треба врачу душ и телес в каких случаях
Треба врачу душ и телес в каких случаях
«Божественная литургия есть поистине небесное на земле служение, во время которого Сам Бог особенным, ближайшим, теснейшим образом присутствует и пребывает с людьми, будучи Сам невидимым Священнодействователем, приносящим и приносимым. Нет ничего на земле святее, выше, величественнее, торжественнее, животворнее литургии! Храм в это особенное время бывает земным небом, священнослужители изображают Самого Христа, Ангелов, Херувимов, Серафимов и апостолов. »
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский
Поминовение во время совершения Божественной Литургии – важнейшее, основное поминовение в Православной Церкви. В нашей обители можно подать записку о здравии и о упокоении за православных христиан, чтобы их поминали в алтаре во время совершения Литургии. Божественная Литургия совершается в монастыре каждый день.
Существует также особое прошение «Врачу душ и телес…» – особая молитва, возносимая священником во время совершения Божественной Литургии, которая начинается словами «Врачу душ и телес…». Такое поминовение принимается только о здравии. Это скорая молитвенная помощь для тяжкоболящих, для людей, находящихся в критической ситуации. Когда заказывается особое прошение «Врачу душ и телес…», священник, совершая проскомидию, обязательно вынимает частицу за указанного в записке человека.
Сейчас в монастыре полунощница чаще совершается не в полночь, а на утреннем монашеском правиле.
При чтении полунощницы сестры обители прочитывают и синодики о здравии и упокоении, молясь о православных христианах.
Неусыпаемая Псалтирь – это сугубо монастырская молитва. Неусыпаемой Псалтирь называется из-за непрерывности чтения псалмов. Не читается Псалтирь только во время совершения богогослужения или монашеского правила.
Вся Псалтирь (150 псалмов) разбивается на двадцать отделений – кафизм. Каждая кафизма в свою очередь делится на три «славы» (связано это с тем, что по прочтению каждой «славы» читается обычная молитва-славословие Господу: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…»).
На каждой «славе» прочитываются специальные синодики о здравии или о упокоении. Таким образом о человеке, имя которого указано в записке на Неусыпаемую Псалтирь, в монастыре идет молитва днем и ночью.
В монастыре неукоснительно соблюдается чин чтения Неусыпаемой Псалтири.
ЗАКАЗАТЬ ТРЕБУ
Треба врачу душ и телес в каких случаях
Расписание царских литургий на седмицу с 29 июня по 5 июля.
29.06 Пн | О здравии (на ранней) |
30.06 Вт | О упокоении |
01.07 Ср | Только ВДТ |
02.07 Чт | О здравии (на ранней) |
03.07 Пт | О упокоении |
04.07 Сб | Только ВДТ |
05.07 Вс | О здравии (на ранней) |
Отец Савва, добрый вечер. Прошу прощения за непросвещенность, а что такое ВДТ и в каких случаях лучше заказывать поминовение на царской литургии.
Это редкая треба. Очень мало где ее принимают.
Здравствуйте, Ираида!
Треба «Врачу душ и телес» заключается в чтении особой молитвы о болящих священником на проскомидии, когда он поминает имена и вынимает частицы. Также во время литургии имена болящих поминаются диаконом на амвоне, во время сугубой ектении на прошении «Врачу душ и телес, со умилением в сердце сокрушенном к Тебе припадаем, и стеняще вопием Ти: исцели болезни, уврачуй страсти душ и телес рабов Твоих»: и поминает тех, о ком заказана треба.
Если кратко — то это особенный помин на проскомидии и сугубой ектении о болящих.
Отец Савва, добрый день! Посоветуйте, пожалуйста: если человек телесно здоров, но очень мучается раздражением и унынием — в этом случае можно заказывать требу Врачу душ и телес? Или лучше сорокоуст? Как лучше?
Здравствуйте, Наталия!
Если есть возможность, заказывайте сорокоусты и Неусыпаемую псалтирь.
Но не стоит забывать, что молитва за человека — это лишь полдела. Для преодоления его тяжелого состояния необходимо и его деятельное участие, активная духовная жизнь. Ведь уныние — это трудноизлечимая духовная болезнь, причиной которой может стать игнорирование человеком голоса совести, недоверие Богу и ближним, упование только на свои силы.
Преподобный Антоний Оптинский писал:«Вы мало молитесь Богу и редко когда читаете, я жалею о том, ибо у вас на всё прочее есть время, а на молитву и чтение нет его. От этого-то вы и чувствуете в себе уныние и тоскливость, и беспокойство о своей неизвестности, и недоверчивость. А когда будете чаще пребывать в молитве и печаль свою во всём возлагать на Господа Бога и уповать на Его всесильную помощь, тогда Он и успокоит вашу душу».
Постарайтесь вместе с родными почаще приступать к Святому Причастию и Исповеди, занимать ум молитвой и чтением о духовной жизни. И станет легче.
Божией помощи Вам и Вашим близким!
Свято-Николаевский храм с.Нижние Пены
«Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша.»
Требы
Дорогие братья и сестры!
Вы можете заказать различные требы и поминовение на различный срок.
Справки о требах — по тел. +7 (930) 090-74-38
При необходимости предусмотрен электронный способ совершения пожертвований на нужды храма;
на карту Сбербанка
4276070016172597 (тел: +79300907438)
Заказать требы можно с помощью наших электронных ресурсов, с указанием требы, имени о здравии или о упокоении.
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В нашем храме Вы можете заказать следующие требы
Поминание на проскомидии (о здравии и о упокоении)
Обедня (заказное поминовение о здравии и о упокоении на Литургии)
Простое поминовение на Литургии
Годовое поминовение за Божественной Литургией
Заказной молебен на всякую потребу
Заказной молебен о здравии водосвятный
Заказной молебен о здравии с акафистом и водосвятием
Сорокоуст(40 обеден) о здравии и о упокоении
Панихида
и также и другие требы совершаемые в храме и на выезде,на дому.
Подавая записку, мы совершаем молитвенное действие;
Записка — это часть нашей молитвы, а, может быть, и сама она является своего рода молитвой, выражением нашей любви, сочувствия, веры. Она говорит о том, что, придя в храм, человек помнит и любит ближних своих и желает попросить Церковь молитвенно помочь им, где бы они ни были, в каких бы обстоятельствах ни находились.
Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан).
Требы — священнодействия и молитвословия, совершаемые священником по нужде (церк.-слав. «треба») отдельных лиц. К ним относятся таинства (крещение, исповедь, причащение на дому, елеосвящение, венчание), церковные обряды (отпевание, погребение, освящение квартиры, дома, колодца, садового участка, машины и пр.) и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер, в том числе молебен (толко о живых) и панихида (только об умерших). Они заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.
Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.
Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она — наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.
Панихида служится перед тетраподом — особым квадратным или прямоугольным столиком с установленным на нем распятием и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на канун, т.е. на нужды храма и милостыню о здравии живых а также в память об усопших близких.
Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.
В храме принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на 3 месяца, на полгода, на год и вечное поминовение. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках. Сорокоуст кроме того в первый день подается на проскомидию, во время которой за каждое имя вынимается частица из просфоры.
Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома, совершать дела милосердия и подавать милостыню.
Как правильно написать записку?
О здравии и о упокоении — поминают только крещенных в Православной Церкви.
Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка была прочитана внимательно и неспешно, помните правила:
На литургии можно подать записки:
По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.
ЗАПИСКА ЗАКАЗНАЯ О БОЛЯЩИХ
В нашем храме принимают еще и заказные записки о болящих.
Заказная записка о болящих отличается тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры, на проскомидии читается особая молитва о недужных, а затем на ектении молитвы о болящих «Врачу душ и телес…», и перед престолом священник читает сугу́бую молитву о тяжко болящих людях.
Молитва на проскомидии о недужных
Господи Иисусе Христе, Боже наш, прими жертву сию, во оставление грехов рабов Твоих (или раба Твоего) [имярек] и яко милосерд всесильною Твоею десницею угаси обдержащий их (или его) огнь, утоли недуг и милостивно воздвигни их (или его) от одра болезни во славу имене Твоего.
Ектения о болящих
Врачу душ и телес, со умилением в сердце сокрушенном к Тебе припадаем, и стеняще вопием Ти: исцели болезни, уврачуй страсти душ и телес рабов Твоих [имена], и прости им, яко благосерд, вся прегрешения, вольная и невольная, и скоро воздвигни от одра болезни, молимтися, услыши и помилуй.
Не хотяй смерти грешных, но еже обратитися, и живым им быти, пощади и помилуй рабов Твоих [имена], Милостиве: запрети болезнь, отстави всю страсть, и весь недуг, и простри крепкую Твою руку, и якоже Иаирову дщерь от одра болезни воздвигни, и здравых сотвори, молимтися услыши и помилуй.
Огненную болезнь Петровой тещи прикосновением Твоим исцеливый, и ныне люте страждущих рабов Твоих [имена], болезнь благосердием Твоим исцели, здравие им скоро подавая, прилежно молимтися, Источниче цельбам, услыши и помилуй.
Езекиины слезы, Манассиино и Ниневитян покаяние, и Давидово исповедание приемый и скоро тех помиловавый: и наша во умилении приносимыя Ти мольбы прими, Всеблагий Царю, и яко Щедр помилуй люте болящих рабов Твоих, [имена] здравие им даруя, со слезами молимтися, Источниче жизни и безсмертия, услыши и скоро помилуй.
Молитва о болящих
Владыко Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия, и возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляй, молимтися Тебе Боже наш, рабов Твоих [имена], немощствующа посети милостию Твоею, прости им всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся: буди врач рабом Твоим [имена], воздвигни их от одра болезненного, и от ложа озлобления цела и всесовершенна. Даруй их Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
К врачу душ и телес
Болезнь, недуг… Нерадостно звучат эти слова для большинства людей. Болеют все: и большие, и маленькие, а тяжелый недуг — настоящее испытание не только для самого больного, но и для его близких. Это боль и физическая, и душевная. На вопросы наших читателей о перенесении болезней отвечает настоятель собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.
Раньше был популярен лозунг: «В здоровом теле здоровый дух». Так ли это? Действительно ли совершенно здоровый человек (если такое вообще бывает в наше время) и духовно здоров? Во всяком случае, здоровее других?
— Вырванная из контекста да еще и неполная цитата многими понимается как данность, мол, в здоровом теле обязательно будет здоровый дух. Как бы не так! И сам автор Децим Юний Ювенал, и повторивший ее Жан-Жак Руссо, и другие разумные люди исходили из того, что наличие здорового тела вовсе не гарантирует наличия здорового духа. Напротив, они говорили о том, что нужно стремиться к этой гармонии, поскольку она в реальности встречается редко. Перевод этой фразы такой: «Надо молить богов, чтоб дух здоровый (в смысле разумный, сознательный, осознанный) был в теле здоровом…» Как видите, вопрос формы и содержания. Как нельзя создавать культ из собственного тела, так нельзя и пренебрегать им. Об этом, кстати, говорят многие святые отцы, опираясь на слова апостола Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?» (1 Кор 6:19). Это значит, что к телу человек призван относиться как к сосуду, в котором обитает Дух Святой, поэтому и не пренебрегать чистотой и здоровьем этого сосуда. «Итак, умоляю вас, братия, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим 12:1). Так же следует избегать другой крайности — создания из своего тела своеобразного культа. Физически здоровый человек не обязательно здоров духовно, нередко даже совсем не здоров. Бывает, конечно, и обратное, когда духовно здоровый человек не здоров физически. В идеале должна быть гармония. Об этом и предлагает молиться древний философ.
Если заболел, нужно ли задавать себе вопрос: почему или для чего меня постигло это испытание? Пытаться найти причины или принять не анализируя и просто пытаться исправить свою жизнь?
— Думаю, не любая болезнь приключается с нами от неправильной жизни, хотя и такое не редкость. Но анализ своих поступков никому еще не помешал. К этому призывает нас и таинство Покаяния. Возможно ли в чем-то покаяться, не разобравшись в содеянном? Нет, конечно. Значит, мы без анализа не обойдемся, если, разумеется, хотим каяться искренне, имея целью изменение своей жизни. И в болезни, и в здравии это делать верующему человеку необходимо. Нельзя жить на автопилоте. Нельзя все перекладывать на Бога, дескать, Он все управит. Он управит тогда, когда человек что-то делает сам. Преподобный старец Паисий Святогорец говорил о доверии Богу примерно так: «Я, когда должен что-то сделать, делаю все, что зависит от моих сил, способностей, а потом зажигаю свечу и молюсь Богу о том, чтобы Он сделал то, чего не могу сделать я». Мудрые слова. А прежде чем что-то делать, надо думать. И голова на плечах для того, чтобы думать, а не шапку носить.
У кого искать помощи в болезни? Можно ли обращаться к врачам (некоторые говорят, что нужно все предать на волю Божию)? И как относиться к нетрадиционной медицине: гомеопатии, иглоукалыванию и подобным практикам?
— Я уже говорил о воле Божией в отношении болезней. Повторю только то, что Бог помогает тем, кто старается помочь себе сам. Поэтому, конечно же, не оставляя молитвы и надежды на Божию милость, нужно обращаться к врачам. Но не без разбора. Что касается восточной медицины, к которой относится иглоукалывание, то вот что говорят специалисты, в частности, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), профессор, доктор медицинских наук протоиерей Сергий Филимонов: «Христианину можно прибегать к тому или иному восточному методу, если метод имеет фундаментальную научную медицинскую основу и не противоречит православному вероучению. Огульно отметать все ветви восточной медицины было бы неправильно. Христианин может лечиться, и многие христиане лечатся некоторыми подобными методами и получают выздоровление…» Профессионалам я доверяю. Достается от критиков и гомеопатии, но, кажется, чаще это от незнания предмета. Вот, например, что говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский при открытии гомеопатической аптеки и лечебницы в 1892 году: «Ваше учреждение или ваш метод лечения болезни имеет своим девизом пословицы древних мудрецов-гомеопатов «Similia similibus curentur», — метод самый разумный и верный. Сама божественная Премудрость не нашла более верного средства ко врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным. И вот Творец Сам снизошел к Своей твари, восприняв на Себя всю природу человека, кроме греха и страстей его; Бог сделался человеком, не переставая быть Богом, и Свое совершенное человечество, соединенное с Божеством, как целебный пластырь к ране, прилагает к острупленному грехом и болезнями человечеству, предлагая душам грешным Свой Богочеловеческий пример и Свои целебные и блаженные заповеди, а тело врачуя Своею Божественною десницею, или одним творческим словом, или приложением подобного к подобному, например, брения, составленного из земли и Своей животворной слюны, к очам слепого…» Думаю, к мнению святого стоит прислушаться, прежде чем отвергать сам метод.
Верующий человек, заболев, постарается исповедаться и причаститься. Или пособоруется, ведь это таинство во исцеление? Известны ли случаи, когда после таинств больные действительно исцелялись?
— Таких случаев, когда соборование исцеляло человека, в истории Церкви великое множество. В противном случае это таинство давно исчезло бы из практики. Но к нему прибегают во всем христианском мире и не без основания. Такие таинства как исповедь и причащение в Русской Церкви взаимосвязаны: можно исповедаться, но не причащаться, а вот причащаться без исповеди у нас не принято, в отличие, скажем, от Греческой Церкви. Соборование, или таинство Елеосвящения, так тесно не связано с другими таинствами. Можно собороваться и не причащаться, но существует хорошая традиция, когда после соборования человек причащается Святых Таин. В разных храмах практика может различаться, но суть одна.
Иногда тяжелобольные люди стойко переносят испытания, показывая другим пример терпения, даже радости, полноты жизни, духовной крепости. А бывает наоборот: человек оказывается буквально сломлен недугом. Почему один ведет себя так, а другой иначе? Что делать больному, чтобы переломить ситуацию и обрести духовную крепость?
— Так, слава Богу, мы все разные. У одних крепкая воля, другие малодушны. Болезнь, как лакмусовая бумажка, выявляет, кто на что способен. Но вспомним Нагорную проповедь Спасителя: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное…» (Мф 5:3). Кто эти нищие духом? Это те, кто осознает, что сам по себе, без Божией помощи, ничего не может. Значит, обрести сильную волю возможно, если стараться ее укреплять и просить помощи у Бога. «Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно…» (Мф 19:26).
В случае тяжелого течения болезни что стоит предпринять родным страждущего? Может быть, читать какие-то специальные молитвы? Мне, например, посоветовали заказать молебны о здравии в семи монастырях…
Кому и как лучше молиться в болезни? Есть, например, традиция читать акафист святителю Луке или, в случае онкологии, — Божией Матери пред иконой «Всецарица», или своему святому. Что выбрать, ведь всего не охватить, не хватит физических сил, тем более у человека, ослабленного болезнью?
— Так и не нужно все охватывать. Податель всех благ — Господь. Он — Врач душ наших и телес. Ему всегда и молимся. По смирению просим помощи у Божией Матери. Есть святые угодники, которым дана от Бога благодать помогать людям в тех или иных трудностях и болезнях. В любом молитвослове мы находим указания, кому и когда можно молиться, не забывая при этом, что, у кого бы ни просили помощи, исцелить болезнь может Один лишь Бог, а Пресвятая Богородица и святые, к которым мы обращаемся в молитве, лишь ходатаи за нас грешных перед Господом.
Подготовила Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.