трамваи на красной площади какой год

По Красной площади в трамвае

Линия электрического трамвая появилась на Красной площади летом 1909 года. Скандал вспыхнул немедленно.

В начале XX века был подготовлен проект организации движения в Москве скоростных электрических вагонов (своеобразное надземное метро) по специальным эстакадам. По плану, такая эстакада должна была появиться и на Красной площади. Но городские власти не рискнули реализовать на практике столь смелый проект.

трамваи на красной площади какой год. 805d48fa6537b8b0d484d2ff5e8fd796. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-805d48fa6537b8b0d484d2ff5e8fd796. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка 805d48fa6537b8b0d484d2ff5e8fd796

Линия электрического трамвая появилась на Красной площади летом 1909 года. Давая разрешение на прокладку рельсов и проводов, власти города в первую очередь руководствовались практическими соображениями. Ведь в центре огромного города имелось не так много мест для организации движения общественного транспорта. Но немедленно вспыхнул скандал.

трамваи на красной площади какой год. 932ed53ba9f491c0cb15dcb82c92f810. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-932ed53ba9f491c0cb15dcb82c92f810. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка 932ed53ba9f491c0cb15dcb82c92f810

Против движения трамваев на Красной площади резко выступили многие деятели культуры. От имени Императорского археологического общества в городскую управу было направлено письмо. Авторы негодовали, что «вид на памятник Минину и Пожарскому, на собор Василия Блаженного, на Спасские ворота и Кремль прорезывается кривыми линиями проводов и загораживается столбами», а далее требовали сообщить «кто разрешил такое вопиющее искажение замечательного памятника Москвы и всего русского народа».

Скандал дошёл до Санкт-Петербурга. Из столицы последовало повеление «разобраться». Градоначальнику Москвы Александру Адрианову пришлось созвать специальное совещание, посвящённое судьбе трамвая на Красной площади. Представители интеллигенции, включая художника Виктора Васнецова и архитектора Фёдора Шехтеля, выступали резко против. Но городской голова Николай Гучков убедил собравшихся не спешить с решением о демонтаже линии.

трамваи на красной площади какой год. 6d855a77e0ca1d9ad974ad4119193f08. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-6d855a77e0ca1d9ad974ad4119193f08. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка 6d855a77e0ca1d9ad974ad4119193f08

Дело приняло неожиданный оборот, когда в защиту движения трамвая по Красной площади выступили коммерсанты. Владельцы лавок и магазинов из Торговых рядов составили своё ходатайство. Они уверяли, что после ликвидации рельсов вся торговля «совершенно придёт в упадок и разорит не одну сотню лиц». И добавляли любопытный аргумент: после исчезновения трамвая «те исторические памятники, которые нам так дороги, будут стоять в пустыре».

После долгих споров специальная комиссия приняла компромиссное решение: линию электрических трамваев на Красной площади оставили, но перенесли к самой кремлёвской стене.

Второй раз вопрос о ликвидации трамвайного движения по Красной площади остро встал в 1924 году. Большевики начали строительство Мавзолея для скончавшегося Владимира Ленина. Многие спрашивали: хорошо ли, что у самых стен усыпальницы «вождя мирового пролетариата», то есть там, куда все приходят скорбеть и где должна царить тишина, будут грохотать вагоны трамвая? Но в итоге рельсы разбирать не стали.

трамваи на красной площади какой год. a886c66c42f71bbac7f72f8ebcbd224b. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-a886c66c42f71bbac7f72f8ebcbd224b. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка a886c66c42f71bbac7f72f8ebcbd224b

В 1930 году движение трамваев по Красной площади всё-таки прекратилось. Но не потому, что новые власти переживали за эстетику. Красная площадь была нужна для грандиозных парадов. Поэтому в сторону перенесли даже памятник Минину и Пожарскому. А вдоль кремлёвской стены устроили некрополь с могилами видных большевиков. В этих обстоятельствах трамваи оказались совершенно не уместны.

Другие материалы из апрельского номера журнала «Дилетант»:

Источник

Трамвай на Красной площади

Красная площадь. Трамваи. Снимок, вероятно, сделан в 1914 году (направление съемки — восток).
Источник: http://www.oldmos.ru/photo/view/55543

Газета «Русское слово», рубрика «Московскiя вѣсти», 16 (03) ноября 1909 года:
«Трамвай на Красной площади.
На Красной площади открыто движение трамвая по вновь проложенной линии, идущей вдоль кремлевской стены, согласно плану, выработанному археологическо-технической комиссией при градоначальстве.
Первоначальная линия остается в неразобранном виде до разрешения возникшего по поводу трамвая на Красной площади инцидента.
Предполагавшееся открытие движения трамваев на только что законченных линиях задерживается отсутствием необходимого разрешения из Петербурга.»

2.
трамваи на красной площади какой год. 9wrypVVHXNmrlaLn59NUYPjpJCRRIot5h2q2R5u. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-9wrypVVHXNmrlaLn59NUYPjpJCRRIot5h2q2R5u. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка 9wrypVVHXNmrlaLn59NUYPjpJCRRIot5h2q2R5u
Трамвай между Кремлевской стеной и Историческим музеем. Снимок, очевидно, сделан в 1914 году (направление съемки — северо-запад).
Источник: http://www.oldmos.ru/photo/view/55542

Как появился трамвай на Красной площади рассказано на сайте Московский Трамвай http://tram.ruz.net/.

С городским пассажирским транспортом в первопрестольной сложилась удивительная вещь: пассажирский транспорт был в руках у двоих хозяев. Город, имея радиально-кольцевую планировку, требовал диаметральных связей. Однако положительно решить эту проблему не удавалось, т.к. Большой Каменный мост был перегружен, а линии общественного транспорта по Устьинскому мосту находились в аренде у Бельгийского общества. Поэтому у города возникла естественная потребность в использовании для этих целей Москворецкого моста и, значит, решить проблему прокладки трамвайных путей через Красную площадь. Летом 1909 г. линию эту проложили от Забелинского проезда в виде петли к Верхним торговым рядам и мимо памятника Минину и Пожарскому (он тогда стоял в центре площади) к Покровскому Собору, сегодня более известного как Собор Василия Блаженного, а оттуда вниз по Васильевскому спуску на Москворецкий мост.

Казалось бы, такое практическое решение принесет только пользу городу, но, сегодня мы знаем, понятие «польза» очень спорно. Вот и тогда это решение вызвало много споров. Историки, архитекторы и художники, увидев опоры контактной сети в центре исторической площади, забили тревогу. Императорское Археологическое Общество направило в городскую управу письмо следующего содержания:

«В настоящее время Красная площадь перерезана в разных направлениях линиями электрического трамвая со столбами и проводами для них таким образом, что вид на памятник Минину и Пожарскому, на собор Василия Блаженного, на Спасские ворота и Кремль прорезывается кривыми линиями проводов и загораживается столбами.

Императорское Археологическое Общество просит городскую управу сообщить, кто разрешил такое вопиющее искажение замечательного памятника Москвы и всего русского народа, каковым является Красная площадь с прилегающими к ней древними памятниками русского зодчества и с памятником русским героям 1612 года.

По мнению Общества, Московская городская управа обязана была отнестись к вопросу о видоизменении Красной площади с особой осторожностью и вниманием и не имела никакого права портить единственный в своём роде на Руси памятник Отечественной истории, замечательный по своей своеобразной красоте и величественности.»

У городской управы не нашлось времени ответить на это письмо и тогда, не получив ответа, возглавившая компанию протеста графиня П. С. Уварова направила аналогичные письма Императору и Председателю Совета Министров.

По поручению министра внутренних дел Московский градоначальник А. А. Андрианов созвал совещание по вопросу трамвая на Красной площади. Многие участники совещания, среди которых представители московской интеллигенции профессор живописи В.М.Васнецов, князь Н.С. Щербатов, академик архитектуры Ф.И. Шехтель, директор Строгановского художественно-промышленного училища Н.В. Глоба, Е.В. Барсов, высказались против уложенной уже трамвайной петли на Красной площади. Выступивший затем городской голова Н.И. Гучков доказывал крайнюю необходимость для города этой линии. Совещание все-таки приняло решение пустить здесь трамвай, а потом собраться комиссии вновь и рассмотреть на месте все «за» и «против.»

Тем временем торговцы всех торговых рядов составили прошение московскому градоначальнику с ходатайством об оставлении линии трамвая, мотивируя это тем, что после уничтожении линии трамвая в этом историческом месте торговли «последняя совершенно придет в упадок и разорит не одну сотню лиц, и те исторические памятники, которые нам так дороги, будут стоять в пустыре, для обозрения случайными прохожими».

Так из-за трамвая в историческом месте Москвы столкнулись коммерческие и эстетические интересы общества.

Собравшаяся специальная комиссия на Красной площади во время опытного пуска движения трамвая по уложенной линии 22 сентября смогла найти компромисс и предложила перенести линию трамвая к Кремлевской стене. Это позволило удовлетворить требования возрастающего класса собственников в городе и одновременно «сделать все возможное к сохранению драгоценного памятника древней Москвы», о чем призывал Его Императорское Величество в своем письме московское градоначальство.

В результате газета «Московские ведомости» за 10 ноября 1909 г. писала: «Вагоны теперь идут стороной, не колеся по Красной площади, как это было установлено прежним направлением путей, и останавливаются у Кремлевской стены, против памятника Минину и Пожарскому. Публика не испытывает больших неудобств от остановки в нескольких шагах от памятника, а Красная площадь много выигрывает в своем виде от того, что вагоны проходят по ней стороной, не загромождая главной артерии, по которой идет усиленное движение.»

3.

Красная площадь: Покровский собор и трамваи. Снимок сделан между 1909-1917 годами (направление съемки — юго-восток).
Источник: http://oldmos.ru/photo/view/5503

4.

Трамвай на Красной площади.
Снимок, вероятно, сделан между 1910-1915 годами (направление съемки — восток)
Реклама на трамвае «Не рвутся гильзы Катыка»
Источник: http://www.oldmos.ru/photo/view/8300

8.

Оживленная торговля на дореволюционной Красной площади. Снимок сделан между 1900-1910 годами (направление съемки — север).
Источник: http://www.oldmos.ru/photo/view/1636

9.

Начало строительства Мавзолея. Вероятно, снимок сделан в 1924 году (направление съемки — север). Среди груды стройматериалов видим трамвай.
Источник: http://www.oldmos.ru/photo/view/8338

Трамваи ходили по Красной площади до 1930 года. Трамвайные пути сняты в августе 1930 года.
Схема ликвидации трамвайных путей: http://tram.ruz.net/maps/sh1928-1940.jpg, http://tram.ruz.net/history/routes/.

И пара фотографий трамвайной тематики мест «кремлевской округи».
12.

Театральная площадь. Оживленное трамвайное движение перед Большим театром.
Справа 4-х полосные трамвайные пути.

Источник

Без метро, но с трамваями на Красной площади: какой была Москва 100 лет назад

трамваи на красной площади какой год. GL(176147). трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-GL(176147). картинка трамваи на красной площади какой год. картинка GL(176147)

Ко дню рождения столицы мы вспоминаем, какой она была 100 лет назад, вместе с краеведом и главным редактором журнала «Московское наследие» Филиппом Смирновым.

В 1918 году Москве вернули статус столицы. Городу было непросто в новых условиях: население сильно выросло, транспортная система не справлялась, поэтому предстояло масштабное строительство. Именно с этим была связана знаменитая сталинская реконструкция 1930-х годов.

Главное, что отличало Москву 20-х годов прошлого века от нынешней, — это огромное количество гужевого транспорта. Важнейшим атрибутом городской жизни была лошадь, и такая ситуация сохранялась до середины века.

«Помните знаменитую песню Утесова 1935 года — года открытия Московского метрополитена, когда он запрягает свою кобылу и путешествует с ней через весь город? Это не метафора, именно так было на самом деле. В городе было огромное количество извозчиков. Гужевой транспорт использовали не только для пассажиров, но и для прикладных нужд: например, на телегах поставляли стеклотару», — рассказывает Филипп Смирнов.

трамваи на красной площади какой год. gyjevoi transport. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-gyjevoi transport. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка gyjevoi transport

Кроме того, 100 лет назад в Москве можно было увидеть памятники, которые позже были утрачены. Если бы мы оказались в то время в центре города, то смогли бы полюбоваться великолепной церковью Параскевы Пятницы. Она находилась в Замоскворечье на Пятницкой улице, на месте станции метро «Новокузнецкая». А на Моховой улице стояла прекрасная чугунная часовня.

трамваи на красной площади какой год. Cerkov paraskevi pyatnici(1). трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-Cerkov paraskevi pyatnici(1). картинка трамваи на красной площади какой год. картинка Cerkov paraskevi pyatnici(1)

Здание Мэрии на Тверской, 13 выглядело иначе: оно было ниже, колонны и два дополнительных этажа появились только в середине 1940-х годов. А еще оно располагалось на 13 метров ближе к проезжей части (как и многие другие здания, его передвинули во время расширения улицы в 1930-е годы). Интересно, что менялись только облик и местоположение, а вот функция очень давно остается неизменной: до революции оно было резиденцией московских генерал-губернаторов, а затем — зданием Моссовета. На площади напротив до 1919 года стоял памятник генералу Михаилу Скобелеву, но новая советская власть его недолюбливала, и вместо него вскоре установили монумент Свободы. А уже позже его сменил памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.

трамваи на красной площади какой год. tverskaya meriya. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-tverskaya meriya. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка tverskaya meriya

трамваи на красной площади какой год. tverskaya obelisk. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-tverskaya obelisk. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка tverskaya obelisk

«Оказавшись в 1920-е годы на Тверской, мы, конечно же, увидели бы Страстной монастырь на нынешней Пушкинской площади. Это был очень важный, смыслообразующий ансамбль в центре города. В 1920-е годы он был преобразован в антирелигиозный музей, затем закрыт и уничтожен. А напротив него был памятник Александру Сергеевичу Пушкину. До 1956 года он располагался на противоположной стороне Тверской, в начале Тверского бульвара. И получается, сейчас он смотрит на то место, где когда-то стоял», — отмечает краевед.

трамваи на красной площади какой год. strastnoi monastir. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-strastnoi monastir. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка strastnoi monastir

На площади Тверская Застава, где в то время заканчивался город и соединялись между собой Бутырский и Грузинский Вал, стояла Триумфальная арка, построенная по проекту знаменитого архитектора Осипа Ивановича Бове. Ее установили после пожара 1812 года на пути возвращения русских войск из заграничного похода в ознаменование их действий при освобождении Европы от Наполеона. Но из-за того, что она мешала новому виду транспорта — троллейбусу, в 1930-е годы было принято решение о ее демонтаже. Точную копию Триумфальной арки построили 1966–1968 годах уже в новом месте — на Кутузовском проспекте.

трамваи на красной площади какой год. Triymfalnaya arka na ploshadi Tverskoi Zastavi Foto PP Pavlova Moskva Konec HIH nachalo HH vv Glavarhiv Moskvi. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-Triymfalnaya arka na ploshadi Tverskoi Zastavi Foto PP Pavlova Moskva Konec HIH nachalo HH vv Glavarhiv Moskvi. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка Triymfalnaya arka na ploshadi Tverskoi Zastavi Foto PP Pavlova Moskva Konec HIH nachalo HH vv Glavarhiv Moskvi

Кстати, в районе, где Триумфальная арка находится сейчас, тоже все было по-другому. Не было ни проспекта Калинина, ни Кутузовского проспекта. Сразу после Дорогомиловского вала город заканчивался и начиналось пригородное кладбище, а еще здесь были пустоши, выпасные луга. Но эту идиллию уже в 1950-е годы поглотила цивилизация.

«Если бы мы с вами поехали по Садовому кольцу 100 лет назад, мы бы застали памятники истории и культуры, которые исчезли. В частности, был разорен ансамбль у Красных ворот — Красноворотская площадь. Сначала в 1927 году были снесены сами Красные ворота, которые стояли в середине Садового кольца, почти напротив нынешнего павильона станции метро. Затем под предлогом того, что необходимо строить павильон станции метро “Красные Ворота”, была снесена церковь Трех Святителей. В ней крестили Михаила Юрьевича Лермонтова», — говорит Филипп Смирнов.

трамваи на красной площади какой год. krasnie vorota 1. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-krasnie vorota 1. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка krasnie vorota 1

трамваи на красной площади какой год. krasnie vorota 2. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-krasnie vorota 2. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка krasnie vorota 2

До 1934 года москвичи, гуляя по Садовому кольцу, также могли любоваться памятником гражданской архитектуры Петровской эпохи — Сухаревой башней. Она была построена в 1695 году для размещения в ней Школы математических и навигацких наук. Именно этим назначением была обусловлена высота башни — больше 60 метров. Дети занимались здесь под звездным небом, учились определять широту и долготу при помощи морских приборов. Позже, когда навигацкая школа была переведена в Санкт-Петербург, башня была преобразована под нужды мытищинского водопровода и стала Водовзводной башней: два этажа закупорили и превратили в огромный резервуар для воды. Сухареву башню разрушили в 1934 году в рамках все той же генеральной реконструкции.

трамваи на красной площади какой год. syhareva bashnya. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-syhareva bashnya. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка syhareva bashnya

Тверская улица и Красная площадь как идеологемы

100 лет назад Тверская выглядела совершенно по-другому. Это была узкая и извилистая улица, а не главная городская магистраль.

«Если бы у москвича в конце XIX века спросили, что есть настоящая московская улица, он, вполне вероятно, назвал бы Никольскую, может быть, Варварку или Пречистенку. Словом, он назвал бы какие угодно улицы, кроме Тверской, потому что Санкт-Петербургское шоссе тогда было простой дорогой. Да, ведущей в столицу, по которой путешествовало огромное количество людей и грузов, но тем не менее не столь значимой, какой она стала впоследствии. Тверская — это идеологема: большевики, перебравшись из Санкт-Петербурга, который тогда уже носил название Петроград, в Москву, стали наделять дорогу к колыбели мировой революции особыми смыслами», — рассказывает краевед.

трамваи на красной площади какой год. tverskaya ylica1. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-tverskaya ylica1. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка tverskaya ylica1

трамваи на красной площади какой год. tverskaya ylica2. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-tverskaya ylica2. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка tverskaya ylica2

трамваи на красной площади какой год. tverskaya ylica 3 tverskaya yamskaya. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-tverskaya ylica 3 tverskaya yamskaya. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка tverskaya ylica 3 tverskaya yamskaya

Другой идеологемой, как ни удивительно, является Красная площадь. Сегодня мы считаем ее символом Москвы, но 100 лет назад это было совсем не так.

Главной площадью города всегда считалась Ивановская. На ней кричали глашатаи — объявляли всему городу волю царя. Отсюда и выражение «кричать во всю Ивановскую».

Другой важнейшей площадью была Соборная, здесь находился Успенский собор, где венчались на царство. Эти две площади, располагающиеся на территории Московского Кремля, несли в себе все те коннотации, которые значительно позже, в большевистское время, были переданы Красной площади.

трамваи на красной площади какой год. krasnaya ploshad(1). трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-krasnaya ploshad(1). картинка трамваи на красной площади какой год. картинка krasnaya ploshad(1)

«У наших с вами предшественников никакого сакрального значения Красная площадь не имела. Просто обычное фортификационное сооружение, где в мирное время торговали люди. Впоследствии из-за захоронений вдоль Кремлевской стены, из-за появления там мавзолея, из-за ряда других вещей площадь стала главной. Но на самом деле это все идеологемы советской эпохи», — отмечает Филипп Смирнов.

Кстати, с 1909 по 1930 год по Красной площади ходил трамвай, что сегодня нам сложно представить. Там располагалась резервная ветка, которая проходила вдоль Кремлевской стены.

трамваи на красной площади какой год. tramvai krasnaya ploshad. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-tramvai krasnaya ploshad. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка tramvai krasnaya ploshad

Стоит вспомнить и другой знаменитый трамвайный маршрут — «Аннушку». Какое-то время кондуктором в трамвае работал писатель Константин Паустовский. Он оставил о том периоде очень интересные записки.

«…Мы предпочитали работать на “серебряной” линии “А” — на Бульварном кольце. Эту линию москвичи называли тоже ласково — “Аннушкой”. … Линия же “А” была нарядная, театральная и магазинная. По ней ходили только моторные вагоны, и пассажир был иной, чем на линии “Б”, — интеллигентный и чиновный. Расплачивался такой пассажир обыкновенно серебром и бумажками», — писал Паустовский в «Повести о жизни».

Маршрут «Аннушка» опоясывал город, проходил по Бульварному кольцу до Пречистенских Ворот, где сворачивал, шел вдоль набережной Москвы-реки и замыкал свое движение у высотки на Котельнической. Писатель так описывал исторический маршрут:

«За открытыми окнами вагона линии “А” шумели листвой бульвары. Вагон медленно кружился по Москве — мимо усталого Гоголя, спокойного Пушкина, мимо Трубного рынка, где никогда не умолкал птичий свист, мимо кремлевских башен, златоглавой громады храма Христа Спасителя и горбатых мостов через обмелевшую Москву-реку».

Мосты и окраины города

Если мы посмотрим на старые фотографии многих московских мостов, то обнаружим, что они выглядели совершенно иначе. В том числе Крымский мост. Раньше он представлял собой своего рода кубическое сооружение, из-за этого пропускная способность была ограничена. Например, здесь невозможно было пустить троллейбус.

«Мосты перестраивали по нескольким причинам: во-первых, это было связано с идеологией, во-вторых, с пропускной способностью, а в-третьих, с повышением уровня воды в реке. Москва-река периодически разливалась и доставляла неприятности москвичам. Последнее наводнение, очень сильное и разрушительное, случилось в 1927 году. Тогда ряд мостов ушел под воду, и было принято решение об обводнении города», — рассказывает Филипп Смирнов.

трамваи на красной площади какой год. krimskii most(3). трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-krimskii most(3). картинка трамваи на красной площади какой год. картинка krimskii most(3)

Стоит упомянуть не только центральную часть города, но и современные спальные районы, которые выглядели совершенно иначе. Где-то располагались дачи и деревни, где-то — пустоши, а некоторые из них были отдельными небольшими городками. Например, Люблино или Выхино. Там было развитое промышленное производство, они были своего рода городами-спутниками, живущими рядом Москвой, и развивались по своему сценарию. Но Москва быстро увеличилась и вскоре вобрала в себя близлежащие территории.

Источник

Трамвай на Красной площади

трамваи на красной площади какой год. 1052987 600. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-1052987 600. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка 1052987 600

Сложно представить, но по Красной площади сто лет назад ходил трамвай.

Трамвайную линию, огибающую площадь, и делающую петлю у ворот Спасской башни, открыли в 1909-м году, и сразу же начался скандал. Неравнодушные граждане, в числе которых был, к примеру, художник Виктор Васнецов и архитектор Федор Шехтель, активно протестовали.

трамваи на красной площади какой год. 1053279 600. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-1053279 600. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка 1053279 600

Трамвай, с его столбами, проводами и вообще всей своей квадратной формой вагонов, по их мнению, разрушил архитектурный ансамбль площади и испортил вид на собор Василия Блаженного.

Об этом активисты начали писать в столицу, царь поручил решать московский трамвайный вопрос Столыпину. По поводу целесообразности трамвая на Красной площади в городской думе Москвы провели открытое голосование, на котором выяснилось, что народ – за трамвай. Именно на площади.

трамваи на красной площади какой год. 1053558 600. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-1053558 600. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка 1053558 600

Как оказалось, трамвай привез в центр пассажиров из отдаленных районов города и здорово оживил торговлю на всех прилежащих к площади улицах. Так что торговое сословие требовало оставить выгодный транспорт, простые жители города тоже хотели оставить дешевый удобный транспорт.

Решено было сохранить трамвай, но пойти при этом на уступки ценителям старины. Была убрана трамвайная разворотная петля, линию спрямили, и трамвай теперь не пересекал всю площадь по кругу, а проходил вдоль кремлевской стены.

трамваи на красной площади какой год. 1053876 600. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-1053876 600. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка 1053876 600

Так он не слишком раздражал своим вмешательством в архитектурный ансамбль, и при этом остался практически на своем месте.

На момент революции по Красной площади проходило четыре трамвайных маршрута. В связи с тем, что у стены решено было организовать захоронения видных большевиков (начиная с умершего в 1919-м Якова Свердлова), пути снова переложили – ближе к ГУМу.

Соответственно и строительство мавзолея не затронуло трамвайных путей, хотя были споры, уместно ли громыхание общественного транспорта вблизи последнего пристанища вождей революции.

И только в 1930-м году трамвай решено было с Красной площади убирать – столбы и провода мешали парадам.

трамваи на красной площади какой год. 1054634 600. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-1054634 600. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка 1054634 600

Интересно, что изначальный проект организации общественного транспорта в Москве в начале 20-го века был еще более смелый, чем просто трамвай у самых стен Кремля. Предлагали провести линии скоростных электрических вагонов, построив для них эстакады – и одна из них должна была идти непосредственно по Красной площади.

трамваи на красной площади какой год. 1054762 600. трамваи на красной площади какой год фото. трамваи на красной площади какой год-1054762 600. картинка трамваи на красной площади какой год. картинка 1054762 600
Дореволюционный проект московского скоростного электрического транспорта

Но это было совсем уже дорого, и проект отклонили.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *