И леса синие верхушки: обзор Napoleonic Total War III
Глобальный мод к десятилетнему юбилею Napoleon Total War
Napoleon Total War, вышедшая зимой далёкого 2010 года, в этом году будет отмечать своё десятилетие. Это первый, и на данный момент единственный релиз студии Creative Assembly, позволяющий любителям стратегических игр окунуться в баталии эпохи Наполеоновских войн.
Возвращаясь назад, можно констатировать, что сама игра на момент своего выхода была тепло воспринята, как казуальными игроками, так и фанатами серии Total War. Игру хвалили за короткие, но интересные компании, улучшение механики стрельбы и боёвки в целом, подтянутую графику и более-менее сносную оптимизацию на старте, особенно в сравнении с ужасным релизом противоречивой Empire Total War —предшественника Napoleon TW.
Не обошлось и без справедливой критики: так игроки отмечали достаточно скудный и однообразный «ростер» юнитов каждой из доступных игровых фракций. По понятным историческим и геймплейным причинам, исключением была, пожалуй, лишь наполеоновская Франция, получившая самый мощный и разнообразный пул юнитов.
Не осталась незамеченной и вереница досадных «наследственных» багов, кочующих от одного релиза студии CA к другой. Здесь и застревание отрядов в текстурах, пресловутый «блоббинг» юнитов и многое другое.
Несмотря на все свои недостатки, «ванильная» Napoleon Total War, на сегодняшний день, имеет 90% положительного пользовательского рейтинга в Steam и 7.9 из 10 «народных» балов на Metacritic, что делает NTW одним из самых высокооцененных релизов серии Total War.
В сегодняшнем обзоре, мы познакомимся с модом Napoleonic Total War 3 и его отличиями от «ванилы». Мод создан талантливой командой мододелов — LMC («The Lordz Modding Collective»), занимающихся разработкой данной глобальной модификации с 2010 года и по сей день.
Основную идею, заложенную в NTW 3 можно сформулировать так: Максимальное достижение реализма, разнообразия и исторической достоверности битв Наполеоновской эпохи, в рамках движка игры Napoleon Total War.
Для любителей сингла доступны три компании: Оттоманская, Пиренейская и Европейская 1805 года (за страны Коалиции или Францию и её сателлитов).
Однако, из-за весьма посредственного искусственного интеллекта компьютерных оппонентов, основной упор в разработке мода всё же сделан на реалистичные онлайн-баталии между игроками, в форматах 1v1, 2v2, 3v3 и 4v4. Но обо всём по порядку.
Для начала посмотрим на контентное наполнение мода — а оно поистине впечатляет: около 200 различных фракций (армий или корпусов) для мультиплеерных баталий. С подробным списком стран и их юнитами можно ознакомиться на сайте (Кликайте на флаги и смотрите списки юнитов). Фракции распределены между десятью разделами, которые соответствуют конкретному периоду эпохи наполеоновских войн.
Мод добавляет в кастомные сражения против NPC и в мультиплеер десятки исторических карт: Ватерлоо, Бородино, Йена, Аустерлиц и десятки других.
В мультиплеере выбор фракций исторично ограничен сторонами конфликта и поделен на два пула: союзники Франции (имперская сторона) или Коалиция (страны-союзники по антифранцузским коалициям). В каждом из двух пулов около 90 армий и корпусов на любой вкус.
Каждой армии или корпусу присвоен номер, он означает историческую силу той или иной армии. К примеру: армия Франции 1805 года имеет 12 баллов, а Пруссия того же года всего-лишь 10, что соответствует историческим реалиям тех годов. Или возьмём корпус Багратиона, но 1812 года — он оценен в 14 баллов. Чем больше номер — тем сильнее и разнообразнее полки в ней находящиеся, и наоборот. Всё просто.
Предположим, хост создаёт комнату для мультиплеерного матча 4v4. Хост выбирает карту — карта «Ватерлоо» и ставит условие: играем корпусами из периода «100 дней», общий балл на армию — 38. Это означает, что игроки одной из сторон могут взять корпуса силой, к примеру — 10+10+10+8, или же 12+8+10+8. Как видите, вариантов огромное множество, что лишь добавляет интереса к поединку.
Каждой фракции присущи сильные и слабые стороны. Скажем, у Польши сильные уланы и конница в целом, но посредственная пехота. У армии «Россия 1799 Суворов» отменные гренадёры, но слабая конница, а у какой нибудь «Франции 1805-1808 года» вообще весь пул юнитов без слабых сторон, что вполне исторично.
Огромную роль играют характеристики юнитов и особенности фракций. К примеру, в своей массе русские и французы хороши в штыковом бою, т.к имеют более высокую мораль. А вот пруссаки, австрийцы и британцы хороши в перестрелке на расстоянии. Тем не мене, почти в каждой армии найдутся элитные отряды, умеющие и в штыки и в стрельбу.
Обратите внимание, что некоторые корпуса в игре являются исключительно кавалерийскими, другие же исключительно пехотными. Игра корпусами требует большей слаженности и взаимодействия, поэтому новички чаще предпочитают играть «кастомными» армиями, где пул юнитов представлен всеми типами войск.
Три части Total War получили издания со всеми дополнениями — Empire, Napoleon и Medieval 2
Студия Creative Assembly совершенно внезапно объявила о релизе специальных изданий для Empire, Napoleon и Medieval 2. Издание обновят все игры до полного комплекта со всеми дополнениями.
Стоит уточнить, что это не улучшенные версии тайтлов — это просто сборники в более удобном формате. Теперь вместо обычных версий в Steam доступно только Definitive. Владельцы Empire, Napoleon и/или Medieval 2 уже автоматически получили заветный апдейт.
Каждый из трех проектов обойдется в 1027 рублей. Источник
Эх, патчик бы что-ли заодно какой накинули меди на чуть больше лимита для моддеров или онлайн кампанию внедрили.
Или хотя бы для Империи бы сделали каждому доступ к бэте с онлайн кампанией.
Кстати, авторитетно заявляю, что Наполеон Дефинит Эдишен ОТЛИЧАЕТСЯ от Наполеона Империал Эдишен. Отличия замечены (кхм) минимум в нескольких внутренних таблицах игры, влияющих на поведение АИ на страткарте, а также на его дипломатические заморочки. Опытным путём также установлено отличие и. Медиевала-2 Дефинит Эдишен от дисковой версии. Опять же поведение АИ и частично оптимизация. Уверен, что и Империя тоже имеет отличия.
Sonar (28 мая 2020, 21:43):
Кстати, авторитетно заявляю, что Наполеон Дефинит Эдишен ОТЛИЧАЕТСЯ от Наполеона Империал Эдишен. Отличия замечены (кхм) минимум в нескольких внутренних таблицах игры, влияющих на поведение АИ на страткарте, а также на его дипломатические заморочки. Опытным путём также установлено отличие и. Медиевала-2 Дефинит Эдишен от дисковой версии. Опять же поведение АИ и частично оптимизация. Уверен, что и Империя тоже имеет отличия.
Империя имеет однозначно, т. к. были проблемы с запуском старых модов на новом издании. А как по ощущениям, лучше ИИ стал?
The Marlboro Man (31 мая 2020, 10:33):
Он стал другим и точно не хуже, мне в целом нравится больше. Более чуткий что-ль, видимо чуть более тонкая настройка была проведена.
В издании Total War: Definitive Edition выходит игра Total War: NAPOLEON вместе со всеми обновлениями и дополнениями.
Историческое основание Иберийской кампании – события войны на Пиренейском полуострове в период 1811-1814 гг. Выберите одну из трех воюющих держав – Францию, Великобританию или Испанию – и возьмите под командование войска на отдельной карте с 32 новыми областями.
Переломите ход войны в дополнении «Коалиция», приняв участие в битве под Фридландом, которая ознаменовалась полной победой французской армии над русской.
Создайте непобедимую армию с дополнениями «Герои Наполеоновских войн» и «Имперский орел», которые добавляют в игру более 20 легендарных элитных боевых подразделений.
Total War: NAPOLEON Definitive Edition подарит вам тысячи часов увлекательного игрового процесса и все созданные для этой игры дополнительные материалы. Подробнее см. ниже.
История еще не написана.
От ранней Итальянской кампании до сражения при Ватерлоо, Total War: NAPOLEON – это два десятилетия непрекращающихся войн, в которых принимали участие армии гениального полководца.
Иберийская кампания
Иберийская кампания основана на событиях войны на Пиренейском полуострове в период 1811-1814 гг. Именно там и тогда появилось знаменитое слово, обозначавшее партизанскую деятельность испанского сопротивления: герилья, «малая война». Три разные перспективы! У каждого из участников кампании свои собственные цели и методы. • Франция старается подавить сопротивление и использует политическую пропаганду для распространения проимперских настроений. • Британия на начало кампании контролирует ограниченное число областей, зато получает из Северной Европы и Америки достаточно дохода, чтобы позволить себе поддерживать испанцев и с помощью герильяс освобождать утраченные области. • Испания также вступает в игру с ограниченными силами, но в ее распоряжении постоянно находятся отряды герильяс для эффективного сопротивления захватчикам. Выберите одну из трех заинтересованных сторон — Францию, Британию или Испанию, — чтобы погрузиться в один из самых напряженных конфликтов наполеоновской эпохи.
Особенности:
• Независимая карта Иберийского полуострова, доступны 32 новые области. • 5 видов партизан-герильяс, доступных для найма любому из трех государств. Они владеют новой тактикой партизанской войны и способны развертывать свои отряды вне зоны развертывания основных сил своей фракции: тирадоры-герильяс (пешие застрельщики), касадоры, уланы-герильяс (конные копейщики), гусары-герильяс (легкая кавалерия), предводители партизан (командующие герильяс). • 28 новых видов войск для трех основных государств: британский 95-й стрелковый полк, французские Вислинские уланы, испанские кирасиры и многие другие исторические подразделения. • Два новых типа агентов, усугубляющих политическое противостояние: • Провокаторы (только для Британии и Франции) – способны настраивать население против захватчиков или же против сопротивления, сеять смуту в соответствующих областях, вести шпионаж и ускорять проведение исследований. • Священники (только для Испании и Португалии) – способны распространять в обществе антифранцузские настроения и провоцировать беспорядки. • Для играющих за Испанию – новый тип агентов: герильерос. По функциям они напоминают шпионов, но к тому же могут изнурять войска противника, замедляя перемещение его армий и вызывая небоевые потери. • Система политических настроений в обществе: распространение профранцузских убеждений на полуострове влияет на исход войны.
Коалиция
Дополнение «Коалиция» включает 6 новых видов войск, а также битву под Фридландом между Францией и Россией. Битва под Фридландом (14 июня 1807 года) ознаменовалась полной победой французской армии над русской. В результате Россия вышла из войны, а Четвертая коалиция прекратила свое существование.
Герои наполеоновских войн
Эксклюзивные элитные войска станут доступны после того, как вы разовьете технологии до определенного уровня или захватите соответствующую территорию. Эти войска доступны и в одиночной, и в сетевой игре. • 7-й уланский полк (Франция) • Бранденбургские уланы (Пруссия) • 1-й гусарский полк (Австрия) • 15-й гусарский полк (Великобритания) • 1-й гренадерский батальон Восточной Пруссии (Пруссия) • 6-й полк легкой пехоты (Франция) • 17-й егерский полк (Россия) • 1-й императорский полк (Австрия) • 18-й полк линейной пехоты «Отважный» (Франция) • Московские мушкетеры (Россия)
Имперский орел
Эксклюзивные элитные войска станут доступны после того, как вы разовьете технологии до определенного уровня или захватите соответствующую территорию. Эти войска доступны и в одиночной, и в сетевой игре. • Большая батарея Конвента (Франция) • Линкор «Элефант» (Великобритания) • «Товарищи» (Пруссия) • Королевские шотландские драгуны (Великобритания) • 5-й гусарский полк (Франция) • Павлоградский гусарский полк (Россия) • 8-й лейб-гвардии полк (Пруссия) • 47-й чешский полк (Австрия) • 88-й пехотный полк (коннахтские рейнджеры) • Кирасиры эрцгерцога Фердинанда (Австрия) • Казаки лейб-гвардии (Россия)
Повторная встреча состоялась спустя три года во время осады Парижа. На этот раз Наполеон под свист пролетающих над головой снарядов смотрел, как идет в атаку его старая гвардия. Одно из ядер угодило в императора. Император погиб, столица пала, Франция перестала существовать как государство. Более половины городов Центральной Европы вошло в состав великой Российской империи.
Ни в одном учебнике истории этих сцен, конечно, нет. Но если вам всегда хотелось, чтобы история наполеоновских войн сложилась именно так, — в Napoleon: Total War все это можно устроить.
Приключения корсиканца в Италии
Пока Австрия, Пруссия и Великобритания втянуты в войну с Францией, Россия решила расширить свои владения за счет турецких земель.
Основная кампания состоит из пяти частей. Первая — сборник обучающих миссий, в которых рассказывается о ранних этапах военной карьеры Наполеона (1778—1793). Начинается она с отбытия с родной Корсики и заканчивается осадой занятого роялистами портового города Тулон.
После прохождения своеобразного курса молодого бойца вас отправляют в Ниццу. На первый взгляд, задание предельно простое: необходимо пройти с юга на север и захватить один австрийский город. Все бы хорошо, да только на пути к цели лежат земли воюющего с Францией Сардинского королевства и покрытые снегом Альпы. Вдобавок к Ницце приближается австрийский корпус. На все про все у вас есть 21 месяц. По меркам Total War срок смехотворный, но в Napoleon один ход длится не полгода, как раньше, а две недели. Так или иначе, действовать приходится стремительно. Нет времени на развитие промышленных центров и сельскохозяйственных земель. Все деньги тратятся на строительство казарм и набор новых подразделений. Как назло, в приморских городах нет портов, передвигаться можно только по суше.
По мере развития событий появляются дополнительные задания. Например, если захватить Турин, то Сардиния признает протекторат Франции и будет перечислять в казну половину от своих доходов. А если отклониться от первоначального курса, взять чуть восточнее и выбить австрийцев из Мантуи, то в награду вы получите возможность производить мощные шестидюймовые гаубицы. Финальный аккорд — длительный переход через Альпы. Если выступить поздней осенью или зимой, то на помощь австрийцам придет генерал Мороз. Численность войск постепенно сократится, и в конечном итоге придется вступать в генеральное сражение жалкими остатками когда-то непобедимой армии.
Этот испанский полк можно смело записывать в покойники. Еще никто не выдерживал атаки кирасиров.
Отступающие по глубокому снегу пехотинцы — отличная добыча для быстрых кавалеристов.
От Каира до Ватерлоо
По такому же принципу устроена и Египетская экспедиция. Вновь надо успеть к обозначенному сроку выполнить главное и несколько второстепенных заданий. Здесь разрешается использовать флот, а после завоевания Каира открывается доступ к скромному древу технологий. Зато недоступна дипломатия.
Торговая фактория взята под контроль и теперь приносит в казну стабильный доход. Однако через пару-тройку месяцев сюда наверняка прибудет вражеская эскадра.
Четвертая и самая большая часть наполеоновской кампании — Европейский поход. В начале 1805 года Франция контролирует 12 областей. К концу 1812 года требуется завоевать 35, в том числе Берлин и Кенигсберг, Вену и Москву. Вот здесь можно развернуться в полную силу: тут и сражения на море, и ветвистое древо технологий, и игра с соседними государствами в дипломатические кошки-мышки.
Независимо от результатов Европейского похода, в конце игрока ожидает небольшой бонус — битва при Ватерлоо. К сожалению, разработчики не стали подробно восстанавливать ход знаменитых 100 дней. Вас сразу переносят на поле сражения. Вот вы, вот вражеские позиции — пожалуйста, атакуйте.
Также в главном меню доступен раздел с самыми знаменитыми баталиями времен наполеоновских войн: восемь из них развернутся на суше, две — на море (Трафальгар и Нильское сражение). К разочарованию российских игроков, Отечественная война представлена лишь Бородинской битвой. Ни тебе сражений за Смоленск, ни за Вязьму, ни под поселком Красный, ни около реки Березина.
Если долго бродить по пустыне летом, солдаты начнут умирать от жары.
Тем не менее, если уж очень хочется, чтобы «пришел Кутузов бить французов», в Napoleon предусмотрена кампания за одну из четырех стран Коалиции. Как и в Европейском походе Наполеона, необходимо за семь лет присоединить к своим владениям энное количество областей. Самое выгодное положении у России. В отличие от Австрии и Пруссии, у нее нет общей границы с Францией. Великобритания неплохо себя чувствует на своих островах, но она вынуждена вести войну на море.
У России есть два пути. Первый — честно выполнить свой долг перед союзниками и совместно громить наполеоновские армии на австрийской земле. Второй — вбухать все деньги в обустройство государства. Развить промышленность и сельское хозяйство, улучшить дороги, продвинуться в области науки, построить в приграничных городах казармы с артиллерийскими училищами, сформировать несколько мощных армий и во всеоружии встретить врага на своей земле.
Уголок ревизиониста
Хотя Napoleon: Total War сделана очень внимательными и дотошными людьми, не стоит воспринимать ее как адекватную замену учебнику истории
В реальной жизни подвиги Бонапарта были намного скромнее. Например, в Итальянской кампании разработчики требуют до декабря 1797 года перейти через Альпы и захватить австрийский город Клагенфурт. На самом деле французы дошли до Мантуи, после чего в мае 1797 года заключили перемирие с австрийцами. В Египетской экспедиции необходимо усмирить господствующих на территории Азии и Северной Африки мамлюков, бедуинов и турок, а заодно вышибить англичан с острова Кипр. В реальности Наполеон захватил Каир и Яффу, но не смог овладеть Акрой. 22 мая 1799 года началось отступление, а 23 августа будущий император и вовсе покинул континент. В игре же события развиваются до конца декабря 1800 года и заканчиваются оккупацией Акры и Дамаска.
Большое количество исторических ошибок в игре связано с Россией. Ради соблюдения баланса сил разработчикам пришлось сильно покромсать политическую карту. На севере русские земли заканчиваются Санкт-Петербургом, на юге — Одессой, на востоке — Москвой. С реальными историческими личностями соседствуют вымышленные персонажи (может, кто-то из наших читателей нам подскажет, кто такой Юрий Олевский?). Мы уже не говорим о мелких неточностях. Например, по версии разработчиков, Адам Чарторыйский на протяжении семи лет занимает пост главы правительства. На самом деле он был министром иностранных дел, да и то с 1804-го по 1806 год.
Освободители Европы
Горстка турков пытается дать отпор сразу нескольким французским полкам.
По сравнению с Empire: Total War, в игре произошло несколько заметных изменений. Разработчики вернули хорошо знакомую по предыдущим играм возможность решать судьбу завоеванных городов. В зависимости от географического расположения, доступно два или три действия. Первое — оккупировать. В этом случае население будет исправно платить налоги и не думать о восстании. Второе — разграбить. В казну поступит уйма денег, но для поддержания порядка придется долгое время держать в городе сильный гарнизон. Третье — освободить. Последний вариант доступен только в тех местах, где может образоваться независимое государство. Например, после освобождения Бухареста на политической карте Европы появляется Румыния.
Кое-какие нововведения можно заметить во время сражений. В Empire: Total War события начинались в 1700 году и кампания могла длиться хоть восемьдесят лет. Вам приходилось тратить десятилетия, чтобы создать мощную дееспособную армию. В этой игре вы по полной программе пользуетесь плодами военной науки. Солдаты используют мушкеты с втулочными штыками и делают по нескольку выстрелов в минуту. Артиллеристам доступно несколько видов снарядов, а со временем они обучатся вести заградительный огонь. Из-за этого изменилась тактика сражений: теперь дело крайне редко доходит до рукопашной. В подавляющем большинстве случаев победа зависит от того, насколько удачно вы используете стрелков и мобильную конную артиллерию.
Бедуины на верблюдах не могут добраться до позиций — настолько велика плотность огня.
Разработчики значительно упростили интерфейс, улучшили физику и добавили в игру ряд красивых графических эффектов. Теперь снаряды лихо подскакивают на кочках и меняют траекторию полета, а во время проливного дождя резко возрастает количество осечек. Стоит какому-нибудь пехотному полку выстрелить из мушкетов, как в небо подымаются густые клубы порохового дыма. В разгар сражения очень трудно разглядеть, где свои, а где чужие. Приходится опускать камеру в самую гущу битвы. Да, чуть не забыли. Во время морских сражений можно отвести корабль в сторонку и приказать экипажу подлатать пробоины и починить паруса.
Но самое главное, если вдруг вражеский AI покажется вам слишком неповоротливым (а жалобы на это сопровождают выход каждой новой Total War как минимум до третьего-пятого патча), то его всегда может заменить живой человек, причем прямо посреди кампании: достаточно активировать соответствующую опцию перед началом игры — и вот уже в битве при Йене вместо князя Фридриха Людвига фон Гогенлоэ-Ингельфингена выступает слесарь третьего разряда Артемий Полиграфыч или любой случайный человек из интернета. Что еще важнее, в Napoleon можно пригласить товарища выступить от имени какой-нибудь державы в глобальном стратегическом режиме — возможность, о которой многие игроки слезно просят Creative Assembly уже много лет.
У французов больше кораблей, зато у русских больше пушек на борту.
Последнему французскому полку пришлось в буквальном смысле слова идти по трупам.
В Napoleon: Total War разработчики сделали множество косметических улучшений и довели до ума онлайновые режимы. Все это очень здорово, но при этом нельзя забывать, что по сути Napoleon — усеченная версия Empire: временные рамки сузились до нескольких лет, а возможности игрока в однопользовательской кампании зачастую жестко ограничены сценарием. В общем-то, в этом нет ничего страшного, главное — перед покупкой игры отдавать себе отчет в том, что Napoleon — это не новая часть серии Total War, а прекрасное дополнение к одной из лучших стратегий прошлого года.
Формула игры: 75% Empire: Total War + 20% биографии Наполеона Бонапарта + 5% Rome: Total War — Alexander
На свете существуют две игры Napoleon: Total War. Первая — однопользовательская — обрезанная Empire: Total War для гламурных лоботрясов без чувств, мозгов и совести. Вторая — это мультиплеер: сказка наяву, воплощение всех самых тайных грез фанатов серии Total War, экстаз, восторг, чистое счастье. Начнем, как водится, с плохого.
Семь лет одиночества
Игроку-одиночке предлагаются на выбор три кампании Наполеона — итальянская, египетская и европейская. Но это не кампании в привычном для Total War понимании слова — вам не позволят построить империю, подняв с колен какую-нибудь крошечную Голландию и превратив ее в беспощадного мирового жандарма. Все решено до вас, расклады определены, фишки расставлены, армии выдвинуты, все, что остается, — следуя предусмотренным дизайнерами маршрутом, покорять одну провинцию за другой.
Самый яркий пример — приключения Наполеона в Египте. Здесь в принципе нет дипломатии, даже соответствующая кнопка не горит — потому что договариваться не с кем и не о чем, от вас требуется лишь кошмарить орды бедуинов, османов и примкнувших к ним англичан. Не надо мучительно копить силы, сколачивая армию, — она есть с самого начала, просто не забывайте ее изредка пополнять. Не надо развивать города — линия фронта движется слишком быстро, развитые территории почти сразу же оказываются в глубоком тылу. Про науку, естественно, тоже можно забыть. Единственное, что от вас требуется, — это выполнять поручения («Возьмите ту провинцию, возьмите эту провинцию, а мы дадим вам мешок денег»), следуя от победы к победе. Чисто теоретически можно извернуться и поломать игру (например, посадить все войска на корабль и проиграть морское сражение англичанам, угробив ударную группировку), но для этого надо быть потрясающим кретином.
Захватив вражеское поселение, вы можете не только его разграбить, но и «освободить», основав республику-проекторат. Очень удобно, если не хотите постоянно давить восстания в тылах.
Какой-то намек на Total War образца славных прошлых лет появляется лишь в войне против Коалиции, которая длится с 1805 по 1812 год. Тут действительно не помешают стратегическое планирование и пара заключенных альянсов, но, опять же, дизайнеры игры не оставляют вас в покое, подсовывая под нос очевидные решения: «Возьмите Вену, и Австрия заключит с вами мир». Ну и кем надо быть, чтобы после этого не взять Вену? И наоборот: если вы начнете играть за Россию — кем надо быть, чтобы отвести от Вены русский отряд с Кутузовым во главе, оставив ее на растерзание Наполеону? Русская кампания, к слову, становится интересной только ближе к финалу, когда чертовы французики подгребают под себя всю Европу и игроку приходится устраивать бои в грязи с гигантской империей. Впрочем, к моменту возникновения французского рейха вы обычно развиваете все, что можно, до максимума, встречая Наполеона у границ России с огромными, воющими в предвкушении крови армиями.
«Сколько лет, сколько зим!» Встреча Кутузова с Наполеоном под Веной.
Интересно, что все здания в провинциях (за исключением столицы региона) теперь ориентированы исключительно на нужды фронта. Знакомые по Empire литейные мастерские в Napoleon дают крошечный бонус к доходу и солидную скидку на покупку новых войск. С наукой все тоже стало сильно проще — список доступных для исследования изобретений, который раньше занимал три закладки, теперь уместился на одной, и специфика у него, опять же, военная (от новых способностей пехоты до скидок на содержание войск — в экономической секции). А из-за короткого временного промежутка кампании вы физически не можете отстать от соседей и начать проигрывать битвы от отсутствия нормальных штыков или мобильной артиллерии.
Для маленькой такой кампании
Пойдя стопами Наполеона, вы сможете переиграть три его кампании — первую итальянскую, египетскую и австрийскую. Австрийская стартует в 1805 году и практически сразу уносится прочь от исторической правды (Англия выходит из Коалиции, Россия стягивает войска к Стамбулу и т.п.), в то время как с итальянской и египетской все интереснее.
В частности, после захвата Каира в игре случается исторически достоверный мятеж мамелюков, рядом с городом возникает толпа злых бедуинов. Другое дело, что в реальности британцы не сражались против Наполеона на земле — здесь же они высаживаются у Александрии на двадцатый ход. Да и для битвы у пирамид придется запускать отдельное сражение, в кампании его нет.
Итальянская кампания куда ближе по духу к истории — в частности, точно так же, как и в реальности, Наполеон занимается в основном освобождением городов от австрийцев, радостно приветствуемый местными жителями. Другое дело, что в настоящей истории наполеоновская армия была нищей, разутой и раздетой, в то время как в игре вы противостоите австрийцам с первоклассной пехотой, и кто тут на самом деле нищий — еще большой вопрос. Тем не менее исход кампании вполне соответствует истине: Австрия капитулирует, выходя из войны.
Глупышка Бетти
Погодные эффекты заметно похорошели — в дождь вообще мало что видно на поле боя, приходится управлять «по приборам».
Впрочем, битвы проигрывать вообще очень тяжело — компьютер ведет себя как полный дегенерат даже на максимальном уровне сложности. Судя по нашим наблюдениям, максимальная сложность от минимальной отличается в основном параметрами боевого духа у отрядов — на минимуме французы бегут, потеряв пару человек в полку, на максимуме стоят до последней капли крови.
Схема найма генералов стала более логичной — вы получаете не кота в мешке и можете выбрать, какими способностями должен обладать полководец.
Я выиграл, потеряв меньше половины армии и перебив восемьдесят процентов шведов. AI вместо того, чтобы подавить артиллерию, после чего начать одновременную атаку по всему фронту с переходом в штыковую (первыми дрогнули бы ополченцы, за ними ринулись бы все остальные, превратив битву в давку с элементами бойни), раз за разом кидал по два-три полка на мои пушки, заряженные картечью. Получив в лоб картечный залп, отряды в панике отступали, перегруппировывались и вновь перли на раскалившиеся от непрерывной стрельбы орудия. Я не верил своим глазам, на поле боя творилось полное безумие.
Или полный стыд, если вспомнить, что мы говорим о проекте из легендарной стратегической серии Total War. Кое-как компьютер держится лишь в битвах с заранее заготовленными позициями (типа Ватерлоо), да и то пока его не обойдут с флангов, заставив снять отряды с насиженных дизайнерами уровня жердочек. Сложно сказать, являются ли психические расстройства AI свидетельством немощи команды Creative Assembly (верится с трудом) или же это продолжение взятого курса на вовлечение так называемых «казуальных игроков». Дескать, поставь высший уровень сложности и все равно почувствуй себя полководцем мирового класса — Наполеоном практически.
На поздней стадии бой за город выглядит очень эффектно — столбы дыма от горящих зданий, стычки на улицах… Кстати, часть засадных строений находится в гуще жилых массивов и пушками их не достать, придется устраивать честный штурм.
Играть за Россию особенно приятно: половина юнитов будто бы сошла с круговой панорамы Бородинской битвы или картинок из учебника истории. Узнавание — моментальное.
Игра про Наполеона, разумеется, не могла обойтись без Бородинского сражения. Мы внимательно следили за его ходом, а затем решили сравнить с тем, что писал о Бородине Михаил Юрьевич Лермонтов.