказался Михаэлем Шумахером, но позже выяснилось, что это розыгрыш, а в реальности же роль исполнял гонщик Бен Коллинс. Позже Коллинс выступал в роли обычного инструктора, а в 16-м сезоне появился новый белый Стиг.
Главной задачей Стига было установить лучшее время круга. Заезды проводились на аэродроме Дансфолд в Суррее, а сложная конфигурация трассы длиной почти 3 км была разработана при участии компании Lotus. В руках Стига побывало множество мощных автомобилей, но самым быстрым из предназначенных для дорог общего пользования стал Pagani Huayra — 1 минута 13,8 секунды. Второе место заняли сверхлегкие спорткары BAC Mono и Ariel Atom.
На треке Top Gear также проводились заезды звезд в бюджетных автомобилях — например, Vauxhall Astra, Kia Cee’d, Chevrolet Lacetti и Suzuki Liana. Лучший результат показал Мэтт Леблан на «Сиде» — 1 минута 42,1 секунды. Интересно, что после ухода Кларксона, Хаммонда и Мэя звезда телесериала «Друзья» стал новым ведущим Top Gear.
На грубоватые шутки Джереми Кларксона обижались аргентинцы, мексиканцы, румыны, темнокожие, сексуальные меньшинства и поклонники автомобилей Morris Marina. Продюсера шоу он просто ударил, из-за чего и был уволен из Top Gear. Не отставал и Ричард Хаммонд. Его слова о мексиканском автомобиле, который «похож на ленивого жирного толстяка», спровоцировали международный скандал. Новый ведущий Top Gear Крис Эванс тоже пытался грубить, но в результате покинул шоу после первого сезона.
В 2006 г. Хаммонд разбился на дрэгстере Vampire с реактивным двигателем — в одном из заездов он разогнался до 506 км/ч. Но потом у автомобиля лопнула шина, и «Вампир», кувыркаясь, вылетел с трассы. Ричард получил травму головы, на восстановление от которой ушло полтора месяца. На съемках нового шоу The Grand Tour, которое Кларксон, Хаммонд и Мэй начали вести после ухода из Top Gear, Ричард снова попал в серьезную аварию — на электрическом суперкаре Rimac Concept One мощностью в 1000 лошадиных сил.
Bugatti Veyron был признан лучшим автомобилем десятилетия по версии Top Gear. Джереми Кларксон назвал этот гиперкар потрясающим инженерным проектом и величайшим автомобилем из когда-либо созданных. Джеймс Мэй, прозванный капитаном Улитка, разогнался нам нем до скорости свыше 400 км/ч. Хаммонд устраивал дрэг-заезд с реактивным истребителем, а Кларксон пытался добраться на «Вейроне» из Италии в Англию быстрее, чем его коллеги на самолете.
Поискам самого худшего автомобиля во всемирной истории был посвящен целый эпизод в 2012 году. Кларксон и Мэй начали с польского FSO Polonez, надежного как «эрекция пенсионера» и индийского Mahindra СJ 540, который выглядит как «трусы, врезавшиеся между ягодиц». Попутно вспомнили и Lada Samara. На этом ведущие не остановились и продолжили искать худший автомобиль среди Lancia Ypsilon, Buick LeSabre, Citroen Pluriel, Ford GT и Peugeot 308. В список попади даже две модели Ferrari. Победителем, что странно, стал Lexus SC 430 — мечта «пожилого американца».
Больше всего яда ведущие Top Gear вылили на Morris Marina. И даже уронили на него пианино. В 1970-х годах это был очень популярный автомобиль в Великобритании, но надежность его оказалась невысокой, а управляемость — очень плохой. Стойкость кузова к коррозии оставляла желать лучшего, и из почти 800 тыс. проданных автомобилей на внутреннем рынке до наших дней дожили несколько сотен. Для ведущих Top Gear Marina стала символом упадка британского автопрома. Впрочем, Джеймся Мэй предлагал сохранить один экземпляр в качестве предостережения потомкам.
История Top Gear
Каждый уважающий себя автолюбитель наверняка хотя бы раз смотрел Top Gear. Это одна из самых популярных телевизионных программ во всем мире, породившая журнал, вебсайт, Live-шоу и множество других продуктов. Но как вы думаете, сколько лет этой передаче? 10? Может быть, 20? Не-а.
История Top Gear стартовала в 1977 году, 40 лет назад. Задолго до интернета и мобильных телефонов парни с BBC начали разговаривать об автомобилях. Давайте же пройдемся по основным вехам истории передачи.
1987: Появление Кларксона
В 1987 году одним из продюсеров передачи стал Джон Бентли (нет, никакого отношения к известной фамилии он не имеет). И он сразу же пригласил в качестве ведущих гуру автоспорта и бывшего пилота F1 Тиффа Нидела и обозревателя журнала Performance Car Magazine Джереми Кларксона. Они сделали программу более критической, живой и в чем-то даже спорной. Такой подход оправдал себя и был встречен значительным увеличением популярности. Вдобавок к этому организовали новые конкурсы, такие как, например, «Раллийный гонщик», главным призом которого было участие в RAC Rally, британском этапе чемпионата мира.
А вот таким было первое появление Кларксона на Top Gear:
1990: Подключение женщин.
В девяностые передача получила еще больше новых лиц. В 1990 году пришла женщина-ведущий Мишель Ньюман, чуть позже появился Стив Берри, специализирующийся на мотоциклах, а в 1997 подключилась еще одна женщина-пилот, Вики Батлер-Хендерсон.
В этот перио шоу получило много критики за пропаганду безответственного и опасного вождения и за то, что совсем не уделяли внимания охране окружающей среды. Несмотря на эти обвинение, а, возможно, и благодаря им, шоу продолжает привлекать и удерживать огромную армию преданных фанатов.
С возросшей популярностью пришло новое восприятие фактора внимания, что особенно сильно отразилось на мнении автопроизводителей. Один отрицательный отзыв от Top Gear мог потенциально пошатнуть продажи той или иной модели или наоборот, поднять их, но как оказалось, это влияние было сильно преувеличено. Так, например, критические замечания о Toyota Corolla вообще никак не отразились на продажах, а множество похвалы в адрес Renault-Alpine GTA / A610 по сути ничем помочь ей не смогли.
1999 – 2001: Падение популярности и закрытие.
В период 1999-2000 ведущие начали покидать передачу, в их числе оказался и Кларксон. К тому же, один из них, Брендан Куган, присоединившийся к команде в 1998-м, был обвинен за вождение в нетрезвом виде. Аудитория шоу резко упала с шести миллионов зрителей до трех с половиной. В 2001 году передачу, которой к тому времени исполнилось 24 года, было решено закрыть.
2002: Fifth Gear («Пятая Передача») – Top Gear под новым именем.
В 2002 году коммерческая телекомпания «5 Канал» запустила новую автомобильную передачу Fifth Gear со многими бывшими ведущими Top Gear в главных ролях: Квентин Уилсон, Вики Батлер-Хендерсон и Тифф Нидел. Изменение названия случилось потому, что права на имя Top Gear остались у BBC, несмотря на то, что шоу делал все тот же продюсер Джон Бентли. Вместе со всеми в новую программу перекочевала почти вся старая съемочная группа и только один человек, Джейсон Барлоу, заключил с BBC контракт на производство новой передачи ‘Wrong Car, Right Car’, для которой снял в общей сложности 23 эпизода.
2002: Перезапуск Top Gear.
После выпуска первого эпизода «Пятой передачи» BBC решили возобновить Top Gear, полностью изменив формат шоу с «журнального» на студийный. В качестве главной звезды был приглашен Джереми Кларксон, к которому присоединился Ричард Хаммонд и Джейсон Доу. Последний участвовал лишь в первых двух сезонах и был заменен на Джеймса Мэя, после чего состав не менялся до сих пор. Программа получилась настолько другой, что даже в самом шоу прежний формат называют «Старый Top Gear».
В новом облике передача стала длиться час и в ней состоялся дебют Стига (The Stig), анонимного гонщика. Таинственная персона добавила еще больше интереса и дополнительную интригу, получившую известность даже за пределами аудитории шоу.
Первоначально Стиг был полностью «черным», но когда Перри Маккарти рассекретил себя как человека под черным шлемом, он был немедленно уволен, а его место занял привычный уже «белый» Стиг.
2006: Переезжаем или нет?
В 2006 году BBC запретили использовать Дансфолд и они запланировали перенести съемки Top Gear из в Оксфордшир, но совет графства не дал разрешения на переезд из-за шума и загрязнения. Однако съемки в мае все же произвели на старом месте даже с отсутствием разрешения.
20 сентября 2006 года Ричард Хаммонд серьезно пострадал в аварии турбореактивного драгстера прямо во время съемок. BBC отложили трансляцию и заявили, что шоу будет задержано до тех пор, пока Хаммонд не оправится. Спустя несколько недель съемки возобновились.
Cars N’ People
Люди и автомобили
История Top Gear
Top Gear (читается Топ Гир, переводится как Высшая Передача) – без преувеличения можно сказать, что это самая известная автомобильная передача в мире. Даже Книга рекордов Гиннеса не обошла это шоу стороной и присвоила ему в 2012 году звание самой популярной программы в мире с показателями: 212 стран вещания и 350 миллионов зрителей.
Для большинства Top Gear неразрывно связан с именами Джереми Кларксона, Джеймса Мэя и Ричарда Хамонда, но не многие знают, что корни его уходят в далекий 1977 год (Хаммонду тогда было всего 7 лет). Где-то в недрах телекомпании BBC родилась автомобильная передача, в которой рассказывалось о новинках авторынка и околоавтомобильной тематике. Ведущих тогда было двое – Ноэль Эдмондс и Уильям Вуллард, но их имена вряд ли Вам что-то скажут.
Так продолжалось до 1987 года, когда ставший недавно продюсером шоу Джон Бентли пригласил на роли ведущих бывшего пилота Формулы 1 Тиффа Нидла и молодого авто-журналиста Джереми Кларксона. Программе не хватало живости и свежести, т.к. предыдущая монотонная и скучноватая форма повествования зрителям порядком поднадоела. И с этой задачей Нидл и Кларксон справились прекрасно, рейтинги пошли вверх, у программы открылось второе дыхание.
Дальше больше – больше ведущих, больше популярности, больше критики… С 1990 по 1999 годы в Top Gear появились представительницы прекрасной половины человечества Мишель Ньюман и Вики Батлер-Хендерсон. Помимо них в шоу засветились Стив Берри, выше упомянутый Джон Бентли, Брендан Куган, Джеймс Мэй и много кто еще. В середине 90-х этот классический формат Top Gear достиг пика популярности среди аудитории. В то же самое время программу критиковали за пропаганду опасного вождения, неуважение к окружающей среде и прочим проблемам так или иначе связанным с автомобилями.
К сожалению, ничто не длится вечно, и этот устоявшийся формат не стал исключением, в 1999-2000 годах рейтинги упали, шоу покинули несколько ведущих и в 2001 году руководство BBC приняло решение закрыть Top Gear. Но, как говорится, нет худа без добра, на помощь опять пришел Джереми Кларксон. На пару с продюсером Энди Уилманом они предложили новый формат шоу, который все мы знаем, как тот самый Top Gear. Первоначально передачу вели Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд и Джейсон Доу, который тестировал бюджетные авто и плохо вписывался. Последнего во втором сезоне сменил хорошо нам знакомый Джеймс Мэй. Так же в обновленном шоу появился «прирученный гонщик» – Стиг, личность которого всегда держится в секрете и придает программе долю интриги. К нововведениям относятся и «Стена крутости», и рубрика «Звезда в бюджетном авто», и новая манера подачи сюжетов. Вишенкой на торте стали так называемые спец выпуски Top Gear, в которых ведущие отправлялись в путешествие, попутно выполняя задания продюсеров.
Идиллия продолжалась до весны 2015 года, когда Джереми Кларксон вспылил из-за того, что после целого съемочного дня обнаружил, что питание для ведущих не готово, повздорил на этой почве с помощником продюсера и вроде даже ударил его. Руководство BBC отреагировало быстро и жестко, Джереми отстранили от работы, а запланированные выпуски оставшихся серий сезона сняли с эфира (позже их провели Хаммонд и Мэй в пустой студии без зрителей). Кларксон в свойственной ему иронично-циничной манере написал по этому поводу в Твиттере: «Я снял несколько неплохих документальных фильмов о войне. Пусть покажут один из них (вместо Top Gear)». Поклонники передачи создали петицию на сайте Change.org, призывавшую вернуть любимого ведущего, которая к слову сказать собрала больше 1 миллиона подписей. Но не смотря на огромные потенциальные потери, которые телекомпания понесла бы из-за потери Кларксона, контракт на следующий сезон с ним не продлили. Мэй и Хаммонд в знак солидарности к своему товарищу тоже не стали подписывать контракты на новый сезон.
Позже было объявлено, что шоу никуда не исчезнет, а вернется в следующем сезоне с новыми лица
ми и в свежем формате. Новыми ведущими Top Gear стали Крис Эванс, Мэтт ЛеБлан, Сабина Шмитц, Эдди Джордан, Крис Харрис и Рори Рид. Из старого состава остался только Стиг. Новички не смогли зацепить аудиторию, программа вызвала цунами критики, а нововведения носили косметический нежели революционный характер. Под конец 23-го сезона стало известно о желании ЛеБлана уйти из шоу, если его не покинет Крис Эванс. Общественное мнение было не на стороне Эванса, поэтому он добровольно покинул переформатированный Top Gear. О судьбе остальных его коллег пока ничего неизвестно, но скорее всего они вернутся в 24-м сезоне.
Слушайте <a href=”https://music.yandex.ru/album/2494194/track/21736965″>Jessica</a> — <a href=”https://music.yandex.ru/artist/6621″>The Allman Brothers Band</a> на Яндекс.Музыке
Top Gear
Top Gear [ ]
орого появился современный «Top Gear»— с юмором и
фирменными тестами. Передачу стали вести
История [ ]
Джереми Кларксон, который помог «Top Gear» в первоначальном формате достигнуть своего пика в 1990-ых, вместе с продюсером Энди Уилменом предложил BBC не закрывать шоу (такое решение было принято в2001 году), а создать для него новый формат.
Новый формат серий включает много существенных изменений по сравнению со старым. Передача стала длиться один час, основных ведущих стало трое. В первом сезоне ими стали Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд и Джейсон Доу, которого во втором сезоне сменил Джеймс Мэй. Кроме того, в передаче участвует специально приглашённый тест-драйвер по прозвищу Стиг, который всегда в защитном шлеме и одет в белый костюм. В передаче появилась «Стена Крутости», «Новости», «Звезда в бюджетном автомобиле», «Лучший круг „Top Gear“», различные испытания, гонки идр.
В начале2006 годаБи-би-си планировала переместить студию из Дансфолда в деревушку Энстоун, графствоОксфордшир, для съёмок восьмого сезона «Top Gear», но не получила разрешения совета Западного Оксфордшира из-за шума и загрязнения. Несмотря на отсутствие разрешения на продолжение съёмок в Дансфолде сезон был начат именно там. В этом сезоне обновился автомобиль в разделе «Звезда в бюджетном автомобиле» (Chevrolet Lacetti вместоSuzuki Liana, а в 16-ом сезоне Kia Cee’d) и некоторые элементы студии.
9 декабря 2007 года «Top Gear» участвовала в 24-часовой гонке Britcar на трассе Сильверстоун. Все ведущие, а также Стиг, были пилотами подержанного дизельного BMW 330. Они стали 3-ми в классе и 39-ми в общем зачёте. Автомобиль использовал биотопливо, которые ведущие выращивали в одной из предыдущих передач.
В 2008 годувышло шоу «Top Gear Live». Это живое передвижное шоу с участниками программы. Тур начался 30 октября 2008 годавЭрлс-Корт, Лондон, и продолжился по всей Великобритании и другим странам. В шоу пытались проделать многие трюки, устраивали различные соревнования, используя различные эффекты. Также приглашались разные знаменитые гонщики.
Четырнадцатый сезон вышел осенью 2009 года. Этот сезон критиковало много зрителей, обвиняя ведущих в предсказуемости, использовании старых клише и однообразном юморе. В радиопередаче «Точка Зрения» Би-би-си 13 декабря2009 Джэнис Хэдлоу, супервайзерБи-би-си 2, сказала, что критика беспочвенна, так как аудитория передачи по-прежнему огромна.
Тем не менее20 декабряЭнди Уилмен признал, что ведущие «слишком эксплуатируют свои телевизионные образы», и добавил:
История телешоу Top Gear. Часть 1
Году в 2000 или 2001 Top Gear окончательно надоел директору BBC2 Джейн Рут, и она решила его пристрелить
Она смотрела, как шоу еле ползло, устаревая с каждым сезоном на фоне новых и свежих реалити-шоу вроде Ground Force и того, где Хэнди-Энди переделывал комнаты. Попытки как-то взбодрить старое доброе автомобильное шоу успеха не имели. Новость о кончине передачи с грустью встретили немногие: большинству было все равно. И только высокий кудрявый мужик, который ушел из этого шоу несколько лет назад, воспринял эту новость с живейшим интересом. Когда мы с Джереми в обеденный перерыв встретились в пабе, он уже кипел энтузиазмом и чуть ли не до потолка прыгал при мысли, как он оживит старый труп. Он уже выстроил ключевые элементы: эпицентром нового TopGear будет студия с аудиторией, и ведущие будут общаться друг с другом, а не представлять эпизоды по отдельности.
Эта студийная база давала возможность сделать новостную рубрику, чтобы можно было обсуждать важные автомобили, не снимая о каждом фильм. Джереми, как большинство сорокалетних мужиков, проглотил “Hi-Fi” Ника Хорнби. И если вам случилось прочесть эту книгу, вы знаете, как прекрасно в ней проиллюстрирована любовь мужского ума к рейтингам и топ-пятеркам. Мы оказались на расстоянии крошечного умственного усилия от доски с временами круга. К доске требовался трек, а он, в свою очередь, давал возможность снимать итальянские суперкары на полном скаку, а не в зубодробительных котсуолдских виражах на скорости 60 км/ч. А раз есть трек и студия, почему бы не пригласить гостей и не дать им прокатиться кружочек? Один из нас (тогда нас было уже несколько), не помню, кто, представил себе Брайана Ферри в смокинге за рулем небольшого Hyundai или чего-то такого же антибрайанферричного. И когда мы закончили над этим смеяться, родилась “Звезда в бюджетном авто”.
Я попутно вносил свою толику, но, честно говоря, к тому моменту, как Джереми вышел из паба, он уже построил структуру нового TopGear.
И вот в апреле 2015 года я сижу в совершенно пустом офисе и думаю, что тот давнишний ланч целиком вмещает трагедию того, что потеряла BBC, избавившись от Джереми. Они не просто потеряли человека, который мог держать внимание зрителей перед камерой. Они потеряли журналиста, который благодаря дисциплине печатного слова умел расставлять акценты важного и неважного. Они потеряли гениального редактора, который мог посмотреть на существующую схему, разломать ее и построить новую в череде вспыхивающих озарений. Вот вам пример такой вспышки: я помню, во время того ланча Джереми настаивал, что новый Top Gear не должен лезть из кожи вон, чтобы первым поездить на новой машине, даже если это Ferrari Enzo. Для меня, как для продюсера, эта логика была чистым безумием, потому что быть первым – значит, быть эксклюзивным. Но он сказал: “Нет, ты подумай: чтобы успеть первым с новой машиной, придется лететь на презентацию, ездить за границей на автомобиле с левым рулем за три или четыре месяца до того, как он появится в продаже, и все это будет пустым звуком для наших покупателей. Давай подождем. Давай снимать машину, когда ее уже можно будет купить у нас. Когда она появится на рекламных плакатах и в шоу-румах – и тогда то, что мы сделаем, будет что-то значить для зрителей”. Я тогда все равно подумал, что он несет полную чушь. Но как же я ошибался! В итоге мы не потеряли ни одного зрителя, сняв наш фильм об Enzo на два года позже остальных.
Теперь все, что нам было нужно, – лишь название для нового Top Gear, и через пару стаканов мы его нашли: “Новый Top Gear”. Решив дело, мы пошли и продали нашу идею Джейн, которая, выдержав несколько минут в бормочущем потоке нашего сознания, велела нам убираться из кабинета и приступать к делу. Читая дальше, вы поймете, что без Джейн нового Top Gear не было бы. Надеюсь, я дал понять это достаточно ясно. Она предоставила нам свободу завалить дело и начать его сначала, она подбадривала нас, когда мы боялись, и у нее было реалистичное понимание телевидения. Помню, например, как сидел с ней на одной из первых встреч с руководством BBC. Обсуждая сюжеты, которые будет снимать новый Top Gear, я упомянул одну штуку, которую мы с Джереми делали на старом Top Gear, – о сиамских гонках на выживание, когда гоняют на двух машинах, связанных цепью.
Естественно, поскольку это было руководство BBC, кто-то накинулся на меня за слово “сиамские”. Пока я обдумывал, как мы будем произносить “Сегодня в передаче – Двуглавые Гонки на Выживание”, Джейн призвала всех к порядку и сказала, что нам незачем рассказывать о том, что делают с автомобилями другие люди. “Создайте собственный мир”, – посоветовала она нам. И если подумать, именно это мы и сделали – Джеймс, Джереми и Ричард жили в собственном ребяческом мирке и просто творили то, что хотели.
Однако я отклонился. Тогда, в 2002 году, первым делом нужно было найти новых ведущих. Мы сняли небольшую студию в Актоне и приступили к пробам, вооружившись длинным перечнем дарований. На прослушивании нужно было постоять рядом с Renault Avantime, рассказать о нем что-нибудь, а потом обсудить с Джереми новости. И поначалу нас сразил остроумием и потряс способностью увлекательно читать новости о подержанных автомобилях толстый чувак с челкой, как у Шейкин Стивенса, по имени Джейсон До.
Потом пришел Джеймс Мэй. Мы с Джереми давно знали Джеймса как автомобильного журналиста: его ненадолго взяли в старый Top Gear и быстро уволили. Для него это было важное прослушивание, если он хотел снова попасть в шоу. Но Джеймс есть Джеймс. Он бегло взглянул на Avantime, обозвал его маркетинговой ерундистикой, пробежал новостные сюжеты, которые должен был представить вместе с Джереми, и отбросил их в сторону. И стал рассказывать нам, что заправки старого Rolls-Royce обходятся ему в такую кучу денег, что пришлось даже купиться на предложение Sainsbury – скидка на бензин с каждой покупки на 200 фунтов, и поэтому он теперь холостяк с полным холодильником гниющего салата. Потом он ушел, оставив озадаченных боссов BBC смотреть в пространство.
Вернувшись в крошечный офис в BBC, мы увидели, что он до потолка завален кассетами от претендентов. Их слали дилеры, студенты, которым нечего было смотреть по телевизору днем, бородатые любители классических автомобилей и эля, даже модели, рекламирующие нижнее белье, которые спустили свои сбережения в соляриях. Но мне больше всех понравился полный энтузиазма паренек, который прислал бесконечную ленту о том, как он делает полицейский разворот на своем BMW 3-Series в какой-то промзоне. Он не произнес ни слова, и, насколько я помню, разворот у него так ни разу и не получился.
Потом, на тысяча шестьсот миллионный день, продюсер Кейт Ширс вошла в наш тесный офис, размахивая очередной кассетой, и сказала: ребята, на это стоит посмотреть. Маленький бойкий паренек прислал никудышный обзор автомобиля, который он почему-то делал в костюме Бэтмена… Но Кейт была права – что-то в пареньке было. Поэтому Ричарда Хаммонда пригласили на просмотр.
И вот он появился – в ужасной рубашке, промямлил какую-то избитую чушь об Avantime и неплохо прошелся по новостям. Но ничего похожего на то, что было на кассете, мы не увидели. Потом, под конец пробы, он начал рассказывать про мучительно неудачную карьеру радиодиджея. И самым болезненным воспоминанием были объявления в ночном эфире Радио Камбрии, где он читал имена овец, которых пристраивали в хорошие руки. К концу этого трагического анекдота Джереми и вообще все, кто был в комнате, рыдали от смеха. Нужна большая храбрость, чтобы при такой острой конкуренции на просмотре рассказывать о своих неудачах. Но это было правильным ходом, потому что самоуничижение – чего мы тогда еще не знали – стало основой юмора Top Gear.
Когда просмотры закончились, настало время выбирать. Все были согласны, что нам нужен смешной маленький диджей-неудачник, но дальше начались споры. Лидировал толстый продавец автомобилей Джейсон, Джереми агитировал за Джеймса, но бибисишное начальство было непоколебимо в желании видеть третьим ведущим женщину. Вообще-то я большой фанат BBC, но, Боже, как они испытывают наше терпение, когда “применяют маркетинговую логику”! Или, другими словами, лезут не в свое дело. Их аргумент в пользу ведущего-женщины был таким: чтобы передачу смотрели женщины, ее должна вести женщина. Я много раз говорил, что люблю смотреть What Not To Wear, несмотря на то, что там нет Джимми Нейла. Но меня никто не услышал. Проблема была в том, что пожилые руководители BBC ничего не смыслили в автомобильных делах. А по закону подлости, чем меньше они понимали в предмете, тем острее было их желание вмешаться.
Как бы то ни было, мы просмотрели много прекрасных девушек, которые более чем подходили на роль ведущей автомобильной передачи. Но мы с Джереми уже начали понимать, что важной частью шоу станут мужские разговоры: не в стиле мачо или холостяцкой вечеринки, а обычный мужской треп. Для понимания которого необходимо путешествие в ту огромную черную дыру, которая называется мужским сознанием.
Мы никогда не говорили, что исключительно мужской состав даст нам преимущество перед составом смешанным: просто это было то, что нам нужно. И тогда, скрепя сердце, взбодренные предупреждениями о страшном гневе, который Джейн Рут обрушит на наши головы, мы пошли сказать ей, что не хотим девочку. Она смотрела на нас с минуту, пока мы готовились к худшему, а потом сказала: “Отлично. Делайте, как знаете. Мне нравится и так, и так”. Так нас познакомили с классическим примером любимой игры руководства BBC: “Пойди, пойми начальника”.
Разобравшись с половым вопросом, мы получили добро на окончательный отбор. Точнее, думали, что получили. Но отдел BBC по сованию носа не в свое дело еще с нами не закончил. Джереми подбивал всех взять Джеймса, но нам сказали, что трио из Джереми, Джеймса и Ричарда будет слишком похоже на “трех представителей среднего класса, выпускников частной школы да еще ровесников”. “Ну и что?” – ответили мы. “Это единообразно, а нам нужно разнообразие”, – ответили нам. Мы возразили, что Trinny and Susannah тоже единообразно, и Two Fat Ladies тоже, и так далее… Но в конце концов после споров о том, что едино-образно, а что разнообразно, мы проиграли. И единообразному Джеймсу дали под зад ради разнообразного Джейсона До, который, насколько я помню, был представителем среднего класса одного с нами возраста.
И на этом наши проблемы с ведущими не закончились. Еще нам нужен был суперпилот, профи в гонках. Тифф Ниделл не годился, потому что в BBC хотели, чтобы новый TopGear ничем не напоминал старый. И если мы возьмем гонщика, ему, как Тиффу, придется вести сюжеты. Но в один час не укладывается столько сюжетов, а гонщики, кроме редких дарований типа Тиффа и Джейсона Плэйто, не особо талант-ливы в излияниях перед камерой. Однажды вечером я пытался побороть эту проблему в офисе, пробуя всевозможные сочетания на огромной белой доске, пока это не стало походить на кадр из “Теории всего”. И тут явился Джереми. “Ты знаешь, что я могу сорвать корму в занос, как делал Тифф в старом Top Gear, – сказал он. – Но я не могу держать идеальную траекторию, целовать апексы и все такое, что нужно для времени круга на доске. Так что нам все равно нужен гонщик”.
“Да, но тогда нам все равно нужен гонщик, который может говорить, и мы вернулись к началу”, – ответил я. Через минуту-две у Джереми вспыхнуло: “Погоди-ка, а почему он должен говорить? – спросил он. – Это может быть просто гонщик, в комбезе и шлеме, и он будет штамповать круги и никогда не раскроет рта… Мы даже лица его не увидим, и никто не будет знать, кто он!” К этому моменту Кларксон здорово распалился. “Он будет как Урод в «Криминальном чтиве». Мы можем так и назвать его – Урод!” – выкрикнул он.
Так родился Урод. Теперь оставалось только подыскать гонщика на эту роль. Скромного тихоню, который ненавидит говорить. И отчего-то мы выбрали Перри МакКарти – единственного, у кого язык шпарит быстрее его болида. Перри доходчиво объяснил нам, куда мы должны засунуть идею назвать его Уродом, поэтому мы переименовали персонажа в Стига.
Теперь комплект был полным, пора было снимать пилот. Костюмированную репетицию, где можно увидеть ошибки и исправить их. Распираемые амбициями и в прекрасном расположении духа, мы построили декорации, напоминающие главный реактор “Звезды смерти” – всего лишь чуточку меньше – и кое-как запихнули их в нанятый ангар. Потом осветители спросили: а сколько нужно света? И мы ответили: “Ээ-э-э… давайте побольше”. И они дали. Мы собрали несколько сотен зрителей, заперли двери металлического ангара, включили все софиты и стали снимать нашу первую передачу. Дело было в середине июля.
Пока Джейн Рут молча просматривала отснятое, мы жались к подоконнику ее офиса на шестом этаже. Потом она сказала: “Расслабьтесь, ребята. Меня не испугаешь проводами и персоналом с кружками чая в кадре”. Поняв ее совет буквально, мы сняли второй пилот, где расслабились так, что забыли включить камеры, когда ведущие уже начали выступать. А когда камеры все же включились, кругом царила такая анархия, что мы не могли отличить ведущих от зрителей.
Помню, Джейсон демонстрировал качество сборки автомобиля и в порыве энтузиазма оторвал центральную панель. Но мы это не сняли, потому что камеру закрыл человек в футболке Subaru. В этот момент режиссер Брайан как ужаленный вылетел из своего трейлера и сказал мне, что за двадцать лет работы на телевидении не видел такого бардака. Но, по правде говоря, на истерики и слезы у нас просто не было времени. Потому что стремительно приближался октябрь 2002 года, и через несколько дней нам предстояло выходить в эфир по-настоящему…
Текст: Энди Уилман Источник 30 Июля 2015