третья линия метро в минске на каких улицах станции
Зеленолужская линия метрополитена Минска
3-я линия Минского метрополитена имеет название «Зеленый Луг». Строительство ветки стартовало в феврале 2014 года и длится до сих пор. Планировалось, что первая очередь строительства (7 станций) введется в эксплуатацию в 2017 году, но сроки и объемы изменились. На сегодня ввод первого участка третьей линии (4 станции) намечен на I квартал 2019 года.
Развитие 3 линии метро
К первому этапу реализации проекта относятся четыре станции — «Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича» и «Площадь Юбилейная». Две из них пересадочные. Узлы появятся между станциями «Фрунзенская» — «Юбилейная», а также «Площадь Ленина» — «Вокзальная».
Точные сроки строительства остальных станций линии пока неизвестны, случится это не ранее 2020 года. Всего их будет 14. Согласно «Генеральной схеме развития метрополитена» общая протяженность зеленой ветки составит 17,2 км.
Станции Зеленолужской ветки:
Нюансы строительства
Работы на участке ведутся круглосуточно. Ускорить строительство третьей ветки метро позволяет и новый проходческий комплекс «Алеся», запущенный УП «МИНСКМЕТРОСТРОЙ» в середине февраля 2016 года. Параметры механизированного щита поражают своим масштабом: диаметр комплекса — 6 метров, длина 17 метров, а масса — 550 тонн.
Благодаря современной технике затраты человеческого труда при строительстве метро сведены к минимуму, а скорость работ увеличена примерно в 5 раз. Для сравнения, месячная скорость бурения тоннелей должна возрасти с 45-60 до 250-300 метров. Мало того — учитывая тот факт, что зеленая ветка проложена под плотной городской застройкой, без нового комплекса строительство метро на этом участке было бы и вовсе невозможным. Проходческий щит же позволяет строить метро закрытым способом — под землей.
Особенности Зеленолужской линии
Автоматизированные поезда — одно из самых главных новшеств зеленой ветки минского метро. Планируется, что поезда по линии будут двигаться без машиниста. На станциях появятся автоматизированные двери, отделяющие платформу от рельсовой ямы, и траволаторы, двигающиеся со скоростью 1 м/с.
В отличие от первых двух веток метро, зеленая линия пройдет глубже. Три новые станции строятся по системе глубокого заложения (до 20 метров).
Денис Блищ. Частное мнение
7 ноября 2020-го года в Минске открылась линия метро, впервые отрисованная на схемах в 1977-м, а по некоторым сведениям даже раньше. В будущем она должна связать Курасовщину и Зеленый Луг через центр: в пределах второго транспортного кольца подземка уже идет под Жуковского, площадью Францишка Богушевича, Южной площадью (в народе – Дружная), улицей Сухой. Дальше будет Мельникайте, Машерова, Богдановича, плошадь Бангалор. Существенное изменение на этом пути случилось только одно: перенос станции “Вокзальная” с Привокзальной площади на Южную – в конечном счете оно было сделано для удешевления проекта. Я слежу за строительством минского метро более 20 лет, впервые осознанно поехав на открытие “Автозаводской” и “Партизанской” в 1997-м, и, само собой, истоптал десятки километров вдоль площадок первого участка третьей линии, выпустив кучу постов в блог. Сегодня открытие, сегодня первые впечатления и выводы, что не так с этими четырьмя станциями.
Запуск третьей линии это и благо, и беда для города. У меня на этот счет был подробный пост пару лет назад, повторю основные мысли.
Конечно, лучше, когда есть инфраструктура, чем когда ее нет. Но третья линия обретет по-настоящему смысл только в полном своем варианте из 14 станций, что в самых благоприятных условиях потребует еще 12-15 лет ковыряний и какую-то прорву денег. Но вот что: у городских властей всегда будет соблазн прекратить стройку после доведения ее до Курасовщины и открытия депо – этот шаг видится логичным даже сейчас, а уж когда в стране окончательно не станет никаких денег, он будет попросту необходимым.
Второе. Третья линия метро всерьез запаздывает по сравнению с потребностями города. В те годы, когда о ней начали говорить, Курасовщина с ее огромным заводом “Интеграл” и массивы жилья Зеленого Луга действительно требовали метро. Понятно, не лишним оно будет и сейчас, однако пока все деньги уходят в подземку, без нормального транспорта остаются выросшие с тех пор районы-гиганты Сухарево, Лошица, будущий Северный (типа “умный город”). Они могли бы получить свое метро еще при СССР, но СССР развалился, и мы героически строим метро, потому что так завещали деды. Строим по чайной ложке в год, ведь нет денег – но зачем?
Пятой части бюджета участка из четырех станций третьей линии хватило бы на крутой трамвай в Сухарево. Еще столько же на трамвай в Лошицу. Без единого пересечения в одном уровне с другим транспортом, с современными вагонами и нормальной скоростью.
Даже третья линия могла бы быть трамвайной: в центре под землей, на окраинах по земле или на эстакадах. Зачем копать тоннели в районе Сельхозпоселка? Почему так важно спрятать поезда под землю в абсолютно новом районе “Минск-Мир”, а не вписать их в экстерьеры квартала? Мало места на земле в Курасовщине?
Теперь о новых станциях по свежим впечатлениям. Приехал я на “Юбилейную”, она ближе к дому.
Почему она выполнена в красных тонах, не знаю. Юбилейная площадь в Минске имеет историческое название, это не юбилей революции или какого-нибудь вождя, а дань памяти Никейского собора, прошедшего в Римской империи.
Отделка из металла, все блестит как на свадьбе 🙂
“Юбилейная” стала самой глубокой станцией минского метро, нижняя точка где-то на 30 метрах вниз. Эскалаторы поставили отечественные, причем два так и не смогли пока запустить (стоят разобранные), оставшиеся два хрипят, скрипят, дергаются, но едут. Экономика должна быть экономной!
В целом и “Юбилейная”, и три другие станции красивее и лучше, чем все предыдущие станции новой волны начиная от “Пушкинской”. Да, дешевые отделочные материалы, но куда больше теперь возможностей играть со светом, это спасает.
На линии работает три поезда сейчас, в будние, видимо, станет четыре. Синхрон с защитными дверями на платформе работает нормально, но медленно – процесс прохода станции теперь удлинился. Может, натренируются.
Поезда не попадают во внешние двери “красиво”, всегда отсутствует симметрия. Смотрится очень больно для тех, кто любит ровненько.
На “Площади Богушевича” не работают экалаторы, более того, говорят, их не приняли в эксплуатацию еще. Поражаюсь, как можно полгода налаживать оборудование и облажаться.
Выглядит станция хорошо.
Больше всех понравилась “Вокзальная”. У нее очень широкая платформа.
Уровень ниже платформы уводит в переход на первую линию. Тут все плохо.
Как я уже писал выше, “Вокзальную” перенесли на Южную площадь, из-за чего пересадочный узел потребовал строительства двух переходных тоннелей огромной длины. В них установлены траволаторы (некоторые не работают), но этот переход 100% отвернет кучу людей от узла.
Он очень длинный и клаустрофобный.
Оба пешеходных тоннеля сделаны односторонними: по одному поток в сторону “Вокзальной”, по другому в сторону “Площади Ленина”. На “Площади Ленина” нельзя просто спуститься под платформу вниз, чтобы попасть на “Вокзальную”, нужно подняться в вестибюль и уйти в отдельный проход. Сейчас это вообще не читается никак, стоит человек и всех поправляет. Есть еще цветовое обозначение порталов тоннелей – зеленое и синее, но тут сходу не догадаешься тоже.
Ну и “Ковальская Слобода”. Самая маленькая станция, самая скромная. Люблю односводчатые станции, но не люблю отделочные материалы с “Алиэкспресс”.
Добавить к ней нечего, как говорится, пусть будет.
Людей сегодня на линии было много, но, конечно, в обычной эксплуатации их будет существенно меньше. С присоединением к Курасовщине станет лучше, но в любом случае это уже неоправданно долгая и дорогая стройка. Пока город достроит третью линию, потребности у него могут быть вообще другие.
▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал «Минск и минчанин». ◀︎
Как продвигается строительство третьей линии метро
Метро идет на юг
Метростроители приступили к строительству станции «Слуцкий гостинец», «Неморшанский сад» готова на две трети, а на «Аэродромной» начались отделочные работы
Куда ведут подземные проспекты
Третьей линии метро на следующей неделе исполнится ровно год. За это время она зарекомендовала себя комфортной и безопасной для пассажиров. На торжественной церемонии открытия новых станций в ноябре 2020-го Президент выразил уверенность, что ввод в эксплуатацию первой очереди третьей линии метро качественно изменит жизнь города, придаст ему больше динамики и комфорта. Было отмечено, что на строительстве первой очереди задействовали более трех тысяч человек. Глава государства адресовал слова благодарности всем, кто проектировал и строил этот объект, за скорость исполнения, качество работы и соответствие современным стандартам, за эстетику оформления станций и глубокий смысл, заложенный в их внешний облик. «Это хочу отметить отдельно. Когда-то, десяток лет назад, я требовал от метростроевцев, чтобы мы под землей не создавали музеи, это очень дорого. Мы и так платим по 80 миллионов долларов за каждый километр проходки, если взять в целом с отделкой. Поэтому музеи создавать не надо, но станции должны быть функциональны и симпатичны, эстетичны, красивы», — сказал Президент.
Метростроители продолжают уверенными шагами двигаться в заданном направлении. Больше года они работают на втором участке третьей линии метро. Говорят, трудностей на пути было немало. Перенос сетей и коммуникации, поиск нестандартных инженерных решений на участке прохода через реку Лошицу… Со всеми задачами коллектив и техника справились.
— Строительство новых станций метро органично вписывается в стратегию развития города и его транспортной инфраструктуры. Это неоднократно подтверждалось и на генпланах Минска, и на докладах у Президента. Мы успешно работаем над поставленными перед нами задачами. Имеются показатели экономического роста, мы дальше развиваем предприятие, модернизируем его. Зарплата выплачивается своевременно и в полном объеме, в соответствии с положениями коллективного договора.
В условиях пандемии большое внимание уделяется здоровью работников. Предприятие одним из первых заключило договор о вакцинации своих служащих с 14-й центральной районной поликлиникой. Леонид Стухальский одним из первых сделал прививку от ковида, показав своим примером, как важен этот процесс для сохранения здоровья сотрудников и нормального функционирования предприятия в целом.
По стройке смирно
Первым делом отправляемся на станцию «Слуцкий гостинец». Ее начали строить позже других. Здесь уже приступили к формированию котлована. Принято окончательное решение по креплению его стенок, из-за чего, собственно, и была задержка. Остановились на инновационном для минского метро варианте. Котлован будущей станции выполнят из особого металлического профиля. Он состоит из фрагментов, соединенных замками. Такое ограждение выдерживает большие нагрузки и не передает вибрацию на близлежащие объекты. Метростроители выполнили несколько экспериментальных участков такого ограждения котлована и на практике убедились, что при таком раскладе скорость возведения выше, а трудозатрат меньше.
Буквально в полукилометре от станции «Слуцкий гостинец» расположится электродепо «Слуцкое». В этой точке сложная система тоннелей на разных уровнях. Здесь не только тоннели, которые связывают станции «Лошицкая» и «Корженевского», но и ветка съезда в электродепо. Поэтому на этом участке будут работать открытым способом.
Глубоко копают
Вторая в слуцком направлении станция «Неморшанский сад» строится двумя захватками. Теплотрасса переложена, продолжается монтаж конструктива.
— Сейчас на станции ведутся кладочные и монолитные работы, занимаемся гидроизоляцией. Когда будет выполнена внутренняя отделка, приступим к монтажу электрики и прочих коммуникаций, — добавил Сергей Логовский. — Работа перед нами стоит ответственная. Всего на станции станут функционировать около 60 систем, которые отвечают за ее жизнедеятельность.
Возведение конструкций «Аэродромной» практически закончено, осталось завершить два входа. Работы окончатся в ноябре.
— Завершается сооружение конструкций станции, в полном объеме идут отделочные работы, объект готовится к началу монтажа оборудования. В ноябре завершим строительство выходов из станции и начнем благоустраивать прилегающую территорию, — рассказывает заместитель главного инженера УП «Минскметрострой» Григорий Журавлев. — «Аэродромная» будет пересадочной. Она уже соединена тоннелями с действующей станцией метро «Ковальская Слобода». Они пройдены немеханизированными щитами.
— Завершаем работы по платформенному участку — готовность 98 процентов, к отделочным работам приступим в ноябре, — у одного из входов на станцию нас встречает Артем Желобкович, заместитель начальника участка тоннельного отряда № 1 УП «Минскметрострой». — Попасть на «Аэродромную» можно будет по лестнице и на лифте. Слева расположен специальный подъемник для людей с ограниченными возможностями. Спуск к платформе станет осуществляться по эскалаторам. Их четыре: два работают на спуск и два — на подъем. Основания для их монтажа уже готовы.
Первое, что бросается в глаза внутри, — конструкция станции «Аэродромная». Она сводчатая, как и у ее соседки «Ковальской Слободы». То есть отсутствуют колонны. Благодаря этому на платформе очень просторно.
Ключевая особенность «Аэродромной» в том, что на этапе ее строительства закладывается пересадочный узел на четвертую линию минского метро. Он расположится именно под этой станцией. Его законсервируют до начала строительства четвертой линии. Согласно генеральному плану развития Минска она планируется кольцевой.
Если на первой и второй линиях метрополитена для укладки пути использовались деревянные шпалы, то на третьей линии свое веское слово сказал прогресс. Точнее, технологи Завода железобетонных изделий УП «Минскметрострой». Благодаря их разработке жители домов, расположенных в непосредственной близости от тоннелей третьей линии метро, не ощутят никакой вибрации из-под земли.
— Ноу-хау третьей линии метро — бесшпальная конструкция верхнего строения пути, — поясняет директор Завода железобетонных изделий УП «Минскметрострой» Сергей Шундрик. — В ее разработке участвовали представители «Минскметростроя», технологи нашего предприятия, ученые РУП «Институт БелНИИС». Мы изготовили опытные образцы и протестировали. В итоге наша продукция получила несколько наград, в том числе отмечена как «Продукт года». Станция «Вокзальная» и «Юбилейная» стоят на этих блоках. На строящихся сейчас станциях используем упрощенные блоки, поскольку эта ветка находится на некотором расстоянии от зданий, нагрузка не такая сильная.
Свою оценку горожане поставят новым станциям уже в 2023 году. Затем линия метро станет расширяться в направлении Зеленого Луга. Метростроители не скрывают больших планов на будущее. Леонид Стухальский напоследок рассказал:
— В следующем году мы будем рассматривать вопрос о дальнейшем строительстве метро. Речь идет о еще четырех станциях в направлении площади Бангалор. К подготовке территорий и выносу инженерных сетей приступим уже в следующем году, чтобы, завершив строительство станций «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий гостинец», мы могли перейти на новый участок и сразу приступить к работе.
Электродепо «Слуцкое» и пересадочный узел на четвертую линию: как продвигается строительство новых станций метро
Летящей проходкой
По стройке смирно
Возведение станций «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий Гостинец» планируют завершить в 2023 году. Наибольшая степень готовности на данный момент у станции «Аэродромная». Здесь уже появилась платформа и ведущие к ней лестничные марши. Ширина платформы стандартная — десять метров. Длина всего станционного комплекса вместе со служебными и вспомогательными помещениями составляет около 300 метров. «Аэродромная» — станция с двумя вестибюлями, один из которых расположился в центре комплекса «Минск Мир», второй — на перекрестке перспективных улиц.
Нас встречает Павел Фатеев, начальник участка тоннельного отряда № 1 «Минскметростроя». На строительстве объектов метрополитена он работает десятый год. Строил «Вокзальную», «Малиновку», «Петровщину». Сейчас в его подчинении около 100 человек. Каждый занят своим делом: к примеру, электромонтажники прокладывают коммуникации, штукатуры приводят в порядок стены служебных помещений.
— Из монолитных работ осталось только строительство входных групп. Первый и второй входы построены, сейчас завершаем строительство третьего и четвертого, — говорит Павел Фатеев. — Строительно-монтажные работы практически завершены. Внутри уже приступили к архитектурно-отделочным работам. Когда черновая отделка завершится, на станцию доставят отделочные материалы — гранитную плитку на пол и стены. Архитектурное решение в процессе еще может незначительно поменяться. Сейчас работаем в помещениях, в которых будет монтироваться сложное электротехническое оборудование понизительной подстанции. Оно обеспечит станцию электроэнергией — это и освещение, и тяга поездов, и вентиляция, и водоотливные установки… В ближайшее время ожидаем поставки оборудования.
Павел Фатеев: «Из монолитных работ осталось только строительство входных групп».
Попасть на станцию можно будет по лестнице и на лифте. Слева расположен специальный подъемник для людей с ограниченными возможностями. Проходим через вестибюль, где полным ходом идут отделочные работы, и попадаем на станцию. Спуск к платформе будет осуществляться по четырем эскалаторам: два работают на спуск и два — на подъем. Основания для их монтажа уже готовы.
Первое, что бросается в глаза внутри, — конструкция станции «Аэродромная». Она сводчатая, как и у ее соседки «Ковальской Слободы». То есть отсутствуют колонны. Благодаря этому на платформе очень просторно.
«Аэродромная» расположилась на территории бывшего аэропорта Минск-1 прямо под взлетным полем. Тема неба, полетов нашла отражение и в интерьере. По задумке архитекторов на платформе появится даже стилизованная взлетная полоса. Колористическая гамма этой станции — холодный голубоватый цвет с вкраплениями белого, синего и серого, а также элементами из нержавеющей стали.
— Построить — это половина дела. Все еще нужно настроить, испытать, — рассуждает Павел Фатеев, медленно шагая по платформе. — Например, все станции третьей линии метро оборудуются ДАС (двери автоматические станционные). Это защитные ограждения из стекла по краю платформы. Нужно не только установить и закрепить эти конструкции, но и завязать их с автоматикой движения поездов. На каждой станции будет по 40 раздвижных двойных дверей. Монтаж такого оборудования на первых четырех станциях третьей линии метро — наш первый опыт. Все работы сопровождали специалисты турецкой фирмы-производителя защитных экранов. Мы освоили установку ДАС. На «Аэродромной» будем монтировать их самостоятельно. К монтажу защитных ограждений приступим, когда будет завершена чистовая отделка станции, в частности уложена напольная гранитная плитка.
Длина всего станционного комплекса вместе со служебными и вспомогательными помещениями составляет около 300 метров.
Ключевая особенность «Аэродромной» в том, что на этапе ее строительства закладывается пересадочный узел на четвертую линию минского метро. Он расположится именно под этой станцией. И уже построен. Его законсервируют до начала строительства четвертой линии метро. Согласно генеральному плану развития Минска она планируется кольцевой.
Новости со стройки
Станция «Неморшанский сад» (проектное название «Лошицкая») построена в конструкциях более чем наполовину. Начальник производственно-технического отдела «Минскметростроя» Сергей Гречкин — о ходе строительства на этом участке:
— Половина монолитных работ на станции закончена. «Лошицкая» располагается на глубине около 12 метров. Некоторое время нас сдерживало наличие теплотрассы в области проведения работ. Она обеспечивает теплом ближайший микрорайон, поэтому до завершения отопительного сезона мы ее не трогали. Сейчас уже переключили существующую теплотрассу и демонтируем старую. После этого сможем закончить строительство конструкций станции. К концу года рассчитываем приступить к отделочным работам.
Еще один важный объект — электродепо «Слуцкое» для обслуживания третьей линии метро. Оно появится в районе улиц Кижеватова и Серова. Инженер производственно-технического отдела УП «Минскметрострой» Юрий Русецкий рассказывает подробнее:
— Это, можно сказать, полноценный завод для обслуживания подвижного состава третьей линии метро. Там будет и отстойно-ремонтный корпус, и административно-бытовой, и камера мойки составов… Для обеспечения всего этого комплекса электроэнергией возведется отдельная трансформаторная понизительная подстанция.
— На данном участке будем работать открытым способом. В этой точке сложная система тоннелей на разных уровнях. Здесь не только тоннели, которые связывают станции «Лошицкая» и «Корженевского», но и ветка съезда в электродепо, — акцентирует внимание Сергей Гречкин. — Если все пойдет по намеченному плану, то тоннели между станциями «Лошицкая» и «Корженевского» будут готовы к концу года.
«Аэродромная» расположилась на территории бывшего аэропорта Минск-1 прямо под взлетным полем.
Тем временем тоннелепроходческий механизированный щит «Алеся» помогает метростроителям прокладывать тоннели метро. С каждой новой проходкой совершенствуется режущее оборудование, что позволяет «Алесе» ускоряться. Удалось достигнуть максимальной скорости 310 метров в месяц, а начинали со 100 метров. Сейчас «Алеся» преодолела под землей уже более 300 метров между станциями «Аэродромная» и «Неморшанский сад» третьей линии метро. Длина тоннеля составляет 1800 метров. Завершить его проходку планируется к февралю следующего года.
Параллельно специалисты ОАО «Минскметропроект» готовят проектно-сметную документацию на подготовку территории для строительства участка третьей линии метро от площади Бангалор до улицы Мельникайте. Это четыре станции: «Проспект Победителей», «Площадь Машерова», «Веры Хоружей» и «Площадь Бангалор».
— Первое, что нужно сделать, — подготовить территорию. Есть определенные требования к устройству инженерных сетей и коммуникаций для строительства метро, — объясняет порядок действий Сергей Гречкин. — Второй этап — соорудить монтажно-щитовую камеру. Она разместится в районе парка Дружбы народов. Оттуда «Алеся» начнет проходку тоннелей до проспекта Победителей. Следующий участок строительства — в сторону Зеленого Луга.
Усилиями опытных специалистов «Минскметростроя» минская подземка продолжает планомерно расти. Всего на третьей линии планируется 14 остановочных пунктов: из Курасовщины в Зеленый Луг через центр города. Это сделает дорожный трафик в столице комфортнее.