трактор т 40 какое охлаждение
Система охлаждения двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А
Система охлаждения двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А предназначена для отвода тепла от цилиндров, головок и масляного радиатора, а также поддержания их температуры в допустимых пределах.
Вентилятор засасывает воздух и нагнетает его под кожух (2) [рис. 1], откуда он проходит между рёбрами в головках и цилиндрах и охлаждает их. Спереди первый цилиндр закрыт дефлектором (8), а четвёртый закрыт дефлектором (4) сзади. С противоположной кожуху стороны (между цилиндрами) установлены средние дефлекторы (7).
Рис. 1. Схема движения воздуха в системе охлаждения двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А.
1) – Масляный радиатор;
4) – Задний дефлектор;
6) – Шпилька крепления среднего дефлектора;
7) –Средний дефлектор;
8) – Передний дефлектор;
9) – Ротор вентилятора;
10) – Направляющий аппарат вентилятора;
11) – Каркас защитной сетки.
Дефлекторы – тонкие металлические пластины, направляющие воздушные потоки на оребрённые поверхности с целью лучшего охлаждения головок, цилиндров, а также масляного радиатора. Задний (4), передний (8) и средние дефлекторы (7) закрывают выход воздуха в промежутки между цилиндрами и в стороны от них, направляя его по образующей цилиндров.
Проходя под кожухом (2), воздух обдувает масляный радиатор (1). Легкосъёмный кожух крепится замками (3) к нижней и верхней планкам. Сечение кожуха (от первого цилиндра к четвёртому) постепенно уменьшается, за счёт чего происходит подача достаточного количества воздуха к каждому цилиндру.
Подаваемый вентилятором объём воздуха регулируется посредством диска, который устанавливается на входе воздуха в вентилятор (при температуре воздуха от +5 град. Цельсия и ниже).
Рис. 2. Система охлаждения двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А.
Трактор Т-40
Устройство, схемы, ремонт
Система охлаждения трактора Т-40. Ремень вентилятора
Система охлаждения трактора Т-40 предназначена для отвода тепла от головок и цилиндров и состоит из вентилятора, дефлекторов, направляющего кожуха и ременного привода вентилятора. Для улучшения теплоотвода и увеличения площади охлаждения поверхности головок и цилиндров оснащены специальными ребрами.
Система охлаждения трактора Т-40: 1 — кожух вентилятора; 2 — задний дефлектор; 3 — шпилька крепления среднего дефлектора; 4 — средний дефлектор; 5 — передний дефлектор.
Вентилятор
Вентилятор системы охлаждения создает мощный воздушный поток, который создает интенсивный теплообмен головок и цилиндров. Вентилятор установлен с правой стороны двигателя и зафиксирован хомутом к верхней части крышки распределительных шестерен.
Во время работы двигателя ротор вентилятор нагнетает воздушный поток под кожух вентилятора, направляющий воздух в пространство между ребрами головок и цилиндров. Помимо кожуха, воздух направляют передний, средний и задний дефлекторы. Вентилятор вращается при помощи клиноременной передачи от двухручьевого шкива, установленного на коленвале.
Вентилятор Т-40: 1 — рабочее колесо (ротор); 2 — упорная втулка; 3 — стяжной болт; 4 — вал вентилятора; 5 — шкив; 6 — гайка; 7 — направляющий аппарат.
Условия работы системы охлаждения
Нормальная работа системы охлаждения осуществляется при температуре масла в пределах 40-120 ºC. При температуре масла выше допустимых 120 ºC необходимо заглушить двигатель и устранить неисправности, причины которых могут заключаться в:
1. слабом натяжении, обрыве или износе ремня вентилятора (при обрыве ремня на панели приборов должна загореться красная лампа) — замените или натяните ремень;
2. засоренном межреберном пространстве головок и цилиндров — очистите, предварительно сняв кожух вентилятора, задние и средние дефлекторы;
3. засорении защитной сетки вентилятора — снимите сетку и очистите ее от грязи, пыли и т. д.;
4. ослаблении гайки шкива вентилятора — затяните гайку.
Регулировка теплового режима двигателя
При температуре воздуха выше +5 ºC радиатор подключают к системе, а диск демонтируют с вентилятора.
В ходе эксплуатации следует следить за тем, чтобы кожух вентилятора не имел повреждений, а дефлекторы не были погнутыми. Не допускается загрязнение ручьев шкивов топливом, маслом и грязью.
В случае выхода повреждения какого-либо ремня — их необходимо снять и заменить на новые одинаковой длины. Использованные ремни подбирают в отдельные комплекты и только после этого устанавливают на двигатель. Сочетание новых ремней с использованными не допускается. Подшипники вентилятора не нуждаются в смазке.
Регулировка натяжения ремней привода вентилятора
Натяжение ремней привода вентилятора и генератора регулируют путем изменения положения генератора. Перед регулировкой необходимо ослабить гайку крепления натяжной планки и гайки болтов крепления генератора. После регулировки их необходимо затянуть. Ремни натягиваются таким образом, чтобы при нажатии на ремень рукой его прогиб составлял 15-22 мм (проверить можно при помощи пружинного динамометра). Степень натяжения ремней проверяют в средней части ветви между шкивами вентилятора и коленвала. Особое внимание стоит уделить натяжению ремней после первых 60 часов работы двигателя.
Двигатель Т-40
Устройство двигателя трактора Т-40: поршневая, коленвал, цилиндры
Силовая передача
Устройство и эксплуатация силовой передачи трактора Т-40
Система питания
Устройство системы питания трактора Т-40: форсунки, ТНВД и т.д.
Электрооборудование
Электрооборудование Т-40: схемы и устройство.
Гидравлика
Гидросистема: неисправности и ремонт.
Система охлаждения дизеля тракторов Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ
Система охлаждения дизеля (рис. 1) состоит из вентилятора, направляющего кожуха, дефлекторов, ременного привода вентилятора и служит для отвода тепла от цилиндров и головок. Поверхности цилиндров и головок оребрены, что значительно увеличивает поверхности охлаждения и улучшает отвод тепла.
Рис. 1. Система охлаждения:
1 — кожух вентилятора; 2 — задний дефлектор; 3 — шпилька крепления среднего дефлектора; 4 — средний дефлектор; 5 — передний дефлектор
Вентилятор системы охлаждения (рис. 2) создает воздушный поток, служащий для интенсивного теплообмена цилиндров и головок. Он установлен с правой стороны дизеля, прикреплен хомутом к верхней части крышки распределительных шестерен.
При работе дизеля ротор вентилятора нагнетает воздух под кожух вентилятора, в пространство между ребрами цилиндров и головок. Для направления потока воздуха служит кожух вентилятора, задний, средний и передний дефлекторы (направляющие щитки). Вентилятор приводится во вращение клиноременной передачей от двухручьевого шкива, закрепленного на коленчатом валу.
Условия работы системы охлаждения. Показателем нормальной работы системы охлаждения является температура масла в магистрали дизеля, которая должна быть в пределах 40—120 °С.
- При повышении температуры масла в магистрали выше 120 °С останавливают дизель и устраняют неисправности, причинами которых могут быть:
Регулирование теплового режима дизеля. Тепловой режим регулируют с помощью диска, устанавливаемого на защитной сетке вентилятора (на входе охлаждающего воздуха в вентилятор) (см. рис. 2), а также включением и отключением масляного радиатора переключателем, расположенным на корпусе центрифуги. В холодное время года (при температуре +5 °С и ниже) масляный радиатор отключают от масляной системы, а диск устанавливают на защитную сетку вентилятора (у дизеля с посезонным регулированием теплового состояния при температуре окружающего воздуха до —25 °С температура масла в магистрали не ниже 40 °С обеспечивается установкой на вентиляторе диска и загрузкой дизеля не менее 40 % его номинальной мощности).
Рис. 2. Вентилятор системы охлаждения:
1 — рабочее колесо (ротор); 2 — упорная втулка; 3 — стяжной болт; 4 — вал вентилятора; 5 — шкив; 6 — гайка; 7 — направляющий аппарат
При температуре окружающего воздуха выше +5°С радиатор включают в систему, а диск снимают с вентилятора и сдают его на хранение.
В процессе эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы кожух вентилятора не имел вмятин, а детали дефлекторов не были погнуты. Эти недостатки должны быть устранены. Нельзя допускать загрязнения канавок (ручьев) шкивов маслом, топливом и грязыо.
При выходе из строя одного из ремней привода вентилятора ремни снимают и устанавливают два новых ремня одинаковой длины. Ремни, бывшие в употреблении, подбирают в отдельные комплекты и только после этого устанавливают на дизель. Они должны иметь одинаковую длину. Комплектование новых ремней с ремнями, бывшими в эксплуатации, не допускается.
С завода тракторы отгружают с включенным в систему смазки радиатором. Дросселирующий диск на вентиляторе не устанавливают, его укладывают в ящик с инструментом.
Подшипники, установленные в вентиляторе, в процессе эксплуатации не требуют смазки до их выбраковки. [Тракторы Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1989 г.]
Трактор Т-40: технические характеристики
«Сороковка» — универсальность, надежность и производительность!
Т-40 – среди сельчан, фермеров и людей рабочих профессий, на просторах бывшего СССР, сложно найти человека, который хотя бы заочно не был знаком с этим легендарным трактором!
Дебютировала эта машина в далеком 1961 году, став родоначальником целого ряда сельскохозяйственной техники, выпускаемой Липецким тракторным заводом в последующие годы. Опыт полученный при создании и дальнейшей эксплуатации Т-40 послужил фундаментом для создания всей линейки колесных тракторов, сошедших с конвейера ЛТЗ в последующие годы.
Несмотря на то, что выпуск этого работяги был прекращен еще в 1995 году, тысячи этих тракторов до сих пор вполне успешно продолжают трудиться на полях нашей страны.
Трактор Т-40: рождение легенды
Создавался Липецкий Тракторный Завод в военное время в 1943 году, на основе уцелевших цехов завода «Станкострой». По заданию Государственного оборонного комитета, ставилась цель, создание сельскохозяйственного гусеничного пропашного трактора средней мощности. Для нужд завода в срочном порядке были отозваны с фронта технологи, инженеры, конструктора и рабочие необходимых специальностей.
Первым детищем завода стал трактор КД-35, первые серийные модели которого поступили в совхозы страны уже к концу 1944 г. Различных модификаций этой машины до начала 60-х годов было выпущено 113600 штук, после чего завод перешел на производство колесных тракторов.
Работы над первыми колесными тракторами начались в 1956 г., это были самоходные шасси с двубрусной рамой и задним расположением силовой установки. Но настоящим предшественником нашего героя стал Т-25 (не путать с Владимировцем) разработанный в 1958 и пошедший в серию в 1960 под обозначением Т-30 и следом в этом же году Т-35 с более мощным двигателем.
Массовое же производство началось с универсально – пропашного трактора Т-40 выпущенного в 1961 г. «Сороковка» вобрала в себя весь приведущий опыт и очень быстро стала настоящим бестселлером советского тракторостроения! В целом за период с 1961–1995 тракторов Т-40 и его модификаций было выпущено больше миллиона! Испытания, проведенные в 1970 г. показали, что эта машина показала себя как одна из лучших по надежности в СССР, а также завоевала золотые медали на европейских выставках с 1966 по 1970 г. проходивших в Маркклееберге и Лейпциге.
Технические характеристики Т-40
Двигатель
«Сороковка» оснащалась двигателями Владимирского тракторного завода. Базовый Т-40 комплектовался силовой установкой Д-37, мощностью 37 л.с. На более позднюю модификацию Т-40М ставили дизель Д-144 мощностью в 50 л.с.
Оба этих двигателя – это четырехтактный, четырехцилиндровый дизель с воздушным охлаждением. В конструкции двигателя отсутствует блок-картер, а съемные цилиндры, имеющие рядное исполнение, снабжены радиаторными ребрами для лучшего отведения тепла.
Несмотря на недостатки в системе охлаждения, силовые установки которыми агрегатировались Т-40 и его модификации, при правильной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании, до сих пор считаются вполне надежными.
Коробка передач
Трактора Т-40 и его модификации оснащались четырехходовой, восьми скоростной (одна замедленная передача), механической коробкой передач.
Отличительной чертой коробки стало расположение валов, расположенных поперёк — это позволило значительно укоротить конструкцию и совместить ее в едином агрегате, с механизмами заднего моста. Такое решение позволило значительно уменьшить габариты трактора.
Передняя стенка трансмиссии соединяется с корпусом сцепления, а также имеет резьбовые соединения для установки некоторых элементов управления машиной.
На задней стенке коробки есть крепления для установки рычагов навески, а также установлен удлинитель ВОМ. По бокам крепятся тормозные рукава.
Рычаги и механизмы управления передачами, дифференциала и реверсом, расположены на крышке верхней части коробки.
Ходовая часть
Опорой трактору служат передний и задний мост. Передняя ось выполняет функцию опоры и служит для смены направления колес с помощью рулевого управления. Задние колеса преобразовывают крутящий момент передаваемый двигателем, в движение трактора.
На колеса могут устанавливаться дополнительные груза, для увеличения сцепной массы трактора если того требуют эксплуатационные условия. Давление, поддерживаемое в шинах должно составлять примерно 0,10–0,14 МПа, смотря какие работы вы будете выполнять и какое навесное оборудование использовать.
Рулевое управление
Все модели трактора Т-40 оснащены гидроусилителем руля (ГУР). Сигнал на гидроусилитель передается рулевой колонкой посредством карданных валов. ГУР тем временем посылает усилие сошкам, поворачивая тем самым колесо вправо или влево.
Кабина Т-40: обзор
Кабина одноместная, закрытая, из панелей, соединенных точечной сваркой. Каркас из труб обеспечивает безопасность при опрокидывании. Достаточно неплохой обзор позволяет качественно выполнять сельскохозяйственные работы. Лобовое стекло укомплектовано стеклоочистителем. Крыша сделана из фанеры и обшита коже заменителем. Справа установлен плафон светильника, спереди на брусе вентилятор, в левом углу сзади крепление для термоса.
Все основные органы управления находятся перед трактористом. Рычаги реверса, переключения передач и включения ВОМ расположены на полу кабины. Рукоятки управления гидравликой вы найдете справа от рулевой колонки.
Педали имеют классическое расположение. Тормоза раздельные, соединены специальной планкой. На панели слева датчики для контроля различных параметров: давление и температура масла, заряд аккумулятора, давление воздуха.
В целом все основные элементы управления расположены вполне удобно и доступно. Как говорится, все под рукой, а приборы контроля перед глазами.
Навесное оборудование для трактора Т-40
Задняя навеска предназначена для агрегатирования на Т-40 различного навесного оборудования. Это шарнирный механизм с центральной и двумя продольными тягами.
Продольные тяги соединены с рычагами на валу с помощью раскосов, на этом же валу смонтирован кривошип, соединяющийся с гидроцилиндром. Гидроцилиндр поднимает и опускает прицепное оборудование, а его положение регулируется при помощи раскосов и центральной тяги.
Модификации трактора Т–40
«Сороковка» за все годы выпуска не единожды модернизировалась и дорабатывалась. С каждой модернизацией в ее конструкцию вносились изменения, позволяющие расширить функциональность этой замечательной машины.
Для удобства рассмотрения разделим все модификации по типу силовой установки на две группы:
Трактора с двигателем Д-37:
Трактора с двигателем Д-144:
Появление Д-144 более мощного 50-ти сильного двигателя позволило увеличить производительность трактора и спровоцировала появление новых модификаций.
Опыт эксплуатации Т-40: достоинства и недостатки
Узнав немного об истории появления «героя» нашего повествования, ознакомившись с его техническими характеристиками и конструкцией, рассмотрев модельный ряд. Мы можем сделать кое-какие выводы, по поводу достоинств и недостатков этого трудяги, а также спросить об этом людей, которые знают этот трактор не понаслышке.
Начнем с плюсов:
Говоря о недостатках отметим:
Многие трактористы сами дорабатывают свои «Сороковки», чем сводят недостатки конструкции к минимуму:
Доработка системы охлаждения.
Один из вариантов самостоятельного решения проблемы с охлаждением. В данном случае тракторист заменил стандартный масляный радиатор на радиатор большего объема и закрепил его с правой от двигателя стороны, дополнительно установив через тумблер вентилятор от иномарки.
Подводка масла осуществлена с помощью обычных шлангов от гидравлики. В дополнение улучшается охлаждение цилиндров, т.к. ничего не препятствует потоку воздуха. Для доступа к двигателю радиатор сделан откидным.
Отопление кабины.
Есть два основных, наиболее широко распространенных варианта сделать отопление в кабине Т-40. Проще всего сделать отопление от выхлопных газов, либо от масляного радиатора.
Подводим итоги
В заключение, можно сказать, Т-40 несмотря ни на что, еще в далеком 61-м занял лидирующую позицию в своем тяговом классе, и вплоть до прекращения выпуска в 1995 году, вполне достойно выполнял возложенные на него обязанности. И до сих пор эти трактора работают на наших полях, составляя достойную конкуренцию современным моделям.
Кроме этого, в процессе работы был накоплен огромный опыт, впоследствии использованный при создании ЛТЗ-60 и других моделей.
На вторичном рынке вы и сейчас найдете множество предложений о купле/продаже «сороковок». Рабочий экземпляр можно приобрести в диапазоне от 80–250 т.р. в зависимости от состояния, необходимых вложений и наличия навесного оборудования.
Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А
Надёжность системы охлаждения двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А в основном зависит от работы вентилятора, а также от состояния поверхностей охлаждения на головках и цилиндрах. В систему охлаждения вентилятором подаётся порядка 28 м 3 в минуту (при 1600 об/мин коленчатого вала). Данного количества воздуха достаточно для нормальной работы двигателя с полной нагрузкой (при температуре воздуха не более +40 град. Цельсия).
Уменьшение производительности вентилятора влечёт за собой ухудшение работы двигателя. Причиной снижения производительности вентилятора является проскальзывание ремня вследствие его замасливания либо ослабления натяжения, а также засорения сетки. Следует содержать в чистоте поверхности охлаждающих рёбер и наружных стенок, расположенные на головках и цилиндрах. Небольшое их замасливание влечёт за собой образование грязевого слоя, который формируется за счёт пыли, оседающей на масло. Через такие поверхности практически не отводится тепло, что приводит к перегреву двигателя. Через каждые 60 мото/ч необходимо проверять и (в случае необходимости) регулировать натяжение ремня вентилятора, а также очищать поверхности рёбер и межрёберные пространства цилиндров и головок. После 240 мото/ч нужно очищать лопасти рабочего колеса и направляющего аппарата вентилятора.
Кожух (2) [рис. 1] должен плотно прилегать к планкам, дефлектору, а также направляющему аппарату.
Рис. 1. Схема движения воздуха в системе охлаждения двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А.
1) – Масляный радиатор;
4) – Задний дефлектор;
6) – Шпилька крепления среднего дефлектора;
7) – Средний дефлектор;
8) – Передний дефлектор;
9) – Ротор вентилятора;
10) – Направляющий аппарат вентилятора;
11) – Каркас защитной сетки.
Правильным считается натяжение ремня в том случае, когда в средней части ветви (между шкивами вентилятора и коленчатого вала) ремень прогибается на 15-22 мм от усилия в 4 кг. Чтобы произвести натяжку ремня вентилятора системы охлаждения двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А необходимо ослабить гайки (3) [рис. 2] и планкой (2) переместить генератор до нужного положения, после чего затянуть гайки. Особое внимание следует уделить правильному натяжению ремня в первые 60 мото/ч работы двигателя.
Рис. 2. Схема натяжения ремня вентилятора системы охлаждения двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А.
С целью предупреждения перегрева в головке четвёртого цилиндра установлен сигнализатор (2) [рис. 3], который при температуре головки более 175 град. Цельсия замыкает электроцепь лампочки в контрольном фонаре, после чего на приборном щитке загорается сигнальная лампа красного цвета. В данном случае необходимо остановить двигатель и установить причину перегрева, которой могут быть: слабое натяжение ремня вентилятора, засорение межрёберного пространства в головках и цилиндрах, перегрузка двигателя и повышенный удельный расход топлива при ненормальной работе топливной аппаратуры.
Рис. 3. Сигнализатор перегрева двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А.
1) – Головка цилиндров;
2) – Сигнализатор РС-403Д.
Регулировка теплового режима двигателя осуществляется посредством съёмного диска, а также путём включения либо выключения масляного радиатора. Если температура воздуха менее +5 град. Цельсия, то необходимо отключить масляный радиатор и установить на вентилятор диск. При достаточно высокой температуре воздуха диск снимается, а радиатор включается в систему.