трагический разлад мечты и действительности какое направление
Назовите основные отличия и сходные черты русского и европейского романтизма
Самое яркое литературные направления, которые
достигло своего расцвета в русской литературе в 19 веке,
имеющие большое число последователей,
яро спорящих друг с другом.
Русский романтизм 19 века зародился под непосредственным
влиянием западноевропейской литературы.
Однако, несмотря на это, он имел свои характерные черты,
которые отслеживались еще в предыдущих периодах.
1. Русский романтизм – хронологически более позднее явление,
чем европейский.
Он переживает становление в 1810 – 1820 гг. Это эпоха национально-освободительных движений, Отечественной войны 1812 г.,
эпоха надежд, веры в будущее возрождение России.
Русский романтизм был более связан с идеями Просвещения.
В это время европейский романтизм переживает кризис;
2. Для русского романтизма неизменной остаётся сила разума;
3. В европейском романтизме нравственная проблема
противопоставлена эстетической.
Развитие буржуазных отношений и культа расчёта
не позволяет связать искусство с нравственностью.
Взаимодействие эстетики и этики – главная черта русского романтизма.
В европейском романтизме эстетика становится самоцелью;
4. В русском романтизме редуцирован индивидуальный момент.
Европейский герой-индивидуалист бежит из общества.
Русский герой в силу итогов войны 1812 г. тяготеет к народу.
Идеи народности, национального искусства являются
основополагающими для романтиков.
Для романтиков особо острой является проблема
«героя нашего времени»;
5. Этический пафос противопоставлен плотским темам.
Для русских романтиков любовь – особое таинство,
наполненное целомудрием;
6. В русском романтизме идея свободолюбия была связана
с идеями отмены крепостного права, реформ в обществе.
Кроме декабристов, пафос свободолюбия разделяли и
другие романтики.
А. М. Горький выделял прогрессивный или гражданский романтизм
и реакционный или психологический романтизм.
Эта концепция повредила изучению творчества романтиков.
Но всё же романтизм – сложное и неоднородное явление.
Самые яркие примеры романтизма в литературе России
XIX века :
повести «Ундина»,»Шильонский узник»,
баллады «Лесной царь»,»Рыбак»,»Ленора» Жуковского;
«Евгений Онегин»,»Пиковая дама» Пушкина;
«Ночь перед Рождеством» Гоголя;
«Герой нашего времени»,поэма «Мцыри» Лермонтова.
Самые известные авторы и произведения:
«Путешествие Чайльд-Гарольда», «Манфред» и «Восточные
поэмы» Байрона,
«Айвенго» В. Скотта.
Сказки, новеллы и романы Гофмана, сказки братьев Гримм,
произведения Гейне.
Гедонизм (удовольствие высшая цель жизни). В русском романтизме практически отсутствует. Чувственность, эротика. В европейском, в частности немецком романтизме индивидуализм часто соседствует с эротической составляющей. Европейцы не стеснялись демонстрировать чувственность, считали что безусловно свободная личность свободна как духовно, так и физически. В русском романтизме эротомания практически отсутствует. На первом плане всегда были мотивы общечеловеческие и социальные.
своеобразие русского романтизма кратенько, кто поможет, а?
Особенности русского романтизма
И для развившегося позднее русского романтизма в течение долгого времени характерно было взаимодействие не только с традициями “Бури и натиска” или “готического романа”, но и Просвещения. Последнее особенно осложняло облик русского романтизма, ибо, как и романтизм западноевропейский, он культивировал идею автономного и самобытного творчества и выступал под знаком антипросветительства и антирационализма. На практике же он нередко перечеркивал или ограничивал свои исходные установки.
Романтизм появился в России в ту пору, когда борьба между крепостниками и первым поколением дворянских революционеров, выступавших против самодержавного строя и крепостного права, особенно обострилась. Представители прогрессивного романтизма, подвергая резкой критике современную им действительность, рисовали идеалы, которые окрыляли личность, способствовали росту её духовных сил. Исполненные мятежно-протестующих настроении, герои их произведении, наделяемые сильным, независимым характером, не мирятся с общественным злом: они или порывают с обществом, или восстают против него, призывают к борьбе.
Консервативные романтики, не удовлетворённые современной действительностью, пугавшею их непримиримостью классовых противоречий, старались отгородиться от неё, замкнуться в мире мечтаний, в мире призраков из народных легенд и поверий. Свои произведения они наполняли жалобами на несовершенство жизни, на несбывшиеся надежды. Они были далеки от мысли бороться за лучшее будущее.
Основные черты романтизма:
Тяготение к субъективному, интуитивному, бессознательному;
Задача не воссоздания, а пересоздания действительности;
Изображение исключительных характеров в необычных обстоятельствах;
Интерес к сложному и противоречивому внутреннему миру человека;
Утверждение человеческой индивидуальности;
Смешение высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного;
Трагический разлад мечты и действительности;
Признание недостижимости идеала;
Романтическое двоемирие;
Утверждение романтических ценностей (свобода, борьба, любовь, природа);
Представители романтизма в России : В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А С. Пушкин (отдельные периоды творчества), М. Ю. Лермонтов
Русский романтизм явился органической частью общеевропейского романтизма, который был движением, охватившим все сферы духовной жизни общества. Важнейшим принципом эстетики романтизма стала идея самоценности личности. Романтическое движение началось в 1790-х годах в Германии (Шеллинг, Тик, Новалис, Гете, Шиллер); с 1810-х годов – в Англии (Байрон, Шелли, В. Скотт, Блейк, Вордсворт), и вскоре романтическое движение охватывает всю Европу, в том числе Францию. Романтизм не просто направление в литературе, это миропонимание.
Если европейский романтизм был социально обусловлен идеями и практикой буржуазной революции, то источники романтического искусства в России следует искать прежде всего в Отечественной войне 1812 года, в ее последствиях для русской жизни и русского общественного самосознания. Именно тогда появляется почва и для декабристских, и для романтических настроений.
источник: лекция по литературе, 2 курс. Отделение «библиотечное и информационное направление»
Я-будущий библиотекарь, ребят. Так что, пишите смело
Главные черты русского романтизма? В литературе нахала 19 века.
Русский романтизм 19 века зародился под непосредственным
влиянием западноевропейской литературы.
Однако, несмотря на это, он имел свои характерные черты,
которые отслеживались еще в предыдущих периодах.
1. Русский романтизм – хронологически более позднее явление,
чем европейский.
Он переживает становление в 1810 – 1820 гг. Это эпоха национально-освободительных движений, Отечественной войны 1812 г.,
эпоха надежд, веры в будущее возрождение России.
Русский романтизм был более связан с идеями Просвещения.
В это время европейский романтизм переживает кризис;
2. Для русского романтизма неизменной остаётся сила разума;
3. В европейском романтизме нравственная проблема
противопоставлена эстетической.
Развитие буржуазных отношений и культа расчёта
не позволяет связать искусство с нравственностью.
Взаимодействие эстетики и этики – главная черта русского романтизма.
В европейском романтизме эстетика становится самоцелью;
4. В русском романтизме редуцирован индивидуальный момент.
Европейский герой-индивидуалист бежит из общества.
Русский герой в силу итогов войны 1812 г. тяготеет к народу.
Идеи народности, национального искусства являются
основополагающими для романтиков.
Для романтиков особо острой является проблема
«героя нашего времени»;
5. Этический пафос противопоставлен плотским темам.
Для русских романтиков любовь – особое таинство,
наполненное целомудрием;
6. В русском романтизме идея свободолюбия была связана
с идеями отмены крепостного права, реформ в обществе.
Кроме декабристов, пафос свободолюбия разделяли и
другие романтики.
А. М. Горький выделял прогрессивный или гражданский романтизм
и реакционный или психологический романтизм.
Эта концепция повредила изучению творчества романтиков.
Но всё же романтизм – сложное и неоднородное явление.
Самые яркие примеры романтизма в литературе России
XIX века :
повести «Ундина»,»Шильонский узник»,
баллады «Лесной царь»,»Рыбак»,»Ленора» Жуковского;
«Евгений Онегин»,»Пиковая дама» Пушкина;
«Ночь перед Рождеством» Гоголя;
«Герой нашего времени»,поэма «Мцыри» Лермонтова.
Романтизм в литературе: черты, век, произведения русского романтизма
Что такое романтизм?
Романтизм называют эстетической революцией, потому что вместо науки и разума (как было в эпоху Просвещения) он провозгласил идеалами художественное творчество и чувство. К романтическим произведениям относятся, в частности, поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы», лермонтовские «Демон» и «Мцыри».
Романтизм возник в 1790-х годах в Германии, а впоследствии распространился по всей Западной Европе. Причиной его появления стали кризис рационализма Просвещения. Романтизм опирался на предшествующие течения, такие как сентиментализм. На его появлении сказались Великая французская революция и немецкая классическая философия.
Романтизм быстро вышел за рамки искусства и начал определять стиль философии, поведения, одежды и других аспектов жизни.
Эпоха романтизма завершилась в европейской культуре в 1830-е годы, когда ему на смену пришел реализм.
Черты романтизма
Основой романтического мировосприятия и искусства стал мучительный разлад идеала и социальной действительности.
Выражение в идеологии и практике романтизма нашли интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира, а также идея синтеза искусств.
Романтический герой
Образ такого персонажа обычно строится на основе антитезы. Автор делает его одновременно исключительной личностью, и бессильным существом перед ударами судьбы.
Романтизм в литературе
Центральную для романтизма категорию возвышенного сформулировал немецкий философ Иммануил Кант в «Критике способности осуждения». Он делил наслаждение возвышенным на позитивное, выражающееся в спокойном созерцании, и негативное, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. Именно с последним связан интерес романтизма к злу.
Романтизм противопоставляет просветительской идее прогресса интерес к фольклору, простому человеку, возвращению к корням и к природе.
Как было сказано ранее, романтизм зародился в Германии. Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам. Особенно ярко это проявилось в творчестве братьев Гримм и Эрнста Гофмана.
Английскому романтизму присущ интерес к общественным проблемам: буржуазному обществу противопоставлены отношения в традиционном обществе, воспевание природы, простых и естественных чувств.
Ярким представителем английского романтизма был Джордж Гордон Байрон. Его творчество как раз основано на пафосе борьбы и протеста против современного мира, воспевании свободы и индивидуализма. Среди других последователей романтизма в Англии обычно называют Перси Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.
В русском романтизме невозможным оказывается прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой. В романтизме русской литературы авторы демонстрируют страдания и одиночество главного героя. Это направление традиционно ассоциируется с именами В.А.Жуковского (поэма «Светлана»), К.Н.Батюшкова («К Дашкову»), Е.А.Баратынского («Эда»), Н.М.Языкова («Мы любим шумные пиры…»).
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Ярким примером романтического творчества Лермонтова является поэма «Мцыри».
Одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России считается философская лирика Ф.И.Тютчева. В стихотворении Silentium он писал:
Романтизм в поэме «Мцыри»
Каноном русского романтизма принято считать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри». В произведении реализованы основные принципы направления: внимания переносится на главного героя, его мысли, ощущения и переживания. В тексте изображен необычный персонаж в необычных обстоятельствах. Автор делает своей главной задачей передачу романтического бунта героя.
Романтизм в музыке
Романтизм в музыке сложился в 1820-х годах под влиянием романтической литературы. Связь литературы и музыки проявлялась в обращении к синтетическим жанрам: опере и песне. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека нашло отражение в культе субъективного, тяге к эмоциональной напряженности.
Главными представителями романтизма в музыке стали Франц Шуберт, Карл Мария фон Вебер, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Николло Паганини, Ференц Лист, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс.
Романтизм в живописи и архитектуре
Романтизм распространился и на изобразительной искусство. В этой сфере он наиболее ярко проявился в живописи и графике. Менее отчетливо он заметен в скульптуре и архитектуре, например, романтизмом считается неоготика.
Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось на основе борьбы с официальным академическим классицизмом. В изобразительном искусстве главными представителями романтизма считаются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер. В России это О. А. Кипренский и А. О. Орловский.
в чём специфика русского романтизма?
Романтизм появился в России в ту пору, когда борьба между крепостниками и первым поколением дворянских революционеров, выступавших против самодержавного строя и крепостного права, особенно обострилась. Представители прогрессивного романтизма, подвергая резкой критике современную им действительность, рисовали идеалы, которые окрыляли личность, способствовали росту её духовных сил. Исполненные мятежно-протестующих настроении, герои их произведении, наделяемые сильным, независимым характером, не мирятся с общественным злом: они или порывают с обществом, или восстают против него, призывают к борьбе.
Консервативные романтики, не удовлетворённые современной действительностью, пугавшею их непримиримостью классовых противоречий, старались отгородиться от неё, замкнуться в мире мечтаний, в мире призраков из народных легенд и поверий. Свои произведения они наполняли жалобами на несовершенство жизни, на несбывшиеся надежды. Они были далеки от мысли бороться за лучшее будущее.
Основные черты романтизма:
Тяготение к субъективному, интуитивному, бессознательному;
Задача не воссоздания, а пересоздания действительности;
Изображение исключительных характеров в необычных обстоятельствах;
Интерес к сложному и противоречивому внутреннему миру человека;
Утверждение человеческой индивидуальности;
Смешение высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного;
Трагический разлад мечты и действительности;
Признание недостижимости идеала;
Романтическое двоемирие;
Утверждение романтических ценностей (свобода, борьба, любовь, природа) ;